Слова А. С. Пушкина, взятые в качестве эпиграфа к разделу хрестоматии, адресованы В. И. Далю, будущему собирателю пословиц и поговорок.
Пословицы и поговорки являются правдивым отражением жизни народа, они глубоки и многогранны, как сама жизнь. Как справедливо заметил М. Шолохов, в пословицах и поговорках из бездны времен дошли до нас «радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков»6.
На изучение пословиц и поговорок школьная программа отводит два урока.
Основная задача этих уроков — сформировать у школьников представление о пословицах и поговорках как произведениях устного народного творчества, имеющих специфические особенности. При этом особое значение придается пониманию богатства и выразительности пословиц и поговорок, меткости, точности, образности их языка, осмыслению прямого и переносного смысла.
Начать урок следует с вопроса о том, какие пословицы и поговорки известны школьникам по начальной школе и 5-му классу, какие слышали от родителей, знакомых и товарищей. О чем говорит каждая из этих пословиц? В чем состоит ее смысл?
После этого можно дать краткую историческую справку о пословицах и поговорках, рассказать о В. И. Дале; было бы хорошо, если бы учитель показал (если у него есть такая возможность) сборники «Пословицы русского народа» В. И. Даля или его «Толковый словарь живого великорусского языка».
Можно использовать также предисловие Ивана Халтурина «Собиратель слов» в книжке «Старик-годовик», где рассказывается о жизни В. И. Даля.
На первом уроке мы в основном останавливаемся на пословицах, многообразии тем, их художественной специфике. Опираясь на те пословицы, которые назовут учащиеся, следует обратить внимание на то, о чем говорится в них. После этого можно предложить ученикам прочитать в хрестоматии первый раздел «Пословиц и поговорок» и озаглавить его.
Одна из задач урока — не просто познакомить учащихся с новыми пословицами, но и научить их правильно произносить, запоминать эти пословицы, чтобы потом использовать в своей речи. Та же работа проводится с остальными разделами пословиц: пословицы читаются, разъясняются, произносятся наизусть, к ним придумываются примеры. Т
аким образом, учащиеся делают вывод, что народ, создавший пословицы, говорит в них о любви к Родине, осуждает лень, ложь, пустословие, хвалит и одобряет смелых и трудолюбивых людей, высоко ценит знание и мастерство. Далее можно провести работу с пословицами, которую в свое время рекомендовала М. А. Рыбникова.
Предлагается ряд пословиц в литературном виде, чтобы учащиеся восстановили свойственную пословицам конструкцию (форму):
Если ты любишь смородину, то люби и оскомину.
Хоть он и мягко стелет, но жестко спать.
Если ты хочешь есть калачи, то не сиди на печи.
Любишь смородину, люби и оскомину.
Мягко стелет, жестко спать. И т. д.
Или еще задание. Предлагается определить, все ли пословицы на заданную тему. Про лентяя:
- Люди пашут, а он руками машет.
- На чужой каравай рта не разевай, но пораньше вставай да сам добывай.
- День гуляет, два больной, а на третий выходной.
- Словами и туда и сюда, а делом никуда.
- Как волка ни корми, все в лес глядит.
Про ум, учение:
- Корень учения горек, да плод сладок.
- Правда в воде не тонет, в огне не горит.
- Человек неученый, что топор неточеный.
- Не зная броду, не суйся в воду.
- По платью встречают, по уму провожают.
Определите, о чем эти пословицы. Подумайте, в каких случаях они употребляются:
- Если бы на горох не мороз, он давно бы через тын перерос.
- Из песни слова не выкинешь.
- Как аукнется, так и откликнется.
- Любишь кататься, люби и саночки возить.
- Рыбак рыбака видит издалека.
- Я про сапоги, а он про пироги.
- Готовь летом сани, а зимой телегу.
Можно предложить придумать случай или ситуацию, когда подойдет именно эта пословица. Если ученик затрудняется, учитель должен быть готов помочь ему. Работа с пословицами дает возможность учащимся увидеть, насколько богаты и разнообразны они, как широко охватывают все стороны жизни, понять, что считал народ мудрым и справедливым и на что надеялся.
Заключая работу на этом этапе, учитель подведет школьников к мысли, что «пословица — это народное изречение, в ней выражается не мнение отдельных лиц, а массовая народная оценка, народный ум.
С пословицей согласны тысячи и десятки тысяч людей… Пословица стала крылатой потому, что в ней есть нечто такое, что позволяет многим признать ее своей»7.
В результате учащимся легче будет понять определение пословицы: п о с л о в и ц а — это краткое мудрое изречение, имеющее законченную мысль.
Следует обратить внимание на то, что пословица — это целое предложение, она, как правило, состоит из двух частей. В первой сообщается какая-то мысль (или изображается что-то), а во второй части делается вывод, дано заключение. Например: «Что написано пером, то не вырубишь топором», «Слово не воробей: вылетит — не поймаешь», «Добрые вести не лежат на месте».
П о г о в о р к а — это лишь часть суждения, в ней нет вывода, заключения. Это не целое предложение. В поговорке скорее выражено отношение человека к чему-либо, его чувства. Например: «Чудеса в решете», «Шито-крыто», «И нашим и вашим». Недаром говорится: «Поговорка — цветочек, пословица — ягодка».
Поговорка очень близка к пословице. Резкой границы между ними нет. Стоит прибавить, по словам М. А. Рыбниковой, лишь одно слово или сделать перестановку, и из поговорки выйдет пословица, например: Поговорки Пословицы Чужими руками жар загребать. Легко чужими руками жар загребать. В ступе воду толочь. В ступе воду толочь — вода будет И нашим и вашим. И нашим и вашим за копейку спляшем. Шито-крыто. Шито-крыто, а узелок-то тут. Чудеса в решете. Чудеса в решете: дыр много, а вылезти некуда. Дома учащимся предлагается прочитать статью учебника «Пословицы и поговорки» и выполнить задания 1, 3 и 6.
Второй урок можно начать с проверки домашнего задания, а именно предлагается определить смысл поговорок «На попятный двор», «Заткнуть за пояс», «Рвет и мечет», «При царе Горохе», «Медведь на ухо наступил». Обычно это не вызывает трудностей. Сложнее бывает придумать предложение, включив в него одну из пословиц. Чтобы закрепить этот материал, можно предложить определить, пословицы это или поговорки:
Хороша кашка, да мала чашка.
После драки кулаками не машут.
Работать с огоньком.
Не умеешь шить золотом, так бей молотом.
Ни к селу ни к городу.
Без обеда не красна беседа.
Как с гуся вода.
Если учитель располагает временем, можно остановиться на некоторых комментариях к поговоркам. Так, некоторые поговорки кажутся бессмысленными, так как появились они очень давно. Так, поговорка «Дело — табак» идет от обычая бурлаков, входя в воду, подвязывать кисет к горлу, к шее. Когда становилось настолько глубоко, что вода подступала к шее, кричали: «Табак». Отсюда непонятное выражение «дело — табак».
Также и исторические справки объясняют многие поговорки. Так, наши предки носили длинные рукава, закрывающие ладони рук, поэтому для работы или драки нужно было засучивать рукава, так как, не подобрав рукавов, делать это было невозможно. Отсюда выражения: «засучить рукава», «спустя рукава».
Далее следует остановиться на прямом и переносном смысле пословиц и поговорок. Это имеет большое значение, так как расширяет рамки их применения, но вместе с тем вызывает некоторые затруднения, поскольку не все пословицы и поговорки имеют прямой и переносный смысл.
