на главную контакты карта сайта

Литература. 6 класс: Методические советы  

А. П. ЧЕХОВ

«Лошадиная фамилия»

Начать урок по теме можно с краткой беседы о писателе. Очень важно при этом, чтобы вступительное слово было живым, интересным и эмоциональным, в этом случае оно поможет подготовить восприятие рассказа, о котором пойдет речь на уроке. Было бы хорошо, если бы учитель показал один или несколько фотографических портретов А. П. Чехова 80-х годов и прочел помещенные в хрестоматии отдельные небольшие отрывки из воспоминаний современников о писателе: И. А. Бунина и К. И. Чуковского.

Беседа в классе завершается чтением вводной статьи учебника. Все это даст возможность учащимся ответить на вопросы:
1. Какие особенности характера Чехова помогли ему стать замечательным мастером юмористического рассказа?
2. Каким человеком предстает перед вами А. П. Чехов в воспоминаниях И. А. Бунина и К. И. Чуковского?
3. Антоша Чехонте — один из псевдонимов Чехова.

 Как вы думаете, почему Чехов не стал сразу подписывать рассказы своим именем? Важно не просто обратить внимание на псевдоним Антоша Чехонте, но и объяснить, что он вполне соответствовал юмористическим рассказам писателя. Это был один из псевдонимов молодого Чехова, которым он пользовался, входя в большую литературу в то время, когда там творили М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский.

Ребятам будет интересно узнать, что своим именем Чехов стал подписывать произведения спустя шесть лет после появления в печати его первых рассказов. Насколько серьезно относился сам писатель к своим юмористическим рассказам, говорит тот факт, что он включил свои ранние произведения в первое собрание сочинений.

 Многое будет зависеть от того, как прозвучит рассказ в классе. Поэтому подготовке его выразительного чтения надо уделить большое внимание. Рассказ читает сам учитель. Одна из задач урока — попытаться раскрыть природу смешного в рассказе Чехова. Поэтому беседа в классе начинается с вопроса: «Почему рассказ называется юмористическим? Укажите моменты, которые делают рассказ смешным».

Кратко излагая содержание рассказа, учащиеся выделяют такие строки: забывание приказчиком фамилии бывшего акцизного; решение генерала обратиться к человеку, который «заговаривает» боль по телеграфу; приглашение приказчика к генералу по поводу фамилии акцизного; мучительные усилия приказчика, вспоминающего забытую фамилию; установление фамилии; неожиданная реакция генерала.

Источником смешного в сюжете является как сама исходная ситуация (генерал соглашается «заговорить» зубы по телеграфу), так и развитие этой ситуации и разрешение ее, неожиданности, связанные с этим. Особенно неожиданным является финал, когда герой вспоминает наконец фамилию совсем не «лошадиную». Делая рассказ смешным, Чехов проявляет неистощимую фантазию и изобретательность. Учащимся предлагается доказать эту мысль, обратившись к речи героев.

Шестиклассники без труда находят нужные детали. Это прежде всего относится к речи приказчика, например: «пошепчет, поплюет — и как рукой», «заговаривает зубы — первый сорт», «...в Саратове у тещи живет… Только зубами и кормится…», «Ежели которые из других городов, то по телеграфу…» и др. Смешны также предлагаемые варианты «лошадиных» фамилий: Кобылин, Жеребцов, Лошаков, Жеребкин, Коренников, Лошадевич, Жеребкович, Кобылянский и др.

Источником смешного также является поведение героев и детали их внешнего облика. Подводя итоги, можно обратить внимание ребят на то, что отдельная деталь в художественном тексте нужнее и заметнее в кратком художественном произведении, что краткость является отличительной особенностью чеховских произведений, особенно его юмористических рассказов. Точность и краткость стиля были для Чехова мерилом художественности. Одним из проявлений краткости является быстрое начало и неожиданный финал его произведений.

Учащимся предлагается обратить внимание на начало рассказа: «У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы». Всего одна короткая фраза потребовалась писателю, чтобы действие рассказа началось. Столь же стремительно оно заканчивается: «Приехал доктор и вырвал больной зуб».

 Чехов любил и часто применял в своих юмористических рассказах неожиданные развязки («В конце бью читателя по морде», — писал он в письме). Следует обратить внимание учащихся на разницу между речью автора и речью героев в рассказе Чехова. Ребятам предлагается перечитать вступление. Они отмечают простоту и краткость предложений, отсутствие подробностей, динамичность.

В финале рассказа (приказчик встречается с доктором, разговор приказчика с генералом) в авторской речи можно найти элементы оценки, например: «тупо поглядел», «дико улыбнулся», «бешеная собака» и др. Но главное, что соблюдает писатель, — это чувство меры, что, безусловно, является свидетельством таланта и высокой культуры. Рассуждая о том, каким можно назвать чеховский смех в рассказе — добродушным, уничтожающим, снисходительным, следует подвести учащихся к выводу, что это смех добродушный над мелкими слабостями людей: боязнью зубной боли генерала, легковерием приказчика и его надеждой на чудодейственные средства. Это смех над тем, что смешно, забавно, но не опасно.

 Позднее учащиеся узнают о том, что чеховский юмористический рассказ будет становиться грустным, а смех беспощадным. Заканчивая беседу, можно предложить учащимся подумать над смыслом слов И. А. Бунина, сказанных о Чехове и его юмористических рассказах («сверкнул и исчез замечательный ум»).

Важно, чтобы ребята почувствовали прекрасное знание жизни, глубокое понимание людей, их психологии, поведения, неистощимость фантазии, чувство меры писателя. А может быть, главное, что имел в виду Бунин, — это высокая требовательность, с которой писатель рассматривал жизнь и смешное в ней; даже добродушно смеясь, он многое требовал от жизни и человека, одновременно понимая и сложность жизни, и слабость человеческой натуры.

В заключение можно сделать вывод, что юмористические рассказы А. П. Чехова доставляют нам художественное наслаждение и сегодня, так как чеховский юмор всегда современен.

При подготовке к уроку учитель может воспользоваться литературой:
Б е р д н и к о в Г. А. П. Чехов: Жизнь и творчество: В 2 т. — М., 1986;
П а п е р н ы й З. С. А. П. Чехов. — М., 1960;
Р о с к и н А. И. Статьи о литературе и театре: Антоша Чехонте. — М., 1959;
Ч у к о в с к и й К. И. Чехов // Современники. — М., 1967;
Э р е н б у р г И. Г. Перечитывая Чехова. — М., 1960;
А. П. Чехов в воспоминаниях современников. — М., 1960.

