Естественные науки
а) Предметные компетентности по физике: на базовом уровне:
- осознание общекультурной ценности естественнонаучного знания, понимание основных особенностей научного метода познания природы, представление о научной картине мира;
- осознание и разъяснение систематизирующей, объяснительной и прогностической функций физической теории; систематизация основных понятий и законов физики в пределах основной образовательной программы среднего (полного) образования; представление о фундаментальных физических теориях (классической механике, молекулярно-кинетической теории, термодинамике, классической электродинамике, специальной теории относительности, квантовой физике) как средстве описания и исследования природы; представление о строении и эволюции Вселенной;
- понимание, что физика является экспериментальной наукой; осознание значения опытов, оказавших существенное влияние на развитие физики;
- способность анализировать, объяснять и предсказывать результаты опытов или наблюдений на основе физических законов и теорий, обнаруживать зависимости между физическими величинами, решать несложные физические задачи;
- грамотное обращение с приборами и проведение простых экспериментальных исследований физических процессов (явлений): проведение необходимых измерений и их математическая обработка; анализ и обобщение результатов экспериментального исследования;
- способность применять полученные знания к объяснению физических процессов и явлений в окружающей жизни и в технике; выявлять и обосновывать экологические последствия бытовой и производственной деятельности, связанной с физическими процессами, в том числе влияющих на здоровье человека;
- готовность к самостоятельному выполнению проектов, подготовке докладов, рефератов и других творческих работ;
на профильном уровне:
- предметные компетентности базового уровня, а также:
- развитие мотивации к последующему изучению естественных и технических наук в системе среднего и высшего профессионального образования и посредством самообразования; знакомство с профессиями ученого-физика и инженера; представление о современных тенденциях развития физики;
- овладение методами решения задач: выбор физической модели, выстраивание логических цепочек рассуждений для объяснения предложенного в задаче процесса (явления) и/или предсказания его результатов, оценка реалистичности полученного ответа и корректировка своих рассуждений с учётом этой оценки;
- описание и разъяснение принципов работы приборов и технических устройств, понимание их технических характеристик;
- способность к решению задач повышенной трудности из разных разделов физики;
- готовность к теоретическим и экспериментальным исследованиям физических процессов и явлений, их компьютерному моделированию.
б) Предметные компетентности по химии: на базовом уровне:
- овладение правилами безопасного обращения с веществами, приёмами оказания первой помощи при травмах и отравлениях;
- систематизация основных законов химии и химических теорий в пределах основной образовательной программы среднего (полного) общего образования; овладение химической терминологией и символикой;
- распознавание веществ и материалов на основании внешних признаков и важнейших характерных реакций; составление химических уравнений реакций и проведение по ним расчетов; способность пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева;
- понимание энергетических характеристик превращений веществ и их влияния на оптимальные условия протекания этих превращений;
- способность применять полученные знания к объяснению химических явлений в окружающей жизни: в быту, в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в живой природе;
- осознание и разъяснение необходимости экологически грамотного поведения в окружающей среде; выявление и описание причин и последствий химического загрязнения окружающей среды, его влияния на живые организмы и здоровье человека;
на профильном уровне:
- предметные компетентности базового уровня, а также:
- становление мотивации к последующему изучению естественных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования; характеристика профессий, основой которых являются естественные науки; — осознание и объяснение значения химии в современном обществе, её роли в изучении природы, её взаимосвязях с другими естественными науками;
- овладение основами химической термодинамики и химической кинетики;
- готовность к участию в тематических дискуссиях, к подготовке докладов, рефератов, к выполнению других творческих работ.
в) Предметные компетентности по биологии: на базовом уровне:
- восприятие и описание сущности жизни как планетарного явления, осознание её уровневой организации и эволюции; способность объяснить понятие экосистемы;
- систематизация биологических понятий и закономерностей в пределах основной образовательной программы среднего (полного) общего образования; систематизация знаний о здоровье человека; владение биологической терминологией и символикой;
- классификация живых организмов в пределах основной образовательной программы среднего (полного) общего образования; проведение биологических наблюдений и опытов; способность выявлять и оценивать антропогенные изменения в природе;
- овладение правилами поведения в окружающей среде; выбор и обоснование действий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; мотивация к деятельности по сохранению биологического разнообразии в биосфере;
- способность применять полученные знания к объяснению явлений окружающей жизни, для решения бытовых проблем, сохранения здоровья и экологической безопасности;
на профильном уровне:
- предметные компетентности базового уровня, а также:
- становление мотивации к последующему изучению естественных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования; характеристика профессий, основой которых являются естественные науки;
- осознание роли биологической науки в решении социально-экономических и экологических проблем человечества, в развитии современных технологий; осознание значимости выдающихся биологических открытий и современных исследований в биологической науке;
- систематизация сведений о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера);
- овладение основными понятиями цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии; осознание идей микро- и макроэволюции, методологических аспектов биологической науки;
- к самостоятельному проведению простых биологических исследований (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотному оформлению полученных результатов; готовность к моделированию, прогнозированию и оценке изменений в экосистемах и биосфере;
- готовность к участию в тематических дискуссиях, к подготовке докладов, рефератов, к выполнению других творческих работ.
