на главную контакты карта сайта

Поурочные разработки к курсу "Новейшая история зарубежных стран". 11 класс 

УРОК 15. Международные отношения в 30-е гг.

План изучения новой темы

1. Кризис Версальско-Вашингтонской системы.
2. Возникновение очагов Второй мировой войны.
3. Политика «коллективной безопасности» в Европе и ее итоги.
4. Поворот в международных отношениях в 1939 г.

Основная проблема урока: показать, что все процессы мировой политики 30-х гг. были взаимосвязаны, и проанализировать нарастание военной угрозы в Европе и мире.

Исторический календарь
1931 г. — вторжение японских войск в Маньчжурию
1932 г. — франко-советский договор о ненападении
1932—1934 гг. — Женевская конференция по вопросам разоружения
1933г. — выход Германии из Лиги Наций
1933 г. — выход Японии из Лиги Наций
1934 г. — принятие СССР в Лигу Наций
1935 г. — договоры Франции, Чехословакии и СССР о взаимной помощи
1935 г. — введение всеобщей воинской повинности в Германии
март 1935 г. — передача Саарской области Германии
1935—1936 гг. — захват Италией Эфиопии
март 1936 г. — оккупация Рейнской области Германией
1936—1939 гг. — гражданская война в Испании, приход к власти фашистов во главе с Франко
октябрь 1936 г. — договор о сотрудничестве Германии и Италии («ось Берлин — Рим»)
ноябрь 1936 г. — антикоминтерновский пакт Германии и Японии
1937 г. — вторжение Японии в Северный Китай
ноябрь 1937 г. — присоединение Италии к антикоминтерновскому пакту («треугольник Рим — Токио — Берлин»)
1937 г. — выход Италии из Лиги Наций
март 1938 г. — захват Австрии Германией («аншлюс Австрии»)
сентябрь 1938 г. — Мюнхенское соглашение Германии, Италии, Франции и Англии по вопросу Чехословакии март 1939 г. — оккупация всей Чехословакии Германией
май 1939 г. — бои советско-монгольских войск с Японией в районе реки Халхин-Гол
август 1939 г. — переговоры Англии, Франции и СССР в Москве 23 августа 1939 г. — договор о ненападении СССР и Германии, секретный протокол о разделе сфер интересов в Европе

ВАРИАНТ I. Практикум (работа с документами по теме).

Учащиеся делятся на группы по 3—4 человека. Каждая группа получает какой-либо документ по теме «Международные отношения в 30-е гг.» (это может быть текст договора, воспоминания участников или современников событий, художественный текст, материалы прессы и т. п.), к документу прилагается набор вопросов, по которым идет работа. В конце урока группы должны сдать письменный анализ документа.

Возможен другой вариант организации работы с документами: группы получают 20 мин на устное обсуждение документа по предложенным вопросам, а потом по очереди выступают с кратким сообщением перед классом. Остальные учащиеся и учитель имеют право в этом случае задавать вопросы после выступления групп. Документ и вопросы для первой группы Пу И. Из воспоминаний

В августе 1932 г. было оформлено секретное соглашение между Японией и Маньчжоу-Го. Основное содержание его было таково: охрана государственной безопасности и общественного порядка в Маньчжоу-Го полностью возлагалась на Японию, она будет контролировать железные дороги, порты, водные и воздушные пути. Япония имеет право проводить разведку недр и строить шахты, японцы могут назначаться на должности в Маньчжоу-Го, Япония имеет право переселять в Маньчжоу- Го японцев.

Япония прислала своего посла в Маньчжоу-Го, именно он стал настоящим правителем этой территории, истинным императором Маньчжоу-Го. В мае 1932 г. на Северо-Восток прибыла комиссия Лиги Наций по обследованию так называемого маньчжурского вопроса. 3 мая произошла моя встреча с членами комиссии, длившаяся не более четверти часа. На ней мне задали два вопроса: как я прибыл на Северо-Восток и как было основано Маньчжоу-Го. Я послушно стал говорить то, что мне было велено. Члены комиссии кивали головами, улыбались и больше ни о чем не спрашивали. Затем вместе сфотографировались, выпили шампанского и пожелали друг другу здоровья. Комиссия удалилась. Комиссия заявила, что она понимает, почему Япония считает Маньчжурию жизненно важной линией. Она не раз подчеркивала, что уважает интересы Японии на Северо- Востоке Китая, и даже рассматривала события 1931 г. как акт самозащиты со стороны Японии. С начала 1933 г., после выхода из Лиги Наций, Япония начала еще более открыто увеличивать свою армию и расширять подготовку к войне. Особенно усилились ее приготовления к захвату всей территории Китая и укрепление тыла.

1. О каких событиях говорится в воспоминаниях Пу И — последнего императора Китая?
2. Как автор расценивает действия Японии по отношению к части Китая — Маньчжурии?
3. Как автор описывает деятельность представителей Лиги Наций?
4. Проанализируйте, какие цели преследовала Япония в Северо-Восточном Китае и удалось ли их осуществление.
5. Попробуйте объяснить позицию Лиги Наций в этом вопросе.
6. Почему Япония вышла из состава Лиги Наций?
7. Какое место события, описанные в документе, занимают в развитии международных отношений в 30-е гг.?

Документ и вопросы для второй группы Шарль де Голль. Из воспоминаний Гитлер не терял времени. Уже в октябре 1933 г. он полностью порвал с Лигой Haций и произвольно предоставил себе полную свободу действий в области вооружений. В 1934—1935 гг. Германия предприняла огромные усилия в производстве оружия и укомплектовании своих вооруженных сил. Национал-социалистический режим открыто заявил о своем намерении разорвать Версальский договор и завоевать «жизненное пространство». Гитлер, разумеется, готовил всеобщую мобилизацию.

Вскоре после прихода к власти он ввел трудовую повинность, а затем и всеобщую воинскую повинность. Но, помимо этого, ему нужна была армия вторжения, чтобы разрубить гордиевы узлы в Майнце, Вене, Праге, Варшаве и одним ударом вонзить германский меч в сердце Франции. Для людей осведомленных не было секретом, что фюрер намерен воспитать германскую армию в духе своих идей.

 В ноябре 1934 г. стало известно, что Германия создает первые три танковые дивизии.
1. О чем говорится в документе?
2. Как французский генерал Ш. де Голль оценивает цели и действия Германии в первой половине 30-х гг.?
3. Объясните, что имеется в виду под фразой «разрубить гордиевы узлы в Майнце, Вене, Праге, Варшаве».
4. Предположите, почему, зная о намерениях Германии во внешней политике, Франция, другие европейские страны и Лига Наций не предпринимали соответствующих шагов.
5. Как можно оценить ситуацию в Европе к середине 30-х гг. по данному документу?

Документ и вопросы для третьей группы

М. М. Литвинов. Из речи в Лиге Наций в связи со вступлением СССР в эту организацию Советское правительство, следившее внимательно за всеми явлениями международной жизни, не могло не заметить усиливающуюся активность в Лиге Наций государств, заинтересованных в сохранении мира и в борьбе с агрессивными воинственными элементами.

Более того, оно заметило, что эти агрессивные элементы считают для себя рамки Лиги стеснительными и стараются от них избавиться. Все это не могло не оказать влияния на отношение СССР к Лиге Наций в его поисках дальнейших путей к той организации мира, ради сотрудничества с которой мы приглашены в Лигу... Я далек от преувеличения возможностей и средств Лиги Наций по организации мира. Я больше, чем кто-либо из вас, сознаю ограниченность этих средств. Я знаю, что Лига Наций не имеет в своем распоряжении средств полного упразднения войн. Я убежден, однако, в том, что при твердой воле и дружном сотрудничестве всех ее членов многое может быть сделано для максимального уменьшения шансов войны. Над той задачей Советское правительство не переставало работать в течение всего времени своего существования.

