на главную контакты карта сайта

Литература для 7 класса. Методические советы.  

Рассматривая иллюстрации учебника, обратим внимание школьников на то, как видит каждый художник сцену кулачного боя. Какой вы представляете себе эту сцену и героев «Песни…»? Какая из иллюстраций ближе вашему представлению о героях? Как работал Лермонтов и как относился к написанному? Подумаем над восприятием его творчества. Что в нем особенно нравится? Какие характеры его героев вас привлекают? Задумывались ли вы над вопросами, которые волновали поэта Д. С. Мережковского?

Перечитайте стихотворение «Ангел». Какие настроения возникают у вас в процессе его чтения? О стихотворении «Ангел» пишет в статье «По небу полуночи ангел летел…» В. А. Солоухин (см.: Литература в школе. — М., 1989. — ╧ 4). Прочитайте об этом: «По установившейся традиции все сборники лермонтовских стихотворений открывает стихотворение «Ангел», помеченное 1831 годом (Лермонтову — 17 лет). Эта традиция установилась не напрасно.

«Ангел» — это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии великого нашего поэта. Потом его поэзия превратится в поток, отразивший в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и звезды, и облака, и луну плывущую по небу, но сам родник, сам источник — стихотворение «Ангел». В сущности и строго говоря, биографический факт. Вернее сказать, полное совпадение с биографическим фактом. Ангел несет живую душу, чтобы вселить ее в земного человека, поет песню; душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. И вот земные песни не могут заменить ей тех небесных звуков. Душа в земной юдоли томится, вспоминая о них. 51 Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути!

Стихотворение «Ангел» — ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Вот именно — изначальный родник. Потом вольются в поэтический поток новые строки: лирические, эпические, социальные, но главный мотив таится здесь. А тут еще в раннем детстве, во время пребывания с бабушкой на Кавказе, он увидел синеглазую, светловолосую девочку. Вбежал в комнату, где играли другие дети, а там — она! С десятилетним мальчиком от этих синих (ангельских) глаз случился почти что обморок. Потом он не помнил даже имени девочки, все собирался спросить у взрослых, но постеснялся. Удивятся: почему же он ее до сих пор не забыл? Так и жил со смутным воспоминанием чего-то прекрасного, почти божественного, соотнося с этим образом все, что встречалось в жизни, и отбрасывая все прочь. Опять все тот же мотив: «И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли».

Затем большая работа предстоит на уроках внеклассного чтения и развития речи. Отсюда необходимость продумать темы для устных и письменных сочинений, например: — Подготовьте небольшое устное или письменное сочинение-рассуждение: «Мое отношение к Лермонтову», «Каким мне представляется Лермонтов — поэт и гражданин?», «Каким я представляю себе Калашникова?», «Что можно сказать об авторском отношении к героям «Песни…»?», «Мой отзыв на одно из стихотворений Лермонтова («Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел» — на выбор)».

На уроках развития устной и письменной речи продолжится словарная работа, наблюдение над художественными особенностями текста, создание рассказов о поэте и о героях, выразительное конкурсное чтение, анализ актерского чтения и подготовка отзыва на это чтение.

На уроках развития речи или во время совершенствования речи на обычном уроке литературы полезно провести различные конкурсы: кто лучше читает, кто полнее ответил на вопрос, осветил тему сочинения. Для этого можно было бы воспользоваться следующими типами вопросов и заданий: как вы понимаете слова … , выражения ... ? Используйте их в предложениях собственной конструкции…

Создайте словарик и продемонстрируйте особенности словаря одного из героев. — Подготовьте на конкурс устное или письменное сочинение: «Кирибеевич и Калашников», «Царь Иван Грозный», «Памятник одному из героев «Песни…», отзыв на одну на иллюстраций, отзыв на актерское чтение (на выбор). — Составьте цитатный план «Песни про… купца Калашникова». Определите ее размер. Какие произведения Лермонтова вы читали самостоятельно? О чем они? Какие из них вы хотели бы обсудить на уроках внеклассного чтения? Завершается работа на уроках развития речи письменным сочинением с последующим его обсуждением, взаимным редактированием и рецензированием сочинений товарища и, естественно, учительскими рецензиями написанного.

В книге «Читаем, думаем, спорим…» семиклассники найдут дополнительные вопросы и задания по теме «М. Ю. Лермонтов», им предлагается построить рассуждение «Авторское отношение к героям», ответить на вопросы викторины, поразмышлять над кроссвордом. Учитель может воспользоваться пособиями и книгами: «Лермонтов в школе» (М., 1976), «Лермонтовская энциклопедия» (М., 1981) и др.

Многое из «Лермонтовской энциклопедии» целесообразно рекомендовать и семиклассникам. Урок внеклассного чтения расширит границы знакомства с произведениями Лермонтова. Прочитанные и проанализированные стихотворения, поэмы впоследствии прозвучат на конкурсе или вечере, посвященном творчеству поэта.

1 См.: Демонстрационный материал по литературе для 7 класса. — М., 1971.

2 К а р а м з и н Н. Избранные произведения. — М., 1966. — С. 218, 254.

3 Лермонтов в школе. — М., 1976. — С. 170.

4 См.: Б о ч а р о в Г. Поэмы Лермонтова в VII классе // Литература в школе. — 1964. — ╧ 3, и др. 

Н. В. ГОГОЛЬ

«Тарас Бульба» Повесть «Тарас Бульба» давно изучается в гимназиях, школах, она была включена в учебные хрестоматии А. Галахова (М., 1900), Л. Поливанова (М., 1914). Причем Л. Поливанов выбирает для школьного чтения отдельные главы, фрагменты: «Последняя ночь в отеческом доме», «Сборы в поход», «Атаман», «Смерть Андрия».

В последние годы повесть входила в программу шестого класса (нынешнего седьмого). Подробная методическая разработка по изучению повести была сделана М. А. Снежневской1, она основана на воплощении Гоголем в повести мечты об идеальной республике, где могли формироваться «могучие характеры, недюжинные натуры, настоящие дружба и братство», тем самым «Гоголь говорил своим современникам о возможности иной жизни, иных взаимоотношений». Речь идет об эпохе национально- освободительной борьбы, развернувшейся на Украине в XV—XVII веках, о пафосе повести — об изображении людей, которые не отделяют свои интересы от интересов родины.

 В пособии даны два варианта рассказа о Гоголе. В начале и в конце изучения повести рекомендуется использовать диапозитивы, иллюстрации. В процессе чтения текста обращается внимание на описание степи, образный язык. Особое внимание уделяется юмору в повести.

Проводится объяснение незнакомых слов, пересказы, комментированное чтение, создаются устные иллюстрации к произведению, обсуждается картина И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», сопоставляются герои Остап и Андрий, просматривается диафильм «Сравнительная характеристика литературных героев» и т. д.

В учебнике-хрестоматии предыдущих изданий нет текста повести. Школьники найдут ее в школьной библиотеке, прочитают отдельные главы вместе с классом или всю повесть самостоятельно по книге «Российская школьная хрестоматия», 7 класс. В издании 2001 г. текст есть.

