на главную контакты карта сайта

Поурочные разработки к курсу "Новейшая история зарубежных стран". 11 класс 

УРОК 21. Международные отношения в 50—90-е гг. XX в.

План изучения новой темы
1. Международные отношения во второй половине 50-х гг. — 1969 г.
2. Международные отношения в 1970—1977 гг.
3. Международные отношения в 1977— 1991 гг. Итоги «холодной войны».
4. Особенности международных отношений в современном мире.

ВАРИАНТ I Разбираем пункты 1 — 3 плана, завершая выполнение задания 5 к § 20.

Примерный результат работы: Поддержка Использование противоборствующих Формирование и международных Гонка сил в государствах и Специфические Этапы расширение организаций в вооружений регионах, участие в черты периода системы блоков противостоянии региональных конфликтах 1946— 1949 г. — НАТО, Использование 1945 г. — ядерное Гражданская война в Идет формирование 1955 гг. Балканский пакт, ООН в Корейской оружие у США, Китае (1946—1949 гг.), социалистического СЕНТО, 1955 г. — войне 1949 г. — у СССР;

гражданская война в лагеря, консолидация ОВД 1953 г. — Греции (1946— противоборствующих испытание 1949 гг.), война в Корее сил, завершается термоядерной (1950—1953 гг.) создание биполярного бомбы в СССР, мира 1954 г. — в США 1956— Франция (НАТО), Конфронтация на 1957 г. — Использование Обострение 1969 гг. Албания, Румыния Женевских испытание МБР вооруженных сил СССР отношений в блоках, (ОВД), КНР совещаниях СССР, 1958 г. — в Венгрии (1956 г.), в развертывание стремятся играть (1954—1955 гг.) США;

1960 г. — Чехословакии (1968 г.), деколонизации, самостоятельную развертывание агрессия в Египте появление «третьей роль в мире подводных лодок (1956 г.), война США силы» — Движения с во Вьетнаме (1965— неприсоединения, баллистическими 1973 гг.), Карибский опасность открытого ракетами США, кризис (1962 г.) военного конфликта 1963 г. — СССР США и СССР 1970— Военно- СБСЕ, 1970 г. — Разрядка 1977 гг. стратегический заключение развертывание международной паритет НАТО и Хельсинкского ракет с напряженности ОВД акта (1975 г.) — боеголовками (детант) пример индивидуального сотрудничества наведения США, стран;

1973 г. — СССР двусторонние договоры об ограничении вооружений Конец Кризис и крушение 1980 г. — 1979—1989 гг. — «Торпедирование 70- коммунистических развертывание война в Афганистане, разрядки», победа х гг.— режимов в Европе крылатых ракет вмешательство США во «нового 1991 г. (1988— 1991 гг.) «воздух-земля» внутренние дела политического 1991 г. — большой Латинской Америки мышления» в СССР ликвидация ОВД дальности США, после 1985 г. 1984 г. — СССР; 1982 г. — развертывание 82 крылатых ракет морского базирования США, 1984 г. — СССР;

1983 г. — программа СОИ (США)

Для закрепления изученного материала предлагаем ответить на вопросы и выполнить задания:

 1. Найти на карте города Бандунг, Женева, Хельсинки и объяснить, с какими событиями в области международных отношений они связаны.
2. Какая сторона, по вашему мнению, победила в «холодной войне»? Аргументируйте свой ответ. Изучая пункт 4, предлагаем прочитать завершающий раздел § 21, назвать международные события 90-х гг. и объяснить, какие изменения произошли в биполярном мире. Просим проследить по карте территориальные изменения в Европе в 90-е гг., найти на карте «горячие точки» 90-х гг.

Домашнее задание. Вопросы 1 и 4 после § 21.

ВАРИАНТ II План изучения новой темы
1. Основные международные события 50-х — начала 90-х гг.
2. Главные события международных отношений 90-х гг.
3. Война и мир как глобальная проблема человечества. Для изучения пункта 1 организуем работу с текстом учебника на основании тестов.

З а д а н и е 1. Восстановите правильную хронологическую последовательность: а) Карибский кризис; б) возникновение Движения неприсоединения; в) «новое политическое мышление» в СССР; г) начало работы Женевских совещаний; д) подписание Хельсинкского акта.

З а д а н и е 2. Соотнесите событие и дату: События Даты 1 Начало войны в Афганистане 1 1965 г. 2 Конференция в Бандунге 2 1968 г. 3 Вмешательство СССР во внутренние дела Венгрии 3 1979 г. 4 Начало войны США во Вьетнаме 4 1973 г. 5 Военная блокада Кубы со стороны США 5 1975 г. 6 Вывод войск из Афганистана 6 1956 г. 7 Введение войск ОВД в Чехословакию 7 1955 г. 8 Подписание заключительного акта СБСЕ 8 1962 г. 9 Создание СНГ 9 1989 г. 83 10 Вывод войск США из Вьетнама 10 1991 г.

З а д а н и е 3. Соотнесите дату, событие, географический объект: Географические Даты События объекты 1 1972— 1 Урегулирование в Корее и Индокитае, объединение 1 Индонезия 1975 гг. Германии 2 1955 г. 2 Возможность военного конфликта СССР и США 2 Москва 3 1956 г. 3 Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе 3 Куба 4 1962 г. 4 XX съезд КПСС 4 Женева 5 1954— 5 Первая конференция неприсоединившихся стран 5 Женева, Хельсинки 1955 гг.

3 а д а н и е 4. Выберите «лишний элемент». Объясните свой выбор:

1) а) Албания; б) Китай; в) Румыния; г) СССР; 2) а) Ф. Кастро; б) Дж. Кеннеди; в) И. Ганди; г) Н. С. Хрущев;

3) а) СБСЕ; б) «Пражская весна»; в) Женевские совещания; г) конференция в Бандунге;

 4) а) 1965—1973 гг.; б) 1973—1975 гг.; в) 1979—1989 гг.;

5) а) суверенное равенство; б) нераспространение ядерного оружия; территориальная целостность; г) уважение прав человека и основных свобод; д) нерушимость границ.

З а д а н и е 5. Закончите высказывания. Приведите не менее трех вариантов окончания каждой фразы:
1. Международными следствиями общественно-политических изменений, исходивших в СССР после смерти И. В. Сталина, были...
2. Обострение отношений СССР и Китая в конце 50—60-х гг. было связано с...
3. Открытый военный конфликт между СССР и США в 1962 г. был предотвращен благодаря...
4. Вмешательство СССР и его союзников по ОВД во внутренние дела Чехословакии в 1968 г. произошло потому, что...
5. Вооруженное вмешательство США в войну во Вьетнаме означало...
6. В 70-е гг. началась разрядка международной напряженности, причинами которой были...
7. Хельсинкский акт 1975 г. предусматривал...
8. Среди договоров, подписанных СССР и США в 70-е гг., были... 
9. Во второй половине 80-х гг. в Европе произошли такие важные перемены, как...
10. Историки и политологи утверждают, что мир в 90-х гг. перестал быть двухполюсным вследствие...