1 А. С. Пушкин: Школьный энциклопедический словарь. — М., 1999. — С. 186. 
2 См.: С н е ж н е в с к а я М. А. За творческое изучение литературы в школе. — М., 1968. — С. 83.
3 См.: М а р а н ц м а н В. Г. Роман А. С. Пушкина «Дубровский» в школьном изучении. — Л., 1971. — С. 78—79.
4 См.: К о р о в и н а В. Я. Методика работы с пробным учебником-хрестоматией «Родная литература» для V класса. — М., 1984. — С. 23.
5 М а р а н ц м а н В. Г. Роман А. С. Пушкина «Дубровский» в школьном изучении». — Л., 1974. — С. 97.
6 Н е п о м н я щ и й В. Сила взрыва // Литература в школе. — 1971. — ╧ 3. — С. 19.
7 М а р а н ц м а н В. Г. Роман А. С. Пушкина «Дубровский» в школьном изучении. — Л., 1974. — С. 27—28.
8 Н е п о м н я щ и й В. Сила взрыва // Литература в школе. — 1971. — ╧ 3. — С. 19.
9 См.: М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. — М., 1964 или 1974. Фрагменты воспоминаний приведены в сборнике «Читаем, думаем, спорим...».
10 См.: Ч у к о в с к и й К. И. Мастерство Некрасова. — М., 1962; Скатов Н. Н. О поэтичности стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога» // Русская классическая литература: Разборы и анализы / Сост. Д. Устюжанин. — М., 1969.
11 С к а т о в Н. Н. Указ. соч. — С. 270
12 Там же. — С. 274.
13 См.: Русская литература второй половины XIX века: Хрестоматия / Сост. Е. В. Квятковский, Н. А. Кушаев. — М., 1986. — С. 88. 

РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА

В программе по литературе VI класса есть лирические произведения, которые можно объединить разделом «Родная природа в изображении русских поэтов». Изучение этих произведений вызывает немалые трудности у учителей-словесников. Поэтому часто это изучение сводится лишь к выразительному чтению и заучиванию наизусть.

Главная задача учителя — организовать работу со стихотворениями о природе так, чтобы пробудить интерес и любовь к поэзии. Поэтому первое, что необходимо учителю, — это освоить образное содержание стихотворения, добиться того, чтобы ученик отчетливо представлял, видел предмет изображения.

Как писал В. Набоков: «Главная задача писателя — превратить читателя в зрителя». Затем — выявление основных чувств, которые вызывает та или иная картина, тот или иной предмет, которые помогут школьникам понять основной тон стихотворения и проникнуться чувствами, которые стремился пробудить поэт, и, наконец, личное отношение к нарисованному, которое отразится в выразительном чтении того или иного стихотворения.

В хрестоматии VI класса поэзия о природе представлена двумя разделами: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX в.» и «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX в.». Пожалуй, не следует изучать их в одно время. Это может снизить интерес шестиклассников и вызовет большие трудности у учителя. Поэтому лучше стихотворения русских поэтов XX в. отнести на конец изучения темы «Произведения русских писателей XX в.».

Стихотворения поэтов XIX в. — в основном о природе. Поэтому можно изучать их по временам года, другой путь — рассматривать последовательно, так, как они представлены в хрестоматии. Первый урок можно посвятить стихотворениям Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи…» и Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…». Оба они о грозе. Эти стихотворения можно рассмотреть в сравнении, в сопоставлении. Все основания для этого есть. Если Я. П. Полонского привлекает динамика, движение грозы в природе, стремительная смена картин, то у Ф. И. Тютчева этот же природный процесс показан в замедленном темпе. «Неохотно и несмело…» — эти слова точно передают картину наступления и завершения грозы.

Описание грозы у Ф. И. Тютчева отличается неторопливостью и спокойствием. Прежде чем разбирать стихотворения, можно провести небольшую беседу о том, когда и какой учащиеся видели грозу, каково их впечатление об этом явлении природы. Затем читается стихотворение Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи…». После выяснения впечатлений от стихотворения можно предложить учащимся представить картину, которая изображена в нем. Далее обратить внимание на динамичность этого стихотворения, на то, что движение подчеркивается обилием глаголов: «блуждали», «сползали», «сошлись», «не уступили», «огласили», «грянул», «засмеялось», «вздохнула», «не смели повторить», «улеглись и обомлели». Эти глаголы, в свою очередь, связаны с таким художественным приемом, как олицетворение: «тучи блуждали», «сошлись, не уступили», «эхо засмеялось», «скала сказалась протяжным стоном», «тучи не смели повторить удара» и др.

В заключение предлагается подумать о том, какое настроение выражено в этом стихотворении, какие чувства оно несет в себе. После чтения стихотворения Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…» можно обратиться к словесному иллюстрированию (устному рисованию) строф стихотворения, а именно — предложить ответить на вопросы.
— Как Ф. И. Тютчев изображает в стихотворении приближение грозы?
— Какие картины можно нарисовать к каждому четверостишию?
— Какими словами передает он изменения в природе?

Следует обратить внимание на олицетворения: «неохотно и несмело солнце смотрит», «принахмурилась земля», «солнце взглянуло», на сравнение «вихрем пыль летит с полей».

Завершить эту часть беседы можно вопросами.
— Что вы можете сказать о чувствах поэта?
— Как он воспринимает нарисованную им картину грозы?
— В каких словах переданы его ощущения?

В заключение можно сопоставить стихотворения Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи…» и Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…», чтобы обратить внимание на своеобразие каждого из них. Для этого достаточно задать один-два из предложенных ниже вопросов, чтобы не дробить впечатления.
— Что привлекает в грозе Я. П. Полонского, а что — Ф. И. Тютчева?
— В каком стихотворении больше движения? Подтвердите конкретными примерами.
— В каком стихотворении вы ярче видите картины? Почему? А можно ограничиться такими вопросами.
— Чем различаются картины, нарисованные поэтами, и есть ли что-либо общее в них?
— Что общего и что различного в настроениях и чувствах, которые возникают у поэтов при грозе?

Изучение стихотворения Е. А. Баратынского «Весна, весна!» можно было бы отнести к весне, но при всех обстоятельствах, когда бы оно ни изучалось, важно помнить, что при разборе стихотворения нельзя ограничиться только тем, чтобы учащиеся представили те или иные картины природы. В стихотворении Е. А. Баратынского отражается не только природа, но и человек, воспринимающий ее, его душевное состояние. 

Примерные вопросы для работы в классе
— Что увидел поэт в весенней природе?
— Что особенно дорого поэту весной?
— Выделите слова и выражения, которые наиболее живописно рисуют картину весны.

Обращается внимание на олицетворения: «ласкаясь к солнечным лучам, летают облака», «взревев, река несет на торжествующем хребте поднятый ею лед»; эпитеты: «ветхий лист», «яркая вышина», «незримый жаворонок».
— Какое чувство и настроение было у поэта, когда он создавал это стихотворение?

В заключение предлагается прочитать последнее четверостишие, в котором поэт передает полное слияние с природой, и ответить на вопросы.
— Как следует прочитать его?
— Есть ли разница в тоне последнего и предыдущих четверостиший?
— Можно ли с одинаковым чувством читать их?

 Задача урока по анализу стихотворения И. С. Никитина «Встреча зимы» — дать возможность учащимся почувствовать поэзию разных времен года и увидеть красоту неприхотливого сельского пейзажа. В стихотворении И. С. Никитина динамично описание начала зимы. Здесь одна картина сменяет другую, кадры представлены точно и четко. Все это дает возможность использовать при работе над ним такой прием, как составление киносценария (диафильм).

С самого начала следует оговориться, что мы не ставим своей задачей составление подробного текста. Это лишь выделение отдельных кадров, картин, что позволит более глубоко проникнуть в текст стихотворения.