Например, пословицу «В камень стрелять — стрелы терять» никогда не понимали в прямом смысле. Или еще: «Сухая ложка рот дерет». Но много пословиц и поговорок имеют прямой и переносный смысл. Например, пословица «Куй железо, пока горячо» говорит о кузнеце, который имеет дело с железом. Ясно, что только горячее железо можно ковать. Упустишь время — ничего не выйдет. Но с другой стороны, в этой пословице говорится не столько о самом физическом процессе — ковке железа, сколько о всяком деле, которое не терпит отлагательства.
Или еще пример: «Капля по капле и камень долбит». Смысл этой пословицы — упорный и долгий труд даст желаемые результаты. Предлагается объяснить переносный смысл пословиц: Я про сапоги, а он про пироги — отсутствие взаимопонимания. Шила в мешке не утаишь
— Что посеешь, то и пожнешь
— Лес рубят — щепки летят
— Купил кота в мешке
— Из пушки по воробьям не стреляют
— Если учитель сочтет возможным, то познакомит с тем, какое толкование прямого и переносного смысла пословицы «Не выноси сор из избы» дал В. И. Даль в своем предисловии (Напутное) к «Пословицам русского народа»: «…странно и превратно иногда понимаются и толкуются, даже осуждаются наши пословицы: …„Не выноси сору из избы“ — объявлена бессмыслицею, потому что нельзя же, хоть изредка, не выметать сору, и хороша-де будет изба, коли из нее никогда сору не выносить… └Не выноси сору⌠, как и всякая иная неискаженная пословица, в которой заключается притча, пряма и права, в прямом и переносном смысле: дело право, только гляди прямо.
В переносном: не носи домашних счетов в люди, не сплетничай, не баламуть: семейные дрязги разберутся дома, коли не под одним тулупом, так под одной крышей. В прямом: у крестьян сор никогда не выносится и не выметается на улицу: это, через полуаршинные пороги, хлопотно, да притом сор стало бы разносить ветром и недобрый человек мог бы по сору, как по следу, или по с л е д к у , наслать порчу. Сор сметается в кучку, под лавку, в печной или стряпной угол; а когда затапливают печь, то его сжигают. Когда свадебные гости, испытуя терпение невесты, заставляют ее мести избу и сорят вслед за нею, а она все опять подметает, то они приговаривают: └Мети, мети, да из избы не выноси, а сгребай под лавку да клади в печь, чтоб дымом вынесло⌠8.
Необходимо обратить внимание на художественную форму пословиц и поговорок. Они кратки, в них нет ничего лишнего, по своему складу речи напоминают маленькие стихотворения: в них прослеживается правильное чередование ударных и безударных слогов в каждой из рифмующихся частей пословицы (ритм), например: «Стрелял в журавля, а попал в воробья», «Грибов ищут — по лесу рыщут».
В. И. Даль восхищался ярким ритмическим рисунком такой пословицы: Сбил, сколотил — вот колесо, Сел да поехал — ах, хорошо. Оглянулся назад — Одни спицы лежат. Неожиданная смена одного легкого и скорого ритма другим, замедленным, начиная со слов «оглянулся назад», точно передает удивление, заключенное в пословице. Пословицам свойственны также смелые, богатые рифмы-созвучия, что мы видели выше.
Или еще примеры: Дружно не грузно, а врозь, хоть брось. Ни то ни се кипело, да и то пригорело. Многие выражения из произведений наших писателей по краткости и меткости своей стали пословицами. Они перешли в устную речь, например, из басен И. А. Крылова, сказок А. С. Пушкина. Учащимся предлагается выполнить задание 4 из хрестоматии.
Дома учащиеся должны придумать небольшой рассказ по одной из поговорок задания 8 из хрестоматии.
Изучение пословиц и поговорок отнесено в программе по литературе к началу курса 6- го класса. Но работа над ними не должна ограничиться двумя уроками. К пословицам и поговоркам необходимо обращаться постоянно при изучении других тем. Они обогащают речь учащихся, придают языку особую остроту, силу и выразительность.
1 Кишка — домашняя колбаса или пирог с начинкой из потрохов.
2 Убрус — полотенчатый головной убор.
3 Швейка — подушечка или мешочек для швейных принадлежностей.
4 Д а л ь В. И. Пословицы русского народа. — М., 1989. — С. 7.
5 Д а л ь В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. — СПб.; М., 1880. — С. XXVIII.
6 Ш о л о х о в М. А. Сокровищница народной мудрости // В. И. Даль. Пословицы русского народа. — М., 1987. — С. 3.
7 А н и к и н В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. — М., 1957. — С. 9.
8 Д а л ь В. И. Пословицы русского народа. — М., 1989. — С. 8—9.
ЗНАКОМСТВО С БИБЛИЕЙ
В учебник включены отрывки из Евангелия (раздела Библии), великого памятника человеческой культуры. Знакомство с этим произведением необходимо каждому человеку, верующему и неверующему. И не только потому, что без знания сюжетов просто нельзя понять многие произведения искусства, прошлого и современного.
С сюжетами можно познакомить с помощью простого пересказа. И не только потому, что в наш язык вошло множество выражений из Библии, таких как «хлеб насущный», «соль земли», «краеугольный камень», «блудный сын» и др., — ими можно пользоваться просто как поговорками или фразеологизмами, не зная источника. И даже не только потому, что общечеловеческие нравственные принципы коренятся в Библии, — их можно растолковать с помощью публицистики. Знакомство же с Евангелием несет несравненно большее.
Недаром Чарлз Диккенс сказал: «Новый Завет есть лучшая книга, которую когда-либо знал или будет знать мир». Об этом же говорит А. С. Пушкин в статье «Об обязанностях человека. Сочинение Сильвио Пеллико» (1836), отрывок из которой приведен в качестве эпиграфа к разделу.
Чтобы яснее была пушкинская мысль, несколько расширим цитату: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, — и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие»1. И чуть дальше поэт разъясняет в статье, в чем эта «вечно новая прелесть» Евангелия: «Мало было избранных… которые бы в своих творениях приближались кротостию духа, сладостию красноречия и младенческою простотою сердца (выделено нами. — Р. А.) к проповеди небесного Учителя»2.
Цель уроков по этой теме — не только познакомить с Библией, она сейчас доступна каждому.
Задача же учителя литературы — научить читать эту книгу, заинтересовать школьников, чтобы им захотелось самостоятельно прочесть ее. У шестиклассников уже, возможно, есть первоначальные представления о Библии. Опираясь на эти представления, напомним, что великая книга создавалась на протяжении тысячелетий. Сначала это были устные предания, потом записи на свитках папируса или пергаменте, которые хранились в храме или в школе.
Самые древние греческие рукописи Евангелия (второй части Библии) дошли до нас от II в. н. э. Сначала это тоже были устные проповеди, потом они были записаны на том языке, на котором говорил весь греко-римский мир. Четыре евангелиста3 излагают события и учение Христа каждый по-своему, но все вместе они всесторонне показывают личность Учителя и помогают понять Его заповеди. Известны следующие факты: создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий первой перевели на древнеславянский язык Библию. Когда в XV в. было изобретено книгопечатание, первой в мире печатной книгой также стала Библия. Русский первопечатник Иван Федоров также первой напечатал Библию.
Но это в прошлом. А сейчас? В наше время эта книга переведена на все языки мира, и с ее тиражами 26 не может сравниться ни одно другое произведение. Ее читают великие ученые и простые люди, взрослые и дети и находят в ней ответы на самые главные вопросы. На первом уроке рассмотрим отрывок из Ветхого Завета — повествование о Вавилонской башне и фрагмент из Нового Завета — рассказ о Рождестве Христовом.