Разбирая пункт 2, просим класс назвать главные события 90-х гг. и проследить две логические цепочки:
1. Внутриполитические процессы в СССР — России Изменения на международной арене
2. Изменения на международной арене Внутриполитические процессы в СССР — России В завершение изучения проблемы даем задание для подготовки ответа в парах: «Можно ли утверждать, что в международных отношениях конца XX в. все государства руководствуются принципами Хельсинкского акта?» Каждая пара анализирует один из принципов, один из учащихся подводит общие итоги обсуждения. На этом уроке можно в определенном смысле подвести итоги обсуждения проблемы войны и мира, обобщить этот вопрос (пункт 3). Напоминаем, что глобальными называют проблемы, которые затрагивают интересы и человечества в целом, и каждого отдельного человека в различных точках планеты. Они превращаются в важнейший фактор развития мира и человека. Для их решения необходимо объединение большинства государств, международных организаций. Отказ от решения глобальных проблем грозит катастрофическими последствиями для человечества. Проблема войны и мира, а точнее, устранения войны из жизни общества и достижения справедливого мира, — первая среди комплекса глобальных проблем. Фактически Вторая мировая война была последней войной в истории, когда человечество пыталось разрешить противоречия военными способами, не подвергая себя самоуничтожению. Еще в 50-х гг. виднейшие ученые, первыми осознав эту проблему, стали основателями Движения сторонников мира. Можно охарактеризовать их взгляды, используя документ. Из манифеста Рассела — Эйнштейна (1955 г.) ...Мы выступили не как представители того или иного народа, континента или вероучения, а как люди, как представители рода человеческого, дальнейшее существование которого находится под угрозой. Мир полон конфликтов, и все второстепенные конфликты отступают перед титанической борьбой между коммунизмом и антикоммунизмом. Почти каждый человек остро чувствует политическую обстановку, питает симпатию или антипатию к той или иной проблеме, но мы хотим, чтобы вы, если 85 это возможно, отбросили эти чувства и рассматривали себя только как представители одного биологического вида, имеющего замечательную историю развития и исчезновения, которого никто из нас не может желать... Всем без исключения грозит опасность, и если эта опасность будет осознана, есть надежда на прекращение ее совместными усилиями. Мы должны научиться мыслить по-новому. Мы должны научиться спрашивать себя не о том, что надо сделать для того, чтобы обеспечить военную победу тому лагерю, к которому мы принадлежим. Такой возможности больше не существует. Мы должны задать себе следующий вопрос: «Какие шаги надо предпринять, чтобы предупредить военный конфликт, исход которого гибелен для всех участников?» Но для того, чтобы мировое сообщество осознало эти истины, потребовалось не менее 30 лет.

Домашнее задание. Вопросы 2 и 3 после § 21.

УРОК 22. Общая характеристика социально-политического и экономического развития стран Запада во второй половине XX в.

ВАРИАНТ I. Тип урока — практикум, форма — групповая работа. Этот вариант планирования рассчитан на подготовленный к аналитической групповой работе класс.

Особенности урока заключаются в том, что этап обобщения фактического материала проходит на уровне группы, поэтому задача учителя заключается в том, чтобы помочь главному специалисту каждой группы организовать работу команды и провести необходимое обобщение. Делим класс на четыре группы экспертов — специалистов по истории 40-х—конца 50- х гг., 60-х гг., 70-х—начала 80-х гг., 80—90-х гг.

Целесообразно провести деление на группы по принципу «от лидера», т. е. определив в качестве главных специалистов наиболее подготовленных учащихся. В рамках каждой группы эксперты специализируются на экономике, социологии и политологии. Каждая группа получает «Программу проведения экспертизы».

Программа проведения экспертизы Задача группы — провести комплексное историческое исследование периода:
1. Политологи определяют главные политические проблемы, их влияние на экономическое и социальное развитие и пути их решения в странах Запада.

2. Социологи выделяют главные социальные проблемы, их влияние на политическое и экономическое развитие и пути их решения.
3. Экономисты определяют главные экономические проблемы, их взаимосвязь с политическими и социальными и пути их решения.

 4. Задача главного специалиста — обобщить результаты работы коллег и представить заключение группы экспертов в виде таблицы «Особенности социально-политического и экономического развития стран Запада (в соответствующий исторический период)»: Новые явления в Новые социальные Тенденции развития Историческая политической жизни явления экономики характеристика периода Пути их Пути их Пути их Проблемы Проблемы Проблемы преодоления преодоления преодоления

5. Результаты экспертизы предъявляются классу. В случае необходимости группа отвечает на вопросы коллег.

ВАРИАНТ II. Тип урока — самостоятельная практическая работа. В начале урока ставим задачу классу проанализировать информацию учебника и заполнить таблицу «Основные тенденции развития стран Запада во второй половине XX в.»:  Изменения в Изменения в Изменения в Этапы экономике социальной сфере политической сфере Вторая половина 40-х— начала 50-х гг. 50—60-е гг. 70-е—начало 80-х гг. Вторая половина 80-х— 90-е гг. После выполнения задания выносим на обсуждение либо предлагаем в качестве домашнего задания вопросы: «Какие изменения, по вашему мнению, произошли в положении молодежи в обществе за 50—90-е гг.?

Какие перспективы открывает перед тинэйджерами постиндустриальное общество? Какие проблемы создает?»

ВАРИАНТ III План изучения новой темы
1. Послевоенные трудности и способы их преодоления.
2. От индустриального к постиндустриальному обществу.
3. Общая характеристика стран Запада на современном этапе. Изучаем пункт 1, предлагаем учащимся выполнить следующие задания:

З а д а н и е 1. Дайте общую характеристику послевоенного экономического положения европейских государств — участников войны. Какие общие задачи стояли перед ними?

З а д а н и е 2. Проанализируйте статистические данные таблицы «Общий объем ВВП на душу населения в 1950 г.», сделайте обобщающий вывод.

З а д а н и е 3. На основании материала учебника определите, какие факторы повлияли на успешное преодоление послевоенных экономических трудностей. Выделите долговременно действующие факторы.

З а д а н и е 4. Какую роль в послевоенном восстановлении и развитии европейских стран сыграли США? Можно ли утверждать, что во второй половине 40-х—50-е гг. США безоговорочно доминируют в мировой экономике и политике? Переходим к пункту 2 и, предлагая классу заранее подготовленную таблицу, организуем работу по ней с привлечением материала учебника: Линии 50-е—начало 70- Структурный кризис 70-х— 80—90-е гг. сравнения х гг. начала 80-х гг. Темпы Высокие. Исчерпаны факторы Более низкие темпы экономического «Экономическое экстенсивного роста экономики. развития, но создание развития стран чудо» Германии, Стагфляция. Формирование трех производства нового Запада Италии, Японии центров международных технологического хозяйственных связей — США, уровня  Доминирующая Кейнсианство европейских государств, Монетаризм экономическая Японии. Кризис «государства модель благоденствия» и неспособность левых сил справиться с Характеристика Государство ситуацией. Развитие «Неоконсервативная государства «всеобщего альтернативных политических волна» — жесткая со- благоденствия» движений. Выход из кризиса — циально-экономическая переход к постиндустриальному политика (рейганомика, обществу тэтчеризм) Уровень Действуют МВФ, На фоне глобализации экономической и МБРР, ГАТТ. хозяйственных связей и политической В 1951 г. создано формирования единой интеграции ЕОУС, в 1957 г. — планетарной экономики Европейское идет рост интеграции сообщество по европейских государств атомной энергии и ЕЭС. В 1967 г. — Европейский Союз. ТНК Валютно- Бреттон-вудская Ямайская система. финансовая система Формирование система региональной европейской валютной системы (евро)

Вопросы к таблице:
1. Объясните термины.
2. Расшифруйте аббревиатуры.
3. Найдите в учебнике характеристики постиндустриального общества, почему его также называют информационным обществом?
4. Какие возможности открывает перед человечеством вступление в постиндустриальный этап развития общества? Какие проблемы порождает?

Раскрывая пункт 3, просим класс дать экономическую, социальную и политическую характеристику западных стран, используя свои знания по географии зарубежных стран и текст учебника.

Определяем общие проблемы стран Запада и современной России и возможные варианты их решения. Домашнее задание. Вопросы 2, 4, 5 после § 22.

УРОКИ 23—24. Крупнейшие западные страны в конце 40 — 90-х гг.

ВАРИАНТ I. Форма урока — групповая работа. Д

елим класс на 6 групп, специалист из каждой группы входит в экспертный совет класса. В процессе работы член экспертного совета является рядовым участником группы, свои обязанности эксперты начинают выполнять после окончания занятия. В качестве задания для групповой работы используем текст учебника. Общая задача группам, обобщив результаты работы, подготовить презентацию истории страны. Подготовительный этап проходит в течение 20—25 мин. Ответы на вопросы и выполненные задания группа сдает в экспертный совет, который к следующему уроку дает оценку работы каждой группы.

