на главную контакты карта сайта

Литература для 7 класса. Методические советы.  

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

После устного народного творчества изучается древнерусская литература. Рассказывая о ней, учитель покажет фотографии старинных книг, познакомит ребят с литературоведами, исследовавшими этот период, — это Н. Гудзий, Д. Лихачев. В. Адрианова-Перетц, Н. Прокофьев и др., приведет их высказывания. Если раньше, в пятом классе например, школьники по каким-то источникам или по учебникам встречались с текстами древнерусской литературы, то необходимо напомнить об этом.

Затем учащиеся прочитают статью о «Повести временных лет», которая завершается словами Н. И. Прокофьева: «Язык «Повести временных лет» — древнерусский, доступный жителям всех областей и княжеств Руси той эпохи, хотя нередко в текстах русская речь смешивалась с церковно-славянскими элементами». Церковно-славянский язык определяется энциклопедией как «язык, употребляющийся в богослужении у православных славян. Представляет собой позднюю форму старославянского языка, подвергшегося влиянию живых языков тех стран, где он употребляется (русского, болгарского, сербского и др.)».

Учащиеся затем приступают к чтению текстов древнерусской литературы: «Из похвалы князю Ярославу и книгам», «Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Важно, чтобы семиклассники осваивали этот материал не торопясь, прочувствовав особую стилистику древней литературы нашего Отечества, осознав высокие нравственные начала и своеобразный настрой поучений и неспешных рассказов. Вот почему хотелось бы, чтобы небольшой отрывок о пользе книг был прочитан ребятам и на церковно-славянском языке.

В книге «Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести» в предисловии «Мир былин и сказок», подготовленном Д. Лихачевым и Т. Михельсон, читаем: «С принятием христианства (988 год) из славянской Болгарии, переживавшей в то время культурный расцвет, на Русь были привезены книги.

Часть книг переписывалась с болгарских на Руси. Древнеболгарский язык, называвшийся на Руси церковно- славянским, потому что на нем писались богослужебные книги, был близок древнерусскому и хорошо понимался русскими читателями того времени. Церковно- славянский язык, гибкий и тонкий, способный выражать самые сложные отвлеченные идеи, чрезвычайно обогатил древний русский язык, сделал его более выразительным. До сих пор в нашем языке живут синонимы: русское — глаза, славянское — очи русское — небо, славянское — небеса и пр. Западные католические страны объединила латынь, славянские страны — церковно-славянский язык».

Перед чтением «Поучения» Владимира Мономаха учитель расскажет и о самом Владимире Мономахе, который был выдающейся фигурой Древней Руси, виднейшим государственным деятелем, человеком «большого ума и литературного таланта. Он снискал преданную любовь к себе и большое уважение у своих современников и в потомстве»1.

В Ипатьевской летописи читаем: «Преставися благоверный князь, христолюбивый и великый князь всея Руси, Володимеръ Мономах…» «Поучение» Владимира Мономаха обращено к его детям. Автор «выступает как умудренный большим жизненным опытом, благородный, гуманно настроенный человек, всегда помышляющий о благе своего государства, призывающий к защите слабых от 27 сильных и власть имущих. В то же время это князь энергичный, предприимчивый, наделенный военными доблестями, всю жизнь проводящий в неустанных трудах и в опасных воинских походах»2.

На уроках, связанных с этой темой, часто можно услышать довольно развернутый неспешный рассказ о Владимире Мономахе. Вот как прозвучал он в седьмом классе школы ╧ 1666 (учительница Е. В. Ключникова): «XI век. Половцы продолжают наступать на Русь. Русские князья ссорятся, превращая ссоры в разорительные войны… Умирает последний из сыновей Ярослава Мудрого — князь Всеволод. На престол вступает его сын Владимир Мономах. Он снискал преданную любовь к себе, уважение современников и потомков, им написано «Поучение» сыновьям. Из него мы узнаем, что князь Владимир совершил много походов. По свидетельству, дошедшему до нас, Владимир Мономах в детстве был послушным сыном, в молодости — смелым среди князей на поле битвы, приветливым дома, почтительным к родителям. В знак особой любви назвали его Мономахом (т. е. достойнейшим из внуков). В зрелых летах он был добрым государем в наследном владении своем, умным советником князя, сострадательным благодетелем бедных, знаменитым победителем врагов отечества. В годы его жизни наконец была достигнута победа над половцами, заключен с ними самый выгодный мир (этим Русь обязана Мономаху). Когда князь Святополк умер, жители Киева захотели видеть государем своим только Владимира Мономаха. Впоследствии он еще раз усмирил половцев, которые поселились на берегах Днепра и получили название каракалпаков, старался улучшать законы, окружил каменными стенами древние города, закладывал новые (г. Владимир), но, чтобы понять особенности характера и нравственные устои Мономаха, нужно прочитать его духовное завещание, наставление сыновьям…»

Сами школьники были активными слушателями, а затем и рассказчиками повествования о Владимире Мономахе, которое предваряло их рассказ о наставлении Владимира Мономаха. «Владимир Мономах учит защищать обездоленных, старых, немощных и даже к преступникам иметь снисхождение. В то же время он призывает детей к жизни деятельной, к постоянному труду и убеждает их не пребывать в лености».

Поразмышляем вместе с учащимися, представим себе Владимира Мономаха, виднейшего государственного деятеля, по преданиям, человека глубокого ума, оставившего важные гуманные советы молодому поколению. Что же это за советы? Только ли в далеком прошлом они могли пригодиться? Попытаемся прочитать неторопливо тексты в переводе и на церковно-славянском языке3.

Школьники отвечают на вопросы: Какова польза от учения книжного? Как можно объяснить, что книги считали источником мудрости, утешением в печали?  В чем смысл «Поучения» Владимира Мономаха? Почему просит автор принять «грамотку» «в сердце свое»? Как вы понимаете эту просьбу? Какие же советы «благоверного князя» кажутся вам полезными? Как вы понимаете фразу: «Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело»?

Пересказывая близко к тексту небольшое поучение, используя его лексику, учащиеся смогут и сами подготовить «поучения» младшим братьям на тему о том, как беречь книгу, как рационально проводить свое свободное время, как относиться к старшим и пр.

Предложение самим написать «поучение» брату, другу, сестренке понравилось во всех школах, где было дано такое задание. Школьники с большим удовольствием, соблюдая стиль и особенности древних поучений и наставлений, старались подготовить свой текст. Приведем несколько поучений, написанных учениками из разных школ и классов.

Школа ╧ 1666, учительница Г. Н. Миронова. Ольга К. Наставление младшему брату Никогда не обманывай родителей, все тайное непременно станет когда-нибудь явным. Не обижай малышей, потому что тот, кто сильней и старше тебя, обидит тебя. Если твой друг или подруга доверили тебе какой-нибудь секрет, не рассказывай его никому. Ведь тебе неприятно, когда другие люди обсуждают твои секреты. Если тебе что-то неприятное сказал пожилой человек, не отвечай ему грубостью, а подумай хорошенько над его словами. Старые люди знают очень много. Если твой приятель отвечает что-то у доски, не сбивай его, даже если ты заметил ошибку, ведь твое замечание отвлекает мысли товарища от ответа. Не запоминай обиды — у всех бывают моменты, когда теряется контроль над собой. Будь добрым к людям; все хорошее, что ты делал им, вернется к тебе через этих и других людей. Если ты, малыш, будешь следовать этим наставлениям, твоя жизнь будет намного легче.

