Статья 126. Организация получения образования гражданами, проявившими выдающиеся способности. Олимпиады.
1. Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, посредством создания и финансового обеспечения функционирования системы поиска, выявления, поддержки и сопровождения таких граждан в течение всего периода становления личности.
2. Под гражданами, проявившими выдающиеся способности, в целях настоящего Федерального закона признаются обучающиеся, которые продемонстрировали высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в учебной и научноисследовательской деятельности, техническом и художественном творчестве, а также в искусстве и спорте.
3. Гражданам, проявившим выдающие способности и обучающимся в образовательных организациях, предоставляются специальные государственные стипендии, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Специальные стипендии для граждан, проявивших выдающиеся способности в области науки, искусства и спорта, технического и профессионального творчества, также могут быть установлены уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в порядке, установленном этими органами.
4. Для граждан, проявивших выдающиеся способности, могут создаваться общеобразовательные учреждения, реализующие основные общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования на повышенном уровне.
Особенности функционирования и организации образовательного процесса в таких общеобразовательных организациях, включая порядок их комплектования обучающимися, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Порядок комплектования общеобразовательных организаций для граждан, проявивших выдающиеся способности в той или иной сфере, обучающимися и критерии отбора таких граждан разрабатываются учредителями таких общеобразовательных организаций при участии действующих в системе образования государственно-общественных объединений.
5. Образовательные организации создают условия гражданам, проявившим выдающиеся способности, для формирования индивидуального учебного плана, отвечающего интересам и творческим возможностям таких граждан, развивающих их интеллектуальные, творческие и прикладные способности.
Индивидуальные учебные планы граждан, проявивших выдающиеся способности, должны предусматривать реализацию различных видов учебной и внеучебной деятельности, включая возможность освоения интересующих сфере деятельности на профильном уровне, осуществления научно-исследовательских проектов.
Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора общеобразовательной организации.
6. В целях поиска и выявления граждан, проявивших выдающиеся способности, организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и (или) творческие конкурсы (далее - олимпиады), под которыми понимаются соревнования обучающихся, направленные на выявление и развитие у них интеллектуальных и творческих способностей, интереса к научной, творческой деятельности, пропаганду научных знаний и творческих достижений.
Обучающиеся принимают участие в олимпиадах на добровольной основе. Взимание платы за участие в олимпиадах, победителям и призерам которым могут предоставляться преимущества при приеме в образовательные организации высшего образования, не допускается.
Олимпиады могут проводиться органами государственной власти Российской Федерации и (или) субъектов Российской Федерации, аккредитованными образовательными организациями высшего образования, научными организациями и иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования.
Олимпиады проводятся по общеобразовательным предметам и комплексам общеобразовательных предметов, отраслевым научным дисциплинам, междисциплинарным областям научного знания, видам искусства, спорта и другим направлениям.
7. Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников, порядок формирования сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Статья 127. Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях
Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, (далее вместе - иностранные граждане) имеют право на получение образования в Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Иностранные граждане обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного, общего образования, среднего профессионального образования, а также профессионального обучения по программам профессиональной подготовки на общедоступной и бесплатной основе.
Иностранные граждане имеют право на получение высшего образования и дополнительного профессионального образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, в соответствии с международными договорами Российской Федерации за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (в том числе в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты), а также по договорам оказания платных образовательных услуг.
Иностранные граждане, являющиеся соотечественниками за рубежом, имеют право на получение высшего образования и дополнительного профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации.
При установлении Правительством Российской Федерации квоты на прием иностранных граждан на получение среднего профессионального и высшего образования, а также повышение квалификации за счет средств федерального бюджета в обязательном порядке учитываются интересы соотечественников за рубежом.
Обучение иностранных граждан в имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями, а также образовательными стандартами и требованиями, устанавливаемыми университетами, осуществляется на русском языке, если иное не предусмотрено договором оказания образовательных услуг или спецификой осваиваемой образовательной программы.
Иностранные граждане в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты на подготовку иностранных граждан в Российской Федерации пользуются правом на обучение на подготовительных отделениях (факультетах) федеральных государственных профессиональных образовательных учреждений и образовательных учреждений высшего образования по программам подготовки иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке за счет средств федерального бюджета с выплатой указанным гражданам стипендий в течение всего периода обучения вне зависимости от успеваемости.