В раздел учебника по этой теме входит рассказ о писателе, впечатления современников от его произведений, воспоминания о том, как работал Гоголь над своими творениями, как читал свои произведения и пр. Придирчивость и необычайная требовательность к себе, постоянное желание узнать от своих собратьев по перу их мнение по поводу созданного им, мучительное уничтожение произведений, которые им самим были отвергнуты, делают его личность неординарной. Пусть расскажут о нем школьники.

Рассказ учителя и заранее подготовленных учащихся об эпохе предварит ознакомление семиклассников с повестью Гоголя, чтение и изучение которой, разумеется, будет направлено на понимание эпохи и героев, их взаимоотношений, а главное — на постижение особой роли товарищества и братства, несмотря на жестокость битв и сражений.

Товарищество и братство, о которых нам говорят уже первые страницы повести, гордость за сыновей и любовь к ним Тараса, встречи с боевыми товарищами, любование сыновьями как воинами — все это придает особый смысл жизни Тараса, особое обаяние его образу. Смерть сыновей приводит к угасанию его души. В предсмертную минуту последний его поступок — помощь боевым друзьям. «Апофеозом силы и героизма является сам Тарас Бульба. Он бесспорно один из лучших эпических образов в русской классической литературе. Суровый и непреклонный, Бульба ведет жизнь, полную невзгод и опасностей. Он весь — олицетворение неукротимой жажды справедливости. Он не был создан для семейного очага. Его «нежба» — чистое поле да добрый конь. Увидевшись после долгой разлуки с сыновьями, Тарас назавтра же спешит с ними в Сечь, к казакам.

Здесь его подлинная стихия. Богат и разнообразен психологический облик Тараса. Человек огромной воли и недюжинного природного ума, трогательно-нежный к товарищам и беспощадный к врагу, грабящий польских магнатов и арендаторов и защищающий угнетенных и обездоленных, презирающий науки и неусыпно бдящий за ученьем сыновей, сыноубийца и в то же время самоотверженно любящий отец, рискующий собственной жизнью, чтобы повидать в последний раз своего старшего сына, — таким представляется это «точно необыкновенное явление русской силы».

Вся его личная жизнь была неразрывно связана с жизнью Сечи, служению «товариществу», Отчизне он отдавал всего себя — безраздельно и целиком. Ценя в человеке прежде всего его мужество и преданность идеалам Сечи, он был беспощаден к изменникам и трусам. Глубокая вера в себя, в товарищей, в правоту своего дела, зрелая и острая мысль, «умение двигать своим войском и сильнейшая всех — ненависть к врагам» — выделяли Бульбу из круга его товарищей и естественно делали его в их глазах народным вожаком. Но при всем том Тарас не противопоставлен всей казацкой массе. Тарас глубоко демократичен.

Автор подчеркивает в самом начале повести, что «он любил простую жизнь казаков», — пишет С. Машинский2. Прочитаем школьникам эту характеристику главного героя повести, попросим подумать, согласны ли с такой характеристикой исследователя творчества Н. В. Гоголя, как они построили бы рассказ о главном герое.

Учитель предложит ребятам выразительно прочитать и обсудить речь о товариществе — памятник духовного единения, духовного родства, братства. Проследим взаимоотношения людей, которые раскрываются в этой речи, — это путь для постижения взаимоотношений всех героев повести. Вот взрослые дети Тараса — насколько они различны по характеру и поступкам? Какие встречи ждут их впереди? Чем необычна их жизнь в бурсе и в Сечи? Как преображаются они среди казаков? Подробные описания портретов казаков не должны пройти незамеченными. Здесь, в Сечи, — вольница, товарищество, братство.

Как проявляются Тарас Бульба и его сыновья в любви и дружбе? Каково ваше отношение к поступку Андрия? Совпадает ли ваше восприятие главных героев повести с тем, какое было у современников писателя? Учитель подчеркивает глубокое чувство любви к родной земле, пронизывающее всю повесть. Какие чувства вскрываются в поэтическом описании степи? 55 Какие размышления возникали при чтении повести «Тарас Бульба»? Учащиеся уяснят героическую направленность повести и нравственный смысл ее. Обратим их внимание на высказывание литературоведа: «Запорожская Сечь выступает у Гоголя единой, монолитной силой, страшной в своем гневе и трогательной в своей любви»3.

Школьники осознают значительность творчества Н. В. Гоголя и особенности стиля, манеры писателя («Гоголь не пишет, а рисует…»), внимательно относятся к его творческим исканиям, сближению с Пушкиным, подарившим многие идеи для его выдающихся произведений, они понимают, почему столь значительной была для Гоголя гибель поэта.

Ответы на вопросы учебника, различные виды пересказов (описание степи, казни, речь о товариществе) — художественные, краткие пересказы отдельных глав, выборочные пересказы (история Андрия и др.), характеристики героев (сравнительная — Остапа и Андрия, индивидуальная — Тараса Бульбы, групповая — запорожцев) помогут лучше разобраться в особенностях повести в целом. Важно учителю выяснить и отношение семиклассников к прочитанному: какие эпизоды кажутся им смешными, какие — грустными? Какие поступки героев вызвали у них сочувствие, жалость, сострадание, негодование и пр.? Знакомство с лабораторией писателя (его взыскательность и придирчивость по отношению к своей работе) может быть осуществлено благодаря рассказу В. Вересаева, который школьники прочитают вслух, сформулируют вопросы и ответы по тексту, затем подготовят небольшой рассказ о творческой манере Гоголя, о том, как он создавал свои произведения, о личности писателя, повлиявшего на общественное сознание, о необычайном интересе к его произведениям.

 Может быть организован конкурс на лучшую характеристику героя, лучший пересказ повести, рассказ о писателе и пр. В словарную работу включаются вопросы, связанные с объяснением того или иного слова, выражения, диалога, описания, особой жизни слова в гоголевском тексте, гиперболичностью описаний природы, портретов героев, например: что вы можете сказать об описании степи? Картины каких художников близки к описаниям Н. В. Гоголя («Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы цветов…»)? Как вы понимаете выделенные ниже слова? Какую роль они играют в тексте? Какой оттенок придают разговору отца с сыновьями такие слова: «Смотри ты, какой пышный!», «Вот так колоти всякого, как меня тузил. Никому не спускай»? Какие литературные приемы использует Гоголь при описании степи, портретов героев? Как вы понимаете выражение «Есть еще порох в пороховницах»? Объясните прямой и переносный смысл этого выражения.

Учитель проведет конкурсное чтение описания степи или речи о товариществе.  Иллюстрации Е. Кибрика дадут материал для размышлений о внешнем облике героев, их характерах. Прочитаем еще раз изображенные художником сцены. Сопоставим иллюстрации Е. Кибрика и Д. Шмаринова.

Какие слова текста повести могли бы вы подписать под каждым изображением? Предлагается подготовить устное или письменное сочиненние на темы: «Портреты и памятники Гоголю», «Иллюстрации к «Тарасу Бульбе», «…В биографии писателя скрываются важные объяснения его произведений» (Д. С. Лихачев), «Отзыв на иллюстрацию», «Остап и Андрий», «Как я отношусь к поступку Андрия?», «Был ли прав Тарас Бульба, когда убил Андрия?», «Какие эпизоды повести могут иллюстрировать речь о товариществе?», «Какую роль играют описания природы в повести «Тарас Бульба»?», «Тарас Бульба — главный герой повести», «Мое представление о Н. В. Гоголе».

