на главную контакты карта сайта

Поурочные разработки к курсу "Новейшая история зарубежных стран". 11 класс 

УРОК 7. Война и социально-экономическое развитие государств

План изучения новой темы
1. Патриотический подъем в начальный период войны.
2. Проблемы нейтральных стран в годы войны.
3. Политика и экономика воюющих держав.
4. Развитие антивоенных, национальных, демократических движений в воюющих странах.
5. Итоги Первой мировой войны.

Основная проблема урока: выявить и проанализировать изменения в экономике, политике и общественных настроениях во время войны; определить основные итоги и уроки войны.

ВАРИАНТ I. Семинарское занятие. Учащиеся заранее получают вопросы для обсуждения. Кроме материалов учебника, рекомендуется найти дополнительный материал. Особо оговаривается, что к семинару необходимо изучить материалы по внутреннему политическому и экономическому положению России в годы войны. Учитель организует беседу по каждой проблеме при помощи уточняющих вопросов.

Вопросы для семинара: I. Чем был вызван и как проявлялся патриотический подъем в начале войны в странах Европы и в России? Уточняющие вопросы:
1. Вспомните, какое внутриполитическое положение было в странах Европы и в России перед войной.
2. Какую реакцию вызвало начало войны у политических партий различных европейских стран? Чем можно объяснить подобную реакцию? Какие аргументы обосновала в пользу своей позиции российская партия большевиков? Какая из позиций политических партий (гражданского мира или пожелания поражения своему правительству) представляется вам более уместной в условиях войны и почему?
3. Чем явилось начало войны для обывателей различных стран?
4. Не находите ли вы какие-либо опасные для властей проявления патриотического подъема?
5 Какими средствами власти пытались поддержать патриотический подъем? Кажутся ли вам эффективными эти средства?

II. Как изменялись политические режимы в годы войны и какие специфические проблемы возникли в экономике воюющих стран? Уточняющие вопросы:
1. Совместимо ли развитие демократии и участие в затяжной, тяжелой войне?
2. Какие специальные органы управления были созданы на время войны? Насколько эффективно они действовали?
3. Перечислите все проблемы, возникающие в области экономики во время войны. Какие пути решения этих проблем можно предложить?
4. Чем с точки зрения экономики была опасна затяжная война?

III. В каких формах развивались антивоенное и национальное демократическое движения? Как оба эти движения влияли на ведение войны? Уточняющие вопросы:
1. Какие примеры антивоенного и национального демократического движения вы можете привести?
2. Насколько опасны были оба эти движения для властей стран- участниц войны?
3. Есть ли взаимосвязь между антивоенным движением и революционным?
4. Как можно оценивать антивоенное движение во время войны?

IV. Какие итоги и уроки Первой мировой войны можно выделить?

Уточняющие вопросы:
1. Перечислите политические последствия войны для разных стран.
2. Оцените социально-экономические итоги войны.
3. Сформулируйте итоги войны для нравственного состояния общества.
4. Подумайте, какие из итогов войны оказались наиболее важными для обществ различных стран.
5. Что, по вашему мнению, можно считать уроками войны? Правомерно ли говорить об общих уроках войны для стран- победительниц и проигравших стран?

ВАРИАНТ II. Итоговое тестирование.

1. Политика «гражданского мира» во время войны выражалась в: а) отказе оппозиционных сил от выступлений против правительства на время военных действий; б) выработке общей программы действий всех политических партий; в) объявлении временных перемирий между военными противниками по требованию Красного Креста.

2. Большинство социал-демократических партий II Интернационала: а) выступили с развернутой антивоенной программой; б) поддержали свои правительства в войне; в) заняли нейтральную позицию.

3. Во время войны государственная власть в воюющих державах: а) усилилась; б) ослабла; в) осталась неизменной.

4. Одной из основных проблем военной экономики для всех воюющих стран являлась: а) нехватка специалистов в военной промышленности; б) промышленно-военный шпионаж; в) нехватка продуктов первой необходимости для гражданского населения.

5. Целью революционных социал-демократов к 1915 г. являлось: а) свержение существующих политических режимов; б) поиски компромисса с властями в интересах Отечества; в) преодоление внутренних разногласий в движении.

6. Во время Первой мировой войны погибли: а) 5 млн. человек; б) 10 млн. человек; в) 20 млн. человек.

7. Войну 1914—1918 гг. называют тотальной, потому что: а) она продолжалась длительный период; б) она потребовала напряжения всех сил стран-участниц; в) страны- участницы ставили цель достигнуть мирового господства.

8. В итоге Первой мировой войны: а) границы государств остались прежними, но их политическое и экономическое влияние в мире перераспределилось; б) в Европе возникли новые государства и разрушились старые империи; в) была разрушена мировая колониальная система.

Домашнее задание. § 6.

УРОК 8. Образование национальных государств в Европе

План изучения новой темы
1. Причины и процесс крушения империй.
2. Образование Чехословакии.
3. Образование Югославии.
4. Образование независимого польского государства.
5. Образование Австрийской республики.
6. Образование независимого венгерского государства.
7. Установление Веймарской республики в Германии.
8. Образование независимых государств Литвы, Латвии и Эстонии.
9. Образование независимой Финляндии.
10. Создание Коммунистического Интернационала.

Основная проблема урока: определить, что представляла собой политическая карта Европы после образования новых независимых государств.

Исторический календарь
июнь 1917 г. — провозглашение независимой Литвы
декабрь 1917 г. — образование независимой Финляндии
февраль 1918 г. — образование независимой Эстонии
октябрь 1918 г. — образование Чехословакии
ноябрь 1918 г. — образование независимого польского государства
ноябрь 1918 г.— создание Австрийской республики
ноябрь 1918 г. — создание Венгерской Народной республики
ноябрь 1918 г. — образование независимой Латвии
декабрь 1918 г. — создание Королевства СХС (сербов, хорватов, словенцев
июнь 1919 г. — создание Веймарской республики в Германии

ВАРИАНТ I. Форма проведения урока — групповая игра.

Первый этап. Учащиеся разделяются на несколько групп (примерно по 4—5 человек в группе). Каждая группа получает поочередно несколько заданий и время на обсуждение (от 5 до 10 мин по усмотрению учителя). После обсуждения каждая группа выдвигает свой вариант выполненного задания. Учитель вместе с классом заслушивает все выступления, подводит промежуточные итоги, отмечая сильные и слабые стороны ответов, и начисляет очки каждой команде. Второй этап. Работа групп с заданиями.