Отныне оно хочет объединить свои усилия с усилиями других государств, представленных в Лиге.

1. О каком событии говорит данный документ?
2. Как оценивает автор документа цели Лиги Наций и цели вступления в нее Советского Союза?
3 Как оценивает автор деятельность и возможности Лиги Наций? Предположите, почему он дает подобные оценки.
4. Вспомните материалы по истории Отечества и подумайте, не противоречат ли объявленные цели внешней политики СССР целям «мировой революции». Объясните свою точку зрения.
5. Сформулируйте, какое место в международных отношениях 30-х гг. занимает событие, описанное в документе.

Документ и вопросы для четвертой группы

Из воззвания Исполнительного Комитета Коммунистического Интернационала 1937 г. Пролетарии и трудящиеся! Борьба испанского и китайского народов за свободу, независимость и мир — кровное дело международного пролетариата, дело всех народов. Ни один рабочий, ни один демократ не может не содействовать победе испанского и китайского народов. Нет более важной задачи всех искренних сторонников демократии и мира, чем всемирное содействие поражению германского и итальянского фашизма в Испании, японской фашистской военщины в Китае. Защищая сегодня Испанию и Китай, вы защищаете дело всеобщего мира, вы защищаете от фашистского нападения другие народы, вы защищаете себя, свой очаг, своих детей от разбоя фашизма. Не верьте лицемерам и обманщикам, которые говорят, что они своей политикой «невмешательства» спасают дело мира. Требуйте от всех правительств буржуазно- демократических стран решительной борьбы против фашистских агрессоров.

 Крепите ваш братский союз с СССР для беззаветной защиты дела мира.

1. О каких событиях международной политики упоминается в документе?
2. Какие сторонники и противники мира перечисляются в документе?
3. Какие пути сохранения мира предлагаются в документе? Проанализируйте эти пути борьбы с фашизмом.
4. Подумайте, какое отношение в странах Европы мог вызвать этот документ и почему.
5. Как вы можете оценить деятельность Коммунистического Интернационала в 30-е гг.?

Свое мнение аргументируйте.

Документ и вопросы для пятой группы

Уинстон Черчилль. Беседа с И. Риббентропом

Однажды в 1937 г. я встретился с германским послом в Англии Риббентропом. Наша беседа продолжалась более двух часов. Суть речей Риббентропа сводилась к тому, что Германия хочет дружбы с Англией. Германия оберегала бы все величие Британской империи. Немцы, быть может, и попросят вернуть им немецкие колонии, но это не кардинальный вопрос. Важнее было, чтобы Англия предоставила Германии свободу рук на востоке Европы. Германии нужно жизненное пространство. Поэтому она вынуждена поглотить Польшу и Данцигский коридор. Что касается Белоруссии и Украины, то эти территории абсолютно необходимы для обеспечения будущего существования германского рейха. Единственное, чего немцы просили от Британского содружества и империи, не вмешиваться. 

Я сразу же выразил свою уверенность в том, что английское правительство не согласится предоставить Германии свободу рук в Восточной Европе. Хотя мы ненавидели коммунизм не меньше, чем его ненавидел Гитлер, но Великобритания никогда бы не утратила интереса к судьбам континента настолько, чтобы позволить Германии установить свое господство над Центральной и Восточной Европой. Риббентроп сказал: «В таком случае война неизбежна. Иного выхода нет. Фюрер на это решился. Ничто его не остановит, и ничто не остановит нас».

 1. О каких событиях и процессах международных отношений 30-х гг. говорится в документе?
2. Как формулируется позиция Германии и Великобритании в вопросах мировой политики по документу?
3. Как вы можете оценить позицию Германии и Великобритании?
4. Какие аргументы в защиту своей позиции приводят немецкая и английская стороны? Проанализируйте эти доводы.
5. Подумайте, какое место в развитии международных отношений занимают события, описанные в документе, и попытайтесь оценить их важность.

ВАРИАНТ II. Работа с классом по заданиям.

З а д а н и е 1. Расположите события в хронологическом порядке:
1. Вступление СССР в Лигу Наций.
2. Захват Италией Эфиопии.
3. Заключение антикоминтерновского пакта.
4. Начало военно-фашистского восстания в Испании.
5. Оккупация Германией Рейнской области.
6. Захват Германией Чехословакии.
7. Выход Японии из Лиги Наций.
8. Мюнхенское соглашение Германии, Италии, Англии и Франции.
9. Вторжение Японии в Маньчжурию.
10. Итало-германский договор («ось Берлин — Рим»).
11. Советско- германский договор о ненападении.
12. Захват Австрии Германией (аншлюс Австрии).
13. Советско-англо-французские переговоры в Москве.
14. Выход Германии из Лиги Наций.

З а д а н и е 2. Продолжите историческое высказывание: Основной целью внешней политики СССР в 30-е гг. являлось... Система коллективной безопасности в Европе не была создана, потому что... Мюнхенское соглашение было направлено на... В августе 1939 г. состоялось подписание советско-германского договора ненападении, так как... В 30-е гг. в Европе и мире назревала новая мировая война из-за...

З а д а н и е 3. Перечислите три тенденции развития международных отношений и охарактеризуйте каждую из них.

З а д а н и е 4. Заполните таблицу «Захваты и конфликты в 30-е гг. в Европе и мире»: Год Место Инициаторы Цели Итоги 1931 Маньчжурия Япония Захват новых На территории территорий в Китае. Маньчжурии было Усиление влияния создано марионе-точное Японии в этом государство Маньчжоу- регионе. Го  Плацдарм для новых захватов 1935— Эфиопия Италия Захват новых Эфиопия стала колонией 1936 земель в Африке. Италии. Усиление влияния в мире Италия вышла из Лиги Наций 1936 Рейнская Германия Расширение Присоединение демилитаризованная территорий в Рейнской зоны к зона Европе. Германии Усиление влияния 1936 Испания Фашисты Испании Установление в Установление в Испании при поддержке Испании фашистского режима Германии и фашистского Италии режима. Усиление позиций фашистских государств в Европе 1937 Китай Япония Захват всей Китай стал зависимым территории Китая. государством от Японии Расширение сферы влияния 1938 Австрия Германия Присоединение Австрия вошла в состав новых территорий в Германии (аншлюс) Европе. Усиление влияния и мощи 1939 Монголия Япония Расширение Попытка захвата территорий. территорий Монголии Усиление влияния окончилась не-удачей 1939 Чехословакия Германия Расширение Чехословакия вошла в территорий в центре состав Германии Европы. Усиление влияния После заполнения таблицы попробуйте проследить логику развития конфликтных ситуаций и территориальных захватов в Европе и мире в 30-е гг. (при объяснениях воспользуйтесь также картой «Европа в межвоенный период»). Предположите, какие факторы помогали агрессивной политике Германии, Италии и Японии, а какие останавливали эту политику.

З а д а н и е 5. Как вы можете объяснить и прокомментировать слова премьер-министра Англии Н. Чемберлена после возвращения из Мюнхена: «Я привез вам мир»?

З а д а н и е 6. Работа с документом. Прочитайте текст документа ╧ 4 «Из секретного дополнительного протокола к договору о ненападении между СССР и Германией 23 августа1939 г.» (учебник, с. 161) и ответьте на вопросы:

1. Как были разделены сферы интересов в Европе между Германией и СССР?
2. Какие цели преследовали Германия и СССР, пойдя на заключение этого секретного протокола? Как вы их можете оценить?
3. Можно ли считать заключение этого секретного протокола и договора о ненападении между Германией и СССР переворотом в мировой политике? Свое мнение обоснуйте.

