на главную контакты карта сайта

Поурочные разработки к учебнику "История России. XIX век". 8 класс  

ТЕМА II. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

У р о к 19. Накануне отмены крепостного права

Цель урока: сформировать представление о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России; уяснить, что главной причиной отмены крепостного права стало поражение России в Крымской войне.

План урока:
1. Личность Александра II.
2. Предпосылки отмены крепостного права.
3. Причины отмены крепостного права.
4. Смягчение политического режима в первые годы царствования Александра II.

Основные знания: предпосылки отмены крепостного права; причины отмены крепостного права; личность Александра II; изменение общественных настроений после Крымской войны; смягчение политического режима в первые годы царствования Александра II. Основные понятия: объективные и субъективные предпосылки отмены крепостного права; причины отмены крепостного права; смягчение политического режима.

Основные даты: 1855—1881 гг. — правление Александра II. Персоналии: Александр II; великий князь Константин Николаевич; великая княгиня Елена Павловна. Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век». Литература для учителя: Ляшенко Л. М. Царь Освободитель: жизнь и деяния Александра II. — М., 1994; Захарова Л. Г. Александр II // Российские самодержцы (1801—1917). — М., 1991; Чулков Г. И. Императоры: Психологические портреты. — М., 1991.

Методические приемы организации урока

1. Так как предшествующим был повторительно-обобщающий урок, то данный урок полностью посвящен изучению нового материала с активным использованием элементов повторения пройденного. Учитель может начать урок словами: 18 февраля 1855 г. при весьма загадочных обстоятельствах, в самый разгар Севастопольской кампании, скончался Николай I. Существует не бесспорная, но весьма интригующая точка зрения, что эта смерть была самоубийством человека, осознавшего, что он привел страну на грань катастрофы, выход из которой был под силу только новому поколению людей, и своей смертью он открывал им этот путь. Миф это или реальность, но во всяком случае хорошо известно, что, умирая, Николай I сказал наследнику престола: «Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот».

Какие же проблемы оставил Александру II его отец? Подведя итог ответам учащихся, учитель формулирует проблему: какой же человек вступил на российский престол? Был ли он способен провести в стране назревшие реформы? Далее следует рассказ учителя о личности Александра II и делается  вывод о том, что, несмотря на то, что по своим воззрениям новый император не являлся либералом, да и по складу характера едва ли годился на роль преобразователя, тем не менее именно он стал одним из самых великих реформаторов в истории России. Именно такую роль предопределил ему весь предшествующий ход исторических событий.

2. Изучение вопроса о предпосылках отмены крепостного права можно провести путем сочетания беседы с выполнением заданий, помещенных в рабочей тетради (§ 19, задания 1, 2).

Каково было отношение в русском обществе к крепостному праву? Вспомните, кто из русских писателей и в каких произведениях обличал ужасы крепостного права. Какие тайные общества и организации выступали за отмену крепостного права? Таким образом, проблема отмены крепостного права давно волновала русское общество. Но, помимо моральной стороны, эта проблема имела и экономическую сторону.

Учитель предлагает учащимся выполнить и прокомментировать задание 2 (§ 19) в рабочей тетради. Подведя итог, он продолжает беседу: каково было отношение Александра I и Николая I к вопросу об отмене крепостного права? Почему они не решились отменить крепостное право? Как вы думаете, какие законы, изданные предшественниками Александра II, подтачивали устои крепостного права?

