на главную контакты карта сайта

Версия проекта стандарта образования для старшей школы от Института Информатизации образования РАО  

РАЗДЕЛ II. Содержание Федерального государственного образовательного стандарта

II.1. Цели общего (полного) среднего образования

Старшая ступень средней школы является завершающей в структуре общего среднего образования, что требует достижения к её окончанию определённой полноты и цельности представлений о мире. На этом этапе завершается базовая подготовка обучающихся по непрофилирующим направлениям образования.

Совместная деятельность школы, семьи, других социальных институтов должна помочь обучающимся обрести определённый уровень гражданской зрелости — комплекс компетентностей гражданина, сознательно, активно и конструктивно участвующего в общественной жизни, в решении задач развития общества.

Будущие выпускники должны овладеть относительно завершённой системой знаний, умений и представлений в области наук о природе, обществе и человеке. Итогом должны стать компетентности, позволяющие осуществлять типичные социальные роли современного человека.

На старшей ступени школы обучение строится на основе системы профильного обучения. При профильном обучении, направленном на реализацию личностно- ориентированного учебного процесса, существенно расширяются возможности выстраивания обучающимися собственной индивидуальной образовательной траектории. Профильное обучение может реализовываться следующим образом: профильные образовательные учреждения, профильные классы и группы, индивидуальные учебные планы обучающихся, сетевая организация профильного обучения. При этом могут сохраняться непрофильные общеобразовательные школы и классы.

В основе определения форм реализации профильного обучения лежит как выбор обучающихся (их законных представителей), так и учёт возможностей образовательного учреждения (организации), традиции и особенности социокультурной среды, в которой оно находится.

Основные цели среднего (полного) общего образования состоят:

  • в завершении формирования у обучающихся средствами культуры, науки, искусства, литературы относительно целостной системы знаний, деятельностей и представлений о природе, обществе и человеке;
  • в формировании устойчивой потребности учиться, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и самовоспитанию, к созидательной и ответственной трудовой деятельности на благо семьи, общества и государства;
  • в развитии индивидуальности и творческих способностей с учетом профессиональных намерений, интересов и запросов обучающихся, необходимости эффективной подготовки выпускников к освоению программ профессионального образования;
  • в обеспечении условий обучения и воспитания, социализации и духовно- нравственного развития обучающихся, формирования гражданской идентичности, социального становления личности, самореализации в социально и личностно значимой деятельности.

II.2. Требования к структуре основной образовательной программы среднего (полного) общего образования

II.2.1. Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования образовательного учреждения (организации), имеющего государственную аккредитацию, разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ среднего (полного) общего образования.

Разработка образовательным учреждением (организацией) основной образовательной программы среднего (полного) общего образования осуществляются самостоятельно с участием органов самоуправления образовательного учреждения (организации). Программа утверждается учредителем.

Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Реализация основной образовательной программы среднего (полного) общего образования осуществляется образовательным учреждением (организацией) в урочной и внеурочной деятельности.

Обязательная часть основной образовательной программы составляет примерно 70% общей аудиторной нагрузки (урочной деятельности). Часть, формируемая участниками образовательного процесса, складывается из оставшейся части общей аудиторной нагрузки (урочной деятельности) (примерно30%) и дополняется внеурочной деятельностью.

Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования должна быть преемственной по отношению к основной образовательной программе основного общего образования.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования составляет 2 учебных года. Число аудиторных учебных занятий за 2 учебных года на одного обучающегося составляет 2520 часов и подлежит обязательному бюджетному финансированию Число занятий, отводимых на внеурочную деятельность, составляет до 700 часов и также подлежит обязательному бюджетному финансированию.

II.2.2. Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

II.2.3. Целевой раздел основной образовательной программы среднего (полного) общего образования содержит пояснительную записку, определяющую цели и задачи реализации основной образовательной программы в данном образовательном учреждении (организации), принципы и подходы к ее формированию, общую направленность и особенности.

II.2.4. Содержательный раздел включает общую характеристику содержания и программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

  • рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов;
  • программу воспитания, социализации и духовно-нравственного развития обучающихся;
  • программу формирования учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
  • программу работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

  • пояснительную записку, конкретизирующую общие цели среднего (полного) общего образования с учётом специфики учебного предмета;
  • общую характеристику учебного предмета, курса;
  • обоснование места учебного предмета, курса в учебном плане;
  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
  • описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Программа воспитания, социализации и духовно-нравственного развития обучающихся должна содержать:

  • цель и задачи воспитания, социализации, духовно-нравственного развития обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования;
  • основные направления воспитания и социализации обучающихся с учетом их возрастных особенностей и потребностей, специфики образовательного учреждения (организации);
  • содержание и виды совместной деятельности обучающихся и взрослых по каждому из направлений воспитания, социализации, духовно-нравственного развития обучающихся с учетом сложившегося уклада образовательного учреждения (организации) и этнокультурных особенностей региона;
  • описание основных механизмов, форм и методов организации социально значимой деятельности обучающихся, взаимодействия и сотрудничества субъектов воспитательного процесса;
  • основные направления педагогической поддержки социокультурной деятельности обучающихся, повышения педагогической культуры родителей, взаимодействия образовательного учреждения с различными социальными институтами;
  • показатели и критерии эффективности деятельности образовательного учреждения по обеспечению условий воспитания, социализации, духовно-нравственного развития обучающихся;
  • ожидаемые результаты воспитания и социализации обучающихся;
  • описание методик организации мониторинга, оценки и контроля педагогическим коллективом образовательного учреждения результатов деятельности по обеспечению воспитания, социализации, духовно-нравственного развития обучающихся.