З а д а н и е 1. Расположите в хронологическом порядке события:
1. Создание Коммунистического Интернационала.
2. Ликвидация Австро-Венгерской империи.
3. Образование независимой Финляндии.
4. Большевистский переворот в России.
5. Создание Чехословакии.
6. Образование Австрийской республики.
7. Образование Югославии.
8. Провозглашение Веймарской республики в Германии.
9. Распад Германской империи.

З а д а н и е 2. Работа с картой «Мир после Первой мировой войны»: Определите, какие проблемы международных отношений исчезли, а какие появились в результате образования новых государств.

З а д а н и е 3. Объясните исторические понятия:
1. Королевство СХС.
2. Веймарская республика.
3. Коммунистический Интернационал.

З а д а н и е 4. Известно, что в Германии в 1918 г. произошла революция, в ходе которой по примеру Советской России стали образовываться Советы рабочих и солдат. Однако советская власть в стране не утвердилась. Были попытки образовать советские республики в Венгрии, прибалтийских государствах. Подумайте, почему нигде, кроме России, советская власть не сумела победить.

З а д а н и е 5. Составьте воззвание Коммунистического Интернационала с определением целей и методов борьбы. При оценке воззвания учитывается пропагандистский стиль и верность содержания. В заключение урока учитель суммирует баллы, полученные командами, и выставляет оценки.

ВАРИАНТ II. Составление и анализ таблицы. На доске и в тетрадях учащиеся составляют сводную таблицу «Образование национальных государств в Европе»: Название Форма правления.

Способ установления власти государства Политический режим Президентская республика.

Чехословакия Мирный Демократия Югославия Монархия Мирный Республика. Польша Мирный Авторитарный режим Президентская республика. Австрия Мирный Демократия Монархия. Венгрия Военный Авторитарный режим Республика. Германия Революционный Демократия Республика. Латвия Революционный Демократия  Парламентская республика. Литва Революционный Демократия Республика. Эстония Революционный Демократия Республика. Финляндия Революционный Демократия

Домашнее задание. § 7.

 УРОК 9. Послевоенная система международных договоров

План изучения новой темы
1. Цели стран-победительниц в послевоенном мирном урегулировании.
2. Парижская мирная конференция и ее решения.
3. Вашингтонская мирная конференция и ее решения.
4. Непрочность Версальско-Вашингтонской системы.

 Основная проблема урока: какие основные принципы лежали в основе новых послевоенных международных отношений и был ли прочный мир на их основе?

Исторический календарь
18 января 1919 г. — 21 января 1920 г. — Парижская мирная конференция
28 июня 1919 г. — Версальский мирный договор
12 ноября 1921 г. — 6 февраля 1922 г. — Вашингтонская мирная конференция

ВАРИАНТ I. Работа по вопросам.

З а д а н и е 1. Вопросы на проверку знания материала:
1. Перечислите основные требования стран-победительниц.
2. Какие послевоенные конференции решали вопросы мирного урегулирования международных отношений?
3. Какие страны больше всего выиграли от решений этих конференций, а какие проиграли?
4. Какие вопросы международных отношений не были решены?
5. Что такое Версальско-Вашингтонская система?

З а д а н и е 2. Определите, каким странам соответствуют цели мирного урегулирования после войны:
1. Раздел Германии на несколько слабых государств.
2. Возврат Эльзаса и Лотарингии.
3. Контроль над промышленным районом Рейна.
4. Германские колонии в Африке и турецкие владения в Средиземноморье.
5. Построение системы новых международных отношений и роль «морального руководителя» мира.
6. Сохранение единой Германии.
7. Раздел владений Османской империи.
8. Захват германских владений вне Европы.

Страны: 1. Великобритания. 2. Франция. 3. США.

З а д а н и е 3. Определите, на какой из конференций решались перечисленные проблемы:
1. Территориальные изменения в Европе и колониях.
2. Соотношение сил на Дальнем Востоке.
3. Новое положение Германии в послевоенном мире.
4. Создание международной организации — Лиги Наций.
5. Соотношение морских сил ведущих тихоокеанских держав.
6. Возвращение военнопленных и наказание военных преступников.
7. Решение русской проблемы. Конференции: Парижская конференция, Вашингтонская конференция.

З а д а н и е 4. Анализ фактического материала:
1. Объясните, какие существовали противоречия между странами-победительницами. Могли ли они быть разрешены в тех исторических условиях?
2. Сформулируйте цели создания Лиги Наций и попытайтесь предположить, при каких условиях деятельность этой организации могла быть продуктивной.
3. Правомерно ли говорить, что с созданием Лиги Наций международные отношения перешли на новый уровень?
4. В чем заключался «русский вопрос» на конференциях и почему он не был решен?
5. Была ли прочной Версальско-Вашингтонская система? Свое мнение обоснуйте.

З а д а н и е 5. Продолжите историческое утверждение:
В итоге Парижской и Вашингтонской конференций установилось новое соотношение сил в мире, способное привести к...
Германия, потерявшая некоторые из своих владений и вынужденная выплачивать огромную контрибуцию, могла...
Версальско-Вашингтонская система не могла решить все спорные вопросы международных отношений, потому что...
Попытку организовать конференцию на Принцевых островах можно расценивать как...

З а д а н и е 6. Анализ исторического утверждения: Премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж высказался по поводу мандатной системы, по которой бывшие колониальные владения передавались под опеку передовых стран-победительниц: «Мандаты являются просто маскировкой для аннексий». Можно ли согласиться со столь откровенным утверждением? Чем вы могли бы подтвердить или опровергнуть это высказывание?

З а д а н и е 7. Работа с картой: Проследите по карте «Мир после Первой мировой войны» территориальные изменения по решениям конференций. Объясните, какие страны они устраивали и почему. Какие страны оказались недовольными?

З а д а н и е 8. Работа с документом: Прочитайте извлечение из «Версальского договора» и ответьте на вопросы. Какие моменты в настоящем документе могли вызвать будущие международные конфликты? По каким причинам эти моменты были допущены?

3адание 9. Творческие задания:
1. Составьте выступление от имени представителя любой из ведущих стран- победительниц с обоснованием принципов послевоенных международных отношений.
2. Составьте обращение от имени Лиги Наций к народам мира с объяснением целей этой организации.
3. Составьте воспоминания о конференциях от имени одного из участников (по выбору учащегося) с употреблением и объяснением исторических понятий: аннексия, контрибуция, демилитаризация, мандатная система, репарации.

ВАРИАНТ II. Работа по группам «Исторические шляпы».