Порядок и критерии отбора указанных федеральных государственных профессиональных образовательных учреждений и образовательных учреждений высшего образования и предусматриваемый в соответствии с таким порядком их перечень определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Требования к освоению программ подготовки иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке и форма выдаваемого по результатам такой подготовки документа определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере образования
Статья 128. Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы
1. Для граждан, содержащихся в исправительных учреждениях уголовноисполнительной системы, администрацией этих учреждений совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются условия для получения общего образования.
Для несовершеннолетних граждан, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, администрацией мест содержания под стражей совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются условия для получения общего образования посредством самообразования.
Общее образование граждан, осужденных к наказанию в виде ареста, не осуществляется.
2. Граждане, осужденные к лишению свободы, не достигшие возраста 30 лет, получают общее образование в общеобразовательных учреждениях уголовно-исполнительной системы или в соответствующих государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях преимущественно в очно-заочной форме обучения.
Осужденные лица старше 30 лет, а также осужденные лица, являющиеся инвалидами первой или второй степени ограничения способности к трудовой деятельности, получают основное общее или среднее общее образование по их желанию.
Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, к общему образованию в общеобразовательных учреждениях не привлекаются. Им создаются условия для получения общего образования посредством самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.
Обучающиеся осужденные, водворенные в штрафной изолятор, переведенные в помещение камерного типа, единое помещение камерного типа, одиночную камеру в исправительных колониях особого режима, на строгие условия отбывания наказания, осваивают основные образовательные программы общего образования в заочной форме получения образования.
Порядок организации получения общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в учреждениях уголовно-исполнительной системы, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
3. Для осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него, в учреждениях уголовно-исполнительной системы организуется обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированного рабочего.
При отсутствии медицинских противопоказаний осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй степени ограничения способности к трудовой деятельности, осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет могут по их желанию пройти обучение по программам профессиональной подготовки или по программам подготовки квалифицированного рабочего.
Порядок организации профессионального обучения и среднего профессионального образования лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждениях уголовноисполнительной системы, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Статья 129. Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных учреждений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка
1. Подготовка кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка осуществляется в системе непрерывного образования путем реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, а также программ профессионального обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях, а также в организациях, осуществляющих профессиональное обучение (учебных центрах профессиональных квалификаций), находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции:
по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны;
по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции;
по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
по государственному управлению в области обеспечения государственной безопасности Российской Федерации;
по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, а также правоприменительные функции;
по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки (далее вместе - федеральные органы исполнительной власти в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка).
Профессиональные образовательные программы, реализуемые в федеральных государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, направлены на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития личности и подготовки квалифицированных кадров соответствующего уровня в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.
Основные профессиональные образовательные программы, реализуемые в федеральных государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, дополнительно включают квалификационные требования к военно-профессиональной (специальной профессиональной) подготовке выпускников, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся соответствующие образовательные учреждения, и являются основой для оценки качества и уровня подготовки выпускников, освоивших указанные образовательные программы.
Сроки освоения основных профессиональных образовательных программ, реализуемых в федеральных государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, устанавливаются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального или высшего образования с учетом квалификационных требований к военно-профессиональной (специальной профессиональной) подготовке выпускников.
4. К дополнительным профессиональным программам, реализуемым в федеральных государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, устанавливаются федеральные государственные требования к минимуму содержания соответствующие дополнительных профессиональных программ, включающие в себя квалификационные требования к профессиональной переподготовке выпускников. Указанные федеральные государственные требования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся соответствующие образовательные учреждения.
5. Программы профессионального обучения в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка включают в себя требования по освоению знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения должностных (служебных) обязанностей или получения квалификации (разряда, класса, категории) по профессии без изменения образовательного ценза. Примерные программы профессионального обучения в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, в интересах которого осуществляется профессиональное обучение.
6. Реализация профессиональных образовательных программ, предусматривающих в период образовательного процесса в любых его формах доведение до обучающихся сведений, составляющих государственную тайну, и (или) использование в учебных целях секретных образцов вооружения, военной и специальной техники, их комплектующих изделий, специальных материалов и веществ допускается при создании условий и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся соответствующие образовательные учреждения.
7. Федеральные государственные образовательные учреждения, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, путем целенаправленной организации образовательного процесса, выбора методов и средств обучения с соблюдением мер безопасности создают обучающимся условия, необходимые для освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ и программ профессионального обучения.
8. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды федеральных государственных образовательных учреждений высшего образования, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка: военный университет (университет) и военный институт (институт).
