на главную контакты карта сайта

Поурочные разработки к учебнику "История России. XIX век". 8 класс  

У р о к 39. Быт: новые черты жизни города и деревни

Цель урока: уяснить, что отмена крепостного права и последовавшие вслед за этим положительные сдвиги в экономике привели к повышению уровня жизни населения, следствием чего, в свою очередь, стали демографический взрыв и изменения в структуре размещения населения; уяснить, что одним из следствий промышленного переворота стало улучшение качества жизни горожан, развитие средств коммуникаций и связи; сформировать представление о сословном быте пореформенной России; уяснить, что главной тенденцией в бытовой сфере стало постепенное сглаживание сословных различий.

План урока:
1. Рост населения в пореформенной России. Улучшение качества жизни горожан.
2. Жизнь и быт городских «верхов».
3. Жизнь и быт городских окраин.
4. Досуг горожан.
5. Изменения в деревенской жизни.

Основные знания: рост населения в пореформенной России; изменение облика городов; развитие средств связи и транспорта; жизнь и быт городских «верхов» и «низов»; изменения в жизни деревни.

Основные понятия: урбанизация; коммунальное хозяйство; сословный быт; качество жизни.

Основные даты:
1882 г. — появление первых телефонных линий;
1886 г. — открытие первой электростанции в Москве;
1892 г. — открытие первой трамвайной линии в Киеве.

 Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век».

Литература для учителя: Московская старина: Воспоминания москвичей прошлого столетия. — М., 1989; Московский альбом-книга воспоминаний о Москве и москвичах XIX—XX веков. — М., 1997; Очерки русской культуры XIX века. — М., 1998. — Т. 1.

Методические приемы организации урока

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания.

1. Первый вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника и организуя работу с понятиями «урбанизация», «коммунальное хозяйство», «качество жизни». Понятие «качество жизни» — достаточно сложный культурологический термин, он отсутствует в учебнике. Тем не менее для создания целостного представления о влиянии технического прогресса на повседневную жизнь людей целесообразно его использование на уроке. В классах с высоким уровнем подготовки можно попросить учащихся самих сформулировать суть этого понятия. В упрощенном виде он может быть объяснен как оценка уровня возможности пользоваться материальными, духовными и иными благами, существующими в обществе на данном этапе исторического развития. В ходе рассказа учителя учащиеся заполняют таблицу «Изменение качества жизни горожан»: Городское «новшество» Время появления Значение

В дополнение к материалу учебника учитель может более подробно рассказать о благоустройстве Москвы: В эти годы (конца XIX и начала XX в.) Москва, ставшая промышленным центром страны, быстро росла. Одновременно увеличивалось и ее население. В 1864 г. в Москве было всего 360 тыс. человек населения, в 1871 г. — уже 602 тыс., в 1882 г. — 753 тыс., в 1897 г. — 1039 тыс., в 1912 г. — 1617 тыс., в 1917 г. — около 2 млн человек.

В связи с этим с 60- х годов прошлого столетия ускорились темпы жилищного строительства. Одновременно возникла острая потребность в городском благоустройстве. Но все мероприятия по благоустройству города проводились почти исключительно в центре. Улицы центра и основные магистрали, ведущие к окраинам, были замощены булыжником, а остальные проезды оставались незамощенными. Строительство коммунального хозяйства, в его наиболее доходной части, крепко взяли в свои руки представители иностранного капитала. В 1865 г. за Курским вокзалом был построен концессионный газовый завод. В 1869 г. были освещены газом главные улицы и важнейшие переулки в пределах кольца «Б». На остальных улицах и в переулках, как внутри кольца «Б», так и за ним, горели городские керосиновые фонари, заменившие масляные. Одновременно с заведенными в Москве в 1840-х гг. линейками по некоторым улицам Москвы с 1872 г. начала курсировать конка, вагоны которой были поставлены на рельсы. В самом конце столетия, в 1899 г., в Москве появился частный (Бельгийского общества) электрический трамвай, вагоны которого ходили между современной Пушкинской площадью и Бутырской заставой по Малой Дмитровке, Долгоруковской и Новослободской улице и от Бутырской заставы по Масловке к Петровскому парку, а также от последнего по Ленинградскому шоссе к Тверской заставе. В 1883 г. на Большом Каменном мосту и в Кремле появляются первые электрические фонари, но на других улицах они появляются только с 1896 г., после того как на Раушской набережной была построена большая электрическая станция в 1886 г. (ныне 1-я МО-ГЭС). Электричеством с этого времени стали освещать не только улицы, но и богатые квартиры; станция дала ток и для силовых установок отдельных фабрик и заводов. В 1890-х гг. был переустроен Мытищинский водопровод. Суточная подача воды была доведена до 3,5 млн ведер. В 1898 г. было закончено устройство канализации. И водопровод и канализация обслуживали, главным образом, центр города в кольце «Б». (История Москвы. Хрестоматия для учащихся старших классов. В 4 т. Т. III. Вторая столица Российской империи (конец XVII — начало XX в.) / Сост. М. М. Горинов. — М., 1997. — С. 298).

