Неоценимую помощь в работе над романами оказывала ему замечательная картотека, где были подобраны в систематическом порядке всевозможные фактические сведения по разным отраслям знаний.
Читая книги, журналы и газеты, он постоянно делал выписки, не пропуская ничего из области физики, химии, астрономии, геологии, географии, истории и т. п., что могло бы ему так или иначе пригодиться в будущем.
Эта картотека, начало которой было положено еще в студенческие годы, непрерывно пополнялась и к концу жизни писателя насчитывала более двадцати тысяч аккуратно пронумерованных тетрадок с выписками. Такой способ накопления материала впрок, скорее напоминавший метод работы ученого, чем писателя, дал возможность Жюлю Верну не только рационализировать свой творческий труд, но и привести к исполнению грандиозный замысел «Необыкновенных путешествий».
Лишь ближайшим друзьям было известно, какого огромного напряжения физических и духовных сил стоило ему каждое произведение, пленявшее читателей новизной, остроумием, легкостью стиля.
Жюль Верн умер в 1905 году, когда ему было 77 лет.
Писатель оставил 10 неопубликованных книг. До конца 1910 года каждое полугодие, как это делалось на протяжении сорока двух лет, он продолжал дарить читателям новый том «Необыкновенных путешествий».
За свою долгую жизнь, кроме 65 романов, которые были изданы в 93 томах, Жюль Верн написал еще 20 повестей и рассказов, 23 драматических произведения и 10 научно- популярных книг по географии и истории географических открытий. Таким образом, все сочинения Жюля Верна образуют библиотеку из 110—115 томов, библиотеку, написанную одним человеком.
Переходя к рассмотрению романа Жюля Верна на уроке внеклассного чтения, учитель дает очень краткую характеристику серии «Необыкновенные путешествия», книги которой, взятые в целом, представляют уникальный географический очерк о земном шаре. Если распределить все романы по месту действия, то окажется, что в четырех из них описываются кругосветные путешествия, в пятнадцати — разные страны Европы, в восьми — Северная Америка, в четырех — Южная Америка, в четырех — Арктика, в трех — Австралия и Океания и в одном — Антарктида. «Необыкновенные путешествия» — своеобразная географическая энциклопедия XIX века, рассказывающая не только о том, что было известно и изучено, но еще больше — что предстояло открыть и исследовать.
Можно обратить внимание учащихся на такую характерную особенность творческой манеры Жюля Верна: у писателя в библиотеке был огромный глобус, на котором он при написании каждого романа отмечал маршруты героев. Поэтому глобус был испещрен разноцветными линиями, которые скрещивались, переплетались, расходились в разные стороны, пересекая как раз те области, куда не ступала нога человека.
К концу жизни Жюля Верна глобус покрылся такой густой сетью маршрутов, что и самому писателю было трудно выпутываться из этого лабиринта.
Учитель отметит, что даже в приключенческих и географических романах Жюля Верна, к которым относится и роман «Дети капитана Гранта», неизменным элементом остается фантастика.
Предлагаем примерные вопросы, которые помогут провести беседу по этому произведению.
— Чем было вызвано плавание капитана Гранта и почему Гленарван отправился на его поиски?
— Какие новые интересные факты о странах, природе узнали вы, читая роман Жюля Верна?
— Охарактеризуйте героев романа. Кто из них вам понравился и почему?
— Какие приключения героев, связанные с проявлением природных явлений, можно назвать фантастическими?
— Как проявили себя члены экспедиции Гленарвана во время опасных путешествий? Остановитесь на конкретных примерах.
— Зачем, по-вашему, потребовалось Жюлю Верну подробно описывать пари Жака Паганеля и майора Мак-Набса? Как это характеризует манеру писателя?
— Каким образом Жюль Верн выразил свое отношение к положению туземного населения в Южной Америке, Австралии, Новой Зеландии? Как это характеризует писателя?
— Какие страницы романа произвели на вас наиболее сильное впечатление и почему?
Приступая к рассмотрению романа «Двадцать тысяч лье под водой», учитель будет иметь в виду, что учащимся интересно узнать историю создания этого произведения, а также то, в каком состоянии находилась подводная навигация, когда Жюль Верн задумал свой роман. Поэтому первый вопрос может осветить сам учитель, второй — один из учеников, увлекающихся историей технических открытий и научной фантастикой.