Подведя итог ответам учащихся, учитель констатирует, что в середине XIX в. в стране сложились все предпосылки для отмены крепостного права, тем не менее принять решение об его отмене Александр II был вынужден под воздействием не столько внутренних, сколько внешних обстоятельств. 3. Третий вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника. Проблему расширения социальной базы сторонников реформ можно проиллюстрировать не только помещенным в учебнике материалом о великом князе Константине Николаевиче, но и рассказать о взглядах и деятельности тетки царя великой княгини Елены Павловны. Великая княгиня Елена Павловна (1806—1873), бывшая вюртембергская принцесса, в 17 лет стала женой великого князя Михаила Павловича, младшего брата Николая I, яростного приверженца его политической системы. Принцесса воспитывалась в чрезвычайной строгости в одном из парижских пансионов. Так, в театр она впервые попала только в Петербурге. Елена Павловна не поддерживала взгляды своего мужа, но строго придерживалась дворцовых традиций, держалась в тени. Но свое замужество она восприняла как необходимость служить не мужу, а его родине. Она самостоятельно выучила русский язык, страстно интересовалась русской историей. Великий Карамзин послал ей одной из первых свою «Историю государства Российского»; она обожала произведения Н. В. Гоголя. По наблюдениям одного из мемуаристов, она постоянно училась чему-нибудь. Скромная и приветливая, великая княгиня стала любимицей царского двора. И все же ее деятельная натура тянулась к государственным делам. В 1848 г. по просьбе Елены Павловны княгиня Львова организовала в Михайловском дворце «четверги». Салон пользовался большой популярностью в кругах образованного русского дворянства и прогрессивного чиновничества. Здесь обсуждались животрепещущие вопросы политики и культуры, анализировались споры между западниками и славянофилами; знаменитые музыканты и литераторы, которым Елена Павловна оказывала покровительство, исполняли свои новые произведения.

С началом Крымской войны Елена Павловна принимает горячее участие в организации помощи раненым русским воинам, создав в действующей армии при помощи великого хирурга Н. И. Пирогова службу сестер милосердия. В период «александровской оттепели» Елена Павловна, по примеру Екатерины II кокетливо величавшая себя «полтавской помещицей», решилась на публичное освобождение своих крестьян, дабы дать остальным душевладельцам пример для подражания. Главным разработчиком «мини-реформы» Елены Павловны был племянник П. Д. Киселева, крупный чиновник МВД Н. А. Милютин, который выступал за освобождение крестьян с земельным наделом за выкуп и превращение их в мелких земельных собственников при сохранении помещичьего землевладения. Эти предложения резко контрастировали с уже существовавшей практикой освобождения крестьян в Прибалтике при Александре I и с желанием большинства русских помещиков уж если и освобождать крестьян, то без земли. Тем не менее в последующем принципы, изложенные Еленой Павловной в специальной записке императору, были положены в основу общеимперской модели реформы освобождения крестьян. Для закрепления изложенного материала учитель просит ответить на вопросы: каковы же главные причины, побудившие Александра II заняться проблемой отмены крепостного права? Можно ли считать, что он был вынужден сделать это под напором крестьянских выступлений?

4. Изучение четвертого вопроса учитель предваряет словами: Однако не только проблема отмены крепостного права волновала русское общество. Огромное недовольство вызывали и политические порядки, сложившиеся при Николае I.

Далее учитель просит прочитать помещенное в конце параграфа определение понятия «политический режим» и разъяснить его суть на примере порядков, сложившихся при Николае I. Неприятие николаевских порядков было столь велико, что Александр, несмотря на то, что самому ему эти порядки нравились, был вынужден уже в первые дни своего царствования значительно смягчить политический режим в стране. Прочитайте последний раздел параграфа. Почему он так называется? Подумайте, какое еще понятие, активно используемое в современном политическом лексиконе, появилось в этот период.

Выполните задание 5 в рабочей тетради. Для закрепления изученного на уроке материала учащиеся выполняют самостоятельно задания 3 и 4 в рабочей тетради.

Домашнее задание: § 19 учебника и вопросы к нему; задания к документу, помещенному в конце параграфа. Выучить новые термины. Выполнить задание 7 § 19 в рабочей тетради.

У р о к 20. Крестьянская реформа 1861 г.

Цель урока: сформировать представление о сущности крестьянской реформы 1861 г.; уяснить основные положения реформы и значение отмены крепостного права.

План урока:
1. Подготовка крестьянской реформы.
2. Основные положения реформы 19 февраля 1861 г.
3. Значение отмены крепостного права.

