ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Примерная программа по испанскому языку создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Примерная программа дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет предметное содержание речи, на котором целесообразно проводить обучение. Она служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ, но не рекомендуется в качестве рабочей, поскольку не содержит распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам.
Структура документа
Примерная программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным рас- пределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение иностранного языка в общеобразовательных учреждениях страны начинается со II-го класса. Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к овладению языками, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп. В свою очередь, изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативных способностей младших школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке; развитию их познавательных способностей; формированию общеучебных умений учащихся. Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать ино- язычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, эстетическую и т.п.) и дает возможность осуществлять разнообразные межпредметные связи. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Испанский язык как учебный предмет характеризуется:
- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
- многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой – умениями в четырех видах речевой деятельности);
- многофункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения знаний в самых различных областях знания).
Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитар- ного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
Изучение испанского языка расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.
Основные содержательные линии В примерной программе представлены три содержательные линии: коммуникативные умения, языковые знания и навыки оперирования ими, социокультурные знания и умения. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения иностранным языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма.
Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными знаниями. Все три указанные основные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Испанский язык».
Цели обучения В результате обучения испанскому языку реализуются сле- дующие цели:
• формирование умений общаться на испанском языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
• развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению языком;
• обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования испанского языка как средства общения;
• освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на испанского языке;
• приобщение детей к новому социальному опыту с использованием испанского языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с детским фольклором и доступными образцами художественной литературы на испанском языке; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
• формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план предусматривает обязательное изучение иностранного языка со II по IV класс при 2-х часах в неделю. Общее число часов – 204. Из них выделяется 10% резервного времени, которое разработчики авторских программ могут ис- пользовать по собственному усмотрению.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На данной ступени обучения предусматривается развитие общеучебных умений, навыков и способов деятельности. Среди них: умение соотнести графический образ слова с его звуковым образом, опираться на языковую догадку в процессе чтения; наблюдение, сравнение и элементарный анализ языковых явлений – звуков, букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний и предложений. У школьников формируется умение действовать по образцу и по аналогии при составлении собственных высказываний в пределах обозначенной тематики; умение списывать слова, предложения, текст на иностранном языке, а также выписывать из него и (или) вставлять в не- го или изменять в нем слова в соответствии с решаемой учебной задачей, например, с целью формирования орфографических, лексиче- ских или грамматических навыков; умение пользоваться двуязыч- ными словарями учебника.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три ком- понента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умения- ми и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (204 час)
Предметное содержание речи
Знакомство. Моя семья и я (члены семьи, их возраст, внешность, их профессии). Любимое домашнее животное. Мой дом/квар- тира/комната. Праздники: день рождения, Новый год. Игрушки, одежда. Мои друзья (имя, возраст, внешность, характер, увлечения, семья) –70 час. Времена года, погода. Любимое время года. Мои увлечения. Выходной день (в зоопарке, цирке), каникулы – 35 час. Моя школа/ классная комната. Школьные принадлежности, учебные предметы – 20 час. Страна/страны изучаемого языка и родная страна (общие сведения: название, столица, крупные города), литературные персо- нажи популярных детских книг, небольшие простые произведения детского фольклора (стихи, песни, сказки) – 60 час.
Речевые умения
Говорение. Участие в диалоге в ситуациях повседневного общения, а также в связи с прочитанным или прослушанным произ- ведением детского фольклора: диалог этикетного характера- уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, предста- виться, попрощаться, поздравить и поблагодарить за поздравление, извиниться ; диалог-расспрос уметь задавать вопросы: кто? что? когда? где? куда?; диалог-побуждение к действию- уметь обратиться с просьбой и выразить готовность или отказ ее выполнить, исполь- зуя побудительные предложения. Объем диалогического высказывания - 2-3 реплики с каждой стороны. Соблюдение элементарных норм речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка. Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки; описание персонажей прочитанной сказки с опорой на картинку. Объем монологического высказывания – 5-6 фраз.
Распределение часов по темам условно и связано с концентрическим изучением тематики во II-IV классах.
Все речевые умения развиваются во взаимосвязи, но их удельный вес в учебно- воспитательном процессе различен: устная речь (говорение и аудирование) – 50%, чтение – 35%, письмо – 15% учебного времени.
Слушание (аудирование). Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического общения на уроке; небольших простых сообщений; основного содержания несложных сказок, рассказов (с опорой на иллюстрацию, языковую догадку). Время звучания текста для аудирования – до 1 минуты.
