На седьмом уроке они читают по ролям эпизод с кольцом. Но начать урок следует с беседы о том, какими учащиеся представляют Сашу и Митю. Предлагается подумать, как в чтении лучше передать их взаимоотношения, их мысли и переживания, отношение к происходящему. Следует также выделить эпизоды, обратить внимание на диалоги и интонации.
Чтение завершается вопросом: «Почему исправник и Троекуров отпустили Митю и какие последствия имело это обстоятельство?»
Восьмой урок отводится анализу XIX главы и подведению итогов изучения всего романа. В некоторых методических работах по роману «Дубровский» особое внимание обращалось на классовый характер борьбы крестьян против помещиков: «Крестьяне бунтовали против социальной несправедливости, суда, помещиков, в протесте Владимира преобладают личные интересы. Поэтому лишь на время мятежный дворянин соединяется с крестьянами». Такой акцент при анализе романа, пожалуй, несколько искажает идею произведения. Мы считаем, что прав В. Непомнящий, который писал: «Стихийное возмущение крестьян в Кистеневке при передаче имения Троекурову — это возмущение против чужого, плохого, жестокого барина в пользу хорошего, а главное — своего, притом возмущение и усмиренное тут же самим этим „своим“ барином…»6
Несколько позже и сам А. С. Пушкин скажет: «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». «Идея чести, защита прав человеческой личности лежали в основе гуманистического мировоззрения Пушкина»; «Владимир Дубровский представлен благородным защитником этой идеи… Даже сделавшись разбойником, он остается служителем справедливости»7.
Учащимся предлагаются следующие вопросы и задания.
— Прочитайте строки, где автор описывает будни разбойничьего лагеря Дубровского.
— Пушкин называет крестьян Дубровского разбойниками. Какими деталями текста он «опровергает» это утверждение? («На валу подле маленькой пушки сидел караульный, поджав под себя ноги; он вставлял заплатку в некоторую часть своей одежды, владея иголкою с искусством, обличающим опытного портного… Караульщик кончил свою работу, встряхнул свою рухлядь, полюбовался заплатою, приколол к рукаву иголку, сел на пушку верхом и запел во все горло…» Этот человек не похож на разбойника. Вряд ли настоящий разбойник стал бы заниматься такой работой. И еще: «В это время дверь одного из шалашей отворилась, и старушка в белом чепце, опрятно и чопорно одетая, показалась у порога. └Полно тебе, Степка, — сказала она сердито, — барин почивает, а ты знай горланишь; нет у вас ни совести, ни жалости⌠. └Виноват, Егоровна, — отвечал Степка, — ладно, больше не буду, пусть он себе, наш батюшка, почивает да выздоравливает⌠».) Пожалуй, можно согласиться с В. Непомнящим, который утверждает: «Перед нами — ненастоящие разбойники. Перед нами — крепостные крестьяне, преданные батюшке- барину; изменились лишь внешние условия их существования»8.
— Как вы думаете, почему Владимир Дубровский покинул своих крестьян?
Закончить работу на этом этапе можно, поставив вопросы, к которым подводит вся предшествующая работа на уроках.
- Почему А. Г. Дубровский проиграл тяжбу с К. П. Троекуровым?
- Почему Владимир Дубровский ни в чем не добился успеха?
- Каково отношение А. С. Пушкина к изображаемому? На чьей стороне его симпатии (главная мысль, идея произведения)?
Письменные работы при изучении романа А. С. Пушкина «Д у б р о в с к и й »
Учащимся можно предложить по выбору преподавателя в соответствии с их подготовкой различные типы классных и домашних письменных работ. Это может быть один из вопросов хрестоматии, о котором шла речь на уроке, например: «Как характеризует А. Г. Дубровского случай на псарне?»; «Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?»; «Почему А. П. Спицын решил переночевать с Дубровским и каким было его пробуждение?» Можно предложить также распространенные пересказы-извлечения («Ссора двух помещиков», «Благородное увеселение Троекурова»).
Можно дать изложения с элементами рассуждения, которые требуют хорошего знания текста, умения самостоятельно отбирать материал, оценивать поведение героев, например: «Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?»
Наконец, учащимся могут быть предложены и просто сравнительные характеристики героев («Троекуров и А. Г. Дубровский»), а также итоговые работы творческого характера, например: «Отец и сын Дубровские» или «Спицын в медвежьей комнате», которые вызывают известные трудности, поэтому требуют большой предварительной работы в классе. Работа над сочинением дает возможность сконцентрировать внимание учащихся, еще раз обратиться к тексту, глубже и более осмысленно его воспринять, а следовательно, подняться на новую ступень постижения художественного произведения.
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
«Парус». «Тучи». «Утес». «Листок». «Три пальмы»
Два стихотворения Лермонтова предложены для изучения и несколько — для чтения и обсуждения. Поэтому тему целесообразно построить так: один урок — вступление и работа над стихотворением «Парус», другой — работа над стихотворениями «Тучи» и «Три пальмы», третий урок — чтение и обсуждение стихотворений, предложенных в учебнике (или других, выбранных учителем и учениками). Возможна и иная последовательность.
Задача вступления не столько дать сведения о биографии, сколько познакомить с личностью поэта. Поэтому во вводной статье учебника говорится о необычности судьбы Лермонтова с детства, о его рано проявившейся гениальности, о постоянной устремленности к чему-то неизведанному.
