на главную контакты карта сайта

Поурочные разработки к курсу "Новейшая история зарубежных стран". 11 класс 

УРОК 29. Национально-освободительные движения в колониальных и зависимых странах

Форма урока — лабораторно-практическая работа. Задача урока: на основании информации учебника, политической карты, статистического материала определить особенности и значение ликвидации колониальной системы.

З а д а н и е 1. Соотнесите понятие и его определение: Понятие Определение 1 Апартеид 1 Освобождение от колониального гнета 2 Метрополия 2 Год освобождения от колониального гнета 17 государств, 1960 3 Некапиталистический путь 3 Сохранение экономической зависимости государства, несмотря развития на провозглашение его суверенитета 4 Косвенная зависимость 4 Страна или территория, находящаяся под властью иностранного государства, лишенная суверенитета 5 Деколонизация 5 Расовая сегрегация, политика, направленная на разделение народов по расовому признаку 6 Год Африки 6 Ориентация независимого государства на построение социализма и использование помощи со стороны социалистического лагеря 7 Колония 7 Государство, владеющее колонией

З а д а н и е 2. В приведенном документе пропущен термин, характеризующий политику правящих кругов. Прочитайте источник, вставьте необходимый термин. Когда этой политике был положен конец? Из программы Южноафриканской коммунистической партии «Путь к свободе Южной Африки» (1962 г.) Наша родина, Южная Африка, известна всему миру как страна, где существует система господства белых расистов, представляющая собой особую разновидность колониализма, доведенного до крайности в результате политики... проводимой националистической партией.

Одиннадцать миллионов африканцев, составляющих две трети населения страны, страдают от жестокого национального гнета. Они согнаны с земли их предков. Лишь 13% земельного фонда отведено для поселения африканцев. Для этих так называемых резерваций характерна чрезвычайная перенаселенность и истощение почвы. Голод, сложная система законов о пропусках и особые налоги вынуждают африканцев идти на работу в шахты, на заводы и фермы, где за гроши они подвергаются нещадной эксплуатации.

К африканским языкам относятся с презрением, для их развития ничего не делается. Прогресс национальной культуры африканцев невозможен: африканцы с детства обречены на невежество, на положение «дровосеков и водоносов», в лучшем случае могут получить лишь начальное образование. Положение других групп небелого населения (полтора миллиона цветных и полмиллиона южноафриканских индийцев) не лучше; преимущества, которыми они когда-то пользовались по сравнению с африканцами, постепенно исчезают. Они лишены избирательного права и участия в законодательстве. ...означает высшую степень национального гнета для всех людей с небелым цветом кожи.

З а д а н и е 3. Какие факторы способствовали активизации антиколониальной борьбы после окончания Второй мировой войны?

З а д а н и е 4. На основании карты и информации учебника заполните таблицу: Этапы Государство Чьей колонией являлось Формы деколонизации Вторая половина 40-х гг. 50-е гг. 1960 г. 1961—1969 гг. 70-е гг.

Сделайте выводы:
1. О времени вовлечения различных регионов в борьбу за независимость (Юго- Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Западная Азия, Северная Африка, Центральная Африка, Южная Африка).
2. О преобладании тех или иных форм деколонизации на разных этапах и в различных регионах Азии и Африки.
3. Постарайтесь объяснить, почему на разных этапах борьбы за национальную независимость преобладают различные формы деколонизации.

З а д а н и е 5. Соотнесите имя политического деятеля и факты его биографии. (Политические деятели: а) Мохандас Ганди; б) Джомо Кениата; в) Патрис Лумумба; г) Кваме Нкрума; д) Хо Ши Мин; е) Мао Цзэдун):

1. В 1921 г. был одним из создателей партии, лидером которой станет через десятилетие. Руководитель правящей партии и государства после окончания гражданской войны в своей стране. Считал, что необходимо бороться против «советского гегемонизма» и «американского империализма».

2. Один из руководителей движения против колониализма в Африке. После освобождения своей страны от национального гнета был премьер-министром, сторонником социалистической ориентации. Свергнут и убит в результате государственного переворота.

3. Лидер национально-освободительного движения, один из руководителей старейшей в стране политической партии. Основоположник идеологии ненасильственного сопротивления колонизаторам. После провозглашения независимости и раздела государства по религиозному принципу был убит членом националистической организации.

4. Деятель африканского национально-освободительного движения. Возглавил национальную партию, борющуюся за независимость. После начала партизанского движения против английских колонизаторов был арестован, приговорен к семи годам каторжных работ. После освобождения продолжил работу за равноправие африканцев в своей стране, за провозглашение независимости. В 1963 г. возглавил первое африканское правительство своей страны.

5. Родился в Африке, но высшее образование и степень доктора экономики и философии получил в США. Стал лидером национальной партии своей страны, находившейся под колониальным гнетом Великобритании. Считал, что в борьбе за независимость должен участвовать весь народ, тогда можно завоевать победу, не прибегая к оружию. После провозглашения независимости в 1957 г. стремился к построению «африканского социализма». Был свергнут в ходе государственного переворота 1966 г., до конца жизни жил в Гвинее.

6. Вступил в ряды Коммунистической партии Франции в 1920 г., один из руководителей коммунистического движения в своей стране. Участник антияпонской борьбы в годы Второй мировой войны. Лидер Национального комитета освобождения государства, созданного в 1945 г. Участник борьбы за независимость государства в 1946— 1954 гг. В его честь был назван главный город южной части страны.

З а д а н и е 6. Каково значение ликвидации колониальной системы? Какие принципы взаимоотношений между государствами провозглашает Декларация Генеральной Ассамблеи ООН от 14 ноября 1960 г.?

Домашнее задание. § 29. 

 УРОК 30. Достижения и проблемы развивающихся стран

План изучения новой темы
1. Типология развивающихся стран.
2. Проблемы развития стран «третьего» мира.
3. Этапы преодоления отсталости и отставания в государствах «третьего» мира.

Изучение этого вопроса (пункт 1 плана) проводим, используя карту и учебник. Предлагаем классу составить таблицу «Развивающиеся страны» и показать называемые в таблице страны на карте: Новые индустриальные Нефтедобывающие Государства- Беднейшие страны страны гиганты страны

Далее просим ответить на вопрос: «Для каких групп государств в конце XX в. в полном объеме будут справедливы слова учебника: «Общими моментами для азиатских, африканских и латиноамериканских стран... стали завершенность индустриализации, отсталость сельского хозяйства, неразвитость транспорта и связи, практическое отсутствие современных систем образования и здравоохранения, невысокий уровень жизни населения, племенная рознь, господство традиционных... обрядов и культов»?» — и обсуждаем достижения и проблемы новых индустриальных стран, нефтедобывающих стран и государств-гигантов. Развитие стран первой группы синхронизировалось с новейшими требованиями постиндустриального Запада. Основой для создания современных отраслей стали новейшие западные технологии и дешевая и исключительно прилежная рабочая сила, особенно в восточно-азиатских «драконах».

