на главную контакты карта сайта

Поурочные разработки к учебнику "История России. XIX век". 8 класс  

На набережной, по которой следовал императорский кортеж, было малолюдно. Мальчик волок по снегу корзину, навстречу кортежу шел офицер, на тротуаре стоял молодой человек со свертком в руках. Когда императорская карета поравнялась с ним, он бросил свой сверток под ноги лошадей. Раздался взрыв, поднявший завесу снега и дыма. Двое случайных прохожих остались лежать на мостовой. Несколько черкесов из конвоя были ранены. Император не пострадал. Человека, бросившего бомбу, тут же схватили. Несмотря на настоятельные убеждения кучера не выходить из кареты — он утверждал, что в слегка поврежденном экипаже можно еще доехать до дворца, Александр II все-таки вышел. Он считал, что военное достоинство требует оказать помощь раненым, сказать им несколько ободряющих слов. Александр подошел к бомбометателю (это был член рабочей организации «Народная воля» Николай Рысаков) и спросил его о чем-то. А в это время к императору устремился другой молодой человек... Игнатий Гриневицкий сделал все, чтобы избежать случайностей. Он метнул бомбу под ноги Александру II лишь тогда, когда между ними оставалось несколько шагов. Вновь набережная окуталась дымом и снежной пылью. Через минуту-другую взорам ошеломленных людей предстало ужасное зрелище: на мостовой лежал император, правая нога его была оторвана, левая разбита, бесчисленные раны покрывали лицо и голову. Ранение было смертельным.

В заключение урока учащиеся обсуждают проблемы, сформулированные в задании 7 в рабочей тетради (§ 26).

Домашнее задание: § 26 учебника и вопросы к нему. Выполнить задания 1, 2, 3, 5 § 26 в рабочей тетради. Повторить § 5, 12, 14 (Кавказская война, освоение Русской Америки, Крымская война).

У р о к 27. Внешняя политика Александра II

Цель урока: сформировать представление об основных направлениях внешней политики России 60—70-х гг. XIX в.; уяснить, что главной целью внешней политики в этот период было создание благоприятных внешнеполитических 91 условий для проведения крупномасштабных реформ в стране и восстановления статуса великой мировой державы.

План урока:
1. Основные направления внешней политики России в 60—70-х гг. XIX в.
2. Европейская политика.
3. Завершение Кавказской войны.
4. Политика России в Средней Азии.
5. Дальневосточная политика. Продажа Аляски. Основные знания: основная цель и главные направления внешней политики России в 60—70-х гг. XIX в.; европейская политика России; отмена некоторых статей Парижского договора; завершение Кавказской войны и значение вхождения народов Кавказа в состав Российской империи; политика России в Средней Азии, образование Туркестанского генерал-губернаторства, значение завоевания Россией Средней Азии; политика России на Дальнем Востоке, определение дальневосточных границ между Россией, Китаем и Японией; причины продажи Аляски. Основные понятия: Союз трех императоров; «священная война».

Основные даты: 1864 г. — завершение Кавказской войны; 1867 г. — продажа Аляски. Персоналии: А. М. Горчаков; М. Г. Черняев.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»; Градскова Е. П., Самсонов А. И. Школьный атлас по истории России. — М., 1997.

Литература для учителя: История внешней политики России: Вторая половина XIX века (от Парижского мира 1856 г. до русско-французского союза). — М., 1997.

Методические приемы организации урока

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания.
1. Первый вопрос можно изучить, сочетая объяснение нового материала с выполнением задания 1 (§ 27) в рабочей тетради. В ходе рассказа учитель задает вопросы: какова была расстановка противоборствующих сторон в Крымской войне? Каковы были условия Парижского мирного договора? Какие из них были особенно унизительными для России?

2. Рассказ учителя об основных направлениях и событиях европейской политики сочетается с выполнением заданий 2 и 3 (§ 27) в рабочих тетрадях и работой с документом 1, помещенным в конце § 27. Свой рассказ учитель предваряет постановкой проблемного вопроса: как вы думаете, при каких условиях можно было добиться отмены «нейтрализации» Черного моря?

3. Изучение второго вопроса необходимо начать с повторения: каковы причины Кавказской войны? Каковы ее основные этапы? Как изменился характер войны после избрания имамом Шамиля? Затем учитель рассказывает о завершающем периоде Кавказской войны. Учащиеся заполняют таблицу «Завершающий период Кавказской войны»:  Итоги и значение Кавказской Дата Событие войны

4. В классах с высоким уровнем подготовки учащихся, переходя к рассказу о политике России в Средней Азии, можно создать проблемную ситуацию: при определении российской политики в Средней Азии столкнулись интересы двух влиятельных министерств — военного и иностранных дел, мнения которых были диаметрально противоположны. Как вы думаете, какую политику отстаивало военное министерство? Какую позицию занимало министерство иностранных дел? Подведя итог ответам учащихся, учитель рассказывает о развитии событий в этом регионе, о реакции Александра II на действия военных.

Затем он задает вопрос: почему император в конечном счете принял точку зрения военных? В ходе обсуждения проблемы учащиеся заполняют таблицу «Цели России в Средней Азии»: Политические цели Военно-стратегические цели Экономические цели Затем учитель рассказывает о завоеваниях в Средней Азии, учащиеся заполняют две первые колонки таблицы «Завоевание Средней Азии» (задание 7 § 27 в рабочей тетради), находят на карте «Казахстан и Средняя Азия» Бухарский эмират, Кокандское ханство, Ташкент, границы Туркестанского генерал-губернаторства, Самарканд, Красноводск, Геок-Тепе, Ашхабад. В заключение необходимо организовать обсуждение проблемы: можно ли считать, что Россия проводила в Средней Азии колониальную политику?

5. В ходе рассказа учителя о политике России на Дальнем Востоке учащиеся выполняют задание 8 (§ 27) в рабочей тетради. Переходя к проблеме продажи Аляски, учитель организует повторительную беседу: какие территории получили название Русской Америки? Когда они были присоединены к России? Каковы были особенности управления этими территориями? Учитель подчеркивает, что продажа Аляски имела экономические и политические причины. Он предлагает учащимся прочитать документы в конце § 27 и ответить на вопрос: каковы были экономические причины продажи Аляски? Затем он называет сумму, которую получила Россия от продажи Аляски, и задает проблемный вопрос: как вы думаете, почему эта сумма была столь незначительна? Выслушав предположения учащихся, учитель рассказывает о политическом аспекте данного события — Россия рассматривала США как противовес своему извечному сопернику Англии, с которой она сталкивалась на Балканах, в Азии и на Дальнем Востоке.

Продажа Аляски американцам наносила удар по английскому могуществу в Северной Америке, устраняла преобладание английского флота в этом регионе, создавая в то же время основания для усиления англо- американских противоречий. Продажа Русской Америки определила дружественные отношения между Россией и США на длительный период. В конце урока можно провести дискуссию: каково ваше отношение к продаже Русской Америки?

Задание на дом: § 27 учебника и вопросы к нему. Закончить заполнение таблицы (задание 7 § 27 в рабочей тетради). Выполнить задания 4, 5, 6, 9 § 27 в рабочей тетради.