Учащиеся в начале урока разбиваются на группы по 4—5 человек, и каждая группа получает от учителя шляпу определенного цвета: желтую, черную, белую, красную и синюю (учитель может раздать группам цветное изображение шляп, объяснив смысл каждого цвета и работу группы с ним).

Желтая шляпа — шляпа оптимиста. Группа, получившая желтую шляпу, должна найти все положительные моменты в пройденной теме. Надо перечислить все вопросы мировой политики, которые были решены на конференциях после окончания Первой мировой войны, найти успехи в решении своих проблем для каждой страны (там, где они есть).

Черная шляпа — шляпа пессимиста. Группа, получившая черную шляпу, должна найти все вопросы, которые не были решены на послевоенных конференциях, выделить все неудачи в международных отношениях для каждой страны, показать несправедливость решений конференций. Белая шляпа — шляпа объективного наблюдателя. Группа, получившая белую шляпу, должна найти и перечислить только конкретные факты по теме без оценок (какие конференции состоялись, их итоги).

Красная шляпа — шляпа эмоционального участника. Группа, получившая красную шляпу, должна объяснить, какие эмоции и чувства испытывали страны-участницы конференций и почему, кто остался доволен новой системой международных отношений, а кто — нет.

 Синяя шляпа — шляпа философа. Группа, получившая синюю шляпу, должна подготовить рассуждения по вопросам: насколько прочной была созданная Версальско-Вашингтонская система международных отношений и правомерно ли говорить о прочных международных отношениях вообще, извлекли ли страны-участницы Первой мировой войны какие-либо уроки из нее, судя по решениям послевоенных международных конференций? После обсуждения в группах (20 мин) каждая группа выступает со своим сообщением.

Учащиеся других групп имеют право после сообщения дополнять, задавать вопросы, спорить с прозвучавшими утверждениями. Учитель регламентирует обсуждение выступления каждой группы и резюмирует его.

Домашнее задание. § 8. 

УРОК 10. Основные социально-экономические и политические изменения в странах Европы и Северной Америки в 20-е гг.

План изучения новой темы
1. Общая характеристика развития стран после Первой мировой войны.
2. Политическое и экономическое развитие Великобритании.
3. Политическое и экономическое развитие Франции.
4. «Эра процветания» в США.
5. Веймарская республика в Германии.
6. Установление и политика фашизма в Италии.
7. Общие черты развития стран Восточной Европы.

Основная проблема урока: какие модели послевоенного развития были выбраны странами Европы и США и к каким результатам в конце 20-х гг. они привели?

ВАРИАНТ I. «Пресс-конференция» (ролевая игра). Первый этап. Ряд учащихся назначается «представителями» различных европейских стран и США (по 2 человека от Великобритании, Франции, США, Германии, Италии). Остальные ученики являются «журналистами». Задача «журналистов» — как можно более подробно расспросить «представителей» различных стран о политике и экономике, о проблемах жизни в стране, о ведущих политических деятелях.

Вопросы должны быть четко сформулированы и показывать осведомленность «журналистов» об общему положении дел в стране. Задача «представителей» стран — верно с исторической точки зрения отвечать на вопросы, а также стараться объяснять все происходящее в их стране.

Второй этап. Проведение «пресс-конференции». Учащиеся самостоятельно задают вопросы, но учитель может сам ставить необходимые вопросы, чтобы скорректировать направление игры и дать возможность «представителям» стран продемонстрировать свои знания и понимание материала. (В слабых классах на роль «представителей» стран выбираются наиболее подготовленные учащиеся, а «журналистам» учитель раздает список заготовленных вопросов, на которые они должны получить ответы для последующей работы.)

Примерные вопросы по Великобритании:
1. Как вы оцениваете положение вашей державы к моменту окончания войны?
2. По каким причинам Великобритания участвовала в антисоветской интервенции? Как английское общество прореагировало на эту политику правительства?
3. Как вы можете прокомментировать результаты выборов 1918 и 1923 гг.? Означает ли участие партии лейбористов в правительстве начало нового политического и внешнеполитического курса страны?
4. Как вы можете оценить развитие экономики Великобритании? Есть ли какие- либо серьезные проблемы в ее развитии?
5. По каким причинам была проведена всеобщая забастовка рабочего класса в мае 1926 г.? Как правительство отреагировало на эти выступления?
6. Известно, что в 1919—1922 гг. ваша страна проводила карательные операции против антианглийских выступлений в Египте, а в 1922 г. признала Египет независимым. Также Великобритания отказалась от контроля над политикой Афганистана и Ирана. Означают ли эти действия новые принципы во внешней политике или это вынужденные меры?
7. Великобритания признала в 1921 г. Ирландское свободное государство.

Прокомментируйте этот факт. Объясните, почему 6 северных графств (Ольстер) были оставлены в составе страны. Считаете ли вы при данном положении «проблему Ирландии» решенной?
8. Удалось ли, по вашему мнению, Великобритании  сохранить роль передовой европейской державы к концу 20-х гг.?
9. Какие из английских политиков оказали значительное воздействие на развитие страны в 20-е гг.?

Примерные вопросы по Франции:
1. Какие настроения существовали в стране к моменту окончания Первой мировой войны? Как вы можете прокомментировать лозунг французской прессы «Немец заплатит за все»?
2. Какими целями можно объяснить участие французских войск в интервенции в России? А как объяснить восстание французских моряков в Одессе и Севастополе в 1919 г.?
3. Какие политические партии или блоки были наиболее популярными в 20-е гг. во Франции? Чем вы могли бы объяснить их популярность?
4. Известно, что в вашей стране в 1920 г. образовалась коммунистическая партия. Что можно сказать о ее программе? Не является ли существование коммунистов угрозой стабильности развития страны?
5. К каким результатам пришла французская экономика к концу 20-х гг.? На какие отрасли промышленности страна сделала ставку? Считаете ли вы этот выбор удачным?