Уроки развития речи и внеклассного чтения не заканчивают знакомство семиклассников с произведениями Гоголя: им предстоят общешкольные конкурсы на лучшее чтение произведений писателя, сочинения, подготовка стендов, общешкольного вечера, посвященного этой теме, и т. д.

В «Российской школьной хрестоматии» дан для учащихся седьмого класса полный текст повести «Тарас Бульба», а в книге «Читаем, думаем, спорим…» этот текст дан в отрывках, там же предлагаются вопросы, задания, иллюстрации к этому произведению, кроссворды. Следовательно, школьникам предстоит серьезная работа над текстом — пересказы, рассказы, чтение текста «Речь о товариществе» наизусть, например. Тем, кого заинтересовало творчество Н. В. Гоголя, рекомендуем прочитать и поразмышлять над содержанием еще одного произведения — «Коляска».

Практика показала, что школьники с удовольствием читают, обсуждают, обдумывают произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», «Коляска».

1 См.: С н е ж н е в с к а я М. А. Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба» // Методическое руководство к учебнику- хрестоматии «Родная литература. 6 класс». — М., 1990.

2 М а ш и н с к и й С. Историческая повесть Гоголя. — М., 1940. — С. 58—59.

3 М а ш и н с к и й С. Историческая повесть Гоголя. — М., 1940. — С. 54.

И. С. ТУРГЕНЕВ

«Бирюк»1, «Бежин луг», «Стихотворения в прозе» «Вся моя биография в моих сочинениях», — сказал Тургенев о себе. Что означают эти слова писателя? Каковы особенности его работы? С какими жанрами его произведений знакомы семиклассники? Каково значение его творчества? Чем интересны нам произведения Тургенева и его герои? — вот вопросы, которые будут возникать в процессе изучения этого раздела. Непримиримостью и ненавистью к крепостной зависимости, угнетающей личность и не позволяющей нормально и свободно развиваться, дышат его произведения «Муму», «Бежин луг», «Бирюк» и «Бурмистр». Таким протестом в какой-то мере была и «самая невинная», по словам Тургенева, его статья-некролог на смерть Н. В. Гоголя.

Результатом публикации статьи была ссылка в деревню под надзор полиции. Там, в Спасском, мысль писателя, автора «Записок охотника», о правдивости и честности собственной гражданской позиции еще более укрепляется. Это важно осмыслить семиклассникам. На первом уроке семиклассники сообщают о том, что известно им о самом писателе, его детстве и дальнейшей жизни по рассказам учебников и учителя, дополнительным статьям и книгам, прочитанным школьниками самостоятельно.

Часто сообщения о писателе звучат в классе как заключительный монтаж, составленный из нескольких рассказов заранее подготовившихся к этой работе школьников по темам: Детство. Годы учения. Университетские годы. Первые литературные опыты. Служба. Начало литературной деятельности. Знакомство с Белинским. «Современник». «Записки охотника». Драматургия. Арест и ссылка. Крымская война. Романы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне». Разрыв с «Современником». «Отцы и дети», «Дым», «Новь». Последние годы. «Стихотворения в прозе». Болезнь и смерть.

Все эти сообщения должны создать некий настрой на беседу о знакомых уже произведениях Тургенева — «Муму» и других рассказах, прочитанных самостоятельно, Далее учитель организует чтение рассказа «Бирюк» и ответы на вопросы по первым впечатлениям от прочитанного: как видят грозу школьники? С помощью каких приемов удается писателю изобразить ее так живо?

Как воспринимается фраза: «Я посмотрел кругом, — сердце во мне заныло»? Какое настроение сопровождает эти слова рассказчика? Передается ли авторское отношение к увиденному читателям? Учащиеся находят самую важную, центральную сцену в рассказе, размышляют над тем, почему Бирюк отпустил провинившегося мужика. Кто виноват в таком положении мужика? Почему так по-разному называют Бирюка? Оправдываете ли вы его строгость? Выборочный рассказ (об одном из героев), художественный рассказ (описание избы Бирюка), сжатый, краткий, пересказ всего текста приближают школьников к более верному пониманию прочитанного.

Ученики готовятся дать характеристику главного героя по плану, данному в справочном разделе учебника. Школьники ответят на вопросы: кто главный герой? Почему его зовут Бирюком? Какие иллюстрации к рассказу «Бирюк» вам известны? Так ли вы представляли себе героев? Какой вы дали бы отзыв на одну из иллюстраций? Не менее важно проследить, с помощью каких средств удается автору раскрыть собственное отношение к героям (в их речи, в облике). Как это проявляется в диалогах рассказа «Бирюк»? Учащиеся читают текст по ролям, получив предварительное задание обратить особое внимание на слова от автора («к крайнему моему изумлению», «ты, я вижу, славный малый»), вести наблюдения над стилем рассказа.

После чтения и обсуждения составляют план рассказа, рассматривают композицию, осмысливают тему и идею прочитанного. Далее возможны художественные пересказы фрагментов рассказа «Бирюк», т. е. пересказы с сохранением художественных особенностей. Учитель проводит с классом словарную работу, уделяя большое внимание особенностям использования слова автором, героями.

Например, прослеживается разница между речью Бирюка и речью пойманного в лесу мужика. — Отпусти, — твердил мужик, — прикащик… разорены, во как… отпусти! — Разорены… Воровать никому не след. — Отпусти, Фома Кузьмич… не погуби. Ваш-то, сам знаешь, заест, во как. Бирюк отпускает мужика, но читателя наполняет щемящее чувство жалости к обездоленным людям. «Автор сочувствует своим героям, — говорят школьники, — это видно по многим деталям текста: обращениям к героям, диалогам… Горько и досадно, что такая жизнь выпала на долю героев — и мужика, и Бирюка».

Инсценированное чтение, чтение диалогов, описаний, конкурсные пересказы текста, рассказы о писателе с последующим обсуждением и рецензированием продемонстрируют, насколько понравилось произведение, хорошо ли понято. Завершается работа подготовкой рассказов по темам: «Герои и автор», «Мои любимые рассказы Тургенева». (Советы для тех, кто работает с изданиями учебника до 2001 года.)

Следующий этап — рассказ учителя о появлении «Бежина луга», оценка «Записок охотника» и «Бежина луга» современниками писателя и последующими поколениями… Известно, что мысль написать рассказ о крестьянских мальчиках пришла к Тургеневу в августе — сентябре 1850 года в связи с заключительным эпизодом рассказа «Певцы», где эта тема затронута только вскользь: один мальчик монотонно, тоскливо, надсадно и безрезультатно зовет другого, «Антропку», чем создается особое настроение грусти и отчаяния, соответствующее общему настроению книги Тургенева. Писателю захотелось развить эту тему, и тут же, в черновом автографе рассказа «Певцы», после своей подписи, Тургенев приписал: «Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь. — Огни». И на полях против этого места: «Бежин луг»… Рассказ «Бежин луг» не случайно создавался вслед за появившимися до него «Певцами». Оба эти произведения означали новый поворот и расширение темы: русский крестьянский мир и в детских его представителях показан в его одаренности и духовной красоте и в то же время обнажен трагизм положения. Непривычность такого изображения получила отражение в первых же отзывах петербургской прессы.