Военный университет (университет) - системообразующий образовательно-научный комплекс, который:
реализует основные образовательные программы высшего образования всех уровней по широкому спектру направлений подготовки (специальностей) в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка;
осуществляет профессиональную переподготовку и (или) повышение квалификации военнослужащих (сотрудников), государственных гражданских служащих, гражданского персонала, научно-педагогических и научных кадров;
выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка;
является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.
Военный институт (институт) - образовательная организация высшего образования, основной деятельностью которой является реализация основных образовательных программ бакалавриата (академического и прикладного), программ подготовки специалиста, программ подготовки научно-педагогических кадров, обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также проведение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований в областях своей деятельности.
Военный университет (университет), военный институт (институт) и их филиалы вправе реализовывать основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, а также дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы, программы профессионального обучения при наличии соответствующей лицензии. При реализации указанных образовательных программ, программ профессионального образования военный университет (университет), военный институт (институт) руководствуются нормами законодательства об образовании, устанавливающих требования к реализации указанных образовательных программ и регулирующих деятельность образовательных организаций соответствующих типов и видов с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Управление федеральным государственным образовательным учреждением, находящимся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующее образовательное учреждение, и его уставом.
В федеральных государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, предусматриваются должности постоянного и переменного состава.
К постоянному составу относятся руководящий, научно-педагогический (профессорскопреподавательский состав и научные работники), инженерно-технический и административнохозяйственный состав, руководители (командиры, начальники и их заместители) подразделений слушателей и курсантов, производственный и учебно-вспомогательный персонал, а также военнослужащие (сотрудники) и гражданский персонал воинских частей (подразделений) обеспечения и других структурных подразделений.
К переменному составу относятся докторанты, адъюнкты (аспиранты), слушатели и курсанты.
Слушателями являются офицеры (лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава), обучающиеся в федеральном государственном образовательном учреждении, находящимся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка. В отдельных случаях к категории слушателей по решению федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся соответствующее образовательное учреждение, могут быть отнесены военнослужащие, на имеющие воинских званий офицеров, и сотрудники из числа лиц рядового и младшего начальствующего состава.
Курсантами являются военнослужащие, не имеющие воинских званий офицеров, и сотрудники из числа лиц рядового и младшего начальствующего состава.
Особенности реализации прав в сфере образования обучающихся и работников федеральных государственных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, могут устанавливаться нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся соответствующие образовательные учреждения.
11. Федеральные органы исполнительной власти в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка:
1) устанавливают государственные задания на обучение по профессиональным образовательным программам в федеральных государственных образовательных учреждениях, находящихся в их ведении, объем и структуру подготовки по программам профессионального обучения;
2) устанавливают в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия приема в федеральные государственные образовательные учреждения, находящиеся в их ведении, в том числе перечень дополнительных вступительных испытаний при приеме в указанные образовательные учреждения;
3) устанавливают в соответствии с законодательством Российской Федерации порядок отчисления из федеральных государственных образовательных учреждениях, находящихся в их ведении, порядок восстановления в таком образовательном учреждении, а также порядок перевода лиц переменного состава из одного федерального государственного образовательного учреждения, находящихся в их ведении, в другое;
4) определяют сроки освоения профессиональных образовательных программ, реализуемых в федеральных государственных образовательных учреждений, находящихся в их ведении;
5) определяют перечень информации о деятельности федеральных государственных образовательных учреждений, находящихся в их ведении, подлежащих размещению в открытых информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка или федерального государственного образовательного учреждения, находящегося в его ведении, в сети Интернет, а также порядок ее размещения;
6) устанавливают в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, другие особенности организации и ведения образовательной, методической и научной деятельности в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также деятельности федеральных государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.
Статья 130. Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования
1. Подготовка медицинских и фармацевтических работников осуществляется в рамках реализации следующих профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования:
1) основные образовательные программы среднего профессионального образования;
2) основные образовательные программы высшего образования подготовки специалистов, подготовки научно-педагогических кадров (аспирантура) и специализированные последипломные программы (ординатура);
3) дополнительные профессиональные программы.
2. Обучение по основным профессиональным образовательным программам высшего медицинского образования, за исключением подготовки научно-педагогических кадров, осуществляется в очной или очно-заочной формах обучения. Обучение по основным профессиональным образовательным программам высшего фармацевтического образования, за исключением подготовки научно-педагогических кадров, осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.
3. Получение профессионального медицинского или фармацевтического образования включает в себя обязательную практическую подготовку обучающихся в оказании медицинской помощи гражданам и осуществлении фармацевтической деятельности в соответствии с профессиональными образовательными программами медицинского и фармацевтического образования под контролем педагогических работников образовательных и научных организаций.