Далее мы предлагаем примерный кадроплан:
I. Утро. Деревня. Дождь стучит в окна домов. Туман в виде облаков.
II. Угрюмые, мрачные небеса. Сумрачный лес.
III. Полдень. Осенняя грязь. Начинает падать первый снежок.
IV. Рассвет. Ясно и чисто. Нет облаков. Замерзшая река.
V. Дворы и дома покрыты снегом как полотном. Солнце. Снег блестит разноцветными огнями.
VI. Безлюдные, просторные белые поля. На опушке черный кудрявый веселый лес.
VII. Березы с сосульками, горящими алмазами.

Такая работа даст возможность более глубоко вчитаться в текст и получить представление о нарисованных картинах, выявить чувства, которые вызывает смена явлений природы, поможет правильно расставить логические ударения и подготовить выразительное чтение.

Другой вариант работы над стихотворением И. С. Никитина «Встреча зимы» может быть организован следующим образом: учитель или заранее подготовленный ученик читает это стихотворение, а затем школьники отвечают на вопросы хрестоматии.

Дома учащиеся пишут сочинение на тему «Ваша прогулка зимой». Требуется заранее продумать план. Подобрать эпитеты, метафоры, сравнения, которые помогут представить картину, а также почувствовать настроение и отношение к увиденному. Озаглавить сочинение.

Стихотворения А. Н. Майкова «Осень» и «Пейзаж» посвящены осени.

 Задача урока — помочь увидеть новые картины осени, почувствовать их живописность и выразительность, попытаться обнаружить в каждой картине присутствие человека. Оба эти стихотворения можно рассматривать в сопоставлении. Стихотворения читаются в классе учителем.

Затем учащимся предлагается прочитать их еще раз про себя и ответить на следующие вопросы.
— Почему эти стихотворения, изображающие осень, называются по-разному? Можно ли эти названия поменять местами? (Учащиеся вспоминают, что пейзаж — это картина природы в художественном произведении.)
— Как рисует осень А. Н. Майков в первом стихотворении? Предлагается найти детали, признаки, которые составили бы картину осени: «лист золотой», «влажная земля в лесу», «на листьях лежит… мороз», «сквозь лес видны прозрачные небеса». Как видим, по этим скупым деталям трудно представить осенний пейзаж.
— Каким образом поэт рисует осень в стихотворении «Пейзаж»?

Обращается внимание на отдельные признаки, детали, которые составляют осенний пейзаж: «дорожка лесная», «двойная глубокая колея», ей «нет конца пути», «кругом пестреет лес зеленый», «румянит осень клены», «ельник зелен и тенист», «осыпался с березы лист и, как ковер, устлал дорогу», «солнца луч ложится косо», «вдали — река», «мельница».

Таким образом, становится ясно, что поменять местами названия стихотворений нельзя. Во втором стихотворении нарисован по-настоящему осенний пейзаж. Для того чтобы выяснить чувства и настроение, которые вызывают оба эти стихотворения, можно предложить найти и прочитать строки, где «присутствует» человек в поэтической картине, и ответить на вопрос: «Что привлекает в осенней природе поэта и какие чувства он при этом испытывает?»

В заключение можно показать репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень» или пейзажи других художников для сравнения изображения осени на полотне и в стихотворениях А. Н. Майкова. Таким образом, рассматривая стихотворения о природе, мы стремились показать различные приемы и методические пути при ее изучении, но в каждом случае анализ стихотворения был связан с задачами литературного развития школьников и формированием интереса к поэзии.

Уроки внеклассного чтения по теме «Произведения русских писателей XIX века» Как уже не раз отмечалось, русская классическая литература в самостоятельном чтении школьников занимает небольшое место (1—2%). Поэтому очень важную роль в детском чтении играют уроки внеклассного чтения по классической литературе XIX в.

На основе произведений, вошедших в раздел «Произведения русских писателей XIX в.», проводятся два или три урока внеклассного чтения. Учитель может ориентироваться на рекомендации учебной хрестоматии «Литература» для 6-го класса, а также список книг для внеклассного чтения, который предлагается программой.

Необходимо также учесть книги, самостоятельно прочитанные школьниками летом. Задача уроков внеклассного чтения состоит в том, чтобы расширять круг чтения учащихся, формировать интерес к произведениям классической литературы, развивать на лучших образцах русской классики художественный вкус школьников, закреплять полученные на уроках по основному курсу знания и умения, анализировать художественное произведение.

Уроки эти помогут школьникам понять глубокие нравственные ценности и гуманистические идеалы, которые несут в себе эти произведения. Мы предлагаем несколько тем, которые можно рассматривать как возможные варианты уроков внеклассного чтения.

А. С. Пушкин

В методической литературе не раз отмечалось, что важно организовать чтение произведений А. С. Пушкина систематически, глубоко и постоянно, чтобы знания о великом поэте расширялись, усложнялись и углублялись из года в год. В связи с этим каждый урок внеклассного чтения, в том числе и урок внеклассного чтения в 6-м классе по произведениям А. С. Пушкина, будет являться органическим звеном в общей цепи классных и внеклассных занятий по этой теме.

Основная задача, которую учитель ставит при обращении к произведениям А. С. Пушкина на уроках внеклассного чтения, — это избежать хаотичности и добиться системности в знаниях учеников о жизни и творчестве великого поэта. В методике накоплен богатый опыт изучения произведений А. С. Пушкина и произведений о нем на уроках внеклассного чтения.

Урок внеклассного чтения в 6-м классе рекомендуется провести по поэмам А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» и «Братья разбойники»1. Причем основным средством анализа поэмы является выразительное чтение, позволяющее ярко охарактеризовать героев поэмы и отношение автора к ним.

Поэму «Братья разбойники» рекомендуется прочитать в отрывках, заранее подготовленных учениками. Предпочтение отдается следующим из них: описание разбойничьей жизни, тюремное заключение и болезнь брата, бегство из тюрьмы, смерть брата. 69 В методической литературе описаны и другие уроки внеклассного чтения, которые связаны с попытками познакомить учащихся с личностью Пушкина (см. ст. Л у р ь е И. М. Уроки внеклассного чтения о Пушкине в V≈VI классах // Литература в школе. — 1974. — № 2).

Рассмотрение этих вопросов на уроке внеклассного чтения имеет очень большое значение, так как в этом возрасте происходит становление характера подростка, детей волнуют взаимоотношения со взрослыми и своими сверстниками, поиски того, кому следует подражать. Поэтому уроки внеклассного чтения, на которых ребята узнают об отношениях Пушкина с друзьями, представлениях лицеистов о чести, верности идеалам, благородстве, особенно интересны школьникам этого возраста.

Статья в учебной хрестоматии для 6-го класса хотя и затрагивает некоторые вопросы, но не решает этой задачи. Поэтому на уроках внеклассного чтения рекомендуется использовать другие материалы о жизни поэта. Причем работу, начатую в 5 и 6-м классах, рекомендуется продолжить в более старших классах, чтобы учащиеся постепенно смогли ощутить обаяние личности поэта, вошли в его жизнь, приблизились к нему.