В рецензии «Отечественных записок», напечатанной анонимно, «Бежин луг» хотя и был отнесен к лучшим рассказам Тургенева и было придано большое значение содержащейся в нем «истинно описательной поэзии», в то же время отмечалось, что портреты выведенных в рассказе мальчиков «несколько польщены»… Феоктистов сообщал, что «Бежин луг» «произвел в Москве огромный эффект на публику», отмечал «бездну удивительных подробностей», которых «нет даже у Гоголя…» [см. кн.: Т у р г е н е в И. С. Записки охотника. — М., 1991. — (Сер. Литературные памятники)].

Итак, рассказ «Бежин луг», появившийся впервые в журнале «Современник» в 1851 году, произвел необычайное впечатление на читающую публику, и вместе с тем многие рецензенты отмечали «ложное идеализирование характеров» мальчиков, в особенности Павлуши, упрекали автора в излишней детализации, считали, что «утонченная живопись «Бежина луга» утомляет», что народные поверья, рассказываемые мальчиками, почему-то постоянно прерываются автором…

Прошло 150 лет с появления рассказа «Бежин луг» в печати. Давно он входит в учебные хрестоматии, издается отдельными книжками и включается в собрания сочинений И. С. Тургенева. Как изменилось и изменилось ли отношение к нему специалистов и всей читающей публики? Например, в книге С. Е. Шаталова «Проблемы поэтики И. С. Тургенева» читаем: «В «Записках охотника» Тургенев постепенно довел до уровня высокого мастерства… косвенный психологизм. Он стремится к отбору таких деталей портрета, поведения героя и обстановки, которые как бы опредмечивают в себе определенные движения души; психологический анализ предстает в этом цикле Тургенева преимущественно как предметное, внешнее выражение отдельных процессов внутренней жизни — в мимике, жестикуляции, в портретной палитре (покраснел, побледнел и т. п.)» (М.: Просвещение, 1969). И там же о пейзаже — «В пейзажах Тургенева многоцветье, переливы красок и света являются непосредственным выражением эстетического богатства природы и средством поэтизации ее.

Тургеневские пейзажи в подавляющем большинстве представляют воплощение авторского, собственно тургеневского восприятия природы, либо восприятия его героев, которые в этом отношении ему близки и выступают в произведении как бы его представителями». А. Н. Бенуа, находясь в эмиграции в Париже, пишет о «Записках охотника»: «…это в своем роде какая-то печальная, но и очень полная, глубоко взволновывающая энциклопедия о русском человеке, о русской жизни, о русской земле, книга, уже пропитанная той ностальгией, которой болел всю жизнь добровольно оторвавшийся от России Тургенев и горечь которой нам теперь пришлось отведать».

Литературовед Г. Бялый (Тургенев и русский реализм. — М., 1962) пишет: «…сами по себе «Записки охотника» сыграли выдающуюся роль в развитии русской литературы и общественной мысли…»

С. М. Петров утверждает: «Бежин луг» вводил в русской литературу проблему изображения детского мира, детской психологии, так ярко освещенной Л. Н. Толстым в повести «Детство» вскоре после появления рассказа Тургенева.

Напомним, что сам Тургенев сначала называл их россказнями, потом преданиями, поверьями… Как же лучше и правильнее их назвать или их можно называть по-разному? Почему? Весь класс участвует в передаче содержания этих рассказов, соблюдая их особенности. Какой рассказ показался наиболее интересным? Как подготовили рассказы школьники? Почему писатель все-таки называет эти рассказы поверьями? Как вы это объясните? Вспомним описание утра, ночи.

В передаче этих описаний и подготовке художественных пересказов (т. е. близко к тексту, с использованием его художественных особенностей) участвуют многие учащиеся с последующими рецензиями на эти рассказы- описания. Учитель и семиклассники разыскивают иллюстрации к этому рассказу (картины В. Е. Маковского «Ночное», К. В. Лебедева «Бежин луг» и др.), пробуют сделать описание картин, рисунков и сопоставляют их с описанием Тургенева.

Дома школьники еще раз перечитывают рассказ Тургенева «Бежин луг», составляют самостоятельно описание ночи, летнего дня, зимнего утра, осеннего вечера в тургеневском стиле или готовят художественный пересказ одного из поверий, рассказанного одним из мальчиков (на выбор). Завершаются уроки, посвященные тургеневским рассказам, заключительным словом учителя о роли и значении «Записок охотника» И. С. Тургенева.

Стихотворение в прозе — особый жанр, над которым работал писатель.

Учащиеся внимательно читают стихотворения в прозе, размышляют над их содержанием и формой, учат одно из них наизусть. Стихотворения в прозе для семиклассников — сложная форма для понимания и осмысления. Известно, что цикл «Стихотворения в прозе» при жизни писателя в составе пятидесяти одного стихотворения был напечатан всего один раз, в 1882 году. Остальные стихотворения опубликованы в Париже. Создавались они в течение 1877–1882 годов, т. е. в последние годы жизни Тургенева, именно поэтому в них раздумья о жизни и смерти, о бессмысленно пролитой народной крови, о гибели «тысячи собратий», «брошенных в пасть смерти неумелыми вождями».

Стихотворения писались в период русско-турецкой войны — в них и тема героического подвига, и нравственное превосходство простого человека («Деревня», «Маша», «Щи», «Два богача»), и вера в будущее народа русского («Русский язык»), и наброски человеческих характеров, и мысли о всепобеждающей силе любви… П. В. Анненков говорил Тургеневу: «Я хоть и не плакал на отдельных пьесах «Стихотворений», да зато их общий характер просто ослепил меня: темные кружки пошли в глазах, а из этих кружков стал выделяться удивительно симпатичный образ автора — что за гуманность, что за теплое слово, при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое свое существование»2.

Б. В. Томашевский пишет, что первоначально Тургенев рассматривал стихотворения в прозе как «эскизы» для будущих стихотворений, затем М. М. Стасюлевич уговорил писателя отдать их для печати. Им было предпослано обращение автора к читателю: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет — и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их в раздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу»3. 

Организуя уроки по этой теме, думается, следует учесть прежде всего слова самого Тургенева. Разберемся в том, что это за цикл, расскажем, как он создавался автором, затем обсудим стихотворения, включенные в учебник. Постараемся настроить учащихся на активное самостоятельное чтение стихотворений в прозе во внеурочное время, затем коллективно обсудим их на уроках литературы и внеклассного чтения. Каждый из школьников может подготовить одно-два стихотворения наизусть для конкурсного чтения.