У р о к 28. Русско-турецкая война

Цель урока: сформировать представление о причинах и характере русско-турецкой войны, раскрыть ее ход, проанализировать итоги.

План урока:
1. Балканский кризис.
2. Начало русско-турецкой войны.
3. Ход военных действий.
4. Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс.
5. Значение и причины победы России в войне с Турцией.

Основные знания: сущность балканского кризиса середины 70-х гг. XIX в.; реакция русского общества на зверства турецких властей на Балканах; причины русско- турецкой войны; ход русско-турецкой войны; условия Сан-Стефанского мирного договора; решения Берлинского конгресса; значение победы России в войне. Основные понятия: Балканский кризис; национально-освободительная борьба; справедливые и несправедливые войны; Берлинский конгресс.

Основные даты:
12 апреля 1877 г. — объявление Россией войны Турции;
28 ноября 1877 г. — взятие русскими войсками Плевны;
19 февраля (3 марта) 1878 г. — подписание Сан-Стефанского мирного договора России с Турцией;
июнь—июль 1878 г. — Берлинский конгресс, заключение Берлинского трактата.

Персоналии: М. Д. Скобелев; И. В. Гурко. Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»; Градскова Е. П., Самсонов А. И. Школьный атлас по истории России — М., 1997.

Литература для учителя: История внешней политики России: Вторая половина XIX века (от Парижского мира 1856 г. до русско-французского союза). — М., 1997.

Методические приемы организации урока

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно также провести выборочную проверку рабочих тетрадей.

1. Изучение нового материала необходимо начать с повторения: каково было политическое положение народов Балканского полуострова? В каких областях положение славянских народов было особенно тяжелым? В чем заключалось национальное угнетение христианского населения? В чем заключалась традиционная роль России на Балканском полуострове? В классах с низким уровнем подготовки учащихся учитель сам освещает эти проблемы. В ходе рассказа учителя о Балканском кризисе середины 70-х гг. XIX в. учащиеся выполняют задание 1 (§ 28) в рабочей тетради. 

 2. Второй вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника. Рассказ о позиции Александра II накануне войны сопровождается выполнением задания 2 (§ 28) в рабочей тетради. Затем учитель создает проблемную ситуацию: итак, 12 апреля 1877 г. Россия первая объявила войну Турции. Какие цели она преследовала? Как бы вы определили характер войны со стороны всех втянутых в нее сторон? (Со стороны каких государств война носила справедливый характер? Кто вел несправедливую войну? Со стороны каких государств война носила национально-освободительный характер?) В процессе обсуждения этих вопросов необходимо сформировать представления о справедливом и несправедливом характере войны, а также о национально-освободительном движении.

3. Третий вопрос учитель излагает сам. В ходе рассказа учителя учащиеся заполняют таблицу «Ход военных действий в русско-турецкой войне 1877— 1878 гг.»: Дата Событие Также работают с картой. Найдите на карте «Русско-турецкая война 1877— 1878 гг.» маршруты движения русских войск через Румынию в Болгарию, Тырново, Шипкинский перевал, Плевну, Никополь, бросок отряда генерала Гурко на Стамбул. Найдите на вставке «Кавказский фронт» крепости Баязет, Ардаган, Каре, Эрзерум.

4. Рассказ учителя сопровождается заполнением сравнительной таблицы (задание 5 § 28) в рабочей тетради и работой с картой «Балканские государства после русско- турецкой войны 1877—1878 гг.». Учащиеся находят на карте те географические пункты, о которых шла речь в Сан-Стефанском договоре и Берлинском трактате. В конце объяснения можно обсудить проблемное задание: многие современники расценивали Берлинский конгресс как сокрушительное поражение российской дипломатии, в котором они винили престарелого Горчакова. Как вы думаете, почему Россия согласилась на условия Берлинского трактата?

5. Пятый вопрос можно изучить путем обсуждения учащимися вопросов: каковы причины победы России в войне? Каковы экономические и политические последствия войны? В чем значение победы России в войне с Турцией? Согласны ли вы с мнением, что эта война была совершенно не нужна России, что страна напрасно понесла огромные людские и материальные потери?

Домашнее задание: § 28 учебника и вопросы к нему; задания к документу, помещенному в конце параграфа. Выполнить задания 3, 4, 6 § 28 в рабочей тетради. Повторить § 19—28.

У р о к 29. Начало царствования Александра III

Цель урока: сформировать представление о личности Александра III и его политических воззрениях; показать роль К. П. Победоносцева в формировании политической программы Александра III; уяснить, что уже в первый период царствования Александра III доминирующим становится принцип незыблемости самодержавной власти.

План урока:
1. Личность императора Александра III.
2. Противоречивый характер начала царствования Александра III. Основные знания: личность Александра III, основные идеи его царствования; итоги совещания высших чиновников 8 марта 1881 г.; личность К. П. Победоносцева; содержание манифеста 29 апреля 1881 г.; содержание циркуляра министра внутренних дел Н. П. Игнатьева; итоги работы первой и второй «сессии сведущих людей». Основные понятия: «сессии сведущих людей»; переселенческая политика.

Основные даты:
1881—1894 гг. — царствование Александра III;
29 апреля 1881 г. — манифест Александра III о незыблемости самодержавия.

Персоналии: Александр III; К. П. Победоносцев. Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век».

Литература для учителя: Боханов А. Н. Император Александр III. — М., 1998; Твардовская В. А. Александр III // Российские самодержцы (1801—1917). — М., 1994.

 Методические приемы организации урока

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно также провести повторительно-обобщающее тестирование.

1. По первому вопросу можно заслушать заранее подготовленный доклад о детских и юношеских годах Александра III, его воспитании, личных чертах характера. Затем можно организовать беседу: чем отличалось воспитание Александра II и Александра III? Что было общего в характере отца и сына? Какое событие определило всю последующую политику Александра II? Какие выводы сделал Александр III после убийства его отца? Представьте себя на месте Александра III. Как бы вы отреагировали на это событие, какие бы сделали выводы?

2. Второй вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника. Можно предложить учащимся заполнить в ходе рассказа учителя хронологическую таблицу «Начало царствования Александра III»: Дата Событие Значение Рассказ о совещании 8 марта можно проиллюстрировать выдержкой из книги А. Н. Боханова о речи К. П. Победоносцева: Худой, в глухом черном сюртуке, бледный как полотно, он за все время предыдущего разговора неотрывно смотрел на сукно на столе, не выражая никаких чувств. Он как бы утонул в глубоком кресле, и, когда стал подниматься, могло показаться, что глава Синода обезумел. Но с первых же слов стало ясно, что это не так. Он произнес яркую, пламенную речь, речь настоящего русского монархиста, наверное, лучшую в своей жизни, хотя ему на своем веку приходилось выступать бессчетное количество раз. Глаза его блестели, голос вначале дрожал, но это скоро прошло, зазвучал металл. Он смотрел на государя и, когда его речь достигала особо высокой обличительной ноты, впивался взглядом в великого князя Константина Николаевича, который оцепенел под взором неистового обер-прокурора. «Я нахожусь не только в смущении, но и в отчаянии...