Экономика этих стран ориентирована на экспорт. Нефтедобывающие страны — самые богатые государства в «третьем» мире. Высокие цены на нефть, сравнительно немногочисленное население позволяют достичь довольно высоких показателей доходов на душу населения. Для экономики развитых стран характерно использование труда иностранных рабочих-иммигрантов. В конце XX в. появились новые «центры притяжения» иностранных рабочих. Это страны Ближнего и Среднего Востока (Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Ливия, Ирак, ОАЭ и т. д.), некоторые латиноамериканские государства (Аргентина, Венесуэла, Бразилия), страны Юго-Восточной Азии (Сингапур, Гонконг), Южно-Африканская республика. Особенно бурно росла иммиграция в страны Ближнего Востока, где в среднем иммигранты составляют 65% населения. Как вы объясните это явление?

 К каким последствиям оно приводит? Страны-гиганты обладают огромным потенциалом (природные и людскиe ресурсы), некоторые из них занимают верхние строчки в статистическиx таблицах, показывающих масштабы экономики, общий объем производства. Но для этих стран характерна проблема бедности, низкие показатели производства и потребления на душу населения. Часть упомянутых в учебнике стран включена в таблицу, показывающую общий уровень экономического развития:

Место государства в мире по следующим показателям (середина 90-х гг., %) 118 валовому уровню промышленному объему ВВП на душу внутреннему производительности производству населения продукту труда Китай 2 Китай 3 ОАЭ, Катар 1—2 ОАЭ, Саудовская 17— Аравия, Кувейт 21 Индия 5 Индия 6 Гонконг, 22— Бруней, Сингапур, 22— Бруней 24 Гонконг 26 Бразилия 9 Бразилия 10 Сингапур 25— Южная Корея 31 26 Мексика 11 Мексика 11 Саудовская 27— Венесуэла 32— Аравия, Кувейт 29 34 Индонезия 14 Южная Корея 12 Тайвань 30 Тайвань 37— 38 Южная Корея 15 Индонезия 15 Южная Корея 31— Аргентина, Чили 39— 32 42 Таиланд 16 Таиланд 16 Венесуэла 38— Мексика, Малайзия 43— 39 45 Пакистан 19 Саудовская 17 Малайзия 40— Таиланд 57— Аравия 41 62 Тайвань 21 Аргентина 19— Мексика 42— Бразилия 67— 22 43 69 Саудовская 22 Пакистан, 24— Чили 44— Сирия 71— Аравия Тайвань 27 46 75 (Россия по этим показателям занимала 10, 5, 58—59 и 70-е место.) В итоге обсуждения предлагаем проанализировать статистическую таблицу и сделать вывод: Структура занятости населения (1990 г., %) Регионы Сельское хозяйство Промышленность Нематериальная сфера Мир в целом 48 23 29 Европа 12 40 48 Северная Америка 3 31 66 Латинская Америка 37 28 35 Азия 64 17 19 Африка 73 11 16 Австралия и Океания 8 35 57

 При изучении пункта 2 обращаем внимание на то, что перед странами, освободившимися от колониальной зависимости, стояло множество задач. Основные задачи в сфере социально-экономической — преодоление экономической зависимости, отсталости и отставания; выбор оптимального пути модернизации страны, ликвидация бедности, обеспечение роста жизненного уровня населения; в сфере политической — превращение в полноправный субъект международных отношений, создание стабильной политической системы, защищающей права человека.

Решение этих задач затруднялось следующими внутренними факторами:
1) низкий исходный уровень развития экономики, общества, общественного сознания;
2) сохранение косвенной зависимости от бывших метрополий;
3) отсутствие опыта политического управления у лидеров;
4) значительная имущественная дифференциация общества, прогрессирующая в условиях демографического взрыва, бедность населения;
5) политическая нестабильность, внутренние и внешние конфликты.

Вместе с тем государства «третьего» мира были объектом внимания противостоявших блоков, социально-политических, военных и идеологических полюсов послевоенного мира. Эти внутренние и внешние факторы влияли на выбор модели развития общества, капиталистической или «некапиталистической», т. е. социалистической, ориентации.

Определение варианта развития не было связано с голым расчетом на экономическую, политическую, военную помощь. «С одной стороны, государство должно содействовать развитию, ибо в этом будущее страны, залог ее процветания в дальнейшем. Для этого оно должно создавать благоприятствующие свободному рынку условия, что объективно ведет к экономическому расслоению населения и к выбиванию из привычной жизненной колеи все новых миллионов не приспособившихся к изменившемуся стандарту жизни людей, прежде всего беднейшего крестьянства.

 С другой стороны, государство вынуждено заботиться о сохранении в определенных рамках традиционной структуры и связанных с ней институтов, так как только это способно обеспечить минимальный стандарт существования для угрожающе возрастающего населения» (В а с и л ь е в Л. С. История Востока. — М., 1993. — Т. 2. — С. 434—435). Выбор капиталистического пути помогал обрести поддержку бывшей метрополии, но постоянно напоминал о колониальном прошлом и требовал пожертвовать традициями. Ориентация на страны социализма, в первую очередь на СССР, позволяла отказаться от капитализма, сохранить привычные нормы коллективизма и традиционно сильную государственную власть.

С помощью СССР в развивающихся странах было построено более 1800 промышленных объектов, в социалистических странах проходили подготовку многие специалисты из стран «третьего» мира, СССР не останавливался перед оказанием не только дипломатической, но и военной помощи. Но итогом «некапиталистической» ориентации становилось и создание командной модели экономики, и утверждение жестких политических режимов. Распад СССР, демократические революции в Европе сняли вопрос о социалистическом выборе для развивающихся государств. Переходим к пункту 3 плана.

З а д а н и е . Заполните таблицу на основании информации учебника: Этапы Специфические особенности развития стран «третьего» мира Конец Активная борьба за независимость остро поставила проблему выбора модели развития.

40-х гг. Результат: раскол (Вьетнам, Корея), нарушение территориальной целостности (Китай, Тайвань), устойчивая ориентация на капиталистический (Индия, Пакистан) или социалистический вариант развития (КНР, ДРВ, КНДР)

 50—60- Большая группа освободившихся стран, особенно с развитым индустриальным укладом, е гг. сохраняет связи с капиталистическим миром. Около 30 государств выбирают некапиталистическую ориентацию, как правило, это менее развитые страны, стремящиеся разрешить общественные проблемы, минуя этап капиталистического развития. Для этих государств характерны преобразования общедемократического плана. Высокий уровень косвенной зависимости развивающихся стран. Создается Движение неприсоединения — тенденция к росту политической независимости и международной активности государств

70—80- Углубляется дифференциация, ярко выражено стремление добиться экономической е гг. самостоятельности (деятельность ОПЕК). Обостряется проблема внешней задолженности, особенно в Латинской Америке. Возрастает роль Движения неприсоединения. Страны, избравшие социалистическую ориентацию (Ангола, Афганистан, Эфиопия, Мозамбик, Танзания; к концу 80-х гг. — около 10), ставят более радикальные задачи, чем их предшественники 90-е гг. Несмотря на успехи развития, сохраняются и нарастают значительные проблемы, в том числе противоречия модернизации и цивилизационной идентичности, глобальные проблемы современности

Домашнее задание. Вопрос 2 к § 30. Можно предложить несколько иную формулировку задания: «В каких регионах земного шара особенно остро проявляются экологическая, продовольственная, демографическая проблемы и почему?»