Программа разрабатывается педагогическим коллективом образовательного учреждения (организации) с участием обучающихся и их родителей (законных представителей), органов самоуправления образовательного учреждения (организации), представителей научно-педагогической общественности, других социальных институтов.

Программа формирования учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся должна содержать:

  • цели и задачи Программы, характеристику учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся как средства совершенствования их общеучебных умений и компетентностей, описание её места и роли в реализации требований Стандарта;
  • типовые задачи по формированию соответствующих компетентностей;
  • описание реализуемых направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (техническое, прикладное, информационное, социальное, игровое, эстетическое направление проектов и т.д.), а также форм организации учебно- исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений;
  • описание особенностей отдельных видов учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
  • описание условий обеспечения учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Программа работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами должна содержать:

  • цели и задачи работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами на ступени среднего (полного) общего образования;
  • перечень и содержание комплексных индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий;
  • систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
  • механизм взаимодействия в работе учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников образовательного учреждения (организации), других образовательных учреждений (организаций) и институтов общества в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
  • планируемые результаты работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

Данная Программа разрабатывается образовательным учреждением (организацией) совместно с другими участниками образовательного процесса.

II.2.5. Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.

Организационный раздел включает:

  • учебный план среднего (полного) общего образования в данном образовательном учреждении (организации) (далее – учебный план);
  • психолого-педагогические и учебно-методические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями Стандарта;
  • основные характеристики системы оценивания учебных достижений обучающихся в ходе освоения основной образовательной программы.

Учебный план

Учебный план определяет максимальный объем нагрузки обучающихся, состав и структуру учебных предметов по классам (годам обучения). Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов для отдельных профилей обучения.

Предметные области и учебные предметы обязательной части основной образовательной программы:

1)Предметная область

  • «Филология»
  • «Русский язык»
  • «Литература»
  • «Иностранный язык»

2) Предметная область

  • «Общественные науки»
  • «Обществознание»
  •  «История»
  • «Экономика»
  • «Право»
  • «География»

3) Предметная область

  • «Математические науки»
  • «Математика»
  • «Алгебра и начала анализа»
  • «Геометрия»

4) Предметная область

  • «Естественные науки»
  • «Естествознание»
  • «Физика»
  • «Химия»
  • «Биология»

5)«Информатика»

6)«Физическая культура»

7)«Экология и основы безопасности жизнедеятельности».

На базовом уровне изучаются: интегрированные (междисциплинарные) учебные предметы «Обществознание», «Математика», «Естествознание», «Экология и основы безопасности жизнедеятельности», а также «Физическая культура».

Учебные предметы «Экономика» и «Право» изучаются либо как модули в «Обществознании», либо на профильном уровне.

Остальные учебные предметы, входящие в состав обязательной части основной образовательной программы, изучаются либо на базовом, либо на профильном уровне.

Возможно вместо изучения интегрированного предмета «Математика» изучение на базовом уровне входящих в предметную область «Математические науки» учебных предметов «Алгебра и начала анализа» и «Геометрия».

Возможно также вместо изучения «Естествознания» изучение на базовом уровне входящих в предметную область «Естественные науки» учебных предметов «Физика», «Биология», «Химия».

Решение принимается обучающимся совместно с администрацией образовательного учреждения (организации). Образовательное учреждение (организация) обязано предоставить обучающимся возможность изучения указанных выше отдельных учебных предметов по их выбору на профильном уровне.

Рекомендуемое количество профильных предметов в учебных планах образовательных учреждений по отдельным профилям обучения или в индивидуальных учебных планах обучающихся составляет 2–3 предмета.

Если выбирается более трех предметов, то для их изучения могут быть использованы часы, отводимые на курсы по выбору в части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса.

Перечень и порядок изучения этих предметов на профильном уровне определяется образовательным учреждением (организацией) самостоятельно. 

В дополнение к изучаемым учебным предметам на базовом и профильном уровнях из обязательной части основной образовательной программы обучающийся может выбрать учебные курсы, предложенные образовательным учреждением (организацией), например, родной язык и литература, технология, мировая художественная культура, народное художественное творчество, музыка и др.

В учебные планы образовательных учреждений (организаций) в обязательном порядке включаются проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся, учебные практики. Порядок проведения данных занятий определяется образовательным учреждением самостоятельно. Количество аудиторного учебного времени, выделяемого для освоения части образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, составляет не менее 770 учебных часов за два учебных года.

Суммарная аудиторная учебная нагрузка на одного обучающегося обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, составляет 2520 учебных часов за два учебных года. При финансировании образовательных учреждений (организаций) данная норма может быть увеличена ввиду возможностей деления классов на группы при изучении отдельных учебных предметов.