 Карина Л. Поучение другу Друг мой, прочитай эту грамотку, не посмейся над ней, а призадумайся. Когда ты видишь, что сильный бьет слабого, останови его. Ведь более сильный может побить тебя. Не смейся над старостью, так как все к ней придем. Не обижай животных, ведь они не могут высказать печаль и боль свою. Береги природу, ибо даже во сне человек не может вообразить ничего прекраснее природы. Цени каждую минуту, ибо жизнь твоя пройдет быстро. Уважай ближнего своего, и он будет уважать тебя. Не ленись, ибо самые выдающиеся дарования губятся леностью. Выполняй всегда свой долг, хоть иногда это делать тяжело, но не выполнять еще тяжелее. Не суди о других, научись судить о себе самом. Имей чистую совесть, и не будешь бояться ни лжи, ни сплетен. Если друзья твои достигли успеха, не завидуй, а радуйся за них. Но и стремись догнать и обогнать их. Не хвались. Дождись, чтобы тебя хвалил кто-то другой. Говори только правду. Кто раз солгал, тому не поверят.

В другом классе (учительница Е. В. Ключникова) этой же школы учащиеся использовали в своих «поучениях» множество пословиц и поговорок, например: Поучение Дорогой друг, послушай мою грамотку и не посмейся над нею, а пойми ее и постарайся выполнить все, что в ней написано. Не ленитесь, ведь мать всем порокам лень. Если не трудиться, так и хлеб не родится. Почитайте родителей, слушайте их во всем. Уважайте старых и помогайте им во всем, в чем можете. Ведь человек старый за свою жизнь пережил многое, и сейчас ему так нужен покой. Не обижайте младших, а старайтесь защитить их. Будьте со всеми доброжелательны и ласковы, потому что как вы будете относиться к людям, так и люди к вам. Поучение Дорогой мой братик! Будь храбрым, люби и защищай нашу родину! Делай добро людям, ибо добро век не забудется! Никогда не обещай людям того, чего потом не сможешь сделать. Никогда не стремись сделать сразу несколько дел. Время потеряешь и ни одного не сделаешь. Никогда не плачь. Слезами горю не поможешь. Если нет у тебя друга — ищи, если найдешь — смотри не потеряй. Не делай другим зла, ибо как аукнется, так и откликнется. Не верь лести — она лжива, ибо птицу обманывают кормом, а человека лестью.  Не засматривайся на чужое. За чужим погонишься — свое потеряешь.

Несколько иными получились работы в школе ╧ 440: Инга О. Поучение детям о том, как вести себя в транспорте Я научаю вас, дети, как следует вести себя в обществе. Войдя в автобус ли, троллейбус ли, трамвай ли — все едино, не забудь пробить бумажку ту малую, с которой проезд всем разрешается и без которой тебя с позором великим из транспорта выдворить могут. Не забывай быть вежливым, внимательным: уступай место тем, кто старее тебя, не наступай на ноги отрокам, старцам, всем добрым людям, а ежели и случится с тобой такая оплошность, то извинись, помни, что непочтительность — это грех. Не вкушай ничего в транспорте, ибо дразнишь соседа своего и непорядок учиняешь. Не хулигань, не порть сиденья, на которых сидишь, не ломай поручни, за которые держишься. Не кривляйся, не вымолви глагола слишком громкого. Будь сдержан, прост, и увидишь много улыбок и добра вокруг себя. Ведайте, дети, грамотку мою, да не посмейтеся над нею, а соблюдайте правила мои, и да будет с вами мир, покой и благодать!

Поучение брату моему, отроку Антонию, от Елены К. Брат мой двоюродный, отрок Антоний, этой грамоткой поучаю тебя и наказываю: не уклоняйся от учебы, ибо лень — грех большой. Слушай наставника своего старшего, именуемого учителем, и внимай его советам и наставлениям. Не дерись с друзьями своими близкими, ибо драка — грех тяжкий. За столом учебным сиди спокойно, не оборачиваясь, и друзей своих с мысли не сбивай. Почитай своих отца и мать и родных и скот домашний, именуемый собакой, люби, не мучай, ласками своими не докучай. Задание домашнее делай вовремя, не откладывай на последнюю минуту. Сумку свою школьную собирай заранее, не торопясь, ибо торопливость к добру не приведет. Будь же, отрок Антоний, добрым, справедливым и честным, ибо злость и вранье есть грех великий. Я сестра твоя двоюродная, старшая, и устами моими глаголет правда. Прочитав мою грамотку, брат мой двоюродный, отрок Антоний, внемли советам моим и следуй им во всем.

Поучение о дружбе Аз, отроковица Евгения, поучаю сестру мою, зовущуюся Екатериной, чтобы была она добра, умна и друзей многих имела. Ведай, сестра моя Екатерина, что дружба — это хорошо. Цени друзей своих и уважай, потому что без них жизнь наша пуста и грустна есть. Однажды аз, сестра твоя старшая Евгения, вкупе с подругами моими ходила на прогулку, и там возделали ссору. После сего происшествия не было душе моей спокойствия и мучило меня чувство, называемое совестью. И очень велико было желание мое мир с подругами снова установить. На следующий день восстановили мы с ними прежний лад. И стало радостно нам всем. Так запомни же, моя родная сестра Екатерина, когда друга у тебя нету — заведи его себе, а обретя его, почитай и уважай великий сей дар Божий, дружбой именуемый.  Сие поучение написано ныне осенью, года 1994 от Рождества Христова, месяца десятого, 18 дня ученицей Евгенией Иваничевой из 7 класса «А» школы ╧ 440, что в стольном граде Москве.

Итак, древнерусская литература поможет нам продолжить разговор о народных взглядах, морали, нравственности — заветах прошлых веков. Трудности постижения даже небольших отрывков из древнерусской литературы и произведений русской литературы XVIII века настраивают на серьезную подготовку к встрече учащихся с подобными произведениями. Необходимо, чтобы школьники прониклись глубоким и искренним уважением к далеким нашим предкам — писцам, оставившим нам свидетельства высокой морали, «незряшных» поучений и забот о подрастающем поколении.

Особое место займет на уроках и «Повесть о Петре и Февронии Муромских». «Повесть о Петре и Февронии изобилует фольклорными мотивами: змей-оборотень, вступающий в связь с замужней женщиной, которая выпытывает у него, от чего ему может приключиться смерть, чудесный меч-кладенец, от которого змей погибает, мудрая дева, говорящая загадками и отводящая неисполнимые требования такими же неисполнимыми требованиями, предъявляемыми с ее стороны, чудесные превращения, вроде превращения в нашей повести хлебных крошек в ладан, при изгнании получение мужа как самого дорогого подарка. Сюжет повести в значительной степени использован в известной опере Римского-Корсакова «Сказание о граде Китеже», — пишет Н. К. Гудзий4.

Начиная урок, посвященный этой повести, учитель расскажет о древнерусских повестях, обратив внимание на связь «Повести о Петре и Февронии Муромских» с произведениями устного народного творчества, на изобилие в ней фольклорных мотивов. Затем учитель прочитает повесть или предложит школьникам послушать ее в актерском исполнении (см. запись артистов самарских театров к программе по литературе для седьмого класса).

Дома школьники составят план пересказа повести, подготовят выразительное чтение одного из фрагментов (на выбор), выборочный пересказ на заданную тему, например «История Февронии», пересказ от лица одного из действующих лиц, краткий пересказ текста. Затем подумают над вопросами учебника и подготовят рассказ об одном из героев. Возможно и распределение заданий: одна группа учащихся готовит выборочный пересказ, другая — краткий, третья — пересказ от другого лица, четвертая группа готовит характеристику одного из героев. Затем обсуждение выполненной работы, рецензирование.

В итоге работы — сочинение «Мое отношение к героям повести», рисунки-иллюстрации, отзыв на актерское чтение текста, инсценирование, создание киносценариев. Главное в работе учителя — чтобы школьники прочувствовали силу и красоту героев, прониклись к ним уважением и любовью, сочувствием и состраданием. Какими чувствами пронизана вся повесть? Кто ее главные герои? Чем они отличаются от других действующих лиц повести? «Повесть о Петре и Февронии Муромских» — одно из самых поэтических произведений древнерусской литературы о любви, преданности и самоотверженности. «Повести о Петре и Февронии…» посвящено много статей, исследований.