Приведем некоторые сведения, которые помогут учителю ответить на вопросы школьников.
Часто у них возникает недоумение: почему Рождество Христово празднуется 25 декабря и 7 января, почему в Рождество наряжают елку, почему мы ведем летосчисление «от Рождества Христова», а Иисус родился за 6—7 лет до начала новой эры и т. д.? Западные христиане перевели церковный календарь на новое летосчисление, восточная церковь осталась верной старому стилю, поэтому на Западе Рождество празднуют 25 декабря, а в России — 7 января.
Несовпадение года рождения Христа с началом новой эры (точная дата рождения Иисуса неизвестна, установлено только, что это произошло в 7—6 году до н. э.) объясняется неточностью первоначальных расчетов. В России летосчисление от Рождества Христова началось при Петре I с начала XVIII в., а до этого счет годам велся от Сотворения мира. Церковь приурочила этот праздник к древней традиции: в день зимнего солнцестояния отмечать рождение умирающего и воскресающего бога (Осириса в Древнем Египте, Диониса в Древней Греции, Митры в Персии). Рождение этих богов ассоциировалось с началом поворота природы к весне. На Руси Рождество совпало с древним языческим обрядом — Святками, и Святки стали Рождественским праздником. В это время люди собирались на пиршества, рядились в карнавальные костюмы, гадали, ходили по домам с пением колядок — особых песен с пожеланием добра хозяевам и прославлением Бога.
От древних времен из Германии пришел обычай наряжать на Рождество елку. В нашей стране этот обычай после революции 1917 года был запрещен, а потом возродился, но елка из рождественской превратилась в новогоднюю. Почему именно елка? Есть разные легенды, одна из них такова. Перед пещерой, в которой родился Младенец Иисус, росли три дерева: пальма, маслина и елка.
Пальма и маслина принесли Христу свои дары — прекрасные листья и благовонное масло, но при этом были горды собой, самодовольны. А скромная елка ничего не могла подарить Божественному Младенцу, кроме своей беспредельной любви. И за это ангел украсил ее звездами с неба, так что Младенец, увидев ее, протянул к ней руки и засмеялся.
В учебнике повествование о Рождестве Христовом составлено из нескольких евангельских текстов: Лука, гл. 2. 1—20, 22—35, 39—40, 52, и Матфей, гл. 2. 1—23.
В нем немало конкретных исторических фактов, называется реальное место действия, время, имена исторических лиц. Но в отличие от обычного исторического повествования евангельский текст несет в себе глубокий смысл, обращенный к самому сокровенному в человеке. Потому он и оказывается всегда новым, даже если бы он был нам знаком до последней запятой. Не стоит утяжелять урок рассуждениями. Пусть будет больше творческой работы: выразительного чтения, художественного пересказа, работы с репродукциями, устного рисования и др.
В учебнике приведена репродукция иконы Владимирской Богоматери (XI—XII вв.), которая принадлежит к числу древнейших христианских святынь. Вглядываясь в лик Богородицы, ребята могут понять, какие слова Она сохраняла в своем сердце — и славу, которую пели Богу Младенцу простые пастухи, и пророчество Симеона о грядущей Его крестной смерти и о неминуемых страданиях для Нее. Увидят они и глубокую нежность Матери, и ту божественную любовь, которую проповедовал Христос, — все это есть в иконе.
Хорошо, если учитель сможет показать репродукцию иконы «Рождество Христово» (XV в.). Ее написал великий русский художник Андрей Рублев. Рассматривая икону, школьники увидят на ней все события, о которых они прочитали. В центре — Богоматерь и Младенец, рядом с яслями — бычок и ослик, вверху слева — волхвы, справа — пастухи, вокруг пещеры — ангелы, славящие Бога, внизу — Иосиф и купание Младенца.
Следует помочь ребятам научиться понимать своеобразие этого особого вида религиозного искусства — иконы4. Репродукция фрески «Поклонение волхвов» также дает немало пищи для размышлений. Познавшие всю книжную мудрость, умеющие читать судьбы мира и предсказывать будущее по звездам, всезнающие язычники-волхвы — мудрецы и волшебники — пришли поклониться Младенцу — маленькому, слабому и беззащитному. Они увидели в Нем спасение мира. Автор фрески (возможно, это Дионисий, русский художник конца XV в.) прекрасно передал их благоговение перед Младенцем.
На втором уроке читаются притчи. Они отличаются от повествования тем, что в них нет указания ни на место действия, ни на время, нет исторических лиц, их герой — один человек, человек вообще, поставленный в ситуацию выбора. Выбирает свой путь младший сын, который не хочет жить так, как принято, но не умеет построить жизнь по-своему.
В трудных обстоятельствах он решает вернуться к отцу и повиниться перед ним. Выбирает и отец: он мог бы хранить обиду (ведь по понятиям того времени разделение имения — обида и оскорбление для родителей) и отвергнуть сына (ведь по справедливости тому теперь ничего не полагается, он свою долю получил), мог хотя бы упрекнуть его. Но оказывается, отцовская любовь — то, без чего нельзя жить, она выше справедливости, которой придерживается старший сын. Выбирают, как поступить, и герои притчи о добром самаритянине. Самаритянин увидел в страдающем просто человека, которому нужна помощь.
Милосердие и любовь к человеку оказались выше религиозной розни. Такому отношению к ближнему, когда человек важнее любой идеи, национальной, социальной или государственной принадлежности, и учил Христос. А священник и его помощник, погруженные в свои высокие размышления, прошли мимо страдающего, и это непростительно. Притчи и так нравоучительный жанр, в них нравственная идея ясно выражена самим повествованием, поэтому нет необходимости подробно разъяснять мысль. Только самое главное, только ситуация выбора может быть обсуждена: почему поступил так? И уж, конечно, не нужны дополнительные нравоучения, они только оттолкнут детей.
Но о самих нравственных проблемах надо говорить на уроке только через художественный текст. Для притчи «О блудном сыне» много даст рассматривание репродукции картины великого голландского художника Рембрандта «Возвращение блудного сына».
Ребята могут рассказать о том, что они увидели на картине. А по другим притчам создать свои устные иллюстрации. Если есть возможность, учитель дополнительно привлечет и другие евангельские притчи: «О двух сыновьях» (Мф. 21.28—31), «О немилосердном заимодавце» (Мф. 18.23—35), «О талантах» (Мф. 25.14—30) и т. д. Урок развития речи можно построить на текстах, приведенных в сборнике дидактических материалов «Читаем, думаем, спорим…» для 6-го класса.
В книге даны сведения о происхождении иконы Владимирской Богоматери, говорится о том, как понимать «язык» иконописи, приводится стихотворение М. Волошина об этой иконе и предлагается самостоятельная работа.
1 П у ш к и н А. С. Поли. собр. соч. В 10 т. — М, 1958. — Т. VII. — С. 470.
2 Там же
3 Надо объяснить, почему так называются Евангелия: «от Матфея» (Марка, Луки, Иоанна). Евангелисты передавали Благую Весть Иисуса Христа (Евангелие значит «благая весть»). Поэтому мы читаем Благую Весть Иисуса Христа по Матфею, в изложении Матфея, переданную Матфеем. А Матфей был одним из двенадцати апостолов, учеников Христа.