Характеристика системы оценивания учебных достижений обучающихся

Система оценивания должна включать:

  • требования к организации, формам представления и учёта результатов промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;
  • требования к организации, содержанию и критериям оценки результатов итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся;
  • требования к организации, критериям оценки и формам представления и учёта результатов оценки учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

II.3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования

II.3.1 Условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны обеспечивать участникам образовательного процесса возможность:

  • развития личности, её способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей, самореализации обучающихся через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно- полезной деятельности, через систему творческих, научных и трудовых объединений, в том числе реализованных в социальных сетях, кружках, клубах, секциях, студиях на основе взаимодействия с другими учреждениями (организациями) общего, дополнительного и профессионального образования, организациями и учреждениями культуры и спорта;
  • достижения результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования в соответствии с индивидуальными образовательными планами на базовом или профильном уровне всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
  • овладения обучающимися компетентностями, составляющими основу ориентации в мире профессий, осознанного выбора будущей профессии, дальнейшего успешного образования и профессиональной деятельности;
  • формирования у обучающихся гражданской идентичности, социальных ценностей, социально-профессиональной ориентации, готовности к служению Отечеству;
  • развития опыта нравственно ориентированной общественной деятельности, проявления компетентности в решении моральных проблем и осуществлении нравственного выбора;
  • индивидуализации процесса образования, в том числе посредством самостоятельного проектирования обучающимися образовательной деятельности и эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных образовательных планов в сотрудничестве с педагогами и сверстниками;
  • развития у обучающихся опыта самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, общественной, проектной и учебно-исследовательской, информационной, художественной и т.д.);
  • работы с одарёнными обучающимися, организации их развития и взаимодействия в различных областях образовательной, творческой деятельности;
  • участия обучающихся в процессах преобразования социальной среды, разработки и реализации социальных проектов и программ, развития опыта социальной инициативы, социально значимой деятельности и лидерских качеств;
  • организации информационной деятельности обучающихся по сбору, обработке, использованию учебной информации и информационного сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений (организаций), направленного на повышение эффективности образовательного процесса;
  • формирования у обучающихся основ экологического мышления, развития опыта природоохранной деятельности, создания образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
  • формирования у обучающихся основ информационной культуры, представлений о защите информации, о легитимном использовании информационного ресурса, об этических нормах общения и взаимодействия в информационных сетях;
  • участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании основной образовательной программы, условий её реализации, в создании образовательной среды и школьного уклада;
  • использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, реализующих возможности информационных и коммуникационных технологий;
  • обновления содержания основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, методик и технологий её реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) и с учётом особенностей развития субъекта Российской Федерации;
  • эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности; 
  •  эффективного управления образовательным учреждением на основе информационных и коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.

II.3.2 Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования включают:

Уровень квалификации работников образовательного учреждения (организации), реализующего основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам этой должности.

Соответствие уровня квалификации работников образовательного учреждения (организации) требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым ими должностям, устанавливается при их аттестации.

Аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, не имеющих первой или высшей квалификационных категорий. Основанием для проведения аттестации является представление работодателя.

Аттестация педагогического работника для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, проводится на основании заявления педагогического работника. Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения (организации) должна обеспечиваться освоением ими единовременно или поэтапно дополнительных профессиональных образовательных программ в объёме не менее 72 часов и не реже одного раза в 5 лет в образовательных учреждениях (организациях), имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности, а также программ стажировки на базе инновационных общеобразовательных учреждений (организаций), в том числе на дистанционной основе.

В образовательном учреждении (организации), реализующем основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, должны быть созданы условия для:

  • использования современного программно-аппаратного обеспечения в процессе образовательной деятельности и сетевого информационного взаимодействия с образовательными учреждениями (организациями) общего, дополнительного и профессионального образования, обеспечивающими возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов;
  • оказания педагогическим работникам постоянной научно-теоретической, методической и информационной поддержки по вопросам реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, использования инновационного опыта других образовательных учреждений (организаций);
  • стимулирования непрерывного повышения квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;
  • повышения эффективности и качества педагогического труда на основе использования информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
  • выявления, развития и использования потенциальных возможностей педагогических работников;
  • осуществления мониторинга результатов педагогического труда.

II.3.3 Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

Финансовые условия реализации Стандарта распространяются на все виды общеобразовательных учреждений (организаций) за исключением тех образовательных учреждений (организаций), для которых, согласно Закону РФ «Об образовании», могут быть введены специальные стандарты.

Финансовые условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны:

  • обеспечивать государственные гарантии прав граждан на получение бесплатного общедоступного среднего (полного) общего образования;
  • обеспечивать образовательному учреждению (организации) возможность исполнения требований Стандарта;
  • отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, а также механизм их формирования.

Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы общего образования бюджетного и автономного учреждения осуществляется исходя из расходных обязательств на основе задания учредителя по оказанию государственных (муниципальных) образовательных услуг в соответствии с требованиями Стандарта. В случае реализации основной образовательной программы общего образования в казенном учреждении учредитель обеспечивает финансирование его деятельности на основе распределения бюджетных ассигнований по смете с учетом объемов доходов от приносящей доход деятельности.

Расчет субсидий на финансовое обеспечение государственных и муниципальных услуг в рамках Стандарта и финансовое обеспечение содержания имущества автономных и бюджетных образовательных учреждений (организаций) осуществляются исходя из обязательной недельной нормы учебной и внеурочной работы в размере 46 учебных часов.

Расчет нормативов подушевого финансирования на содержание учащегося казенных образовательных учреждений (организаций) осуществляется исходя из обязательной недельной нормы учебной и внеурочной работы в размере 46 учебных часов. Затраты на приобретение основных средств и текущий ремонт автономных и бюджетных образовательных учреждений (организаций) финансируются за счет прочих субсидий или целевых субсидий в рамках программы развития образовательного учреждения (организации).