Одна из книг, подготовленная Р. П. Дмитриевой5, целиком посвящена этой повести: в ней рассматриваются структура, история текста первой редакции, археологический обзор списков «Повести…», приводятся различные редакции и пр. Возьмем из названной книги композицию первого рассказа повести: Зачин: змей летает к жене князя Павла. Завязка: выясняется, что убить змея может только князь Петр. Узел: князь Петр должен убить змея, имеющего облик его брата. Развязка: после удара мечом змей является в своем настоящем облике. Концовка: князь Петр заболевает. А вот композиция третьего рассказа: Зачин: бояре недовольны низким происхождением княгини. Завязка: бояре требуют изгнания Февронии; она получает разрешение уйти вместе с князем; князь соглашается. Узел: в пути князь Петр начинает сомневаться, правильно ли он поступил, оставив Муром. Развязка: на следующий день нагнавший Петра и Февронию посланец Мурома просит их вернуться. Концовка: Петр и Феврония возвращаются в Муром и правят в нем до конца дней своих6.

Семиклассникам можно предложить подготовить по этому же принципу композицию второго рассказа и повести в целом. Такую композицию они могут составить индивидуально или коллективно вместе с учителем в классе. Известно, что «Повесть о Петре и Февронии Муромских» сохранилась во множестве списков, это напомнит семиклассникам множество вариантов народных сказок и наведет их на мысль о близости повести к фольклорным произведениям.

Учительница школы ╧ 440 Москвы Е. Е. Фролова посвятила древнерусской литературе семь уроков, первый из которых был проведен в основном в форме лекции, последние стали зачетными — творческие сочинения, устные сообщения, все остальные проведены в форме урока-анализа, комментированного чтения, бесед, интервью и т. д.

В лекции было обращено внимание на следующее: когда появились книги на Руси? Откуда пришло христианство? Откуда русичи приняли крещение? Как называлась первая книга? На каком языке была написана? Каким алфавитом стали пользоваться русичи? Как делались первые книги? Почему они были дорогими (написаны на пергаменте, обложка из доски, украшены дорогими тканями, драгоценными камнями, золотом, начало каждой страницы с большой красной буквы — отсюда выражение с красной строки)?

Книги создавались долго, ценились дорого, читать умели немногие, школы были только в нескольких монастырях, лишь в середине XI века появились оригинальные русские книги, основанные на христианской традиции. Далее учительница предлагала прочитать статьи в учебнике и ответить на вопросы: откуда и когда появилась русская азбука? Когда появились первые книги? Что значит переводная и оригинальная литература? 

И снова учитель обращает внимание на то, что древнерусская литература обладает своеобразными, неповторимыми жанрами (летопись, житие, хождение, послание, поучение, слово), предлагает подумать, что это за жанры. Приводит примеры уже знакомых текстов и далее подробно рассказывает о жанрах. На следующих уроках школьники читают, комментируют тексты, пересказывают, объясняют трудные слова, отвечают на вопросы учебника.

Организуя урок, завершающий изучение древнерусской литературы в седьмом классе, советуем познакомиться с материалом заключительной беседы по спецкурсу «Древнерусская литература», подготовленной И. К. Крючковой. Мы предлагаем фрагмент статьи, ее полный текст можно найти в журнале «Литература в школе» (1994. — ╧ 3). Автор называет свою статью «Близкая Древняя Русь». Попробуйте использовать ее при изучении данной темы на заключительном уроке.

«Тема Родины и тема нравственного совершенствования человека — важнейшие темы древнерусской литературы, столь актуальные для меня как для учителя и воспитателя, — определили круг произведений, выбранных для беседы. Повесть временных лет; Поход Олега на Царь-град; Смерть Олега от своего коня; Похвала Ярославу — просветителю Руси; Смерть Ярослава и наставление сыновьям; Поучение Владимира Мономаха; Повесть о разорении Рязани Батыем; Слово о погибели Русской земли; Задонщина; Хождение за три моря Афанасия Никитина; Повесть о Горе- Злосчастии (XVII в.). В беседе были использованы произведения А. С. Пушкина («Песнь о вещем Олеге», «Станционный смотритель»), Н. С. Лескова («Левша»), А. Блока («На поле Куликовом»), А. Н. Толстого («Хождение по мукам»). К уроку-беседе учителем, библиотекарем и учащимися была подготовлена книжная выставка, материалы которой использовались учащимися в процессе всей работы.

Список литературы, помещенной на выставке:

  • С о л о в ь е в С. М. Об истории Древней России. — М., 1992;
    Рассказы русских летописей XII—XIV вв. — М., 1968;
    О с е т р о в Е. Аз — свет миру: Повесть в новеллах о Руси изустной, письменной и печатной. — М., 1989;
    Рассказы о Древней Руси. — М., 1992;
    П о л е в о й Н. Клятва при гробе Господнем. — М., 1992;
    Библия для детей. — М., 1990;
    Д а в ы д о в а Н. В. Евангелие и древнерусская литература. — М., 1992;
    Книга хождений: Записки русских путешественников XI—XV вв. — М., 1984;
    Киево-Печерский государственный историко- культурный заповедник: Фотоальбом. — Киев, 1984;
    Г о л о в и н Н. Н. Моя первая Русская История в рассказах для детей. — М., 1992;
    К у д р я в ц е в а Л. Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы. — М., 1991;
    Из истории русского и западноевропейского искусства. — М., 1960;
    Хрестоматия по древнерусской литературе / Сост. М. Е. Федорова, Т. А. Сумникова. — 2-е изд. — М., 1974.

Начинаю урок словами И. Бунина: Из древней тьмы на мировом погосте Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья!.. 

Что вы знаете о возникновении древнерусской литературы? Что можете рассказать о ее первом памятнике? Используя материал учебника-хрестоматии по литературе для седьмого класса, дети говорят об истоках древнерусской литературы — устном народном творчестве, о связи ее с мировой художественной культурой и первой книге, пришедшей к нам с крещением Руси из Византии, рассказывают о «Повести временных лет», о многообразии жанров произведений, вошедших в нее. Во время разговора о книге показываю образцы окладов и разворотов первых древнерусских книг (использую материалы фотоальбома «Киево-Печерский государственный историко-культурный заповедник»).

Предлагаю обратиться к учебнику и прочитать отрывок из «Повести временных лет» — «Из похвалы князю Ярославу и книгам» (XI в.). Спрашиваю учеников: — Что вы можете сказать о хвалебных словах, адресованных книге, произнесенных замечательным писателем уже в нашем веке? Кто автор этих слов? Как они звучат? (Дети читают наизусть отрывок из обращения М. Горького к читателям «Любите книгу…».) В беседе акцентирую внимание ребят на ключевых моментах: истоки древнерусской литературы (устное народное творчество); ее связь с мировой художественной культурой (Библия, культура Византии); ее традиции в литературе Нового времени (эстафета мудрости, передаваемая из поколения в поколение); жанры (сказания, предания, хождения, поучения, повести, послания, жития, былины, легенды).

Отмечу, что уже достаточно подробно школьники познакомились с таким понятием, как жанр литературного произведения. У каждого из них есть словарик, своеобразный путеводитель по теме «Древнерусская литература». В нем не только толкование литературоведческих терминов, но и их собственное толкование таких понятий, как нравственность, память и др. Следующий момент урока — о ведущих темах древней русской литературы. — О чем же рассказывают нам мудрые древние книги? Что запечатлело письменное слово? Что оно донесло до нас?

Выслушав ответы, зачитываю фрагменты из предисловия Д. С. Лихачева к книге «Рассказы русских летописей XII— XIV вв.»: «Я люблю Древнюю Русь. Я эту эпоху очень люблю, потому что вижу в ней борьбу, страдания народные… Вот эта сторона древнерусской жизни: борьба за лучшую жизнь, борьба за исправление… она меня и притягивает. Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери — Древней Руси. Прошлое должно служить современности». — Проследим за тем, какое развитие получила тема Родины в древнерусской литературе, в какой связи она находится с темой нравственности. Как мы определили для себя такую категорию, как нравственность? 