Основные знания: альтернативные варианты освобождения крестьян; основные этапы подготовки крестьянской реформы; роль Александра II в подготовке реформы; основные положения крестьянской реформы; значение отмены крепостного права. Основные понятия: временнообязанные крестьяне; отрезки; уставные грамоты; мировые посредники.

Основные даты: 19 февраля 1861 г. — отмена крепостного права в России. Персоналии: Н. А. Милютин; Я. И. Ростовцев. Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»; Градскова Е. П., Самсонов А. И. Школьный атлас по истории России. — М., 1997. Литература для учителя: Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России. — М., 1968; Конец крепостничества в России: (документы, письма, мемуары, статьи). — М., 1994; Ключеский В. О. Соч. — М., 1989. — Т. V; Приложение. Отмена крепостного права; Литвак Б. Г. Переворот 1861 года в России: Почему не реализовалась реформаторская альтернатива. — М., 1991.

Методические приемы организации урока

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. При этом учитель, учитывая значительный объем нового материала и его сложность, в целях экономии времени может ограничиться фронтальной беседой. Он акцентирует внимание на проблемах предпосылок и причин отмены крепостного права в России.

1. Вопрос о подготовке крестьянской реформы учитель излагает сам. Свое объяснение он может предварить постановкой проблемы: прослушав новый материал, определите, какова была роль Александра II в отмене крепостного права. В классах с высоким уровнем подготовки учащихся в ходе объяснения нового материала можно обсудить следующее проблемное задание: сразу же после речи императора перед московским дворянством министр внутренних дел С. С. Ланской поручил своему помощнику А. И. Левшину собрать все имеющиеся в предыдущем царствовании проекты, записки, мнения по крестьянскому вопросу. Изучив эти материалы, министр внутренних дел пришел к выводу, что придется выбирать из трех возможных вариантов освобождения крестьян. Каковы были эти варианты? (1. Освобождение крестьян без земли.

2. Освобождение крестьян с землей без всякого выкупа.

3. Освобождение крестьян с землей за определенный выкуп.) Как вы думаете, какой вариант и почему избрал император? Можно также дополнить материал учебника биографической справкой Н. А. Милютина, сыгравшего огромную роль в подготовке крестьянской реформы. Николай Алексеевич Милютин (1818—1872) — племянник крупнейшего реформатора эпохи царствования Николая I П. Д. Киселева, брат военного министра Д. А. Милютина. Окончил Благородный пансион при Московском ун-те. В 1835 г. поступил на службу в Министерство внутренних дел. В 1852 г. стал директором хозяйственного департамента МВД. Одновременно принимал активное участие в работе Статистического отделения Русского Географического общества, под его руководством был выполнен ряд статистических исследований, осуществлено 8-томное издание о городских поселениях в России. В середине 50-х гг. начинается его деятельное участие в подготовке крестьянской реформы. Свои взгляды изложил в «Записке» об освобождении крестьян в имении тетки Александра II великой княгини Елены Павловны. Ведущая идея «Записки» состояла в том, что крестьяне должны освобождаться с земельным наделом, который они выкупают в собственность. В начале 1859 г. Александр II по настоятельной просьбе министра внутренних дел С. С. Ланского назначил Милютина временным товарищем (заместителем) министра внутренних дел.