УРОК 31. Развитие государств Азии и Африки

Предлагаемый вариант планирования предусматривает выделить как отдельную тему вопрос о развитии стран Латинской Америки. При отсутствии времени или по желанию учителя изучать историю латиноамериканских государств можно так, как предлагается в учебнике.

ВАРИАНТ I. Форма урока — «круглый стол».

Тема, предлагаемая для обсуждения участниками: «Исторический опыт развивающихся стран: пути модернизации». Занятие рассчитано на сдвоенный урок. Целесообразно, чтобы примерно за неделю до проведения «круглого стола» учащиеся выбрали по желанию или по жребию государство, от лица которого им предстоит выступать. Это Китай, Индия, Пакистан, Иран, Турция, Египет, ЮАР. Число государств можно увеличить в соответствии с интересами и количеством учащихся.

 Класс получает предварительное задание. Памятка участника «круглого стола» «Исторический опыт развивающихся стран: пути модернизации»

Для содействия успешной работе «круглого стола» оргкомитет ожидает от вашей делегации подготовки стендового доклада «Моя страна вступает в третье тысячелетие» (подсказка: оформленный для всеобщего обозрения ответ на вопрос2), устного доклада по теме конференции (подсказка: обобщение ответов на вопросы 3—6) и участия в обсуждении докладов:

1) Определите, каковы отношения вашего государства с каждым из государств- участников «круглого стола».

Какие спорные вопросы, политические проблемы существовали между вами в прошлом? Как складываются отношения сейчас?

 2) Охарактеризуйте кратко ваше государство (форма государственного устройства, уровень экономического развития, политические лидеры). Одобряются заранее приготовленные схемы и таблицы.

3) Определите, интересы какого региона (какой группы стран) вы представляете.

4) Назовите проблемы, которые вы или страны вашего региона (группы) успешно решили в прошлом.

5) С какими проблемами вы столкнулись на современном этапе? Как вы предлагаете их решать?

6) Какую помощь в разрешении этих проблем могут оказать вам государства- участники «круглого стола»?

Какую помощь вы рассчитываете получить от всего мирового сообщества?

 При проведении урока без предварительного задания можно сократить количество вопросов (например, за счет вопросов 1 и 2), снизить требования к использованию информации, дополняющей учебник и справочные издания. 

 Для проведения заседания нужно создать в классе «круглый стол», т. е. сделать так, чтобы участники конференции расположились кругом или полукругом. Хорошо, если есть возможность провести занятие в конференц-зале или библиотеке. Председательствующий «круглого стола», выбранный делегациями, знакомит всех с регламентом.

Регламент работы «круглого стола» по проблеме: «Исторический опыт развивающихся стран: пути модернизации»:

1) открытие заседания, представление делегаций (до 3 мин);

2) выступление участников конференции по проблеме (5—7 мин);

3) общая дискуссия: какие пути решения социально-экономических проблем оказываются наиболее перспективными и могут быть рекомендованы другим странам? (Регламент — 15 мин: выступление с обоснованием перспективного пути развития — до 3 мин, выступление с дополнительными аргументами — 1 мин);

 4) формирование комиссии для подготовки тезисов итогового документа (1 мин); 5) работа комиссии; члены делегаций, не участвующие в выработке итогового документа, знакомятся со стендовыми докладами и выбирают лучшие (до 10 мин); 6) закрытие «круглого стола». Оглашение тезисов итогового документа (5 мин).

ВАРИАНТ II. Форма урока — деловая игра.

Этот вариант планирования сложнее предыдущего, так как требует проанализировать факты и сделать вывод не в связи с историей конкретного государства, а по проблеме. За основу планирования берем задание после § 31.

Игровая ситуация: объявляем учащихся класса сотрудниками проблемной лаборатории, задача которой — анализ различных вариантов развития стран «третьего» мира и выработка общих рекомендаций для успешной модернизации.

 Среди сотрудников лаборатории существует специализация, поэтому экономические и политические аспекты развития будут анализироваться отдельно. Специалисты по экономике получают пакет заданий:

1. Охарактеризуйте экономическую политику в социалистическом Китае при Мао Цзэдуне. Какие исторические аналогии вы можете привести? Как и почему изменился экономический курс при Дэн Сяопине? Дайте оценку результатов и выделите мероприятия, определившие успехи современного Китая.

2. Проанализируйте факты, связанные с развитием экономики стран Юго-Восточной Азии, Индии, Пакистана, Ирана, Турции, арабских стран. Выделите преобразования, способствующие модернизации. Сделайте общий вывод. Специалисты по политической модернизации получают свой пакет проблем:

1. Проанализируйте факты политической истории Китая при Мао Цзэдуне и Дэн Сяопине. Находите ли вы изменения в политическом курсе? С чем связано наличие или отсутствие таких изменений? Какое взаимовлияние прослеживается в современном политическом и экономическом курсе Китая?

2. Проанализируйте факты политической истории стран Юго-Восточной Азии, Индии, Пакистана, Ирана, Турции, арабских стран. Выделите общие факторы, определяющие внутриполитическую стабильность и нестабильность. Сделайте общий вывод.

 3. Какие внутриполитические проблемы стоят перед развивающимися странами Африки? Выделите пути решения этих проблем. Подтверждаются ли ваши теоретические предположения историческим опытом? Общие требования к выполнению работы: лица, работающие по отдельным направлениям, не должны обмениваться информацией до завершения работы.

Задача заключается в том, чтобы каждая группа экспертов, наметив свои пути решения проблем, сопоставила их с предложениями коллег. Завершив работу по отдельным направлениям, экономисты вырабатывают общий подход к экономическим аспектам модернизации, политологи — к политическим и результаты работы «суммируются». При подведении итогов деловой игры следует обратить внимание на наличие или отсутствие противоречий в результатах работы экономистов и политологов и попытаться объяснить этот факт. Домашнее задание.§ 31 (с. 290—298).

Написать эссе на тему «Специфика модернизации стран Азии и Африки» (на примере одной из стран по выбору учащихся).

УРОК 32. Развитие латиноамериканских государств во второй половине XX в.

Форма урока — школьная лекция.

План изучения новой темы
1. Латинская Америка после Второй мировой войны: особенности и противоречия.
2. Латинская Америка в 50—80-е гг. 3.