Примерные вопросы по США:
1. За США утвердилась слава самой мощной экономической державы мира. Чем можно подтвердить такую славу?
2. В чем кроются причины «процветания по- американски»?
3. Как можно объяснить формулу «Реклама плюс кредит — и процветание навсегда»?
4. В США имеет широкую популярность книга Г. Гувера о «твердом индивидуализме». Что имеется в виду под этим понятием? Почему эти взгляды оказались столь притягательными для американцев?
5. Часто приходится читать применительно к Америке 20-х гг. фразы «век аспирина», «век джаза». Какой смысл носят эти названия и что они символизируют?
6. Как вы можете прокомментировать следующие факты из жизни процветающей Америки: серия актов индивидуального террора анархистов в 1919—1920 гг. (например, взрыв бомбы у дома генерального прокурора Митчела Палмера на Уолл-стрит, в итоге которого было убито несколько десятков человек); запрет в ряде южных штатов преподавать знания, которые расходятся с положениями Библии (школьный учитель Джон Скопе был привлечен к суду и осужден за преподавание теории Дарвина)?
7. Америка считается страной «равных возможностей». Как с этим утверждением соединить факты активизации расистской организации Ку-клукс-клан, выступающей против чернокожих и евреев?
8. Почему в передовой державе мира процветают игорные заведения (казино), торговля наркотиков и рэкет, а также действуют банды преступников (гангстеров)?

Примерные вопросы по Германии:
1. В каких областях жизни германского государства отразилось ее поражение в Первой мировой войне?
2. Охарактеризуйте конституцию, принятую в 1919 г. в Веймаре. Зачем в нее включена статья  о праве президента издавать чрезвычайные законы без парламента? Можно ли считать конституцию с такой статьей демократичной?
3. Какие политические партии проявили себя как влиятельные в 20-е гг. в стране?
4. Что вы можете сказать о попытке установления фашистской диктатуры во время «Пивного путча»? Объясните причины появления в стране фашистской партии.
5. Удалось ли Германии справиться с экономическими проблемами к концу 20-х гг.?

Примерные вопросы по Италии:
1. Италия относится к странам-победительницам. Почему же в начале 20-х гг. она оказалась в трудном экономическом и политическом положении?
2. 1919—1920 гг. были названы «красным двухлетием» Италии. Рабочие захватывали фабрики, крестьяне — помещичьи земли. Почему же Итальянская социалистическая партия не пришла к власти на этой волне?
3. Объясните, с какими политическими лозунгами фашисты Италии завоевали популярность в стране.
4. Правда ли, что лидер фашистов Муссолини получал большую финансовую поддержку от промышленников и аграриев?
5. Как можно расшифровать смысл принципа, провозглашенного фашистами после прихода к власти: «Все для государства и ничего вне государства»?
6. Какую характеристику можно дать лидеру фашистов и руководителю страны Муссолини?
7. Удалось ли Италии усилиться экономически и политически к концу 20-х гг.?

Третий этап. Получив ответы и объяснения на свои вопросы, «журналисты» должны написать заметку-зарисовку о положении какой-либо страны (можно описать только одно явление из экономической или политической жизни страны). В это время учитель беседует с «представителями» стран и выделяет сильные и слабые стороны их ответов.

 ВАРИАНТ II. Письменная работа по карточкам.

К а р т о ч к а 1 (Великобритания):
1. Охарактеризовать основные процессы в экономике и политике Великобритании, проходившие в 20-е гг.
2. Дать определение понятиям: лейбористы, «ирландская проблема».
3. Определить, когда произошли следующие события в стране: возникновение Коммунистической партии Великобритании, образование независимого Ирландского государства, объявление независимости Египта, первое лейбористское правительство, всеобщая забастовка рабочих Великобритании.
4. Составить листовку от имени бастующих рабочих с требованиями и лозунгами.

К а р т о ч к а 2 (Франция):
1. Охарактеризовать основные политические и экономические процессы, произошедшие во Франции в 20-е гг.
2. Дать определение понятиям: Левый картель, Национальное единение, Рурский кризис.
3. Определить, когда произошли следующие события: восстание французских моряков в Одессе и Севастополе, создание французской коммунистической партии, Рурский кризис, правление Левого картеля.
4. Составить предвыборную листовку от имени представителей блока Национального единения.

К а р т о ч к а 3 (США):
1. Перечислить и объяснить противоречия в развитии экономики и политики США в 20-е гг.
2. Дать определение понятиям: «эра процветания», теория «твердого индивидуализма», изоляционизм.
3. Определить, когда произошли следующие события: активизация движения анархистов, принятие «сухого закона», взятие курса на политику «твердого индивидуализма», приход к власти республиканской администрации.
4. Составить дневник или воспоминания от имени рядового американца о жизни в 20-е гг.

К а р т о ч к а 4 (Германия):
1. Определить и проанализировать особенности политики и экономики Германии в 20- е гг.
2. Дать определение понятиям: Веймарская республика, политика реванша.
3. Определить, когда произошли следующие события: создание коммунистической партии Германии, путч монархиста Гаппа, «Пивной путч» нацистов, восстание рабочих под руководством Тельмана.
4. Составить письмо немецкого обывателя другу с описанием политических событий в стране в начале 20-х гг. и их оценкой.

 К а р т о ч к а 5 (Италия):
1. Охарактеризовать политику фашистов в Италии в 20-е гг.
2. Дать определение понятиям: фашистская партия, корпоративное общество.
3. Определить, когда произошли следующие события: основание фашистской партии в Италии, политический кризис в стране, получение фашистами большинства голосов на выборах, установление фашистского режима в стране.
4. Составить выступление на митинге от имени представителя итальянских фашистов с обоснованием своей политики, выдвинуть лозунги.

Домашнее задание. § 9.

 УРОК 11. Международные отношения в 20-е гг.

План изучения новой темы
1. Особенности Версальско-Вашингтонской системы.
2. Проблема разоружения.
3. Территориальный вопрос.
4. Вопрос о репарациях и долгах.
5. Итоги развития международных отношений в 20-е гг.

Основная проблема урока: какие основные проблемы можно выделить в международных отношениях 20-х гг. и почему их не удалось разрешить?

Исторический календарь

1922 г. — попытка решить вопрос о возврате долгов России западным странам на конференции в Генуе

1924 г. — принятие плана Дауэса об уменьшении ежегодной суммы репараций Германии

1924—1925 гг. — признание СССР ведущими странами Европы

1925 г. — подготовка Лигой Наций конференции по разоружению

1925 г. — Рейнский гарантийный пакт о соблюдении условий Версальского мира

27 августа 1928 г. — подписание странами пакта Бриана — Келлога о разрешении международных споров мирными путями

1931 г. — отмена выплат по репарациям Германией

ВАРИАНТ I. Работа по заданиям.