Информатика
Предметные компетентности: на базовом уровне:
- систематизация представлений об информационных процессах в окружающем мире, выявление информационных систем и моделей в естественнонаучной, социальной и технической областях;
- анализ информационных моделей с точки зрения их адекватности изучаемому объекту (явлению) и целям моделирования, исследование моделей с целью получения новой информации об объекте;
- выбор конкретного технического устройства в зависимости от его основных характеристик (в том числе экономических) для решения поставленных задач;
- проведение простых компьютерных экспериментов (в частности, в виртуальных лабораториях) для изучения построенных моделей и интерпретация их результатов.
- способность обосновать стратегическое значение информации как ресурса государства; анализ и оценка влияния уровня информационной культуры на социально- экономическое развитие общества;
на профильном уровне:
- предметные компетентности базового уровня, а также:
- овладение основными понятиями, относящимися к моделированию, программированию и применению информационных и коммуникационных технологий.
- осуществление оценки моделей на основе самостоятельного выбора показателей и формирования критериев оценки;
- самостоятельное построение алгоритма решения поставленной задачи и оценка его сложности и эффективности;
- овладение языком программирования, опытом разработки программ в выбранной среде программирования;
- освоение способов обработки экспериментальных данных с помощью электронных таблиц, математических пакетов, представление о существовании границ применимости информационных и коммуникационных технологий.
Экология и основы безопасности жизнедеятельности
Предметные компетентности: на базовом уровне:
- способность обоснованно высказывать суждения об экологических проблемах, охране окружающей среды, рациональном использовании и охране природных ресурсов; осознание необходимости предотвращения экологических кризисов и катастроф, обеспечения устойчивого развития и экологической безопасности жизни на Земле;
- систематизация знаний об экологических факторах, оказывающих позитивное или негативное воздействие на здоровье человека (химические загрязнения среды, биологические загрязнения, влияние звуков на человека, физические показатели состояния атмосферы, режим питания, ландшафт);
- систематизация знаний о зависимости организмов от окружающей среды, о воздействии организмов на среду обитания, о приспособлении организмов к условиям обитания, о биоценозе, об экосистемах;
- осмысление биологического разнообразия как основного условия устойчивости популяций, биоценозов и экосистем; понимание экологической науки как основы природопользования;
- способность применять полученные знания для осмысления окружающей экологической действительности; готовность к участию в обсуждении и решении проблемы адаптации человека к окружающей среде;
- готовность к участию в дискуссиях по актуальным экологическим проблемам;
- систематизация знаний о государственной системе и российском законодательстве в области безопасности жизнедеятельности;
- описание и разъяснение сути наиболее распространённых опасностей, умение избегать их и защищаться от них;
- способность применять полученные знания и освоенные действия в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Физическая культура
Предметные компетентности: на базовом уровне:
- описание и обоснование требований безопасности к занятиям физической культурой и способов контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;
- осознание и объяснение основ применения оздоровительных систем физической культуры для укрепления здоровья, профилактики профессиональных заболеваний и увеличения продолжительности жизни;
- овладение комплексом упражнений общей и специальной физической подготовки, выполнение нормативов физической подготовки в пределах основной образовательной программы среднего (полного) общего образования; выполнение простейших приёмов самомассажа, оказания первой медицинской помощи;
- овладение системой регулирования физической нагрузки у занимающихся по внешним признакам и показателям частоты пульса;
- способность применять полученные знания и освоенные действия при организации и проведении индивидуального и коллективного отдыха, при участии в массовых спортивных мероприятиях.
II.5. Государственная итоговая аттестация обучающихся в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта
Итоговая аттестация проводится по учебным предметам обязательной части основной образовательной программы (исключая предметы «Физическая культура» и «Экология и основы безопасности жизнедеятельности»).
Основной формой итоговой аттестации является единый государственный экзамен (ЕГЭ).
Предметом индивидуальной (персонифицированной) итоговой аттестации обучающихся являются метапредметные и предметные образовательные результаты. Введение на старшей ступени школьного образования двухуровневых требований (базовый и профильный уровни) к результатам освоения основной образовательной программы обусловливает введение системы итоговой аттестации учебных достижений на двух указанных уровнях.