Задание7. Беседа по итоговой проблеме. Подумайте над проблемой, проанализировав развитие международных отношений в 30-е гг., было ли начало Второй мировой войны неизбежным или на каком-то этапе ее можно было предотвратить.

Домашнее задание. § 15.

УРОК 16. Начало Второй мировой войны. Военные действия до июня 1941 г.

План изучения новой темы
1. Внешнеполитические интересы и деятельность государств накануне Второй мировой войны.
2. Начало войны. Военные действия Германии против Польши.
3. «Странная война». Разгром Франции.
4. Военные действия против Великобритании.
5. «Новый порядок» на оккупированных территориях.

Исторический календарь

1 сентября 1939 г. — нападение Германии на Польшу. Начало Второй мировой войны
3 сентября 1939 г. — Великобритания и Франция объявляют войну Германии
17 сентября 1939 г. — вступление Красной Армии на территорию Польши
28 сентября 1939 г. — советско-германский договор «О дружбе и границе»
30 ноября 1939 г. — 12 марта 1940 г. — советско-финляндский конфликт — «Зимняя война»
9 апреля 1940 г. — нападение Германии на Данию и Норвегию
10 мая 1940 г. — нападение Германии на Бельгию, Нидерланды, Люксембург
10 июня 1940 г. — Италия объявляет войну Великобритании и Франции. Появление африканского театра военных действий
22 июня 1940 г. — капитуляция Франции
8 августа 1940 г. — начало немецких налетов на Англию
октябрь 1940 г. — нападение Италии на Грецию
6 апреля 1941 г. — нападение Германии на Югославию и Грецию При обсуждении пункта 1 плана используются карта и задания 1 и 2 после § 16.

З а д а н и е 1. Покажите территориальные и политические изменения, произошедшие в Европе к 1939 г.

З а д а н и е 2. Заполните таблицу «Три группы государств накануне Второй мировой войны» (приводим возможный результат выполнения задания): Участники Великобритания, Линии сравнения Тройственного СССР Франция, США пакта 61 Цели Передел мира и Сохранение Укрепление внешнеполитического мировое существующего мирового международных позиций курса господство. Борьба порядка. СССР с коммунизмом Противодействие коммунизму Особенности политики Отказ Германии от Великобритания и Двойственность курса: условий Франция проводят стремление предотвратить Версальского политику умиротворения войну и попытки договора. агрессора, США — активизировать Расширение изоляционистскую коммунистическое территории в политику движение через Европе. Коминтерн. Развязывание Решение вопроса о локальных войн возможном союзнике Италией и Японией Сфера Раздел мира на Мир с установившимися Территория бывшей внешнеполитических сферы влияния после Первой мировой Российской империи, зона интересов войны границами проливов

На основании проведенной работы учащиеся отвечают на следующие вопросы:
1. Какие государства являлись виновниками развязывания Второй мировой войны?
2. Какие цели преследовали эти государства?
3. Какие факты свидетельствовали о стремлении Англии и Франции «развернуть» агрессию Германии на Восток? Чем увенчалась эта политика?
4. Что вы думаете о возможности предотвращения Второй мировой войны?

В заключение обсуждения можно познакомить учащихся с мнением современных историков по этому вопросу:
1) «Вызов, брошенный человечеству фашизмом, составлял реальную основу для широкого объединения самых различных сил, готовых противостоять надвигавшейся катастрофе... Важным этапом на пути обеспечения безопасности Европы и возможности объединения антифашистских сил явились 1933—1936 гг. ...Но все же решающего сдвига не произошло. Руководящие деятели Англии с самого начала блокировали выработку совместной системы безопасности. Германия явно форсировала осуществление своей программы мирового господства, а возможности образования антифашистского фронта становились все более иллюзорными» (Ч у б а р ь я н А. О. В преддверии Второй мировой войны // Открывая новые страницы... Международные вопросы: события и люди. — М., 1989. — С. 54).
2) «С позиций сегодняшнего дня, когда нам стало известно многое из того, чего тогда даже не знали руководящие государственные деятели, можно с уверенностью сказать, что наиболее оптимальным в тех условиях было бы принятие советских предложений о коллективной безопасности, подписание англо-франко-советского договора о взаимной помощи и соответствующей военной конвенции. Это привело бы к созданию единой Антигитлеровской коалиции, предотвратило бы агрессию и, возможно, Вторую мировую войну... Именно к объединению всех миролюбивых сил и стремился Советский Союз в предвоенные годы. Не он несет главную ответственность за то, что такая возможность не была реализована. На пути к объединению встали в первую очередь идеологические предрассудки, которые не были преодолены даже в условиях опасности, угрожавшей всему человечеству. Эгоистические, корыстные, классовые интересы оказались выше интересов общечеловеческих... Обе империалистические группировки относились к СССР враждебно. Каждая из них хотела получить выгоду за счет Советского Союза» (Я к у ш е в с к и й А. С. Советско-германский договор о ненападении: взгляд через годы // Страницы истории советского общества: факты, проблемы, люди. — М., 1989. — С. 267).
3) «Предотвратить трагедию нам не удалось. Почему? Ответы могут даваться разные, но одну из причин хотелось бы выделить. Мир един, и неразрывна взаимозависимость государств, какими бы могущественными и влиятельными они себя не считали. Мир был взаимозависим уже тогда, в 1939 г., и именно поэтому попытки наших будущих союзников по Антигитлеровской коалиции строить свою безопасность на эгоистических началах «умиротворения» агрессора за счет безопасности других стран и тем более при этом играть с огнем окончились мировым пожаром» (К о в а л е в Ф. Н., Р ж е ш е в с к и й О. А. Уроки истории: Так начиналась Вторая мировая война // Открывая новые страницы... Международные вопросы: события и люди. — М., 1989. — С. 94). Предваряя рассмотрение пунктов 2—4 плана, следует организовать работу с исторической картой и историческим календарем. Это поможет создать общую картину военных действий и переключит класс на использование информации. В ходе выполнения этих заданий мы уточняем содержание понятийного аппарата — исторического словаря урока. Для самопроверки предлагаем учащимся тесты.

З а д а н и е . Уточните хронологическую последовательность событий:

1) а) нападение Германии на Польшу; б) Италия объявляет войну Великобритании и Франции; в) Великобритания и Франция вступают в войну с Германией;

2) а) «зимняя война»; б) вступление Красной Армии на территорию Польши; в) заключение договора «О дружбе и границе»;

3) а) конец «странной войны»; б) нападение Германии на Данию и Норвегию; в) введение вермахта на территорию Югославии и Греции;

 4) а) капитуляция Франции; б) нападение Германии на Бельгию, Нидерланды, Люксембург; в) нападение Германии на СССР;

5) а) начало битвы за Англию; б) возникновение африканского театра военных действий; в) начало военных действий Германии против Франции.

Дальнейшую работу над пунктами 2—4 плана можно организовать в соответствии с уровнем обученности и мотивированности учащихся.

Вариант I. По конкретному материалу, связанному с ведением войны против Польши, особенностями военных действий на Западном фронте Германии в Европе до 10 мая 1940 г., с разгромом Франции и битвой за Англию, заслушиваем сообщения учащихся или организуем работу с текстом учебника. Для анализа полученной информации предлагаем следующие задания, конкретизирующие вопрос 4 после § 16.

 З а д а н и е 1. Проследите последовательность наступательных операций Германии в 1939—1941 гг.

З а д а н и е 2. Определите общие черты боевых операций Германии против европейских стран в 1939—1941 гг.

Примерный ответ: 1. Быстрое, молниеносное проведение боевых операций.
2. Тайное развертывание войск (эффект внезапности наступления).
3. Концентрация сил на направлении главного удара.
4. Совместные действия авиации, моторизованных корпусов (прорыв границы и продвижение к цели) и сухопутных войск. Высокие темпы и значительная глубина наступления, линии обороны противника и очаги активного сопротивления оказываются в тылу немецких войск.