В ходе занятия учителю нужно помочь группам в распределении работы и в подготовке завершающего этапа — выборе формы презентации, так как группе не следует подробно разбирать выполнение каждого задания. Перед началом презентации учитель формулирует общее задание классу: «Назовите ключевые проблемы истории каждого государства. Насколько успешно решались эти проблемы?» Время презентации — 7—8 мин. В конце урока учитель предлагает ответить на поставленный вопрос. Домашнее задание. Учащимся следует прочитать материал § 23—24 и продумать ответ на вопрос 1.

З а д а н и е первой группе: «Послевоенная история США»
1. Выберите из «Исторического словаря» понятия, связанные с историей США, объясните их.
2. Объясните, почему США заняли ведущее положение в западном мире после Второй мировой войны. Назовите преимущества США перед остальными странами Запада.
3. Заполните таблицу. Сделайте обобщающий вывод о существовании или отсутствии преемственности внутри- и внешнеполитического курса различных администраций, несмотря на их партийную противоположность.

 Внутренняя и внешняя политика США Партийная Время Внутриполитический Внешнеполитический Президент принадлежность президентства курс курс Г. Трумэн демократ 1945—1953 гг. Д. Эйзенхауэр республиканец 1953—1961 гг. Дж. Кеннеди демократ 1961—1963 гг. Л. Джонсон демократ 1963—1969 гг. Р. Никсон республиканец 1969—1974 гг. Дж. Форд республиканец 1974—1977 гг. Дж. Картер демократ 1977—1981 гг. Р. Рейган республиканец 1981—1989 гг. Дж. Буш республиканец 1989—1993 гг. Б. Клинтон демократ 1993—2001 гг. 4. Как вы оцениваете роль Мартина Лютера Кинга в истории США? Можно ли считать его человеком, чьи идеи и деятельность повлияли на становление современной цивилизации?

З а д а н и е второй группе: «Послевоенная история Великобритании»
1. Выберите из «Исторического словаря» понятия, связанные с историей Великобритании, объясните их.
2. В чем заключались «триумф» и «трагедия» Великобритании после Второй мировой войны?
3. В чем проявились «рудименты» имперского мышления Великобритании в 50—90-е гг.? Какое влияние они оказали на внешнюю политику государства?
4. Экономическое развитие Великобритании в 60—70- е гг. характеризуется как стаг-фляция. Какие способы выхода из кризиса были предложены М. Тэтчер? Каковы результаты «тэтчеризма»?

З а д а н и е третьей группе: «Послевоенная история Франции»
1. Выберите из «Исторического словаря» понятия, связанные с историей Франции, объясните их.
2. Каковы причины роста политической активности и влияния французской коммунистической партии по окончании Второй мировой войны? Почему французским коммунистам не удалось закрепить это влияние?
3. Каковы причины, результаты и последствия событий 1968 г. во Франции?
4. Какие партии представляют во Франции левый и правый политический курс? Как можно назвать партийную систему Франции?
5. Почему французы в 1984 г. отказали в поддержке левым?

З а д а н и е четвертой группе: «Послевоенная история Италии»
1. Выберите из «Исторического словаря» понятия, связанные с историей Италии, объясните их.
2. Как был осуществлен выход Италии из фашистского блока в годы Второй мировой войны? Почему по окончании войны быстрыми темпами идет демократизация Италии? Какие факты это подтверждают?
3. Заполните таблицу. Определите особенности политического устройства Италии. Какие политические партии определяют развитие Италии в послевоенный период? Отношение к Партии (партийные Достижения во вмешательству Нерешенные Годы коалиции) у власти, их внутренней государства в проблемы политические лидеры политике экономику

З а д а н и е пятой группе: «Послевоенная история Германии»
1. Выберите из «Исторического словаря» понятия, связанные с историей Германии, объясните их.
2. Журналисты придумали «формулу» решений о послевоенном устройстве Германии —«4Д + О»: денацификация, демократизация, демилитаризация, декартелизация и оккупация. Какие из этих принципов были реализованы в западной зоне оккупации?
3. Как на политической карте Европы появились два немецких государства?
4. Заполните таблицу. Определите особенности политического устройства ФРГ. Какие политические партии определяют развитие ФРГ в послевоенный период? Отношение к Партии (партийные Достижения во вмешательству Нерешенные Годы коалиции) у власти, их внутренней государства в проблемы политические лидеры политике экономику
5. Каковы значение и политические последствия разрушения Берлинской стены, создания единого немецкого государства?

З а д а н и е шестой группе: «Послевоенная история Японии»
1. Выберите из «Исторического словаря» понятия, связанные с историей Японии, объясните их.
2. В чем заключалась двойственность американской политики в Японии по окончании войны? Можно ли утверждать, что японское «экономическое чудо» — следствие деятельности США?
3. Как решалась проблема пограничного урегулирования между СССР и Японией в послевоенный период?

ВАРИАНТ II. Форма урока — практикум.

З а д а н и е 1. На основании информации учебника заполните таблицу «Ключевые события истории развитых стран Запада во второй половине XX в.»: 1 этап: 1945 г.— II этап: конец III этап: 70-е— IV этап: середина Страна середина 50-х гг. 50-х — 60-е гг. начало 80-х гг. 80-х— 90-е гг. США Великобритания Франция Италия Германия Япония

З а д а н и е 2. Определите на материале истории двух-трех стран, каким способом пытались правительства разрешить стоящие перед страной на каждом этапе проблемы. Выделите общие для различных государств способы достижения цели.

Домашнее задание. Ответить на вопросы 1 и 2 ко всему параграфу (с. 255—256 учебника). Вопросы и задания для проверки усвоения темы. I уровень Вариант 1.

З а д а н и е 1. Соотнесите исторический факт, доктрину, идею или политический курс и связанного с ними исторического деятеля: Доктрина, идея или курс Политический деятель
1 Политика «новых рубежей» 1 М. Тэтчер
2 Новая восточная политика 2 Г. Трумэн
3 Голлизм 3 М.-Л. Кинг
4 «Справедливый курс»
4 В. Брандт 92 5 Рейганомика 5 Дж. Макартур 6 «Охота на ведьм» 6 Дж. Кеннеди 7 «Уотергейтский скандал» 7 Ш. де Голль 8 «Особые отношения» с США 8 Дж. Маккарти
9 Ограничение власти императора Японии 9 Р. Рейган
10 Ненасильственное движение против расовой сегрегации 10 Р. Никсон

З а д а н и е 2. Выберите «лишний элемент», объясните выбор:

 1) а) Ф.-Д. Рузвельт; б) Г. Трумэн; в) Дж. Кеннеди; г) Р. Рейган; д) Б. Клинтон;

2) а) Великобритания; б) Япония; в) Германия; г) Италия;

3) а) Р. Рейган; б) Ф. Миттеран; в) Ж. Ширак; г) М. Тэтчер;

4) а) А. де Гаспери; б) А. Моро; в) С. Берлускони; г) Дж. Макартур;

 5) а) «Локхид»; б) «Уотергейт»; в) Карибский кризис.

З а д а н и е 3. По историческим фактам определите страну:
1. Движение Сопротивления, референдум о судьбе монархии, «экономическое чудо», «еврокоммунизм», проблема Севера и Юга. (Италия.)
2. Атомная монополия, «холодная война», движение за гражданские права, рейганомика. (США.)
3. Монархия, кризис колониальной империи, борьба за вступление в ЕЭС, проблема Ольстера. (Великобритания.)

З а д а н и е 4. По фактам биографии определите политического лидера:
1. Активный участник Второй мировой войны. Сторонник авторитарного политического режима, создатель конституции. Ушел в отставку, не сумев провести реформу местного самоуправления. (Ш. де Голль.)
2. Христианский демократ. Стремился ограничить вмешательство государства в экономику, провел приватизацию, сократил социальные расходы государства. Внес большой вклад в решение главной проблемы государства. (К. Аденауэр.)
3. Демократ. Предложенный им политический курс предусматривал социальную защиту населения, развитие государственной системы образования. При нем возник и был благополучно разрешен один из самых опасных международных кризисов, чреватый развязыванием новой войны. (Дж. Кеннеди.)