Итоги социально-экономического и политического развития латиноамериканских стран в конце XX в. Основное содержание лекции При изложении пункта 1 плана следует обратить внимание на следующие моменты:
1. Особенности развития государств Латинской Америки:
1.1. Государства латиноамериканского региона раньше других развивающихся стран добились национальной независимости, поэтому имеют сходные черты и с высокоразвитыми государствами, и со слаборазвитыми странами.
1.2. Для экономики региона было характерно развитие экспортного агросырьевого хозяйства, подчиненность внешнему рынку в ущерб внутреннему.
1.3. В сельском хозяйстве преобладали помещичьи латифундии. 47% хозяйств занимали 1% сельскохозяйственных угодий, 100 тыс. крупных помещиков владеют 62,5% земельного фонда.
1.4. Бурно идет процесс роста городов и городского населения, но урбанизация латиноамериканского типа характеризуется как ложная (мало связана с развитием промышленности, происходит за счет роста маргинальных слоев).
1.5. Низкий уровень жизни большинства населения.
1.6. Латинская Америка — средоточие самых разнообразных противоречий во всех сферах жизни общества.
1.7. Политическая нестабильность, преобладание насилия в политической жизни, большое влияние армии в политике, сохранение традиций авторитаризма (каудильистских, от слова «каудильо» — вождь). Самыми политически стабильными государствами можно считать Уругвай и Мексику.
1.8. Влияние католической церкви (90% латиноамериканцев — католики, это почти половина католиков всего мира).

2. Страны Латинской Америки по уровню социально-экономического развития представляли несколько групп:
2.1. Аргентина, Уругвай, Чили, Бразилия, Мексика, Венесуэла, Колумбия — самые развитые в социально-экономическом отношении государства, значительно 125 продвинувшиеся по пути модернизации. Их население составляло около 75% всего населения региона, на их долю приходилось 80—85% ВНП.
2.2. Перу, Эквадор, Боливия, небольшие государства Центральной Америки — страны с преобладанием аграрного сектора и добывающей промышленности.
2.3. Парагвай, Гаити и государства Карибского бассейна — наиболее отсталые государства с традиционной экономикой, низким уровнем жизни населения.

Послевоенная история Латинской Америки связана с непрекращающейся борьбой реформистской и революционной альтернатив развития, с поиском такой модели общества, которая поможет преодолеть экономические и социальные проблемы и противоречия. Материал пункта 2 можно представить в виде таблицы: Период Развитие экономики Важнейшие политические события Конец Государственный курс на импорт- В целом тенденция борьбы с 40-х — замещающую индустриализацию. Рост диктаторскими режимами. Авторитарный 50-е гг. промышленного производства в 3 раза по национал-реформистский режим Перона в сравнению с довоенным. Рост инвестиций Аргентине (развитие собственной США, европейских стран экономики, социальные программы) — «хустисиализм» «объединение нации для построения справедливого общества» как особый «аргентинский путь» развития.

1959 г. — социалистическая революция на Кубе (Ф. Кастро).
1948 г. — создание ОАГ (поддержка мира в западном полушарии, борьба с коммунистической опасностью)
60— 70- Неблагоприятная конъюнктура (снижение цен Диктаторские режимы существовали в е гг. на сельскохозяйственную продукцию, рост Парагвае (Стресснер, 1954—1989), цен на машины и оборудование). Инфляция. Никарагуа (семейство Сомоса, 1936— Обострение проблемы безработицы и 1979), Сальвадоре, Гватемале, Гаити бедности. Рост финансовой задолженности от (семейство Дювалье, 1957—1990). развивающихся стран. Аграрные Восстановлены в Гондурасе, утвердились в преобразования — уничтожение и Бразилии (с 1964 г.), Аргентине (с 1976 г.), сокращение латифундий в Мексике, Боливии, Боливии, Уругвае. Конституционные Венесуэле, Чили, Колумбии, Эквадоре, Перу. правительства — в Мексике, Венесуэле, С 1961 г. — программа США «Союз ради Колумбии. 1970—1973 гг. — прогресса» — экономическая помощь правительство «Народного единства» в 19 государствам, после смерти Дж. Кеннеди Чили (президент С. Альенде), после его через нее осуществлялось оказание помощи свержения — диктатура А. Пиночета. диктаторским режимам 1969 г. — Андский пакт (Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили, позже присоединится Венесуэла) 80— 90- Изменение экономического курса: Неоконсервативный вариант модернизации е гг. модернизация через ослабление роли особенно проявил себя в условиях государства, сокращение социальных диктаторских режимов в Бразилии, расходов, развитие свободной рыночной Аргентине, Чили. В Мексике и Венесуэле экономики. Резкий приток инвестиций, сохраняется либерально-реформистский внешних займов и кредитов (доля внешних подход. Рост демократической источников финансирования растет с 8,2% в политической тенденции: победа народной 1970 г. до 26,3% в 1980 г.). Рост внешнего революции в Никарагуа (1979), долга (до 420 млрд долл. в 1989 г., из них установление конституционного правления 126 Бразилия — 115 млрд долл., Мексика — 107 в Перу (1980), Боливии (1982), Аргентине млрд долл., Аргентина — 56 млрд долл.). (1983), Бразилии и Уругвае (1985), Инфляция Гватемале, Гондурасе, на Гаити (1986), в Парагвае (1989), пришло к власти гражданское правительство в Чили (1990) Подводим итоги социально-экономического и политического развития латиноамериканских стран в конце XX в. К концу XX в. государства Латинской Америки накопили значительный экономический и политический опыт решения проблем. Мы видим существование различных подходов к модернизации (национал-реформистский, либерально- реформистский, неоконсервативный), борьбу за утверждение различных социально- политических моделей (военные диктатуры,, авторитарные режимы, демократические формы правления, социалистическое государство тоталитарного образца), революционные и реформистские пути развития общества.

З а д а н и е 1. На основании конспекта лекции внесите примеры государств в таблицу «Исторический опыт Латинской Америки». Пути развития Реформистский Революционный общества Национал- Переходы к Либерально-реформистский Неоконсервативный реформистский модернизации Социально- Военная Авторитарный Демократическая Социалистическое политические диктатура режим форма правления государств модели общества В конце XX в. выросла дифференциация по уровню развития латиноамериканских стран. Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили вошли в число новых индустриальных государств, ряд стран региона превратились в аграрно-индустриальные. Этому способствовал курс на модернизацию, развитие интеграции, значительный приток инвестиций стран Запада.

Преобразования в аграрном секторе позволили развиваться мелким и среди крестьянским хозяйствам, улучшили положение крестьянства. Но часть государств, особенно страны Карибского бассейна, по-прежнему относятся к числу беднейших в регионе. Бурное экономическое развитие создало новые противоречия в обществе, не разрешило проблему государственной задолженности, не сняло острых социальных контрастов.

В политическом отношении в конце XX в. восторжествовала тенденции демократизации политических режимов. Но сохраняется напряженность обществе, следовательно, нельзя утверждать, что демократические режимы будут развиваться стабильно. Один из главных политических уроков заключается в необходимости поддерживать общественное согласие, добиваться мирного диалога всех заинтересованных в развитии общества сил. Домашнее задание. § 31 ( с. 298—301). 