З а д а н и е 3. Определите общие причины поражения европейских государств.

Примерный ответ: 1. Предшествующая началу войны внешняя политика государств.
2. В ходе начавшихся военных действий — ставка на оборону; ошибки в определении сроков начала военных действий и направления главного удара; отказ или неспособность правящих политических сил продолжать военные действия. Вариант II. Предлагаем классу работу с текстом учебника и исторической картой по вариантам. Тема для самостоятельной работы первого варианта — «Война Германии против Польши», для второго варианта — «Странная война» и разгром Бельгии, Нидерландов, Люксембурга», для третьего варианта — «Разгром Франции», для четвертого варианта — «Битва за Англию».

Общее задание: проанализируйте информацию учебника и сделайте выводы: 1) об особенностях военных действий Германии в данной операции; 2) о причинах поражения (или причинах успеха, если речь идет о Великобритании) противников Германии. Выводы учащихся по конкретным вопросам позволяют классу сделать общий вывод о причинах успешных действий Германии и ее союзников (см. задание 4 после § 16).

Для определения сущности фашистского «нового порядка» (пункт 5 плана) просим, используя текст учебника (обращаем внимание учителя, что материал по этому вопросу содержится в § 16, § 17), выделить его черты. Обобщая ответы, указываем на фактическую ликвидацию суверенитета или государственности завоеванных стран, их экономическое ограбление и использование всех ресурсов в интересах Германии, расовую дискриминацию и геноцид, террор и репрессии против прогрессивных сил. Организуя работу с документом, учитель объясняет, что до сих пор существуют защитники точки зрения, согласно которой войска вермахта вели только военные действия и выполняли свой «солдатский долг», а за ужасы «нового порядка» несут ответственность войска СС, специальные карательные отряды, оккупационная администрация. Как опровергает представленный в учебнике документ эту точку зрения? Кого в документе именуют «бандитами и их пособниками»?

О чем говорит нам появление специальной директивы о борьбе с «бандами и их пособниками»? В дополнение к документальному материалу учебника можно использовать более ранний по времени источник — приложение к меморандуму верховного командования вермахта «Ведение войны как организационная проблема» (апрель 1938 г.): «Война ведется всеми средствами, не только оружием, но также такими средствами, как пропаганда и экономика. Она направлена против вооруженных сил противника, против его материальных источников силы и морального потенциала его народа. Лейтмотивом ее ведения должно быть: при необходимости можно пойти на все... Такая война не должна знать в своем ходе никакой пощады по отношению к вражескому народу» (Мюллер Н. Вермахт и оккупация (1941—1944). — М, 1974. — С. 47).

Домашнее задание. Выполнить работу по контурной карте (вопрос 3 после § 16), прочитать § 17 (цель — предварительное ознакомление с материалом) и желающим составить задания-тесты по изученной на уроке теме.

УРОК 17. Боевые действия на фронтах Второй мировой войны в 1941—1945 гг.

План изучения новой темы

1. Нападение Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны.
2. Военные действия Германии, Италии и Японии на других фронтах войны. Нападение Японии на США. Основные итоги первого периода войны.
3. Перелом в ходе Второй мировой войны.
4. Четвертый период Второй мировой войны. Второй фронт в Европе. Разгром Германии.
5. Капитуляция Японии — завершение Второй мировой войны.

 Исторический календарь
18 декабря 1940 г. — принятие директивы №21 — плана «Барбаросса»
22 июня 1941 г. — нападение Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны
7 декабря 1941 г. — нападение Японии на Пёрл-Харбор
январь 1942 г. — поражение Германии в битве под Москвой
май 1942 г. — сражение в Коралловом море
июнь 1942 г. — сражение у атолла Мидуэй
лето — осень 1942 г. — неудачное наступление Германии в Северной Африке
11 ноября 1942 г. — битва у острова Гуадалканал
19 ноября 1942 г. — начало наступательного этапа Сталинградской битвы
2 февраля 1943 г. — капитуляция немецких войск под Сталинградом
май 1943 г. — капитуляция немецких и германских войск в Северной Африке
5 июля—23 августа 1943 г. — Курская битва
10 июля 1943 г. — высадка союзников на Сицилии
3 сентября 1943 г. — капитуляция Италии
6 июня 1944 г. — начало Нормандской десантной операции. Открытие второго фронта в Европе
октябрь 1944 г. — наступление Германии в Арденнах
16 апреля—2 мая 1945 г. — Берлинская наступательная операция
ночь с 8 на 9 мая 1945 г. — подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии 6, 9 августа 1945 г. — атомная бомбардировка городов Хиросима и Нагасаки
8 августа 1945 г. — вступление СССР в войну против Японии
2 сентября 1945 г. — подписание капитуляции Японии. Конец Второй мировой войны

ВАРИАНТ I. Урок лабораторно-практического типа.

Главная задача этого урока — максимально облегчить учащимся усвоение фактического материала. В качестве основы для организации деятельности учащихся используем карту и исторический календарь. В начале урока предлагаем учащимся назвать основные этапы военных действий, которые будут проанализированы на уроке (§17, п. 1).

Предлагаем соотнести с ними события, перечисленные в историческом календаре. Демонстрируем заранее записанную на доске или приготовленную на кодослайде хронологическую «матрицу» урока: Этапы 1.09.1939 г. ≈ 22.06.1941 г. ≈ Конец 1942 г. ≈ 1944 г. ≈ 2.09.1945 г. войны 21.06.1941 г. осень 1942 г. 31.12.1943 г. Основные Нападение Нападение Битва у острова Открытие второго события Германии на Германии на Гуадалканал. фронта в Европе. Польшу. СССР. Наступательный этап Наступление ╚Странная Нападение Японии Сталинградской Германии в война╩. на Пёрл-Харбор. битвы. Арденнах. Нападение Поражение Капитуляция Берлинская Германии на Германии в битве немецких войск под наступательная Данию и под Москвой. Сталинградом. операция. Норвегию. Сражение в Капитуляция Безоговорочная Нападение Коралловом море. немецких и капитуляция Германии на Сражение у атолла итальянских войск в Германии. Бельгию, Мидуэй. Северной Африке. Атомная Нидерланды, Неудачное Курская битва. бомбардировка Люксембург. наступление Высадка союзников на городов Хиросима и Вступление Германии в Сицилии. Нагасаки. Италии в войну. Северной Африке Капитуляция Италии Вступление СССР в Капитуляция войну против Франции. Японии. Битва за Англию. Капитуляция Нападение Италии Японии на Грецию. Нападение Германии на Югославию и Грецию Далее в соответствии с планом изучения нового материала организуем работу — коллективную или самостоятельную. Разбираем пункт 1 плана.

З а д а н и е 1. Используя текст документа, покажите на карте стратегический замысел фашистской Германии при нападении на СССР. 67

З а д а н и е 2. Сравните характер ведения военных действий со стороны фашистской Германии против европейских государств и в начальный период Великой Отечественной войны.

З а д а н и е 3. Какие факты позволяют утверждать, что успехи Германии в войне против СССР являлись временными? Переходим к пункту 2 плана.

З а д а н и е 1. Проследите по карте, как разворачивались боевые действия в Северной Африке.

З а д а н и е 2. Проследите по карте процесс расширения агрессии Японии в 1941—1942 гг. Каким государствам принадлежали колонии, захваченные Японией?

З а д а н и е 3. Проследите по карте линию максимального продвижения агрессоров на Восточном фронте, в Африке, в Юго-Восточной Азии и на Тихоокеанском фронте.