Вариант 2. 

 З а д а н и е 1. Соотнесите исторический факт, доктрину, идею или политический курс и связанного с ними исторического деятеля: Политический Доктрина, идея или курс деятель 1 Политика сдерживания 1 М. Тэтчер 2 Проверка заподозренных в антиамериканской деятельности 2 Ф.-Д. Рузвельт 3 Объединение действий христианско-демократической и 3 Д. Эйзенхауэр коммунистической партий 4 Реформа местного самоуправления 4 Дж. Маршалл 5 Тэтчеризм 5 Т. Блэр 6 Продолжение сотрудничества с СССР 6 Г. Коль 7 Экономическая помощь послевоенной Европе 7 Г. Трумэн 8 Соглашение по мирному урегулированию ольстерской проблемы 8 Дж. Маккарти 9 «Балансирование на грани войны» 9 Ш. де Голль 10 Мирное демократическое воссоединение Германии 10 А. Моро

З а д а н и е 2. Выберите «лишний элемент».

Объясните выбор: 1) а) Д. Эйзенхауэр; б) Р. Никсон; в) Дж. Кеннеди; г) Дж. Форд; д) Р. Рейган; е) Дж. Буш;

2) а) Великобритания; б) США; в) СССР; г) Япония;

3) а) К. Аденауэр; б) Дж. Макартур; в) В. Брандт; г) Г. Коль; д) Г. Шредер;

 4) а) ограничение вмешательства государства в экономику; б) приватизация; в) расширение социальных программ; г) сокращение налогов на корпорации;

 5) а) Т. Блэр; б) У. Черчилль; в) М. Тэтчер; г) Дж. Мэйджор.

З а д а н и е 3. По упомянутым историческим фактам и реалиям определите страну.
1. Временный режим, Четвертая республика, майский кризис, Пятая республика. (Франция.)
2. Денежная реформа, «экономическое чудо», проблема «востока» и «запада». (Германия.)
3. Монархия, «экономическое чудо», проблема «северных территорий». (Япония.)

II уровень З а д а н и е 1. Заполните таблицу:  Действующий Монархия Унитарное или Когда принята Правящая Партийная глава Страна или федеративное действующая партия система государства и республика государство конституция (коалиция) правительства

З а д а н и е 2. Сравните экономические и социально-политические последствия Второй мировой войны для: а) США и Великобритании; б) Великобритании и Франции; в) Италии и Японии; г) Германии и Японии. Используйте форму таблицы, критерии сравнения выберите самостоятельно.

З а д а н и е 3. Какие изменения произошли в экономической сфере одной из развитых стран Запада (по выбору учащегося или учителя) во второй половине XX в.?

З а д а н и е 4. Сравните причины «экономического чуда» Германии, Италии, Японии.

З а д а н и е 5. Какие изменения произошли в социальной сфере одной из развитых стран Запада (по выбору учащегося или учителя) во второй половине XX в.?

З а д а н и е 6. Какие изменения произошли в политической сфере одной из развитых стран Запада (по выбору учащегося или учителя) во второй половине XX в.?

 З а д а н и е 7. Изобразите графически подъемы и спады экономического развития стран Запада в послевоенный период. Сопоставьте циклы экономического развития и происходящие в этот период социально-политические изменения. Сделайте обобщающий вывод.

З а д а н и е 8. Определите ключевые проблемы послевоенного развития каждого государства. Каким образом пытались правительства разрешить стоявшие перед странами проблемы? Оцените, насколько успешной была их деятельность.

З а д а н и е 9. Какие факторы повлияли на интеграцию стран Запада в послевоенный период? Проследите, как складывалась система экономической интеграции стран Запада.

Ill уровень З а д а н и е 1. На конкретных примерах сравните кейнсианскую и монетаристскую модели экономического развития. Линии сравнения определите самостоятельно.

З а д а н и е 2. Сделайте обобщающий вывод об основных тенденциях развития западного мира в политической, социальной и экономической сферах

 З а д а н и е 3. Почему интеграция становится общемировой тенденцией развития во второй половине XX в.? Каково значение интеграции в экономической и социально- политической сферах? Выскажите свое мнение о положительных и отрицательных последствиях интеграции.

З а д а н и е 4. На примере одной из развитых стран Запада охарактеризуйте экономику постиндустриального общества. Каковы социальные и политические последствия вступления общества в информационную стадию развития?

УРОК 25. Особенности развития стран Северной и Южной Европы во второй половине XX в.

План изучения новой темы
1. Общее и особенное в развитии государств Северной Европы.
2. Общее и особенное в развитии государств Южной Европы.
3. Уроки исторического развития стран Северной и Южной Европы в конце XX в.

Разбираем пункт 1 плана.

З а д а н и е 1. Покажите на политической карте королевство Швеция, королевство Норвегия, королевство Дания и Финляндскую республику. Назовите столицы этих государств. Коротко охарактеризуйте их географическое положение.

З а д а н и е 2. Выделите на основании текста учебника общие черты развития североевропейских стран. Примерный ответ: Развитие национальной экономики вообще и промышленности в частности с опорой на собственные ресурсы и экономическую интеграцию, в результате которых Финляндия и Швеция являются развитыми индустриальными, а Дания и Норвегия — высокоразвитыми индустриально-аграрными странами; создание социально ориентированного общества (высокий уровень жизни и социальной защищенности населения); значительные расходы государств на социальные нужды (скандинавская модель социализма большая роль социал-демократических партий в политической жизни (Социал-демократической партии Дании, Норвежской рабочей партии, Социал- демократической партии Финляндии, Социал-демократической рабочей партии Швеции); большая роль местного самоуправления в политической жизни.

З а д а н и е 3. Определите особенности развития Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии. С какими проблемами столкнулись эти государства в конце XX в.? Как решаются эти проблемы? Переходим к пункту 2 плана.

З а д а н и е 1. Покажите на карте Греческую республику, Португальскую республику и королевство Испания. Назовите столицы государств. Кратко охарактеризуйте их географическое положение.

 З а д а н и е 2. Соотнесите понятия и их определения: Понятия Определения 1 Авторитарный 1 Опора политического режима на три политических института: монархию, режим парламент, армию 2 Режим 2 Способ осуществления политического господства, для которого характерны полковников неограниченная власть одного человека или группы лиц, не допускающих политической оппозиции, но сохраняющих автономию личности и общества в неполитических сферах 96 3 Баскская 3 Борьба за расширение автономии для своей автономной области проблема 4 Каталонская 4 Борьба за расширение автономии с использованием вооруженных методов проблема 5 Триархия 5 Период антидемократического правления военных в 1967—1974 гг. в Греции

З а д а н и е 3. Общей особенностью развития южноевропейских стран во второй половине XX в. является демократическая трансформация авторитарных режимов. Покажите специфику этого процесса в каждой стране. Заполните таблицу на основании информации учебника: Вопросы для сравнения Португалия Испания Греция Когда существовал авторитарный режим? Кто возглавлял государство? Когда был свергнут авторитарный режим? Какие силы приняли участие в свержении авторитарного режима? Каковы особенности демократических преобразований? Какие проблемы встали перед государством в конце XX в.? При обсуждении пункта 3 проводим обобщающую беседу с классом. Просим назвать главные достижения североевропейских стран и стран Южной Европы в экономике, политике и социальной сфере.

Домашнее задание. § 25.

УРОК 26. Создание основ тоталитарного общества. Общие черты коммунистических режимов в государствах Восточной Европы

При изучении рекомендуем объединить материал § 26 и первый раздел и заключение к § 27.

План изучения новой темы
1. Создание основ тоталитарных режимов. Приход к власти коммунистических партий.
2. Общие черты развития стран «народной демократии».