 Задания для проверки усвоения темы.

 I уровень Вариант 1.

З а д а н и е 1. Объясните, какие значения в исторических и обществоведческих науках имеют понятия Запад, Юг.

З а д а н и е 2. Подберите синонимы понятия «социалистическая ориентация».

З а д а н и е 3. Соотнесите государство и группу, к которой оно относится Афганистан, Бразилия, Гаити, Гонконг, Индия, Мексика, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Саудовская Аравия, Эфиопия. Новые индустриальные Нефтедобывающие Государства- Беднейшие страны страны гиганты страны

З а д а н и е 4. Соотнесите исторический факт, явление или идею и государство, с историей которого они связаны: Факт, явление, идея Государство 1 Апартеид 1 Камбоджа 2 Первая конференция Движения неприсоединения 2 Южная Корея 3 «Великая пролетарская культурная революция» 3 ЮАР 4 Азиатский «дракон» 4 Аргентина 5 Партия Гоминьдан у власти 5 Куба 6 Исламская оппозиция светскому режиму 6 Индонезия 7 Красные кхмеры 7 Индия 8 Карибский кризис 8 Китай 9 Ненасильственное сопротивление колонизаторам 9 Иран 10 Режим генерала Перона 10 Тайвань

З а д а н и е 5. Выберите страны, в истории которых был период «некапиталистического» развития (социалистической ориентации): 1. Афганистан. 2. Бразилия. 3. Египет. 4. Индия. 5. Мексика.

З а д а н и е 6. Выберите «лишний» элемент, аргументируйте выбор: 1) а) ОПЕК; б) Андский пакт; в) ОАЕ; г) ОВД; 2) а) Самоса; б) Альенде; в) Стресснер; г) Дювалье; 128 3) а) народные коммуны; б) демократизация; в) «культурная революция»; г) маоизм; д) «большой скачок»; 4) а) Сингапур; б) Таиланд; в) Индия; г) Мексика; д) Бразилия; 5) а) Филиппины; б) Иордания; в) Сирия; г) Ливан; д) Алжир.

З а д а н и е 7. Соотнесите имя политического деятеля и страну, которую он представляет: Имя Государство 1 Хо Ши Мин 1 Кения 2 П. Лумумба 2 Камбоджа 3 С. Альенде 3 Китай 4 Хомейни 4 Индия 5 Дж. Кениата 5 ДРВ 6 Т. Чиллер 6 Пакистан 7 Дэн Сяопин 7 Конго 8 Пол Пот 8 Турция 9 И. Ганди 9 Чили 10 Б. Бхутто 10 Иран

Вариант 1.

З а д а н и е 1. Объясните, какое значение в исторических и обществоведческих науках имеют понятия «Восток», «Север».

З а д а н и е 2. Подберите синонимы понятия «третий»мир.

З а д а н и е 3. Соотнесите государство и группу, к которой оно относится. Аргентина, Бангладеш, Индонезия, Ирак, Китай, Кувейт, Сингапур,Чад, Чили, Южная Корея. Новые индустриальные Нефтедобывающие Государства- Беднейшие страны страны гиганты страны

З а д а н и е 4. Соотнесите исторический факт, явление или идею и государство, с историей которого они связаны: Факт, явление, идея Государство 1 «Большой скачок» 1 Кения  2 Многорасовое общество 2 Турция 3 Национализация Суэцкого канала 3 Никарагуа 4 Азиатский «дракон» 4 Чили 5 Член НАТО с 1952 г. 5 Куба 6 Диктатура Самосы 6 ЮАР 7 Победа социалистической революции 7 Мексика 8 Новая индустриальная страна 8 Китай 9 Ненасильственное сопротивление колонизаторам 9 Гонконг 10 Реформы правительства Народного единства 10 Египет

З а д а н и е 5. Выберите страны, в истории которых был период «некапиталистического» развития (социалистической ориентации): 1. Алжир. 2. Аргентина. 3. Ирак. 4. Пакистан. 5. Филиппины.

З а д а н и е 6. Выберите «лишний» элемент, аргументируйте выбор: 1) а) Андский пакт; б) Латиноамериканский общий рынок; в) НАТО, г) МЕРКОСУР; 2) а) Саудовская Аравия; б) Кувейт; в) ОАЭ; г) Венесуэла; д) Катар; 3) а) демократизация общества; б) шахский режим; в) аятолла Хомейни; г) ислам; д) противостояние Западу; 4) а) М. Ганди; б) Б. Бхутто; в) И. Ганди; г) Д. Неру; д) Р. Ганди; 5) а) Парагвай; б) Куба; в) Никарагуа; г) Гренада. З а д а н и е 7. Соотнесите имя политического лидера и страну, которую он представляет: Имя Государство 1 К. Нкрума 1 Аргентина 2 М. Ганди 2 Египет 3 X. Д. Перон 3 Чили 4 Мао Цзэдун 4 Камбоджа 5 Г. А. Насер 5 Гана 6 А. Пиночет 6 Парагвай 7 И. Сари 7 Китай 8 Т. Озал 8 Куба 9 А. Стресснер 9 Турция 10 Ф. Кастро 10 Индия

II уровень

З а д а н и е 1. Назовите этапы и формы борьбы колоний за национальное освобождение.

З а д а н и е 2. Как в истории «третьего» мира решался вопрос о выборе модели общественного развития? Какие факторы влияли на этот процесс? Какие этапы прошли страны «некапиталистической» ориентации?

З а д а н и е 3. Приведите примеры косвенной зависимости развивающихся стран.

З а д а н и е 4. Каково историческое значение Движения неприсоединения?

З а д а н и е 5. Проанализируйте историю государства-представителя «третьего» мира по плану:
1. Позиция государства в системе развивающихся стран (к какой группе государств относится).
2. Как проходил процесс деколонизации государства?
3. Была ли попытка «некапиталистического» развития в его истории? Каковы были причины такого выбора, его успехи и результаты?
4. Каково современное состояние экономики и политической сферы государства?
5. Выдающиеся личности — политические лидеры, борцы за независимость государства, духовные вожди.

З а д а н и е 6. Какие государства входят в число «новых индустриальных стран»? Покажите особенности их развития на примере одного-двух государств (по выбору учащегося).

 З а д а н и е 7. Сравните пути и особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки и Северной Америки.

З а д а н и е 8. Какие государства относятся к нефтедобывающим странам? Покажите особенности их развития на примере одного-двух государств (по выбору учащегося).

З а д а н и е 9. Какие государства «третьего» мира относятся к так называемым странам- гигантам? Покажите особенности их развития на примере одного-двух государств (по выбору учащегося).

З а д а н и е 10. Какие факторы определяют особенности развития так называемых беднейших стран? Каковы перспективы их развития в современном мире?