З а д а н и е 4. Какие факты позволяют утверждать, что успехи агрессоров были временными? Изучая пункт 3, даем следующие задания:

З а д а н и е 1. Какие сражения на Восточном фронте ознаменовали коренной перелом в войне? Покажите на карте продвижение советских войск с ноября 1942 по март 1943 г.; с марта по декабрь 1943 г.

 З а д а н и е 2. Какие сражения на других фронтах войны ознаменовали переход стратегической инициативы к антифашистской коалиции?

З а д а н и е 3. Покажите на карте линию максимального продвижения англо- американских войск в 1943 г.

З а д а н и е 4. Определите основные итоги третьего периода войны. Задания для пункта 4 плана.

З а д а н и е 1. Определите стратегические задачи советских вооруженных сил в 1944— 1945 гг. Проследите по карте продвижение советских войск в Европе и укажите освобожденные ими государства в 1944—1945 гг.

З а д а н и е 2. Покажите, где был открыт второй фронт в Европе.

 З а д а н и е 3. Проследите по карте продвижение англо-американских войск в Европе и укажите освобожденные ими государства в 1944—1945 гг. На основании текста параграфа определите особенности ведения союзниками военных действий против Германии. Возможный ответ: 1. Особая роль взаимодействия сил союзников с советскими вооруженными силами. 2. Помощь советских вооруженных сил войскам союзников. 3. Участие движения Сопротивления в разгроме агрессоров. 

 З а д а н и е 4. Где и когда была подписана безоговорочная капитуляций Германии? Обращаемся к пункту 5 плана.

З а д а н и е 1. Покажите на карте наступательные операции против Японии, предпринятые США и Великобританией в 1943—1945 гг

З а д а н и е 2. Найдите на карте японские города, подвергнутые атомной бомбардировке. Прочитайте документ о результатах применения ядерного оружия. Обсудите причины использования ядерного оружия в войне против Японии. Как вы оцениваете подобное решение американского правительства? В качестве дополнительного можно использовать следующий материал.

Воспоминания директора мемориала в Хиросиме Кавамото, 1987 г. Мне было 13 лет. Мой дом находился на острове Миядзима, в двадцати километрах отсюда, и я электричкой приезжал в Хиросиму в школу. Летом и у вас и у нас дети отдыхают. Но в войну каникул не было. Старшие — пятнадцатилетние — работали на заводах, мы разбирали завалы после бомбежек. В школе нас тренировали, как солдат. Только вместо винтовок в руках мы держали лопату. Тот день начался с инструкции. Мы стояли во дворе школы. День обещал быть солнечным, жарким. Директор нам сказал: «Опять предстоит жаркий день, но мы будем работать во имя родины». В четные дни наш класс оставался в школе, а в нечетные мы ходили работать. 6 августа — день четный, мы отправились на занятия. Класс для японских школьников — священное место. Прежде чем войти в него, мы должны были снять обмотки. Командовал нами старшеклассник. Нас тренировали быстро снимать и надевать обувь. Обычно повторяли эту процедуру по два-три раза, но в тот день у всех получилось хорошо, обошлись одним разом. Нас впустили в комнату, старшеклассник куда-то ушел, а мы сидели по команде «смирно» с закрытыми глазами и ждали появления учителя. Сидение «смирно» помогало сосредоточиться перед уроками. Но один наш ученик (его место было у окна) глаза, видимо, открывал. Он и заметил самолет «Б-29». Мы такого еще не видели. «Смотрите, самолет!» — сказал он. Я сидел в середине комнаты. После его слов поднялся из-за парты. И тут — вспышка. Больше я ничего не помню. В классе было 45 человек, в живых осталось около десяти. Когда я очнулся, было темно. Во рту почувствовал кровь, болела рука. Нас воспитывали по-военному: если ранен — перевяжи рану сам, не кричи «Помогите!», а опять же сам выходи из трудного положения. Так говорили нам учителя, а слово учителя для нас — это слово бога... Я перевязал руку. Потом я выбрался из развалин. Над городом кружили черные вихри. Что делать дальше? Каждая японская школа имела свой гимн. Поскольку я не мог звать на помощь, я запел его. Откуда-то доносились такие же песенные слова. Но голоса скоро угасли... Нас учили в школе: в чрезвычайной ситуации бежать на спортивную площадку. Но где она? Нас учили: если наступает огонь — уходи от огня. Но откуда огонь? Я подбросил вверх песок, чтобы знать направление ветра. Ветер дул с моря. И я двинулся к морю. Это был трудный путь. Кто-то просил: «Возьми меня». У меня до сих пор болит сердце, что я их не взял. У них были сломаны ноги.Я дополз до дороги и опять потерял сознание. Мне посчастливилось, что меня увидели солдаты. Они отвезли меня в военный госпиталь на один из островов... Моя мать рыскала всю Хиросиму — она потеряла мои следы. Потом ей сказали... она приехала и забрала меня. Возвращались мы домой через Хиросиму. Город был мертв. Мы вернулись с матерью на остров Миядзима. Долго, почти год, я болел. Три месяца я ничего не видел, выпали волосы. Врачи не знали, что делать. Мать ходила в горы, готовила лекарства и давала мне. Меня спрашивают: «Почему ты остался жив?» Я и сам не знаю. Я думаю, что спасло меня единственное лекарство — материнская любовь, у меня есть свидетельство пострадавшего от атомной бомбардировки. Таких людей в Японии называют «хибакуся», нас десятки тысяч...

З а д а н и е 3. Покажите направления ударов СССР против Квантунской армии и территорию, освобожденную Советской Армией в ходе войны с Японией.

З а д а н и е 4. Где и когда была подписана капитуляция Японии?

Домашнее задание. Вопросы 4, 5, 6 после § 17.

ВАРИАНТ II. Форма урока — групповая работа. Для проведения этого занятия следует выделить два академических часа. Главная задача этого урока — организация дискуссинной деятельности учащихся на основе усвоения главных исторических фактов. В этом случае основой работы являются хронологическая «матрица» урока, информация учебника и сообщения учащихся. В начале занятия предлагаем классу выполнить задания репродуктивного характера.

З а д а н и е 1. Какие события произошли: а) 22 июня 1941 г.; б) 5—6 декабря 1941 г.; в) 7 декабря 1941 г.; г) 11 ноября 1942 г.; д) 19 ноября 1942 г.; е) 5 июля 1943 г.; ж) 10 июля 1943 г.; з) 6 июня 1944 г.; и) 16 апреля 1945 г.; к) 6 августа 1945 г.?

З а д а н и е 2. Соотнесите дату, событие, географический объект: Географические Даты События объекты 1 8.05.1945 г. 1 Разгром военно-морского флота США 1 Атолл Мидуэй 2 6.08.1945 г. 2 Поражение Японии 2 Нормандия 3 7.12.1941 г. 3 Крупнейшая десантная операция Второй мировой 3 Гавайские острова войны 4 6.06.1944 г. 4 Использование ядерного оружия 4 Карлсхорст 5 4.06.1942 г. 5 Подписание безоговорочной капитуляции Германии 5 Хиросима

З а д а н и е 3. Определите лишнее событие:

1) а) 22 июня 1941 г.; б) 7 декабря 1941 г.; в) 3 сентября 1943 г.;

2) а) 3 сентября 1943 г.; б) 8 мая 1945 г.; в) 19 ноября 1942 г.; г) 2 сентября 1945 г.;

3) а) открытие второго фронта; б) Курская битва; в) битва за Гуадалканал; г) наступление советских войск под Сталинградом;

4) а) сражение у атолла Мидуэй; б) сражение у Эль-Аламейна; в) битва в Коралловом море; г) нападение на Пёрл-Харбор;

5) а) Берлинская операция; б) наступление в Арденнах; в) Пражская операция; г) Южно-французская операция.