При изучении пункта 1 просим учащихся показать на карте Европы государства, которые образовались во второй половине XX в., так называемый социалистический лагерь (страны Восточного блока, народной демократии). Общей особенностью этих государств (кроме Албании) явилось то, что в их освобождении приняли участие советские вооруженные силы и после окончания Второй мировой войны практически все они оказались в сфере советского влияния. Ставим проблему: какую роль в так называемом «социалистическом выборе» пути послевоенного развития сыграл СССР? Для ее разрешения предлагаем выполнить задания, используя информацию учебника.

З а д а н и е 1. Заполните таблицу, указав страны, в послевоенной истории которых проявилось действие указанных факторов. Сделайте вывод, определив наиболее существенные, на ваш взгляд, факторы общественного развития, предопределившие социалистический выбор: Факторы, влияющие на общественное развитие страны в послевоенный период Страны Участие советских войск в освобождении государства, в свержении профашистского режима Народные восстания против фашизма, авторитарных и диктаторских режимов Существование советской оккупационной администрации Создание Народного (Национального, Отечественного) фронта борьбы против фашизма Большое влияние и популярность левых сил (коммунистических партий) Создание национальных правительств, отказ признать законными эмигрантские правительства Переход к республиканской форме правления Проведение национализации собственности пособников фашизма и аграрной реформы

З а д а н и е 2. Составьте логическую цепочку «Механизм прихода к власти коммунистических партий» (в скобках даны примерные варианты заполнения схемы): Активное участие в народных фронтах и коалиционных правительствах

Контроль над силовыми министерствами Контроль за министерствами экономики и иностранных дел Завоевание большинства в правительстве Подавление политической оппозиции

З а д а н и е 3. На основании документов и информации учебника докажите, что советская модель общественного развития лежала в основе изменений в странах Восточной Европы. Из статьи В. Пика (лидера Социалистической единой партии Германии). 1959 г. Мы выполнили заветы Карла Либкнехта. ...Жертвенная смерть Карла Либкнехта и многих борцов «Спартака» была не напрасной. В большей части Германии — в Германской демократической республике — заветы незабвенных погибших товарищей были выполнены... Социалистическая единая партия Германии — партия рабочего класса... — прочно стоит на позициях марксизма- ленинизма... Германский милитаризм и фашизм был искоренен в Германской Демократической Республике до основания. Монополисты и военные преступники экспроприированы, а их заводы переданы в собственность народа. Милитаристская каста юнкеров была удалена из их дворянских имений, и земля передана безземельным и малоземельным крестьянам. Капиталистический государственный аппарат был полностью сломан. В рамках антифашистского строя были совершенно заново построены армия, полиция, юстиция, администрация, органы народного образования и все другие государственные институты. Неуклонное развитие революции привело в итоге к созданию рабоче-крестьянской власти и осуществлению диктатуры пролетариата. Из закона Великого Национального Собрания Румынии. 11 июня 1948 г.

Статья 1. Национализируются все богатства недр, не являющиеся... собственностью государства, а также все промышленные, банковские, страховые, горнорудные, транспортные и телекоммуникационные частные предприятия, общества и объединения... Из Отчетного доклада ЦК Венгерской социалистической партии VIII съезду партии. 1962 г.

Несомненно, самым большим достижением последних трех лет была социалистическая перестройка сельского хозяйства. Наша партия правильно применила марксистско-ленинскую научную теорию в решении аграрного вопроса... Она ясно сознавала, что партия, рабочий класс должны организовать крестьянство и повести его по пути социализма. Главной формой массовой организации являлась сельскохозяйственная производственная кооперация... 

При изучении пункта 2 учитываем, что характерные черты установившихся режимов перечислены в конце § 27:
1. Диктатура коммунистической партии.
2. Сращивание партийного и государственного аппарата.
3. Контроль за общественно-политической и культурной жизнью, ущемление прав свобод граждан.
4. Ограничение или запрет частной собственности.
5. Создание плановой экономики, индустриализация и кооперирование сельского хозяйства.

К этим чертам необходимо добавить такую характеристику, как господство коммунистической идеологии. Просим класс по перечисленным признакам определить историческое явление и делаем вывод о тоталитарной сущности политического режима, установленного в странах народной демократии.

Выделяем этапы эволюции коммунистических режимов. Это 1944—1945 гг. — 1948— 1949 гг. — создание основ тоталитарных режимов;
до 1956 г. — развитие сталинской модели социализма;
конец 60-х гг. — трансформация сталинской модели, попытка реформирования режима;
70-е — конец 80-х гг. — отказ от реформ, нарастание кризисных явлений во всех сферах жизни общества;
конец 80 — начало 90-х гг. — демократические революции в Восточной Европе, крах тоталитарных режимов.

Домашнее задание. Вопросы 2 и 3 после § 26.

УРОК 27. Страны Восточной Европы в 50-х — начале 90-х гг. XX в.

Форма урока — групповая работа. Предлагаем классу матрицу для изучения истории восточноевропейских стран. Класс делится на семь групп. Каждая группа, используя материал, справочную литературу и источники, готовит развернутые ответы на вопросы и предлагает формулировки для фиксации в таблице:

Вариант I. Роль в экономи- Самые Особенности Внешнеполити- Выступления ческой Членство известные социалисти- ческий курс. против Страна интеграции в СЭВ, личности ческой Отношения с тоталитарного социалисти- ОВД эпохи модели СССР режима ческих социализма стран Болгария Венгрия ГДР Польша Румыния Чехословакия Югославия

Вариант II. Задание можно упростить, использовав для групповой работы вопрос 3 после § 27.

В этом случае группы получают задание ответить на вопросы и подготовить записи в таблицу «Специфика развития стран «народной демократии»: Особенности Особенности Выступления граждан против Страна социалистической внешнеполитического коммунистического режима в 50— модели курса 70-е гг.

Вариант III. Для групповой работы можно использовать не проблемный, а хронологический подход к истории восточноевропейских стран. В этом случае на уроке группы работают с 1—3 вопросами, а последняя колонка остается незаполненной до следующего урока: Сталинская Попытки Отказ от реформ, Демократические модель реформирования нарастание Страна революции (конец 80- социализма (до режимов (конец 50-х — кризиса (70-е — х — начало 90-х гг.) 1956 г.) конец 60-х гг.) конец 80-х гг.)

Домашнее задание. Вопросы 2 и 4 после § 27.

УРОК 28. Ликвидация коммунистических режимов в Восточной Европе

 План изучения новой темы
1. Причины краха социалистической модели в Восточной Европе.
2. Особенности демократических революций.
3. Демократические преобразования в Восточной Европе.

Особенности посттоталитарного общества.