Участие обучающихся в оказании медицинской помощи гражданам и осуществлении фармацевтической деятельности осуществляется под контролем сотрудников образовательных и научных организаций, несущих ответственность за практическую подготовку и состоящих в трудовых отношениях с организациями, на базе которых осуществляется практическая подготовка.
Образовательные и научные организации вправе осуществляться образовательную деятельность по реализации профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования при наличии у них договора с лечебно-профилактическими, научными, аптечными организациями, санитарно-профилактическими учреждениями, учреждениями судебно-медицинской экспертизы вне зависимости от их организационноправовой формы и формы собственности, предметом которого является совместная деятельность по практической подготовке медицинских и фармацевтических работников.
Договор о совместной деятельности должен содержать положения, определяющие условия и порядок использования имущества сторон договора, необходимого для организации практической подготовки, допуска обучающихся и педагогических работников образовательных и научных организаций к медицинской и фармацевтической деятельности, в том числе порядок их допуска к оказанию медицинской помощи гражданам, участия работников лечебно-профилактических, научных, аптечных организаций, санитарнопрофилактических учреждений, учреждений судебно-медицинской экспертизы в образовательном процессе.
Порядок организации практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского и фармацевтического образования определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
4. Подготовка по программам ординатуры обеспечивает приобретение специалистом необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать должности медицинских и фармацевтических работников.
Продолжительность обучения в ординатуре может составлять от двух до пяти лет.
Обучение по программам ординатуры осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Учебные планы и программы подготовки ординаторов самостоятельно разрабатываются образовательными и научными организациями в соответствии с федеральными государственными требованиями и включают в себя обязательный перечень практических навыков и умений.
Порядок приема граждан на обучение в ординатуру, а также положение об ординатуре устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Лицу, освоившему в полном объеме программу ординатуры и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается диплом о соответствующей квалификации.
5. К педагогической деятельности по реализации профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования допускаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, работники лечебно-профилактических, научных, фармацевтических, аптечных организаций, санитарно-профилактических учреждений, органов санитарноэпидемиологического надзора, учреждений судебно-медицинской экспертизы, предприятий по производству медицинских препаратов и медицинской техники, имеющие высшее медицинское или высшее фармацевтическое образование, прошедшие подготовку в ординатуре.
Статья 131. Особенности реализации образовательных программ в области искусства
1. Художественное образование и эстетическое воспитание граждан, а также подготовка квалифицированных творческих и педагогических кадров в области искусства осуществляются посредством реализации образовательных программ в области искусства.
Реализация образовательных программ в области искусства направлена на раннее выявление одаренных детей и молодежи, профессиональное становление и развитие обучающихся, основанное на возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физиологических факторах.
2. В области искусства реализуются следующие образовательные программы:
основные образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с основными образовательного программами основного и среднего общего образования, обеспечивающие возможность ранней профессионализации особо одаренных детей (далее - интегрированные образовательные программы в области искусства);
основные образовательные программ среднего профессионального образования (программы подготовки специалистов среднего звена), основные образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата, подготовки специалиста и магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров (аспирантура) и специализированные последипломные программы (ассистентура-стажировка);
дополнительные предпрофессиональные программы в области искусства, направленные на художественно-творческое развитие личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о профессии и их подготовку к поступлению в профильные образовательные организации;
3. Интегрированные образовательные программы в области искусства реализуются в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, реализующих профессиональные образовательные программы в области искусства.
Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусства реализуются в детских школах искусств, а также в профессиональных образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования в области искусства.
Программы ассистентуры-стажировки реализуются в образовательных организациях высшего образования, реализующих основные образовательные программы высшего образования в области искусства.
В наименовании образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы в области искусства, может указываться его специальное название (консерватория, школа-студия, высшее училище, центральная музыкальная школа, средняя специальная музыкальная школа и т.д.).
4. Условиями приема для обучения по образовательным программам в области искусства должны быть гарантированы возможность реализации права на образование и зачисление лиц, наиболее одаренных, имеющих творческие способности, подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и направленности, а по образовательным программам в области хореографического, циркового и эстрадного искусства
- также обладающих физическими данными, необходимыми для освоения соответствующей образовательной программы.