На помощь приходит наш словарик, в котором есть это «расшифрованное» ребятами понятие: нравственность…» Вряд ли стоит организовывать в конце изучения темы урок развития речи, но урок внеклассного чтения стоит провести, подключив в круг чтения «Наставление тверского епископа Семена» из книги «Читаем, думаем, спорим…» и текст «Моление Даниила Заточника» из «Российской школьной хрестоматии» для седьмого класса, проверив знания и впечатления учащихся на материале вопросов и кроссвордов книги «Читаем, думаем, спорим…».

1 Г у д з и й Н. К. История древней русской литературы. — М., 1950. — C. 91. 2 Там же. 3 Учитель может найти эти тексты в кн.: Древняя русская литература: Хрестоматия / Сост. Н. И. Прокофьев. — М., 1988. 4 Г у д з и й Н. К. История древней русской литературы. — М., 1950. — С. 296. 5 См.: Повесть о Петре и Февронии... / Подгот. текстов и исследование Р. П. Дмитриевой; Отв. ред. А. М. Панченко. — Л., 1979. — С. 21. 6 Там же. — С. 25.

ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА М. В. ЛОМОНОСОВ, Г. Р. ДЕРЖАВИН

Литература XVIII века представлена в учебнике двумя именами, речь идет о крупнейших писателях — М. В. Ломоносове и Г. Р. Державине.

Произведения Державина впервые предстанут перед учащимися средних классов. Рассмотрим портреты писателей и места, связанные с их жизнью, — фотографии села Денисовка и Казани. Личность М. В. Ломоносова, ученого, поэта, автора науки о красноречии и мозаики, посвященной Полтавской битве, и личность Г. Р. Державина, поэта, государственного деятеля, не раз отстраняемого от службы за активную борьбу со злоупотреблениями чиновников, интересны для современных подростков. Учащиеся прочитают вслух рассказы литературоведов В. Коровина и В. Федорова о писателях, стихотворные произведения, отобранные для изучения и самостоятельного чтения.

Следует иметь в виду, что тексты М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина не так просты для школьников любого возраста. Именно поэтому надо внимательно отнестись к их комментированию, чтобы школьники осмыслили, какие важные вечные проблемы поднимаются в них, а при дальнейшем изучении литературы увидели, что вопросы, которые волновали поэтов XVIII века, зазвучали и в произведениях авторов XIX и XX веков. Эту преемственность в осмыслении и осознании вечных проблем справедливости и свободы творчества, добра и зла следует иметь в виду при изучении произведений русских писателей самых разных времен.

Почему Ломоносов посвятил так много «Надписей», стихотворных произведений, отдельных строк, огромную мозаичную картину деяниям Петра I? Обратим внимание на то, какими эпитетами наделяет его поэт: «премудрый Герой», «отечества отец», «Земное божество Россия почитает», «И в гроб великого сего Героя скрыла». Каковы же дела, которые восхищают Ломоносова? «Гремящие по всем концам земным победы», «царствуя служил», «свои законы сам примером утвердил», «простер в работу руки», «монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки», «строил град», «сносил труды в войнах», «художников сбирал и обучал солдатов», «дела Петровы громки», «чудясь делам его, превысшим смертных сил».

Все это смогут найти сами школьники в произведении «К статуе Петра Великого». Что же особенно ценил в царской власти поэт? Как это его самого характеризует? Большинство учащихся, прочитав в классе вслух отрывок из «Оды на день восшествия на всероссийский престол… Елисаветы Петровны», дома прочитают ее целиком, подумают над тем, что утверждает и над чем заставляет задуматься, что хочет внушить автор власть имущим. Что сближает двух великих поэтов — Ломоносова и Державина? Каково их отношение к общественной жизни? М. В. Ломоносов верит, что …знак бессмертия себе воздвигнул… …Не вовсе я умру; но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю… Чем можно подтвердить, что его вера не беспочвенна? Как перекликается эта мысль с утверждением важности искусства слова у других поэтов?

Всем известны разносторонние дарования Ломоносова, его многочисленные открытия, широта его деятельности (химия и физика, навигация и мореплавание, астрономия, история, право, филология). «Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины», — пишет В. И. Коровин во вступительной статье к «Избранному» М. В. Ломоносова (М., 1981).

Семиклассники вполне смогут сделать на следующем уроке небольшие сообщения, посвященные разносторонним талантам поэта и ученого. Школьники рассказывают о детстве Ломоносова, лишениях, особенностях поступления в Академию, учебе его в Германии, затем о работе в Академии, о том, как он становится профессором физики, создает проекты памятников Петру I, Елизавете Петровне, картину, посвященную Полтавской баталии, рассказывают о трудностях, которые приходилось преодолеть великому русскому ученому, размышляют о том, почему именно Петру в большей степени посвящает свои работы Ломоносов. Другие учащиеся с помощью учителя говорят об одах поэта (краткое содержание и комментирование некоторых отрывков), затем составляют словарь устаревших слов — раченье, отрада, дерзать, сомкнуть, уязвить, крушиться, сей, един, очи, зрак, рекла, тщение, гласит, утеха.

Среди этих рассказов будет разговор и о том, что Ломоносов неоднократно обращается к личности Петра как к фигуре просвещенного государя. Школьники готовят серию информативных коротких сообщений типа: «Ломоносов — поэт», «Мозаичная картина Ломоносова «Полтавский бой», «Ломоносов — ученый» и т. д. Учитель направляет сообщения, дополняет их. Например, расскажет о том, что надписи писались «на случай», посвящались какой-нибудь торжественной дате или событию.

Похвальная надпись Петру Великому была сделана в 1746 году, когда была сооружена статуя царя. В надписях прославляется монарх-труженик, «работник на троне», «отец отечества». Рассказы учащихся и педагога сопровождаются чтением стихотворений. Благодаря такой работе создается цельное представление о личности поэта, урок проходит живо, интересно.

Рассказывая о Державине, школьники также проводят словарную работу, в некоторых классах эта работа учащихся идет с помощью подготовленных ими кроссвордов, в которые включаются устаревшие слова. Тогда эти слова охотнее, быстрее объясняются школьниками: сан, надуваться, брать вид, чистосердечье, лира, добродетельми, венцы, мнил, жерло, пожрется, беспристрастный. Далее школьники рассказывают о новаторстве Ломоносова и Державина в области стихотворства.

В «Российской школьной хрестоматии» для седьмого класса даны произведения А. Сумарокова «Эпиграмма», В. Капниста «На кончину Гавриила Романовича Державина» как продолжение чтения учащимися текстов XVIII века. В книге «Читаем, думаем, спорим…» даны дополнительные вопросы и задания по данной теме, кроссворды, задания по схеме рифмовок у М. Ломоносова, отрывок из текста В. Ходасевича о Державине и его службе в Тамбове, текст «Властителям и судиям» — словом, все, что может дать большее представление о личности Ломоносова и Державина, приохотить школьников к чтению произведений писателей XVIII века.

В двух небольших темах, посвященных крупнейшим, выдающимся писателям XVIII века — Ломоносову и Державину, семиклассникам предлагается познакомиться с необычайно важными художественными произведениями для понимания авторской позиции в литературном произведении.

Так, в стихотворении Державина «Признание» раскрывается характер поэта. Каков этот характер? Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться И философа брать вид; Я любил чистосердечье, Думал нравиться лишь им: Ум и сердце человечье Были гением моим. Отношение поэта к справедливости и несправедливости, добру и злу открывается нам в «Признании». Каковы же мысли, чувства Державина? Как понять слова: «Ум и сердце человечье Были гением моим…», «Падал я, вставал в мой век…»? Почему стихотворение называется «Признание»? Как понимать его концовку? — вот вопросы, которые могут прозвучать на уроке литературы.

Комментированное чтение учителем и учащимися стихотворных произведений, рассказы школьников о Державине и Ломоносове, выразительное чтение семиклассниками стихотворений с последующим обсуждением — основная работа на уроках литературы по этим темам. 