Обратится ли учитель к этой статье или построит свое вводное слово — эти черты личности поэта будут в центре внимания. Один из вариантов вступительного слова — чтение учениками подготовленных отрывков из воспоминаний о Лермонтове А. П. Шан-Гирея, П. К. Шугаева, А. Корсакова, А. 3. Зиновьева, Д. А. Милютина9, где можно найти некоторые сведения о его детских годах в Тарханах и Московском благородном пансионе.
Можно начать и с рассматривания автопортрета Лермонтова. В любом случае класс не должен быть пассивен. Ребята могут затем ответить на вопрос, например: «Какие черты Лермонтова вам показались наиболее замечательными?» или «Что вы увидели необычного в облике Лермонтова?»
Возможен и пересказ статьи учебника, дополненной прослушанными отрывками или рассказом учителя. Задание дается перед чтением или слушанием, а после проверяется. Ответ ученика оценивается классом. Трудность выразительного чтения и изучения стихотворения «Парус» в том, что оно несет в себе неисчерпаемый смысл и, выраженный словами, он суживается и даже ускользает. В нем привычно воспринимаются революционные настроения, но это лишь одна из возможных интерпретаций стихотворения.
Не менее значимы и поиски смысла жизни, и выражение свободы человеческого духа, его вечной неудовлетворенности, стремления к гармонии. Поэт не столько рисует картины, сколько вызывает их в воображении по намекам. Что такое, например, «в тумане моря голубом»? И море, и небо, и простор, и отсутствие других предметов, кроме паруса, и дымка тумана, и ощущение красоты, и щемящее чувство одиночества, недостижимости чего-то прекрасного, и многое еще. Поэтому не будем стремиться «анализировать» каждую строку стихотворения в классе.
Главное — чтобы ребята почувствовали, прониклись настроением, выраженным в нем, осознали символическое значение образов. Причем нельзя упростить это понимание. Иногда приходится слышать высказывания типа: «Парус — это человек, революционер» и т. п. Это, конечно, такое упрощение, при котором исчезает смысл. И «мятежность» его вовсе не означает только «отрицания существующего строя». И «просит бури» вовсе не означает стремления к революции. Все гораздо глубже.
Во всем контексте лермонтовской поэзии буря — это стихия, хаос, разрушение, освобождение стихийных сил природы и человека, яростная борьба, грозящая гибелью, но и пробуждающая восторг, дающая возможность испытать свои силы («Мцыри»). Она может дать лишь на миг «упоение в бою», но не удовлетворение высоким стремлениям человека. Но и «покой» — реальный покой: спокойное море, отсутствие препятствий, бездействие тоже не идеал, напротив, это состояние вызывает всегда неприятие лермонтовского героя («Три пальмы»).
К чему же он стремится? К невозможному! Буря не дает ему чувства счастья. Но и спокойное море заставляет парус просить бури. А хочет он такого состояния, в котором соединилось бы то ценное, что несет в себе буря, с тем прекрасным, что может проявиться в покое. Он хочет гармонии, устремлен к абсолюту, а потому не может удовлетвориться ничем достигнутым. Это мысль о вечной тревоге и стремлениях человеческого духа. Но, как ни странно, стихотворение вместе с тем создает у читателя ощущение реальности этого абсолюта, возможности такой гармонии. Оно возникает из необычайной мелодичности стиха, из симметрии и красоты композиции, из привычных для романтической поэзии образов, несущих ассоциации с высшими духовными ценностями. И устремленность к невозможному, и ощущение реальности прекрасного одинаково сильно выражены в стихотворении, вероятно, это и делает его таким трудным для анализа. Но передать в чтении неудовлетворенность настоящим, значимость исканий и красоту звучания можно.
После чтения учителя возможна работа над вопросами учебника. Менее всего следует стремиться к формулированию идеи, к осмыслению стихотворения как призыва к чему-то. Беда в том, что у детей мало опыта восприятия романтической поэзии, не сформировано ассоциативное восприятие стихов. Отсюда прямолинейность выводов.
Задача учителя — помочь уйти от восприятия стихов как лозунгов или повествований. Здесь все зависит от мастерства учителя: чуть-чуть приоткрыть неисчерпаемость смысла, ни в коем случае не ставить точек над «i», обращаться больше к воображению и эмоциям, чем к рассудку. Объяснение понятия «инверсия» дано не столько для усвоения этого понятия, сколько для более глубокого понимания с его помощью произведения.
Работа над стихотворением может проводиться и не в беседе по вопросам учебника, а в обучении выразительному чтению. Вопросы при этом будут максимально нацелены на работу воображения и сопереживание. В любом случае именно в чтении учениками стихотворения и проявится степень понимания его.
Что же касается неисчерпаемой глубины, стихи обладают удивительным свойством расти вместе с читателем: выученные наизусть в детстве и понятые тогда в соответствии с возрастными возможностями, впоследствии они обогащаются вместе с духовным ростом человека и помогают этому развитию. Поэтому не беда, если ребята не поймут сейчас всего смысла. Главное, чтобы они почувствовали, что в произведении есть глубина, есть тайна, а не успокоились, найдя простенькую отмычку. Это же в полной мере относится и к другим стихотворениям Лермонтова, приведенным в учебнике.
В детстве «На севере диком…» — прекрасный пейзаж, в юности отвечает мечте о родной душе, в зрелые годы это еще и мысль о недостижимости идеала. «Три пальмы» вначале — живописная картина, восхищение самоотверженностью, позже — горькие раздумья о добре и зле. И не следует стремиться открыть детям то, что пока им недоступно. Достаточно, если они проникнутся настроением, почувствуют красоту лермонтовских стихов.