Нам говорят, что для лучшей разработки законодательных проектов нужно приглашать людей, знающих народную жизнь, нужно выслушивать экспертов. Против этого я ничего не сказал бы, если бы хотели сделать только это. Эксперты вызывались и в прежние времена, но не так, как предлагается теперь. Нет! В России хотят ввести конституцию, и если не сразу, то, по крайней мере, сделать к ней первый шаг. А что такое конституция? Ответ на этот вопрос дает нам Западная Европа. Конституции, там существующие, суть орудие всякой неправды, орудие всяких интриг... Нам говорят, что нужно справляться с мнением страны через посредство ее представителей. Но разве те люди, которые явятся сюда для соображения законодательных проектов, будут действительными выразителями мнения народного? Я уверен, что нет. Они будут выражать только личное свое мнение и взгляды». Речь Победоносцева продолжалась 10—15 минут, но некоторым показалось, что она длилась целую вечность. Он доказывал, убеждал, призывал, разоблачал. «Нам предлагают устроить говорильню наподобие «генеральных штатов». Мы без того страдаем от говорилен». Обращаясь к царю, Победоносцев негодующе восклицал: «Теперь, когда прошло лишь несколько дней после совершения самого ужасающего злодеяния, никогда не бывшего на Руси, когда по ту сторону Невы, рукой подать отсюда, лежит в Петропавловском соборе непогребенный еще прах благодушного русского царя, который среди белого дня растерзан русскими же людьми. Я не буду говорить о вине злодеев... Но и мы все, от первого до последнего, должны каяться в том, что так легко смотрели на совершавшееся вокруг нас; все мы виноваты в том, что, несмотря на постоянно повторявшиеся покушения на жизнь общего нашего благодетеля, мы, в бездеятельности и апатии нашей, не сумели охранить праведника! На всех лежит клеймо несмываемого позора, павшего на русскую землю. Все мы должны каяться!» В этом месте Александр III со слезами в голосе заметил: «Сущая правда, все мы виноваты. Я первый обвиняю себя».

Завершая выступление, Победоносцев еще раз призвал не устраивать говорильню, а действовать. Его речь произвела сильное впечатление. Благодушное настроение, витавшее вначале, исчезло без следа. Все чувствовали, что эмоциональные пассажи обер-прокурора переломили настроение царя. Рассказав об отставке либеральных чиновников после публикации манифеста 29 апреля 1881 г., учитель может зачитать отрывок из письма Александра III брату Сергею 11 июня: 97 «Назначив почти везде новых людей, мы дружно принялись за тяжелую работу и, слава Богу, с трудом и понемногу идем вперед, и дело идет гораздо успешнее, чем при прежних министрах, которые своим поведением заставили меня уволить их от занимаемых должностей. Они хотели меня забрать в свои лапы и закабалить, но это им не удалось, и как я счастлив, что отделался от них, а в особенности от гр. Лориса, который заварил такую кашу своим популярничанием с журналистикой и игрой в либерализм, что еще немного, и мы были бы накануне полнейшей революции. Не могу сказать, что и теперь еще далеко мы не в нормальном состоянии, и много еще будет разочарований и тревог, но на все надо быть готовым и идти прямо и смело к цели, не уклоняясь в сторону, а главное — не отчаиваться и надеяться на Бога!»

Как оценивает Александр III деятельность Лорис-Меликова? Чем он объясняет свое решение об увольнении либеральных министров? Для закрепления изученного материала можно выполнить задание 1 (§ 29—30) в рабочей тетради.

Домашнее задание: § 29—30 учебника до пункта «Попытки решения крестьянского вопроса»; задания к документам, помещенным в конце параграфа.

У р о к 30. Внутренняя политика Александра III

Цель урока: уяснить, что сущностью внутренней политики Александра III является корректировка реформ предыдущего царствования в соответствии с основными базовыми ценностями — сохранением самодержавия и опорой на национальные традиции. Отсюда, с одной стороны, ярко выраженный патернализм, с другой — жесткая борьба со всем, что, по его мнению, несло угрозу самодержавной власти.

План урока:
1. Крестьянская политика Александра III.
2. Начало рабочего законодательства.
3. Консервативный поворот. Усиление полицейского режима.
4. Политика в области просвещения и печати.
5. Наступление на местное самоуправление.
6. Национальная и религиозная политика Александра III.

Основные знания: сущность законов по крестьянскому вопросу; содержание фабричных законов; содержание и сущность «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия»; сущность политики в области просвещения и печати, содержание циркуляра «о кухаркиных детях»; содержание и сущность закона о земских участковых начальниках и «Положения о губернских и уездных земских учреждениях».

Основные понятия: рабочее законодательство; полицейское государство; реакционная политика; участковые начальники; русификаторская политика; антисемитизм; «черта оседлости».

Основные даты:
29 апреля 1881 г. — манифест Александра III о незыблемости самодержавия;
14 августа 1881 г. — «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия»;
28 декабря 1881 г. — закон об обязательном выкупе крестьянских наделов и о понижении выкупных платежей;
1 июня 1882 г. — закон об ограничении использования труда малолетних на промышленных предприятиях;
5 июня 1887 г. — циркуляр 98 «о кухаркиных детях»;
12 июля 1889 г. — закон о земских участковых начальниках;
12 июня 1890 г. — «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».

Персоналии: Н. П. Игнатьев; Д. А. Толстой.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век». Литература для учителя: Баханов А. Н. Император Александр III. — М., 1998; Твардовская В. Л. — Александр III // Российские самодержцы (1801—1917). — М., 1994; Степанов В. Л. Дмитрий Андреевич Толстой // Российские консерваторы. — М., 1997.

Методические приемы организации урока

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно также провести индивидуальное проверочное тестирование.

Программа царствования Александра III строилась на: а) идеях Просвещения; б) взглядах славянофилов; в) теории «официальной народности». 8 марта 1881 г. состоялось очень важное совещание государственных чиновников.

 Какой вопрос они обсуждали: а) созыв Земского собора; б) проект М. Т. Лорис-Меликова о «ведении выборных представителей в некоторые учреждения государственной власти; в) введение в стране конституции?

29 апреля 1881 г. Александр III принял манифест, главной идеей которого было: а) сохранение самодержавия; б) одобрение проекта М. Т. Лорис-Меликова; в) отмена реформ предыдущего царствования.

Назовите фамилии трех министров, подавших в отставку после опубликования манифеста 29 апреля 1881 г.: а) А. А. Абаза; б) М. Т. Лорис-Меликов; в) Д. А. Милютин; г) К. П. Победоносцев; д) Д. А. Толстой; е) Ф. Ф. Трепов.

Кто такие «сведущие люди»: а) назначаемые правительством представители с мест, собираемые для обсуждения некоторых законов; б) избранные земствами представители, введенные в некоторые учреждения государственной власти; в) делегаты созываемого Земского собора?