Семиклассники расскажут о писателе, о его работе над циклом стихотворений в прозе, о позиции Тургенева по отношению к тому, что совершается на родине. Какие еще рассказы Тургенева вы читали? Подготовьте отзыв на один из прочитанных самостоятельно рассказов этого автора. Что можно сказать о творческой лаборатории писателя? Напомним учащимся слова самого Тургенева: «…Писатель не может, не должен поддаваться горю! Он изо всего должен извлекать пользу… Ну вот, например, случилось, с тобой большое горе, — садись и запиши, то-то и то-то случилось, то-то и то- то испытываю. Горе пройдет, а превосходная страница останется…»4

В то же время до нас дошли свидетельства о мучительной работе писателя над сюжетом, образами, стилем… Разговор о творческой лаборатории писателя создаст более полное представление об особенностях его работы, личности. Рассказывая о Тургеневе, подчеркнем мысль Добролюбова о том, что «он быстро угадывал новые потребности, новые идеи… и в своих произведениях обыкновенно обращал внимание на вопрос, стоящий на очереди и уже смутно начинавший волновать общество». Какие же идеи, вопросы были подняты Тургеневым в «Записках охотника», в изученном ранее рассказе «Муму»? Что печалило писателя и что высвечивается им в изучаемых нами произведениях?

На уроках литературы и особенно на уроках развития речи, связанных с уроками литературы, не пожалеем времени на сопоставления описаний природы в произведениях Тургенева и Гоголя. Например, описание степи Гоголем и Тургеневым. Пусть попробуют школьники устно воспроизвести (пересказать или прочитать) нарисованные этими авторами картины природы, постараются уловить разницу между мягкими, «акварельными» красками в описаниях Тургенева и яркими, гиперболическими — у Гоголя.

В «Российской школьной хрестоматии» даны для внеклассного чтения два текста («Бурмистр» и «Певцы»), в книге «Читаем, думаем, спорим…» семиклассникам предстоит подумать над словами Тургенева, который считал, что писать по-настоящему можно только на своем родном языке, приводится стихотворение в прозе «Во дни сомнений…», высказывания литературоведов о героях тургеневских произведений (С. Петрова, В. Чалмаева) и о своеобразии художественного мастерства писателя (С. Петрова, С. Малахова), кроссворды, занимательные задания — все это поможет более углубленному и заинтересованному знакомству с личностью и произведениями И. С. Тургенева.

1 См. кн.: Читаем, думаем, спорим... 7 класс / Сост. В. Я. Коровина. — М.: Просвещение, 2003.

2 Тургенев И. С. Собр. соч. — М., 1956. — Т. 8. — С. 594.

3 Т у р г е н е в И. С. Собр. соч. — М., 1956. — Т. 8. — С. 595.

4 И. С. Тургенев в воспоминаниях современников. — М., 1969. — С. 27—28. 

Н. А. НЕКРАСОВ

«Русские женщины», «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом…» Произведения Н. А. Некрасова пришли в школу давно. Стихотворения, поэму «Мороз, Красный нос» мы находим книге «Живое слово», составленной А. Я. Острогорским в Петрограде в 1917 году, иллюстрированной замечательным художником Б. Кустодиевым. В эту книгу включена и репродукция картины В. Перова «Похороны».

Небольшие стихотворения Некрасова известны детям младшего возраста: они читают их дома, в начальной школе. В средних классах на уроках литературы изучаются «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», отрывок из поэмы «Русские женщины». Анализ «Размышлений у парадного подъезда» мы найдем в книге К. В. Мальцевой «Изучение произведений Некрасова в школе» и в других пособиях1. Менее всего уделялось внимание поэме Некрасова «Русские женщины».

Анализируя это произведение, А. Г. Гукасова2 обращалась к его источникам, идейному смыслу, особенностям стиля. Автор отмечает, что Т. Г. Шевченко называл тему богатырской, а самих декабристов «невольниками святыми, понесшими свой крест в пустынную Сибирь во имя человеческой свободы» и «первозданными нашими апостолами». Исследователи, как и сам Некрасов, подчеркивают особую роль жен декабристов, утверждая их высокий нравственный подвиг: Пленительные образы! Едва ли В истории какой-нибудь страны Вы что-нибудь прекраснее встречали. Их имена забыться не должны. Гукасова пишет: «Пусть поэт не смог полностью осуществить намеченного им замысла, пусть «богатырская тема для писателя»

Некрасовым не исчерпана, пусть в «Русских женщинах»

Некрасов не «поет» так, как в других произведениях, но в своей поэме он воспел русских женщин, воспел мужество, героизм, подвиг жен декабристов, ставших гражданками»3. Рассматривая некоторые особенности стиля поэмы в связи с ее источниками и идейным смыслом, А. Г. Гукасова отмечает, что обе части поэмы построены в основном по одному и тому же плану (приготовления в дорогу, проводы, описание пути, препятствия, их преодоление и, наконец, у цели в «Княгине Трубецкой» или у цели в «Княгине М. Н. Волконской»), что детально разработаны вершинные эпизоды: в «Княгине Трубецкой» сцена с губернатором, в «Княгине М. Н. Волконской» сцена с отцом, что формирующим началом стиля обеих частей является прием контраста (прошлое и настоящее). Обращается внимание на неоднократное повторение слова дума (дум — ум, дум — шум, дум — угрюм и пр.). Исследовательница советует читать «Княгиню Трубецкую» «раздумчиво, протяжно-напевно», отмечая драматичность сцены разговора с губернатором, считает, что она усиливается настойчивым требованием княгини дать лошадей.

В процессе подготовки выразительного чтения и анализа обратим внимание на отмеченные Гукасовой особенности поэмы, на необходимость усиления драматичности сцены, создавая при этом «героическую», «привлекательную», «исторически-правдивую фигуру жены декабриста». Итак, Н. А. Некрасов продолжает трудный разговор об истории нашей Родины, о тяжелейших испытаниях, выпавших на долю народа. С горечью воспринимал писатель картины родных ему мест и крестьянские судьбы, печально знаменитую дорогу ссыльных — Владимирку, по которой шли осужденные на каторгу в Сибирь.

Сознательная жизнь поэта началась с отказа от военной службы, своевольного поступления в университет, лишения родительской поддержки и помощи, что обрекло его на нужду, — так непросто начинался путь, который как бы готовил будущего защитника интересов народа, на себе испытавшего многие трудности жизни. Издание журнала «Современник», сотрудничество с Тургеневым и Герценом, Щедриным определило его судьбу. В произведениях Некрасова «Железная дорога», «Несжатая полоса», «Кому на Руси жить хорошо», «Мороз, Красный нос», «Орина, мать солдатская», «Дедушка», «Русские женщины» — везде слышатся страдания и горе, одновременно голос заступника народного — автора. Борьба автора сплеталась с поэтической работой, вот почему позднее он с грустью напишет: Мне борьба мешала быть поэтом, Песни мне мешали быть бойцом… Школьники выслушают рассказ учителя, вспомнят и сами о том, что знают о поэте, прочитают статью и высказывания о нем в учебнике, подумают над тем, какой личностью предстает перед нами Некрасов, обратят внимание на то, что он первый в печати прославил декабристов («Дедушка»), их самоотверженных жен («Русские женщины»).