Прием граждан в образовательную организацию на интегрированные программы в области искусства, а также дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусства, осуществляется по заявлениям их родителей (законных представителей) по результатам индивидуального отбора, проводимого в целях выявления граждан, имеющих творческие способности и физические данные, необходимые для освоения соответствующей образовательной программы, проводимым в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
В профессиональную организацию для обучения по интегрированным программам в области искусства среднего профессионального образования в области искусства в случае, если это обусловлено спецификой образовательной программы, могут приниматься граждане на базе начального общего образования.
5. При приеме в образовательную организацию для обучения по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования в области искусства образовательной организацией проводятся вступительные испытания творческой направленности в порядке, определяемом учредителем или высшим органом управления образовательной организации.
При приеме в образовательную организацию для обучения по основным профессиональным образовательным программам высшего образования в области искусства образовательной организацией проводятся дополнительные вступительные испытания творческой направленности, результаты которых учитываются наряду с результатами единого государственного экзамена при проведении конкурса.
Перечень вступительных испытаний творческой направленности при приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам с учетом их уровня устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере культуры.
6. Интегрированные образовательные программы в области искусства, основные образовательные программы среднего профессионального образования в области искусства реализуются в очной форме получения образования. Подготовка в области искусства по сокращенным или ускоренным программам, а также на основе дистанционных образовательных технологий не допускается, за исключением дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств.
7. Обучающиеся по интегрированным образовательным программам в области искусства до получения ими основного общего образования приравниваются по своему правовому положению к обучающимся общеобразовательных организаций, в период получения ими среднего общего и среднего профессионального образования к обучающимся профессиональных образовательных организаций.
8. Ассистентом-стажером признается лицо, имеющее высшее образование по программам подготовки специалиста или магистратуры в области искусства и обучающееся по программам ассистентуры-стажировки. Порядок приема граждан на обучение в ассистентуру-стажировку, а также положение об ассистентуре-стажировки устанавливаются, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
9. Учебная и производственная практика по основным профессиональным образовательным программам в области искусства может проводиться одновременно с теоретическим обучением, если это предусмотрено соответствующей образовательной программой.
10. При реализации интегрированных образовательных программ в области искусства перевод обучающегося на следующий год обучения осуществляется на основании решения образовательной организации о возможности дальнейшего освоения обучающимся образовательной программы с учетом его творческого развития и физических данных. В случае невозможности дальнейшего освоения обучающимся соответствующей образовательной программы в области искусства образовательная организация обеспечивает с согласия родителей (законных представителей) обучающегося его перевод в другую образовательную организацию для продолжения освоения образовательной программы соответствующего уровня.
11. Образовательная организация выдает выпускникам, освоившим дополнительные предпрофессиональные программы в области искусства в полном объеме и прошедшим итоговую аттестацию, свидетельство установленного образца об освоении соответствующих образовательных программ, заверенное печатью образовательной организации. Лицу, не завершившему освоение указанных образовательных программ, не прошедшему итоговую аттестацию или получившему на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка установленного образца об обучении в образовательной организации.
Образовательная организация, имеющая государственную аккредитацию, выдает выпускнику:
освоившему интегрированную образовательную программу в области искусства в полном объеме и прошедшему государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об основном общем и о среднем профессиональном образовании;
освоившему в полном объеме программу ассистентуры-стажировки и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, диплом о соответствующей квалификации.
12. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры:
1) утверждает формы свидетельства об освоении дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства и справки, выдаваемой лицу, не завершившему освоение дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области искусства;
2) обеспечивает разработку примерных основных образовательных программ соответствующего уровня и направленности в области искусства и утверждает их;
3) определяет особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусства;
4) устанавливает в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, другие особенности организации и ведения образовательной и методической деятельности по реализации образовательных программ в области искусства.
Статья 132. Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта
Реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на выявление, отбор и спортивную подготовку наиболее одаренных детей и подростков, имеющих перспективу достижения спортивных результатов международного уровня, в целях пополнения спортивного резерва и подготовки спортсменов высокого класса, а также на подготовку специалистов в области физической культуры и спорта.
В области физической культуры и спорта реализуются следующие образовательные программы: дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта;
основные общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта (далее - интегрированные образовательные программы в дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта);
профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта.
Федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных программ в области физической культуры и спорта устанавливаются в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта.
3. Реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта сопровождается учебно-тренировочным процессом в соответствии с научно разработанной системой многолетней спортивной подготовки, обеспечивающей преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки спортсменов всех возрастных групп.