Исторический календарь
Албания апрель 1985 г. — смерть Э. Ходжи. Первым секретарем Албанской партии труда избран председатель президиума Народного Собрания Албании Р. Алия а
прель 1987 г. — пленум ЦК. АПТ признал ошибочной линию по ограничению личного подсобного хозяйства крестьян, изменил политику в сельском хозяйстве
осень 1990 г. — албанское руководство заявило о проведении политики реформ
декабрь 1990 г. — создание Демократической партии Албании, фактически возникает многопартийность. Сейчас партия располагает большинством мест в парламенте
февраль 1991 г.— во время демонстрации студентов при столкновении с силами охраны порядка убито четверо
март 1991 г. — первые парламентские выборы на многопартийной основе
апрель 1991 г. — провозглашение Республики Албания
июнь 1991 г. — АПТ преобразована в Социалистическую партию Албании. Сейчас партия находится в оппозиции Болгария
10 ноября 1989 г. — пленум БКП отстранил Т. Живкова от занимаемых должностей
декабрь 1989 г. — образование Союза демократических сил во главе с Ж. Желевым — движения, оппозиционного БКП
апрель 1990 г. — создание Болгарской социалистической партии на основе БКП. Лидер — П. Младенов
весна 1990 г. — П. Младенов избран президентом
август 1990 г. — отставка Младенова, парламент избирает президентом Ж. Железа
декабрь 1990 г. — сформировано первое многопартийное правительство Болгарии
январь 1992 г. — прямые всенародные президентские выборы. Президент — Ж. Желев
1996 г. — избрание президентом П. Стоянова (Союз демократических сил) Венгрия
июнь 1987 г. — сформировано правительство К. Гросса. Предложение радикальной экономической реформы, критика застойных явлений в обществе
июнь 1987 г. — создание альтернативного движения либеральной интеллигенции — Венгерский демократический форум (летом 1989 г. был преобразован в партию)
май 1988 г. — Всевенгерская конференция ВСРП. Смена старого партийного руководства (отставка Я. Кадара). Новое политбюро (К. Гросс, И. Пожгаи, Р. Ньерш)
конец 1988—1989 г. — обсуждение в парламенте вопроса о введении многопартийной системы в стране
февраль 1989 г. — пленум ЦК ВСРП. Переоценка событий 1956 г., отказ от руководящей роли ВСРП
весна 1989 г. — начало заседаний «круглого стола». Выработка соглашения о создании парламентской демократии, правового государства, коренной реорганизации ВСРП
лето 1989 г. — отставка ряда депутатов Государственного собрания Венгрии (парламента), начало работы в Парламенте представителей оппозиционных партий. Провозглашение Венгерской Республики, многопартийности
октябрь 1989 г. — решение чрезвычайного съезда ВСРП о создании Венгерской социалистической партии
весна 1990 г. — выборы в Государственное собрание. Формирование коалиционного правительства без коммунистов и социалистов ГДР
7 октября 1989 г. — массовые антиправительственные демонстрации в Лейпциге, Дрездене и других городах. Разгон демонстраций и аресты участников вызвали рост протеста
18 октября 1989 г. — пленум ЦК СЕПГ освободил Э. Хонеккера от поста Генерального секретаря «по состоянию здоровья»
4 ноября 1989 г. — демонстрация в Берлине (500 тыс. человек) требует отставки правительства и проведения свободных выборов ноября 1989 г. — отставка Политбюро ЦК СЕПГ 
ноября 1989 г. — падение Берлинской стены
декабрь 1989 г. — съезд СЕПГ. Образование на ее основе Партии демократического социализма. В дальнейшем — попытка созвать «круглый стол» март 1990 г. — свободные демократические выборы парламента ГДР. Победа объединения «Альянс за Германию»
31 августа 1990 г. — договор между ФРГ и ГДР об объединении
3 октября 1990 г. — Договор об объединении вступил в силу, ГДР стала частью ФРГ
ноябрь 1990 г. — общегерманские выборы в бундестаг
17 марта 1991 г, — вступление в действие Договора о полной целостности Германии Польша
весна 1989 г. — «круглый стол». Соглашение между ПОРП ,и «Солидарностью» о проведении парламентских выборов на многопартийной основе
июнь 1989 г. — парламентские выборы, формирование правительства Т. Мазовецким. Представители ПОРП — в меньшинстве
январь 1990 г. — решение о самороспуске ПОРП. Образование партий: Социал- демократия республики Польша и Социал-демократического союза
январь 1990 г. — начало экономической реформы. «Шоковая терапия»
декабрь 1990 г. — отставка В. Ярузельского. Победа на президентских выборах Л. Валенсы
1996 г. — поражение Л. Валенсы на очередных выборах президента. Победа кандидата социалистов А. Квасьневского Румыния
декабрь 1989 г. — расстрел демонстрации в Тимишоаре
21 декабря 1989 г. — попытка властей провести митинг в поддержку политики Чаушеску в Бухаресте. Выступление против власти, разгон демонстрантов, введение особого положения в стране. Начало восстания в Бухаресте. Переход армии на сторону народа. Вооруженная борьба с «Секуритате» (служба государственной безопасности) продолжалась в течение недели. Создание Фронта национального спасения во главе с И. Илиеску
22 декабря 1989 г. — арест Николае и Елены Чаушеску (25 декабря были расстреляны по приговору чрезвычайного военного трибунала)
23 декабря 1989 г. — Совет Фронта национального спасения взял государственную власть в свои руки
февраль 1990 г. — в ходе работы «круглого стола» с участием всех оппозиционных партий создан Временный совет национального согласия (И. Илиеску)
май 1990 г. — выборы президента и парламента. Победа И. Илиеску и ФНС, преобразованного в политическую партию
ноябрь 1991 г. — принятие конституции Румынии
1996 г. — президентом Румынии избран Э. Константинеску Чехословакия
17 ноября 1989 г. — митинг студентов (15 тыс.) в память о расстреле антифашистского выступления пражских студентов в 1939 г. перерос в антиправительственную демонстрацию. При разгоне демонстрации были раненые
ноября 1989 г. — демонстрация протеста в Праге и других городах
ноября 1989 г. — продолжение демонстраций, учреждение «Гражданского форума» в Чехии
20 ноября 1989 г. — демонстрация в Праге (150 тыс. человек), учреждение организации «Общественность против насилия» в Словакии
24 ноября 1989 г. — отставка руководства КПЧ
начало декабря 1989 г. — заседания «круглого стола», решение о формировании коалиционного правительства
10 декабря 1989 г. — начало работы коалиционного правительства, Г. Гусак объявил об отставке с поста президента
29 декабря 1989 г. — выборы в Федеральное собрание. Председателем Федерального собрания избран А. Дубчек, президентом страны — В. Гавел
1990 г. — Чехословакия преобразована в Чешскую и Словацкую Федеративную Республику
декабрь 1992 г. — Федеральное собрание ЧСФР приняло закон о разделении федерации
1 января 1993 г. — провозглашение суверенных Чешской Республики и Словацкой Республики Югославия
1988 г. — обострение отношений между албанцами и сербами в автономном крае Косово (Сербия), автономия Косова была упразднена, мусульманское (албанское) большинство Косова стремится к решению национального вопроса 
январь 1990 г. — чрезвычайный съезд СКЮ, жесткое противостояние между республиканскими союзами коммунистов. Распад партии на самостоятельные республиканские организации
1990 г. — первые многопартийные выборы в парламенты республик Югославии. Приход к власти партий и лидеров с националистическими лозунгами
25 июня 1991 г. — выход из состава Югославии Словении и Хорватии. Обострение «сербского вопроса» в Хорватии, начало гражданской войны
17 ноября 1991 г. — провозглашение суверенитета Македонии
январь 1992 г. — направление миротворцев ООН в Хорватию
апрель 1992 г. — провозглашение суверенитета Боснии и Герцеговины
1992 г. — Сербия и Черногория образовали Союзную республику Югославию
1999 г. — военные действия США и их союзников против СРЮ В начале урока организуем работу с картой.

Просим показать новые государства, образовавшиеся в Восточной Европе в начале 90-х гг., назвать их столицы. Отмечаем, что создание национальных государств было лишь одним из революционных преобразований.

При изучении пункта 1 даем предварительное задание: «На основании анализа причин революций сформулируйте их основные задачи и определите характер революций».

1) Внутренние факторы:
1. Экономические — резкое снижение темпов экономического развития, экстенсивный характер развития экономики в большинстве стран, административно-командная экономическая модель, отсутствие структурных изменений в экономике, инфляционные процессы, резкое отставание от стран Запада не только по количественным, но и по качественным показателям. Динамика ежегодного прироста совокупного национального дохода стран-членов СЭВ: 50-е гг. — 9,5% 60-е гг. — 6,7% 70-е гг. — 4,5% 1981—1989 гг. — менее 2%
2. Накопление социальных проблем — падение жизненного уровня, менее заметное только в ГДР и Чехословакии, обострение всех противоречий в обществе, в том числе и национальных (в Югославии, Чехословакии, Румынии, Болгарии).
3. Протест против тоталитарных политических режимов, политического господства коммунистических партий.
4. Во всех странах росло недовольство существующими порядками, которое выражалось в массовом забастовочном движении, формировании оппозиционных организаций («Хартия — 77» в Чехословакии, «Солидарность» в Польше, экологисты в Болгарии).