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

В. А. ЖУКОВСКИЙ

«Лесной царь» Этой теме в программе по литературе выделено два часа. На первом уроке учитель знакомит коротко с биографией поэта, сам читает текст баллады, выясняет первое впечатление семиклассников от прочитанного, подводит их к мысли о том, что в переведенной Жуковским балладе И. В. Гёте нашло отражение представление о роковых, таинственных силах как выражение средневекового миросозерцания.

Жуковский перевел балладу Гете по-своему. М. И. Цветаева считала, что по тону и содержанию баллада Гете и перевод Жуковского сильно отличаются друг от друга. Тем не менее перевод Жуковского выполнен блестяще и всегда считался образцовым. Жуковский сохранил в переводе главное — атмосферу тревоги, предчувствие гибели, трагедии. При этом нельзя понять, то ли действие происходит во сне, то ли наяву. Такое впечатление достигается благодаря фантастике, которая пронизывает балладу и заключена в диалоге всадника и его сына, а также сына и манящего его призрака. Всадник-отец пытается дать разумное объяснение страхам сына, но таинственные видения и голос лесного царя оказываются сильнее, и ужас овладевает младенцем.

Является ли его смерть следствием психологического потрясения, или он действительно стал пленником лесного царя и частью таинственного мира, мы не знаем. И Жуковский, и Гете изобразили фантастическую власть необъяснимых, загадочных явлений, которые угрожают человеку. Но оба поэта допустили возможность того, что трагедия совершилась не наяву, а только снится, предчувствуется, следовательно, страх не всесилен над человеком. 

А. С. ПУШКИН

 «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов», «Повести Белкина» Не весь я предан тленью; С моей, быть может, тенью Полунощной порой Сын Феба молодой, Мой правнук просвещенный, Беседовать придет И мною вдохновенный На лире воздохнет… А. С. Пушкин. «Городок» «Дружина ученых и писателей, какого б рода они ни были, всегда впереди во всех набегах просвещения, на всех приступах образованности. Не должно им малодушно негодовать на то, что вечно им определено выносить первые выстрелы и все невзгоды, все опасности».

А. С. Пушкин. Из статьи «Опровержение на критики» Александр Сергеевич Пушкин — «солнечное имя», величайший русский поэт. С детства знакомы его произведения и высказывания о нем, известен и любим его внешний облик благодаря обширной пушкинской иконографии. До седьмого класса у школьников были «встречи» с поэтом, с его стихотворениями и сказками, «Русланом и Людмилой», прозаическими текстами.

В седьмом классе учащимся предстоит познакомиться с новыми произведениями Пушкина, осознать и прочувствовать их серьезность и красоту, пристальней вглядеться в облик поэта в портретах и памятниках. «Пережить творения поэта, — пишет В. Г. Белинский, — значит переносить, перечувствовать в душе своей все богатство, всю глубину их содержания, переболеть их болезнями, перестрадать их скорбями, переблаженствовать их радостью, их торжеством, их надеждами. Нельзя понять поэта, не будучи некоторое время под его исключительным влиянием, не полюбив смотреть его глазами, слышать его слухом, говорить его языком»1.

Проникновенные слова Белинского необходимо учесть при построении уроков по данной теме. Тогда произведения поэта не станут лишь материалом для школьного «прохождения» темы, а затронут ум и сердце подростков, привлекут внимание к другим, еще не прочитанным пушкинским текстам. Отталкиваясь от слов В. Г. Белинского, проследим восприятие пушкинских произведений его современниками и поэтами нашего времени, литературоведами и от впечатлений искушенных читателей перейдем к впечатлениям самих семиклассников.

Прочитав о Пушкине в учебнике, во время беседы школьники сообщат собственные суждения о прочитанном, рассмотрят портреты и памятники поэту, прочитают любимые стихотворения наизусть, расскажут о героях пушкинских произведений. Известно, что современники поэта не знали его облика, множество портретов появилось гораздо позднее. Рассматривая портреты, которые выполнены по просьбе друзей поэта, по его собственным просьбам, наконец, поздние изображения, сделанные современными художниками, сравним портреты Гейтмана и Фаворского, Тропинина и Кипренского. Вспомним, как говорит сам поэт о портрете, выполненном Кипренским («Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит…»).

Самым достоверным родственники и отец поэта считали портрет, гравированный Н. Уткиным2, его мы предлагаем рассмотреть в первую очередь. Каким видят поэта семиклассники? Какой портрет нравится им больше? Какой личностью предстает Пушкин? Какие высказывания о нем перекликаются с нашими представлениями? Такие вопросы потребуют от учащихся небольших развернутых рассуждений, которые составят вместе с учительским рассказом и чтением стихотворений монтаж беседы о личности поэта. Этот вид работы возможен в первую очередь по пушкинской теме, так как у школьников накоплены знания по предыдущим классам.

Эпиграфом к такой коллективной работе можно взять слова Плещеева: Все лучшие порывы посвятить Отчизне ты зовешь нас из могилы; В продажный век, век лжи и грубой силы Зовешь добру и истине служить. Вот почему, возлюбленный поэт, Так дорог нам твой образ благородный; Вот почему неизгладимый след Тобой оставлен в памяти народной! По мнению М. Цветаевой и А. Ахматовой, Пушкин дал имя эпохе: «Он победил и время, и пространство. Говорят: пушкинская эпоха, пушкинский Петербург. И это уже к литературе прямого отношения не имеет, это что-то совсем другое…» (А. Ахматова). «Гений дает имя эпохе, настолько он — она, даже если она этого не доосознает…» (М. Цветаева)3.

Рассказывая о Пушкине, школьники, несомненно, подходят к мысли о том, что он, как истинный художник, считал необходимым воскресить минувшие века, вновь и вновь возвращаясь к истории («Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов»). Учитель напомнит слова самого поэта: «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим, были благодетельны и плодотворны. Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, а европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы»4.

Учитель расскажет о произведениях Пушкина, героем которых выступал Петр I («Медный всадник», «Пир Петра Великого», «Арап Петра Великого» и пр.). Почему так часто поэт обращает свой взор к Петру? Чем объяснить его интерес к этой личности? Можно вспомнить о том, каковы были приказы по армии в 1812 году, манифесты, возвращавшие солдат к памяти о Полтавской битве. «Нынешний день, ознаменованный Полтавскою победою, да послужит вам примером! Память победоносных предков да возбудит к славнейшим подвигам!» — говорилось в приказе по армии Александра I от 27 июня 1812 года.

Прошлое в манифестах становится примером: «Да встретит он (неприятель) в каждом дворянине Пожарского, в каждом духовном Палицина, в каждом гражданине Минина» (Манифест 6 июля 1812 года). С. Т. Аксаков писал, что манифесты «сильно отзывались в сердцах русских людей». 

Учащиеся в классе работают с текстом отрывка «Полтавский бой» из поэмы Пушкина «Полтава» (дома самостоятельно они знакомятся со всей поэмой, обсуждая затем ее на уроке внеклассного чтения). Полный текст «Полтавы» школьники найдут в «Российской школьной хрестоматии», как и тексты «Барышня-крестьянка», «Скупой рыцарь», «К портрету Жуковского». Каждая строка отрывка «Полтавский бой» — картина, многозначны многие слова и выражения.

Отрывок прозвучит в учительском исполнении, что позволит глубже понять прочитанное, почувствовать отношение поэта к описываемым событиям, проникнуться чувствами, на которые рассчитывает автор, осознать красоту описаний. Например, обратим внимание учащихся на то, как рисуется стремительность боя, его смертоносная опасность («Катятся ядра, свищут пули: Нависли хладные штыки…») и чувство радости («Но явно счастье боевое Служить уж начинает нам»).