Ученик сообщает о том, что к середине XIX в. строительство подводных лодок только начиналось. Глубина погружения не превышала нескольких метров, пройденное под водой расстояние — нескольких километров. Главная трудность заключалась в отсутствии механического двигателя и надежной системы управления. В 1776 году американец Башнелл построил первую в мире металлическую подводную лодку «Черепаха». Она напоминала яйцо, состоящее из двух половинок, скрепленных болтами, и приводилась в движение гребным винтом, который вращался рукояткой. «Черепаха» погибла на рейде Нью-Йорка при попытке взорвать английский корабль «Игл». В 1800 году Роберт Фултон спустил под воду «Наутилус», судно сигарообразной формы, с гребным винтом, который вращали четыре человека. Подводное судно делало не больше трех километров в час, поэтому вскоре опыты с подводной лодкой были прекращены. Название «Наутилус», прославленное впоследствии Жюлем Верном, стало традиционным для подводных кораблей. Русский инженер А. А. Шильдер построил в 1834 году весельную подводную лодку, приводимую в движение физической силой моряков. Ручным двигателем была снабжена и подводная лодка Аунлея «Давид». Аунлей принимал участие в гражданской войне в США на стороне южан. В 1863 году он взорвал корабль северян и погиб вместе с экипажем «Давида». От «Черепахи» до «Давида» прошло около 90 лет, но подводные лодки все еще были неповоротливы, медлительны и, главное, не умели сохранять равновесие под водой: то камнем плюхались на дно, то неожиданно выпрыгивали кормой или носом вверх. Кроме того, они были слепы, как кроты. Пытались создать конструкцию с паровым двигателем, но вскоре отказались от этого и вернулись к ручному вороту. Подводная лодка с паровой машиной стала пленницей дымовой трубы: ее верхушка всегда должна была торчать на поверхности. Пробовали приспособить воздушный двигатель. Поршни машины приводились в движение сжатым воздухом. Однако запаса сжатого воздуха хватало только на час- полтора. Воздушный двигатель себя не оправдал.
Таково было состояние подводной навигации, когда Жюль Верн задумал «Двадцать тысяч лье под водой». Писателю были хорошо известны конструкции и история подводных лодок. Жюль Верн возлагал надежды на электричество, считая его силой, которая преобразит мир. На смену века пара должен был прийти век электричества. Это было ясно передовым людям того времени, хотя о мощном электрическом двигателе можно было только мечтать.
Электроэнергия, получаемая из окружающей водной среды, служит «Наутилусу» не только двигательной силой. Она используется для освещения, отопления, вентиляции, в боевых действиях и для разных бытовых нужд. Предусмотрены десятки способов применения электроэнергии, которые писатель сумел безошибочно предсказать. Современникам Жюля Верна все это казалось «научной сказкой», но писатель верил в осуществимость своей мечты. «Все, что человек способен представить в воображении, другие сумеют претворить в жизнь», — писал Жюль Верн, и он был прав: возможности науки и техники сильней воображения. Атомный двигатель наделил современную субмарину настоящим могуществом. Трудно перечислить все преимущества современного подводного корабля перед «Наутилусом».
Атомный двигатель и химическая регенерация воздуха дают ему возможность месяцами не всплывать на поверхность. Жюль Верн, естественно, не мог предусмотреть телевизора, эхолота, всевозможных радиолокационных и радиотехнических приборов, разведывательного телескопа с ангаром, не говоря уже о перископе и торпеде. Жюль Верн в тумане будущего видел прообраз идеального подводного судна. В нем много сходства с позднее осуществленными конструкциями.
Дальнейшая работа в классе может быть организована как беседа по следующим вопросам.
— Каким образом профессор Аронакс, Консель и Нед Ленд оказались на «Наутилусе»?
— Почему капитан Немо охотно делится всеми тайнами «Наутилуса» с Аронаксом? Что привлекло капитана Немо в этом человеке? — Через некоторое время пребывания на борту «Наутилуса» профессор Аронакс знал конструкцию подводного судна, принцип его работы. Расскажите, что умеет «Наутилус».
— Капитан Немо считал нечаянных гостей «пассажирами» «Наутилуса», Аронакс — пленниками командира корабля. Кто из них, по-вашему, был прав? Почему через некоторое время профессор Аронакс и Консель перестали тяготиться своим вынужденным пребыванием на борту, а Нед Ленд постоянно думал о побеге?
— «…Перед моим духовным взором промелькнуло все, что случилось после моего исчезновения с „Авраама Линкольна“, все происшествия, плохие и хорошие; я снова увидел подводную охоту, пролив Торреса, берега Пацуасии, мель, коралловую гробницу, Суэцкий канал, Санторинский остров, критского ловца, бухту Виго, Атлантиду, ледяной затор, Южный полюс, ледяную тьму, бой со спрутами, бурю в Гольфстриме, „Мститель“ и ужасное зрелище корабля, потопленного вместе с экипажем! Все эти события развертывались перед глазами». Какое из перечисленных происшествий произвело на вас наиболее сильное впечатление? Почему? Расскажите о нем подробнее.