4 Об этом учитель может прочитать статью Е. Н. Трубецкого «Умозрение в красках» (Москва. — 1990. — ╧ 1), где великолепно объяснен «язык» иконописи.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Два отрывка из «Повести временных лет» предлагаются для чтения шестиклассникам. Зачем мы обращаемся к литературе далекого прошлого? Что она дает современному читателю? Эти вопросы поставит учитель перед собой, а потом постарается помочь на них ответить и ученикам. Прежде всего, конечно, культурный человек должен знать свою историю. Об этом хорошо сказал Д. С. Лихачев, слова которого приведены в качестве эпиграфа.
Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. Видя, каким трудом, борьбой и подвигами строили многие поколения здание нашей культуры, мы обретаем «самостоянье человека» (А. С. Пушкин), осознаем себя звеном в цепи поколений. Но с историей школьник знакомится не только на уроках литературы. А что дает чтение летописи? Читая летопись, мы слышим живой голос далеких предков.
Произведения прошлого как бы разрушают преграды между эпохами. Вот это чувство сопричастности к истории и должно возникнуть у юного читателя. Но воспринять искусство древности не просто, к нему нельзя подходить с теми же установками, что и к современному произведению. Поэтому очень важно вступление к теме, в котором учитель постарается показать своеобразие древней литературы, создать у ребят ощущение подлинности прикосновения к самим истокам нашей культуры.
Чтобы осуществить эту задачу, надо объяснить, что такое летопись.
Летописание началось на Руси в XI в. Первым летописцем был киево-печерский монах Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тмутаракань. В конце жизни он стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, по-видимому, он и составил летопись. Ученые называют 1073 год.
Труд его продолжили другие, а в первой четверти XII в. монах Киево-Печерского монастыря Нестор составил «Повесть временных лет» — одно из самых замечательных произведений древнерусской литературы. До нас дошла эта «Повесть…», переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Так что это произведение — плод творчества нескольких поколений летописцев.
В учебнике приведена миниатюра из Летописного свода, изображающая Сильвестра. Это образ идеального летописца, летописца вообще. Древнерусский художник не стремился передать индивидуальные черты писателя, ему важно было изобразить не Сильвестра, а летописца. Поэтому нарисован монастырь — его стены, храм и убранство внутри монастыря и даже внутри кельи — и монах, пишущий за столом.
Рассматривая миниатюру, обратим внимание на то, как изображает художник предметы. Он не стремится нарисовать их так, как видит глаз. Обстановка кельи летописца изображена в «обратной перспективе»: ближние горизонтальные линии короче дальних. Это не потому, что художник еще не умеет нарисовать правильно. В древнерусском искусстве иное представление о правдивости. Точка зрения, с которой видятся предметы, помещается как бы в центре картины, внутри храма. Отсюда так называемая обратная перспектива.
Соотношение размеров предметов подчинено задаче показать весь предмет целиком и одновременно выделить главное. Монастырь должен быть нарисован весь, а не кусочек его интерьера. Происходящее внутри его показывается на переднем плане, поэтому летописец изображен как бы вне монастыря, фигура его расположена в центре и занимает в картине больше места, чем храм. Сравним это изображение с репродукцией картины В. М. Васнецова «Нестор- летописец».
Художник современности использует совсем другие средства: мы видим часть интерьера, внутри кельи летописец изображен так, как увидели бы его мы, если бы вошли в келью. Такое изображение не лучше и не хуже — просто это другой язык. Приоткрыть же некоторые, наиболее заметные черты древнерусского искусства необходимо, чтобы ребята учились видеть его художественную специфику. Это поможет и в летописи увидеть не просто сообщение об исторических событиях, а художественное произведение.
Приведенная миниатюра свидетельствует о том, какое большое значение придавали в Древней Руси летописанию. Об этом же говорит и то, что до нас дошли имена летописцев: ведь в летописях упоминались только имена тех, кто считался исторически значимым. Почему же так важно было для наших предков записать, что «в лето» такое-то произошли такие-то события? Потому что жизнь таким образом приобретала общечеловеческое значение, Русская земля осмыслялась в системе мира, русская история становилась частью истории человечества.
Начинается «Повесть временных лет» от Всемирного потопа, летописец говорит о происхождении славян от Иафета — одного из сыновей Ноя. Так русская история получает осмысление как продолжение Священной истории. При этом летописец утверждает право каждого народа иметь свои обычаи, передающиеся от отцов к детям. Так проявляются патриотизм автора и одновременно его общечеловеческие идеалы. Хорошо, если удастся найти и показать репродукцию первой страницы «Повести…»1.
Изящный орнамент, построенный из геометрических фигур, переплетения линий, переходящих в изображение птицы, похожей на орла. Легко можно разобрать первые строки. Буквы писались вертикально, каждая отдельно. Для экономии места некоторые слова сокращались и пропущенные буквы надписывались сверху. Промежутков между словами почти нет. Такой шрифт назывался «устав».
Написание текста напоминало рисование: красиво, ровными рядами стоят буквы. Конечно, процесс написания книги занимал годы усердного труда. На все это стоит обратить внимание, чтобы школьники прикоснулись к подлинной истории уже на первом уроке. А если есть возможность показать древние книги в музее, надо это сделать. Итак, введение в тему дает ученикам много новых сведений, поэтому здесь большую роль неизбежно сыграет слово учителя. Как добиться того, чтобы слушание не было пассивным? Можно перед слушанием предложить задания типа: сформулировать главную мысль рассказа учителя, или составить простой план, или пересказать по предложенному плану. Можно перемежать объяснение элементами беседы, ставить перед учениками вопросы и совместно искать на них ответы. Таким же образом интересно рассматривать и иллюстрации.
Ученики должны стать равноправными участниками диалога. Уважительное внимание к их размышлениям и поискам, стремлению выразить свое впечатление не менее важно, чем сообщение материала учителем. Вот один из возможных вариантов урока:
1. Чтение учениками вступительной статьи учебника.
2. Слово учителя: начало летописания в Древней Руси.
Самостоятельная работа учащихся при слушании: выделить главную мысль, назвать имена первых летописцев. Имена летописцев записаны на доске, а на закрытой ее части — главная мысль сообщения. После ответа двух ребят эта формулировка открывается, ребята сопоставляют свои формулировки и предложенную учителем, выбирают лучшую или составляют новую из нескольких и записывают ее в тетради.
3. Рассматривание миниатюры «Летописец Сильвестр» и картины Васнецова. Беседа, слово учителя.
4. Слово учителя: значение летописания. Перед слушанием ребята получают задание ответить на вопрос: почему наши предки придавали такое большое значение летописанию? Один из учеников отвечает на вопрос, класс дополняет и уточняет ответ.
5. Рассматривание страницы «Повести временных лет», беседа, слово учителя.
6. Чтение летописного «Сказания о Кожемяке» учителем.
7. Рассматривание иллюстрации, изображающей конное войско.
8. Беседа.
Примерные вопросы:
1) «И стал тужить Владимир…» Почему?
2) Кем был юноша, решившийся на поединок? (Прокомментируем: дружина — почетная часть общества, но среди дружинников не нашлось поединщика. Юноша — простой человек, не знатный. Уже это говорит о демократизме «Сказания…».)
3) Что прославляет летописец?
4) Какие особенности речи повествователя вы заметили?
5) Почему летописцу важно было рассказать об этом эпизоде? (Доказательство, что у русских есть свои герои, не уступающие героям других народов, продолжающие подвиги тех, чьи имена уже внесены в скрижали мировой истории.)
Домашнее задание: подготовить художественный пересказ произведения. Найти репродукции картин художников, изображавших Древнюю Русь.