Затраты на приобретение основных средств и текущий ремонт казенных образовательных учреждений (организаций) финансируются по смете в рамках программы развития образовательного учреждения (организации). Сокращение размеров субсидий для автономных и бюджетных образовательных учреждений (организаций), а также сокращение объемов расходной части сметы казенных образовательных учреждений (организаций) допускается лишь в случае соответствующего уменьшения числа получателей образовательных услуг.

Все типы образовательных учреждений (организаций) в соответствии со своими уставами имеют право предоставлять образовательные услуги сверх установленной нормы недельной учебной работы за плату.

Размер платы для казенных и бюджетных учреждений устанавливается по согласованию с учредителем. Автономные учреждения устанавливают такую плату по согласованию с Попечительским советом.

Доход, полученный автономным и бюджетным учреждением (организацией) от платных образовательных услуг, поступает в самостоятельное распоряжение образовательного учреждения (организации).

Доход, полученный казенными учреждениями от платных образовательных услуг, поступает в бюджет соответствующего уровня. Порядок распоряжения этими средствами для данного типа образовательного учреждения (организации) устанавливается нормативно-правовым регламентом субъектов РФ и муниципальных образований.

Доход, полученный всеми типами образовательного учреждения (организации) от платных образовательных услуг, не может уменьшать размер субсидий (для автономных и бюджетных учреждений) или размер доходной части сметы (для казенных учреждений). По отношению к автономным и бюджетным образовательное учреждениям (организациям), удовлетворяющим требованиям ст. 284.1 Налогового Кодекса РФ в части финансовых результатов от приносящей доход деятельности, устанавливается «нулевая» ставка налога на прибыль.

II.3.4 Материально-технические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны обеспечивать:

  • возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к предметным, метапредметным и личностным результатам освоения основной образовательной программы;
  • соблюдение Государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
  • соблюдение строительных норм и правил;
  • соблюдение требований пожарной и электробезопасности;
  • соблюдение требований охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников образовательных учреждений;
  • возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к объектам инфраструктуры образовательного учреждения (организации).

Здание образовательного учреждения (организации), набор и размещение помещений для осуществления образовательного процесса, активной деятельности, отдыха, питания и медицинского обслуживания обучающихся, их площадь, освещённость и воздушно-тепловой режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон и зон для индивидуальных занятий должны обеспечивать возможность безопасной и комфортной организации всех видов учебной и внеурочной деятельности для участников образовательного процесса.

Образовательное учреждение (организация), реализующее основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, должно иметь необходимые для обеспечения образовательной деятельности обучающихся (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также одаренных детей), административной и хозяйственной деятельности:

  • учебные кабинеты с рабочими местами для обучающихся и педагогических работников, лекционные аудитории, оснащенные современным оборудованием;
  • комплекты технического оснащения и оборудования, базового и прикладного программного обеспечения, электронных средств для изучения учебных предметов на базовом и профильном уровнях, для внеурочной деятельности, в том числе предпрофессиональной, а также расходные материалы и канцелярские принадлежности; 
  • помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством, искусством;
  • лингафонные кабинеты для изучения иностранных языков;
  • цеха и мастерские в соответствии с профилями обучения и предпрофессиональной подготовки;
  • библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, оснащенные автоматизированными информационно-поисковыми системами;
  • актовые и спортивные залы, спортивные сооружения, оснащённые игровым, спортивным оборудованием и инвентарём; 
  • помещения для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающие возможность организации качественного горячего питания;
  • помещения для медицинского персонала;
  • административные помещения, оснащённые необходимым оборудованием;
  • гардеробы, санузлы, места личной гигиены;
  • участок (территорию) с необходимым набором оборудованных зон;
  • необходимое количество комплектов школьной ученической мебели в соответствии с возрастными физиологическими особенностями и ростом обучающихся, офисное оснащение и хозяйственный инвентарь.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно способствовать:

  • реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, осуществлению их самостоятельной образовательной деятельности;
  • включению обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведению наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, как реального, так и виртуального, вещественных и виртуальных наглядных моделей и коллекций;
  • возможности художественного творчества с использованием современных инструментов и технологий, реализации художественно-оформительских и издательских проектов; 
  •  созданию материальных объектов с использованием инструментов, применяемых в избранных для изучения наиболее распространённых технологиях (индустриальных, сельскохозяйственных, технологий ведения дома);
  • созданию экранных интерпретаций изучаемых или исследуемых объектов, процессов на базе использования информационных и коммуникационных технологий;
  • развитию личного опыта применения сформированных компетентностей в экологически ориентированной социальной деятельности;
  • проведению наблюдений, наглядному представлению и анализу данных; использованию цифровых планов и карт; — физическому развитию, систематическим занятиям физической культурой и спортом, участию в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;
  • проектированию и организации своей индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени, в том числе в условиях сетевого информационного взаимодействия в Интернете; 
  •  планированию учебного процесса, фиксированию его реализации в целом и на отдельных этапах; выявлению и фиксированию динамики промежуточных и итоговых результатов;
  • проведению массовых мероприятий, собраний, представлений, досуга и общения обучающихся, группового просмотра кино- и видеоматериалов, организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных современным презентационным оборудованием;
  • выпуску школьных печатных изданий, в том числе электронных изданий, обеспечению работы школьного телевидения и интернет-телевидения.