Сыграл видную роль в работе Редакционных комиссий (1859—1860), непосредственно готовивших крестьянскую реформу. Обладая взрывным темпераментом, он, как никто другой, вносил в дело сильное личностное начало, не давая единомышленникам остановиться на полдороге. Милютин отличался огромными знаниями, редкой трудоспособностью, обладал ораторским даром, смелостью, талантом организатора, четким видением цели и настойчивостью в ее достижении, т. е. таким сочетанием качеств, которое создает государственных деятелей в полном смысле этого слова. Мысль его работала не от крестьянства или дворянства к государству, а наоборот — сверху вниз. Порядок, по его мнению, мог быть наведен только в результате строгой опеки всех слоев населения властью. Под этой опекой через местное самоуправление граждане России должны были постепенно приобрести опыт политической и экономической работы. Лишь после этого можно было говорить о демократизации строя. Его политическое кредо было выражено словами: «реформа у нас может быть произведена только властью» и «сильная власть не исключает ни личной свободы граждан, ни самоуправления». Тем не менее отношения Милютина с императором складывались напряженно. В глазах крепостников Николай Алексеевич был «красным», и император никогда не забывал этого. В апреле 1861 г. Милютин получил отставку и оплаченный годичный отпуск для поправки здоровья. Около двух лет провел за границей. Он ясно осознавал шаткость своей позиции, заявив после отставки: «Еще хорошо, что удалили меня с почетом и выпроводили за границу; все-таки прогресс; при Анне Ивановне вырезали бы мне язык и сослали бы в Сибирь». В конце 1863 г. Милютин вернулся на службу, участвовал в разработке земской реформы (1864). В 1864 г. по поручению Александра II провел в Царстве Польском аграрную реформу, которая была более радикальной и последовательной, чем в России. В январе 1865 г. введен в состав Государственного совета. В 1866 г. состоял главным начальником канцелярии по делам Царства Польского. В 1867 г. по болезни вышел в отставку.

2. Второй вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника. Для закрепления изученного можно выполнить задание 4 (§ 20) в рабочей тетради или провести беседу: какие права получили крестьяне после отмены крепостного права? Какое количество земли они получили? Что такое отрезки? Кто такие крестьяне собственники? Кто такие временнообязанные крестьяне? Можно ли было получить землю бесплатно? Стал ли русский крестьянин собственником своей земли? Чтобы уяснить механизм проведения выкупной операции, учитель может предложить выполнить задание 3 (§ 20) в рабочей тетради.

3. Третий вопрос может быть изучен путем коллективного обсуждения вопросов: каковы прогрессивные черты реформы 1861 г.? Какие «крепостнические черты» она сохранила? В ходе обсуждения этих проблем учащиеся могут заполнять таблицу «Отмена крепостного права»: Сохранение крепостнических Прогрессивные черты реформы 1861 г. пережитков

В текст учебника не вошел вопрос об отношении крестьян к реформе 1861 г., однако на нем также следует остановиться. Учитель может задать вопросы: как вы думаете, как восприняли крестьяне известие об отмене крепостного права? Отвечали ли условия отмены крепостного права крестьянским чаяниям? Далее учитель может рассказать о крестьянских выступлениях, подчеркнув при этом, что массовых крестьянских восстаний в стране не было. Целесообразно также выполнить на уроке задание 6 (§ 20) в рабочей тетради, используя прием комментированного чтения.

Домашнее задание: § 20 учебника и вопросы к нему; задания к документу, помещенному в конце параграфа. Выучить новые термины. Выполнить задания 1, 2, 5 § 20 в рабочей тетради.

У р о к 21. Либеральные реформы 60—70-х гг.

Цель урока: сформировать представление о сущности буржуазных реформ 60—70- х гг. XIX в.

План урока:
1. Реформы местного самоуправления.
2. Судебная реформа.
3. Военные реформы.
4. Реформы в области просвещения.

Основные знания: изменения в системе местного управления; основные положения земской и городской реформы; функции органов местного самоуправления; сущность судебной реформы; основные направления военной реформы; изменения принципа комплектования армии; реформирование начальной и средней школы; введение университетской автономии. Основные понятия: земство; куриальная система выборов; имущественный ценз; возрастной ценз; гражданское общество; принципы буржуазного права; правовое  государство; суд присяжных; мировой суд; всеобщая воинская повинность; университетская автономия.

Основные даты:
18 июня 1863 г. — новый Университетский устав;
1 января 1864 г. — «Положение о губернских и уездных земских учреждениях»;
20 ноября 1864 г. — издание Судебных уставов;
6 апреля 1865 г. — «Временные правила о печати»;
16 июня 1870 г. — Городовое положение;
1 января 1874 г. — Устав о воинской повинности. Персоналии: Д. А. Милютин.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век». Литература для учителя: Великие реформы в России. 1856—1874: Сборник. — М., 1992; Захарова Л. Г. Россия на переломе: Самодержавие и реформы 1861— 1874 гг. // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX — начала XX в. — М., 1991; Ключевский В. О. Соч. Курс русской истории. — М., 1989.