Чья это радость — бойцов, поэта? Чем различается поведение Карла и Петра на поле боя? Как относится Петр к пленникам? Почему поднимает кубок за «учителей своих»? Каково отношение автора к событиям и героям? Как мы догадываемся об этом? Что хочет сказать автор словами «поле роковое», «Горит восток зарею новой»? Как литературные приемы помогают воссоздать живую картину боя и вызвать у читателей сопереживание? Семиклассники размышляют над тем, почему именно Петр I становится одним из любимых героев пушкинских произведений. Чем интересна фигура этого государственного деятеля, преобразователя, реформатора? Какие памятники Петру I известны школьникам и в каких произведениях Пушкина встречаем мы его имя? Каким он предстает в пушкинских текстах?

Осмысление отрывка «Полтавский бой» тесно связано с сопереживанием читателей. Так, в результате обсуждения прочитанного школьники не только уточняют свое понимание той или иной строфы, строки, слова, но и выясняют, насколько чувства автора совпадают с их собственными чувствами, с чувствами сегодняшнего читателя. Например, восхищает ли нас великодушие Петра по отношению к пленникам? Совпадают ли наши представления о битве с иллюстрациями к тексту и картиной «Полтавский бой» М. Ломоносова? На что обращают внимание художники?

Рассматривание репродукций картин и иллюстраций может быть интересным и в деталях, например, у М. Ломоносова картинно и как бы нарочито театрально выписаны клубы дыма, а у Пушкина «дым багровый клубами всходит к небесам». Пушкин, несомненно, видел эту мозаику, и его впечатления могли отразиться в тексте. После рассказов о поэте, выразительного чтения «Полтавского боя», размышлений над текстом и изобразительным средствами начинается работа с отрывком из поэмы Пушкина «Медный всадник», которая будет осмысливаться семиклассниками более самостоятельно.

Вопросы и задания к отрывку помогут школьникам обратить внимание на картину, нарисованную поэтом, — сама поза, о которой говорит поэт, подчеркивает величие фигуры Петра I, взявшегося на «мшистых, топких берегах» выстроить «юный град, Полнощных стран красу и диво». Все в этом городе, как подчеркивает Пушкин, прекрасно: Громады стройные теснятся Дворцов и башен; корабли Толпой со всех концов земли К богатым пристаням стремятся; В гранит оделася Нева; Мосты повисли над водами…

В чем же пафос отрывка, предложенного учебной хрестоматией? Чем он интересен нам сегодня? Пусть школьники прочитают отрывок из поэмы, определят основной его пафос, оценят иллюстрации Ф. Константинова (ученика В. Фаворского), А. Бенуа. Следующие занятия будут посвящены «Песни о вещем Олеге»5.

Летописный источник, который лег в основу этого произведения, размышления известного пушкиниста С. Бонди6, рассказ учителя и его первое чтение текста — таково может быть начало работы. Знаменитые иллюстрации В. Васнецова к этому пушкинскому тексту позволят школьникам составить собственное представление о героях, об отдельных эпизодах.

Вопросы, предложенные в учебнике, направлены не только на то, чтобы школьниками были восприняты основные мысли и чувства поэта, но и на осмысление поиска автором нужного слова, эпитета, выражения. Это поможет и в обсуждении прочитанного, и в подготовке выразительного чтения к следующему занятию.

Размышления о противостоянии волхва и Олега, о свободе кудесника от власти («Волхвы не боятся могучих владык…»), «создание» памятника одному из героев песни (устный рассказ о том, какой памятник мог бы быть поставлен одному из литературных героев: из какого материала, как он может выглядеть, на каком месте его целесообразнее поставить, что он будет олицетворять и пр.), подготовка инсценированного чтения, киносценария и т. д. сделают эту работу живой и филологически основательной.

Читая летопись, семиклассникам важно вспомнить распевное и торжественное звучание былин, текстов древнерусской литературы: «Олег княжил в Киеве и жил в мире со всеми странами. Наступила осень, и вспомнил Олег про своего коня…» «…И все плакали о нем великим плачем, и понесли его, и погребли на горе…» Как выглядят князь и кудесник в летописи и в пушкинском тексте? Известный литературовед С. Бонди, говоря о связи летописи и текста, утверждает, что Пушкиным заложена здесь мысль о взаимоотношении власти и поэта.

Семиклассникам доступны не только мысли о доброте и особом отношении князя к коню, о судьбе и ее неотвратимости, но и провозглашение независимости и правдивости поэзии, т. е. подтекст. Размышляя над характерами героев, особенностями их речи, школьники отмечают, что удачлив, добр и храбр Олег, но сила волхва в другом: «Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен».

Школьники объясняют, с какой целью используются в тексте песни слова-архаизмы ныне, сбирается, отмстить и пр., составляют словарь устаревших слов. Обратим внимание, что устаревшие слова легко сочетаются с сугубо пушкинскими, романтически окрашенными словами обманчивый вал, дивная судьба, незримый хранитель, заострим внимание учащихся на поиске поэтом наиболее точных и верных эпитетов («престарелый кудесник» — «вдохновенный кудесник», «на смирном коне» — «на верном коне»). Такая работа даст более глубокое представление о песни и поможет в подготовке выразительного чтения пушкинского текста, покажет труд поэта в поисках наиболее точного слова, верного образа.

Свидетельства о том, как читал поэт свои произведения, какое впечатление производило его чтение на современников, также будут полезны в совершенствовании выразительного чтения пушкинского текста. Не менее интересной и нужной явится работа с иллюстрациями — какие из них кажутся школьникам наиболее удачными и близкими тексту «Песни…»? Так ли они себе представляли эти сцены? Смогут ли семиклассники с помощью иллюстраций или собственных рисунков подготовить диафильмы? Итак, «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов» — это прикосновение поэта к истории.

Отрывок из «Бориса Годунова» познакомит школьников с новыми героями, напомнит рассказы о том, как делались первые книги, как берегли и украшали их, какую пользу они приносили в далекие времена существования древнерусской литературы. Фигура летописца — главная в этой сцене. Учитель кратко расскажет о сюжете «Бориса Годунова», об особенностях жизни создателей летописей и о пушкинском летописце, о котором сам поэт скажет, что сей характер вместе и нов и знаком для русского сердца. Н. Ф. Филиппова отмечает, что знаком он потому, что таких летописцев было на Руси много, а нов потому, что создан воображением художника7.

Современники Пушкина (М. Погодин, Д. Веневитинов) замечали необычно верное понимание им летописцев. Понять характер летописцев, их особый образ жизни, желание донести до далеких своих потомков сведения о старине, сообщить о горестях и радостях живших когда-то людей, поведать о давно минувших событиях — вот что угадывается в тексте. Рассказ учителя и его чтение отрывка драматического произведения поведет учащихся по пути ознакомления с более сложными произведениями Пушкина, поднимет их на следующую ступень.

Справочный раздел учебника познакомит их с некоторыми теоретическими положениями: здесь объяснено, что такое баллада, драма, поэма, приведены примеры. Отвечая на вопросы учебника, школьники рассказывают о том, как они понимают характер Пимена, сцену в келье, учатся читать текст, рассматривают значение слова, фразы, строки.

Работая с иллюстрациями, ученики рассуждают о том, насколько точно угадан характер летописца и вся сцена в келье каждым из художников. Внимательно вчитываясь в текст отрывка из «Бориса Годунова», учащиеся обратят внимание, что Пимена характеризуют его собственные слова, раздумья и размышления Григория, например: …Как я люблю его спокойный вид… …Все тот же вид смиренный, величавый. Так точно дьяк, в приказах поседелый, Спокойно зрит на правых и виновных, Добру и злу внимая равнодушно, Не ведая ни жалости, ни гнева. Прав ли Григорий, сравнивая Пимена с дьяком, который не ведает ни жалости, ни гнева? Пусть школьники подумают над этим, сопоставив это сравнение со словами самого Пимена. Чем же интересен облик и характер летописца? Как правильнее прочитать эту сцену, имея в виду различные характеры и устремления действующих лиц этой сцены? Обратим внимание на речь героев. Чем интересна речь каждого из них?