Дальнейшая работа строится на основании вопросов к тексту параграфа. Класс делится на 8 групп. Каждая пара групп получает одно задание.

Задание для первой и второй групп. Какой фронт вы считаете основным фронтом Второй мировой войны? Докажите свою точку зрения.

Задание для третьей и четвертой групп. В чем проявилось взаимодействие Красной Армии и войск союзников в боевых операциях на фронтах Второй мировой войны? Какое значение имело это взаимодействие для хода военных действий и для будущего?

Задание для пятой и шестой групп. В каких формах разворачивалось движение Сопротивления? С какими внутренними проблемами столкнулись его участники, в чем причины этих проблем? Докажите, что движение Сопротивления было одним из факторов Победы.

Задание для седьмой и восьмой групп. Назовите причины использования ядерного оружия в войне против Японии. Каковы были последствия этих действий в ходе войны и по ее окончании? Дайте оценку этого решения.

Организация групповой работы:
1) в течение 10—15 мин каждая группа работает над своим заданием;
2) по жребию или указанию учителя по каждому вопросу определяется группа — основной докладчик; представители второй группы выступают в качестве оппонентов и рецензентов выступления докладчиков;
3) выступление представителей группы — докладчика (7—8 мин);
4) вопросы и рецензия представителей группы — оппонента (7—8 мин);
5) подведение итогов обсуждения;
6) подведение итогов урока — обобщающая характеристика второго—четвертого периодов войны.

Домашнее задание. Вопросы 1—3 после § 17. Объяснить понятия исторического словаря. 

 УРОК 18. Дипломатия в годы войны

Исторический календарь
11 марта 1941 г. — закон о ленд-лизе
12 июля 1941 г. — советско-английское соглашение о совместных действиях против Германии
август 1941 г. — подписание Атлантической хартии
сентябрь 1941 г. — введение войск СССР и Англии в Иран
1 января 1942 г. — подписание Декларации Объединенных Наций
28 ноября — 1 декабря 1943 г. — Тегеранская конференция
4—11 февраля 1944 г. — Крымская (Ялтинская) конференция
25 апреля — 26 июня 1945 г. — Сан-Францисская конференция
17 июля — 2 августа 1945 г. — Берлинская (Потсдамская) конференция

Форма урока — лабораторная работа с источниками.

Этапы занятия: 1. Предварительное обобщение, постановка проблемы учителем.
2. Самостоятельная работа над источниками.
3. Подведение итогов самостоятельной работы.

В начале урока напоминаем классу, что Вторая мировая война — война коалиций, одна из которых — фашистская — сложилась до начала военных действий, а вторая — Антигитлеровская — в ходе военных действий для совместной борьбы с агрессией. Смысл работы с источниками заключается в том, чтобы, во-первых, проследить процесс складывания Антигитлеровской коалиции, выявить его основы, внутренние противоречия и перспективы; во-вторых, выяснить, какие задачи ставили союзники на разных этапах войны; в-третьих, осознать роль Антигитлеровской коалиции в победе над фашизмом. Эти задания следует записать на доске, по ним будет проведено обобщение материала в конце урока. Ребятам надо указать последовательность работы над источниками, так как часть документального материала содержится в учебнике и учителю нет оснований для его дублирования. Дополнительный документальный материал:

1) Из послания президента Ф. Рузвельта Конгрессу США.

6 января 1940 г. ...Мы оказываем повсюду самую решительную поддержку тем народам, которые борются против агрессии и тем самым не дают войне распространиться на наше полушарие... Сейчас перед нами стоит неотложная необходимость быстрого и всестороннего увеличения производства вооружений... Я прошу Конгресс предоставить мне полномочия и денежные фонды, необходимые для организации производства дополнительных количеств всевозможных видов вооружений и боеприпасов, чтобы передать их тем народам, которые уже сражаются с агрессивными державами. Сейчас мы можем играть наиболее полезную роль, если мы станем их и своим собственным арсеналом. Им не нужна людская сила. Им нужно оружие защиты, стоимость которого равняется миллиардам долларов.

Вопросы к документу:
1. Перечислите аргументы, с помощью которых обосновывает Рузвельт свою позицию по отношению к войне в Европе.
2. Согласны ли вы с доводами президента США?
3. Можно ли считать, что политика США на данном этапе войны вела к созданию антифашистской коалиции?

2) Из выступления У. Черчилля по радио. 22 июня 1940 г. ...За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я. Я не возьму обратно ни одного слова, которое я сказал о нем. Но все это бледнеет перед развертывающимся сейчас зрелищем. Прошлое с его преступлениями, безумствами и трагедиями исчезает. Я вижу русских солдат, стоящих на пороге своей родной земли, охраняющих поля, которые их отцы обрабатывали с незапамятных времен. Я вижу их охраняющими свои дома, где их матери и жены молятся — да, ибо бывают времена, когда молятся все, — о безопасности своих близких, о возвращении своего кормильца, своего защитника и опоры... Я вижу, как на все это надвигается гнусная нацистская военная машина с ее щеголеватыми, бряцающими шпорами прусскими офицерами, с ее искусными агентами, только что усмирившими и связавшими по рукам и ногам десяток стран. Я вижу также серую вымуштрованную, послушную массу свирепой гуннской солдатни, надвигающейся подобно тучам ползущей саранчи... Мы полны решимости уничтожить Гитлера и все следы нацистского режима... Отсюда следует, что мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем... Это не классовая война, а война, в которую втянуты вся Британская империя и Содружество наций без различия расы, вероисповедания или партии. Его вторжение в Россию — это лишь прелюдия к попытке вторжения на Британские острова. Он... надеется, что сможет снова повторить... процесс уничтожения своих врагов поодиночке... Поэтому опасность, угрожающая России, — это опасность, грозящая нам и Соединенным Штатам, точно так же, как дело каждого русского, сражающегося за свой очаг и дом, — это дело свободных людей и свободных народов во всех уголках земного шара. Усвоим же уроки, уже преподанные нам столь горьким опытом. Удвоим свои усилия и будем бороться сообща, сколько хватит сил и жизни.

Вопросы к документу:
1. Что означают слова: «Прошлое... исчезает»? Почему изменилось отношение Черчилля к СССР?
2. Какие слова представляются вам ключевыми словами документа? Аргументируйте свою точку зрения.
3. Какие идеи лежат в основе Антигитлеровской коалиции?

Вопрос к документу «Декларация о создании Союза Объединенных Наций» (представлен в учебнике, с. 187). Каково значение создания Союза Объединенных Наций? Документальные материалы, связанные с работой Тегеранской и Потсдамской конференций, и вопросы к ним представлены в учебнике (с. 188—189). Целесообразно дополнить их извлечениями из решений Крымской конференции.

