Версия проекта стандарта образования для старшей школы от Института Информатизации образования РАО
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
I.1. Статус, цели и функции Федерального государственного образовательного стандарта
Стандарт является основным нормативным актом Российской Федерации, устанавливающим для данного уровня образования государственные требования в области содержания и организации образовательного процесса, ресурсного обеспечения общего (полного) среднего образования, государственной итоговой аттестации обучающихся.
Настоящий Стандарт отражает согласованные интересы личности, общества и государства. В основе Стандарта – системный, деятельностный, культурно- исторический и личностно-ориентированный подходы. Стандарт не ущемляет академические свободы участников образовательного процесса. Технология, методы и приемы обучения и воспитания к сфере регулирования Стандартом не относятся.
Стандарт нормирует содержание требований к структуре, условиям и результатам освоения обязательной части основной образовательной программы. Требования к вариативной части основной образовательной программы представлены в Стандарте рамочно.
Обязанность образовательных учреждений (организаций) – обеспечить зафиксированный Стандартом минимальныо достаточный для полноценного образования уровень подготовки обучающихся; обязанность обучающихся – соответствовать требованиям Стандарта в части их учебных достижений.
Стандарт ориентирован на становление в процессе обучения и воспитания личностных характеристик выпускника. Это – гражданин,
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его историю, культуру и духовные традиции, стремящийся к личному нравственному совершенствованию;
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;
- творчески и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;
- владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;
- готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно- исследовательскую, проектную и информационную деятельность;
- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьей, обществом, государством, человечеством, способный к саморазвитию и самовоспитанию;
- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;
- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, для устойчивого развития общества.
Стандарт устанавливает минимально достаточные требования к уровню освоения обязательной (инвариантной) части основной образовательной программы, т.е. нижнюю допустимую границу образовательных результатов по каждому учебному предмету. Минимально необходимый и достаточный уровень образования должен обеспечивать возможность полноценного развития личности и успешного продолжения образования на следующей ступени. Это обеспечит реальную возможность:
- увеличить вариативность школьного образования при одновременном выполнении требования сохранения единого образовательного пространства;
- обеспечить соответствие требований к освоению обязательной части основной образовательной программы познавательным возможностям большинства обучающихся данного возраста;
- освободить обучающихся от излишней учебной нагрузки, позволив им сосредоточить свои силы на более глубоком изучении содержания предметов, соответствующих их образовательным потребностям и профессиональным интересам;
- обоснованно определить гарантированные государством необходимые условия (финансовые, материально-технические, кадровые) осуществления образовательного процесса.
При разработке собственных учебных программ образовательное учреждение (организация) вправе устанавливать более высокий уровень требований к образовательным результатам, соответственно расширяя и углубляя содержание образования. Обучающиеся имеют возможность усвоения учебного материала на разных уровнях в зависимости от познавательных потребностей и способностей.
Стандарт направлен на обеспечение:
- единства образовательного пространства Российской Федерации;
- сохранения и развития культурного разнообразия российского общества, освоения обучающимися духовных ценностей и культуры многонационального народа России;
- доступности получения качественного среднего (полного) общего образования;
- создания условий для полноценного развития личности, воспитания и социализации, сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
- преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования;
- создания условий для равных возможностей осуществления прав граждан на образование, соответствующее как правам обучающихся, так и правам лиц и коллективов, занимающихся образовательной деятельностью;
Стандарт призван способствовать:
- созданию условий для развития и воспитания обучающихся, обеспечивающих их социальную самоидентификацию и гражданское становление;
- формированию готовности к саморазвитию, самовоспитанию и непрерывному образованию, осознанному выбору обучающимися направления будущей профессиональной деятельности;
- формированию содержательной основы оценивания процесса и результата освоения обучающимися основной образовательной программы, экспертизы учебников и учебно-методических комплексов;
- выбору и проектированию обучающимися индивидуального учебного плана, построению образовательного процесса с учетом индивидуальных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
- развитию государственно-общественного управления в образовании;
- созданию условий для постоянного повышения конкурентоспособности общего образования, интеграции обучающихся в национальную и мировую культуру.
I.2. Структура Федерального государственного образовательного стандарта
Стандарт включает в себя требования:
- к структуре основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- к условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим, психолого-педагогическим и учебно-методическим, к условиям воспитания, социализации и духовно-нравственного развития обучающихся;
- к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.
Требования к структуре, условиям и результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на данной ступени образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данной ступени общего образования, позволяющего обучающимся получить подготовку, необходимую и достаточную для продолжения обучения в учреждениях профессионального образования, для профессиональной деятельности и успешной социализации.
Далее
Назад
|
|
|