 В 5—6-м классах рекомендуется познакомить с детством поэта и его лицейскими годами. Учитель заранее советует учащимся прочитать доступные им книги: А. Слонимский. «Детство Пушкина» (М.: Детгиз, 1960), сборник «Рассказы о Пушкине» (М.: Детская литература, 1967), Ю. Тынянов. «Пушкин», О. Рубинштейн. «В садах лицея» (М.: Детская литература, 1962).

Учитель в течение месяца наблюдает за чтением учащихся, помогает им выбрать нужные отрывки, составить план сообщения, подготовить выразительное чтение и пересказ. Урок проходит в форме своеобразной конференции, когда учащиеся в определенной хронологической последовательности рассказывают отдельные отрывки и главы из прочитанных книг, делятся своими впечатлениями. Урок внеклассного чтения в 6-м классе можно провести по «Повестям Белкина».

В методической литературе даны рекомендации для проведения подобного урока в 7 или 8-м классах2. Как показала практика, эти произведения вполне доступны учащимся более младшего возраста. Урок может быть построен по-разному. В первом случае все учащиеся читают повесть «Выстрел» и озаглавливают каждую из четырех ее частей. Дети готовят к уроку две инсценировки: «Рассказ Сильвио о своей тайне» и «Сильвио отмщен». Основное внимание на уроке обращается на Сильвио. Он производит сильное впечатление на учащихся, иногда несколько противоречивое: он резок, бескомпромиссен, беспощаден, горяч и вместе с тем «дарит» жизнь своему врагу. Вот как оценивает Сильвио во время второго поединка один из исследователей творчества Пушкина Н. Я. Берковский: «Он впервые — человек свободы, и в этом месть его графу. Он располагает наконец собственным поведением: может убить — и не убивает, имеет право на жестокость — и не пользуется им… Странный и эксцентричный Сильвио выходит из новеллы Пушкина существом обыкновенно прекрасным, плечом к плечу с остальными людьми… Мы сначала дивимся и страшимся Сильвио, под конец мы его любим. Сильвио с нами —  с большинством людей. Достоинство и сила этого человека не против нас, но тоже с нами»3.

Характер вопросов и заданий для обсуждения повести во многом будет зависеть от задачи, поставленной учителем. Если повесть обсуждается по ходу развития действия, то беседу в классе можно организовать по следующим вопросам:

  1. Когда происходит действие и какова среда, изображенная писателем?
  2. От чьего имени ведется повествование? Что вы можете сказать о рассказчике?
  3. Как относились к Сильвио в компании офицеров? Что в нем было странным?
  4. Почему Сильвио возненавидел графа Б.?
  5. Как ведут себя герои во время первой дуэли?
  6. Как характеризует вторая дуэль ее участников?
  7. Как и при каких обстоятельствах рассказчик узнал конец этой истории?
  8. Каково, по-вашему, отношение автора к героям?

В более сильном классе вопросы и задания могут строиться так, чтобы, избегая пересказа, побуждать учеников глубже вчитываться в текст, выражать свое отношение к произведению, определять художественное своеобразие произведения, например: «Докажите, что заглавие подходит к повести («Выстрел»). Зачем даны два эпиграфа? Как они связаны с содержанием повести? От чьего имени ведется рассказ? Дайте такое название каждому из четырех рассказов, составляющих повесть, чтобы было видно, кто и о чем рассказывает. Зачем введен третий рассказ? Почему Пушкин именно в этом порядке представляет события?»4

Вторую часть урока можно отвести для чтения повести «Барышня-крестьянка». Читать может учитель или заранее подготовленные ученики. К уроку можно приготовить две-три инсценировки, которые показываются по ходу чтения. Если повесть прочитана всеми учащимися дома, то в классе можно провести беседу по следующим вопросам: «Объясните название повести. Почему были в ссоре помещики Берестов и Муромцев? Покажите, что Пушкин иронически относится и к Берестову, и к Муромцеву. Каким Пушкин изображает Алексея Берестова? Как проявляет себя Алексей Берестов при знакомстве с Акулиной и с Лизой? Чем привлекает нас Лиза? В чем своеобразие композиции этой повести? Какие серьезные мысли автора может найти в этой веселой повести внимательный читатель?»5

Во время беседы ученики постоянно обращаются к тексту повести, что позволяет глубже вдумываться в прочитанное, понять идейное содержание произведения. М. Ю. Лермонтов При изучении произведений Лермонтова на уроке внеклассного чтения в 6-м классе учитель будет исходить, как при изучении произведений Пушкина, из задач, которые стоят перед всей системой уроков внеклассного чтения по этой теме. 

По программе в 6-м классе изучаются стихотворения «Парус» и «Тучи». Эти стихотворения о неудовлетворенности поэта покоем, мятежной жажде борьбы и свободы.

Для самостоятельного чтения предлагаются стихотворения «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы», которые раскрывают богатство мотивов лирики Лермонтова, передают гармонию человека с миром. На уроке внеклассного чтения можно продолжить знакомство со стихотворениями Лермонтова.

Однако нужно помнить, что стихотворения эти должны отвечать читательским особенностям данного возраста, поэтому им необходимо иметь определенную сюжетную, событийную основу. Методисты предлагают провести урок-конкурс: «На лучшего чтеца стихотворений Лермонтова»6. Для этого заранее отбираются стихотворения, например: «Узник», «Горные вершины...», «Морская царевна» и др. В отборе могут принять участие и школьники. Было бы хорошо, если бы чтение сопровождалось постоянным «вмешательством» учителя или заранее подготовленных учеников. Это будет краткое вступительное слово, попутный комментарий, рассказ о каком-то поясняющем эпизоде, заключительное слово.

Программа рекомендует для внеклассного чтения в 6-м классе такие произведения, как «Воздушный корабль», «Казачья колыбельная песня», «Беглец». Два последних объединены общей темой — изображение Кавказа. Им можно посвятить урок внеклассного чтения.

Учащимся заранее предлагается прочитать стихотворения «Казачья колыбельная» и «Беглец». Желающие могут к уроку внеклассного чтения выучить отрывки наизусть. Учащимся рекомендуется прочитать книги о Лермонтове: Т. А. Иванова. «Лермонтов на Кавказе», Т. В. Толстая. «Детство Лермонтова», И. Л. Андроников. «Рассказы литературоведа».

В качестве индивидуальных заданий шестиклассники могут подготовить небольшие сообщения на тему «Лермонтов и Кавказ». Учитель заранее проверяет подготовленные задания, помогает составить план сообщения, дает нужные советы. Урок начинается с небольшого вступительного слова учителя о роли Кавказа в жизни Лермонтова, которое дополняется сообщениями учащихся. Важно, чтобы учащиеся поняли, что Лермонтов был наследником Пушкина. Он принял из рук гениального предшественника эстафету свободолюбия, которую с честью несла вся великая русская литература. Для Лермонтова, как и для Пушкина, Кавказ стал символом борьбы за свободу. Кавказ поразил воображение Лермонтова еще в детские годы. Будущий поэт часто болел, и бабушка три раза возила его на Кавказ, в Горячеводск, как называли нынешний Пятигорск. Ездили на своих лошадях, через всю Россию. Путешествие продолжалось недели три. Наконец на краю государства вставали Кавказские горы, парили в небе орлы и открывался суровый край войны. Из Горячеводска ездили на Терек. И на Тереке, и в Горячеводске Лермонтов видел черкесов в лохматых шапках и бурках, скачки джигитов, слышал горские легенды и песни. Кавказ с ранних лет вошел в сознание Лермонтова как край свободы и чести. Вот почему когда он начал писать стихи, то посвящал их Кавказу, как посвящают друзьям: Тебе, Кавказ, — суровый царь земли — Я снова посвящаю стих небрежный: Как сына ты его благослови И осени вершиной белоснежной. Впоследствии Кавказ дважды оказался местом ссылки Лермонтова. «Герой нашего времени», кавказская редакция «Демона», «Мцыри», «Беглец», «Ашик-Кериб», «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», «Тамара», «Свиданье» — все это результат его скитаний по Северному Кавказу и Закавказью в 1837 г.