Организация учебно-тренировочного процесса осуществляется в соответствии с программами спортивной подготовки (учебно-тренировочными программами спортивной подготовки), разрабатываемыми на основании типовых учебно-тренировочных программам по видам спорта, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта
Организация учебно-тренировочного процесса включает в себя проведение учебнотренировочных мероприятий, сборов, спортивных соревнований и других спортивных мероприятий, а также обеспечение спортивной экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием, питанием на учебно-тренировочных мероприятиях и других спортивных соревнованиях, медицинское обслуживание, проезд на учебно-тренировочные мероприятия и другие спортивные соревнования.
4. Условиями приема для обучения по образовательным программам в области физической культуры и спорта должны быть гарантированы возможность реализации права на образование и зачисление лиц, наиболее одаренных в одном или нескольких видах спорта, подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и направленности, а также физические данные, необходимые для освоения соответствующей образовательной программы.
Прием граждан в образовательную организацию для обучения по интегрированным программам в области физической культуры и спорта, а также дополнительным предпрофессиональным образовательным программам в области физической культуры и спорта, осуществляется по заявлениям их родителей (законных представителей) по результатам индивидуального отбора граждан, имеющих физические данные и способности по соответствующему виду спорта, проводимым в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта.
5. Образовательная организация, реализующая интегрированную образовательную программу в области физической культуры и спорта, организует работу с обучающимися в течение календарного года. Начало и окончание учебного года зависит от конкретного вида спорта, Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; периодизации спортивной подготовки и устанавливается для каждого вида спорта такой образовательной организацией. В целях обеспечения непрерывности учебного процесса, спортивной подготовки и активного отдыха обучающихся образовательной организации, реализующей интегрированную образовательную программу в области физической культуры и спорта, в период каникул организуются оздоровительно-спортивные лагеря.
6. При приеме в образовательную организацию для обучения по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования в области физической культуры и спорта образовательной организацией проводятся вступительные испытания спортивной направленности в порядке, определяемом учредителем или высшим органом управления образовательной организации. При приеме в образовательную организацию для обучения по основным профессиональным образовательным программам высшего образования в области физической культуры и спорта образовательной организацией проводятся дополнительные вступительные испытания спортивной направленности, результаты которых учитываются наряду с результатами единого государственного экзамена при проведении конкурса.
7. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, могут устанавливаться в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, другие особенности организации и ведения образовательной, учебнотренировочной и методической деятельности по реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта.
Статья 133. Особенности получения религиозного образования и реализации образовательных программ учреждениями профессионального религиозного образования (духовными образовательными учреждениями), образовательными учреждениями религиозных организаций
1. Образовательные учреждения религиозных организаций, учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) на основании лицензии вправе реализовывать образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Указанные учреждения на основании конфессионального представления соответствующей централизованной религиозной организации могут включать в вариативную часть таких образовательных программ конфессионально ориентированные учебные курсы, предметы, дисциплины, модули (религиозный компонент).
2. Образовательные учреждения религиозных организаций, учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения), реализующие образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, вправе устанавливать дополнительные к предусмотренным настоящим Федеральным законом условия приема на обучение, права и обязанности обучающихся, основания для их отчисления, вытекающие из внутренних установлений централизованных религиозных организаций, в ведении которых эти учреждения находятся.
3. Образовательные учреждения религиозных организаций, учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) могут проходить государственную аккредитацию по реализуемым ими в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами образовательным программам.
4. Лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация образовательных учреждений религиозных организаций, реализующих образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 73 и 74 настоящего Федерального закона.
5. Лицензирование образовательной деятельности учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений), а также государственная аккредитация образовательных программ, реализуемых такими образовательными учреждениями в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, осуществляются по представлениям соответствующих религиозных организаций (в случае, если такие религиозные организации входят в структуры централизованных религиозных организаций, - по представлениям соответствующих централизованных религиозных организаций) в порядке, предусмотренном соответственно статьями 73 и 74 настоящего Федерального закона с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
6. Особенности применения лицензионных требований и условий к учреждениям профессионального религиозного образования (духовным образовательным учреждениям) в части подтверждения законных оснований пользования помещениями, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также образовательного ценза педагогов устанавливаются положением, предусмотренным частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона.
7. Свидетельство о государственной аккредитации, выданное учреждению профессионального религиозного образования (духовному образовательному учреждению), дает ему право на выдачу выпускникам, успешно завершившим обучение по аккредитованным образовательным программам, документов государственного образца о соответствующем уровне образования, заверяемых печатью такого образовательного учреждения, не содержащей изображения Государственного герба Российской Федерации.
Назад