3) Из решений конференции в Ялте. 4—12 февраля 1945 г. Разгром Германии.  ...Были полностью согласованы и детально спланированы сроки, размеры и координации новых и еще более мощных ударов, которые будут нанесены в сердце Германии нашими армиями и военно-воздушными силами с востока, запада, севера и юга... Оккупация Германии и контроль над ней. ...В соответствии с согласованным планом вооруженные силы трех держав будут занимать в Германии особые зоны... Нашей непреклонной целью является уничтожение германского милитаризма и нацизма... Мы полны решимости разоружить и распустить все германские вооруженные силы, раз и навсегда уничтожить германский генеральный штаб... изъять и уничтожить все германское военное оборудование, ликвидировать или взять под контроль всю германскую промышленность, которая могла бы быть использована для военного производства... подвергнуть всех преступников войны справедливому и быстрому наказанию... стереть с лица земли нацистскую партию, нацистские законы... В наши цели не входит уничтожение германского народа. Репарации с Германии. Мы обсудили вопрос об ущербе, причиненном в этой войне Германией союзным странам, и признали справедливым обязать Германию возместить этот ущерб в натуре в максимально возможной мере. О Польше. Главы трех правительств считают, что восточная граница Польши должна идти по линии Керзона с отступлением от нее в некоторых районах от пяти до восьми километров в пользу Польши. Главы трех правительств признают, что Польша должна получить существенное приращение территории на севере и западе... По вопросам Дальнего Востока. ...Через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе Советский Союз вступит в войну против Японии... при условии:

1. Сохранения статус-кво... Монгольской Народной Республики.
2. Восстановления принадлежавших России прав... а именно: а) возвращения Советскому Союзу южной части о. Сахалин и всех прилегающих к нему островов; б) интернационализации торгового порта Дайрена... и восстановления аренды на Порт- Артур как на военно-морскую базу СССР; в) совместной эксплуатации Китайско- Восточной железной дороги и Южно-Маньчжурской железной дороги...
3. Передачи Советскому Союзу Курильских островов...

Вопросы к документу:
1. На основании источника и с помощью текста учебника объясните, какие соглашения вызвали серьезные споры на конференции.
2. О чем свидетельствовало нарастание противоречий внутри антигитлеровской коалиции?
3. Как вы объясните тот факт, что даже на завершающем этапе войны, когда в рамках антигитлеровской коалиции стали проявляться противоречия, германской дипломатии не удалось разобщить союзников?

Домашнее задание. Вопросы 2 и 3 после § 18.

УРОК 19. Итоги и политические последствия Второй мировой войны

План изучения новой темы
1. Важнейшие территориальные изменения после Второй мировой войны.
2. Особенности Второй мировой войны.
3. Итоги и политические последствия войны.
4. Усиление противоречий между бывшими союзниками по Антигитлеровской коалиции.

Материал по пункту 1 в учебнике раскрыт недостаточно из-за ограниченности его объема, поэтому целесообразно организовать работу с картой по следующим вопросам:
1. Покажите, как изменились территории Германии, Италии и Японии по окончании Второй мировой войны. Можно ли считать изменения территории Германии в 1945— 1946 гг. окончательными? Что произойдет с германским государством в 1948 г.?
2. Какие территории вошли в состав СССР?
3. Какие территории вошли в состав Польши? Где проходит западная граница польского государства?
4. На основании работы с картой сделайте обобщающий вывод: какие принципы лежали в основе территориальных изменений после Второй мировой войны?

Изучение пункта 2 плана целесообразно провести в дискуссионной форме с опорой на материалы учебника. Для организации деятельности учащихся используем вопрос 4 после § 19.

 Обсуждение особенностей Первой и Второй мировых войн на основе анализа таблицы «Важнейшие сравнительные показатели Первой и Второй мировых войн» можно провести «в паре». Такая форма фронтальной работы предполагает, что участник обсуждения может высказать один тезис, после чего слово переходит к оппоненту, который дополняет, развивает тезис или формулирует следующее высказывание. Предлагаем классу сравнить ответ с положениями, высказанными в учебнике в разделе «Итоги Второй мировой войны».

Далее строим обсуждение на основании вопроса 3. В качестве завершающего задания просим дома письменно ответить на вопросы: «Считаете ли вы вопрос о роли войн в истории человечества актуальным и почему? Ваш прогноз событий в случае развязывания Третьей мировой войны». В качестве дополнительного материала можно познакомить учащихся с исследованиями климатических последствий ядерной войны — «ядерной зимой» (М о и с е е в Н. Экология человечества глазами математика. — М., 1988).

Пункт 3 плана раскрываем с помощью таблицы: Итоги войны Политические последствия войны Повержен фашизм — одна из форм Созданы условия для общественно-политических тоталитаризма. Восстановлена независимость изменений, возможности демократического развития и суверенитет стран Европы и Азии государств На основе Антигитлеровской коалиции Есть опыт и дальнейшая возможность развивать создана Организация Объединенных Наций отношения стран с различным общественно- политическим строем, есть инструмент предотвращения войн Развитие военно-технической мысли, Первые попытки ╚ядерного диктата╩ со стороны совершенствование вооружений. Появление США. Стремление СССР к паритету с США в области 75 ядерного оружия ядерных и иных вооружений Освобождение стран Центральной и Рост влияния левых сил в этих государствах, Восточной Европы Советским Союзом стремление СССР контролировать развитие региона Рост международного авторитета СССР Превращение СССР и США в сверхдержавы В послевоенном мире проявляются две противоречивые тенденции: возможность поддержания мира и развития сотрудничества и возможность конфронтации между государствами в условиях двухполюсного (биполярного) мира. В зависимости от особенностей класса можно по-разному организовать работу над таблицей. Например, предложив колонку «Итоги войны», дать возможность самостоятельно заполнить колонку «Политические последствия войны» и скорректировать результат работы. В более слабом классе целесообразно, предъявив таблицу на кодослайде или на доске, дать задание привести конкретные примеры, подтверждающие записанное в таблице утверждение. В любом случае следует предоставить ребятам возможность сделать самостоятельный вывод о противоречивых тенденциях исторического развития. Рассмотрение следующего вопроса (пункт 4) позволяет сделать вывод о военно- экономических, социально-политических и идеологических основах складывающегося противостояния. На основании материала учебника предлагаем классу составить таблицу «Внешнеполитические интересы ведущих стран мира по окончании войны». Внутренние и внешние Внутренние и внешние Главные задачи во условия (факторы), условия (факторы), Страна внешней политике способствующие решению препятствующие задач решению задач СССР Превращение в Изменение баланса сил в Европе Экономические и сверхдержаву в пользу СССР, возможность демографические социалистического последствия войны переустройства в Восточной Европе. Военная помощь и авторитет. Внешнеполитические амбиции тоталитарной власти США Достижение Экономический и военный Появление нового мирового первенства потенциал, обладание ядерным соперника в лице СССР оружием Великобритания Попытка сохранить Сохранение дипломатических Экономические свой статус традиций, поддержка США проблемы, национально- («особые отношения») освободительное движение в колониях, рост финансовой зависимости от США Франция Сохранение колоний, Ослабление потенциальных Экономические достижение противников Франции в Европе последствия войны, рост первенства в влияния левых сил, соперничестве с национально- Великобританией освободительная борьба  в колониях

Домашнее задание. Вопрос 2 после § 19. 

 УРОК 20. Послевоенное мирное урегулирование и начало «холодной войны»

 План изучения новой темы
1. Общая характеристика «холодной войны».
2. Создание системы блоков. НАТО и Организация Варшавского Договора.
3. Международные отношения в 1946—1955 гг.

 Приступая к изучению пункта 1 плана, учитель напоминает определение «холодной войны», обращает внимание класса на возникновение термина. Для разбора причин «холодной войны» можно использовать приведенный в учебнике отрывок из речи. У. Черчилля «Мускулы мира».