З а д а н и е 1. Вопросы на проверку знаний материалов. Проверку фактов можно провести в форме «воспоминаний по цепочке». Первый из отвечающих учащихся говорит, что или кто (событие, процесс, деятель) запомнилось ему больше всего из темы. Второй вызванный ученик должен конкретизировать сказанное предыдущим школьником и в свою очередь сказать, что запомнилось ему. Третий дополняет ответ второго так далее по цепочке. В случае, если вызванный ученик не может ничего сказать на предложенную ему тему, это должен сделать тот школьник, кто указал ее. В заключение этой проверки учитель подводит итоги и говорит, какие моменты темы были усвоены, а какие не совсем.

З а д а н и е 2. Анализ особенностей Версальско-Вашингтонской системы. Из предложенных положений надо отобрать в одну колонку те, которые укрепляли Версальско-Вашингтонскую систему, а в другую колонку — те, которые ее делали непрочной:
1. Катастрофические последствия Первой мировой войны для стран-участниц (людские потери, экономические проблемы).
2. Рост демократических движений во  многих европейских странах после войны.
3. Тайная борьба за политическое лидерство в Европе и мире.
4. Стремление новых государств, появившихся после войны, к территориальному расширению.
5. Развитие национально-освободительной борьбы.
6. Стремление лидеров ведущих государств Европы усилить свою власть и укрепить свое государство.
7. Общая усталость населения всех стран-участниц от войны.
8. Стремление стран, проигравших войну, смягчить свое положение по вопросам выплаты репараций.
9. Существование на мировой арене новой политической силы — Советского Союза.
10. Развитие классовой борьбы в европейских странах. После выполнения задания необходимо ответить на вопрос: насколько прочной и авторитетной была Версальско-Вашингтонская система?

 З а д а н и е 3. Заполнение таблицы «Основные вопросы международных отношений в 20-е гг.»:

 Основные вопросы международных Пути решения Результаты отношений Разоружение Подготовка Лигой Наций Вопрос о полном и всеобщем всемирной конференции по разоружении остался нерешенным разоружению. Подписание пакта Бриана — Келлога об урегулировании споров мирным путем Территориальный вопрос Подписание Рейнского Вопрос признания послевоенных гарантийного пакта о сохранении границ решался, но открытым остался существующих границ. вопрос о восточных границах Признание западными странами Германии СССР. Заключение договоров о границах СССР с восточными и прибалтийскими странами Вопрос о репарациях и Попытка решить вопрос о долгах Вопрос о долгах царского долгах царского правительства на правительства не решен. конференции в Генуе. Вопрос о выплатах репараций Сокращение ежегодных выплат Германией не решен по репарациям Германией. Сокращение общей суммы выплаты репараций Германией. Отмена репарационных выплат Германией

З а д а н и е 4. Сформулируйте и обоснуйте свою точку зрения по вопросам:
1. Почему страны-победительницы отказались от продолжения выплат репараций со стороны Германии?
2. Вопрос о репарациях Германии и вопрос о долгах России — это однотипные вопросы в международных отношениях 20-х гг. или принципиально отличные друг от друга?
3. Возможно ли было реально начать изменение установленных послевоенных границ в Европе какой-либо страной?
4. К каким результатам могла привести нерешенность важнейших международных вопросов?

З а д а н и е 5. Работа с понятиями.

Надо вставить в утверждения пропущенные исторические понятия и объяснить свой вариант ответа:
Заключение ...частично решало вопрос о признании и соблюдении установленных послевоенных границ в Европе. (Рейнский гарантийный пакт.) ...было вынужденной мерой, поскольку являлось необходимым для всех европейских держав (победителей и проигравших) по экономическим и политическим причинам. (Признание СССР.) ...можно рассматривать как первый шаг на пути создания системы коллективной безопасности в Европе. (Пакт Бриана — Келлога.) Общая сумма репарационных выплат Германии оставалась прежней, хотя ...изменил ежегодную выплату Германии. (План Дауэса.) ...попыталась решить вопрос о царских долгах России, однако российская делегация увязала вопрос о выплатах с возмещением ущерба, нанесенного России во время интервенции. (Генуэзская конференция.) В итоге принятия ...были сокращены общие суммы выплат Германии по репарациям. (План Юнга.)

ВАРИАНТ II. Итоговый тест по теме:

1. Одной из причин непрочности Версальско-Вашингтонской системы является: а) плохое экономическое положение стран после войны; б) развитие демократического движения в европейских странах; в) борьба стран за политическое первенство.

2. Один из политических лидеров Версальско-Вашингтонской системы: а) Муссолини; б) Клемансо; в) Рузвельт.

3. Найдите верное утверждение: а) после Первой мировой войны благодаря Лиге Наций установился прочный мир; б) Лига Наций вынуждена была принять СССР как новую влиятельную силу в свой состав в начале 20-х гг.; в) Лига Наций была создана в Версале для поддержания мира.

4. 20-е гг. называют «эрой пацифизма», потому что: а) участились выступления против войны и за разоружение в европейских странах; б) не было никаких споров и конфликтов в международных отношениях; в) были приняты важные международные документы по вопросам всеобщего разоружения.

 5. Пакт Бриана — Келлога касался: а) новых принципов международной торговли; б) подтверждения послевоенных границ; в) урегулирования международных споров мирным путем.

6. Пакт Бриана — Келлога был заключен: а) 27 августа 1925 г.; б) 27 августа 1928 г.; в) 27 августа 1929 г.

7. В международных отношениях в 20-е гг. вопрос о полном и всеобщем разоружении: а) не рассматривался; б) не был решен полностью; в) был решен окончательно.

 8. Рейнский гарантийный пакт был подписан: а) в октябре 1923 г.; б) в октябре 1925 г.; в) в октябре 1927 г.

9. Участниками Рейнского гарантийного пакта стали: а) СССР, Великобритания, Франция, США; б) Германия, Великобритания, Турция, Бельгия; в) Германия, Великобритания, Италия, Франция, Бельгия.

10. Рейнский пакт гарантировал: а) стабильность новых западных границ Германии; б) стабильность новых восточных границ Германии; в) стабильность границ СССР.

11. Найдите неверное утверждение: а) признание СССР западными странами было связано с необходимостью развития экономических отношений; б) признание СССР западными странами связано с верой в скорый отказ Советской России от идеи мировой революции; в) признание СССР западными странами проводилось с целью усиления демократического движения в этих странах.

12. Полоса признания СССР западными странами относится к: а) 1921—1922 гг.; б) 1924—1925 гг.; в) 1927—1928 гг.

13. План Дауэса пытался сохранить: а) сроки репарационных выплат Германии; б) общий объем репарационных выплат Германии; в) ежегодный объем репарационных платежей Германии.

14. План Дауэса был подписан: а) в 1921 г.; б) в 1924 г.; в) в 1929 г.