— С каждым годом «Наутилус» все больше устаревает. Но роман «Двадцать тысяч лье под водой» остается одной из любимых книг едва ли не во всем мире. В чем же секрет обаяния этой бессмертной книги?
Приступая к последнему роману трилогии — «Таинственный остров», учитель обратит внимание на то, что он принадлежит к циклу романов-«робинзонад». Само слово «робинзонада» вошло в литературу еще в XVIII в., когда стало появляться множество книг, написанных под влиянием «Робинзона Крузо» Даниэля Дефо.
Позднее Жюль Верн писал: «„Робинзонады“ были книгами моего детства, я сохранил о них неизгладимое воспоминание… Никогда впоследствии при чтении других произведений я не переживал больше впечатлений первых лет. Не подлежит сомнению, что любовь моя к этому роду приключений инстинктивно привела меня на дорогу, по которой я пошел впоследствии. Эта любовь заставила меня написать „Школу Робинзонов“, „Таинственный остров“, „Два года каникул“…
Поэтому никто не удивится тому, что я всецело отдался сочинению необыкновенных путешествий». Приводим примерные вопросы, которые помогут организовать беседу в классе.
— Каким образом аэронавты оказались на необитаемом острове? Почему они назвали этот остров именем Авраама Линкольна?
— Остров Линкольн был одним из тех островов, которые «созданы как бы специально для того, чтобы бедняги вроде нас могли легко выйти из всякого затруднения», говорит один из колонистов. Что имел в виду этот герой? Что из себя представлял этот остров?
— Каким образом удается обитателям острова найти выход из трудного, казалось бы безвыходного, положения? — «Я весь отдался „Робинзону“ или, вернее, „Таинственному острову“…
Встречаюсь с профессорами химии, бываю на химических фабриках и каждый раз возвращаюсь с пятнами на одежде… потому что „Таинственный остров“ будет романом о химии». Какое основание имел Жюль Верн так сказать о своем романе?
— Согласны ли вы с мнением одного из героев романа (Пенкрофа), что «колонисты острова Линкольна стоили во сто раз больше, чем все прошлые Робинзоны, для которых даже малая задача казалась просто-напросто чудом»? Как вы можете объяснить утверждение автора, что обитатели острова «сумели поставить себе на службу животных, растения и минералы острова, т. е. все три царства природы»?
— Какие странные обстоятельства стали тревожить колонистов спустя несколько месяцев их пребывания на острове? Почему капитан Немо принял участие в судьбе колонистов?
— В чем состояла тайна капитана Немо? Как, по-вашему, автор относится к истории этого героя?
— Почему колонисты вышли победителями из всех жизненных испытаний? Какой смысл вкладывает писатель в свой роман?
— Какие «нити» связывают произведения Жюля Верна «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой» и «Таинственный остров»? Почему автор объединяет их в трилогию?
— Какой из этих романов понравился вам больше всего? Чем именно? Что интересно вам в этих произведениях сегодня?
Вопросы для итоговой беседы
— Что узнали вы о жизни Жюля Верна? Как он работал? Какой труд создал ему репутацию серьезного ученого?
— Когда вы впервые познакомились с произведениями Жюля Верна? Назовите произведения писателя, известные вам.
— Какой из прочитанных вами романов писателя произвел на вас самое сильное впечатление?
— Кто из героев запомнился вам? Назовите их. Что прославляет автор в их поступках и поведении? Что он осуждает?
— С какими из прочитанных вами научно-фантастических произведений других писателей вы могли бы сравнить романы Жюля Верна? Что, по-вашему, у них общего и в чем их различие?
В заключение еще раз хотелось бы подчеркнуть, что предложенные методические советы имеют не обязательный, а лишь примерный характер.
Они могут быть ориентиром для самостоятельных решений творчески работающего учителя.
1 Б р э д б е р и Р е й . Я выбираю звезды // Литературная газета. — 1978. — 20 сентября.
2 Г а к о в Вл. Рей Брэдбери — выпускник библиотеки // Детская литература. — 1980. — № 10. — С. 35—39.
3 Материалом для рассказа о Жюле Верне могут явиться следующие источники:
Б р а н д и с Е. П. Жюль Верн: Жизнь и творчество. — Л., 1963, а также вступительные статьи и послесловия к сочинениям Жюля Верна, например: В е р н Ж. Собр. соч. (К. Андреев, Предисловие). — М., 1954;
Верн Ж. Двадцать тысяч лье под водой (Евг. Брандис. О романе «Двадцать тысяч лье под водой»). — М., 1975;
В е р н Ж. Таинственный остров (Евг. Брандис. О Жюле Верне и «Таинственном острове»). — М., 1984, и др.
1 2 3 4 5 6 7
Назад