на главную контакты карта сайта

Версия проекта стандарта образования для старшей школы от Института Информатизации образования РАО 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Введение

Настоящий Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования устанавливает нормативные основы обеспечения государством конституционных прав граждан на общедоступное и бесплатное среднее (полное) общее образование в интересах становления личности, гражданственности и самосознания обучающихся, их духовно-нравственного развития, обеспечения национальной сплоченности, безопасности и социального прогресса, качества и конкурентоспособности российского образования.

1. Область применения

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Требования Стандарта являются обязательными при:
— разработке основных образовательных программ среднего (полного) общего образования, примерных программ учебных предметов, курсов, модулей;
— организации образовательного процесса в учреждениях среднего (полного) общего образования независимо от ведомственной подчиненности, формы собственности, типа и вида;
— осуществлении государственного и общественного контроля за качеством образования;
— создании учебников, учебно-методических комплексов, контрольно- измерительных материалов;
— проведении государственной итоговой аттестации обучающихся;
— финансировании организаций среднего (полного) общего образования;
— подготовке, переподготовке, повышении квалификации работников образования, совершенствовании работы методических служб.

2. Нормативные ссылки

Настоящий Стандарт разработан на основе следующих нормативно-правовых документов:
— Конституция Российской Федерации;
— Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (в ред. от 02.02.2011 г.);
— «Закон о языках народов Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 24.07.98 № 126– ФЗ, от 11.12.2002 г. № 165-ФЗ);
— «Федеральный закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ); 
— Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ;
— Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: Приказ Минобрнауки Российской Федерации № 2783 от 18.07.2002 г.;
— Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 (Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях)»;
— Иные нормативно-правовые акты, регламентирующие работу системы образования.

3. Термины и определения

Для целей настоящего Стандарта используются следующие термины и определения:

  • Базовый уровень изучения учебного предмета: минимально достаточное для достижения целей среднего (полного) общего образования содержание и требования к его усвоению, обязательные для всех обучающихся на данной ступени образования.
  • Качество образования: комплексная характеристика образования как процесса и результата, отражающая степень его соответствия государственным образовательным стандартам и ожиданиям личности, общества и государства.
  • Компетентность: способность обучающихся мобилизовать имеющиеся знания, умения и опыт для решения конкретной учебной или практической задачи.
  • Обязательная часть основной образовательной программы образовательного учреждения (организации): содержание образования общенациональной значимости, являющееся инвариантным и обязательным для всех образовательных учреждений (организаций), реализующих основные образовательные программы общего образования, имеющих государственную аккредитацию. Устанавливается органом государственной власти, регулирующим отношения в сфере образования.
  • Основная образовательная программа образовательного учреждения (организации): утвержденная в установленном порядке нормативная и учебно- методическая документация, определяющая на основе настоящего Стандарта наиболее существенные характеристики содержания и организации образовательного процесса в данном образовательном учреждении (организации).
  • Предметная область: структурный элемент учебного плана, объединяющий учебные предметы, имеющие общие или тесно связанные между собой объекты изучения, цели и методологию.
  • Примерная учебная программа: учебно-методическая документация, определяющая объем и содержание образования по отдельному учебному предмету, курсу, модулю, ожидаемые результаты его освоения, порядок оценивания учебных достижений обучающегося.
  • Профильное обучение: образовательный процесс, при котором за счет изменений в структуре, содержании и организации более полно учитываются интересы, склонности и способности обучающихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями по продолжению образования.
  • Профильный уровень изучения учебного предмета: содержание учебного предмета и требования к его усвоению, отличающиеся от базового уровня большим 6 объемом, сложностью, профильной ориентированностью и более высоким уровнем требований к учебным достижениям обучающихся.
  • Профильные учебные предметы (курсы): предметы (курсы), изучаемые на профильном уровне и определяющие в своей совокупности направленность каждого конкретного профиля обучения или индивидуального учебного плана обучающегося.
  • Учебный курс: относительно завершенная тематически, преемственно связанная с предшествующим и последующим материалом часть содержания учебного предмета.
  • Учебный модуль: целостный (завершенный) фрагмент содержания общего образования, изучение которого организуется в пределах учебной четверти, триместра, семестра.
  • Учебный план обязательной части основной образовательной программы: компонент Стандарта, определяющий (регламентирующий) перечень учебных предметов, курсов, порядок их изучения по учебным годам и классам.
  • Учебный предмет: элемент учебного плана, представляющий собой содержание определенной области знания и деятельности, адаптированное для целей образования.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт – система условий и характеристик, определяющих требования к качеству среднего (полного) общего образования, отражающая социальный заказ и учитывающая возможности личности и системы образования по его достижению.
  • Часть основной образовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса: содержание образования, разрабатываемое и устанавливаемое образовательным учреждением с учетом интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), учредителя образовательного учреждения (организации).
  • Иные термины, используемые в Стандарте, приняты в значениях, указанных в законе РФ «Об образовании».

РАЗДЕЛ I. Общие положения

РАЗДЕЛ II. Содержание Федерального государственногообразовательного стандарта

Приложение

Назад