Сообщения учащихся завершаются чтением «Казачьей колыбельной песни».

Примерные вопросы для беседы
— Какие картины возникают в воображении, когда вы слышите колыбельную песню матери-казачки?
— О чем мечтает она у колыбели сына?
— Какой вы представляете мать-казачку? Беседу можно завершить чтением всего стихотворения наизусть или отдельных отрывков.

После чтения стихотворения «Беглец»

— небольшая беседа по следующим вопросам.
— Какие чувства испытывает Гарун, бежавший с поля брани?
— Кого встретил он в родном краю?
— Почему Гарун побоялся войти в дом девушки, которую любил?
— Кто сильнее всего высказал свое презрение к трусу?
— Как сам Гарун оценивает свой поступок?
— Как автор относится к Гаруну?
— Что общего между «Казачьей колыбельной песней» и стихотворением «Беглец»?

Завершить урок можно прослушиванием отрывков из произведения наизусть, после чего происходит распределение по ролям и выразительное чтение всего стихотворения. Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Основная цель урока внеклассного чтения, посвященного циклу «Вечера на хуторе близ Диканьки», — познакомить школьников с произведениями Гоголя, углубить представления учащихся о жизни и творчестве писателя. Необходимо познакомить учащихся с детством и юностью писателя, с петербургским периодом его жизни, когда создавались «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Заранее отдельным учащимся предлагается прочитать следующие книги: И. П. Золотусский. «Н. В. Гоголь» (ЖЗЛ., 1979), «По следам Гоголя» (М.: Детская литература, 1984), Н. С. Шер. «Рассказы о русских писателях» (М., 1982), М. Я. Басин. «Петербургская повесть» (М., 1974). 73 Учитель выделяет конкретные главы, например в книге «По следам Гоголя» главы «Сорочинцы», «Васильевка», «Нежин».

Учащиеся готовят небольшие сообщения, особо выделяя детские впечатления, жизнь в Васильевке, учебу в Нежинской гимназии, увлечение юного писателя чтением и театром. Обращается внимание на «Книгу всякой всячины, или Подручную энциклопедию», которая содержит сведения, накопленные Гоголем во времена студенчества. Эти записи были привезены в Петербург и использовались Гоголем. Здесь и частушки, и описания малороссийских обрядов, и эпиграфы, часть из которых потом попадет в «Вечера на хуторе близ Диканьки», и «имена, даваемые при крещении» (в этом списке есть и Солоха, и Параска, и Данило, и Гана, и Андрей, и Хивря, и Хома, Оксана, Левко — все имена будущих героев Гоголя), и малороссийские загадки, блюда, а также пословицы и поговорки, отдельные фразы. Все эти записи в «Книге всякой всячины…» Гоголь делал в Нежине, некоторые он внес уже в Петербурге, и в подзаголовке стоит: «Нежин, 1826 год»7.

 Целесообразно также рассказать учащимся о театральных увлечениях Гоголя. Когда в Нежинской гимназии открылся театр, Гоголь отдавал ему много времени. Он расписывал роли для исполнителей, рисовал декорации, сооружал подмостки, делал бутафорские вещи и даже шил костюмы. Естественно, что он играл почти в каждом спектакле. Его актерский талант здесь раскрылся полностью. «Если б он поступил на сцену, он был бы Щепкиным», — вспоминал об успехах Гоголя его гимназический товарищ А. Данилевский. Гоголь был одинаково хорош во всех ролях. Украинского деда он играл так, что зал качало от смеха. В роли Креона в «Эдипе в Афинах» он вызывал ненависть, в роли Простаковой — смех и слезы8. По приезде в Петербург Гоголь устраивается служить мелким канцеляристом в департамент Министерства внутренних дел, а затем учителем истории в Патриотический институт. Тяга к искусству все более овладевает им. Продолжительное время он увлекается живописью, посещает занятия в Академии художеств. Постепенно, однако, в нем созревает убеждение, что литература является главным его призванием. Для того чтобы показать шестиклассникам близость произведений Гоголя к произведениям фольклора, взгляды Гоголя, который горячо любил свой народ, высоко ценил его творчество, душевную чистоту, благородство, ум, можно заранее рекомендовать им прочесть некоторые сказки из сборника «Украинские народные сказки», например «Золотой черевичок», «Ведьмы на Лысой горе», «Купец и черт» и другие. В этих сказках в иронической форме изображается нечистая сила, чувствуется глубокое уважение народа к своим защитникам. К уроку внеклассного чтения учащиеся читают весь цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». В отдельных случаях урок внеклассного чтения можно провести только по первой части этого сборника, куда вошли «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота».

К уроку учащиеся готовят выразительное чтение понравившихся отрывков и эпизодов, рисуют свои иллюстрации. Особое значение имеет оформление урока внеклассного чтения, где, помимо портретов Гоголя кисти А. Иванова, А. Венецианова и др., будут представлены иллюстрации художников И. Репина, В. Маковского, М. Деригуса, П. Соколова, А. Герасимова и других. Здесь же будут и лучшие иллюстрации учащихся. 

Примерный план хода урока внеклассного чтения по «Вечерам на хуторе близ Диканьки»:

  1. Рассказ учителя или заранее подготовленных учеников о детстве и юности Гоголя, его учебе в Нежинской гимназии, создании «Вечеров…».
  2. Чтение отрывков и эпизодов из разных повестей.
  3. Беседа по содержанию прочитанных повестей.
  4. Рассказ прочитанных украинских сказок и сравнение их с повестями Гоголя.
  5. Инсценирование отдельных отрывков: «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала».

Для беседы в классе можно рекомендовать примерные вопросы:

  1. Каким образом Грицку удалось добиться своей цели? («Сорочинская ярмарка».)
  2. Кто рассказывает легенду о Басаврюке? Что можно сказать о рассказчике? («Вечер накануне Ивана Купала».)
  3. В чем смысл легенды о цветущем папоротнике?
  4. Почему отец не мог найти потерянное место? («Заколдованное место».)
  5. Какую тайну узнал пан Данило об отце Катерины? («Страшная месть».)
  6. Почему Катерина утаила от мужа правду?
  7. Зачем писатель нарушает в этой повести последовательность событий?
  8. Почему повесть не имеет конца? («Иван Федорович Шпонька и его тетушка».) Исследователи утверждают, что повесть «Иван Федорович Шпонька…» закончена, никакого обрыва здесь нет. Как вы думаете, почему?
  9. Как вы думаете, чем закончилась история с Иваном Федоровичем Шпонькой?
  10. Какие, по-вашему, повести из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» особенно близки произведениям устного народного творчества и в чем выражается эта близость?
  11. Кто главные герои повестей Гоголя и как они ведут себя в трудных случаях жизни? В чем сходство их с героями сказок?
  12. Как заканчиваются народные сказки и повести Гоголя?
  13. Почему типографские рабочие «прискали и фиркали», набирая в типографии повести Гоголя? Расскажите наиболее смешные эпизоды из этого произведения.
  14. Вспомните, как оценил А. С. Пушкин «Вечера на хуторе близ Диканьки». Что особенно ему понравилось? Подтвердите конкретными примерами.