Выученные наизусть, стихи будут обогащаться вместе с человеком. Поэтому прежде всего выразительное чтение, работа воображения, эмоций. Урок, на котором читаются стихи, может проводиться как урок-концерт, урок-конкурс. Подумаем об особом оформлении класса, о включении музыки, романсов, фонозаписей. От чтения лермонтовских стихов у ребят должно остаться ощущение праздника.
Приведенные в учебнике задания для самостоятельной работы лучше использовать на специальном уроке развития речи. Выполнение заданий под руководством учителя носит поисковый, исследовательский характер. Активная деятельность — выражение своего отношения к прочитанному.
Сочинение рассказа или сказки по пословице — настоящее литературное творчество. Что из этих заданий дать устно, что — письменно — дело учителя. Лучшие работы желательно поместить в рукописном журнале. Читая Лермонтова, мы обращаемся к теоретическим понятиям. Инверсия, метафора, аллитерация должны помочь почувствовать своеобразие поэтического мира Лермонтова.
Не следует превращать эти сведения в самоцель, они служат инструментом проникновения в смысл произведения. Но нет смысла и избегать называть вещи своими именами, это формирует чуткость к слову, к поэтике. И главное — потом надо пользоваться этими понятиями.
Н. В. ГОГОЛЬ
«Ночь перед Рождеством»
Беседу о повести «Ночь перед Рождеством» можно начать с рассказа о том, почему сборник, куда вошло это произведение, назван «Вечера на хуторе близ Диканьки». Учитель коснется своеобразия композиции этого произведения, а также истории его создания.
В связи с этим можно коротко рассказать о детстве писателя, его жизни в Петербурге, интересе к украинскому фольклору. Обращение Гоголя к украинской теме было закономерно. Его детство и юность прошли на Украине. Отсюда он вынес свои первые впечатления о жизни, здесь зародилась в нем любовь к украинскому фольклору. Приехав в Петербург, Гоголь неожиданно для себя почувствовал здесь атмосферу глубокого интереса к украинской культуре. «Здесь так занимает всех все малороссийское…» — с радостным изумлением сообщает матери Гоголь через несколько месяцев после своего приезда в Петербург.
В повести «Ночь перед Рождеством» сильно и ярко выражена поэтическая душа народа: его извечное стремление творить добро, непримиримое отношение к фальши, доверчивость, незлобивость, жизнерадостный юмор. Вступительное слово учителя может быть завершено чтением статьи в учебнике, а также короткими сообщениями учащихся (на две-три минуты), которые заранее подготовлены дома по книгам И. Золотусского «По следам Гоголя» (М.: Детская литература, 1984), главы: «Сорочинцы», «Васильевка», «Нежин», «Петербург»; Н. С. Шер «Рассказы о русских писателях» (М.: Детская литература, 1982) и др.
Варианты изучения повести Гоголя могут быть разными. Учитель может подробно остановиться на истории создания повести, а также жизни писателя в Петербурге, что поможет учащимся в какой-то степени «войти в повесть». Другой вариант — чтение и изучение повести сразу, если учащиеся уже знакомы с историей ее создания, так как в V классе они изучали одну из повестей «Вечеров на хуторе близ Диканьки» — «Заколдованное место».
В любом случае изучение повести будет проходить «вслед за автором». При чтении повести «Ночь перед Рождеством» встречается довольно много незнакомых слов. Обращается внимание учащихся на то, что в предисловиях к I и II частям сборника даны «по азбучному порядку те слова, которые в книжке этой не всякому понятны». Некоторые из них можно включить в рассказ учителя, другие будут объяснены короткими репликами при чтении.
Во время рассказа учителя можно было бы показать репродукции картин А. И. Куинджи «Ночь на Днепре», И. Е. Репина «Вечорницi» и др., которые дадут возможность лучше представить обстановку и место действия, одежду и обычаи украинского народа.
Текст повести обязательно должен звучать в классе. Это поможет почувствовать особенности стиля Гоголя. При чтении нужно не только выделять главное в поведении героев, но и обращать внимание на поэтичность и обаяние картин украинской природы, а также юмор, которым пронизано все произведение Гоголя.
В классе учитель может прочесть три главки с краткими комментариями (до слов: «Мороз увеличился, и вверху так сделалось холодно, что черт перепрыгивал с одного копытца на другое…»).
Далее можно предложить озаглавить каждую из прочитанных частей, желательно
цитатами из текста. Например:
1. «Черт украл месяц».
2. «Два кума отправились в дорогу».
3. «Теперь посмотрим, что делает, оставшись одна, красавица дочка».
Учащиеся продолжат озаглавливать прочитанные части, самостоятельно знакомясь с произведением, чтобы по завершении работы был составлен план всей повести.
На дом предлагается прочитать следующие пять частей (до слов: «Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни…») и озаглавить их. Выбрать одну из сцен и подготовить художественный пересказ.
Второй урок начинается с проверки домашнего задания. Учащиеся читают следующие пункты плана и вносят свои поправки. Приводим примерные названия прочитанных частей:
4. «Вылезши из печки и оправившись, Солоха, как добрая хозяйка, начала убирать и ставить все к своему месту; но мешков не тронула».
5. «Больно поколотил проклятый кузнец!»
6. «Достань, кузнец, царицыны черевики, выйду за тебя замуж!»
7. «Кузнец вошел, не говоря ни слова, не снимая шапки, и почти повалился на лавку. Заметно было, что он весьма не в духе».