После прослушивания текста поэмы «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая») в чтении учителя школьники размышляют над прочитанным и услышанным. Можно предложить классу и такие вопросы во время беседы: какими предстают перед вами герои поэмы «Русские женщины»? Как вы понимаете слова княгини Трубецкой, обращенные к отцу? Какие чувства скрываются за этими словами? Чем отличаются они от ее речи, обращенной к генералу? Прочитайте выразительно, объясните смысл интонаций: Мне вам рассказывать смешно, Как я люблю отца, Как любит он. Но долг другой, И выше и святей, Меня зовет. Мучитель мой! Давайте лошадей… Ужасна будет, знаю я, Жизнь мужа моего. Пускай же будет и моя Не радостней его!.. …Я гордость, гордость в нем спасу, Я силы дам ему!.. …Нет! я не жалкая раба, Я женщина, жена!.. Чем кончается противостояние генерала и княгини? В чем сила княгини и почему ее не смог переубедить генерал? 

Учащиеся говорят о героях, их словах и поступках, убеждениях, дают характеристику генералу и княгине, осмысливают позицию автора, стараются показать в процессе выразительного чтения предельное напряжение диалога генерала и княгини, нравственную силу героини. Затем читают самостоятельно небольшое стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» и «Размышления у парадного подъезда», определяют размеры стихотворений Некрасова, думают над тем, что добавляют эти произведения для осмысления личности и убеждений самого автора — певца народных страданий, выразителя общественного мнения передовых людей того времени, собственной боли и муки за совершаемую несправедливость.

 В самом деле, какие чувства и рассуждения возникают у читателя при чтении строк: «Стонет в собственном бедном домишке, Свету Божьего солнца не рад; Стонет в каждом глухом городишке, У подъездов судов и палат», «И пошли они, солнцем палимы, Повторяя: суди его Бог!», «Вороти их! в тебе их спасенье! Но счастливые глухи к добру».

Обратим внимание на то, как сочувствие и сострадание автора по отношению к обездоленным, несправедливо обижаемым «людям безвестным», к терпящему унижение и нужду «бедному народу» сменяется иронией, негодованием, обличением, гневом в адрес «владельца роскошных палат», наконец, вопросом к народу: Ты проснешься ль, исполненный сил… — и горестным неверием в это пробуждение: Иль, судеб повинуясь закону, Все, что мог, ты уже совершил, — Создал песню, подобную стону, И духовно навеки почил?..

Чтение стихотворения, ответы на вопросы учителя, подготовка выразительного чтения наизусть текста «Размышлений у парадного подъезда» будут особенно эффективными, если семиклассники внимательно не только проследят за тем, как развивается необычная ситуация у парадного подъезда, о которой рассказывается в стихотворении, но и отметят чувства писателя, развитие сюжета.

Обратим внимание учащихся на то, что стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» посвящено «высокой» теме, а начинается разговор с самой обыденной сцены, намеренно сниженного сообщения об избиении кнутом крестьянки. Стоит подчеркнуть, что поэт сообщает точное время и место действия, что интонация нейтральна, не содержит ничего поэтического — нет ни гнева, ни жалости. Все прозаично, обычно.

 Однако второе четверостишие сменяет эту будничность, переключая тему на высокий лад. Здесь на первое место выдвигаются слова, обладающие устойчивыми поэтическими ассоциациями («звуки», «грудь»), и даже прозаический «кнут» сменяется символическим «бичом». Поднимая жизненную картину до высочайшего поэтического обобщения, Некрасов сохраняет интимный тон, устанавливая кровное родство между крестьянкой и Музой. В коротком стихотворении поэту удается подчеркнуть, что его Муза — сестра униженной и страдающей крестьянки, что она печалится народной печалью, что он, Некрасов, поэт народа. Крестьянка символизирует весь народ. Так возникает новый в русской поэзии образ Музы — терпеливой, непреклонной, волевой, — как и крестьянка с занесенным над ней бичом4. 

Учитель может предложить школьникам подумать над тем, какие нравственные проблемы поднимаются поэтом, насколько они современны. Есть ли у вас заветное, самое любимое произведение Некрасова? О чем оно? Можете ли вы прочитать его наизусть? На уроках развития речи школьники принимают участие в конкурсах на лучшее сочинение, чтение, высказывание, эссе на любую из тем: «В лаборатории Некрасова», «Некрасов о подвиге жен декабристов», «Некрасов — поэт народной боли», «Княгиня Трубецкая», «Мое заветное произведение Некрасова» и пр. Затем учащиеся и учитель прослушивают подготовленные работы, анализируют, готовят устные или письменные рецензии.

Особым сочинением или устным сообщением может быть высказывание семиклассников об особенностях творческой лаборатории писателя. «Господи! Сколько я работал! Уму непостижимо, сколько я работал: полагаю, не преувеличу если скажу, что в несколько лет исполнил до двухсот печатных листов журнальной работы…» — писал Н. А. Некрасов.

По-разному складывались отношения между писателями. Необычайно тесные отношения между Некрасовым и Тургеневым расстроились. Тургенев был недоволен тем, что Некрасов отдавал предпочтение политике перед художественным творчеством, искусством. Тургенев ушел из журнала «Современник», которым руководил Некрасов. Однако они всегда ценили друг друга. «Милый Тургенев, я тебя очень люблю...», «Я бескорыстно люблю твой талант, твою литературную известность», «У него огромный талант, и, коли правду сказать, — так он в своем роде стоит Гоголя», — писал Некрасов о Тургеневе, Известно, что стихотворение Н. А. Некрасова «Родина» потрясло Тургенева, а стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…» привело его в восторг: «Скажите от меня Некрасову, — писал он Белинскому, — что его стихотворение… меня совершенно с ума свело; денно и нощно твержу я это удивительное произведение — и уже наизусть выучил…»

Воспоминания о взаимоотношениях между писателями, критические статьи, заранее подобранные учителем с учетом возможностей и способностей учащихся, в седьмом классе уже должны, хоть минимально, входить в школьную жизнь подростков.

В «Российской школьной хрестоматии» дан текст, который в некоторой степени продолжит работу учащихся над темами, включенными в учебные хрестоматии средних классов («Саша»), в учебном пособии «Читаем, думаем, спорим…» приведены материалы о первых творческих шагах Некрасова-писателя, разговор о взаимоотношениях писателей (Некрасова и Тургенева, Салтыкова-Щедрина), текст «Размышления у парадного подъезда», кроссворды, иллюстрации, воспоминания, задания и вопросы — все это поможет сделать работу по данной теме более насыщенной и интересной.

1 См.: М а л ь ц е в а К. Изучение произведений Некрасова в школе. — М.; 1953; Е в г е н ь е в - М а к с и м о в В. Некрасов в школе .— М.; Л., 1946; Ч у к о в с к и й К. Мастерство Некрасова. — М., 1952; Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература. 6 класс». — М., 1986.

2 См.: Некрасов в школе. — М., 1960.

3 Некрасов в школе. — М., 1960. — С. 223. 67 4 См. подробнее в кн.: К о р о в и н В. И. Русская поэзия XIX века. — М., 1983 и переиздание этой книги в издательстве РОСТ (М.,1997). 