Примерный план следующего урока:
1. Проверка домашнего задания. Класс оценивает ответ. Если ребята принесли репродукции, можно часть урока посвятить их обсуждению, устроить выставку. Или учитель сам найдет изобразительный материал, покажет слайды, кадры диафильма.
2. Чтение «Сказания о белгородском киселе» учителем или хорошо подготовленным учеником.
3. Беседа.
Примерные вопросы:
1) Кто герой этого сказания? Что он сделал?
2) Что прославляет летописец? (Заметим, что и здесь герой — простой человек. Он спас свой город хитростью. Мудрость, находчивость летописец также считает общечеловеческими ценностями.)
3) Какие слова и выражения в обоих сказаниях свидетельствуют о достоверности рассказанного?
4. Ответ на вопросы учебника. Устные ответы учеников уточняются слушателями.
5. Обсуждение эпиграфа к теме.
6. Работа над сценарием.
Домашнее задание: продолжить и закончить сценарий. Урок внеклассного чтения по теме «Повесть временных лет» На уроках литературы учащиеся впервые узнали, что такое летопись, прочитали два сказания из «Повести временных лет»: «Сказание о Кожемяке» и «Сказание о белгородском киселе».
Чтобы закрепить у учащихся «ощущение подлинности, прикосновения к самим истокам нашей культуры», вызвать чувство сопричастности к истории, на уроке внеклассного чтения следует продолжить чтение отрывков из «Повести временных лет». Мы считаем, что не следует заранее предлагать шестиклассникам прочитать намеченные отрывки, чтобы не отпугнуть их, так как весь текст труден для школьников этого возраста, к тому же вряд ли можно достать необходимое количество экземпляров «Повести…», чтобы все учащиеся заранее могли прочитать ее.
Варианты урока внеклассного чтения могут быть различные. Один из возможных вариантов — продолжение героической темы, которой были посвящены предыдущие два урока по «Повести…», — защита родной земли от посягательств врага. С этой целью можно на уроке внеклассного чтения прочесть повествование о том, как юноша спас Киев (968). Читает сам учитель или заранее подготовленный ученик.
Проводится беседа по вопросам:
1. Какая обстановка была в осажденном Киеве? Как отроку удалось обмануть печенегов и спасти город?
2. Каким вы его представляете?
3. «И послали киевляне к Святославу со словами…» Какие слова заставили Святослава вернуться из Переяславца? Прочитайте их еще раз.
Заключительная часть урока посвящается рассматриванию репродукции картины А. И. Иванова «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 868 году» и соответствующей беседе по ней.
Урок внеклассного чтения может быть проведен и по другим сказаниям, например «Смерть князя Игоря», «Месть Ольги» (945), «Начало княжения Святослава, сына Игорева» (946) или «Совет Владимира с боярами и старцами» (987) и «Принятие христианства на Руси» (988).
Учащиеся уже знакомы по урокам истории с событиями, о которых идет речь в этих сказаниях, но очень важно услышать голос летописца, прикоснуться к живым событиям той эпохи.
Текст читает учитель или заранее подготовленные ученики. Вот примерные вопросы для беседы к сказаниям «Смерть князя Игоря», «Месть Ольги», «Начало княжения Святослава, сына Игорева»:
1. По какому поводу древляне заявили: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его»?
2. С какой целью «послали древляне лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге»?
3. Какую «честь великую» воздала им Ольга «перед людьми своими»?
4. Как Ольга справила тризну по своему мужу, князю Игорю?
5. Как Святослав, сын Игоря и Ольги, начал битву с древлянами?
6. Как Ольга отомстила жителям города Искоростеня, убившим ее мужа? (Расскажите близко к тексту.)
7. Какие особенности речи летописца вы заметили в обоих этих сказаниях?
Вопросы для беседы к сказаниям «Совет Владимира с боярами и старцами», «Принятие христианства на Руси»:
1. Почему князь Владимир решил принять христианство?
2. Когда и с какой целью он пошел на греческий город Корсунь?
3. При каком условии греческие цари Василий и Константин согласились отдать в жены Владимиру свою сестру Анну?
4. Когда Владимир принял решение креститься?
5. «Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский». (По какому поводу произнес эти слова Владимир?)
6. Как и где состоялось крещение Владимира?
7. Расскажите, как произошло крещение Руси.
1 См.: Культура Древней Руси / Сост. Э. С. Смирнова; Под ред. Д. С. Лихачева. — М.: Просвещение, 1967. — С. 26.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА
А. С. ПУШКИН
«Узник». «И. И. Пущину». «Зимнее утро»
В работе над произведениями Пушкина школой накоплен немалый опыт, поэтому нет необходимости здесь говорить подробно о содержании уроков. Материал учебника дает богатые возможности организовать самостоятельную работу учащихся.
Вступительная статья может быть прочитана в классе. Привлечение коротких, 1—2-минутных сообщений учащихся, например, о чтении Пушкиным на экзамене стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» (Полн. собр. соч. В 10 т. — М., 1958. — Т. 8. — С. 65); рассматривание иллюстраций — фотографий Царского Села, репродукции картины И. Е. Репина «Пушкин на Лицейском экзамене», видов Кишинева и др. — помогут восприятию материала. В пересказе может участвовать весь класс.
В первый урок можно включить подготовленное заранее одним из учащихся сообщение «Портрет Пушкина», материалом для которого послужат пособие «Читаем, думаем, спорим…», автопортрет Пушкина и гравюра Т. Райта в учебнике и портреты Пушкина, имеющиеся в кабинете. На этом же уроке школьники рассмотрят стихотворение «Узник».
Лучше всего его изучение начать с работы над выразительным чтением, так как это важнейшее средство, с помощью которого шестиклассники могут передать свое понимание произведения.
Сначала стихотворение прочитает учитель. Затем необходима пауза, чтобы впечатление было пережито слушателями. Если сразу задавать вопросы, переводя язык поэзии на язык логики, впечатление разрушится. После этого надо организовать работу учащихся. Задания в учебнике построены так, чтобы активизировать воображение и, вникая в смысл слов, определить необходимую интонацию, почувствовать движение поэтической мысли от темницы к воле и передать это голосом.
При подготовке чтения стихотворения «Узник» обратим внимание на то, как мрачно- сосредоточенна интонация начала: нет простора, нет красок, нет света, движения однообразны («клюет», «махая крылом»). Но вот во второй строфе появляется движение: «бросает», «смотрит».
Пространство начинает раздвигаться. В этой строфе очень много глаголов, это придает речи напряженность, устремленность вдаль. Каждое новое действие начинается с более высокой интонационной точки, отчего возникает цепь восходящих, нарастающих интонаций, завершающихся восклицанием.
В последней строфе торжествует чувство свободы. Появляются краски — чистые, сияющие синий и белый цвета. Вместо темницы свет. Вместо решеток простор. Образ воли связан с картинами природы: гора, море, ветер говорят о стихийности, величии, свободе. Словесные, метрические, синтаксические повторы придают речи поэтичность и песенный характер.
Пониманию смысла стихотворения поможет и самостоятельная работа над высказыванием В. А. Рождественского. Она служит также выработке важного жизненного умения — оценивать чужое мнение, видеть в печатном слове не истину в последней инстанции, а суждение, которое надо проверить. Работу следует провести в классе под руководством учителя. Прежде всего определим главную мысль критика: мысль о свободе — тема стихотворения «Узник», но само это слово в тексте отсутствует.