2) Внешний фактор: Политические преобразования в СССР (перестройка). Дополнительная информация. Присутствие войск СССР на территории государств-участников ОВД (конец 80-х гг.): Группа Территория Численность (военнослужащие, члены их войск дислокации семей. Вольнонаемные) Восточная Западная 546 тыс. Германия Центральная Чехословакия 87 тыс. Северная Польша 67 тыс. Южная Венгрия 65 тыс. 28 июня 1991 г. представители стран-членов СЭВ подписали в Будапеште протокол о расформировании организации; действие Варшавского Договора было прекращено 1 июля 1991 г. протоколом пражского совещания Политического консультативного комитета государств-участников. Заканчиваем изучение вопроса обсуждением предварительного задания. Делаем вывод об антитоталитарном, антикоммунистическом, демократическом характере революций, в качестве основных задач революций выделяем создание открытого демократического общества с политическим и идеологическим плюрализмом; формирование рыночной модели экономики, повышение жизненного уровня населения; достижение национально- государственной независимости.

Начинаем изучать пункт 2 с общей характеристики особенностей революционных процессов — быстрые темпы преобразований, их радикальность и масштабность. Они затронули страны с населением свыше 140 млн. человек, изменили расстановку сил в Европе и мире, определив судьбу европейского социализма и повлияв на существование биполярной системы.

З а д а н и е 1. Завершите таблицу, включив в нее фактические данные о революциях в восточноевропейских странах (для учителя они даны в скобках): Специфика протекания революционных процессов Эволюционная форма «Взрывная» форма преобразований преобразований Венгрия Польша «Бархатные» революции (достижение Органы порядка Народное Гражд Февраль Февраль революционных целей без пролития применили силу восстание война 1989 г. — 1989 г. — крови) Пленум начало ВСРП — отказ заседаний ГДР Болгария Чехословакия Албания 1990 г. Румыния Югос от руководящей «круглого Сентябрь— Ноябрь Ноябрь— смна Декабрь 1991 г роли партии в стола» ноябрь 1989 г. декабрь политического 1989 г. — распа  обществе. Весна Соглашение 0 1989 1989 г. курса. Февраль расстрел СФРЮ 1989 г. — принципах 1991 г. — при выступлений Начал начало работы парламентской Общий механизм: массовые столкновении с в гражд «круглого демократии выступления населения, отстранение силами охраны Тимишоаре. войны стола». от власти коммунистического порядка убито 4 1990 г. — руководства человека. Март Восстание в выборы в 1991 г. — Бухаресте. парламент на многопартийные Убиты 1104 многопартийной выборы человека основе Переходим к пункту 3.

З а д а н и е 2. Проанализируйте демократические преобразования в европейских странах (учебник, § 28). Выделите основные преобразования в политической и экономической сферах. Сравните их с преобразованиями, проходящими в нашей стране в 90-е гг. З а д а н и е 3. Какие негативные процессы возникли в бывших странах «народной демократии» на современном этапе? Сравните оценку достижений посткоммунистических стран. Как вы объясните полярность точек зрения? Выскажите свое мнение по этому вопросу. «За последние пять лет даже самые отсталые страны сделали гигантский шаг вперед. В самом деле, в Центральной и Юго-Восточной Европе наблюдаются сенсационные успехи, которые не в состоянии оценить ни Запад, ни те, кто живет здесь...» (мнение социолога Э. Ханкиша, Венгрия, 1994 г.).

«Переворот в ноябре 1989 г. глубоко затронул жизнь всего общества. Массы обмануты «нежной» революцией с ее абстрактными лозунгами о демократии, свободе, плюрализме, приватизации, рыночной экономике. Люди убедились, что приватизация означает бессовестный грабеж тех ценностей, что созданы за сорок лет при социализме. Рыночная экономика — это безработица, снижение жизненного уровня народа, а демократия и свобода — только для богатых» (мнение представителя бывшей словацкой компартии, 1994 г.). Домашнее задание. Вопрос 4 к § 28. Можно предложить для подготовки сообщения по этому вопросу следующие статистические данные. Доля стран Центральной и Восточной Европы во внешней торговле России (% от товарооборота): Страны Центральной и Восточной Европы 1990 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. В целом 38,7 14,8 15,3 15 Болгария 9,7 2,4 1,9 2,2 Венгрия 6,8 3,5 1,9 3,3 Польша 9,3 3,7 2,8 4,1 Румыния 3,6 1,3 1 1,2 ЧСФР 9,3 — — — Словакия — 2,0 2,5 2,0 Чехия — 1,9 2,8 2,2 108 Вопросы и задания для проверки усвоения темы.

I уровень Вариант 1.

З а д а н и е 1. Восстановите последовательность событий:
1. «Пражская весна».
2. Создание СЭВ.
3. Народное восстание в Болгарии.
4. Нормализация дипломатических отношений СССР и Югославии.
5. Подавление восстания в Венгрии войсками СССР.
6. Создание Организации Варшавского Договора.
7. Народное восстание в Румынии.
8. Введение военного положения в Польше.
9. Приход коммунистических партий к власти.
10. Объединение Германии.

З а д а н и е 2. Найдите правильный ответ:

1. СССР не принимал участия в освобождении: а) Албании; б) Болгарии; в) Румынии.

2. «Народная демократия» означает: а) высшую форму демократии; б) тоталитарный коммунистический режим; в) общую характеристику социалистического лагеря.

 3. Решения XX съезда КПСС привели к: а) ужесточению социализма сталинского образца; б) попытке изменить социально-политический строй; в) распаду социалистического лагеря.

4. В большинстве стран Восточной и Юго-Восточной Европы в конце 40-х—50-е гг. не проводились: а) индустриализация; б) кооперирование; в) ликвидация неграмотности.

5. Народные выступления против тоталитарного государства в 50—70-х гг. происходили в: а) Венгрии, Польше, ГДР; б) Албании, Чехословакии, Польше; в) Болгарии, ГДР, Чехословакии.

6. Для Румынии в 50—80-х гг. нехарактерны: а) полная поддержка курса СССР; б) создание культа личности Н. Чаушеску; в) политика балансирования между Востоком и Западом.

7. «Кадаровский социализм» имел некоторые общие черты с социалистической моделью: а) Болгарии; б) ГДР; в) Югославии.

8. Лидером «Пражской весны» был: а) А. Дубчек; б) Г. Гусак; в) Л. Свобода.

9. «Бархатная революция» — это: а) отказ от радикальных преобразований революционного типа; б) бескровная смена коммунистического режима на либеральный; в) распад федеративного государства.

3адание 3. Соотнесите название страны и имя политического деятеля: Страна Государственный деятель 1 Албания 1 Т. Живков 2 Болгария 2 В. Гавел 109 3 Венгрия 3 Н. Чаушеску 4 ГДР 4 С. Милошевич 5 Польша 5 Э. Ходжа 6 Румыния 6 В. Пик 7 Чехословакия 7 И. Надь 8 Югославия 8 В. Ярузельский З а д а н и е 4. Выберите «лишний элемент», аргументируйте выбор: 1) а) Л. Валенса; б) В. Гавел; в) Т. Живков; 2) а) Албания; б) Болгария; в) ГДР; г) Польша; 3) а) Югославия; б) Чехословакия; в) Румыния; 4) а) 1953 г.; б) 1955 г.; в) 1956 г.; г) 1968 г.; 5) а) диктатура коммунистических партий; б) ущемление политических прав и свобод граждан; в) реституция; г) плановое ведение хозяйства.