Вопросы к документу:
1. Какие государства, по мнению Черчилля, находятся за «железной завесой»? Что означает этот термин?
2. Как вы понимаете слова «тень пала на те поля...»?
3. Сформулируйте причины, по которым страны Запада должны, по мнению Черчилля, изменить свою прежнюю политику. В качестве дополнительного материала можно использовать «длинную телеграмму» Дж. Кеннана, предложив выделить дополнительные аргументы западного мира в пользу развязывания «холодной войны». Из телеграммы поверенного в делах США в Москве Д. Кеннана в Государственный департамент США. 22 февраля 1946 г. ...Мы можем сказать, что имеем дело с политической силой, фанатически верящей в невозможность постоянного «модус вивенди» (способ существования, образ жизни) с Соединенными Штатами, считающей желательным и необходимым разрушение внутренней гармонии нашего общества, подрыв нашего традиционного образа жизни, развала международного авторитета нашего государства во имя обеспечения советской власти...
1. В отличие от гитлеровской Германии советская власть не придерживается схемы и не является авантюристической. По этой причине она легко уступает — и обычно уступает — когда сталкивается где-либо с сильным сопротивлением...
2. По сравнению с западным миром Советы все еще слабее, таким образом, их успех действительно зависит от той меры сплоченности, твердости и решительности, какой сможет добиться западный мир...
3. ...Мы здесь убеждены, что со времени окончания гражданской войны никогда еще русский народ не был эмоционально столь далек от доктрин коммунистической партии, как сейчас. В России партия стала сейчас великим — и на время — высокоэффективным аппаратом диктаторской администрации, но перестала быть источником духовного вдохновения.
4. Вся советская пропаганда... в своей основе негативна и разрушительна. С ней поэтому сравнительно легко бороться с помощью разумной и на деле конструктивной программы. По этим причинам я полагаю, что мы можем спокойно и уверенно подойти к проблеме, что делать с Россией... не думаю, чтобы мы рисковали... Нам не приходится охранять инвестиции, не потеряем мы и торговли, нет граждан, которых нужно защищать, мало культурных контактов, подлежащих сохранению. Многие народы... заинтересованы в абстрактной свободе меньше, чем в безопасности... Мы должны оказаться более способными, чем русские, предоставить это им. И если мы не сделаем этого, то русские наверняка сделают. Наконец, мы должны иметь смелость и настойчивость в сохранении наших собственных методов и представлений о человеческом обществе. В итоге обсуждения делается вывод о том, что стремление к мировому политическому лидерству, соперничество в экономической, научно-технической, военной сферах, борьба идеологий и стремление утвердить собственную идеологию в условиях взаимного недоверия государств лежало в основе победы одной из тенденций в международных отношениях — тенденции, направленной на конфронтацию, «холодную войну». Ее основные проявления указаны в учебнике.

На этом этапе урока можно задать вопрос 2 после § 20 и организовать мини-дискуссию по проблеме: «Можно ли утверждать, что «холодной войне» не было альтернативы в международных отношениях послевоенного периода?» Не комментируя высказывания учащихся, предлагаем вернуться к вопросу после подробного изучения проявлений «холодной войны» и политических событий этого периода. Работа над. пунктом 2 плана.

Организуем работу по сопоставлению документов — выдержек из Североатлантического договора и Варшавского Договора. Оба документа ссылаются на текст статьи 51 Устава ООН: «Настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на члена организации, до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности...»

В более подготовленном классе можно предложить выделить черты сходства и различия двух основных политических блоков и сделать на основании сравнения вывод. Менее подготовленному классу можно предложить вопросы для постатейного сравнения текстов:

1. Сравните содержание статьи 1 Североатлантического договора и статьи 2 Варшавского Договора, выделите общее.
2. Сравните содержание статьи 3 Североатлантического договора и статьи 2 Варшавского Договора. С какими целями создаются организации? Выделите различия в целях.
3. Сравните содержание статьи 5 Североатлантического договора и статьи 4 Варшавского Договора. Как вы объясните текстуальное сходство документов? Сделайте вывод о направленности созданных организаций. Как влияет на формулировку вывода сравнение времени образования НАТО и ОВД? Разбираем пункт 3 плана.

Вариант 1. На основании текста учебника класс самостоятельно начинает заполнять таблицу «Проявления «холодной войны» со второй половины 40-х гг. до 1991 г.».

Вариант 2. В этом случае предыдущее задание учащиеся получают на дом, а на уроке организуем работу с текстом учебника на основании тестов.

З а д а н и е 1. Восстановите правильную хронологическую последовательность:

1) а) речь У. Черчилля в Фултоне; б) план Маршалла; в) доктрина Трумэна;

2) а) победа коммунистических сил в Китае; б) начало гражданской войны в Греции; в) заключение мирных договоров с бывшими союзниками Германии; 

3) а) решение о создании Объединенного временного правительства Кореи; б) провозглашение ФРГ; в) начало войны в Корее;

4) а) соглашение в Корее о прекращении огня; б) провозглашение ГДР; в) завершение гражданской войны в Греции;

5) а) создание НАТО; б) создание Информационного бюро коммунистических партий; в) создание ОВД.

З а д а н и е 2. Соотнесите причины и следствия: Причины Следствия 1 Различие в подходах к будущему германского 1 План Маршалла государства 2 Борьба против коммунистической идеологии 2 Стремление США к мировому господству и роста влияния СССР 3 План Маршалла 3 Конфликт в Коминформе 4 Монополия на ядерное оружие 4 Раскол Германии 5 Стремление СССР подчинить страны 5 Возрождение экономики и втягивание стран в Восточной Европы политическую орбиту США

З а д а н и е 3. О каком историческом событии или явлении идет речь?

1. Отмечаются проводимые социально-экономические и политические мероприятия, идет работа над принятием различных конституций, формируются различные правительства. (Раскол Германии на два государства.)
2. США оказывают Греции и Турции финансовую помощь, создаются специальные рекомендательные органы для решения военно-политических и финансовых проблем. (Доктрина Трумэна.)
3. США оказывает экономическую помощь при соблюдении определенных политических и экономических условий. (План Маршалла.)
4. Идет активная партизанская борьба, партизан поддерживают некоторые восточноевропейские государства, их противников — Великобритания и США, цель движения — приход к власти коммунистов. (Гражданская война в Греции.)
5. Эти территории в Китае контролировали коммунисты, это была база противостояния буржуазно-либеральным силам, которых поддерживали США. (Особые районы Китая.)
6. Поставлена цель создать единое государство, но противоборство СССР и США препятствует этому процессу, два новых государства начинают военные действия, которые одна из сторон ведет, используя силы ООН, а другая опирается на КНР и СССР. (Война в Корее 1950—1953 гг.)
7. Цели этой организации — «идеологическое объединение» коммунистических партий, стремление противостоять западной идеологии и «империалистической экспансии». (Информационное бюро коммунистических партий — Коминформ.)
8. Его характеризуют два «центра силы», опирающиеся на военно-политические блоки. (Двухполюсный, или биполярный, мир.)

З а д а н и е 4. Соотнесите имя государственного деятеля и исторический) факт: 1 И.-Б. Тито
1 Автор «доктрины сдерживания»
2 У. Черчилль 2 Лидер партии Гоминьдан 3 Ким Ир Сен 3 Президент СФРЮ, глава коммунистической партии Югославии 4 Дж. Маршалл 4 Автор речи «Мускулы мира» 5 Г. Трумэн 5 Создатель плана экономической помощи европейским странам 6 Чан Кайши 6 Политический лидер КНДР

З а д а н и е 5. Выберите страны, вошедшие в НАТО в 1949 г., в ОВД — в 1955г.: Австралия, Австрия, Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, ГДР, Греция, Дания, Исландия, Италия, Канада, Китай, Куба, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, СССР, США, Турция, Финляндия, Франция, ФРГ, Чехословакия, Швейцария, Швеция, Югославия, Япония.

З а д а н и е 6. Составьте логические цепочки, включив важнейшие политические события (указаны первая и последняя позиции).
1. Создание Коминформа Конфликт между Югославией и СССР, стремление Югославии улучшить отношения с Западом
2. Конфронтация между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции в «горячих точках» Складывание двухполюсного мира

Домашнее задание. Вопросы 1,4 и 5 после § 20.

Назад 1 2 3 4 5 Далее

Назад

Обучение в Англии: получите качественное образование вместе с Bright Ломоносовская Ассамблея Ломоносовский детский сад Ломоносовская частная школа
Вступительного взноса нет