8. «Зачем тут лежат эти мешки? Их давно бы пора убрать отсюда…»
Следующий этап урока — художественный пересказ отдельных сцен: «Солоха точно ведьма», «Чуб по дороге к дьяку», «Солоха и именитые обитатели села» и др.
Выполняя эту работу, ученик определит начало и конец художественного пересказа, самостоятельно выделит отдельные художественные детали, сосредоточит внимание на элементах характеристики героя.
Завершить работу можно беседой по вопросам, предложенным в хрестоматии:
1. С какими героями познакомились вы в прочитанных главах повести? Опишите одного из них.
2. Какие герои повести Гоголя встречались вам ранее в народных сказках?
3. Найдите портрет Оксаны. Перечитайте эти строки. Рассмотрите иллюстрации Ю. Лебедева или А. Каневского. Какой момент запечатлел художник? Озаглавьте иллюстрацию словами текста.
4. Какие отношения сложились у кузнеца Вакулы с нечистой силой? Почему черт поклялся мстить ему?
5. Что помешало казаку Чубу добраться до дьяка и почему, возвратившись, он не узнал своей хаты?
Дома ребята читают повесть до слов: «Сначала страшно показалось Вакуле» — и озаглавливают прочитанные части. Выбирают один из диалогов для выразительного чтения в классе.
На третьем уроке учащиеся продолжают озаглавливание сцен и составление плана. Примерные названия частей:
— «Прощай, Оксана! Ищи себе какого хочешь жениха, дурачь кого хочешь; а меня не увидишь уже больше на этом свете».
— «Попробую еще средство: пойду к запорожцу пузатому Пацюку».
— «Кум набрел на мешки и остановился в изумлении».
Далее в выразительном чтении звучат диалоги, выбранные учащимися заранее: разговор Чуба и кума по дороге к дьяку, Оксаны и Вакулы, Чуба и Вакулы, Солохи и ее поклонников и др.
После этой предварительной работы классу предлагается обратиться к сцене «Вакула у Пацюка», чтобы учащиеся могли составить сценарий (см. задание в хрестоматии).
В оставшееся время можно провести работу с иллюстрациями. Учащиеся рассматривают иллюстрации разных художников: Ю. Лебедева, А. Каневского, М. Родионова. Отвечают на вопросы: что изображено на рисунке? Какими словами можно озаглавить? Иллюстрации какого художника понравились больше и почему? Какие устные иллюстрации можно было бы создать? Работа завершается описанием одной из иллюстраций.
Дома учащиеся дочитывают повесть до конца, завершают озаглавливание ее частей, выделяют происшествия и приключения героев, которые можно было бы назвать комическими, и думают над тем, что при чтении вызвало смех.
На четвертом уроке завершается работа над планом.
— «Принесите ему сей же час башмаки самые дорогие, с золотом…»
— «Погляди, какие я тебе принес черевики! — сказал Вакула, — те самые, которые носит царица».
— «…Еще больше похвалил преосвященный Вакулу, когда узнал, что он выдержал церковное покаяние и выкрасил даром весь левый крылос зеленою краскою с красными цветами».
План читается с начала и до конца.
Естественным продолжением урока явится беседа по вопросам хрестоматии. Беседа поможет уяснить, как понята повесть, и подведет учащихся к осознанию итоговых вопросов:
1. Почему Вакула добивается своей цели? В чем была его сила?
2. Какие народные легенды использовал Гоголь в «Ночи перед Рождеством»? Сравните фантастику в этом произведении с фантастикой в известных вам сказках. В чем, по-вашему, их различие?
3. В повести «Ночь перед Рождеством» много пословиц и поговорок… Вспомните, когда и кем они были произнесены. В чем еще проявляется народный характер повести?
4. Найдите в повести слова и выражения, которые вы встречали в народных сказках. Какой, по-вашему, вывод можно из этого сделать?
5. О каких народных обрядах рассказывает Н. В. Гоголь в повести и какими песнями сопровождались эти обряды?
Следующая часть урока посвящается изображению комического в повести.
На протяжении всех уроков учитель постоянно обращал внимание на юмор произведения Гоголя. На четвертом уроке отводится специально время для осознания природы юмора, его специфики. Учащиеся называют, а затем читают найденные ими мористические сцены, например: «Возвращение Чуба в свою хату», «Поклонники у Солохи», «Вакула у Пацюка», «Как были найдены Чуб и дьяк», «Встреча Чуба с Головою» и др. Шестиклассники пытаются определить, что вызывало при чтении этих сцен смех. Далее читается в учебнике определение юмора, после чего предлагается найти в повести «Ночь перед Рождеством» примеры:
1) неожиданных поступков или слов героев;
2) гиперболы — преувеличения до неправдоподобия.
Завершается работа тем, что учащиеся вспоминают юмористические произведения, прочитанные ими ранее.
Заканчивается урок предложением дома сочинить веселую новогоднюю сказку, в которой происходят невероятные происшествия, герои попадают в смешные положения и само повествование вызывает смех.
Н. А. НЕКРАСОВ
«Железная дорога»
«Железная дорога» всегда изучалась в школе. И сложился не только положительный, но и отрицательный опыт работы. Давно замечено, что Некрасов представлен в школе односторонне, только как певец народных страданий, причем стихи его рассматриваются нередко как имеющие отношение только к прошлому, как иллюстрация к истории, а потому они не вызывают интереса школьников. Но повинна в этом не поэзия Некрасова, а наш подход к ней.