1. Первый вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника. В ходе рассказа учителя учащиеся заполняют хронологическую таблицу «Крестьянская политика Александра III»: Дата Событие Значение В дополнение к материалу учебника можно детализировать время отмены подушной подати: в мае 1881 г. был издан указ о постепенной замене подушной подати другими налогами; окончательное прекращение взимания подушной подати произошло 1 января 1887 г. При заполнении таблицы целесообразно предварительно организовать обсуждение значения каждого закона. В классах с низкой подготовкой учитель кратко формулирует эти выводы сам. В качестве закрепления можно предложить учащимся выполнить тестовое задание 2 (§ 29—30) в рабочей тетради либо организовать обсуждение следующих вопросов: учитывали ли законы интересы крестьянства? Как вы думаете, какова была главная цель законов?

2. Рассказ учителя о начале рабочего законодательства может сопровождаться заполнением таблицы: Дата принятия закона Его содержание В качестве закрепления можно предложить учащимся выполнить тестовое задание 3 (§ 29—30) в рабочей тетради. Можно также попросить учащихся дать оценку принятым законам, подумать, с какой целью они были приняты.

3. Переходя к изложению третьего вопроса, учитель подчеркивает, что главной целью принятых законов, как в отношении крестьян, так и в отношении рабочих, была попытка отвлечь народ от революционных выступлений, продемонстрировав им царскую заботу. В то же время наряду с пряником Александр III держал в своих руках и кнут. Далее учитель рассказывает о смещении Н. П. Игнатьева и об усилении полицейского режима в стране, опираясь на материал учебника. Для закрепления материала целесообразно выполнить тестовое задание 5 (§ 29—30) в рабочей тетради.

4. В ходе изложения четвертого вопроса учащиеся заполняют таблицу (задание 6 § 29—30 в рабочей тетради). Затем отвечают на вопросы: какие завоевания предыдущего царствования в области образования и печати были ликвидированы Александром III? Почему реформы в области просвещения и печати подверглись столь решительному пересмотру?

5. Изучение пятого вопроса можно провести, сочетая рассказ учителя с выполнением задания 8 (§ 29—30) и организацией беседы: какие местные учреждения и должности, появившиеся в ходе крестьянской реформы, были ликвидированы? Какие факты свидетельствуют о попытках восстановления сословных преимуществ дворянства? В чем вы видите положительные и отрицательные стороны закона о земских участковых начальниках? Как вы думаете, почему Александр III повел самое решительное наступление на органы местного самоуправления?

 6. Вопрос о национальной и религиозной политике Александра III учитель излагает сам, опираясь на материал учебника.

В конце урока можно провести беседу: какие реформы предыдущего царствования были оставлены Александром III в неприкосновенности? Какие реформы подверглись корректировке? Затем целесообразно организовать дискуссию, обсудив вопрос 7 § 29—30.

Домашнее задание: § 29—30 учебника и вопросы к нему; задания к документам, помещенным в конце параграфа. Выучить новые термины. Выполнить задания 4, 7, 9 § 29—30 в рабочей тетради.

У р о к 31. Экономическое развитие в годы правления Александра III

Цель урока: уяснить, что правительство Александра III проводило активные экономические реформы, направленные на стабилизацию финансовой системы и ускоренное развитие промышленного производства; показать новые явления в развитии сельского хозяйства; определить причины относительной отсталости сельскохозяйственного производства.

План урока:
1. Деятельность Н. Х. Бунге.
2. Экономическая политика И. А. Вышнеградского.
3. «Золотое десятилетие» русской промышленности.
4. Развитие сельского хозяйства.

Основные знания: сущность экономической политики Александра III; основные направления экономической политики Н. Х. Бунге; основные направления экономической политики И. А. Вышнеградского; экономическая программа С. Ю. Витте; сущность денежной реформы 1897 г.; новые явления в развитии промышленности; новые черты в железнодорожной политике; новые черты в развитии сельского хозяйства; причины отставания сельскохозяйственного производства.

Основные понятия: протекционизм; таможенный тариф; косвенные налоги; акцизные сборы; государственная монополия; винная монополия; биржевая торговля; предприятия «новой формации»; акция.

 Основные даты:
1881—1887 гг. — деятельность на посту министра финансов Н. Х. Бунге;
1888—1892 гг. — деятельность на посту министра финансов И. А. Вышнеградского;
1892—1903 гг. — деятельность на посту министра финансов С. Ю. Витте;
1897 г. — денежная реформа. Персоналии: Н. Х. Бунге; И. А. Вышнеградский; С. Ю. Витте.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»; Градскова Е. П., Самсонов А. И. Школьный атлас по истории России. — М., 1997. Литература для учителя: Кузьмичев А. Д., Шапкин И. Н.Отечественное предпринимательство: Очерки истории. — М., 1995.

Методические приемы организации урока

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно также провести индивидуальное проверочное тестирование.

Закон от 28 декабря 1881 г.: а) запрещал отработочную систему; б) отменял выкупные платежи; в) прекращал временнообязанное состояние крестьян.

 Закон, ограничивающий возможность выхода крестьян из общины, был принят в: а) 1893 г.; б) 1885 г.; в) 1887 г. Первые «фабричные законы», ограничивавшие эксплуатацию взрослых рабочих, были изданы: а) в 1882 г.; б) в 1885 г.; в) в 1891 г.

В 1886 г. под непосредственным влиянием рабочих выступлений был издан закон о взаимоотношениях предпринимателей с рабочими. Этот закон: а) вводил 8-часовой рабочий день; б) ограничивал размер штрафов; в) вводил фабричную инспекцию.

После чего был отправлен в отставку министр внутренних дел Н. П. Игнатьев: а) после предоставления императору проекта о созыве Земского собора; б) после предложения ввести в России конституцию; в) после покушения на императора?

Земские начальники — это: а) руководители земских собраний; б) руководители земских управ; в) назначаемые министром внутренних дел чиновники, осуществляющие административный контроль.

По закону о земских участковых начальниках им вменялось в обязанность: а) следить за исполнением приговоров мирового судьи; б) контролировать крестьянское самоуправление; в) контролировать работу земских учреждений.

Временные правила о печати 1882 г.: а) временно отменяли цензурный контроль; б) существенно смягчали цензурную политику правительства; в) устанавливали жесткий административный контроль за периодическими изданиями.

Так называемый циркуляр «о кухаркиных детях» 1887 г.: а) запрещал принимать в гимназии детей низших социальных слоев; б) предписывал открывать в городах детские приюты; в) разрешал принимать в гимназии и университеты детей всех сословий. 

 Какие изменения произошли в области народного образования при Александре III: а) упразднена университетская автономия; б) увеличены государственные ассигнования на университетские нужды; в) созданы специальные высшие учебные заведения для женщин?

Какие ограничения существовали для еврейского населения: а) запрещалось заниматься торговой деятельностью; б) запрещалось заниматься адвокатской деятельностью; в) ограничивалось поступление в высшие учебные заведения; г) проживание ограничивалось «чертой оседлости»; д) запрещалось открывать синагоги; е) запрещалось выезжать за границу?