Методические приемы организации урока

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно также провести индивидуальное проверочное тестирование. Что даровала реформа 1861 г. крестьянам: а) равные сословные права с мещанами; б) землю без всякого выкупа; в) личную свободу?

Какой срок был установлен для внесения крестьянами выкупных платежей за землю: а) 70 лет; б) 10 лет; в) 49 лет?

Для осуществления выкупа земли по закону 19 февраля 1861 г. крестьянин единовременно должен был внести 20—25% всей выкупной суммы. Кто выплачивал помещикам остальную часть: а) государство; б) земство; в) помещики?

Какие крестьяне считались временнообязанными: а) не заключившие выкупные сделки со своими помещиками после объявления реформы; б) крестьяне сибирских губерний; в) государственные крестьяне?

Временнообязанные крестьяне должны были: а) платить оброк или отбывать барщину в пользу своего бывшего владельца; б) бесплатно трудиться на государство 2 раза в неделю; в) принимать участие в общественных работах в своем уезде. 

 Какие категории крестьян по закону 19 февраля 1861 г. вообще лишались своих наделов: а) все крестьяне; б) монастырские; в) бывшие дворовые?

На каких условиях реформа 1861 г. предоставляла крестьянам землю: а) полностью за счет государственной казны; б) бесплатно; в) за выкуп при содействии правительства?

Что такое отрезки: а) земля, которой наделялись крестьяне по реформе 1861 г.; б) земля, которую отрезали у помещиков в пользу крестьян; в) часть крестьянского надела, оказавшаяся «лишней» по сравнению с установленной в 1861 г. нормой?

Реформа 1861 г. сохраняла за помещиками право собственности на: а) ранее принадлежавших им дворовых людей; б) все принадлежавшие им земли; в) часть помещичьей земли.

Кто такой мировой посредник: а) представитель нейтрального государства, организующий мирные переговоры; б) доверенное лицо крестьянской общины, участвующее в разрешении споров между общиной и властями; в) представитель помещиков, исполняющий административно-полицейские функции в ходе реализации крестьянской реформы?

Отмена крепостного права предоставила личную свободу крестьянам: а) без земли и без выкупа; б) с землей за большой выкуп помещикам; в) за небольшую выплату правительству; г) без земли с ограничением многих личных прав.

Отмена крепостного права немедленно предоставляла крестьянам: а) право владеть землей, промыслами, вести торговлю; б) уравнение в правах с другими сословиями; в) свободную продажу своего надела; г) свободный уход в город на заработки.

К прогрессивным чертам крестьянской реформы относятся: а) освобождение крестьян с правом иметь промыслы, заключать сделки, покупать землю; б) сохранение помещичьего землевладения; в) отрезки; г) чересполосица.

1. Первый вопрос можно изучить, сочетая рассказ учителя с созданием проблемной ситуации, работу над документом, помещенном в конце § 21—22.

Подчеркнув, что новые органы местного управления были выборными, необходимо более подробно остановиться на сущности избирательной системы. Учитель поясняет, что в демократических странах существует всеобщее, равное и прямое избирательное право. В классах с сильным составом можно попросить самих учащихся раскрыть суть этих принципов. Затем учитель создает проблемную ситуацию: отвечала ли избирательная система, созданная в России для выборов местных органов самоуправления, основным демократическим принципам?

При обсуждении этого вопроса необходимо не только раскрыть суть куриальной системы выборов, но и объяснить понятия «возрастной ценз», «имущественный ценз». Рассказав о структуре земских органов, учитель ставит вопрос: какие же вопросы были призваны решать земства? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте выдержку из Положения о губернских и уездных земствах, помещенную на с. 140 учебника. Перечислив функции земств, учащиеся делают вывод о роли земств в общественной жизни. Материал о городской реформе учащиеся изучают самостоятельно в качестве домашнего задания.