Конечно, Некрасов пишет о конкретных явлениях прошлого. Но великий поэт, описывая свое время, всегда говорит о том, что важно для всего человечества. Увидеть непреходящее значение стихотворения — задача уроков о Некрасове.
В этом учителю помогут работы К. И. Чуковского и Н. Н. Скатова10, к которым мы рекомендуем обратиться. К. И. Чуковский прекрасно показал песенную основу стихотворения как проявление народности. Н. Н. Скатов утверждает, что главное в стихотворении — его поэтичность. Она есть «внутренняя мера, которой все в стихе измерено и оценено»11. При этом исследователи по-разному понимают некрасовскую оценку народа. К. И. Чуковский видит пафос стихотворения в возмущении поэта рабьей пассивностью народа. Н. Н. Скатов считает, что поэт изобразил народ прежде всего «в его поэтической и нравственной сущности, достойной поэтического определения, и народ в его рабьей пассивности, вызывающей горькую иронию»12. Но мы постараемся взглянуть на стихотворение не только как на изображение состояния народа в XIX веке, а как
на поэтическое решение вечной проблемы: в чем назначение человека, что такое созидание, творчество, какой ценой создается все ценное, что такое труд? Конечно, здесь есть и горькие размышления о созидателях и хозяевах, отнюдь не потерявшие своей
актуальности в наше время.
Предложенная в учебнике вступительная статья, думается, положит начало такому подходу. Этот материал может быть прочитан ребятами самостоятельно или вслух подготовленным учеником, результатом работы может быть ответ на вопросы, данные
в учебнике, или другие, но вопросы и задания целесообразно предложить перед чтением статьи.
Как и всегда при обращении к лирике, первое прочтение произведения должно быть дано учителем. В подготовке к чтению пригодится богатый материал рекомендованных статей. Передать поэтичность, высоту духовности, масштабность образов стихотворения, в котором речь идет о «родимой Руси», выразить интонацией эмоциональное богатство произведения, от будничности до высокой патетики, от трагизма до горькой иронии, — задача сложная.
Нередко при изучении стихотворения Некрасова используют иллюстрации. Здесь есть одна опасность: обычно художникам удается хорошо передать тяжесть труда строителей дороги, это есть и в некрасовском произведении. Такова, например, картина Г. Савицкого «Ремонтные работы при строительстве железной дороги». Пафос этого полотна соответствует лишь одной стороне некрасовского стихотворения — изображению мучительного, тяжкого труда строителей. И надо сопоставить впечатление от картины и от стихотворения, увидеть, чем отличается главная мысль Некрасова от идеи художника. Лишь отчасти помогают пониманию стихотворения и рисунки, где изображаются участники разговора в вагоне поезда (Н. Винцман). Поэтому, думается,
вместо иллюстраций лучше обратиться к воображению ребят, для работы которого стихотворение дает много пищи. Ребята сами представят и картину природы, которую видит рассказчик из окна поезда, и папашу в пальто на красной подкладке, и Ваню.
Представят они и фантастическую картину — толпу мертвецов, и то, о чем они рассказывают или поют. Здесь большие возможности для применения устного рисования, размышлений над деталями нарисованных поэтом картин.
Например, обратим внимание на непоэтические на первый взгляд «кочи, и моховые болота, и пни», которые под волшебным «лунным сиянием» становятся прекрасными и составляют частички высокого образа «родимой Руси». Постараемся почувствовать
в некрасовском отношении к природе народность поэта: и воздух у него «здоровый, ядреный», и речка «студеная». В общем, это не просто пейзаж, и значение его не в том, чтобы сказать: в природе все прекрасно, а в жизни народа все плохо. Мысль Некрасова
совсем другая.
И в природе есть то, что не кажется красивым, но это родина. От самого человека зависит, взглянуть ли на эти картины глазами любящего сына или равнодушно оценивающего эстета. И в жизни народа есть много уродливого, даже ужасного, но это
не должно заслонить от взора главного: созидательной, творческой роли труженика. Поэтому сразу после страшных картин подневольного труда строителей дороги, после изображения белоруса, в котором, кажется, все ужасно, и даже работает
он «механически» — где уж говорить о творчестве! — но именно после этих слов рассказчик не только предлагает Ване приглядеться к нему внимательно, но и призывает его «мужика уважать». Некрасов говорит нам: да, труд не удовольствие, он тяжел, уродует человека, но и такой труд достоин уважения, потому что он необходим.
Мало того, такой ценой и достигается преобразование мира. Гибнут труженики, но торжествует жизнь в прежде бесплодных дебрях. В масштабах всемирной истории так и происходит. Нельзя представлять себе путь цивилизации как движение «от победы
к победе», а труженика этаким плакатным богатырем, без напряжения идущим вперед. Разговор на эту тему (разумеется, в соответствии с возрастными возможностями шестиклассников) чрезвычайно важен сейчас. И Некрасов поможет в обсуждении этой
проблемы.
Понимание созидательной силы труда и дает поэту основание провозгласить свою веру в будущее. И одно дело, когда слова поэта «Да не робей за отчизну любезную…» воспринимаются как простая декларация, и совсем другое, когда они стали выводом
из глубоких и горьких раздумий, из увиденного зорким взглядом высокого и трагического облика труженика.
Рассказчик в стихотворении не спорит с генералом, он обращается к Ване. Вспомним, что у Некрасова есть немало стихов, обращенных к детям: «Плач детей», «Крестьянские дети», «Школьник», «Дед Мазай и зайцы»; многие из них знакомы шестиклассникам. Поэт стремился «правду… рассказать» детям. Эта правда актуальна и поныне. Вспомнить знакомые произведения, прочитать новые, чтобы воспринять боль и веру поэта, — важная задача уроков.