М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

 «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» …Единственно плодотворная почва для сатиры есть почва народная, ибо ее только и можно назвать общественной в истинном и действительном значении этого слова. Чем далее проникает сатирик в глубины этой жизни, тем весче становится его слово, тем яснее рисуется его задача, тем неоспоримее выступает наружу значение его деятельности… М. Салтыков-Щедрин1 Н. Чернышевский, Л. Толстой подчеркивали особую роль творчества М. Е. Салтыкова- Щедрина, его общественное значение.

Болезненно и остро переживал будущий писатель «ужасы крепостной действительности», всем сердцем откликался на страдания народа. Впоследствии он неоднократно вспоминал, что «вырос на лоне крепостного права» и что крепостное право сближало его с подневольной массой. Дальнейшая судьба — служба в канцелярии, вятская ссылка, наблюдение за всем, что происходило вокруг, — укрепляла его демократические, прогрессивные убеждения и взгляды.

До конца не решен вопрос исследователями о том, как появился писательский псевдоним (щедрина — след от оспы?), однако свидетельства об этом могут стать началом разговора о Щедрине, произведения которого, по его словам, запрещали, сокращали, потому что они всегда были опасны для власть имущих. Направленность всего творчества сатирика против пороков общества, не дающего развиваться человеку талантливому, вызывала опасение, сопротивление. Силой своих сатирических произведений писатель высмеивает мрачные стороны действительности. С помощью иносказаний сатирик смог высказывать самые горькие обвинения строю, чиновничеству, рабской покорности насилию, многим порокам людей.

Прослушав рассказ учителя о сатирике, прочитав статью и высказывания о нем, учащиеся составят свой рассказ о писателе. Затем они познакомятся с двумя произведениями — «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик», прочитают и обдумают, что же хотел нам сказать автор, о чем предупредить, о каких чувствах, вызванных описанными событиями, поведать.

 Почему его произведения мы называем бессмертными? В самом деле, писатель возмущается не только никчемностью генералов, их жизнью за счет труда других, но и рабской покорностью мужика. И хотя смех, вызванный пассивностью, безропотностью мужика, горький, смешанный с жалостью, тем не менее он также беспощаден, и веревка, сплетенная мужиком, является четкой деталью, которая уже не стирается из памяти, становится символом непротивления злу. Особого внимания требует словарная работа. С какой целью писатель включает канцелярские слова (примите уверение… и пр.)?

Множество мелких и крупных деталей, переосмысливание в щедринском тексте формул народной сказки, использование гипербол, гротеска, эпитетов, особых канцелярских выражений и т. д. требуют неоднократного чтения. В процессе каждого нового чтения перед внимательным читателем будут открываться многозначность и своеобразие жанровых особенностей сатирических произведений. Вот один из путей изучения сказки Щедрина: учащиеся читают сказку, комментируют ее, готовят инсценированное чтение, дают характеристику героям.

Как вы понимаете начало и конец сказки? Чем интересны факты, о которых сообщили прочитанные генералами «Московские ведомости»? В учебнике-хрестоматии выделена рубрика «Как живет слово в щедринском тексте». Пригласим учащихся внимательно понаблюдать, как переосмысливается Щедриным привычная сказочная формула, например: «Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени — по щучьему велению, по моему хотению — очутились на необитаемом острове…» «— Сказано — сделано. Пошел один генерал направо и видит — растут деревья, а на деревьях всякие плоды…» «Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство — этого ни пером описать, ни в сказке сказать».

Не странно ли — генералы очутились «на необитаемом острове», потому что «оба были легкомысленны»? Так «ругали мужичину за его тунеядство» (было ли тунеядство?) — «этого ни пером описать, ни в сказке сказать». Вспомним, что в народных сказках эта формула чаще всего сопровождает особый пир, прекрасные волшебные изделия, как, например, в «Царевне-лягушке». А здесь? Что же скрывается за этими формулами? Ирония, усмешка, сожаление автора? «…Оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, что он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало!» «Поехали они в казначейство, и сколько денег тут загребли — того ни в сказке сказать, ни пером описать!»

Учащиеся отвечают на вопросы учебника, составляют цитатный план прочитанной сказки, помогая себе в подготовке двух типов пересказов: краткого и художественного. Учитель организует чтение по ролям, составление диалогов, например: 1-й диалог со слов: «Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон приснился…»; 2-й диалог со слов: «Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает, на деревьях растет…»; 3-й диалог со слов: «И вдруг генерала, который был учителем каллиграфии, озарило вдохновение…»; 4-й диалог со слов: «Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились…»

Результатом работы над пересказами, конкурсного инсценированного чтения, объяснения того, как живет слово в щедринском тексте, будет работа над киносценарием по такой примерной схеме: Номер кадра Зрительный ряд Дикторский текст Остров. Два генерала, удивленно «Жили да были два генерала, и так как оглядывающие друг друга. оба были легкомысленны, то в скором 1 (Ил. Кукрыниксов, Муратова, времени… очутились на необитаемом рисунки учащихся.) острове…»;

В этой работе учащимся помогут иллюстрации Кукрыниксов и Н. Муратова. Так ли мы представляли себе изображенные художниками эпизоды и героев? Можно воспользоваться иллюстрациями из учебника, из предыдущих изданий стабильных учебников по литературе, из альбомов, посвященных Щедрину.

Какие иллюстрации можно было бы взять для зрительного ряда киносценария по сказке Щедрина «Дикий помещик»? Что невероятно и что вполне реалистично в сказке «Дикий помещик»? Какие виды творческих работ выбрали бы вы в связи со сказкой «Дикий помещик» (создание иллюстраций, киносценария, подготовка цитатного плана, сочинений)?

Учитель организует конкурсные пересказы щедринских сказок, пробу сил учащихся по созданию собственной сатирической сказки в духе сказок Щедрина на одну из школьных тем с последующим обсуждением и рецензированием учителем и учащимися. В процессе работы над этой темой активно используется справочный раздел учебника (см.: сравнение, гипербола, гротеск, сатира и т. д.).

Завершают работу над сказками Щедрина устные и письменные работы учащихся: письменный ответ на вопрос, рецензия на иллюстрации к щедринским сказкам, например: чем интересны иллюстрации Кукрыниксов, Муратова? Кто из иллюстраторов ярче подчеркнул сатирическую направленность сказок «для изрядного возраста»? Вопросы и статьи учебника-хрестоматии, ранее изданные методические рекомендации по данной теме помогут учителю организовать уроки литературы, развития речи, внеклассного чтения, а также внеклассные мероприятия — чтения, конкурсы, вечера2.

Особое внимание важно уделить размышлениям и рассуждениям учащихся о том, какова роль и значение сатирических произведений в обществе. Нужен ли нам Щедрин?

 В учебном пособии «Читаем, думаем, спорим…» даны текст еще одной сказки Щедрина «Дикий помещик», высказывания писателя об особенностях труда писателя- сатирика, вопросы и задания, кроссворды, иллюстрации Кукрыниксов к обеим сказкам и необычайно сатирическая иллюстрация к проблемам современной жизни в духе щедринских сказок художника Ю. Черепанова, что позволит школьникам создать устные и письменные сочинения не только на тему сказок Щедрина, но и на свободную тему о современных проблемах и свяжет давно прошедшее время с сегодняшним днем.