III уровень З а д а н и е 1. Сравните экономическое, социальное и политическое развитие стран «третьего» мира в 50-е гг. и на современном этапе. Какие проблемы странам «третьего» мира в целом удалось решить? Какие проблемы сохранились? Какие новые проблемы встали перед развивающимися странами в конце XX в.? 

 З а д а н и е 2. Объясните, почему в 40—50-е гг. идет ожесточенная борьба за национальную независимость и преобладают немирные формы деколонизации, а в последующие годы доминируют договорные процессы.

З а д а н и е 3. Объясните, почему социалистическая (некапиталистическая) ориентация оказалась исторически неустойчивой.

З а д а н и е 4. Какие факторы определяют политическую нестабильность в странах Латинской Америки?

 З а д а н и е 5. Ряд исследователей указывает на совпадение особенностей развития российского и латиноамериканского обществ. Выскажите свою точку зрения по этому вопрос.

З а д а н и е 6. Объясните, как на современном этапе складываются взаимоотношения между Севером (индустриально развитыми странами) и Югом (развивающимися странами).

З а д а н и е 7. Проанализируйте статистические данные (таблица «Структура занятости населения (1990 г., %)», с. 107—108 данного пособия).

З а д а н и е 8. Проанализируйте перспективы развития различных групп развивающихся стран, «третьего» мира в целом.

УРОК 33. Научно-техническая революция

План изучения новой темы
1. Роль технологических революций в истории.
2. Характеристика постиндустриального общества.
3. Этапы и направления НТР. 4. НТР и религия. Форма урока — урок с элементами лабораторной работы.

Разбираем пункт 1 плана.

З а д а н и е 1. Первой революцией в производстве принято считать неолитическую революцию, в результате которой древнейшее человечество перешло от присваивающего к производящему хозяйству. Американский социолог Д. Белл считает, что в развитии промышленных технологий было три революционных изменения. Каким этапам модернизации (перехода от традиционного, аграрного общества к индустриальному) соответствуют первая и вторая технологические революции Белла? Какому этапу в развитии общества соответствует третья промышленная революция Белла? Каково значение НТР для перехода к этому этапу? Технологическая революция Изменения в производстве под ее влиянием Вторая половина XVIII в. — Произошел переход от мануфактуры к фабрике, к изобретение парового двигателя машинному производству Конец XIX в. — использование Повышение производительности труда, появление новых электричества и химии в средств транспорта и связи, создание искусственных промышленности материалов Вторая половина XX в. — изобретение Применение информационных технологий компьютеров и телекоммуникаций

З а д а н и е 2. Американский социолог А. Тоффлер рассматривает историю производства в виде трех технологических «волн». Как вы объясните особое внимание ученого к особенностям образования на каждом этапе? Как связаны НТР и изменения в характере труда и в образовании? «Первая волна» «Вторая волна» «Третья волна» Возникновение аграрного Становление индустриального Создание информационного общества: использование общества: промышленность общества. Стандартные монотонные примитивных технологий, становится определяющей операции выполняет автомат или ручного труда. Виды отраслью. Развивается массовое компьютерная техника. Главными в производственной стандартное производство. организации производства деятельности — Человек воспринимается как становятся информация и земледелие, скотоводство, придаток машины, его труд творчество. Образование должно ремесло. Образование требует точности, он быть фундаментальным, означает передачу опыта и однообразен и монотонен. дифференцированным, навыков Образование служит индивидуальным и непрерывным формированию соответствующих деловых качеств и квалификации

З а д а н и е 3. Прокомментируйте высказывание. Сопоставьте мнение автора с точкой зрения А. Тоффлера. Объясните, почему постиндустриальное общество называют также информационным обществом. Подсказка: «лимитирующий фактор» — это ограничивающий фактор. «В аграрной экономике хозяйственная деятельность была связана преимущественно с производством достаточного количества продуктов питания, а лимитирующим фактором обычно была доступность хорошей земли. В индустриальной экономике хозяйственная деятельность была по преимуществу производством товаров, а лимитирующим фактором — чаще всего капитал. В информационной экономике хозяйственная деятельность — это главным образом производство и применение информации с целью сделать все другие формы производства более эффективными и тем самым создать больше материального богатства. Лимитирующий фактор здесь знание» (Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. — М., 1986. — С. 397). В ходе изучения пункта 2 выполняются следующие задания:

З а д а н и е 4. На основании учебника, заданий 1—3 и информации, полученной на уроках обществоведения, заполните таблицу: Типы общества во второй половине XX в. представлен примерный ответ) Традиционное Постиндустриальное Линия сравнения (аграрное, Индустриальное (информационное) доиндустриальное) Основной фактор Земля Капитал Знания (информация) производства Основной продукт Продукты питания Промышленные Услуги производства изделия Технологическое Ручной труд Машинный труд Автоматизация, оснащение труда компьютеризация Воздействие Локальное, Глобальное, Глобальное, человека на неконтролируемое неконтролируемое контролируемое природу Политика в Передача навыков, Подготовка Непрерывное образование области обучение грамоте квалифицированных образования специалистов Государства- Афганистан, Бангладеш, Большая часть бывших Япония, США; большая представители значительная часть республик СССР часть государств Европы в африканских стран переходной стадии

З а д а н и е 5. Используя текст учебника, заполните таблицу: Этапы Основные направления Выдающиеся достижения и Социальные НТР развития науки открытия последствия НТР 50—60- 134 е гг. 80—90- е гг.

З а д а н и е 6. Какие направления НТР представляются вам наиболее значимыми для человечества? В какой сфере хотели бы вы проявить себя, применив свои способности и знания?

З а д а н и е 7. Какие нравственные проблемы, по вашему мнению, порождает бурное развитие науки и техники? Обращаемся к пункту 4.

З а д а н и е 8. Познакомьтесь со статистическими данными середины 80-х гг. и выскажите свои предположения: растет или сокращается на современном этапе количество верующих? Верующие Христиане (1,4 млрд) Мусульмане Буддисты Индуисты Приверженцы Православные Католики Протестанты (0,8 млрд) (0,3— (0,6 млрд) конфуцианства (0,15— (0,8 млрд) (0,4 млрд) 0,5 млрд) (0,3 млрд) 0,2 млрд)

З а д а н и е 9. Прочитайте высказывание. Какие проблемы взаимоотношений религии и науки поднимает автор? «Решив многие проблемы познания мира и овладение силами природы, колоссально расширив поле познавательных интересов людей, наука отодвинула границу познания к еще более сложным по своей философской глубине проблемам, чем ранее. В новых областях познания утратили значение многие привычные понятия, и это произошло прежде всего потому, что сегодня наука вышла далеко за пределы наглядного и чувственно доступного человеку. Возникающие «ножницы» между обыденным и научным видением мира, ощущение соприкосновения с глубинами непознанного и остающегося для человеческого разума «тайной» — все это создает новое поле для религиозного мироощущения. Гигантски возросшая благодаря науке и технике мощь человеческого деяния ставит нас теперь перед проблемой последствий научно- технического прогресса и его нравственной состоятельности» (В. И. Гараджа).