З а д а н и е 5. Соотнесите лозунг, политическую идею или исторический факт и страну, с которой связано это явление: Страна Лозунг, идея или факт 1 Албания 1 «Кадаровский социализм» 2 Болгария 2 Политика балансирования между Востоком и Западом 3 Венгрия 3 Социализм с человеческим лицом 4 ГДР 4 «Система самоуправления» 5 Польша 5 «Опора на собственные силы» 6 Румыния 6 Стремление войти в состав СССР 7 Чехословакия 7 «Витрина социализма» 8 Югославия 8 Коллективизация с учетом национальных традиций З а д а н и е 6. Соотнесите имя политического деятеля и факты его биографии (политические деятели: а) Л. Валенса; б) А. Дубчек): 1. Родился в 1921 г. По образованию юрист. В детские и юношеские годы жил с родителями в СССР. С 1939 г. — член КПЧ. Возглавил партию в критический для страны период, впоследствии был исключен из партии и освобожден от всех занимаемых должностей. Возвращение в большую политику состоялось в ходе демократической революции. 2. Родился в 1943 г. в крестьянской семье. Высшего образования не имеет. Работал электриком. Защищал экономические и политические права рабочих как профсоюзный лидер. Был в оппозиции правительству, подвергался преследованиям, находился в заключении. Был избран первым президентом посткоммунистического государства.

Вариант 2.

З а д а н и е 1. Восстановите правильную хронологическую последовательность событий:
1. Интервенция в Чехословакию войск стран-членов ОВД.
2. Падение Берлинской стены.
3. Создание Коминформа, ухудшение отношений СССР и Югославии.
4. Народное восстание в Словакии.
5. Народное восстание в Венгрии.
6. Провозглашение ГДР и ФРГ.
7. «Бархатная революция» в Чехословакии.
8. Создание профсоюза «Солидарность» в Польше.
9. XX съезд КПСС. 10. Распад Югославии.

З а д а н и е 2. Найдите правильный ответ:

1. На завершающем этапе Второй мировой войны народные восстания против властей, бывших союзниками Германии, не произошли в: а) Албании; б) Болгарии; в) Румынии.

2. В 40-е гг. предпочла республиканскую форму правления монархической: а) Румыния; б) Чехословакия; в) Польша.

3. В странах Восточной Европы в конце 40-х гг. утвердилась: а) советская власть; б) «народная демократия»; в) военная диктатура.

4. В 1956 г. выступления против сталинской модели общества не происходили в: а) Польше; б) Болгарии; в) Венгрии.

5. В большинстве стран Восточной и Юго-Восточной Европы в конце 40-х—50-х гг. были проведены: а) национализация собственности; б) приватизация собственности; в) реституция собственности.

6. В ОВД в 1955 г. не вошла: а) Венгрия; б) Албания; в) Югославия.

7. «Албанский путь к социализму» означал: а) строительство социализма с опорой на собственные силы; б) демократические реформы и рыночные отношения; в) смену Э. Ходжи как политического лидера сталинского толка.

8. Независимую внешнюю политику проводили: а) Югославия, Болгария, ГДР; б) Албания, Югославия, Румыния; в) Чехословакия, Польша, Венгрия.

9. Лидером оппозиции в Польше в 80-е гг. становится: а) В. Ярузельский; б) К. Войтыла; в) Л. Валенса.

10. Революции конца 80-х гг. были: а) антитоталитарными, демократическими, антикоммунистическими; б) верхушечными переворотами; в) антикоммунистическими контрреволюциями.

З а д а н и е 3. Соотнесите название страны и имя политического деятеля: Страна Государственный деятель 1 Албания 1 А. Дубчек 2 Болгария 2 И.-Б. Тито 3 Венгрия 3 Л. Валенса 4 ГДР 4 Я. Кадар 5 Польша 5 Э. Хонеккер 6 Румыния 6 Р. Алия 7 Чехословакия 7 Ж. Желев 8 Югославия 8 И. Илиеску З а д а н и е 4. Выберите «лишний элемент», аргументируйте выбор: 1) а) Т. Живков; б) Я. Кадар; в) Н. Чаушеску; г) В. Гавел; 2) а) Болгария; б) Венгрия; в) ГДР; г) Польша; д) СССР; е) Чехословакия; 3) а) Польша; б) Венгрия; в) Румыния; 4) а) 1953 г.; б) 1956 г.; в) 1968 г.; г) 1989 г; 5) а) многопартийность; б) защита прав и свобод граждан; в) реституция; г) приватизация; д) плановое ведение хозяйства.

З а д а н и е 5. Соотнесите лозунг, политическую идею или исторический факт и страну, с которой связано это явление: Страна Лозунг, идея или факт 1 Албания 1 «Пражская весна» 2 Болгария 2 Построение национального коммунизма 3 Венгрия 3 Автаркическое развитие 4 ГДР 4 Политика «открытых границ» 5 Польша 5 Активное участие в Движении неприсоединения 6 Румыния 6 Полная поддержка СССР и «свобода» от Москвы во внутренних делах 7 Чехословакия 7 Постоянное соревнование с соседним государством 8 Югославия 8 Независимый оппозиционный профсоюз «Солидарность»

З а д а н и е 6. Соотнесите имя политического деятеля и факты его биографии (политические деятели: а) В. Гавел; б) И. Илиеску): 112

1. Родился в 1930 г. в семье железнодорожника. Учился в Московском энергетическом институте. В своей стране сделал политическую карьеру как комсомольский лидер, затем был членом ЦК партии. Противопоставил собственное мнение политическому лидеру своей страны, был отстранен от должности и находился под контролем госбезопасности. Был избран первым президентом посткоммунистического государства. 2

. Родился в 1936 г. Получил высшее экономическое образование, но прославился как драматург и театральный режиссер. Активный участник антиправительственных выступлений, борец за права человека. Был политическим заключенным. В свое время говорил: «Я не хотел бы заниматься политической деятельностью, хочу работать в театре». Был избран президентом.

 II уровень З а д а н и е 1. Какие факторы повлияли на социалистический выбор стран Восточной и Юго-Восточной Европы?

З а д а н и е 2. Сравните процессы, проходящие в период строительства социализма в СССР и странах «народной демократии».

 З а д а н и е 3. Расскажите, каким образом на политической карте Европы появились два германских государства.

 З а д а н и е 4. Докажите, что «народная демократия» — тоталитарный режим.

З а д а н и е 5. Какие процессы происходили в странах Восточной и Юго-Восточной Европы в 1944—1945 гг. — 1948—1949 гг.; в 1949—1956 гг.; в конце 50-х — конце 60- х гг.; в 70-х — конце 80-х гг.; в конце 80-х — начале 90-х гг.?

З а д а н и е 6. Покажите особенности социализма на примере одной-двух стран по вашему выбору.

З а д а н и е 7. Какие проблемы возникли в отношениях между социалистическими государствами в 50—70-е гг.?

 З а д а н и е 8. Определите причины, характер, особенности и значение революционных процессов 1989—1990 гг.

З а д а н и е 9. На примере одной из восточноевропейских стран покажите формирование, развитие, кризис и крушение социализма.

З а д а н и е 10. Покажите взаимосвязь политических изменений в СССР и странах «народной демократии».

 III уровень З а д а н и е 1. Какую роль в истории государств Восточной и Юго-Восточной Европы сыграл СССР?

З а д а н и е 2. Выскажите свою точку зрения о существовании альтернатив развития стран Восточной и Юго-Восточной Европы после Второй мировой войны.

З а д а н и е 3. Проанализируйте самостоятельно выступления против режима в 50—70- е гг. Покажите общее и особенное в этих событиях. Выберите линии сравнения.

З а д а н и е 4. Дайте оценку роли и значения Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора в истории восточно-европейских государств.

З а д а н и е 5. Можно ли считать неизбежным крушение коммунистических режимов в Европе?

З а д а н и е 6. Почему социально-политические преобразования в странах «народной демократии» приняли форму революций? С чем связана специфика революционных процессов в различных государствах?

З а д а н и е 7. Какие последствия имел переход к демократической модели развития в различных восточноевропейских государствах?

З а д а н и е 8. С чем связано, по вашему мнению, стремление многих бывших стран «народной демократии» вступить в НАТО? Какова позиция России по вопросу о расширении НАТО на Восток?

Назад 1 2 3 4 5 Далее

Назад

Каникулярные программы Президентской школы Ломоносовский детский сад