на главную контакты карта сайта

Примерные программы начального общего образования. Испанский язык 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Примерная программа по испанскому языку создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Примерная программа дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет предметное содержание речи, на котором целесообразно проводить обучение. Она служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ, но не рекомендуется в качестве рабочей, поскольку не содержит распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным рас- пределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Общая характеристика учебного предмета

Изучение иностранного языка в общеобразовательных учреждениях страны начинается со II-го класса. Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к овладению языками, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп. В свою очередь, изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативных способностей младших школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке; развитию их познавательных способностей; формированию общеучебных умений учащихся. Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать ино- язычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, эстетическую и т.п.) и дает возможность осуществлять разнообразные межпредметные связи. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Испанский язык как учебный предмет характеризуется:

- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);

- многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой – умениями в четырех видах речевой деятельности);

- многофункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения знаний в самых различных областях знания).

Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитар- ного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.

Изучение испанского языка расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.

Основные содержательные линии В примерной программе представлены три содержательные линии: коммуникативные умения, языковые знания и навыки оперирования ими, социокультурные знания и умения. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения иностранным языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма.

Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными знаниями. Все три указанные основные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Испанский язык».

Цели обучения В результате обучения испанскому языку реализуются сле- дующие цели:

• формирование умений общаться на испанском языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;

• развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению языком;

• обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования испанского языка как средства общения;

• освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на испанского языке;

• приобщение детей к новому социальному опыту с использованием испанского языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с детским фольклором и доступными образцами художественной литературы на испанском языке; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;

• формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений. 

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план предусматривает обязательное изучение иностранного языка со II по IV класс при 2-х часах в неделю. Общее число часов – 204. Из них выделяется 10% резервного времени, которое разработчики авторских программ могут ис- пользовать по собственному усмотрению.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На данной ступени обучения предусматривается развитие общеучебных умений, навыков и способов деятельности. Среди них: умение соотнести графический образ слова с его звуковым образом, опираться на языковую догадку в процессе чтения; наблюдение, сравнение и элементарный анализ языковых явлений – звуков, букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний и предложений. У школьников формируется умение действовать по образцу и по аналогии при составлении собственных высказываний в пределах обозначенной тематики; умение списывать слова, предложения, текст на иностранном языке, а также выписывать из него и (или) вставлять в не- го или изменять в нем слова в соответствии с решаемой учебной задачей, например, с целью формирования орфографических, лексиче- ских или грамматических навыков; умение пользоваться двуязыч- ными словарями учебника.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три ком- понента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умения- ми и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (204 час)

Предметное содержание речи

 Знакомство. Моя семья и я (члены семьи, их возраст, внешность, их профессии). Любимое домашнее животное. Мой дом/квар- тира/комната. Праздники: день рождения, Новый год. Игрушки, одежда. Мои друзья (имя, возраст, внешность, характер, увлечения, семья) –70 час. Времена года, погода. Любимое время года. Мои увлечения. Выходной день (в зоопарке, цирке), каникулы – 35 час. Моя школа/ классная комната. Школьные принадлежности, учебные предметы – 20 час. Страна/страны изучаемого языка и родная страна (общие сведения: название, столица, крупные города), литературные персо- нажи популярных детских книг, небольшие простые произведения детского фольклора (стихи, песни, сказки) – 60 час.

Речевые умения

Говорение. Участие в диалоге в ситуациях повседневного общения, а также в связи с прочитанным или прослушанным произ- ведением детского фольклора: диалог этикетного характера- уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, предста- виться, попрощаться, поздравить и поблагодарить за поздравление, извиниться ; диалог-расспрос уметь задавать вопросы: кто? что? когда? где? куда?; диалог-побуждение к действию- уметь обратиться с просьбой и выразить готовность или отказ ее выполнить, исполь- зуя побудительные предложения. Объем диалогического высказывания - 2-3 реплики с каждой стороны. Соблюдение элементарных норм речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка. Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки; описание персонажей прочитанной сказки с опорой на картинку. Объем монологического высказывания – 5-6 фраз. 

Распределение часов по темам условно и связано с концентрическим изучением тематики во II-IV классах. 

Все речевые умения развиваются во взаимосвязи, но их удельный вес в учебно- воспитательном процессе различен: устная речь (говорение и аудирование) – 50%, чтение – 35%, письмо – 15% учебного времени. 

Слушание (аудирование). Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического общения на уроке; небольших простых сообщений; основного содержания несложных сказок, рассказов (с опорой на иллюстрацию, языковую догадку). Время звучания текста для аудирования – до 1 минуты.