Найдем все слова, которые говорят об отсутствии свободы (решетка, темница, неволя) или несут в себе мечту о свободе (орел, задумал, зовет, улетим, вольные птицы). Особое место занимают слова, обозначающие свободные стихии (туча, гора, морские края, ветер). И сделаем вывод: критик прав.
В начале второго урока обратимся к теме дружбы в поэзии Пушкина. Кроме учебника, можно использовать сообщения, подготовленные индивидуально: «Пушкин и его друзья», «Мой первый друг» (см. «Читаем, думаем, спорим…»). Перед прослушиванием надо дать классу задание: оценить сообщение или ответить на вопрос: Какие факты биографии Пушкина и Пущина помогают понять стихотворение? или: Сформулируйте своими словами главную мысль сообщения и т. п.
Затем выразительное чтение стихотворения учителем. Помня о том, куда отправлял послание поэт, поймем и то, как он теперь воспринимал встречу в Михайловском. Для Пушкина приезд друга к нему в ссылку — главное событие, отсюда и такие высокие и задушевные слова: «Мой первый друг, мой друг бесценный».
Дружба выше всяких преград, она освещает жизнь, помогает принять ее трудности и преодолеть судьбу. И в Сибири голос друга дарует утешение теперь уже Пущину, луч «лицейских ясных дней» продолжает светить, дружба сильнее тюремных замков и расстояний. В стихотворении раскрывается мир души, интимный мир, поэтому при чтении стихотворения неуместна риторика, оно должно прозвучать задушевно, тепло, искренне.
Не нужны вопросы, не нужен анализ стихотворения. Зато необходима работа над выразительным чтением произведения, целью которого является сопереживание читателя чувствам, выраженным в стихотворении. Выразительное чтение учащихся можно построить по вопросам в сборнике «Читаем, думаем, спорим…».
Возможен еще такой вид работы, как составление устного развернутого ответа (или устного сочинения) на тему «Дружба Пушкина и Пущина», или «Лицейская дружба», или «Дружба на всю жизнь». При этом можно использовать репродукцию картины Н. Н. Ге, помещенную на обложке учебника.
Подробное описание подготовки к выразительному чтению стихотворения «Зимнее утро» дано в сборнике «Читаем, думаем, спорим…», а также в кн.: Б у я л ь с к и й Б. А. Искусство выразительного чтения: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1986. — С. 114—118.
Обучение выразительному чтению и здесь должно быть не механическим повторением интонации учителя, а самостоятельным поиском своей интонации, выражающей сопереживание, осмысленное учеником настроение. В этой работе примут участие многие ребята. Обсуждается I строфа — ее основной тон, один из учеников пробует передать это в чтении, ребята оценивают его работу, уточняют, поправляют. Затем следующая строфа и т. д. Понимание произведения учениками выражается прежде всего не в ответах на вопросы, а в выразительном чтении.
Вопросы же служат лишь средством для достижения этого результата. Средством является и обращение к некоторым понятиям теории литературы. Зачем мы говорим о сравнении, выраженном творительным падежом? Чтобы активизировать воображение, представить себе снег — «великолепный ковер». Зачем надо обратить внимание на антитезу? Чтобы ярче ощутить красоту солнечного зимнего утра в сравнении со вчерашним вечером.
После изучения стихотворения возможна домашняя самостоятельная работа: творческое сочинение о любимом уголке родной природы. На третьем уроке учащиеся читают выученные наизусть стихотворения, обсуждается домашняя творческая работа и изучается тема «Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха». (Трехсложные размеры стиха рассматриваются после изучения Некрасова.)
При изучении этой темы надо показать, как расставлять ударения и записывать в схеме слог под слогом, чтобы обнаружить закономерность чередования ударных и безударных слогов. Эта работа скучна, но необходима, как таблица умножения. Ведь стих — это сам смысл произведения, при чтении поэзии надо воспринимать ритм на слух. Это умение вырабатывается упражнениями и превращается в навык.
И главное — потом, встречаясь со стихами, не забывать о роли стиха.
Итак, главное на уроках по лирике — эмоциональное восприятие и чтение стихотворений, попытка выразить свои чувства, вызванные прочитанным и жизненными впечатлениями, и вместе с тем выработка умений восприятия поэтического слова, для чего необходимо обращение к некоторым сведениям по теории литературы.
«Дубровский»
Роман А. С. Пушкина «Дубровский» снова изучается в школе. Уже в предшествующие годы был накоплен очень большой опыт по его изучению. Роман трудно понять, не представляя времени, которое отражено в нем, а также тех вопросов и проблем, которые интересовали Пушкина в это время. Над романом «Дубровский» А. С. Пушкин работал с 21 октября 1832 г. по 6 февраля 1833 г. Он не был завершен.
При жизни поэта роман не был опубликован. Издатели назвали рукопись по имени главного героя. Хорошо известно, что в основу романа легло сообщение Нащокина Пушкину «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский… который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить…» (П. И. Бартенев). Известно также, что перед началом работы над романом Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа Пушкина легли жизненные обстоятельства. Действие романа происходит в 1820-е гг.
«В романе представлены два поколения. История жизни отцов, во многом принадлежащих екатерининской эпохе, сопоставлена с судьбами детей. Роман выявляет отношение человека и общества, взаимодействие человеческих желаний и законов среды. В романе социальный закон вмешивается в отношения людей, нарушает человеческие связи и привязанности. История жизни отцов оказывается в этом смысле прелюдией трагедии детей. Ни дружба, ни любовь не в состоянии соединить людей, стоящих на разных ступенях социальной лестницы. Самые сильные человеческие чувства не способны победить предрассудки общества. Троекуров оказывается виновником разорения и смерти друга, а Владимир Дубровский и Маша Троекурова не могут соединиться, хотя любят друг друга»1.
Основная задача уроков по изучению романа «Дубровский» — помочь учащимся понять зависимость поведения человека от социальной среды («в условиях несвободы и торжества самовластия»), чтобы правильно оценить поведение героев, полнее и глубже представить картины жизни дворянства 20-х гг. XIX в., изображенные писателем в романе. Высокий идейный смысл романа состоит в том, что он защищает достоинство человека и направлен против «дикого барства» и его произвола. Изучению романа «Дубровский» отводится восемь уроков. Как всякое большое по объему произведение, роман предварительно читается учащимися самостоятельно.
В методической практике существует несколько путей изучения этого произведения. Некоторые методисты предлагают большую часть времени уделить изучению характеристик героев, другие акцентируют внимание на изучении отдельных тем, например: «Жизнь дворянства в изображении А. С. Пушкина», «История жизни Владимира Дубровского», «Образ народа в романе А. С. Пушкина» и т. д.
Другие методисты предлагают, на наш взгляд, более рациональный подход к изучению романа, а именно: изучать роман по ходу развития действия, выделяя для разбора наиболее важные события: ссора А. Г. Дубровского с К. П. Троекуровым, суд, пожар в Кистеневке, Владимир Дубровский в доме у Троекурова, последний бой2.
Мы также считаем, что наиболее эффективным является целостное изучение произведения с постоянным обращением к тексту художественного произведения, комментированному его чтению. Правильным мы считаем озаглавливание уроков. В. Г. Маранцман, например, озаглавливает уроки так: «Барская усадьба», «Ссора друзей», «Отец и сын», «Пожар в Кистеневке», «Учитель», «Любовь и бегство», «Верейский и Троекуров», «Судьба героя»3.
К каждому уроку учащиеся прочитывают соответствующие главы и озаглавливают их. При этом можно предложить подобрать цитатные заголовки к ним4. Первый урок можно начать с рассказа о том, что послужило основой романа «Дубровский» и когда он был написан.