После работы с иллюстрациями можно показать учащимся фильм, созданный по одной из повестей «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Заключительной частью урока внеклассного чтения может быть просмотр инсценировок, подготовленных дома заранее. Итогом урока внеклассного чтения может явиться литературный вечер по «Вечерам на хуторе близ Диканьки», который поможет умению школьников самостоятельно работать с книгой9.

Н. С. Лесков «Человек на часах»

Урок внеклассного чтения по рассказу Н. С. Лескова «Человек на часах» даст возможность более широко представить учащимся творчество этого писателя и в какой-то степени понять, почему его считают «одним из лучших писателей наших» (М. Горький). Оценивая свое творчество, Н. Лесков сказал: «Сила моего таланта в положительных типах…» А в одном из писем он так определил основную черту своих произведений: «Я, рисуя реально, всегда стараюсь найти частицу добра в описываемых лицах. Это я действительно ищу, нахожу и отличаю всегда с усиленным старанием»10. Это утверждение писателя относится и к его рассказу «Человек на часах», который наряду с другими произведениями вошел в цикл «Праведники».

История, рассказанная в «Человеке на часах», как нельзя лучше характеризует не столько «нравы и направления… эпохи тридцатых годов совершающегося девятнадцатого столетия», сколько неподвижное казарменно-бюрократическое государство в целом. Разрабатывая сюжет, основанный на действительных событиях (есть свидетельство сына писателя, А. Н. Лескова, что рассказ написан со слов одного из действующих в нем лиц — Н. И. Миллера), Лесков не превращается в очеркиста. Для художника исторический анекдот становится зеркалом, с беспощадной правдивостью отразившим уродство, противоестественность, чудовищный автоматизм официального закона.

Оригинальность художественного решения Лескова состоит в том, что гуманный, героический, вполне соответствующий нравственным нормам поступок солдата Постникова воспринимается вышестоящими лицами, чья карьера оказалась под угрозой, как личное несчастье, как нечто колеблющее самые основы государственного миропорядка. Буква закона выступает самодовлеющей силой. Автор показывает, как каждый из заинтересованных лиц более или менее сочувствует солдату Постникову, на несколько минут оставившему свой пост ради спасения человека. Но для того чтобы «восстановить порядок», они стремятся как бы стереть поступок Постникова, обратить его во что-то иное. При этом все они отчуждаются от человеческой сущности, становясь частью некоего механизма, в котором должностные лица сцеплены друг с другом, подобно гайкам и шестеренкам. Отлаженный механизм срабатывает и устраняет непорядок… Но самое страшное в другом… Вся история заканчивается ко всеобщему удовольствию: довольны офицеры, что дело не дошло до государя, доволен награжденный, доволен жестоко выпоротый Постников. Цена, заплаченная за это довольство, — оболванивание, расчеловечивание каждого11. 

Рассказ Лескова «Человек на часах» рекомендуется прочесть учащимся в то время, когда они приступят к изучению «Левши». Произведение это небольшое по объему, поэтому, чтобы впечатление от прочитанного было свежим, раньше читать его не следует. Чтобы учащиеся более внимательно читали рассказ, можно предложить к уроку внеклассного чтения составить цитатный план. Рассказ состоит из 18 маленьких главок.

В каждой из них нужно найти необходимую цитату. Желающие могут нарисовать иллюстрации, лучшие из которых явятся частью оформления урока. Хорошо бы приготовить к уроку небольшую выставку книг. Урок внеклассного чтения даст возможность более подробно узнать о жизни писателя. Для этого учитель сам или заранее подготовленные ученики в сокращении могут прочитать на уроке «Автобиографическую заметку», в которой писатель интересно рассказывает о своих предках, родителях, детстве, учебе. Вот некоторые отрывки: «По происхождению я принадлежу к потомственному дворянству Орловской губернии, но дворянство наше молодое и незначительное, приобретено оно моим отцом по чину коллежского асессора. Род наш собственно происходит из духовенства, и тут за ним есть своего рода почетная линия. Мой дед, священник Дмитрий Лесков, и его отец, дед и прадед — все были священниками в селе Лесках, которое находится в Карачевском или Трубчевском уезде Орловской губернии. От этого села Лески и вышла наша родовая фамилия — Лесковы… Отец мой, Семен Дмитриевич Лесков, └не пошел в попы⌠ , а пресек свою духовную карьеру тотчас же по окончании курса наук в Севской семинарии. Это, говорили, будто очень огорчило деда и едва ли не свело его в могилу… Выгнанный дедом из дома за отказ идти в духовное звание, отец мой бежал в Орел с сорока копейками меди, которые подала ему его покойная мать └через задние ворота⌠… С сорока копейками отец пришел в Орел и └из-за хлеба⌠ был взят в дом местного помещика Хлопова, у которого учил детей, и, должно быть, успешно, потому что от Хлопова его └переманул⌠ к себе помещик Михаил Андреевич Страхов, служивший тогда орловским уездным предводителем дворянства… На месте учителя в доме Страховых отец обратил на себя внимание своим прекрасным умом и честностью, которая составляла отменную черту всей его многострадальной жизни… Я родился 4 февраля 1831 года Орловского уезда в селе Горохове, где жила моя бабушка, у которой на ту пору гостила моя мать… Жили мы в крошечном домике, который состоял из одного большого крестьянского сруба, оштукатуренного внутри и покрытого соломой… В деревне я жил на полной свободе, которой пользовался как хотел. Сверстниками моими были крестьянские дети, с которыми я и жил и сживался в душу. Простонародный быт я знал до мельчайших подробностей и до мельчайших же оттенков понимал, как к нему относятся из большого барского дома, из нашего └мелкопоместного курничка⌠, из постоялого двора и с поповки…» 

После рассказа или чтения «Автобиографической заметки» (чтение занимает 5— 7 минут) можно предложить прочитать план, который учащиеся составляли дома самостоятельно. Вот один из возможных вариантов цитатного плана:

  1. «Это составляет отчасти придворный, отчасти исторический анекдот, недурно характеризующий нравы и направление очень любопытной, но крайне бедно отмеченной эпохи тридцатых годов совершающегося девятнадцатого столетия».
  2. «…На караульной очереди капитана Миллера при дворце произошел весьма чрезвычайный и тревожный случай…»
  3. «…Вдруг, в исходе второго часа ночи, его [Миллера] встревожило ужасное беспокойство…»
  4. «Часовой не выдержал и покинул свой пост».
  5. «Тут офицер сделал приставу заявление, что привезенный им мокрый человек тонул в полынье против дворца и спасен им, господином офицером, с опасностью для его собственной жизни». 
  6.  «Долго рассуждать было некогда, надо было призывать к делу старших».
  7. «Свиньин был человек не бессердечный, но прежде всего и больше всего └службист⌠».
  8. «И пока Свиньин волновался среди таких затруднений, он обмяк, и ум его начал прозревать еще один выход, до сей поры скрывавшийся в тумане».
  9. «Свиньин надел шинель, устремил глаза вверх и, воскликнув несколько раз: „Господи, Господи!“ — поехал к Кокошкину». 
  10.  «Впрочем, Кокошкин сейчас же сделал соответственное распоряжение». 
  11.  «Свиньин стоял и недоумевал, как это такой оборот все принимает милостию Божиею».
  12. «Инвалидный офицер ожидал пристава внизу, и они отправились вместе в гораздо более теплых отношениях, чем когда сюда вступали». 
  13.  «Надо прекратить и его [Постникова] мучительное томление».
  14. «Выведенный из карцера рядовой Постников „был сделан“ при усердном содействии новоприбывших из армии молодых товарищей». 
  15.  «Много доволен, ваше высокородие, благодарю за отеческую милость».
  16. «Нелепый слух этот дошел и до подворья, где в ту пору жил осторожный и неравнодушный к светским событиям владыко». 
  17.  «Очевидно, и владыко был доволен».
  18. «Я думаю о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него где бы то ни было».

После прочтения плана следует обратить внимание учащихся на то, что содержание прочитанного составляет краткое содержание рассказа. Следующий этап работы в классе — беседа по рассказу, которая поможет выяснить основную мысль этого произведения.

Вот примерные вопросы.
— Когда и где происходит действие рассказа? Что имел в виду писатель, утверждая: «Пора была самая тихая и безмятежная»?
— Почему этот «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот» привлек внимание писателя? Как он сам объясняет это обстоятельство?
— Что заставило солдата Постникова решиться нарушить присягу? Обратите внимание на его душевные переживания.
— Как автор характеризует офицера придворной инвалидной команды? Оправдал ли он эту характеристику?
— Почему бесчестный поступок офицера инвалидной команды не был раскрыт, хотя о нем все знали?
— Как отнеслись к известию о спасенном человеке во дворце?
— Свиньин был человеком не бессердечным, но прежде всего и больше всего «службист». Как вы понимаете это выражение? Какую роль сыграл Свиньин во всей истории?
— Почему об обер-полицмейстере Кокошкине говорили, что он не только «умеет сделать из мухи слона, но так же легко умеет сделать из слона муху»? Докажите это на конкретных примерах.

В заключение предлагается перечитать последнюю главку рассказа и ответить на вопросы: «Как автор относится к изображаемому? Какими словами он выражает главную мысль рассказа?»

1 См. статью: З б а р с к и й И. С. Внеклассная работа по творчеству А. С. Пушкина // Пушкин в школе. — М., 1978. — С. 260—274.
2 См: Г е р д з е й - К а п и ц а Н. М., С а л т ы к о в а М. Н. Внеклассное чтение в V—VIII классах. — Л.: Учпедгиз, 1961.
3 Цит. по кн.: С к а т о в Н. Русский гений. — М., 1987. — С. 310.
4 Гердзей-Капица Н. М., С а л т ы к о в а М. Н. Внеклассное чтение в V—VIII классах. — Л.: Учпедгиз, 1961.
5 Там же. 79
6 З б а р с к и й И. С. Произведения М. Ю. Лермонтова на уроках внеклассного чтения в IV—VII классах // Лермонтов в школе. — М., 1976. — С. 248—249.
7 См.: З о л о т у с с к и й И. По следам Гоголя. — М., 1984. — С. 70.
8 См. там же. — С. 71.
9 О литературном вечере и о работе над инсценировками повестей «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством» см. в кн.: П у ш к а р е в а М. Д., С н е ж н е в с к а я М. А. Связь классных и внеклассных занятий по литературе. — М., 1963. — С. 93—97, 134—147.
10 Цит. по кн.: Л е с к о в Н. С. Соч. В 3 т. — М., 1988. — Т. 1. — С. 24.
11 См.: Д ы х а н о в а Б. С. Писатель будущего // Лесков Н. С. Повести и рассказы. — Воронеж, 1979. — С. 15.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА

А. П. ПЛАТОНОВ

«В прекрасном и яростном мире»

«Есть писатели, соответствующие своему времени, совпадающие по уровню с современниками… И есть — опережающие время, до которых надо еще тянуться…»1 К таким писателям относится Андрей Платонович Платонов.

Самобытность и цельность его произведений, глубокое проникновение в психику человека, важность затрагиваемых проблем, неповторимость стиля делают произведения А. Платонова особенно интересными для современного читателя. В хрестоматию 6-го класса включен рассказ А. Платонова «В прекрасном и яростном мире» (1941). Перед учителем стоит довольно трудная задача. Каждое произведение А. Платонова имеет глубокий философский смысл, причем это не книжная философия, а природная мудрость.

Платонов требует от читателя ответной работы, роста души. Как он сам говорит в одной из статей: «Великий художник требует, чтобы его завоевывали или по крайней мере осваивали». Поэтому произведения Платонова при изучении в классе потребуют неторопливого, вдумчивого, глубокого отношения к ним. Это не значит, что все в произведениях Платонова сразу будет до конца доступно учащимся. Этот «первородный и цельный мастер» будет по-настоящему понят позднее. Но знакомство с произведениями Платонова, чтение их и размышление над ними необходимы в более раннем возрасте.

На изучение рассказа А. Платонова «В прекрасном и яростном мире» отводится два урока. Чтобы пробудить интерес к писателю, учитель прежде всего познакомит учащихся с биографией А. Платонова, так как она в какой-то степени перекликается с изучаемым произведением. Это будет краткий рассказ о том, что родился А. П. Платонов в 1899 г. в Воронеже в большой многодетной семье. Рано умерла мать, и он остался старшим среди сестер и братьев (автобиографический рассказ «Семен»). Он рано начал трудиться. Уже в 13 лет будущий писатель работал «мальчиком» в конторе, позже — рабочим на паровозоремонтном, трубном заводах и на других предприятиях. В годы Гражданской войны А. Платонов служил в Красной Армии помощником паровозного машиниста. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом.

Следует к этому добавить, что А. Платонов уже при жизни выпустил 23 книги; некоторые из них известны во всем мире. У нас в стране имя Платонова было мало известно широким читательским кругам. Но в этом нет вины самого писателя. Его произведения не по таланту редко и скупо печатали, а некоторые из них увидели свет лишь в наше время.

Следует отметить также, что линия неформального авторитета, волна «глухой славы» А. Платонова поднимались столь высоко, что никого не удивило, когда при обсуждении рассказа «В прекрасном и яростном мире» в строгой, взыскательной среде звучали слова: «Платонов сейчас уже классик в смысле понимания, что такое рассказ» (С. Т. Григорьев)2.