Учитель предложит подготовить дома выразительное чтение этого драматического отрывка, подготовиться к разговору об иллюстрациях художников Галактионова, Перова и др. к этому произведению. Впоследствии учащиеся демонстрируют чтение по ролям, стремясь донести до слушателей дух глубокой старины, благородный образ летописца. В пушкинской главе впервые появляется раздел «Как работал Пушкин», где даны подробные воспоминания о том, как работал поэт над «Полтавой», замечательные строки-свидетельства Пушкина о том, как «пробуждается» в нем поэзия, как напрягаются душевные силы.

Пушкинская тема завершается подведением итогов на основе прочитанных рассказов о поэте, его произведений, воспоминаний о его творчестве, портретов, иллюстраций к его произведениям, фотографий памятников и связанных с его именем мест (Михайловское, Болдино, Москва и т. д.). Чем интересна личность поэта? Деятельность Пушкина как поэта, историка, прозаика, автора многих рисунков раскрывает многие таланты, человеческую суть этого великого художника. Он был всегда готов помочь собратьям по перу, щедро раздавал идеи новых произведений своим друзьям-писателям.

Пушкинскую тему в этом классе можно завершить уроками развития устной и письменной речи, уроком внеклассного чтения, наконец, проведением внеклассных, общешкольных мероприятий — вечеров, конкурсов, занятий кружков, клубов. При этом следует иметь в виду, что материал и план проведения каждого из этих занятий и мероприятий будут существенно отличаться друг от друга.

Так, на уроке развития речи материалом будут прочитанные и обсужденные на уроке литературы произведения Пушкина. План его проведения будет примерно таким: словарная работа, создание диалогов на основе изученных произведений, различные виды пересказов, конкурс на лучшее выразительное чтение одного из пушкинских произведений, прослушивание и обсуждение актерского чтения, работа с иллюстрациями и пр.

На уроках внеклассного чтения разговор пойдет о произведениях, прочитанных самостоятельно, например о поэме «Полтава» или о «Медном всаднике» и т. д. На вечерах или конкурсах диапазон избранных для докладов, конкурсов произведений в еще большей степени расширится, будут привлечены фильмы, подготовленные учащимися инсценировки, музыкальные произведения и т. д. В самом деле, осмысление пушкинского текста во всей его глубине — большой и радостный труд для подрастающего поколения. Перечитывание пушкинских текстов, мысли, рожденные новым прочтением, будут содействовать обогащению мышления и речи обучающихся.

 Однако произойдет это только в том случае, если будет продумана система упражнений, словарных и речевых, например: Какие высказывания о Пушкине особенно запомнились? В каких пушкинских произведениях встречаются устаревшие слова? Назовите эти слова и выражения. Какие из них можно считать незаслуженно забытыми? Когда бы вы их советовали использовать? Какую роль в тексте играют слова и выражения се, сии, пременах жребия земного, манием руки, днесь, присно? Приведите пример поиска Пушкиным наиболее точного варианта фразы, слова, образа. 

Определите размер стихотворных произведений Пушкина, включенных в учебник. Какие пушкинские строки вам хотелось бы использовать в собственной речи? Приведите примеры. Подготовьте словарь одного из пушкинских героев (Олега или кудесника, Пимена — на выбор). Подготовьте характеристику одного из пушкинских героев для конкурса на лучший рассказ о герое. Дайте сравнительную характеристику Петра и Карла. Подготовьте любой отрывок из прочитанных в седьмом классе произведений А. С. Пушкина для конкурса выразительного чтения «Звучат произведения А. С. Пушкина».

В конце учебника-хрестоматии дана небольшая главка о том, как читали авторы свои произведения. Что в исполнении поэта запомнилось современникам, восхитило их? Восторженные отзывы современников отмечают простоту и ясность его чтения. Познакомим учащихся с высказываниями специалиста по художественному чтению Г. В. Артоболевского: «Пусть образцом легкой речи послужит разговорная фраза. <…> Исполнение Пушкина требует простоты, естественности и непринужденности… Исполнению должно предшествовать изучение творческого пути А. С. Пушкина и его произведений. Только понятое до конца произведение может быть исполнено художественно. Исполнение должно передавать ведущую мысль и сохранять музыкальность формы. Необходимо учитывать жанр и стиль исполняемого и соблюдать основные правила современного чтения стихов. Многообразное пушкинское наследство требует применения нескольких речевых стилей: от лирической «напевности» через разговорную легкость и непринужденность к условной простоте трагического стиха.

 Пушкинское наследие полно не только мысли — оно согрето глубоким и сильным чувством, движущим ритмические переходы стиха»8. В книге «Читаем, думаем, спорим…» по этому разделу школьникам предлагается прочитать фрагменты из книг Ю. Тынянова, Ю. Лотмана, М. Гершензона, Вл. Соловьева о Пушкине и подумать над тем, какой личностью предстает поэт, что выявлено характерного каждым автором в стиле его произведений, вопросы и задания обращают внимание на размер стихотворений, на героев произведений, на путь от ранних редакций к окончательному варианту, на советы Я. Смоленского, как читать пушкинские тексты.

Включены дополнительные тексты из «Полтавы», кроссворды, портреты поэта, выполненные Е. Гейтманом и В. Фаворским, для сопоставления и обсуждения. В «Российской школьной хрестоматии» тексты «Полтавы», «Барышни-крестьянки», «Скупого рыцаря» даны полностью, что поможет провести урок или уроки внеклассного чтения. Учащиеся прочитают эти произведения, подготовят пересказы, ответы на вопросы, данные учителями, или составят сами вопросы к тому произведению, о котором они будут рассказывать на уроке, пушкинском вечере. В последнем издании учебника школьникам рекомендовано самостоятельно познакомиться с повестью «Станционный смотритель».

В этом возрасте семиклассникам будет вполне доступна мысль Пушкина о пробуждении человеческого достоинства и чувства протеста со стороны «маленького человека», понятен и гуманизм автора в отношении главных героев повести: трагедия Вырина проистекает из чувства любви и привязанности к дочери, в печальной судьбе которой он не сомневается. Дочь же, судьба которой оказалась счастливой, приносит в жертву отца, хотя чувствует свою вину перед ним. Так, распад патриархальных связей представляется Пушкину и закономерным, и противоречивым: обретение счастья в новой семье не отменяет трагедии в предыдущей.

 Об этом можно прочитать более подробно в статье В. И. Коровина (см. кн.: А. С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь. — М., 1999. — С. 207).

Учителю важно провести беседу о прочитанной самостоятельно повести и помочь школьникам осмыслить ее. Для более глубокого понимания произведений и примера организации обучения выразительному чтению целесообразно учащимся хоть в некоторой степени учесть советы специалистов-чтецов и особенности чтения самого поэта, отмеченные современниками, а также использовать записи актерского чтения (см., например, записи объединения «ЮНРОС», на которые мы ссылались выше).

Завершением и итогом работы по теме могут стать самые разнообразные устные и письменные сочинения семиклассников («Мой любимый пушкинский герой», «Каким я представляю себе Пушкина», «Мой Пушкин» — на выбор), в том числе и предложенные школьниками. 1 Б е л и н с к и й В. Сочинения Александра Пушкина. — М., 1948. — Т. III. — С. 376.

2 Хороший материал по пушкинской иконографии и иллюстрациям дан работниками мемориального Пушкинского музея искусствоведами Г. Барабтарло и Г. Курочкиной в книге «Пушкин в школе» (сост. В. Коровина. — М., 1978). Также можно порекомендовать книгу «А. С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь» (М., 1999).

3 Может быть, уже теперь семиклассники, самые сильные и одаренные, познакомятся глубже со статьями этих поэтов о Пушкине, прочитают и расскажут о восприятии Пушкина Цветаевой или Ахматовой по кн.: А х м а т о в а Анна. Стихи и проза. — Л., 1977. — С. 552; Ц в е т а е в а Марина. Об искусстве. — М., 1991. — С. 57.

