на главную контакты карта сайта

Примерные программы начального общего образования. Литературное чтение в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Примерная программа по литературному чтению в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения соз- дана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкре- тизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Примерная программа дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса и служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ, но не рекомендуется в качестве рабочей, по- скольку не содержит распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение в начальной школе является органическим звеном единой и непрерывной системы литературного образо- вания школьников. Особенность обучения литературному чтению заключается в том, что младшие школьники, социальный опыт ко- торых ограничен, осваивают художественную литературу как искусство слова. На начальном этапе у детей формируется навык чтения, являющийся важным условием успешного обучения и развития учащихся. В связи с этим различается несколько направлений в подготовке ребенка-читателя: становление и совершенствование навыка чтения художественного текста на русском языке; практических умений, связанных с освоением содержания произведения; знакомство с кругом чтения, элементарными литературоведческими понятиями; формирование представлений об окружающем мире, нравственных и эстетических ценностях.

Имея много общего с русской школой в реализации единых образовательных и воспитательных задач, уроки литературного чтения в школах с родным (нерусским) языком обучения обладают своими специфическими особенностями, заключающимися в том, что языковая направленность занятий имеет место на каждом уроке чтения, независимо от жанра произведения и его содержания: всякий текст используется для разговорной практики учащихся (раздел программы «Виды речевой деятельности»). Кроме того, при отборе содержания по литературному чтению на русском языке учитывается своеобразие национальной культуры и других особенностей жизни учащихся, влияющих на восприятие ими текста на неродном языке.

В ходе обучения реализуются межпредметные связи с содержанием курсов русского языка, родного языка и чтения, окружающего мира, искусства и труда (что нашло отражение в тексте данного документа).

Основные содержательные линии

Образовательные задачи литературного чтения могут быть решены на материале самых различных по содержанию текстов. Содержание обучения включает две содержательные линии, которые представлены во всех классах начальной школы (с учетом специфики обучения на каждом этапе):

1) Читательский кругозор и опыт читательской деятельности.

2) Виды речевой деятельности.

Первый раздел определяет круг чтения, предполагающий жанровое разнообразие, основные темы детского чтения, первоначальные сведения по теории литературы, литературоведению. Круг чтения включает произведения русского, зарубежного фольклора, а также фольклора народов России; произведения русской, зарубежной литературы и литературы народов России, составляющие золотой фонд детской литературы. Текстовый материал разнообразен по тематике, жанровой принадлежности, нравственному пафосу. В разделе «Виды речевой деятельности» раскрывается основное содержание обучения различным видам речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), определены те речевые умения и навыки, которые обеспечивают уровень первоначального литературного образования. Комплексный подход к овладению видами речевой деятельности предполагает учет как общих, так и специфических особенностей, характерных для каждого из них.

Цели обучения

Изучение литературного чтения в начальной школе с родным (нерусским) языком обучения направлено на достижение следую- щих целей:

 • развитие эстетической восприимчивости к русскому художе- ственному слову, опыта читательской деятельности на русском языке; формирование всех видов речевой деятельности на русском языке, умения вести диалог, выразительно читать и рассказывать;

• овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения на неродном (русском) языке; элементарными практическими умениями работы с художественным текстом на русском языке;

• воспитание уважения к русской культуре и культуре других народов России, интереса к чтению на русском языке, расширение нравственно-эстетического опыта учащихся.

Место предмета в базисном учебном плане

На литературное чтение отводится по 2 часа в неделю с I по IV класс. Общее число часов – 270. Из них выделяется резерв времени (10%), который разработчики авторских программ могут использо- вать по собственному усмотрению. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диало- гическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различ- ные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др. Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три ком- понента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умения- ми и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать 35 приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (270 час)

Читательский кругозор и опыт читательской деятельности

Круг чтения, основные темы детского чтения. Произведения устного народного творчества: малые фольклорные формы, сказки о добре и зле, смелости и трусости, трудолюбии и лени и др. (по вы- бору). Межпредметные связи с уроками родного языка и окружающего мира.