Если учащиеся уже прочли этот роман, можно провести беседу о впечатлении, которое он произвел на них. Затем учителем читается I глава романа и проводится беседа с постоянным обращением к тексту.
Тема урока — «К. П. Троекуров и А. Г. Дубровский: их ссора». Примерные вопросы для беседы
- Что давало Троекурову большой вес в губерниях, где находилось его имение?
- Как относились к нему соседи и губернские чиновники?
- Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова? (Они рождены правами владетельного барина.)
- Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту? Из чего состояли его повседневные занятия?
- Почему Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал Дубровского?
- «…Они [Троекуров и Дубровский] сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях», — говорит А. С. Пушкин. В чем проявлялось это сходство?
- Как характеризует Дубровского случай на псарне?
- Можно ли считать ссору Троекурова и Дубровского «нечаянным случаем»?
Беседуя по предложенным вопросам, важно обратить внимание и на то, как Троекуров отнесся к исчезновению Дубровского. Предлагается выделить глаголы, характеризующие действия и поступки Троекурова: «велел тотчас его догнать и воротить непременно». Отказ «осердил» его, письмо Дубровского рассердило еще больше. А когда Дубровский наказал ворующих лес покровских мужиков, Троекуров «хотел со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистеневку, разорить ее дотла и осадить самого помещика в его усадьбе. Таковы подвиги были ему не в диковину». В этот момент в Троекурове вспыхивает жажда мести. Эту часть урока целесообразно закончить рассматриванием иллюстраций Д. Шмаринова и В. Ермолова «На псарне». Э
то поможет учащимся лучше представить героев, а также окружающую их обстановку. Особое внимание обращаем на главные фигуры, выясняем, какой момент изобразил художник и как это ему удалось, верно ли, с точки зрения читателей, изображены герои, кто из художников точнее и достовернее запечатлел это в своем рисунке.
Завершить беседу можно вопросом: «Какой способ для мести избирает Троекуров?» Учащиеся находят слова, которые точно выражают мысли Троекурова: «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение». С этими словами Троекуров обращается к представителю власти Шабашкину, который обязан следить за соблюдением законов. Каким Шабашкин изображен в романе?
Примерные вопросы для беседы
- Внешность заседателя Шабашкина («маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели»).
- Его поведение у Троекурова («…через минуту Шабашкин уже стоял перед Кирилой Петровичем, отвешивая поклон за поклоном, и с благоговением ожидал его приказаний»).
- Как Кирила Петрович обращался к нему? («Как бишь тебя зовут?», «зачем пожаловал?», «выпей водки да выслушай».)
- Почему такое пренебрежение Шабашкин воспринимает как «ласковый прием»?
- Как действовал Шабашкин? («Шабашкин за него хлопотал, действуя от его имени, стращая и подкупая судей и толкуя вкривь и впрямь всевозможные указы».)
Итак, в этой сцене мы видим приниженность власти, ее готовность любыми нечестными способами угодить Троекурову. Дома учащиеся читают и озаглавливают II главу.
Второй урок начинается с чтения II главы, которую учащиеся назвали «Суд». Читает сам учитель или предварительно подготовленные ученики. Основной вопрос, который решается на уроке: зачем Троекурову был нужен суд и какую цель он преследовал?
Важно, чтобы учащиеся поняли, что Троекуров хотел наказать своего непокорного соседа. Кистеневка ему была не нужна. Но самое главное, что двигало им, — это желание сломить гордость и независимость А. Г. Дубровского, растоптать его человеческое достоинство. Учащимся предлагается обратить особое внимание на отдельные детали текста.
Примерные вопросы
— Как встретили члены суда А. Г. Дубровского и К. П. Троекурова? (При появлении Дубровского «никто не обратил на него внимания». Он «стоя прислонился к стенке». Когда же приехал Троекуров, «писаря встали и заложили перья за ухо. Члены встретили его с изъявлениями глубокого подобострастия, подвинули ему кресло из уважения к его чину, летам и дородности».)
— Как вели себя чиновники после оглашения решения суда? («Заседатель встал и с низким поклоном обратился к Троекурову, приглашая его подписать предлагаемую бумагу»; Троекуров вышел, «сопровождаемый всем судом»; «Секретарь поднес ему [Дубровскому] бумагу».)
— Как вели себя герои? («Торжествующий Троекуров… подписал под решением суда совершенное свое удовольствие»; «Дубровский стал неподвижен, потупя голову». Несправедливое решение суда привело А. Г. Дубровского к внезапному сумасшествию.)
— Как вы понимаете выражение: «Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его воображение и отравило его торжество»? (В Троекурове проснулся человек, обнаружилась совесть.)
Дома учащиеся читают и озаглавливают III и IV главы, а также готовят устный рассказ «Жизнь Владимира Дубровского в Петербурге».
На третьем уроке, приступая к анализу III главы, можно прослушать подготовленный дома рассказ о жизни Владимира Дубровского в Петербурге.
Другой вариант — беседа в классе по следующим вопросам.
— Как Владимир Дубровский оказался в Петербурге? Каков был его образ жизни? («Отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дома более, нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги».)
— Каковы были отношения у отца с сыном? («Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста; со всем тем он романтически был к нему привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями».)
— Как воспринял Владимир известие о болезни отца? Любовь и сила привязанности к отцу заставляют его отказаться от беспечной жизни и ехать в Кистеневку. («Мысль потерять отца тягостно терзала его сердце, а положение бедного больного, которое угадывал он из письма своей няни, ужасало его… Владимир упрекал себя в преступном небрежении»; «Тот же день стал хлопотать об отпуске и через три дня был уже на большой дороге».)
— Какие черты характера проявились в нем? III глава дает возможность говорить об отношении крепостных крестьян к Троекурову и Дубровскому. Обращаемся к I главе, где сказано: «Троекуров с крепостными и дворовыми обходился… строго и своенравно, но они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе много в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство».
Что мы и видели в случае с дерзкой репликой псаря Парамошки в адрес А. Г. Дубровского. Но вместе с тем даже из замечания А. Г. Дубровского мы можем сделать вывод, что «вряд ли людям вашим [людям Троекурова] житье такое ж, как вашим собакам». Поэтому становится ясно, что прав Антон, который на вопрос Владимира Дубровского: «Стало быть, вы не желаете перейти во владение Троекурову?» — отвечает: «Господи, упаси и избавь: у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет». Совершенно по-другому относятся крестьяне к отцу и сыну Дубровским: «Не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем». Поэтому понятно, почему, когда Владимир приехал, «дворня высыпала из людских изб и окружила молодого барина с шумом и изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу…».
С большой теплотой рассказывает Пушкин о крепостных слугах в доме Дубровского — няне Орине Егоровне Бузыревой, кучере Антоне, Грише, который служил Владимиру в Петербурге, кузнеце Архипе. К крепостным крестьянам Дубровские относятся по-человечески, не презирают их и не грабят. Крестьяне понимали, какая участь ждет их, если они окажутся у Троекурова, поэтому молодой Дубровский находит сочувствие и поддержку у своих крепостных.
В заключение следует обратить внимание на помещичьи усадьбы. Предлагается перечитать описание двух усадеб — Покровского и Кистеневки — и ответить на вопрос.
— Почему автор заканчивает главу описанием этих усадеб? Завершается урок рассуждениями учащихся о том, почему Троекуров решил помириться с Дубровским и чем это кончилось.