1. Учитель начинает свой рассказ с краткой характеристики экономической политики Александра III. Затем он спрашивает: как вы думаете, почему Александр III проводил активную экономическую политику? Почему в отличие от политической сферы ключевые экономические должности в его правительстве занимали крупнейшие реформаторы?

Подведя итог ответам учащихся, учитель рассказывает о деятельности Н. Х. Бунге. При этом необходимо организовать работу с понятиями «косвенные налоги» и «акцизные сборы». В ходе рассказа учителя учащиеся начинают заполнение таблицы (задание 2 § 31 в рабочей тетради).

2. Второй вопрос учитель также излагает сам, предварительно поставив перед учащимися проблему: каковы общие черты и различия экономических программ Н. Х. Бунге и И. А. Вышнеградского. В ходе рассказа учителя учащиеся продолжают заполнение таблицы (задание 2 § 31 в рабочей тетради).

3. Изучение третьего вопроса целесообразно провести, сочетая различные методы: постановку проблемного задания, объяснение учителя, работу с картой, работу с документом, заполнение таблицы (задание 2 § 31 в рабочей тетради). Перед объяснением нового материала учитель ставит проблемное задание: определить новые черты в развитии промышленности России в 90-е гг. XIX в. (записав в тетрадь). Переходя к проблеме железнодорожного строительства, целесообразно предложить учащимся прочитать документ к § 31 и ответить на вопросы к нему.

4. Проблему развития сельского хозяйства можно предложить учащимся изучить самостоятельно путем чтения соответствующего раздела учебника и составления развернутого плана с одновременным выполнением заданий 5 и 6 в рабочей тетради.

Домашнее задание: § 31 учебника и вопросы к нему; задания к документу, помещенному в конце параграфа. Выучить новые термины. Выполнить задания 1, 3, 4 § 31 в рабочей тетради.

У р о к 32. Положение основных слоев общества: крестьянство и дворянство

Цель урока: сформировать представление о процессах, проходивших в социальной сфере во второй половине XIX в.; уяснить, что основной тенденцией, характерной для пореформенной деревни, стало вовлечение крестьянства в рыночные отношения, что приводило к постепенному размыванию общинных устоев; уяснить, что в дворянской среде происходят процессы размывания дворянского сословия, постепенная утрата дворянами былых экономических позиций и политических преимуществ.

План урока:
1. Сословия и классы в пореформенном обществе.
2. Крестьянство.
3. Дворянство.

Основные знания: характеристика сословной структуры пореформенного общества, ее особенности; характеристика крестьянской общины и крестьянского самоуправления; особенности крестьянской психологии; новые черты в жизни пореформенной деревни: усиление имущественного расслоения, активное вовлечение крестьян в рыночные отношения, размывание общинных устоев; размывание дворянского сословия, постепенная утрата дворянами экономических и политических преимуществ.

Основные понятия: сословия; классы; общинная психология; имущественное расслоение; земельные переделы; отходничество.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век». Литература для учителя: Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII — начало XX в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. — СПб., 1999. — Т. 1.

Методические приемы организации урока

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно также провести индивидуальное проверочное тестирование.

Что из нижеперечисленного было характерно для экономической политики Александра III: а) государственная помощь сельскому хозяйству; б) совершенствование налоговой системы; в) развитие частных железных дорог?

Протекционизм — это экономическая политика государства, направленная на: а) ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции; б) широкое привлечение в страну иностранных товаров; в) сокращение вывоза отечественных товаров за границу.

Главной целью экономической политики Александра III было: а) повышение благосостояния населения; б) рост промышленного производства и укрепление военной мощи страны; в) догнать и перегнать развитые европейские державы по производству продукции на душу населения.

Денежная реформа 1897 г. вводила: а) новую национальную валюту; б) свободный обмен рубля на золото; в) зависимость рубля от курса доллара.

Одним из основных мероприятий, проведенных министром финансов Н. Х. Бунге, было: а) введение винной монополии; б) снижение выкупных платежей и отмена подушной подати; в) снижение таможенных пошлин на товары, ввозимые из-за границы.

Для экономической политики И. А. Вышнеградского было характерно: а) активная деятельность на зарубежных финансовых биржах; б) отказ от прямого вмешательства государства в дела экономики; в) снижение налоговых пошлин на продукцию машиностроения.

Одним из пунктов экономической программы С. Ю. Витте было: а) повышение акцизных сборов на водку и табак; б) запрещение деятельности частных банков; в) широкое привлечение в страну иностранных капиталов.

1. Первый вопрос можно изучить путем эмпирической беседы. Учитель сообщает, что во второй половине XIX в. в Российской империи по-прежнему сохранялось сословное деление общества. Что такое «сословия»? На какие сословия делилось население России? Какие сословия являлись привилегированными? Какими привилегиями пользовались дворяне? Мог ли человек из иных сословий получить дворянство? Затем учитель поясняет, что такое классы, чем классовое общество отличается от сословного. Какие классы являются основными для феодального общества? Какие классы существуют в буржуазном обществе? Какие классы существовали в пореформенном российском обществе? Как вы думаете, рост какой профессиональной группы населения происходил в пореформенной России? В заключение учитель делает вывод о специфике социальной структуры российского общества второй половины XIX в.

2. Изучение второго вопроса можно провести, сочетая различные методы. Рассказ о роли крестьянской общины необходимо сопровождать выполнением задания 3 (§ 32—33) в рабочей тетради. Проблему втягивания крестьянских хозяйств в рыночные отношения можно проиллюстрировать документом, помещенным в рабочей тетради (задание 2 § 32—33), при этом письменные ответы на вопросы к документу учащиеся могут выполнить как на уроке, так и в качестве домашнего задания. В заключение можно провести беседу: какова была роль общины в жизни крестьян? В чем вы видите положительные и отрицательные стороны крестьянской общины? В чем сущность понятия «общинная психология»? Какие новые черты появились в деревне после отмены крепостного права?

3. Третий вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника. В ходе рассказа учителя учащимся предлагается записать в тетрадях в виде тезисов ответ на вопрос: какие процессы были характерны для российского дворянства в пореформенный период? Можно предложить учащимся выполнить это же задание путем самостоятельного чтения соответствующего раздела учебника, а затем обсудить его выполнение.

Домашнее задание: § 32—33 учебника до пункта «Буржуазия» и вопросы 1—3 к нему. Выполнить задания 2, 4 § 32—33 в рабочей тетради. Составить устный рассказ к иллюстрации на с. 203 учебника. Индивидуальные задания: подготовить сообщения о меценатской деятельности А. А. Бахрушина, С. И. Мамонтова, П. М. Третьякова, С. И. и П. И. Щукиных.

У р о к 33. Положение основных слоев общества: буржуазия, пролетариат, духовенство, интеллигенция, казачество

Цель урока: сформировать представление о специфике российской буржуазии и пролетариата пореформенного периода; показать изменения, происходящие в среде духовенства; вскрыть причины усиления оппозиционности российской интеллигенции; сформировать представление о положении казачества.

План урока:
1. Буржуазия.
2. Пролетариат.
3. Духовенство.
4. Интеллигенция.
5. Казачество.