З а д а н и е 10. Объясните парадокс: Наука разрушает религиозные взгляды, освобождает отдельные сферы деятельности людей от религии. Но развитие научных знаний, фундаментальные научные исследования предоставляют новые возможности для развития религиозного сознания

Домашнее задание. Вопрос 1 к § 32; сделать общий оценочный вывод о роли НТР в современном мире. 

УРОК 34. Развитие искусства в 50—90-е гг.

План изучения новой темы
1. Архитектура второй половины XX в.
2. Достижения изобразительного искусства.
3. Литература второй половины XX в.
4. Массовая культура.
5. Особенности развития духовной сферы конца второго тысячелетия.

П р и м е ч а н и е . По возможности удачным дополнением плана урока было бы включение в него вопроса о музыкальной культуре второй половины XX в., подготовку которого можно поручить самим учащимся. Рекомендуем провести предварительный опрос учащихся, предложив им объяснить термины словаря к уроку и выполнить тестовое задание: «Среди названных деятелей литературы и искусства выберите: а) художников; б) литераторов; в) режиссеров; г) музыкантов».

 Объяснение терминов содержится в учебнике и в современных справочных изданиях, перечень имен составлен на основе § 33, поэтому проверить тестовое задание ребята смогут дома. Выполнение такого задания равносильно предварительной подготовке учащихся к восприятию темы, очень сложной и достаточно далекой от непосредственных интересов учеников. Опережающее задание.

Провести мини-исследование на тему «Современное искусство». Рабочий лист для мини-исследования. Задачи исследования:
1. Определить уровень информированности респондентов.
2. Сравнить информированность представителей двух поколений.

Алгоритм проведения исследования:
1. Опросить равное количество представителей поколений «мы» и «наши родители» (не менее двух человек от каждого поколения). 2. Выставить средний балл по шкале информированности для отвечающих в целом и для каждого поколения в отдельности.
3. Проанализировать полученные результаты опроса.
4. Интерпретировать результаты.

Материал для опроса: Понятия: виртуальная реальность, гиперреализм, концептуализм, массовая культура, неореализм, поп-арт, постмодернизм, реализм, сюрреализм, хиппи. Персоналии: 1. М. Антониони. 2. С. Беккет. 3. Б. Брехт. 4. Л. Висконти. 5. В. Гуттузо. 6. С. Дали. 7. В. де Сика. 8. М. Дюшам. 9. Э. Ионеско. 10. Дж. Леннон. 11. Г. Г. Маркес. 12. Ф. Мориак. 13. П. Неруда. 14. Э. Пресли. 15. Р. Раушенберг. 16, Э.-М. Ремарк. 17. Р. Роджер. 18. Дж. Сэлинджер. 19. Ф. Феллини. 20. Э. Хемингуэй. 21. Д. Хэнсон.

Вопросы для респондентов:
1. Объясните, как вы понимаете термины.
2. Среди названных выберите имена: а) художников; б) литераторов; в) режиссеров; г) музыкантов; д) архитекторов. Эпиграфом урока можно выбрать следующие слова: «Художественная культура XX столетия — одна из самых сложных для исследования в истории всей мировой культуры. Ни один век не знал таких трагических социальных потрясений, таких страшных мировых войн, такого ошеломляющего научно-технического прогресса, такого широкого национально-освободительного движения. Судить об искусстве легче «со ступенек времени» — искусство XX века является скорее объектом изучения критика, чем историка» (И л ь и н а Т. В. История искусств: Западноевропейское искусство. — М., 1993. — С. 285).

Учителю следует объяснить, что невозможно на одном уроке представить всю полноту духовной жизни человечества во второй половине XX в., тем не основные характеристики этого процесса, его контуры мы вполне в состоянии обозначить. Для введения в тему целесообразно прочитать первый абзац § 33 и выполнить задание 1 после параграфа, так как необходимо раскрыть на конкретных фактах общие положения текста и уточнить их содержание.

Очевидно, что под радикальным развитием подразумевается более интенсивное развитие, появление множества разнородных тенденций, школ, направлений во всех видах художественного творчества. Источником духовного развития становится исторический опыт всего человечества. Следует уточнить термины, раскрывающие два основополагающих типа отражения мира, так как в истории искусства XX в. чаще используются понятия «традиционное искусство» — искусство, сохраняющее реалистические традиции, и «авангард» или «модернизм», а абстракционизм чаще рассматривается как конкретное направление в искусстве авангарда.

Раскрывая пункт 1, необходимо отметить, что в творениях архитекторов второй половины XX в. проявляются две основные тенденции. Одна выступает как продолжение и развитие принципов функционализма, который сложился еще в 20-х гг.: только предназначение сооружения и материал, используемый при его строительстве, определяют архитектурную форму. «Все, что хорошо функционирует, хорошо и выглядит. Просто нельзя представить себе нечто, безобразно выглядящее и хорошо функционирующее» (И к о н н и к о в А. В. Художественный язык архитектуры. — М., 1985. — С. 15).

Возможности современного строительства нашли отражение в этом стиле: металлические и железобетонные каркасные конструкции облегчили стену, превратили ее из несущей конструкции в перегородку, роль которой могло прекрасно выполнить стекло; использование сборных панелей превращало интерьеры сооружения в стандартные копии, но, как детская игра в кубики, позволяло создавать интересные пространственные композиции.

Наконец, качества специальным образом изготовленного бетона позволяли увеличивать пролеты перекрытий, железобетонные конструкции можно использовать не только как прямые линии, создавая здание — стеклянный параллелепипед, но и как параболы, эллипсы. В качестве примеров подобного стиля можно продемонстрировать изображение небоскребов Чикаго. Здание аэровокзала «Кеннеди» (Нью-Йорк), оперный театр в Сиднее. Функционализм, доведенный до своего логического завершения — структурализма, нашел свое воплощение в здании Национального центра искусства и культуры Ж. Помпиду в Париже: все несущие конструкции и коммуникации выведены наружу. Этих же принципов придерживался и Р. Роджер при проектировании штаб- квартиры компании «Ллойде» в Лондоне. При изложении этого вопроса можно обсудить с классом вопрос о соотношении основных принципов функционализма и представления о художественном образе, дать возможность учащимся высказать свою точку зрения.

Второй основной тенденцией было стремление уйти от техницизма, представление о том, что архитектурную форму определяют природная среда, культура и функция. Архитекторы этого направления, не отказываясь от технических возможностей, существующих в наше время, используют элементы национального стиля (японские архитекторы Тангэ, Курокава), исторических стилей (классицизма).

При изучении пункта 2 обращаем внимание на то, что в мире изобразительного искусства особенно ярко проявилось сосуществование и соперничество двух направлений: развивающего традиционные реалистические принципы и авангардистского. Нельзя противопоставлять эти тенденции: в творчестве многих современных художников прослеживаются оба направления. Поиск новых средств воздействия на зрителя, новых способов самовыражения, новых форм отражения мира присущ обоим направлениям. Просим класс объяснить, к какому направлению оказываются ближе работы художников, упоминаемых в учебнике. Для демонстрации на уроке можно рекомендовать работы С. Дали, Р. Раушенберга и Д. Джонса, П. Пикассо, М. Шагала.