1 Русские писатели о языке. — Л., 1954. — С. 258.

2 См.: Методические рекомендации к учебнику-хрестоматии «Родная литература. 7 класс». — М., 1990. 

Л. Н. ТОЛСТОЙ

 «Детство» Ему было близко все человечество. В. Брюсов1 С именем Толстого школьники встречались в самом раннем детстве. Вспомним вместе с учащимися их первые встречи с этим большим писателем. Когда это было впервые? Какие еще его произведения были прочитаны вами в школе? Какой герой Толстого заставил задуматься над каким-то важным для вас вопросом?

Далее под руководством учителя последует чтение статьи о писателе, рассказ учителя о нем, сообщения учащихся о том, что им известно по самостоятельному чтению, затем осмысление того, как важен для Толстого период детства. Как отразились впечатления детства в произведениях писателя? Почему так важна была для него Ясная Поляна? В седьмом классе школьники познакомятся с отрывками из повести «Детство»: «Классы», «Наталья Савишна».

В процессе чтения семиклассникам важно осмыслить взаимоотношения взрослых и детей в дворянской семье. Душа главного героя — Николеньки открыта всем впечатлениям детства, и в то же время он умеет анализировать свои поступки, страдать из-за совершенных проступков.

Прочитать небольшие главы из «Детства», продумать, чем интересен характер героя и особенности складывающихся его отношений со взрослыми, ответить на вопросы, предложенные в учебнике, рассказать текст прочитанного, дать характеристику герою, поделиться впечатлениями о самостоятельно прочитанной повести «Детство» во внеурочное время — вот примерный ход работы по этой теме. К этим главам немного иллюстраций, но и о них учащиеся смогут поговорить, высказать свои суждения, соотнести их с текстом Толстого. Как Николенька наблюдает за поведением взрослых, насколько остро чувствует их отношение к себе? Чем отвечает им?

Понаблюдаем внимательно вместе с учащимися за тем, как рассказывает герой об одном из эпизодов, когда он был наказан: «Карл Иванович рассердился, поставил меня на колени, твердил, что это упрямство, кукольная комедия (это было его любимое слово), угрожал линейкой и требовал, чтобы я просил прощенья, тогда как я от слез не мог слова вымолвить; наконец, должно быть, чувствуя свою несправедливость, он ушел в комнату Николая и хлопнул дверью». Николенька слышит разговор Карла Ивановича с Николаем. Карл Иванович жалуется на несправедливость хозяина, который увозит детей учиться, не доверяя его работе. Какие чувства переживает Николенька? «Я сочувствовал его горю, и мне больно было, что отец и Карл Иванович, которых я почти одинаково любил, не поняли друг друга; я опять отправился в угол, сел на пятки и рассуждал о том, как бы восстановить между ними согласие».

Разговор о преданности Натальи Савишны вызывает размышление героя о том, какая это была чудесная старушка, что «вся жизнь ее была любовь и самопожертвование». «Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был благодарен ей и никогда не задавал себе вопросов, а что, счастлива ли она? довольна ли?»

Сцена со скатертью кончается обидой, потом извинением Натальи Савишны, затем раскаянием Николеньки: «У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушки; я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда…» Важно, чтобы школьники всерьез задумались над вопросами: как проявляются характеры героев в случае со скатертью? На чьей стороне автор и читатель? Как приходит к герою раскаяние?

Художественный пересказ небольших фрагментов и подготовленное школьниками комментированное чтение помогут им осмыслить, как происходит духовное совершенствование героя и что Толстого интересует не столько поступок, сколько его нравственный смысл.

В новое издание учебника-хрестоматии для седьмого класса и в «Российскую школьную хрестоматию» для внеклассного чтения (7-й класс) включены и другие главы из «Детства», поэтому школьники могут подготовить рассказы о новых героях (о маменьке, например). Появится материал для рассуждений по поводу того, что Толстого интересует не столько поступок, сколько его нравственный смысл. Важно и рассуждение писателя о том, какое огромное значение имели чувства, пережитые в детстве, и какой огромный след оставили они в его душе.

Могут ли семиклассники проанализировать собственное восприятие прочитанного и чувства, вызванные им? Семиклассники отмечают особенности речи героев. Это полезно для того, чтобы вернуть незаслуженно забытые слова в нашу разговорную речь. Затем, описывая дом своего раннего детства, вспоминают отношения со взрослыми, которые их радовали или огорчали.

Учащиеся в этом возрасте могут всерьез осознать, что каждый поступок, встреча, разговор у человека думающего рождают размышление, сомнение, радость или огорчение, критическое отношение прежде всего к себе.

Школьники могут включить в сообщение слова и выражения из повести «Детство»: не в духе, вытвердить, учился порядочно, вымолвить, несправедливость, бескорыстный, привязан, потакать во всем, льстить, сочувствовать, восстановить согласие, рассердиться. Рассказывая о героях «Детства», размышляя над тем, как относился Толстой к детям, как много свидетельств особого отношения к ним со стороны писателя (и беседы, и создание школы для яснополянских детей, создание «Азбуки», детских книг и т. д.), учащиеся оценят еще одну из важнейших сторон деятельности великого русского писателя.

Как относился Толстой к писательскому труду? Что характерно для его стиля? Каково его отношение к творчеству других писателей? Вот некоторые из высказываний Л. Н. Толстого о языке и литературном труде знакомых ему писателей: «Взял историю Карамзина и читал ее отрывками. Слог очень хорош». «У вас есть все, что нужно, — сжатый, сильный, настоящий язык, характерность, оставшаяся у вас одних, не юмор, а то, что производит веселый смех, и по содержанию — любовь и потому знание истинных интересов жизни народа» (письмо М. Е. Салтыкову-Щедрину). 

«…Благодаря своей искренности Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде». «Вечер читал Горького… прекрасный язык, т. е. говор людей…»2

Прочитать эти и другие высказывания, характеризующие отношение Л. Н. Толстого к творчеству других писателей, их характерам, учитель сможет и по воспоминаниям, по книгам «Русские писатели о языке», «Русские писатели о литературном труде» и пр. Учитель может рекомендовать ребятам интересную книгу Игоря Смольникова «Середина столетия»3.

Высказывания Л. Н. Толстого о языке, вопросы и задания, углубляющие понимание героев «Детства», способствующие работе над характеристикой героев, над иллюстрациями произведения, над «толстовскими эпитетами», наконец, помогающие приблизиться к пониманию личности Толстого, школьники найдут в книге «Читаем, думаем, спорим…». Разумеется, уже в седьмом классе или после его окончания школьники прочитают всю повесть «Детство», но и тогда им понадобятся советы учителя и книг, которые посвящены творчеству гениального писателя.

1 Б р ю с о в В. Я. На похоронах Толстого // Русские писатели о литературном труде. — Л., 1956. — Т. 4 — С. 297.

2 Русские писатели о языке. — Л., 1954. — С. 588—593.

3 См.: С м о л ь н и к о в И. Середина столетия. — Л., 1977. 

Далее

Назад