Оценка освоения содержания образования на базовом уровне определяет, достиг ли выпускник школы уровня подготовки, соответствующего установленной государственным стандартом границы образовательных результатов по каждому учебному предмету, позволяющей ему получить свидетельство (аттестат) об успешном освоении программы общего (полного) среднего образования.
Аттестация освоения содержания учебных предметов на профильном уровне ориентирована в основном на ранжирование учебных достижений выпускников школы по результатам проведения Единого государственного экзамена в связи с намерениями продолжить образование в образовательных учреждениях среднего или высшего профессионального образования. Различие в назначении аттестации определяет различия в содержании контрольно-измерительных материалов и допускает использование различных систем и шкал оценивания.
Для оценки освоения содержания учебных предметов на базовом уровне целесообразно применение дихотомической системы оценивания (достиг либо не достиг обучающийся установленного стандартом минимально допустимого уровня учебных достижений по предмету).
Результатом аттестации будет являться оценка «зачет» или «не зачет» его учебных достижений как соответствующих установленному уровню освоения учебного материала. При итоговой аттестации освоения содержания учебных предметов на профильном уровне применяется рейтинговая шкала 100-балльной оценки Единого государственного экзамена.
Устанавливается следующий порядок формирования состава учебных предметов для государственной итоговой аттестации: — два учебных предмета (русский язык, математика) для обязательной итоговой аттестации каждого обучающегося образовательного учреждения, реализующего программы общего среднего (полного) образования; — три-четыре учебных предмета по выбору обучающегося из числа предметов, входящих в состав обязательной части основной образовательной программы. Аттестация освоения обучающимися содержания учебных предметов как первой, так и второй группы проводится по выбору обучающихся либо на базовом, либо на профильном уровне.
Дополнительным средством итоговой аттестации выпускников школы является портфолио (набор его достижений в учебной и социально значимой деятельности). В портфолио могут войти результаты выпускника по предметам «Физическая культура», «Экология и основы безопасности жизнедеятельности», предметам по выбору, выполнению учебных проектов, исследовательской деятельности и т.д.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Справка о проекте Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, представленном Президиумом Российской академии образования Настоящий проект Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования, разработанный Российской академией образования, одобрен Решением Президиума РАО (23 марта 2011 года, протокол № 4) и в соответствии с этим решением представлен для общественного обсуждения.
Проект разработан в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации, определяющими деятельность системы образования (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании» и др.). Стандарт рассматривается как один из основных инструментов реализации конституционных гарантий прав граждан на полноценное общее образование, гармонизации интересов личности, общества и государства в сфере образования.
Представленный для обсуждения стандарт:
- подчеркивает приоритетность образования для государства;
- направлен на сохранение лучших традиций отечественной школы: фундаментальности, системности, общедоступности, внутренней преемственности, достойного образования для всех и для каждого;
- вводит такую организацию образовательного процесса, которая способствует нормализации учебной нагрузки обучающихся;
- обеспечивает каждому обучающемуся возможность выстраивания собственной образовательной траектории, уровня обучения и профильных учебных предметов;
- предоставляет достаточные возможности изучения предметов на профильном уровне, что является необходимой предпосылкой для продолжения образования;
- помогает школе участвовать в решении актуальных задач воспитания, социализации, духовно-нравственного развития обучающихся, становления их гражданских качеств;
- сохраняет и развивает позитивные тенденции в образовании, которые очевидны, но требуют бóльшего к себе внимания (профилирование, компетентностный подход, индивидуальные учебные планы, учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся, здоровьесбережение и экологически грамотное поведение, переход к современной оценке достижений обучающихся и т.д.);
- позволяет учесть национально-региональную специфику, этнокультурные особенности и традиции региона;
- определяет кадровые, финансовые, материально-технические, психолого- педагогические, учебно-методические условия реализации основной общеобразовательной программы среднего (полного) образования; условия воспитания, социализации и духовно-нравственного развития обучающихся.
- нацелен на формирование общей культуры, целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и социальной практики, различным формам общественного сознания; потребности в самообразовании и самовоспитании, готовности к самоопределению на основе общечеловеческих и общенациональных ценностей российского общества.
Проект состоит из введения и двух разделов, включающих десять взаимосвязанных между собой подразделов. Текст проекта включает характеристику области применения стандарта, перечень документов, на которые он опирается, словарь используемых терминов, характеристику статуса, цели и структуры стандарта как документа, нормирующего главные составляющие образовательного процесса на старшей ступени общего образования, изложение целей и задач среднего (полного) общего образования, требования к структуре, условиям, результатам освоения основной общеобразовательной программы, особенностей государственной итоговой аттестации обучающихся в условиях введения стандарта.