Вопросы для обсуждения:

1. Как раскрывается в творчестве Дали основное правило сюрреалистов — «правило несоответствия», «соединение несоединимого»? Выскажите свое мнение о силе художественного воздействия полотен сюрреалистов.

2. В чем вы видите взаимосвязь концептуализма и сюрреализма? В чем особенности концептуализма?

3. Какие особенности поп-арта подчеркивает высказывание Раушенберга: «Пара мужских носков не меньше пригодна для создания произведения живописи, чем деревянный подрамник, гвозди, скипидар, масло и холст»? Какой смысл вы вкладываете в понятие «поп» — «популярное» из названия «поп-арт»? Желательно провести отдельный интегрированный урок, посвященный развитию литературы второй половины XX столетия (пункт 3 плана) вместе с учителем литературы.

На уроке истории целесообразно, не вдаваясь в детали, показать основные тенденции в послевоенной литературе: реалистическую (У. Фолкнер, Г. Бёлль, авторы, названные в учебнике), включающую неореализм и «магический реализм» латиноамериканских писателей, тенденцию экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, А. Камю) и развивающийся в конце столетия постмодернизм. Предлагаем классу проанализировать характеристики и оценки массовой культуры (пункт 4).

З а д а н и е 1. Выберите определение массовой культуры. С какими оценочными характеристиками вы согласны? Аргументируйте свою позицию. Какие характеристики вызвали ваше несогласие и почему? Объясните, почему столь противоречивы оценки этого явления:
1. Массовая культура выполняет функцию идейного воздействия на общество, воздействия на сознание и поведение населения через средства массовой информации.
2. Массовая культура способствовала приобщению к достижениям культуры широких слоев населения.
3. Массовая культура приобщает не к высотам духовного творчества, а к примитивным проявлениям культуры. Это способ развлечения людей. 
4. Массовая культура — феномен, рассчитанный на вкусы и стереотипы массового сознания, в рамках которого производство культурной продукции и «индустрия развлечений» были поставлены на поток, превратились в источник доходов и эффективное средство воздействия на массы.
5. Массовая культура используется для отвлечения людей от серьезных общественных проблем.
6. Протест против массовой культуры проявился в молодежных движениях битников и хиппи.
7. С появлением массовой культуры духовное потребление приравняли к материальному и стали подлаживаться под вкусы толпы для того, чтобы скорее продать «культурную продукцию» и получить прибыль.
8. Массовая культура создает «подделку», «дешевку», «китч» — произведения дурного вкуса и невысокой нравственности.
9. Массовая культура подлинно демократическая, так как выражает вкусы и ценности большинства людей.
10. Массовая культура рекламирует ценности, далекие от настоящей духовной жизни.
11. Массовая культура обращается к традиционным ценностям, которые можно считать основой человеческой жизни, — семья, любовь, победа добра над злом.
12. Появление массовой культуры — проявление процесса коммерциализации искусства.
13. Массовую культуру можно и нужно запретить.

З а д а н и е 2. Назовите проявление массовой культуры в разных жанрах литературы, видах искусства, в повседневной жизни.

З а д а н и е 3. Используя текст учебника, периодическую печать, сведения, полученные вами на уроках обществоведения и свой личный опыт, определите положительные и отрицательные стороны массовой культуры. В ходе заключительной беседы (пункт 5 плана) выделяем особенности развития современной культуры:
1. Приобщение к культуре, к творчеству множества людей, стремящихся к самовыражению.
2. Влияние НТР на развитие культуры.
3. Разнообразие проявлений духовной жизни, множество направлений, стилей, школ.
4. Соединение элитарной и массовой культуры.
5. Значительная коммерциализация искусства.
6. Развитие экранной культуры.
7. Сочетание тенденций глобализации культуры и культурной идентификации.

Просим завершить высказывание (идея В. Р. Степанова): «Культура в конце XX века переживает (расцвет, связанный с появлением новых форм художественного творчества, новых авторов, новых возможностей и т. д.; кризис, связанный с противоречиями, проявляющимися в современной духовной жизни и т. д.; застой, связанный с отсутствием выдающихся произведений, новых форм самовыражения, засильем массовой культуры и т. д.; упадок, связанный с коммерциализацией искусства, невозможностью участвовать в разрешении противоречий, стоящих перед обществом и т. д.)»

Домашнее задание. Вопрос 2 после § 33.

УРОК 35. Мир в XX веке

ВАРИАНТ I. Форма урока — семинарское занятие. В этом случае для подготовки к семинару предлагаются итоговые вопросы. Мы предупреждаем учащихся, что следует готовить конкретные ответы, продумывая аргументацию своей позиции. В этом случае появляется возможность познакомиться с различными точками зрения и сопоставить аргументацию. Для обсуждения предлагаются итоговые вопросы и задания (учебник, с. 315).

ВАРИАНТ II. Можно использовать такую форму проведения итогового занятия, как дебаты. В этом случае следует отобрать меньшее количество вопросов:
1. Какие события XX в. оказали наибольшее влияние на жизнь народов и государств?
2. Глобальные проблемы погубят человечество: можно ли это предотвратить?
3. Герои и антигерои XX в.: кто они?

Класс заранее делится на три группы, каждая группа получает один из вопросов. Далее внутри группы образуются две команды, которые и будут вести дебаты. Перед началом дебатов команды делегируют по одному участнику в состав жюри. Это не могут быть первые и вторые участники дебатов.

Задача первой команды: первый участник высказывает точку зрения по обсуждаемому вопросу и приводит не менее трех аргументов в ее пользу. Первый участник противоположной команды либо опровергает позиции оппонента, либо соглашается с ними. В случае совпадения позиций команд проводится блиц-опрос всех участников по очереди. Их задача — назвать аргументы в пользу высказанной позиции, не повторив уже прозвучавших.

В дебатах побеждает та команда, которая привела большее число аргументов в блиц-опросе. В случае несовпадения позиций команд второй участник второй команды приводит точку зрения своих коллег по обсуждаемому вопросу и не менее трех аргументов в ее пользу. Задача второго участника первой команды — опровергнуть тезисы оппонента. После этого проводится блиц-опрос оставшихся участников команд. Их задача — высказать опровержения точки зрения оппонентов. В этом случае вопрос о победе команд решается жюри.

ВАРИАНТ III. К итоговому уроку проводится конкурс творческих работ. Учащиеся заранее готовят эссе по предложенным вопросам. После проверки творческих работ учащихся учитель выбирает наиболее удачные работы, которые должны прозвучать на итоговом занятии.

Не рекомендуется заранее сообщать классу о том, кто будет выступать на последнем уроке истории, это можно рассматривать как награду победителям конкурса.

Назад 1 2 3 4 5

Назад