15. План Юнга предполагал: а) усилить военное давление на Германию с целью получения репараций; б) сократить общую сумму репараций Германии; в) увеличить сроки репарационных выплат Германии.

16. В 1931 г. Германия была окончательно освобождена от выплат из-за: а) тяжелого экономического положения в условиях кризиса; б) ультиматума со стороны германского правительства в адрес Лиги Наций; в) вмешательства СССР в вопрос о репарациях Германии.

17. Вопрос о возврате долгов русского царского правительства решался: а) на Генуэзской конференции в 1922 г.; б) на Лондонской конференции в 1924 г.; в) на Парижской конференции в 1927 г.

18.Советское правительство: а) согласилось выплатить царские долги полностью; б) согласилось на частичные выплаты; в) не согласилось выплачивать царские долги.

19. К концу 20-х гг. вопрос о царских долгах России: а) был урегулирован в ходе работы нескольких конференций; б) остался нерешенным; в) был урегулирован принципиально, однако шли споры о сроках выплат.

20. Одним из итогов развития международных отношений в 20-е гг. явилось: а) урегулирование старых конфликтов между ведущими европейскими странами; б) возникновение конфликта между Советской Россией и капиталистическими странами Европы; в) создание новых военно-политических блоков в Европе.

Домашнее задание. § 10.

УРОК 12. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг.

План изучения новой темы
1. Причины и начало кризиса.
2. Проявления кризиса в США и других странах.
3. Возможные пути выхода из кризиса.
4. Последствия кризиса.

Основная проблема урока: объяснить, что кризис затронул все стороны жизни общества, и проанализировать возможные пути выхода из него.

ВАРИАНТ I. Работа по заданиям.

З а д а н и е 1. Учитель предлагает учащимся следующие факты:
1. В «черный вторник» 29 октября 1929 г. из-за падения курса акций в США были потеряны 10 млрд долларов.
2. После обвала акций США прекратили давать кредиты европейским странам, Германия прекратила платить репарации, Англия и Франция прекратили выплачивать долги.
3. Число безработных приблизилось к 30 млн.
4. В Аргентине зерном топили топки паровозов. В Бразилии в океан было выброшено 11 млн мешков первоклассного кофе.
5. «В поисках работы 2 тыс. человек стояли сегодня под проливным дождем на бирже труда Эклес кросс за 35 рабочими местами. Два человека прошли 12 миль из Олдхама. Шесть человек простояли всю ночь. Когда дверь открылась, все бросились штурмовать здание». (Манчестерские вечерние новости. 5 июня 1932 г.)
6. Производство было отброшено на уровень начала века.

Работа с приведенными фактами по следующим вопросам:
1. Объясните, какой процесс эти факты характеризуют.
2. Объясните взаимосвязь приведенных фактов.
3. Дополните картину кризиса фактами текста учебника.
4. Перечислите причины, которые привели ведущие страны мира к такой катастрофе.
5. Объясните, в чем заключаются особенности кризиса 1929—1933 гг.

 З а д а н и е 2. Заполните таблицу «Проявления кризиса в различных сферах жизни общества»: Политическая сфера Экономическая сфера Социальная сфера Падение авторитета Массовое закрытие промышленных Массовая безработица правительств и их частая смена. предприятий. почти всех слоев общества. Поиск новых Разорение банков. Резкое понижение уровня внутриполитических курсов. Инфляция. жизни населения. Рост влияния радикальных Уничтожение части продукции Рост настроений апатии и политических партий промышленности и сельского недоверия властям хозяйства

З а д а н и е 3. Обсуждение проблемы положения молодежи в годы Великой депрессии. Целое поколение в условиях затяжного кризиса оказалось невостребованным. Некоторые западные писатели стали говорить о «потерянном поколении». Подумайте, был ли выход у молодых людей того времени. Какой вариант поведения для молодежи, по вашему мнению, был наиболее разумен?

З а д а н и е 4. Определите, какие пути политического развития были возможны в этих условиях. Дайте краткую характеристику этих путей развития.

З а д а н и е 5. Учитель перечисляет последствия кризиса, а учащиеся должны кратко проанализировать каждое последствие (насколько оно глобально для страны и общества, положительное или отрицательное влияние оказывает на дальнейшее развитие). Перечисляемые последствия:
1. Стали разрушаться сложившиеся международные связи. Возникла угроза развала Версальско-Вашингтонской системы.
2. В колониях активизировались выступления против метрополий.
3. Часть стран мира выбрала тоталитарные режимы власти (Германия, Италия, Япония, Венгрия, Португалия).
4. В некоторых развитых западных странах произошло постепенное реформирование экономики и сохранение демократических режимов (Англия, Франция, США).
5. Промышленное производство и сельское хозяйство понесли огромные убытки.
6. Произошли оздоровление экономики в результате кризиса и ее структурная перестройка на основе последних достижений науки и техники.
7. У населения преобладали пессимистические настроения.

ВАРИАНТ II. Письменная работа на тему по выбору:
1. Историческое сочинение-рассуждение «Человек и кризис 1929—1933 гг.». (В сочинении необходимо раскрыть влияние кризиса на все стороны жизни конкретного человека, проанализировать возникающие перед людьми проблемы и попытаться показать обратную связь — как состояние людей влияет на дальнейшее развитие общества.)
2. Подготовьте ответ на тему «Проявления кризиса в различных сферах жизни общества и их анализ». (В ответе необходимо четко сформулировать и классифицировать все проявления кризиса в различных сферах, а также кратко объяснить, к каким последствиям эти проявления могут привести и какие из них поэтому опасны.)
3. Составьте тест по теме «Мировой экономический кризис 1929—1933 гг.». (В тесте необходимо составить не менее 20 вопросов с тремя возможными вариантами ответов к каждому вопросу, при составлении надо следить за корректностью формулировок и за тем, чтобы вопросы касались всей проблематики темы.)

Домашнее задание. §11.

УРОК 13. Общественно-политический выбор стран Европы и США: установление тоталитарных, авторитарных и либеральных режимов

План изучения новой темы
1. Характеристика тоталитарных, авторитарных и либеральных режимов.
2. Фашизм в Италии и Германии.
3. Гражданская война в Испании.
4. «Новый курс» Рузвельта в США.

Основная проблема урока: объяснить выбор различных моделей развития и дать представление о тоталитарном, авторитарном и либеральном обществах (взаимоотношениях государства и граждан).