Стандарт представлен как документ, устанавливающий нормативные основы обеспечения государством конституционных прав граждан на обязательное, бесплатное, качественное общее (полное) среднее образование. В его основу положены системный, деятельностный, культурно-исторический и личностно-ориентированный подходы. Стандарт не ущемляет академические свободы участников образовательного процесса.
Методы и приемы обучения и воспитания к сфере регулирования стандартом не относятся. Требования стандарта изложены в последовательности, которая предписана статьей 7 Закона РФ «Об образовании»: требования к структуре основной образовательной программы, требования к условиям реализации основных образовательных программ, требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Понимание целей и задач стандарта в данном документе основано на представлении о функциях старших классов школы как части общей системы, ответственной за становление человека. Эту ответственность вместе со школой разделяют семья, система дополнительного образования, средства массовой информации и иные общественные институты. При этом разведены те задачи, решение которых реализация стандарта в состоянии обеспечить, и задачи, решению которых стандарт может и должен способствовать.
В части документа, посвященной требованиям к структуре основной общеобразовательной программы, указано, что речь идет об образовательной программе конкретного образовательного учреждения (организации). Определено не раскрытое в законе «Об образовании» понятие обязательной части основной образовательной программы. Она рассматривается как инвариантное, единое содержание образования общенациональной значимости, обязательное во всех образовательных учреждениях (организациях) общего образования, имеющих государственную аккредитацию. Соответственно указано, что обязательная часть устанавливается федеральными органами государственной власти в сфере образования и фиксируется в государственном образовательном стандарте.
В обязательной части основной образовательной программы установлен перечень учебных предметов, обязательных для изучения на базовом и профильном уровнях.
Определена также обязанность образовательного учреждения (организации) предоставить обучающимся возможность по их выбору изучать отдельные учебные предметы на профильном уровне, а также организовать учебно-проектную и/или исследовательскую деятельность обучающихся с учетом возможностей образовательного учреждения, национально-региональной и этнокультурной специфики.
Определено понимание термина закона «Об образовании» «часть образовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса» как вариативное содержание, зависящее от конкретных особенностей, местоположения, традиций и возможностей образовательного учреждения (организации).
Выполнено требование закона «Об образовании» об установлении ориентировочного соотношения обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса как 70% и 30% аудиторной учебной нагрузки. С учетом внеурочной деятельности, которая отнесена в ведение участников образовательного процесса, суммарное соотношение составляет примерно 55% на 45%.
Реализован новый, более конструктивный и рациональный подход к формулированию основных образовательных результатов. Формирование универсальных учебных действий и общеучебных умений отнесено преимущественно к начальному и основному общему образованию. На старшей ступени в качестве основных результатов выступают компетентности обучающихся. Подход потребовал существенной корректировки формулировок предметных результатов освоения основной образовательной программы. Предполагается, что в процессе обсуждения в профессиональном сообществе эта часть документа может быть усовершенствована.
Предметные результаты освоения основной общеобразовательной программы установлены на двух уровнях: базовом и профильном. Указано, что требования к предметным результатам на профильном уровне включают и дополняют требования к предметным результатам на базовом уровне.
В проект стандарта введен подраздел, показывающий направления совершенствования государственной итоговой аттестации обучающихся в связи с введением стандартов.
В Проекте не содержится необъясненных терминов. Пятнадцать определений, представленных в тексте, обеспечивают его однозначное понимание, не требующее дополнительной интерпретации.
Проект, с одной стороны, базируется на апробированных, оправдавших себя подходах и решениях (соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, перечень обязательных учебных предметов, универсальные учебные действия, компетентности, современное понимание условий обеспечения образовательного процесса, нормативное закрепление базового и профильного уровней и др.).
С другой стороны, он содержит решения, носящие перспективный характер, для реализации которых еще предстоит провести определенную работу.
В частности, потребуется осуществить опытно- экспериментальную проверку интегрированных (междисциплинарных) курсов математики и естествознания, которые разработаны до уровня учебных программ, а также разработать и проверить содержание и программы раздела по экологии в курсе «Экология и основы безопасности жизнедеятельности», учитывая то обстоятельство, что вопросы биоэкологии, геоэкологии и социальной экологии достаточно полно рассматриваются в таких предметах как «Биология», «География», «Обществознание». Лишь после этого возможна разработка соответствующих учебников и необходимой учебно-методической документации.
Назад