Основные знания: социальные источники формирования российской буржуазии; меценатская и благотворительная деятельность российской буржуазии; социальные источники формирования российского пролетариата; особенности российского пролетариата, условия его труда и быта; первые выступления пролетариата; изменения в среде духовенства; демократизация интеллигенции и усиление ее оппозиционности; структура казачьих войск, казачий быт.

Основные понятия: меценатство; стачка; интеллигенция.

Персоналии: А. А. Бахрушин; С. И. Мамонтов; П. М. Третьяков; С. И. и П. И. Щукины. Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век».

Литература для учителя: Бурышкин П. А. Москва купеческая (любое издание); Думова Н. Г. Московские меценаты. — М., 1992; Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII — начало XX в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. — СПб., 1999. — Т. 1.

Методические приемы организации урока

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. При этом бульшую часть времени необходимо уделить изучению нового материала.

1. Первый вопрос целесообразно изучить, сочетая рассказ учителя с работой над документом 1 в конце § 32—33. О каких особенностях формирования класса буржуазии идет речь в документе? Какими чертами характера должен обладать предприниматель? Вызывают ли эти люди симпатии у Шаляпина? Как к ним относились крестьяне? Какие этапы в развитии русской буржуазии выделяет известный русский певец? Затем можно заслушать подготовленные учащимися сообщения о меценатской деятельности А. А. Бахрушина, С. И. Мамонтова, П. М. Третьякова, С. И. и П. И. Щукиных.

2. Второй вопрос целесообразно изучить, сочетая рассказ учителя с работой над документом 2 в конце § 32—33. О каких двух категориях пролетариата идет речь в документе? Каковы были условия труда и быта работников слесарной мастерской? Чем различались условия работы в железнодорожных мастерских? Как вы думаете, почему условия труда в железнодорожных мастерских были лучше, чем на мелких слесарных предприятиях? Какие факты свидетельствуют о влиянии деревенской жизни на работу промышленных предприятий? В чем вы видите причину подобного влияния? Как выражали рабочие свое недовольство условиями труда? Какой характер носили выступления рабочих? Каково значение рабочих выступлений? Затем учитель рассказывает о начале стачечной борьбы пролетариата, о морозовской стачке. Он предлагает учащимся прочитать документ, помещенный в рабочей тетради (задание 6 § 32—33), и ответить на вопросы (можно устно).

3. Третий вопрос целесообразно изучить, сочетая рассказ учителя с выполнением задания 7 (§ 32—33) в рабочей тетради.

4. Четвертый вопрос учитель объясняет сам, опираясь на материал учебника.

5. Пятый вопрос учащиеся изучают дома самостоятельно по учебнику, выполняя задание 9 (§ 32—33) в рабочей тетради и письменно отвечая на вопрос 8 к § 32— 33.

Домашнее задание: § 32—33 учебника и вопросы 4—8 к нему. Выполнить задания 1, 5, 8, 9 § 32—33 в рабочей тетради.

У р о к 34. Общественное движение в 80—90-х гг.

Цель урока: сформировать представление об изменениях, происшедших в общественном движении в 80—90-х гг. XIX в.

План урока:
1. Кризис революционного народничества.
2. Изменения в либеральном движении.
3. Распространение марксизма в России.
4. Консервативное движение.

 Основные знания: разгром революционного народничества; содержание письма Исполнительного комитета «Народной воли» к Александру III; разногласия в либеральном движении после убийства Александра II; новые формы либерального движения; первая марксистская организация «Освобождение труда», ее программа и деятельность; новые черты в консервативном движении. Основные понятия: теория «малых дел»; марксизм; «Священная дружина».

Основные даты: сентябрь 1883 г. — создание в Женеве марксистской группы «Освобождение труда».

Персоналии: Г. В. Плеханов. Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век».

Литература для учителя: Политическая история России / Отв. ред. В. В. Журавлев. — М., 1998.

Методические приемы организации урока

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания.
1. Перед изучением нового материала учитель формулирует проблемное задание: в ходе работы над новым материалом сделать сравнение между состоянием общественного движения в 70-х и 80—90-х гг. XIX в. Обратить внимание на новые черты, появившиеся в революционном, либеральном и консервативном движениях. Первый вопрос можно изучить, сочетая рассказ учителя с работой над документом (задание 2 § 34 в рабочей тетради). Учащиеся устно отвечают на вопросы к документу, а дома, для закрепления материала, дают письменные ответы.

2. Второй вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника. Для закрепления можно провести беседу: в чем проявились разногласия среди крупнейших либеральных деятелей после убийства Александра II? Почему либералы перестали требовать немедленного введения конституции? Как изменились формы работы либеральной интеллигенции? Какие изменения произошли в земском движении? Каковы последствия ухода либералов от открытой политической борьбы?

3. Третий вопрос можно изучить, сочетая рассказ учителя с работой над документом 1 в конце § 34. Можно также организовать работу над документом, помещенным в рабочей тетради (задание 2 § 34). Целесообразно это сделать путем коллективного обсуждения вопросов к документу. Письменную работу можно предложить в качестве домашнего задания.

4. Четвертый вопрос можно изучить, сочетая рассказ учителя с работой над документом 2 в конце § 34.

В конце урока учитель организует обсуждение проблемного задания.

Домашнее задание: § 34 учебника и вопросы к нему. Выполнить задания 1, 2, 3, 4, 5 § 34 в рабочей тетради.

У р о к 35. Внешняя политика Александра III

Цель урока: сформировать представление о внешнеполитических приоритетах Александра III.

План урока:
1. Общая характеристика внешней политики Александра III.
2. Ослабление российского влияния на Балканах.
3. Политика России в Европе. Русско-французское сближение.
4. Азиатская политика Александра III. Обострение русско-японских отношений.

Основные знания: особенности внешней политики Александра III; сущность политики России на Балканах, отход Александра III от традиционных приоритетов на Балканах; политика России в Европе, причины русско-французского сближения; завершение завоевания Средней Азии; причины обострения русско-японских отношений.

Основные понятия: военная конвенция; мобилизация; сепаратный мир. Основные даты: август 1891 г. — подписание военной конвенции между Россией и Францией.

 Персоналии: Н. К. Гирс.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»; Градскова Е. П., Самсонов А. И. Школьный атлас по истории России. — М., 1997.

Литература для учителя: История внешней политики России: Вторая половина XIX века (от Парижского мира 1856 г. до русско-французского союза). — М., 1997.

Методические приемы организации урока

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания.

1. Перед объяснением нового материала учитель формулирует проблемное задание: изучив новый материал, дайте ответы на вопросы: в чем проявилась преемственность внешней политики Александра II и Александра III? В чем заключались различия? Первый вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника.

2. Второй вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника. Так как материал довольно сложен и информационно насыщен, можно предложить учащимся в ходе рассказа учителя составить развернутый план. В качестве закрепления целесообразно выполнить задание 2 § 35 в рабочей тетради.