 Исторический календарь

1933 г. — назначение Гитлера канцлером. Приход нацистов к власти в Германии
1933—1934 гг, — становление фашистского режима в Германии
1933 г. — вступление на пост президента в США Рузвельта
1933—1938 гг. — политика «нового курса» в США
1935—1938 гг. — Народный фронт во Франции
1935 г. — создание Народного фронта в Испании
июль 1936 г. — мятеж фашистов во главе с Франко в Испании
1936—1939 гг. — гражданская война в Испании
апрель 1939 г. — победа режима Франко в Испании

ВАРИАНТ I. Семинар по материалам § 12—13.

I. Тоталитарные режимы в Европе в 30-е гг. (на примере Германии):
1. Объясните термин «тоталитаризм».
2. По каким причинам возникают тоталитарные режимы?
3. Какие основные черты тоталитарного режима можно выделить?
4. По каким причинам к началу 30-х гг. в Германии популярной стала партия нацистов во главе с Гитлером? (При ответе на вопрос желательно использовать материалы документа «Жан Ришар Блок. Надежды на молодежь», учебник, с. 139.)
5. Охарактеризуйте внутреннюю политику фашистов в Германии. Какие из проводимых мероприятий могли вызвать одобрение у различных слоев населения страны? Почему?
6. Изложите основу расовой теории фашистов и подумайте, на какие социальные слои населения она была рассчитана. В какую политику эта теория вылилась на практике?
7. Охарактеризуйте идеологию фашизма и объясните цели этой идеологии. (В качестве дополнительного материала для рассуждения учитель может рассказать о геополитических теориях фашистов. «Биологическое учение о государстве» — молодое развивающееся государство, подобно молодому биологическому организму, имеет право на завоевание своего места под солнцем, на агрессию. «Учение о жизненном пространстве» — от количества территорий  зависит уровень жизни населения, и Германия должна взять для развития необходимое жизненное пространство на Востоке, где плотность населения маленькая. «Учение о естественных границах» — государство должно стремиться к естественным границам, определенным самой природой, которыми являются крупные реки, горы, в конце концов, границы материка.)
8. Известно, что фашисты лозунгом пропаганды своих идей сделали лозунг «Простота, размах и концентрация». Объясните эту фразу и оцените такие принципы ведения пропаганды и агитации.
9. Сформулируйте цели внешней политики фашистского режима и дайте им оценку (при обсуждении вопроса можно использовать текст документа 2 «Гитлер о целях внешней политики Германии», учебник, с. 140).
10. На конгрессе Коминтерна в 1935 г. болгарский коммунист Георгий Димитров выступил с докладом о сущности фашизма.

Ознакомьтесь с выдержкой из этого доклада и попытайтесь на фактах учебника и дополнительном материале подтвердить или опровергнуть его выводы: «Фашизм — это свирепейшее наступление капитала на трудящиеся массы. Фашизм — безудержный шовинизм и захватническая война. Фашизм — это бешеная реакция и контрреволюция. Фашизм — это злейший враг рабочего класса и всех трудящихся».

II. Либеральные режимы в 30-е гг. (на примере президентства Рузвельта в США):
1. Дайте определение понятию «либеральный режим».
2. Какие моменты в развитии страны способствуют выбору и установлению либерального режима?
3. Перечислите основные черты либерального режима и попытайтесь выделить ключевые черты. Свое мнение обоснуйте.
4. Раскройте смысл названия «новый курс». Постарайтесь объяснить, почему Рузвельт выбрал курс на смену внутренней политики, были ли у него реальные альтернативы.
5. Как «новый курс» проявился в экономике, социальной политике? Как бы вы оценили эти меры нового президента? (При рассуждениях учащимся предлагается использовать дополнительный материал. В качестве одной из первых мер помощи безработным президента Рузвельта была организована раздача нуждающимся 500 млн долларов. Для безработной молодежи были организованы лагеря в лесной зоне, где ежегодно 500 тыс. безработных молодых людей получали жилье, питание, одежду и 1 доллар в день за разную работу по оздоровлению лесов. В 1935 г. был принят закон о справедливых условиях найма.)
6. Рузвельт по праву считается одним из самых популярных президентов США, он избирался на этот пост четыре раза. Подумайте, как его популярность совмещается с его политикой усиления регулирующей роли государства в обществе частного капитала (особенно в США, где утвердились принципы индивидуализма).
7. Повлияло ли утверждение и развитие либерального режима на курс внешней политики США в 30-е гг.? Свое мнение докажите на фактах.

 III. Гражданская война в Испании в 30-е гг.:
1. Какие общественные силы в Испании выступали за демократический режим и почему, какие — за установление тоталитарного режима? 2. Проследите, как консолидировались профашистские силы Испании в 1935—1936 гг., и оцените ответные действия Народного фронта. К каким выводам о соотношении сил можно прийти и почему?
3. Как развивалась гражданская война в Испании? Какие внешние факторы сыграли в ней роль? Можно ли утверждать, что именно внешняя помощь фашистам сыграла решающую роль в их победе? (Учитель может при обсуждении привести 49 дополнительный материал. Германия направила Франко 650 самолетов, 200 танков и 50 тыс. человек. Италия поставила 1000 самолетов, 950 танков, 200 тыс. солдат и офицеров. Страны Запада придерживались политики «невмешательства».)
4. Как вы можете объяснить фразу советского писателя Эренбурга по поводу войны в Испании: «Совесть всего мира восстала»? Предположите, почему именно война в Испании стала таким известным и запоминающимся событием в мировой политике 30-х гг. Подводя итоги обсуждения всех трех вопросов семинара, выясните, в чем кроется самое важное различие между тоталитарным и либеральным режимами.

ВАРИАНТ П. Работа по группам над историческими проектами по теме «Идеология тоталитарного и либерального режимов».

Перед началом работы учитель проводит краткое объяснение о способах распространения своей идеологии правительством и оппозиционными силами. Одним из проводников идеологии являются средства массовой информации, к которым в 30-е гг. XX в. принадлежала пресса. Любая газета или журнал с помощью подбора материалов, названий статей, их расположения, оценок событий, иллюстраций проводит свои идеи, влияет на общество или его отдельные части.

Далее учащиеся разбиваются на группы по 5 человек, и каждая группа получает задание разработать проект газеты определенной идеологической направленности, где должны быть освещены события политики, экономики, культуры периода 1930—1939 гг.
1-я группа — нацистская газета в Германии.
2-я группа — газета фашистов в Италии.
3-я группа — газета сторонников Народного фронта во Франции.
4-я группа — газета сторонников «нового курса» Рузвельта в США.
5-я группа — газета сторонников Народного фронта в Испании.
6-я группа — газета сторонников генерала Франко в Испании.