Многое ушло в прошлое. В частности, понимание народа как «простого народа», труда как прежде всего физического. Для нас поэт Некрасов — такой же представитель народа, как и изображенные им крестьяне, а труд ученого, писателя, инженера, врача, учителя — такая же созидательная деятельность, как и труд строителя, крестьянина, рабочего у станка. Вероятно, не только темнотой народа объясняется его покорность. И вряд ли современному читателю захочется, как гимназисту в воспоминании Г. В. Плеханова13, взять ружье и идти сражаться за русский народ. Не так просты пути, ведущие к «выпрямлению» человека, согнутого рабством. Но об этом нет смысла говорить в шестом классе, как нет смысла и приводить указанные слова Плеханова.
А вот поговорить о том, что открывает Некрасов сегодняшнему читателю, необходимо. Но не столько прямо, в лоб, сколько путем размышлений над произведением, результатом которых явится выразительное его прочтение.
Н. С. ЛЕСКОВ
«Левша»
Н. С. Лесков — новый и совершенно незнакомый шестиклассникам писатель. С чего в этом случае следует начать учителю? Способов познакомить учащихся с писателем много. Один из них — сообщить краткие биографические сведения, не останавливаясь
подробно на сложном и противоречивом пути писателя.
Детство Николая Семеновича Лескова (1831—1895) прошло, как постоянно подчеркивал писатель, «…в самом народе», в мелкопоместном именьице Панино на Орловщине. К впечатлениям детства добавляется опыт гимназических лет в Орле,
а также незабываемые киевские годы. Но самым важным шагом к его истинному призванию явилась частная служба: в течение трех лет будущий писатель ездит по России, сопровождая партии крестьян-переселенцев. Поэтому Лесков хорошо знал народ. Впечатления этих лет и составили уникальную кладовую памяти.
Когда возникло желание поделиться этими впечатлениями, Н. С. Лесков уезжает в Москву (1861), а затем перебирается в Петербург, где и прошла вся его тридцатипятилетняя служба на литературном посту.
В литературу будущий писатель приходит уже тридцатилетним человеком, имея за плечами богатейший жизненный путь. «Он взялся за труд писателя зрелым человеком, превосходно вооруженный не книжным, а подлинным знанием жизни» (М. Горький). Вся предыдущая жизнь подготовила его к литературному труду и выполнению той задачи, которая исторически выпала ему как художнику.
По силе таланта его можно поставить рядом с И. С. Тургеневым, Ф. М. Достоевским, Л. Н. Толстым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, А. П. Чеховым.
Он создал такие шедевры, как «Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «Тупейный художник» и многие другие.
«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» (1881) «принадлежит к шедеврам лесковского творчества» (Ю. Нагибин).
Учащимся интересно будет узнать об истории, которая сопровождала «Левшу» по выходе повести из печати. Дело в том, что Лесков в первых печатных редакциях предпослал рассказу такое «предисловие»: «Я записал эту легенду в Сестрорецке
по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку еще в царствование императора Александра Первого. Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину,
очень чествовал государя Николая Павловича, жил „по старой вере“, читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением». Но вскоре автор сам «разоблачил» себя: «…я весь этот рассказ с о ч и н и л в мае месяце прошлого года,
и Левша есть лицо м н о ю в ы д у м а н н о е ». К вопросу о выдуманности левши Лесков будет возвращаться неоднократно, а в прижизненном собрании сочинений уберет «предисловие» окончательно. Вся эта выдуманная история была нужна Лескову для
создания иллюзии непричастности автора к содержанию сказа.
Программа VI класса отводит на изучение «Левши» четыре урока. Мы попытаемся наметить общую схему распределения часов:
I урок. Краткое сообщение о писателе. История создания «Левши». Чтение первых трех глав. Царь Александр Павлович.
II урок. Художественный пересказ прочитанных дома глав. Продолжение чтения (главы 11—14). Анализ «Сказа...» — работа с иллюстрациями, беседа по вопросам. Царь Николай Павлович, его окружение.
III урок. Продолжение работы над главами 15—20. Начало работы над характеристикой левши. Чтение по ролям.
IV урок. Характеристика левши. Работа с иллюстративным материалом. Итоговая беседа.
Приведенное выше распределение материала примерное, оно даст лишь общий ориентир в работе. Учитель, безусловно, изберет свой путь, используя ту основу, которая предлагается в наших рекомендациях.
Учитывая своеобразие произведения Лескова, оригинальность его стиля, очень важно всю работу организовать так, чтобы чтение «Сказа...» явилось кульминацией всех уроков. Причем важно уделить большое внимание не только ознакомительному (первому) чтению произведения Лескова, но также чтению текста на разных этапах и в самых различных его видах (чтение по ролям, выборочное чтение и т. д.), которое осуществляется на каждом уроке.
На первом уроке после вступительного слова учитель сам читает первые три главы. После выяснения вопроса, когда и где происходит действие, учащимся предлагается выделить и прочитать цитаты, характеризующие царя Александра Павловича, а затем
Платова (цитаты можно записать). Это даст возможность более обстоятельно познакомиться с героями. Записать это можно следующим образом.
Александр Павлович Платов
«Объездил он все страны и везде через свою
ласковость всегда имел самые междоусобные
разговоры со всякими людьми». «Платов… этого склонения не любил… И чуть
если Платов заметит, что государь чем-нибудь
«…Мы, русские, со своим значением никуда иностранным очень интересуется, то все
не годимся». провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так
и так, и у нас дома свое не хуже есть, — и чем-
нибудь отведет».