2. Второй вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника. В ходе объяснения нового материала учащиеся заполняют таблицу «Судебная реформа», помещенную в рабочей тетради (задание 4, § 21—22). Рассказывая о суде присяжных, учитель может предложить проблемное задание: независимо от дохода или жалованья в списки присяжных заседателей включались все гражданские чиновники с 5 по 14 класс в Табели о рангах, все выборные служащие городских и дворянских учреждений и крестьяне, занимавшие не менее 3 лет выборные должности сельских старост, и др. А вот не могли быть присяжными (наряду с впавшими в крайнюю бедность, умалишенными и т. д.) лица, занимавшие генеральские должности с 1 по 4 класс в Табели о рангах, чиновники полиции, военные, работники суда... Как вы думаете, почему?

3. Третий вопрос учащиеся изучают самостоятельно, читая текст учебника и выполняя задания 5, 6 (§ 21—22) в рабочей тетради. После выполнения задания учитель проводит беседу по вопросам: каковы главные цели военной реформы? Каковы ее основные направления? В чем вы видите влияние отмены крепостного права на военные реформы? Как изменился порядок комплектования русской армии? Кто и почему был освобожден от призыва в армию? Какое влияние оказали военные реформы на русское общество?

4. Четвертый вопрос учитель излагает сам, опираясь на текст учебника. В заключение урока учитель предлагает прочитать в учебнике (с. 142) определения гражданского общества и правового государства и доказать, что реформы 60—70- х гг. XIX в. нанесли удар по сословной организации общества и положили начало формированию в России гражданского общества и правового государства.

Домашнее задание: § 21—22 учебника до пункта «Претворение реформ в жизнь» и вопросы 1—5 к нему; задания к документу 2, помещенному в конце параграфа. Составить устный рассказ к иллюстрации, помещенной на с. 131 учебника. Выучить новые термины. Выполнить задания 1, 2, 3, 7, 8 (§ 21—22) в рабочей тетради.

У р о к 22. Претворение реформ в жизнь

Цель урока: уяснить, что либеральная модернизация общества, проводимая по инициативе самодержавной власти, имеет свои пределы, прежде всего в политической сфере, отсюда противоречивость и непоследовательность в проведении реформ, попытки их консервативной корректировки, что, в свою очередь, вызывало недовольство радикальных слоев общества; сформировать представление о сущности политического курса, проводимого М. Т. Лорис- Меликовым; уяснить суть так называемой конституции М. Т. Лорис-Меликова.

 План урока:
1. Внутренняя противоречивость либеральных преобразований.
2. Консервативная корректировка реформ.
3. Политический курс М. Т. Лорис- Меликова.
4. Основные положения проекта М. Т. Лорис-Меликова.

Основные знания: внутренняя противоречивость либеральных преобразований; причины консервативной корректировки реформ и их суть; сущность политического курса, проводимого М. Т. Лорис-Меликовым; основные положения проекта М. Т. Лорис-Меликова.

Основные понятия: консервативная корректировка реформ; нигилизм; конституционное правление; народное представительство. Основные даты:
1 марта 1881 г. — убийство Александра II.

Персоналии: П. А. Валуев; Д. А. Толстой; П. А. Шувалов; М. Т. Лорис-Меликов. Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век». Литература для учителя: Секиринский С. С. Петр Александрович Валуев // Российские консерваторы. — М., 1997; Филиппова Т. А. Петр Андреевич Шувалов / Российские консерваторы. — М., 1997; Степанов В. Л. Дмитрий Андреевич Толстой // Российские консерваторы. — М., 1997; Секиринский С. С., Филиппова Т. А. Родословная российской свободы. — М., 1993.

Методические приемы организации урока

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно также провести индивидуальное проверочное тестирование.

Какие органы самоуправления были созданы в городах по Городовому положению 1870 г.: а) городские думы и управы; б) земские собрания; в) земские управы?

Кто управлял городами по городской реформе 1870 г.: а) губернаторы; б) городские управы; в) городские думы?

Кому принадлежала исполнительная власть в городском самоуправлении по Городовому положению 1870 г.: а) городской управе; б) городской думе; в) губернатору?