4 П у ш к и н А. С. Полн. собр. соч. — М., 1978. — Т. 7. — С. 211.

 5 Этот материал учитель найдет в кн.: З е п а л о в а Т. С., М е щ е р я к о в а Н. Я. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература» для 5 класса. — М., 1983; С л о н и м с к и й А. Мастерство Пушкина. — М., 1963; Р о ж д е с т в е н с к и й Вс. Читая Пушкина. — Л., 1978; Раздаточный иллюстративный материал по литературе. 8 класс / Сост. В. Коровина, Т. Молчанова. — М., 1983; Пушкин в школе / Сост. В. Коровина. — М., 1978.

6 См.: Стихотворения Александра Пушкина / Сост., подгот. текста и примеч. С. Бонди. — М., 1972.

7 См.: Ф и л и п п о в а Н. «Борис Годунов» А. С. Пушкина. — М., 1984. — С. 26. Для более основательной подготовки к урокам на эту тему советуем обратиться к кн.: Г о р о д е ц к и й Б. Драматургия Пушкина. — М.; Л., 1953; П у ш к и н А. С. Драматические произведения / Предисл. Г. Фридлендера. — М., 1974; А. С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь. — М., 1999.

8 А р т о б о л е в с к и й Г. Художественное чтение. — М., 1978. — С. 219. 

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

«Песня про… купца Калашникова», «Когда волнуется желтеющая нива…» «Ангел», «Молитва» Новую встречу с М. Ю. Лермонтовым в седьмом классе открывает рассказ литературоведа и замечательного рассказчика Ираклия Андроникова, который напомнит школьникам о детстве поэта, пристрастиях и привязанностях, многочисленных его талантах.

Учащиеся рассмотрят в учебнике портрет, изображения родных мест поэта, затем в процессе беседы расскажут о том, что им самим уже известно о Лермонтове, его произведениях и героях, какие из них особенно близки им. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» воссоздает стиль и дух народной поэзии, а сам поэт выступает в этом случае как истинно народный. Начать изучение этого произведения можно с разговора об эпохе Ивана Грозного, со знакомства с картинами И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван», В. Васнецова «Иван Грозный»1. Хорошо использовать диапозитивы «Старая Москва», «Иван Грозный», «Крестовая комната Теремного дворца» и др., прочитать ребятам отрывки из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, например указание на противоречивость характера Ивана Грозного: «Имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединенный с необыкновенным даром слова… хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился правосудием, карая вместе, с равным удовольствием, и заслуги, и преступления…» «Сказать неучтивое слово кромешнику (т. е. опричнику. — В. К.) значило оскорбить самого царя». «…Люди земские, от дворянина до мещанина, были безгласны, безответны против опричнины»2. Именно эти жесткость и жестокость проявились в «Песне…». З. Я. Рез пишет о двух вариантах изучения «Песни про… купца Калашникова»: «Один — последовательное перечитывание глав с выделением для подробного анализа наиболее существенных эпизодов. Другой вариант — разбор основного конфликта, определившего драматизм событий и характеров героев. Естественно, что в любом случае предполагаются выводы о художественной идее и пафосе поэмы»3.

Первый вариант описан многими методистами (Г. Н. Поспелов, Г. И. Бочаров4 и др.), второй подробно изложен З. Я. Рез в вышеназванной книге, где автор справедливо утверждает, что при любом варианте изучения полезно выяснить, какой отклик «Песня…» вызвала у школьников после первого прослушивания ее содержания.

З. Я. Рез формулирует вопросы для первой устной беседы: какие картины старой Москвы и ее быта возникают при чтении поэмы? Что в них было для вас нового, неожиданного? Чем интересен каждый из героев поэмы? Кому и в какие моменты вы сочувствуете и есть ли что-нибудь непонятное для вас в их поступках и характерах? Какое чувство вызывает конец «Песни…»? С каким настроением расстались вы с ней? Далее вопросы углубляются, учитель координирует ответы ребят. Справедливо ли поступил Иван Грозный, казнив Калашникова? Почему Кирибеевич не сказал всей правды царю? Помог бы ему царь, если бы знал, что Алена Дмитриевна — жена купца Калашникова? Помиловал бы царь Степана Парамоновича, если бы тот сказал, за что он убил Кирибеевича? И т. д. Как проявляется у Кирибеевича и Калашникова любовь к Алене Дмитриевне? К каким поступкам она побуждает обоих? Как гибнет каждый из них и какую память о себе оставляет? Как относятся к каждому из них гусляры? К каким выводам ведет читателя Лермонтов, сопоставляя двух герев? Далее предлагается разделить класс на две группы и попросить прочитать два диалога: разговор Кирибеевича царем на пиру и Калашникова с царем после кулачного боя а затем провести тщательный сопоставительный анализ прочитанного.

Рекомендуются письменные работы, например: «Опишите словами рисунок, в котором вы хотели бы выразить свое понимание общего смысла поэмы, и письменно объясните, как вы понимаете слова Белинского о том, что над могилой Калашникова «живой речью говорит предание».

Возможен и другой путь, сочетающий первые два пути анализа. Например, можно идти от общей обстановки царствования Ивана Грозного, привлекая наиболее яркие исторические свидетельства («Историю государства Российского» Карамзина и другие источники), картины старой Москвы (фотографии, репродукции картин, изображающих Ивана Грозного, и др.).

Беседа с учащимися проходит от самых простых вопросов к проблемным, требующим размышлений, раздумий. Например: кто из героев показался вам наиболее интересным? Какое впечатление произвели на вас диалоги Грозного и Кирибеевича, Грозного и Калашникова, Кирибеевича и Калашникова? Какие черты характера проявляются героев в процессе разговора? Какие детали помогают определить время царствования Ивана Грозного? Каким описывает Лермонтов царя? На чьей стороне народ, гусляры, автор? Справедлив ли царь?

 Учащиеся сами пробуют рассказать о героях, используя план характеристики, демонстрируют и чтение по ролям, и комментированное чтение. Рассуждая о характерах героев, школьники не делят их на черных и белых, в каждом из них находят они привлекательные черты характера, сильные чувства.

Далее семиклассники устанавливают сходство произведения Лермонтова с произведениями устного народного творчества, с былинами, песнями. Например, сравнивают с народной песней о Степане Разине: Схороните меня, братцы, между трех дорог: Меж Казанской, Астраханской, славной Киевской; В головах моих поставьте животворный крест, Во ногах моих положьте саблю вострую. Буде старый человек пойдет — помолится… Буде млад человек пойдет — в гусли наиграется… Для сравнительного анализа подходит и народная баллада «Смерть Разина»: «Ах вы милые сотоварищи! Похороните меня, добра молодца, Промежду трех дорог — первой Питерской, Другой Владимирской, третьей Киевской... Во правую ручку дайте саблю вострую, Во левую ручку калену стрелу, В головах поставьте чуден-дивен крест, Во ногах поставьте ворона коня». Кто ни йдет, кто ни едет мимо молодца,  Мимо молодца, всяк помолится… Что общего в этих текстах с «Песней про… купца Калашникова»? Проводится и словарная работа (рассмотрение слова, строки). Попробуем сопоставить речь героев «Песни…», объяснив некоторые слова. Кирибеевич: не кори, не обвиняй, не упрекай, раб, недостойный, запотчевать, прогневал, прикажи казнить, тяготит. Степан Парамонович: лиха беда, опозорил, не стерпеть, не вынести, насмерть биться, не сробейте.

Обратим внимание и на такие старинные выражения, слова, которые можно использовать в разговорной речи и сегодня: молвить, затуманиться, пригорюниться, прогневать, тяготиться. Некоторые из подобных слов используются в шутливой речи, другие в обычном разговоре. Учащиеся рассказывают о том, как они понимают тот или иной фрагмент, диалог, какое настроение передается им текстом всей «Песни…» и каждым ее эпизодом, учатся выразительно читать, размышляют над тем, как должно звучать начало, конец, диалоги, описание боя, пира и т. д.

Далее

Назад