2. Второй вопрос начинается с беседы: объясните понятие «сословный быт». Какие черты были характерны для образа жизни дворян и купцов в первой половине XIX в.? Затем учитель формулирует проблемное задание: прослушайте новый материал и определите, что сохранилось старого (традиционного) в жизни городских «верхов» во второй половине XIX в. и что появилось нового.

 3. Третий вопрос учащиеся изучают самостоятельно, читая соответствующий раздел § 39. Затем учитель проводит беседу: какие слои населения проживали на городских окраинах? Каковы отличительные черты быта мелких купцов и мещан? Что такое Латинский квартал? Каковы характерные черты образа жизни жителей Латинского квартала, чем они отличались от остальных горожан? Чем отличался быт рабочих окраин от быта мелких купцов, артельщиков, мещан? Чем жизнь городских окраин отличалась от жизни городских «верхов»?

4. Рассказ о досуге горожан учитель может иллюстрировать следующим отрывком: Тогда о развлечении простого народа не заботились — не только о разумном, а даже ни о каком. Не было никаких обществ, преследовавших подобные цели, и народ удовлетворялся тем, что ему преподносили предприниматели, или пользовался своими собственными играми, существовавшими с незапамятных времен: бабками, орлянкой и хороводами. Обыкновенно же на гуляньях у монастырей на первом плане был «колокол», то есть парусиный шатер в виде колокола, где продавалось «зелено вино», которого и выпивалась уйма. Потом шли балаганы с акробатами дешевого разбора, фокусники, Петрушка, райки, карусели и чайные палатки. И эти гулянья происходили среди пыли, столбом стоявшей в воздухе, среди гама подгулявшего народа, и люди уходили оттуда ошалевшие от вина, толкотни, крика и вообще от всего этого сумбура. В обыкновенные праздничные дни, когда не было гуляний, играли в бабки. Соберутся мастеровые и затеют игру. Кон бабок протянется поперек всей улицы — на окраинах это было возможно, — и идет бойкая игра, а кругом толпы зрителей. Эта забава играла тогда большую роль. Орлянка тоже была распространена повсеместно. Эта игра азартная, и редкая орлянка кончалась без драки. Но более всего любили хороводы. Помню хорошо один из таких хороводов. Это было за заставой, недалеко от Калитниковского кладбища. Народу собралось много; один хоровод состоял, смело скажу, не менее как из двухсот человек, если не больше. Пестрые, яркие платья и сарафаны женщин, рубахи и поддевки парней представляли веселую картину. Кругом на пригорочках, кучках и кочках — масса народа. Все оживлены в ожидании предстоящего удовольствия. Долго, помню, сговаривались в хороводе, наконец сговорились. На середину в круг вышел молодой парень, фабричный с «Чесменской мызы». Красивый и ловкий на вид, он всем поклонился, потом обошел весь круг и стал на свое место. «Полоса ль, моя полосынька», — зазвенел его раскатистый тенор. «Полоса ль, моя непаханая», — подхватил хор и пошел кругом в одну сторону. На середине песни хоровод остановился и, немного постояв, пошел в другую сторону. Пение было стройное, голоса молодые, звонкие, да хотелось и щегольнуть — уж очень много слушателей было. Потом пели «Во лузях», «На горе-то калина», «Уж как пал туман», и, смотря по ходу песни, воспроизводилось и действие, — выходила девица к парню, кланялась ему и стлала ему «постелюшку», в виде платка, и т.д. Я пошел домой. И долго потом, уже при догорающей заре, я слушал в окно широкую русскую песню и думал об ее удивительной, захватывающей силе. Уже почти засыпая, я услышал донесшийся до меня голос запевалы: «Надоели ночи, надоскучили...» (Московская старина: Воспоминания москвичей прошлого столетия. — М., 1989. — С. 170—171). Изучение четвертого вопроса можно провести, заслушав заранее подготовленные сообщения учащихся: «Церковные праздники: Рождество. Крещение. Пасха в воспоминаниях современников», «Масленица», «Народные игры и забавы».

 5. Пятый вопрос учащиеся изучают самостоятельно в качестве домашнего задания, записав в тетради по истории письменные ответы на вопросы 5 и 6 к § 39.

Домашнее задание: § 39 учебника и вопросы к нему; задания к документам, помещенным в конце параграфа. Выполнить задания 1—6 § 39 в рабочей тетради.
Назад 1 2 3 4 5 6

Назад

Ломоносовский детский сад
Ломоносовская частная школа