II.3.5 Требования к условиям воспитания, социализации и духовно-нравственного развития обучающихся включают:

  • создание демократического уклада образовательного учреждения (организации), духовно-нравственной, развивающей, творческой, толерантной и здоровьесберегающей среды, основанной на общечеловеческих и общенациональных ценностях российского общества с учетом этнокультурных особенностей региона, гуманистических отношениях, сотрудничестве детей, педагогов, родителей, других субъектов образовательного процесса в целях подготовки обучающихся к успешной и созидательной жизнедеятельности;
  • ценностно-мировоззренческие, научно-методические, информационные, психолого-педагогические, ресурсные и организационные условия для позитивной социализации обучающихся, овладения ими опытом и навыками адаптации к социальной действительности и ее изменениям; для образовательной, трудовой, творческо-поисковой деятельности; самостоятельного и ответственного принятия жизненных решений, освоения нравственного опыта их реализации;
  • использование воспитательных возможностей учебной, внеурочной, внешкольной деятельности, Интернета для создания школьной системы гражданского, патриотического воспитания обучающихся, формирования их активной и ответственной гражданской позиции, готовности к выполнению гражданского долга по защите Отечества;
  • формирование у обучающихся профессионально значимых компетентностей, готовности к проектированию послешкольного образовательно-профессионального маршрута в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями рынка труда; подготовку к дальнейшей профессиональной самореализации в условиях инновационного социокультурного и экономического развития общества;
  • сохранение и укрепление физического, психологического, социального здоровья обучающихся как важнейшей ценностной составляющей личности; развитие здоровьесберегающих инфраструктуры, содержания (и технологий работы — сохранение и укрепление физического, психологического, социального здоровья обучающихся как важнейшей ценностной составляющей личности; развитие здоровьесберегающих инфраструктуры, содержания и технологий работы, ориентированных на оптимальные сочетание труда и отдыха; выработку устойчивой потребности в занятиях физическим трудом, физической культурой и спортом; профилактику табакокурения, употребления алкоголя, наркотических средств, других вредных привычек;
  • обеспечение профилактики и противодействия деструктивным воздействиям внешней социальной среды, информации, причиняющей вред физическому, психологическому, духовно-нравственному развитию обучающихся; формирование опыта безопасного поведения с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; 
  • подготовку обучающихся к семейной жизни, формирование семейных ценностей, уважительного отношения к родителям, обеспечение их участия в жизнедеятельности образовательного учреждения, психолого-педагогического сопровождения семьи, профилактики насилия, жестокости и социального сиротства;
  • использование возможностей социума, детско-юношеских объединений, производственных, творческих, научных, благотворительных организаций для формирования социальных компетентностей обучающихся; создание условий для реализации индивидуальных и коллективных социальных проектов, определения перспектив личностного и социального роста.

II.3.6 Психолого-педагогические, учебно-методические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны обеспечивать:

  • преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к ступени основного общего образования;
  • учёт специфики возрастного и психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей подросткового и юношеского возраста;
  • формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родителей (законных представителей);
  • вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни, развитие экологической культуры);
  • дифференциацию и индивидуализацию обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся; выявление и поддержку одарённых детей, детей с особыми образовательными потребностями; психолого-педагогическую поддержка участников олимпиадного движения;
  • обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
  • поддержку детско-юношеских объединений, ученического самоуправления;
  • диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);
  • вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, экспертиза и др.).

Учебно-методические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны обеспечиваться функционированием информационно-образовательной среды (совокупность условий для успешного развития информационного взаимодействия образовательного назначения между обучающимися, обучающим и интерактивными средствами информационных и коммуникационных технологий).

Информационно-образовательная среда включает: совокупность программно- аппаратных средств и систем, информационных сетей, каналов связи, средства и технологии производства, сбора, накопления, передачи, обработки и распространения информации; средства воспроизведения аудиовизуальной информации; организационные и юридические материалы, поддерживающие информационные процессы в сфере образования.

Учебно-методическое обеспечение реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должно включать:

  • информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе информационных и коммуникационных технологий и в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов, баз данных, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета);
  • укомплектованность печатными и электронными образовательными ресурсами по предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, учебно-методической литературой и методическими материалами по всем учебным предметам, курсам основной образовательной программы на определённых учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой.

Фонд школьной библиотеки помимо образовательной литературы должен включать: отечественную и зарубежную классическую и современную художественную; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по культуре, искусству, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; словари; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.

II.4. Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования

II.4.1. Процедуры оценки результатов освоения обязательной части основной образовательной программы по отдельным учебным предметам обучающимися, оканчивающими среднюю (полную) школу, при итоговой аттестации разрабатываются и утверждаются Министерством образования и науки РФ. Результаты освоения основной образовательной программы отражают ожидаемые достижения обучающихся (компетентности), сформировавшиеся в образовательном процессе.