Вопросы для беседы — Как встретил Троекуров известие о вступлении во владение Кистеневкой?
— Какие чувства он при этом испытывал и как это его характеризует?
— Почему примирение оказалось невозможным?
На дом: прочитать и озаглавить V, VI, VII главы; выбрать эпизод для устного словесного рисования (из V главы) — состояние Владимира Дубровского после похорон отца; приготовить чтение по ролям сцены «Приезд приказных и бунт крестьян».
Четвертый урок начинается с устного словесного рисования, которое должно показать, насколько ученики поняли состояние Владимира Дубровского после смерти отца, ту драму, которую переживал герой. Часто учащиеся не в состоянии передать чувства, которые волновали Владимира Дубровского, поэтому мы предлагаем с самого начала выделить три момента: Владимир Дубровский в церкви, в Кистеневской роще, в лощине. Это даст возможность учащимся глубже прочувствовать душевное состояние героя и более точно выразить его.
После выразительного чтения по ролям сцены приезда приказных чиновников и возмущения крестьян предлагаем ответить на следующие вопросы.
— Как ведут себя судейские чиновники, приехавшие отнимать имение? (Обращаем внимание на речь чиновников: «…приехали вводить во владение Кирилу Петровича Троекурова и просить иных прочих убираться подобру-поздорову»; «Кто там смел рот разинуть… слышите ли, олухи?» и др.)
— Как ведет себя Шабашкин в начале и в конце сцены? Чем это можно объяснить?
— Как нарастало возмущение крестьян? — Каким образом Владимиру Дубровскому удалось их усмирить? Как это его характеризует?
Следующая часть урока — работа над главой VI «Пожар».
Если учитель располагает временем, следует прочитать ее. В любом случае учащиеся должны уметь ответить на вопросы:
— Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?
— Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?
— Почему кузнец Архип не пожалел приказных, а с риском для жизни спасает кошку?
— Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?
— Почему дворовые крестьяне ушли к Дубровскому?
— Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?
В заключение следует обратиться к иллюстрациям художников Б. Кустодиева и Д. Шмаринова «Пожар усадьбы Дубровского». Необыкновенно динамично изображен пожар в Кистеневке на рисунке Б. Кустодиева. Сноп пламени рвется в ночное небо, выхватывая фигуры бегущих крестьян, мечущиеся силуэты приказных в окнах.
Рисунок передает ощущение тревоги и напряжения. Иначе изображает Д. Шмаринов картину пожара. Его манера строго реалистическая. На переднем плане неподвижные фигуры Владимира Дубровского, няни, Архипа, крестьян. Они стоят в отблесках огня. Их лица напряжены, гневны, печальны. Пожар остается где-то в стороне.
Беседа по вопросам
— Расскажите о том, что вы видите на каждой из иллюстраций.
— Чем отличаются эти изображения?
— Какое чувство вызывает каждый из этих рисунков?
На дом: перечитать и озаглавить VIII, IX, X главы; приготовить пересказ «Обед в Покровском» от лица одного из героев (Дефоржа, Маши, Троекурова). Пятый урок начинается с озаглавливания VIII главы. «Одна из главных забав покровского помещика» или «Дефорж в медвежьей комнате» — так называют ученики эту главу.
Беседа по вопросам
— О каком новом «благородном увеселении» Троекурова узнали вы из этой главы? Как это его характеризует?
— Как отнеслись к Дефоржу Маша и Троекуров, когда он появился в их доме?
— Когда и как изменилось их отношение к учителю?
Следующий этап работы — глава IX «Обед в Покровском». Многие методисты предлагают творческий пересказ от лица одного из героев (Дефоржа, Маши, Троекурова). Пересказ с изменением лица рассказчика — трудное задание для учащихся, но оно во многом оправданно, так как дает возможность задуматься о мотивах поведения героя, ярче представить его характер. Наиболее интересно передать этот рассказ от лица Владимира Дубровского, который особенно симпатичен учащимся.
Во время рассказа учитель обращает внимание учеников на то, как герой реагирует на присутствующих за обедом, их рассказы и реплики. Следует также обращать внимание на речь Дефоржа. Ниже мы приводим отрывок из ответа одного ученика, который дан в книге В. Г. Маранцмана «Роман А. С. Пушкина „Дубровский“ в школьном изучении»5: «И вот я сижу на праздничном обеде у Кирилы Петровича. Все гости уже собрались и уселись за стол. Я сижу рядом с маленьким Сашей и делаю ему нравственные замечания. В это время во двор въехала карета. „Кто это?“ — спросил хозяин. „Да это же Антон Пафнутьич“, — ответили несколько голосов. И вот в столовую ввалился толстый мужчина лет пятидесяти, с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком…»
Возможен и другой вариант. Учащимся предлагается вслух прочитать рассказы А. С. Глобовой и А. П. Спицына, сравнить их и ответить на вопрос: «Какую характеристику Дубровскому дает каждый из них?»
Заканчивается урок размышлениями учеников над вопросами.
— Почему никто из присутствующих на обеде не узнал Дубровского?
— Какой вывод он мог сделать из всего услышанного здесь?
— Почему Дубровский открылся Спицыну?
На дом: прочесть и озаглавить XI—XVIII главы. Шестой урок посвящается отношениям Маши Троекуровой и Владимира Дубровского.
Учащимся этого возраста довольно сложно говорить о таких чувствах взрослых людей, как любовь, поэтому мы предлагаем построить урок так, чтобы дети отвечали на вопросы, читая текст романа.
— Что заставило Владимира Дубровского проникнуть в дом Троекурова?
Некоторые учащиеся считают, что Дубровский искал возможность отомстить Троекурову. Предлагаем найти соответствующие строки, которые прояснили бы картину: «В ваших неосторожных прогулках я следовал за вами, прокрадываясь от куста к кусту, счастливый мыслью, что вас охраняю, что для вас нет опасности там, где я присутствую тайно. Наконец случай представился. Я поселился в вашем доме». Следовательно, любовь к Маше, желание быть рядом с ней, постоянно видеть ее — главная причина его рискованного поступка.
— Почему Владимир Дубровский не стал мстить Троекурову? Владимир Дубровский ради своей любви простил Троекурова: «Первый мой кровавый подвиг должен был совершиться над ним… в ту минуту вы прошли мимо меня… я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства».
— А как же Маша относится к Владимиру Дубровскому? Учащимся предлагается рассказать о Маше Троекуровой (ее происхождении, занятиях, интересах, отношениях с отцом, Дефоржем). Они делают вывод, что Маша — дочь богатого дворянина, аристократка. Зародившееся чувство к Владимиру Дубровскому пугает ее. Брак с князем Верейским воспринимается Машей как плаха, как могила. «Нет, нет, — повторяла она в отчаянии, — лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского». То, что брак с Дубровским воспринимается Машей наравне с монастырем и смертью, далеко не всегда понимают школьники. На слова Дубровского: «...если насильно повезут вас под венец, чтоб навеки предать судьбу вашу во власть старого мужа», — Маша отвечает: «Тогда, тогда делать нечего, явитесь за мною, я буду вашей женою».
Беседа по вопросам даст возможность подвести учащихся к мысли, что любовь Владимира к Маше оказалась не всесильной, что разница их положения, враждебное окружение и страх в душе Марии Кириловны не дали возможности им быть счастливыми. Завершить разговор можно вопросом: «Почему Маша отвергла помощь Владимира Дубровского?» Дома учащиеся готовят выразительное чтение XVII главы.
1 2 3 4 5 6 7 Далее
Назад