«Государь на все это радуется».
«…а Платов держит свою ажидацию, что для
«Государь взглянул на пистолю и наглядеться
него все ничего не значит».
не может».
«Платов показывает государю собачку, а там
«Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь
на самом сугибе сделана русская надпись: └Иван
очень жалко».
Москвин во граде Туле⌠».
«Пожалуйста, не порть мне политики».
«…а Платов доводил, что и наши на что
взглянут — все могут сделать, но только
«Вы есть первые мастера на всем свете, и мои им полезного учения нет… у англицких мастеров
люди супротив вас сделать ничего не могут». совсем на все другие правила жизни, науки
и продовольствия…»
«Государь так соображал, что англичанам нет
равных в искусстве».
Дома учащиеся читают главы 4—10. Им предлагается выделить (или выписать) цитаты, характеризующие главных героев: царя Николая Павловича, Платова, левшу. Приготовить художественный пересказ одной из глав на выбор. Второй урок начинается
с художественного пересказа глав в их последовательности, чтобы воспроизвести содержание прочитанной части произведения. Сказ «Левша» иллюстрировался различными художниками, поэтому вместо художественного пересказа можно обратиться
к иллюстрациям Н. Кузьмина и Кукрыниксов «Первая встреча атамана Платова с туляками» (гл. 5), «По дороге в Петербург» (гл. 10) и предложить выполнить следующие задания:
1. Внимательно рассмотрите данные рисунки. Опишите их. Обратите внимание на то, как каждый из художников изобразил героев. Каково отношение художников к изображаемому?
2. Что общего в манере художников и чем они отличаются друг от друга?
3. Какие иллюстрации вам больше понравились, почему?
4. Озаглавьте рисунки словами текста.
Далее учащиеся выполняют задания 2, 3 из хрестоматии.
Задание 2
Один из критиков так выразил свое мнение о рисунках Н. Кузьмина к сказу «Левша»: «Лесковский штрих у Кузьмина… озорной, неожиданный, резкий, но по сути добрый… стиль… рожден самим текстом, в который вошел художник, чтобы пережить „изнутри“
его событие».
Согласны ли вы с этим утверждением?
Задание 3
Обратите внимание на иллюстрации Кукрыниксов к «Левше». Можно ли, по-вашему, согласиться с таким высказыванием: «Здесь художники уязвлены за Левшу, так что чувствуется почти личная их обида»?
Следующий этап урока — чтение глав 11—14, после чего класс обращается к характеристике царя Николая Павловича и Платова.
Для этого учащиеся зачитывают выписанные дома цитаты, а затем в классе продолжают эту работу. В результате получается следующее.
Николай Павлович Платов
«…надо бы подвергнуть ее русским
«Государь Николай Павлович был в своих
пересмотром в Туле или Сестербеке, не могут ли
русских людях очень уверенный».
наши мастера сего превзойти, чтобы англичане
над русскими не предвозвышались».
«…Я на своих надеюсь, что они никого
не хуже. Они моего слова не проронят и что-
«Сиди, — говорит, — здесь до самого
нибудь сделают».
Петербурга вроде пубеля, — ты мне за всех
ответишь».
«Я знаю, что мои меня не могут обманывать.
Тут что-нибудь сверх понятия сделано». «А Платов им вместо ответа показал кулак —
такой страшный, бугровый и весь изрубленный,
«…Государь и тут своей веры не потерял; кое-как сросся — и, погрозивши, говорит: └Вот
а только сказал: └Привести сейчас ко мне сюда вам тугамент!⌠»
этого оружейника⌠».
«…выбежал на подъезд, словил левшу
«— Видите, я лучше всех знал, что мои за волосы и начал туда-сюда трепать так, что
русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста, клочья полетели».
ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы
подковали!» «Платов ему сто рублей дал и говорит:
└Прости меня, братец, что я тебя за волосья
отодрал⌠».
Характеризуя Александра I и Николая I, учащиеся придут к выводу, что цари почти лишены индивидуальных черт, хотя в определенной плоскости противопоставлены. В Александре I выделены «ласковость», симпатии к промышленному Западу и недоверие к собственной нации («…Мы, русские, со своим значением никуда не годимся»). Защитником нации во время заграничных экскурсий царя выступает Платов. В результате его заступничества и вмешательства в «политику» Александра I была опала, а затем и удаление недипломатичного героя на «досадную укушетку». «Ужасно какой замечательный и памятный» царь Николай I, напротив, превосходит патриотизмом Платова, не теряя веры в русских мастеров даже в самые щекотливые моменты.
Завершается разговор следующими вопросами:
1. Что отличало Николая Павловича от Александра Павловича?
2. Что нового вы узнали о Платове? Завершить беседу следует чтением исторической справки о Платове (задание 6 хрестоматии).
В энциклопедическом словаре сообщаются следующие сведения о Платове: «Платов, Матвей Иванович (1751—1818), русский военный деятель, генерал от кавалерии, соратник А. В. Суворова и М. И. Кутузова. В 1790 Платов командовал колонной при штурме Измаила… В Отечественной войне 1812 Платов, командуя конным корпусом, прикрывал отход 2 армии Багратиона, затем 1 и 2 русских армий. В Бородинском сражении провел Успешный маневр в тыл левого крыла французских войск. Платов был инициатором и организатором Донского казачьего ополчения против французских захватчиков».