Что возглавлял городской голова по Городовому положению 1870 г.: 76 а) местную государственную администрацию города; б) городскую думу; в) городскую управу?

Какие вопросы входили в сферу компетенции городского самоуправления: а) местное здравоохранение; б) полицейский надзор за неблагонадежными; в) распоряжение городскими финансами?

Городские думы по реформе 1870 г. избирались: а) на основе всеобщего избирательного права горожан; б) на основе имущественного ценза в трех разных избирательных собраниях; в) «гласные» городской думы назначались градоначальником.

Для какой категории были сохранены телесные наказания даже после судебной реформы 1864 г.: а) для купцов; б) для крестьян; в) для горожан, имевших имущественный ценз ниже 1 тыс. рублей?

Реформа судебных учреждений 1864 г. вводила: а) гласность судопроизводства; б) участие присяжных заседателей во всех процессах; в) участие присяжных заседателей в уголовных процессах; г) состязательность судебного процесса.

Какая категория лиц не могла быть избрана присяжными заседателями по судебной реформе 1864 г.: а) иностранцы; б) купцы; в) учителя начальных школ?

Что стало высшей кассационной инстанцией в России по судебной реформе 1864 г.: а) Сенат; б) Судебная палата; в) Министерство юстиции?

Что такое мировой суд: а) международный суд в Женеве, разрешавший международные споры; б) судебный орган сельской общины; в) суд с упрощенным производством в уездах и городах для разбора незначительных дел?

Военная реформа 1874 г.: а) вводила всеобщую воинскую повинность; б) сохраняла 25-летний срок службы; в) объявляла рекрутские наборы.

Кто был освобожден от военной службы по закону 1874 г.: а) дворяне; б) священнослужители; в) рабочие промышленных предприятий?

В 1865 г. были опубликованы Временные правила о печати, которые:  а) ужесточали цензуру в стране; б) отменяли предварительную цензуру для ряда изданий; в) отменяли всякую цензуру.

1. Изучение нового материала начинается со вступительного слова учителя: «Итак, на прошлом уроке мы выяснили, что отмена крепостного права привела к огромным изменениям в российском обществе и потребовала проведения целого ряда реформ в области местного самоуправления, судебной системы, военного дела, образования. Однако большинство из реформ имели внутреннюю противоречивость и непоследовательность». В классах с сильным составом учащиеся могут сами выявить эти противоречия, отвечая на вопросы: в чем заключались противоречия крестьянской реформы? Стали ли крестьяне собственниками земли? Получили ли они полную хозяйственную и административную свободу? В чем вы видите недостатки земской реформы? Какие элементы сословности так и не удалось преодолеть в судебной реформе? В чем вы видите противоречивость реформ в области просвещения? Подводя итоги ответам учащихся, учитель еще раз подчеркивает основные противоречия либеральных преобразований. Крестьянская реформа, делая землепашца формально свободным, по сути, на десятилетия предопределяла его зависимость от общины, экономическую неволю, хозяйственную несвободу от государства. Земствам не дано было развиться ни «вширь», ни «вниз», ни тем более «вверх»: они не распространялись на нерусские окраины, не создали волостных (крестьянских) организаций, не имели прав на межгубернские, всероссийские объединения, за которыми властям мерещился призрак «парламентаризма». Кроме того, они подвергались административному надзору губернских властей. Сами же эти власти легко избегали подсудности: один из важнейших принципов правового государства — ответственность чиновников перед судом — отсутствовал в новых судебных уставах. Низшему и среднему образованию так и не удалось преодолеть свой сословный характер, а университетская реформа была снабжена такими ограничителями, как обязательное преподавание богословия, повышение платы за обучение и увеличение прав министерств и попечителей в университетах. Затем учитель спрашивает: в чем вы видите причину непоследовательности реформ? Выслушав ответы учащихся, учитель делает вывод, что реформы не могли быть последовательными в силу того, что они проводились по инициативе верховной власти, и если бы они были доведены до логического конца, то потребовалось бы отказаться от самодержавного принципа правления. Далее учитель, пользуясь материалом учебника, поясняет позицию Александра II по этой проблеме.