II.4.2. Результаты личностного и социального развития отражают сформированность:

  • общей культуры, целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и социальной практики, различным формам общественного сознания; потребности в самообразовании и самовоспитании, готовности к самоопределению на основе общечеловеческих и общенациональных ценностей;
  • гражданственности, осознания своих конституционных прав и обязанностей, национальной идентичности, патриотизма, гордости за свою Родину, интереса к отечественной истории; ответственности за происходящее в обществе и сопричастности к нему; мотивации к служению Отечеству и к его защите; уважения к закону и правопорядку, способности противостоять социально опасным явлениям;
  • потребности в самореализации в творческой деятельности; желании учиться, толерантного сознания и поведения, коммуникативных навыков; мотивации к позитивному взаимодействию с представителями разных поколений в семейной и общественной жизни;
  • стремления к здоровому и безопасному образу жизни и соответствующих навыков, ответственного и компетентного отношения к своему физическому и психическому здоровью; бережного отношения к природе;
  • готовности к принятию самостоятельных решений, построению и реализации жизненных планов, осознанному выбору профессии; социальной мобильности; мотивации к познанию нового и непрерывному образованию как условию профессиональной и общественной деятельности.

II.4.3 Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы отражают:

  • овладение понятийным аппаратом и научными методами познания в объёме, необходимом для дальнейшего образования и самообразования;
  • умение логично, ясно и точно формулировать и аргументированно излагать свои мысли, применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
  • умение привлекать изученный материал и использовать различные источники информации, в том числе локальных и глобальной сетей, для решения учебных проблем; анализировать, систематизировать, критически оценивать и интерпретировать информацию, в том числе передаваемую по каналам средств массовой информации и по Интернету;
  • умение анализировать конкретные жизненные ситуации, различные стратегии решения задач, выбирать и реализовывать способы поведения, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность;
  • коммуникативные навыки, готовность выслушать и понять другую точку зрения, корректность и толерантность в общении, участие в дискуссиях, в том числе в социальных сетях;
  • приобретение начального опыта и навыков исследовательской деятельности и публичного представления её результатов, в том числе с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.

II.4.4. Предметные результаты освоения основной образовательной программы отражают ожидаемые компетентности, формируемые при изучении отдельных учебных предметов.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются на двух уровнях:

  • базовый уровень освоения учебных предметов ориентирован на общекультурную подготовку, необходимую для выработки мировоззренческих ориентиров, успешного включения в жизнь общества, продолжение образования в областях, где этот предмет не играет основной роли;
  • профильный уровень освоения учебных предметов обеспечивает возможность продолжать образование в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, где этот предмет является одним из ведущих.

Требования к предметным результатам на профильном уровне включают и дополняют требования к предметным результатам на базовом уровне.

Филология

а) Предметные компетентности по русскому языку: на базовом уровне:

  • описание и объяснение закономерностей использования языка в разных условиях общения, освоение основных понятий и категорий практической стилистики, выявление специфики использования языковых средств в текстах разной стилевой и жанровой направленности;
  • способность точно, выразительно говорить и писать, соблюдая языковые и речевые нормы современного русского литературного языка; владение различными видами чтения и слушания, способами информационно-смысловой переработки прочитанного и прослушанного текста;
  • способность применять полученные знания и умения в речевой практике в различных условиях межличностного и межкультурного общения, бережно хранить национальное культурно-языковое наследие;

на профильном уровне:

  • все предметные компетентности базового уровня, а также: 
  •  становление мотивации к получению среднего профессионального и высшего профессионального гуманитарного образования;
  • овладение представлениями о лингвистике как науке, её основных понятиях и категориях;
  • выявление и объяснение взаимосвязи основных единиц и уровней языка; сопоставление и классификация языковых явлений и фактов; анализ единиц различных языковых уровней, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
  • проведение лингвистического анализа текстов различной функционально- стилевой и жанровой принадлежности, редактирование текста;
  • способность применять полученные знания для выполнения различных видов устных и письменных работ различных жанров, готовность к участию в профессионально ориентированных проектах, конкурсах, олимпиадах.

б) Предметные компетентности по литературе: на базовом уровне:

  • способность ощущать и объяснять специфику литературы как вида творчества, понимание культурной ценности литературного творчества; понимание места литературы в ряду других искусств;
  • приобретение читательского опыта, приобщение к классическим образцам отечественной и мировой литературы, образцам современной литературы в пределах основной образовательной программы среднего (полного) общего образования;
  • восприятие, интерпретация и критическая оценка прочитанного с учётом авторской позиции; смысловой и эстетический анализ художественного текста;
  • способность применять полученные знания в речевой практике и при анализе художественных текстов;

на профильном уровне:

  • предметные компетентности базового уровня, а также:
  • становление мотивации к получению профильного филологического образования;
  • систематизация представлений об основных понятиях современной теории и истории литературы, об особенностях языка художественной литературы, основных литературных направлениях и стилях; рассмотрение связей языка и литературы, литературы и культуры, литературы и истории;
  • способность работать с большими массивами эстетически насыщенной информации; освоение методов филологического исследования; владение основами стилевого анализа текста; выявление традиционного и новаторского в литературном произведении, заимствований, влияний и подражаний, особенностей литературных направлений и стилей, индивидуального стиля писателя;
  • способность применять полученные знания для выполнения различных видов устных и письменных творческих работ различных жанров, проведения филологических исследований в рамках индивидуальных и коллективных проектов, для формирования основ собственного стиля.