Чтение. Чтение вслух небольших текстов, построенных на изученном языковом материале; соблюдение правильного ударения в словах, фразах, интонации в целом. Чтение про себя и понимание текстов, содержащих только изученный материал, а также несложных текстов, содержащих отдельные новые слова; нахождение в тексте необходимой информации (имени главного героя, места, где происходит действие). Использование двуязычного словаря учебника. Объем текстов – примерно 100 слов (без учета артиклей).

Письмо и письменная речь. Списывание текста; вписывание в текст и выписывание из него слов, словосочетаний. Написание с опорой на образец поздравления, короткого личного письма. Языковые знания и навыки (практическое усвоение) Графика и орфография. Все буквы испанского алфавита; графическое ударение (acento grбfico); графическое оформление вопросительного и восклицательного предложений; буквосочетания; звукобуквенные соответствия.

Основные правила чтения и орфографии; написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.

Фонетическая сторона речи. Адекватное произношение и различение на слух всех звуков испанского языка; соблюдение норм произношения согласных (отсутствие их смягчения, редукция, оз- вончение и т.д.) и гласных звуков (отсутствие редукции). Правильное ударение в изолированном слове, ритмической группе, фразе; членение предложений на смысловые ритмические группы; фонетическое сцепление (ligaciуn) и связывание (encadenamiento) слов внутри ритмических групп. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопро- сительного (общий и специальный вопрос) предложений, предложе- ний с однородными членами.

Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объеме не менее 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения; простейшие устойчивые слово- сочетания, оценочная лексика и реплики- клише как элементы рече- вого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка. Начальное представление о способах словообразования: аффиксация (например, существительные с суффиксами -ciуn, -dad, -dor). Интернациональные слова, например, cafe.

Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, побудительное, вопроси- тельное. Общий и специальный вопрос: вопросительные слова quй, quiйn, cuбndo, dуnde, por quй, cуmo; порядок слов в повествовательном предложении. Утвердительные и отрицательные предложения; отрицательная частица no.

Простое предложение: предложения с простым глагольным (Josй vive en Madrid.), составным именным (Mi casa es bonita.) и со- ставным глагольным (Sabemos bailar.) сказуемым; безличные пред- ложения (Hace sol); конструкция с «hay»; нераспространенные и распространенные предложения.

Сложносочиненные предложения с союзом y. Грамматические формы изъявительного наклонения (Modo indicativo): presente; futuro simple; особенности спряжения в presente глаголов индивидуального спряжения и наиболее частотных откло- няющихся глаголов; спряжение в futuro simple наиболее частотных глаголов индивидуального спряжения; формы pretйrito simple наи- более распространенных регулярных глаголов; неопределенная форма глаголов; повелительное наклонение регулярных глаголов в утвердительной и отрицательной форме (Modo imperativo). Существительные мужского и женского рода, единственного и множественного числа с определенным / неопределенным артиклем, слитные формы предлог+артикль; прилагательные мужского и женского рода единственного и множественного числа, согласование прилагательных с существительными; особенности употребления личных местоимений в функции подлежащего и дополнения; указательные прилагательные, усеченные притяжательные прилагатель- ные; количественные числительные (до 100); порядковые числительные (до 10); наиболее употребительные предлоги (a, de, en, con, por, entre, desde, hasta); предлог «а» перед прямым дополнением - одушевленным предметом.

 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения испанского языка ученик должен знать/понимать

• алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки изучаемого языка;

• основные правила чтения и орфографии изучаемого языка;

• особенности интонации основных типов предложений;

• название страны/стран изучаемого языка, их столиц;

• имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений страны/стран изучаемого языка;

• наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме); уметь

• понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное со- держание облегченных текстов на испанском языке с опорой на зрительную наглядность;

• участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);

• расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто? что? где? когда?) и отвечать на вопросы собеседника;

• кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;

• составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, о школе) по образцу;

• читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

• читать про себя, понимать основное содержание небольших текстов (не более 0,5 с.), доступных по содержанию и языковому материалу, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;

• списывать текст на испанском языке, выписывать из него и (или) вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей;

• писать краткое поздравление (с днем рождения, с Новым годом) с опорой на образец;  использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• устного общения с носителями испанского языка в доступных младшим школьникам пределах; развития дружелюбного отношения к представителям других стран;

• преодоления психологических барьеров в использовании испанского языка как средства общения;

• ознакомления с детским зарубежным фольклором и доступными образцами художественной литературы на испанском языке;

• более глубокого осознания некоторых особенностей родного языка.

Назад