Чтение. Чтение вслух небольших текстов, построенных на изученном языковом материале; соблюдение правильного ударения в словах, фразах, интонации в целом. Чтение про себя и понимание текстов, содержащих только изученный материал, а также несложных текстов, содержащих отдельные новые слова; нахождение в тексте необходимой информации (имени главного героя, места, где происходит действие). Использование двуязычного словаря учебника. Объем текстов – примерно 100 слов (без учета артиклей).
Письмо и письменная речь. Списывание текста; вписывание в текст и выписывание из него слов, словосочетаний. Написание с опорой на образец поздравления, короткого личного письма. Языковые знания и навыки (практическое усвоение) Графика и орфография. Все буквы испанского алфавита; графическое ударение (acento grбfico); графическое оформление вопросительного и восклицательного предложений; буквосочетания; звукобуквенные соответствия.
Основные правила чтения и орфографии; написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.
Фонетическая сторона речи. Адекватное произношение и различение на слух всех звуков испанского языка; соблюдение норм произношения согласных (отсутствие их смягчения, редукция, оз- вончение и т.д.) и гласных звуков (отсутствие редукции). Правильное ударение в изолированном слове, ритмической группе, фразе; членение предложений на смысловые ритмические группы; фонетическое сцепление (ligaciуn) и связывание (encadenamiento) слов внутри ритмических групп. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопро- сительного (общий и специальный вопрос) предложений, предложе- ний с однородными членами.
Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объеме не менее 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения; простейшие устойчивые слово- сочетания, оценочная лексика и реплики- клише как элементы рече- вого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка. Начальное представление о способах словообразования: аффиксация (например, существительные с суффиксами -ciуn, -dad, -dor). Интернациональные слова, например, cafe.
Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, побудительное, вопроси- тельное. Общий и специальный вопрос: вопросительные слова quй, quiйn, cuбndo, dуnde, por quй, cуmo; порядок слов в повествовательном предложении. Утвердительные и отрицательные предложения; отрицательная частица no.
Простое предложение: предложения с простым глагольным (Josй vive en Madrid.), составным именным (Mi casa es bonita.) и со- ставным глагольным (Sabemos bailar.) сказуемым; безличные пред- ложения (Hace sol); конструкция с «hay»; нераспространенные и распространенные предложения.
Сложносочиненные предложения с союзом y. Грамматические формы изъявительного наклонения (Modo indicativo): presente; futuro simple; особенности спряжения в presente глаголов индивидуального спряжения и наиболее частотных откло- няющихся глаголов; спряжение в futuro simple наиболее частотных глаголов индивидуального спряжения; формы pretйrito simple наи- более распространенных регулярных глаголов; неопределенная форма глаголов; повелительное наклонение регулярных глаголов в утвердительной и отрицательной форме (Modo imperativo). Существительные мужского и женского рода, единственного и множественного числа с определенным / неопределенным артиклем, слитные формы предлог+артикль; прилагательные мужского и женского рода единственного и множественного числа, согласование прилагательных с существительными; особенности употребления личных местоимений в функции подлежащего и дополнения; указательные прилагательные, усеченные притяжательные прилагатель- ные; количественные числительные (до 100); порядковые числительные (до 10); наиболее употребительные предлоги (a, de, en, con, por, entre, desde, hasta); предлог «а» перед прямым дополнением - одушевленным предметом.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
В результате изучения испанского языка ученик должен знать/понимать
• алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки изучаемого языка;
• основные правила чтения и орфографии изучаемого языка;
• особенности интонации основных типов предложений;
• название страны/стран изучаемого языка, их столиц;
• имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений страны/стран изучаемого языка;
• наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме); уметь
• понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное со- держание облегченных текстов на испанском языке с опорой на зрительную наглядность;
• участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);
• расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто? что? где? когда?) и отвечать на вопросы собеседника;
• кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;
• составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, о школе) по образцу;
• читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
• читать про себя, понимать основное содержание небольших текстов (не более 0,5 с.), доступных по содержанию и языковому материалу, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;
• списывать текст на испанском языке, выписывать из него и (или) вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей;
• писать краткое поздравление (с днем рождения, с Новым годом) с опорой на образец; использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• устного общения с носителями испанского языка в доступных младшим школьникам пределах; развития дружелюбного отношения к представителям других стран;
• преодоления психологических барьеров в использовании испанского языка как средства общения;
• ознакомления с детским зарубежным фольклором и доступными образцами художественной литературы на испанском языке;
• более глубокого осознания некоторых особенностей родного языка.
Назад