Художественные, научно-популярные произведения о взаимо- отношениях человека с окружающим миром, о любви к Родине и родной земле, о служении Отечеству, о бережном отношении к при- роде, ко всему живому (на примерах творчества писателей- классиков В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И. Тютчева, С.А.Есенина; творчества писателей народов России – по выбору); о детях, о школьных делах, о взаимоотношениях взрослых и детей, о приключениях (на примерах творчества Н.А.Некрасова, А.П.Чехова; произведений советского периода – по выбору); о хороших и плохих поступках (на примере творчества И.А.Крылова, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого; произведений художественной литературы советского периода – по выбору); о животных, о дружбе людей и животных (на примерах творчества К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого; произведений художественной литературы советского периода – по выбору). Произведения зарубежной литературы по аналогичной тематике (на примерах творчества Г.-Х.Андерсена, братьев Гримм, Р.Киплинга, А.Линдгрен и др.– по выбору).

Научно-популярные произведения о природе, путешествиях, народном творчестве, искусстве (на примере произведений художественной литературы советского периода – по выбору). Межпредметные связи с предметами «Окружающий мир» и «Искусство».

Первоначальное литературное образование.

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, собы- тия, их последовательность. Характеристика героя произведения: внешнего облика, поступков, черт характера, внутреннего мира, переживаний. Сравнение героев произведений русской и родной литературы: характеров, поступков, мотивов поведения, чувств и мыслей (межпредметные связи с уроками родного языка и чтения).

Использование в речи изобразительно-выразительных средств языка при описании событий, природы, героев. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании смысла произведения или его части (меж- предметные связи с учебным курсом «Искусство»).

Жанровое разнообразие. Определение жанра конкретного произведения (сказка, рассказ, стихотворение, басня). Малые фольклорные жанры (пословицы, поговорки, загадки, песенки, считалки, скороговорки) и народные сказки (волшебные, о животных, быто- вые). Традиционные элементы сказки, сопоставление русских на- родных сказок и сказок родного фольклора (межпредметные связи с уроками родного языка и чтения). Литературные сказки, близость литературной сказки к народному творчеству (на примере сказок В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович», А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» и др.). Рассказы, их отличие от сказок. Стихотворения (рифма, ритмомелодика, интонация). Басни, их особенности (мораль, иносказа- ния).

Виды речевой деятельности

Слушание (аудирование) (30-25 час)

 Восприятие на слух художественных произведений разных жанров. Понимание основного содержания услышанного произведения, выделение наиболее важных фактов (событий), последова- тельность развития действия; главная мысль произведения; установ- ление логических связей в прослушанном произведении.

1 Целесообразно, чтобы литературный материал был представлен по этапам обуче- ния следующим образом: I-II классы – малые фольклорные формы, сказки; отечест- венная литература (сказки, стихотворения, рассказы); III-IV классы – сказки; отечественная и зарубежная литература ХIХ-ХХ веков (литературная сказка, рассказы, стихотворения); справочная книга.

2 Все виды речевой деятельности развиваются во взаимосвязи, но их удельный вес в учебно-воспитательном процессе различен (см.число часов). Эмоцио- нальный отклик на него.

Чтение (95-100 час)

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Осмысление цели чтения. Способ чтения: чтение целыми сло- вами. Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увели- чение скорости чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Говорение (95-100 час)

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражениие личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргумен- тация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. Умение задавать вопросы, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Деление текста на части, составление плана. Пересказ текста: краткий, полный, выборочный. Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное изложение текста по плану; устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Сравнение героев произведений русской и родной литературы (портрет, поступки). Декламация стихотворных произведений (чтение наизусть).

Письмо (20-15 час)

Небольшие письменные высказывания по литературному произведению (по заданным вопросам).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения литературного чтения ученик должен знать/понимать

• изученные литературные произведения и их авторов;

• жанры детской художественной литературы (приводить при- меры сказок, стихотворений, басен, рассказов); уметь

• читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка;

• читать выразительно художественный текст (заранее подготовленный);

 • приводить примеры фольклорных произведений (пословиц, загадок, сказок)

• определять тему и главную мысль произведения;

• пересказывать текст (объем – до 1с.);

• делить текст на смысловые части, составлять его простой план; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• самостоятельного чтения книг на русском языке;

• расширения словарного запаса, самостоятельного поиска зна- чения неизвестных русских слов в словаре.

Назад