Подумайте, чем отличается это сообщение от изображения Платова в сказе «Левша»?
Дома ребята читают «Сказ...» до конца и готовят выразительное чтение одного из диалогов (гл. 11—20).
Третий урок начинается с чтения по ролям диалогов левши и царя (гл. 13, 14), диалога левши и англичан (гл. 15). Это естественным образом подведет к беседе, которая поможет осмыслить характер главного героя и подготовить самостоятельно рассказ о нем.
1. Перечитайте сцену во дворце. Обратите внимание на портрет левши. Как он держится с царем и его окружением?
2. Почему «на каждой подковке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал», а имени левши там не оказалось?
3. Почему левша понравился англичанам? Как он ведет себя за границей?
4. Как англичанам удалось уговорить левшу погостить в Англии?
Особое внимание следует обратить на рассказчика, так как во многом именно этим образом определяется своеобразие произведения, его связь с фольклором.
Рассказчик выступает от лица народа как его своеобразный рупор. Он передает не точку зрения отдельного человека, а воплощает «народный глас».
Учащимся предлагается прочитать места в «Сказе...», где виден сказитель, обратить внимание на его речь («через свою ласковость», «на свою сторону преклонять хотели», «домой манил», «чужестранностью пленить», «усиками зашевелила, но ногами
не трогает» и др.).
Следует обратить внимание на то, что в сказе много новых слов, которые появляются там, где рассказчик сталкивается с нерусскими названиями, непонятными малограмотному человеку. Рассказывая о чужеземных и малознакомых вещах, рассказчик
искажает их названия согласно своему представлению о них и вместе с тем вкладывает в них юмористический смысл в духе народного понимания, например: кушетка —укушетка, вестовые — свистовые, таблица — долбица, двухместная — двухсестная,
микроскоп — мелкоскоп и др.
Продолжить разговор о рассказчике можно, обратив внимание на близость сказа к произведениям устного народного творчества. Учащимся предлагается выделить приемы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовку — и подумать, какую роль они играют в этом произведении. Было бы хорошо, если бы учащиеся вспомнили конкретные сцены, диалоги из сказок, которые соответствовали бы эпизодам лесковского сказа.
Закончить разговор о рассказчике можно просьбой найти пословицы и поговорки, которые играют особую роль в произведении Лескова.
Если позволяют условия, хорошо бы затронуть вопрос не только о рассказчике, но и об авторе. Со слов простодушного рассказчика мы узнали о русских самодержцах, военачальниках, о людях другой нации, о талантливых русских людях. А что же думает о них же автор? Все содержание лесковского сказа дает на это ответ: правители отчуждены от народа, пренебрегают своим долгом перед ним, они привыкли к власти и ни перед кем не несут ответственности, не верховная власть озабочена честью и славой нации, а простые тульские мужики. Они-то и берегут честь и славу России и составляют ее надежду. И вместе с тем автор дает возможность понять трагическую судьбу этого народа.
Задание на дом: приготовить рассказ о левше по цитатному плану в учебнике. Подумать, какими пунктами можно было бы дополнить этот план. Желающие готовят рассказ о том, как левша гостил у англичан, от лица героя. Четвертый урок начинается
с обсуждения цитатного плана к рассказу о левше. Учащиеся вносят свои дополнения. Далее один, а может быть, двое рассказывают о главном герое. Класс оценивает приготовленные задания и дополняет их. Очень важно при этом, чтобы рассказ о левше был близок к тексту или постоянно сопровождался цитатами из сказа Лескова.
Завершается рассказ сообщением (от лица героя) о том, как левша гостил у англичан.
Естественным продолжением работы явится обращение к портретам левши разных художников: Н. Кузьмина, Кукрыниксов, И. Глазунова, Ст. Косенкова (какие сможет найти учитель). После рассматривания этих портретов учащиеся отвечают на вопросы:
1. Определите, в какой момент изображен герой.
2. На что художник обращает внимание во внешнем облике левши?
3. Постарайтесь определить главную мысль рисунка.
4. Какой из портретов, по-вашему, наиболее верно передает характер героя? Какой из них произвел на вас более сильное впечатление?
Беседу о главном герое можно завершить размышлениями над итоговыми вопросами, предложенными в учебнике-хрестоматии:
1. Лесков говорил: «…там, где стоит └левша⌠, надо читать └русский народ⌠». Имея это в виду, подумайте, почему косой левша в сказе не имеет имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы.
2. Л. Н. Толстой назвал Лескова «писателем будущего». Какой, по-вашему, смысл вкладывал великий писатель в эти слова?
В оставшееся время можно рассказать о том, что интерес к «Левше» за сто с лишним лет с момента появления не уменьшается. Художники, режиссеры, композиторы обращаются к сказу Лескова. Он был поставлен на театральных сценах многих городов
(МХАТ — 1924 г., Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Театр Спесивцева — 1980 г. и др.). Мультфильм «Левша» с большим успехом прошел по экранам. Совсем недавно зрители имели возможность увидеть телеспектакль. Если учащиеся видели одну из этих постановок, можно побеседовать с ними по следующим вопросам:
1. Понравился ли вам фильм?
2. Что художник привнес от себя?
3. Какими предстают герои?
4. Совпали ли ваши представления от прочитанного и увиденного?
В заключение можно рекомендовать учащимся прочесть рассказ Н. С. Лескова «Человек на часах» к уроку внеклассного чтения.
1 2 3 4 5 6 7 Далее
Назад