Рассказ учителя может быть дополнен чтением автобиографии писателя, которая помещена в хрестоматии. «Главное художественное открытие Платонова, — пишет исследователь, — новый герой, которого до него не было в литературе. Для себя я определил этого героя так: „Народ — Сирота, лишенный кого? Бога? Матери-Земли? Или еще бедственней — обоих, круглый сирота?“»3 Может быть, эта мысль в какой-то степени и относится к рассказу А. Платонова «В прекрасном и яростном мире», но, думается, учителю необязательно на ней акцентировать внимание учащихся. На данном этапе при изучении рассказа «В прекрасном и яростном мире» достаточно того, чтобы ученики поняли, что слова «прекрасный» и «яростный» в мире платоновского творчества не противоположны. «Мир должен и в будущем оставаться не ручным, а „яростным“, напряженным, загадочным, тревожно-заманчивым. Но одновременно в человеке должно укрепиться чувство единства с другими людьми, единство в великой цели. Должно быть преодолено сиротство, одиночество, утвердиться ощущение „без меня народ неполный“»4. В этом и состоит ценность рассказа Платонова, его нравственный и идейный смысл.

 Задача урока состоит в том, чтобы раскрыть художественное выражение мысли писателя, образную систему рассказа, т. е. мысли и чувства главных героев, а также авторское отношение к изображаемому. В рассказе встречаются непонятные слова. Это в основном технические термины. Нет надобности уделять им много времени.

Следует заранее некоторые из них выписать и объяснить на доске, например: буксы — стальная или чугунная коробка для подшипников; реверс — механизм, изменяющий движение машины на обратное; инжектор — насос; петарда(ы) — разрывной снаряд, укладываемый на рельсы для немедленной остановки поезда во избежание крушения.

Чтение рассказа — оно занимает около 30 минут — завершается беседой, которая даст возможность выяснить, какое впечатление произвел рассказ на учащихся. Далее обращается внимание на своеобразие языка писателя. Учащимся предлагается прочитать следующие словосочетания, объяснить их выразительность, подобрать к ним синонимы: «скучал от своего таланта», «шли с нагоном времени», «не считая мою работу действительной», «смирные, изработавшиеся тучи», «хотел защитить от горя судьбы», «я чувствовал свою особенность человека». Дома предлагается озаглавить каждую из пяти частей, чтобы получился план рассказа (можно цитатный). Второй урок начинается с чтения плана рассказа. Вот некоторые варианты.

Простой план

 Цитатный план1. «Лучшим паровозным машинистом считался 1. Лучший паровозный машинист Мальцев. Александр Васильевич Мальцев». 2. Мальцева поразила молния. 2. «Дальше ты поведешь машину, я ослеп». 3. Суд над Мальцевым. 3. «Мальцева отдали под суд». 4. Неудачный эксперимент. 4. «Вы дали плохой совет: Мальцев опять слепой». 5. Снова на паровозе. 5. «Я вижу желтый свет».

Рассказ «В прекрасном и яростном мире» тесно соприкасается с биографией писателя, поэтому беседу в классе можно начать с предложения найти в рассказе строки, которые перекликались бы с мыслями писателя: «Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона, я люблю еще (и чем больше живу, тем больше люблю) паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу. Я уже тогда понял, что все делается, а не само родится». Обдумывая эти строки, учащиеся обратят внимание на то, как передает свое ощущение рассказчик: «Машина „ИС“… одним своим видом вызывала у меня чувство воодушевления; я мог подолгу глядеть на нее, и особая растроганная радость пробуждалась во мне — столь же прекрасная, как в детстве при первом чтении стихов Пушкина».

Следует отметить и то, почему герой рассказа был доволен назначением помощником механика в бригаду Мальцева. Он «желал поработать в бригаде первоклассного механика, чтобы научиться у него искусству вождения тяжелых скоростных поездов».
1. Как принял Мальцев это назначение в его бригаду? Какие отношения сложились у него с новым помощником?

Важно отметить не только равнодушие и безразличие Мальцева к своему помощнику, но также и то, что он постоянно перепроверял его работу, точно не доверял ему.
2. А как передает рассказчик свое восхищение работой Мальцева? «Он вел состав с отважной уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в свое внутреннее переживание и поэтому властвующего над ним…» «Позже я понял значение его [Мальцева] грусти и причину его постоянного равнодушия к нам». В чем же состояла причина равнодушия Мальцева? Отвечая на этот вопрос, обратимся к тексту: «Он чувствовал свое превосходство перед нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта… Мальцев понимал, конечно, что в усердии, в старательности мы даже можем его превозмочь, но не представлял, чтобы мы больше его любили паровоз и лучше его водили поезда, — лучше, он думал, было нельзя. И Мальцеву поэтому было грустно с нами; он скучал от своего таланта, как от одиночества, не зная, как нам высказать его, чтобы мы поняли».
3. Когда и при каких обстоятельствах мы впервые узнаем имя помощника Мальцева? Каким, по-вашему, в этот момент было душевное состояние машиниста? После ответа на эти вопросы предлагаем ребятам рассказать, как вел себя рассказчик в истории 83 с Мальцевым. Когда и в связи с чем он сделал следующий вывод: «И я пришел в ожесточение и решил воспротивиться, сам еще не зная, как это нужно сделать»? Обращаем внимание на самые драматические строки рассказа: «Я не был другом Мальцева, и он ко мне всегда относился без внимания и заботы. Но я хотел защитить его от горя судьбы, и я был ожесточен против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека… я видел, что происходят факты, доказывающие существование враждебных, для человеческой жизни гибельных обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают избранных возвышенных людей». Естественным завершением этого разговора будут ответы учащихся на следующие вопросы: «Как характеризует рассказчика его последний поступок? Почему, по-вашему, в конце рассказа герой обращается к Мальцеву на „ты“? Обратите внимание на чувства и переживания героев». В заключительной части беседы выясняем, как поняли учащиеся смысл названия этого рассказа и подзаголовка его «Машинист Мальцев». Специфика детского восприятия дает возможность уделить внимание устным иллюстрациям к этому произведению. С этой целью можно задать вопрос: «Какие эпизоды рассказа произвели на вас самое сильное впечатление?» Желающим можно предложить описать свои устные иллюстрации.

Такая работа помогает учащимся перечитывать художественное произведение, обращать внимание на детали, ускользнувшие при первом чтении, нагляднее представить место действия, внешность героев и в конечном счете более глубоко понять художественное произведение. Дома желающие рисуют иллюстрации и озаглавливают словами текста.

Остальные устно или письменно отвечают на вопросы: «Что роднит героев рассказа? Что у них общего?» — или готовят рассказ о герое, который произвел более сильное впечатление.

Для самостоятельного чтения рекомендуются рассказы А. П. Платонова «Июльская жара», «Корова».

К уроку внеклассного чтения учащиеся пишут отзыв, отвечая на следующие вопросы:
1. О чем эти рассказы и какова их основная мысль?
2. Где и когда происходит действие?
3. Какой герой особенно понравился и почему?
4. Что в рассказах произвело наиболее сильное впечатление?

 Формы отзыва могут быть разные: статья в школьный или классный журнал, запись в дневнике читателя, письмо к другу.

1  2  3  4  5  6  7  Далее

Назад