3. Третий вопрос можно изучить, сочетая различные методы: рассказ учителя, работу с документом, заполнение таблицы и схемы. В ходе рассказа учителя учащиеся заполняют хронологическую таблицу «Европейская политика в 80—90- х гг. XIX в.»: Дата Событие Значение В классах с низким уровнем подготовки учащихся третья графа таблицы заполняется либо после коллективного обсуждения, либо в качестве домашнего задания. Рассказывая о русско-французском сближении, необходимо организовать работу с документом в конце § 35. Учащиеся читают документ и отвечают на вопросы к нему. Для закрепления изученного материала можно выполнить задание 3 § 35 в рабочей тетради.

4. Четвертый вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника и карту. Учащиеся заполняют хронологическую таблицу «Завершающий период завоевания Средней Азии»: Дата Событие 109 Находят на карте «Казахстан и Средняя Азия в XIX веке» Ашхабад, Мерв, Кушку. В конце урока необходимо обсудить проблемное задание. Затем учитель просит учащихся дать собственную оценку внешней политике Александра III.

Можно также организовать обсуждение оценки внешней политики Александра III, данной С. Ю. Витте в его «Воспоминаниях»:

Главнейшая заслуга императора Александра III в том, что он процарствовал 13 лет мирно, не имея ни одной войны..., но он дал России эти 13 лет мира и спокойствия не уступками, а справедливой и непоколебимой твердостью. Он сумел внушить за границей уверенность, с одной стороны, в том, что он не поступит несправедливо по отношению к кому бы то ни было, не пожелает никаких захватов; все были покойны, что он не затеет никакой авантюры. Его царствование не нуждалось в лаврах; у него не было самолюбия правителей, желающих побед посредством горя своих подданных для того, чтобы украсить страницы своего царствования. Но об императоре Александре III все знали, что, не желая никаких завоеваний, приобретений, никаких военных лавров, император никогда, ни в коем случае не поступится честью и достоинством вверенной ему Богом России... Из всех приездов в Петербург коронованных особ... наиболее нашумел приезд князя черногорского Николая. Приезд этот был в первые годы царствования императора Александра III, и нашумел он потому, что во время обеда Александр III провозгласил тост за «единственного моего друга князя черногорского». В то время с первого раза это было понято так, что император Александр III наибольшее уважение из всех иностранных царственных особ отдает черногорскому князю Николаю, что, с одной стороны, весьма подняло черногорского князя, а с другой стороны, поставило в некоторое недоумение коронованных особ Европы. Я думаю, что этот тост следовало бы толковать совершенно иначе, а именно его следовало бы понимать в том смысле, что государь провозгласил его не бесцельно, провозгласил, именно чтобы показать, что ему никаких ни с кем политических дружб не нужно, что он считает Россию настолько сильной и властной, что ни в каких поддержках ни от кого не нуждается; что сам он стоит на ногах и сам влияет на общемировую политику, ни от кого не зависит, а, напротив, те, которые желают соответствующего успеха в мировом концерте, должны желать и искать дружбы России и ее монарха, императора Александра III. Поэтому тост этот надо понимать в том смысле, что у меня есть единственный друг, конечно, друг политический, и этот друг князь черногорский, а известно, что Черногория является такой страной, которая по размерам и по количеству населения менее какого-нибудь малочисленного уезда одной из русских губерний. О каких особенностях внешней политики Александра III идет речь в документе? Какие оценки С. Ю. Витте, страстного почитателя Александра III, кажутся вам несколько преувеличенными?

Домашнее задание: § 35 учебника и вопросы к нему. Выучить новые термины. Выполнить задания 1, 4, 5, 6 § 35 в рабочей тетради. Повторить § 15, 16 (наука и образование в первой половине XIX в.; русские первооткрыватели и путешественники).

У р о к 36. Просвещение и наука

Цель урока: сформировать представление о развитии просвещения во второй половине XIX в.; на конкретных примерах показать достижения русской науки второй половины XIX в.

План урока:
1. Развитие образования.
2. Успехи естественных наук.
3. Развитие географических знаний.
4. Развитие гуманитарных наук.

Основные знания: трудности и успехи в развитии образования, уровень грамотности населения России; успехи естественных наук второй половины XIX в., практическое применение научных достижений; экспедиции и исследования русских путешественников; развитие исторической науки.

Основные понятия: естественные науки; гуманитарные науки.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»; Градскова Е. П., Самсонов А. И. Школьный атлас по истории России. — М., 1997.

Литература для учителя: Косова Г. Р. Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР: 7—10 классы. — М., 1987; Очерки истории русской культуры второй половины XIX в. — М., 1976.

Методические приемы организации урока

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания.

 1. Первый вопрос можно изучить, сочетая различные методы: беседу, рассказ учителя, работу с документом 1 в конце § 36, заполнение таблицы и схемы (задания 1 и 2 § 36 в рабочей тетради). Вопросы для беседы: какие типы начальных учебных заведений существовали после проведения школьной реформы? На чьи деньги они содержались? Какие сословия обучались в начальных школах? Затем учитель предлагает прочитать документ 1 в конце § 36 и ответить на вопросы к нему. Необходимо также задать вопрос: в чем принципиальное различие между земскими и церковно-приходскими школами? В ходе беседы учащиеся выполняют задание 1 § 36 в рабочей тетради. Рассказав об успехах земских школ, учитель продолжает беседу: какие типы средних учебных заведений существовали в пореформенной России? Чем различались классические и реальные гимназии (училища)? Какие сословия обучались в средних учебных заведениях? Когда был издан циркуляр «о кухаркиных детях»? Какова была цель этого документа? Что такое университетская автономия? Какую политику проводило правительство Александра III в отношении высших учебных заведений?Затем учитель делает вывод об уровне грамотности населения России, учащиеся выполняют задание 2 § 36 в рабочей тетради.

2. Второй вопрос учитель начинает с объяснения понятия «естественные науки», затем освещает новый материал сам, опираясь на материал учебника. В ходе рассказа учителя учащиеся заполняют таблицу в рабочих тетрадях (задание 3 § 36). В конце объяснения можно обсудить вопросы: каковы причины высоких достижений русских ученых? Как использовались научные открытия в жизни людей?

3. Приступая к изложению нового материала, целесообразно провести повторение пройденного: какие крупнейшие географические открытия были сделаны русскими учеными в первой половине XIX в.? Рассказ учителя о развитии географических знаний во второй половине XIX в. сопровождается работой с картой «Маршруты русских путешественников и исследователей». Для закрепления материала учащиеся выполняют задание 4 § 36 в рабочей тетради.

4. В ходе рассказа учителя о развитии гуманитарных наук учащиеся заполняют таблицу в рабочих тетрадях (задание 5 § 36). В конце объяснения можно обсудить вопрос: как вы думаете, чем объясняется интерес общества к гуманитарным, и в частности историческим, наукам во второй половине XIX в.?

Домашнее задание: § 36 учебника и вопросы к нему; задания к документу 2, помещенному в конце параграфа. Выучить новые термины. Повторить § 17 (художественная культура первой половины XIX в.).