в) Предметные компетентности по иностранному языку: на базовом уровне:

  • планирование и выстраивание своего речевого поведения в условиях межличностного и межкультурного общения соответственно социокультурной специфике стран изучаемого языка;
  • общение на изучаемом языке в устной (говорение и понимание речи на слух) и письменной (чтение и письмо) формах с представителями других стран в пределах объема языковых средств и тематики основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (уровень B1 по общеевропейским стандартам); владение разными способами информационно-смысловой переработки прочитанного и прослушанного текста на изучаемом языке;
  • способность использовать приобретенные знания для получения информации из иноязычных источников с целью расширения знаний в области изучаемого языка и в других предметных областях, включая изучение второго иностранного языка;

на профильном уровне:

  • предметные компетентности базового уровня, а также:
  • систематизация лексических единиц и грамматических явлений;
  • чтение и понимание на слух иноязычных текстов разных жанров и стилей, в том числе ориентированных на выбранный профиль; передача информации в связных аргументированных высказываниях в устной и письменной форме; планирование и выстраивание своего речевого поведения в профильно-ориентированных ситуациях общения;
  • овладение начальными умениями перевода с иностранного языка на русский как важного профессионально-ориентированного умения;
  • готовность к участию в профильно-ориентированных Интернет-форумах, межкультурных проектах, конкурсах, олимпиадах; готовность к использованию приобретенного опыта при изучении второго (третьего) иностранного языка.

Математические науки

а) Предметные компетенции по алгебре и началам анализа:

на базовом уровне:

  • систематизация основных математических понятий, законов и методов, изучаемых в пределах основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, установление логической связи между ними;
  • осознание и объяснение роли математики в описании и исследовании реальных процессов и явлений; представление о математическом моделировании и его возможностях;
  • овладение математической терминологией и символикой, начальными понятиями логики и принципами математического доказательства; самостоятельное проведение доказательных рассуждений в ходе решения задач;
  • выполнение точных и приближенных вычислений и преобразований выражений; решение уравнений и неравенств; решение текстовых задач; исследование функций, построение их графиков; оценка вероятности наступления событий в простейших ситуациях; способность применять приобретенные знания и умения для решения задач, в том числе задач практического характера и задач из смежных дисциплин;

на профильном уровне:

  • все предметные компетенции базового уровня, а также:
  • становление мотивации к последующему изучению математики, естественных и технических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
  • понимание и умение объяснить причины введения абстракций при построении математических теорий;
  • осознание и выявление структуры доказательных рассуждений, логического обоснования доказательств;
  • овладение основными понятиями, идеями и методами математического анализа, теории вероятностей и статистики; способность применять полученные знания для описания и анализа проблем из реальной жизни;
  • готовность к решению широкого класса задач из различных разделов математики и смежных учебных дисциплин, к поисковой и творческой деятельности, в том числе при решении нестандартных задач;
  • овладение навыками использования компьютерных программ при решении математических задач, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации хода рассуждения.

б) Предметные компетенции по геометрии: на базовом уровне: 

  •  систематизация основных геометрических понятий в пределах основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, установление логической связи между ними;
  • осознание и объяснение роли геометрии в изучении геометрических объектов физического мира, их пространственных форм и отношений; представление о математическом моделировании и его возможностях; 
  •  понимание сущности аксиоматического построения теорий; осознание необходимости доказательств при обосновании математических утверждений;
  • овладение математической терминологией и символикой, начальными понятиями логики и принципами математического доказательства; самостоятельное проведение доказательных рассуждений в ходе решения задач;
  • изображение плоских и пространственных геометрических фигур, их комбинаций; чтение геометрических чертежей; описание и обоснование свойств фигур и отношений между ними; способность применять приобретенные знания и умения для решения задач, в том числе задач практического характера и задач из смежных дисциплин;

на профильном уровне:

  • все предметные компетенции базового уровня, а также:
  • становление мотивации к последующему изучению математики, естественных и технических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
  • осмысление и разъяснение проблемы соответствия дедуктивных выводов отвлечённых теорий и реальной жизни, представление о неевклидовых геометриях и случаях их применения при моделировании объектов (явлений) окружающей жизни;
  • осознание и выявление структуры доказательных рассуждений, логического обоснования доказательств;
  • овладение основными понятиями и идеями аналитических методов в геометрии; способность применять полученные знания для описания и анализа реальных проблем;
  • готовность к решению широкого класса задач из различных разделов математики и смежных учебных дисциплин, к поисковой и творческой деятельности, в том числе при решении нестандартных задач.

Общественные науки

а) Предметные компетенции по истории: на базовом уровне:

  •  овладение системными знаниями об основных этапах, процессах и ключевых событиях истории России и человечества в целом, о месте своей страны во всемирной истории;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания для систематизации исторических фактов, раскрытия общего и особенного в развитии исторических общностей;
  • осуществление сопоставительного анализа различных источников исторической информации, реконструкция на этой основе исторических ситуаций и явлений; объяснение причин и следствий исторических событий;
  • определение и обоснование своего отношения к различным версиям и оценкам событий и личностей прошлого;
  • способность конструктивно применять исторические и историко-культурные знания в социальной практике, общественной деятельности, межкультурном общении;

на профильном уровне:

  • предметные компетенции базового уровня, а также:
  • овладение системными историческими знаниями, служащими основой для раскрытия места России в мировой истории, соотнесения событий и процессов мировой, национальной, региональной и локальной истории;
  • осознание и объяснение функций и методов научных исторических дисциплин, значения историзма как принципа познания прошлого и современности;
  • ориентация в основных концепциях истории; способность выявлять версионные и оценочные компоненты информации о прошлом и настоящем, высказывать и аргументировать своё отношение к ним;
  • овладение приемами самостоятельного поиска и комплексного анализа исторической информации (критика источника, контекстный и сопоставительный анализ);
  • способность к проведению исторической реконструкции, тематического исторического исследования (работа с историографическими материалами, осуществление поисковых и исследовательских проектов);
  • способность к применению исторических знаний в процессе социальной коммуникации, в общественных обсуждениях, при организации и проведении историко- культурных мероприятий;
  • мотивация к последующему изучению истории в учреждениях среднего и высшего профессионального образования социально-гуманитарного профиля, в самообразовании, в историко-краеведческой деятельности.