После завершения работы (примерно 30 мин) каждая группа представляет свой проект. Остальные группы проставляют после представления проекта оценки от 0 до 5 баллов по следующим критериям:
1. Название газеты.
2. Девиз и эмблема газеты.
3. Названия статей и их подбор.
4. Размещение материала (какие факты в центре, какие — нет).
5. Иллюстрации. После завершения представлений проектов учитель называет газету-победителя и показывает на ее примере, как внедряются идеологические взгляды.

Домашнее задание. § 12 — 13.

УРОК 14. Особенности развития государств Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами

Форма домашнего теста используется в том случае, когда учитель не планирует разбор материала в классе (по причине жесткого лимита времени для прохождения всего материала по курсу новейшей истории).

Тест составлен таким образом, что учащиеся дома вынуждены будут не только подробно изучить весь объем материала параграфа для нахождения верных ответов, но и проанализировать основные причинно-следственные связи, особенности и результаты развития стран Азии, Африки и Латинской Америки в период между двумя мировыми войнами. Учитель может использовать разные модели работы с выполненными тестами, которые займут минимум учебного времени в классе.

ВАРИАНТ I. Один из учащихся зачитывает вопросы теста с верными ответами на оценку (возможен вариант, когда учащиеся друг за другом зачитывают по одному вопросу).

ВАРИАНТ II. Учитель собирает выполненные тесты и проверяет их вне урока, а на следующем уроке проводит краткий анализ работы с выделением типовых ошибок (если в этом есть необходимость) и результатами теста. Материалы данного параграфа рекомендуется проверить при помощи домашнего теста, вопросы которого охватывают все части параграфа и касаются не только фактологии, но и понимания происходящих процессов в странах Азии, Африки и Латинской Америки:

1. Первая мировая война: а) не коснулась развития стран за пределами Европы и США; б) привела к распаду колониальной системы; в) во многом повлияла на развитие стран Азии, Африки и Латинской Америки.

2. Найдите неверное утверждение: а) народы Азии и Африки принимали участие в военных действиях; б) народы Латинской Америки принимали активное участие в боевых действиях; в) жители зависимых стран обеспечивали нужды армий своих метрополий.

3. Во время Первой мировой войны колониальные режимы: а) остались неизменными; б) резко усилились; в) временно ослабли.

4. Мандатная система, созданная на Парижской конференции, реально провозгласила: а) уничтожение колониального гнета; б) равные права бывших колоний в решении вопросов мировой политики; в) сохранение зависимости стран Азии и Африки от развитых стран.

5. В 20—30-е гг. борьба за независимость стран Азии и Африки велась: а) вооруженным путем; б) мирным путем; в) в обеих формах.

6. Влиятельной силой, помогающей странам Азии и Африки в борьбе за независимость, являлась: а) США (цель — усиление влияния в мире); б) Лига Наций (цель — борьба за прочный мир); в) Советская Россия (цель — развязывание «мировой революции»).

7. Кризис 1929—1933 гг. и Великая депрессия: а) усилили борьбу за независимость в странах Азии и Африки; б) сделали страны Азии и Африки более покорными своим 51 метрополиям; в) способствовали установлению политического союза между колониями и метрополиями.

8. Япония к началу 20-х гг.: а) смогла сохранить свое господство на Дальнем Востоке; б) вынуждена была уступить свое влияние на Дальнем Востоке странам Антанты; в) сохранила свои позиции на Дальнем Востоке только в Корее.

9. Лозунг «Азия для азиатов», выдвинутый Японией, на деле означал: а) создание военного союза всех азиатских стран; б) прекращение всяких экономических и дипломатических контактов с европейскими странами; в) развитие азиатских народов под контролем Японии.

10. В 30-е гг. внешняя политика Японии была направлена: а) на территориальные захваты и усиление влияния в мире; б) на развитие дипломатических отношений с ведущими европейскими державами и США; в) на жесткую самоизоляцию от внешнего мира.

11. К концу 30-х гг. Япония планировала борьбу за господство в районе: а) Балканского полуострова; б) Тихого океана; в) Африки.

12. Коммунистическая партия Китая была создана: а) в 1921 г.; б) в 1925 г.; в) в 1929 г.

13. Лидером Коммунистической партии Китая стал: а) Сунь Ятсен; б) Мао Цзэдун; в) Чан Кайши.

14. Правительство Чан Кайши во внутренней политике проводило: а) жесткое государственное регулирование; б) европеизацию культуры и быта; в) широкое развитие демократии.

15. В 20—30-е гг. Индия: а) стала независимым государством; б) стала колонией США; в) осталась колонией Великобритании.

16. Основой учения гандизма в Индии было: а) включение Индии в состав Великобритании на основе равноправия; б) достижение независимости Индии путем ненасильственного сопротивления колониальной английской администрации; в) достижение независимости Индии путем вооруженного восстания против английской администрации.

17. Основной силой национально-освободительной борьбы в Индии был: а) Коммунистический союз Индии; б) Социал-демократическая партия; в) Индийский национальный конгресс.

18. Политика ненасильственного протеста не включала в себя: а) бойкот английских товаров; б) уклонение от уплаты налогов; в) эмиграцию в Европу.

19. В Турции была принята новая конституция: а) в 1920 г.; б) в 1924 г.; в) в 1928 г. 20. В 20—30-е гг. в Турции происходило: а) становление светского государства; б) развитие религиозной власти; в) укрепление монархии.

21. К основным идеологическим принципам Кемаля не относятся: а) национализм и народность; б) религиозный фанатизм и традиционность; в) республиканизм и революционность.

22. Одним из нерешенных вопросов внутренней политики в Турции оставался: а) вопрос о форме власти; б) вопрос об экологии; в) национальный вопрос.

23. Особенностью политического развития стран Латинской Америки в 20—30-е гг. являлось: а) развитие авторитарных и военных режимов; б) развитие демократических режимов; в) развитие всех типов режимов.

24. Население стран Африки в 20—30-е гг.: а) по-прежнему оставалось зависимым и бесправным; б) завоевало себе основные демократические права; в) завоевало право создавать профсоюзы.

Домашнее задание. Выполнить домашний тест по § 14.

Назад 1 2 3 4 5 Далее

 

Назад

Каникулярные программы Президентской школы Ломоносовская Ассамблея Обучение в Англии: получите качественное образование вместе с Bright Ломоносовский детский сад Ломоносовская частная школа