У р о к 37. Литература и изобразительное искусство

Цель урока: сформировать представление о роли литературы в общественной жизни пореформенной России; уяснить сущность критического реализма — основного художественного направления второй половины XIX в.; дать характеристику творчества ведущих писателей второй половины XIX в. с точки зрения общественной значимости их произведений; показать усиление демократического направления в русском изобразительном искусстве; показать достижения ведущих художников реалистической школы, роль и значение творчества передвижников в общественной жизни страны.

План урока:
1. Литература.
2. Живопись.
3. Скульптура.

Основные знания: общественная роль литературы; сущность критического реализма; общественная значимость произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова; общественная значимость творчества В. Г. Перова, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. М. Васнецова, И. Н. Крамского; деятельность Товарищества передвижных художественных выставок.

Основные понятия: критический реализм; передвижники. Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»; Альбомы по искусству, портреты писателей, художников, цветные вклейки учебников. 

 Литература для учителя: Косова Г. Р. Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР: 7—10 классы. — М., 1987; Очерки истории русской культуры второй половины XIX в. — М., 1976.

Методические приемы организации урока

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания.

1. Приступая к изложению нового материала, целесообразно провести повторение пройденного: каковы особенности развития художественной культуры первой половины XIX в.? Какие направления в художественной культуре первой половины XIX в. были ведущими? Назовите крупнейших писателей и поэтов первой половины XIX в. К каким художественным направлениям можно отнести их творчество? Какие проблемы, волновавшие русское общество, поднимала литература первой половины XIX в.? Затем учащиеся записывают в тетрадях проблемный вопрос, на который они должны дать ответ после объяснения учителем нового материала: как общественная жизнь и развитие просвещения во второй половине XIX в. отразились на русской литературе, на ее месте в жизни общества? В ходе рассказа учителя учащиеся заполняют таблицу «Русская литература второй половины XIX в.»: Ф. И. О. писателя Произведение Какие проблемы раскрывает Можно предложить выполнить эти же задания, читая самостоятельно соответствующий раздел § 37. Для закрепления материала учащиеся выполняют задание 2 § 37 в рабочей тетради.

2. Повторение: какие художественные направления были ведущими в русской живописи первой половины XIX в.? Назовите крупнейших художников первой половины XIX в. и их произведения. К каким художественным направлениям можно отнести их творчество? Какова была роль Российской академии художеств в развитии живописи? Рассказ учителя о русской живописи и скульптуре второй половины XIX в. необходимо сопровождать работой с иллюстрациями или имеющимися у учителя репродукциями. Необходимо также организовать работу с документом в конце § 37, обсудить вопросы к документу. В ходе объяснения нового материала учащиеся могут заполнять таблицу «Русская живопись второй половины XIX в.»: Ф. И. О. художника Название произведений В конце объяснения можно провести беседу: в чем принципиальное различие живописи первой и второй половины XIX в.? (Как повлияли изменения в общественной жизни страны на развитие живописи?) Что нового внесло передвижничество в русское искусство? К какому направлению в искусстве относится творчество передвижников? Как вы думаете, почему художники не только отображали тяжелую жизнь народа, но и все чаще обращались к историческим сюжетам?

Домашнее задание: § 37 учебника и вопросы к нему. Выполнить задания 1, 3, 4 § 37 в рабочей тетради. Повторить материал § 17 (художественная культура: архитектура, музыка, театр первой половины XIX в.).

У р о к 38. Архитектура, музыка, театр, народное творчество

Цель урока: познакомить учащихся с новыми явлениями в архитектуре, музыке, театре; показать своеобразие русской музыкальной культуры и ее высокие достижения; сформировать представление о роли театра в общественной жизни пореформенной России; показать самобытность народных промыслов и необычайный интерес общества к произведениям народного творчества.

План урока:
1. Архитектура.
2. Музыка.
3. Театр.
4. Художественные народные промыслы.

Основные знания: появление типовой архитектуры; деятельность Могучей кучки и особенность творчества входивших в нее музыкантов; просветительская деятельность Н. Г. Рубинштейна; общественная роль театра, ведущие театры и актеры; возрождение народных промыслов.

Основные понятия: эклектика; типовая архитектура; Могучая кучка; народные промыслы.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век». Литература для учителя: Косова Г. Р. Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР: 7—10 классы. — М., 1987.

Методические приемы организации урока

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания и проверки письменных заданий в рабочей тетради.

1. Приступая к изложению нового материала, целесообразно провести повторение пройденного: какие художественные направления были господствующими в русской архитектуре первой половины XIX в.? Каковы особенности развития архитектуры первой половины XIX в.? Назовите крупнейших архитекторов первой половины XIX в. и крупнейшие архитектурные сооружения этого периода. Рассказ учителя о русской архитектуре второй половины XIX в. необходимо сопровождать работой с иллюстрациями или имеющимися у учителя репродукциями. В конце изложения нового материала можно организовать беседу: как вы думаете, почему господствующим стилем архитектуры второй половины XIX в. стала эклектика и неорусский стиль? Какие принципиально новые явления появились в архитектуре? Чем они были вызваны?

2. Повторение: какое событие оказало решающее воздействие на развитие русского музыкального искусства первой половины XIX в.? Каковы особенности в развитии музыки этого периода? Назовите крупнейших композиторов первой половины XIX в. и их произведения. Затем учитель формулирует проблемное задание: в чем заключается преемственность музыкальной культуры первой и второй половины XIX в.? (Что было общего в развитии музыкальной культуры?) Какие новые черты появились в музыкальной культуре второй половины XIX в.? Рассказ учителя о русской музыке второй половины XIX в. необходимо сопровождать записями музыкальных произведений. Целесообразно организовать работу над документом  в конце § 38. Учитель сам читает этот красочный отрывок из книги Ф. И. Шаляпина, разбивая его на две смысловые части: музыка М. П. Мусоргского и музыка Н. А. Римского-Корсакова, задавая вопросы отдельно к каждой части. Можно также сопровождать рассказ учителя выполнением задания 2 § 38 в рабочей тетради.

3. Повторение: какие художественные направления были господствующими в русском театральном искусстве первой половины XIX в.? Какую роль сыграл М. С. Щепкин в развитии русской театральной культуры первой половины XIX в.? Затем можно предложить учащимся прочитать раздел «Театр» § 38 и ответить на вопросы: какова была общественная роль театра? Какие новые черты появились в театральном искусстве? Какое художественное направление стало господствующим в театре? Кто из драматургов занимал ведущие позиции в театральном искусстве? Какие роли прославили М. Н. Ермолову?

4. В ходе рассказа учителя учащиеся заполняют таблицу (задание 6 § 38 в рабочей тетради). В заключение учащиеся обсуждают проблемный вопрос, охватывающий знания двух уроков: какие общие черты характерны для русской художественной культуры второй половины XIX в.?

Домашнее задание: § 38 учебника и вопросы к нему. Выполнить задания 1, 3, 4, 5 § 38 в рабочей тетради. Индивидуальные задания: подготовить сообщения: «Церковные праздники (Рождество, Крещение, Пасха) в воспоминаниях современников», «Масленица», «Народные игры и забавы».

Назад 1 2 3 4 5 6 Далее 

 

Назад