б) Предметные компетентности по обществознанию: на базовом уровне:

  • способность обоснованно высказывать суждения об обществе как целостной системе, о сущности и особенностях различных объектов социальной действительности, о современной России, её национальных интересах, актуальных проблемах и направлениях модернизации страны, о единстве и многообразии многонационального российского народа, о роли России в мире и задачах ее внутренней и внешней политики;
  • систематизация знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, о государственном устройстве и институтах гражданского общества, о Конституции РФ и системе российского законодательства, о способах регулирования общественных отношений, о способах защиты правопорядка в обществе;
  • осознание и объяснение сходства и различий между основными социальными ролями, гражданской и общественной деятельностью, межличностными и межнациональными отношениями, обязанностями и социально одобряемыми действиями, нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
  • готовность к выполнению типичных социальных ролей человека и гражданина; способность применять полученные знания для осмысления окружающей социальной действительности, определения собственной гражданской позиции;

на профильном уровне:

  • предметные компетентности базового уровня, а также:
  • становление мотивации к последующему изучению социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования; характеристика профессий, основой которых являются общественные науки;
  • систематизация знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии; овладение элементами методологии социального познания;
  • способность применять полученные знания для эффективного взаимодействия с социальной средой, для анализа и оценки общественных явлений с определённых позиций;
  • готовность к участию в дискуссиях по актуальным социальным проблемам, к отстаиванию и аргументации своей позиции, к оппонированию иному мнению.

в) Предметные компетентности по географии на базовом уровне:

  • способность представлять и описывать пространственное взаиморасположение основных географических объектов;
  • выявление и изложение сути закономерностей и тенденций развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе использования карт и других источников географической информации; выявление и описание их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;
  • способность применять полученные знания для объяснения явлений окружающей жизни, различий и сходства в укладах жизни и мировоззрении народов, живущих в различных географических условиях,
  • готовность дать аргументированную оценку решениям, касающимся использования природных ресурсов и размещения хозяйственных объектов с точки зрения концепции устойчивого развития;

на профильном уровне: 

  •  предметные компетентности базового уровня, а также:
  •  становление мотивации к получению профильного образования;
  • осознание и истолкование методологических аспектов географической науки;
  • способность описывать географическое пространство как иерархию взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
  • выявление и формулирование закономерностей и тенденций развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе самостоятельных наблюдений;
  • способность распознавать и формулировать вопросы, которые могут быть решены средствами географии;
  • готовность проводить учебные исследования, в том числе с использованием картографического моделирования, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов.

г) Предметные компетентности по экономике: на базовом уровне:

  • осознание и объяснение сущности экономики, основных понятий и законов экономической науки, экономической политики государств, глобальных экономических проблем;
  • владение экономической терминологией и символикой; описание действия рынка, основных форм заработной платы, основных статей государственного бюджета России; выявление и объяснение причин неравенства доходов, видов, причин и последствий инфляции; решение простейших экономических задач;
  • способность применять полученные знания к объяснению экономических явлений в окружающей жизни, к оценке эффективности собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина, к осмыслению поведения человека в качестве работника, руководителя или предпринимателя;

на профильном уровне:

  • предметные компетентности базового уровня, а также:
  • осознание и изложение сути экономических явлений и процессов, необходимых для успешного поступления и дальнейшего обучения в средних и высших профессиональных учебных заведениях;
  • способность обоснованно высказывать суждения о состоянии и структуре отечественной и зарубежной экономики, о важнейших проблемах макро- и микроэкономики;
  • объяснение и иллюстрация экономических зависимостей с помощью графиков; проведение простейшего экономического анализа с помощью кривых спроса и предложения; прогнозирование изменений рыночной ситуации в заданных экономических условиях;
  • способность применять полученные знания к оценке происходящих событий и поведения людей с позиций экономики и для понимания изменений, происходящих в экономике страны, к оценке рынка труда и выбору будущей специальности.

д) Предметные компетентности по праву: на базовом уровне:

  • способность высказывать и обосновывать суждение о праве, правовой культуре и правовом сознании, об основных юридических профессиях, о принципах международного права;
  • систематизация знаний о российской системе законодательства и реализации прав человека и гражданина;
  • владение правовой терминологией, анализ текстов нормативных актов;
  • способность применять полученные знания для оценки действий с точки зрения их соответствия действующему законодательству;

на профильном уровне:

  • предметные компетентности базового уровня, а также:
  • систематизация знаний о принципах законотворчества, об основных отраслях права и их источниках, о видах юридических документов, о видах юридической ответственности, о правоохранительных органах и судебной системе;
  • объяснение смысла конкретных правовых норм, изложение и обоснование собственной позиции в жизненных и гипотетических ситуациях с опорой на нормативные акты;
  • способность применять полученные знания к оценке жизненных ситуаций и поведения людей с позиций права; — готовность к проведению учебных исследований правовых казусов и принятия соответствующих решений.

Далее

Назад