2. Переходя ко второму вопросу, учитель поясняет, что Александр II оказался в очень трудном положении. Консервативные силы считали, что реформы расшатывают самодержавный строй, и требовали их корректировки, с другой стороны, либералы требовали доведения реформ до логического конца. Революционеры же считали, что в условиях сохранения самодержавного правления вообще невозможно провести реформы в интересах народа. Стремясь уберечь страну от потрясений, император был вынужден лавировать. Далее учитель рассказывает о претворении реформ в жизнь, опираясь на материал учебника. В ходе объяснения учащиеся могут заполнять таблицу, помещенную в рабочей тетради (второй пункт задания 10 § 21—22). Для закрепления материала можно обсудить проблемные вопросы: какие реформы и почему подверглись «консервативной корректировке»? Как вы думаете, почему консерваторы не решились «скорректировать» крестьянскую реформу?

3. Переходя к третьему вопросу, учитель отмечает, что консервативный курс правительства вызвал недовольство радикальных слоев общества. Революционеры получили еще одно подтверждение тому, что власть не в состоянии провести необходимые реформы в стране, и повели отчаянную борьбу против нее. При этом главным виновником всех бед они объявили царя и приговорили его к смерти. На Александра было совершено несколько покушений. Учитель сообщает, что более подробно о деятельности революционных организаций учащиеся узнают на последующих уроках. Сейчас же мы поговорим о том, как повел себя в этих условиях император. Далее учитель рассказывает о политическом режиме, получившем название «диктатура сердца», опираясь на материал учебника.

4. Сущность «Конституции» Лорис-Меликова учащиеся могут изучить самостоятельно, читая соответствующий раздел § 21—22 и заполняя схему, помещенную в рабочей тетради (задание 11 § 21—22). В случае отсутствия рабочих тетрадей учитель объясняет этот материал сам, рисуя на доске схему управления Российской империей, предложенную Лорис-Меликовым.

Для закрепления материала учащимся предлагается обсудить проблему: можно ли считать предложенный проект конституцией?

Домашнее задание: § 21—22 учебника (предпоследний и последний «фонарики») и вопрос 6 к нему. Выучить новые термины. Выполнить задания 9, 10 (пункт 1) § 21—22 в рабочей тетради.

У р о к 23. Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права

Цель урока: сформировать представление об эволюции социально-экономического строя России после отмены крепостного права; раскрыть причины медленного перехода сельского хозяйства на буржуазные рельсы; уяснить, что после периода адаптации, характеризовавшегося определенным спадом в экономике, в стране начался ее бурный подъем, следствием которого стало завершение промышленного переворота в наиболее важных отраслях производства; уяснить, что в отличие от стран Западной Европы, где завершающим этапом промышленного переворота стало железнодорожное строительство, в России строительство железных дорог стимулировало рост промышленного производства; показать, что промышленный переворот положил начало формированию двух основных классов капиталистического общества — буржуазии и пролетариата.

План урока:
1. Развитие сельского хозяйства.
2. Развитие промышленности в первые годы после отмены крепостного права.
3. Финансовая политика и железнодорожное строительство.
4. Промышленный подъем.

Основные знания: характеристика развития помещичьих и крестьянских хозяйств после отмены крепостного права; влияние крепостнических пережитков на развитие сельского хозяйства; причины спада промышленного производства после отмены крепостного права; сущность промышленного переворота; основные направления экономической политики государства: реорганизация финансовой системы, стимулирование железнодорожного строительства, создание новых металлургических центров, становление машиностроительной промышленности; формирование пролетариата и его первые выступления; отставание российской промышленности от передовых капиталистических стран; замедление темпов роста промышленного производства. Основные понятия: аренда земли; отработочная система; товарное производство; «железнодорожная горячка»; концессия; промышленный переворот; стачка.

Основные даты:
1860 г. — создание Государственного банка;
1868—1872 гг. — период «железнодорожной горячки»;
начало 1880-х гг. — завершение промышленного переворота в основных отраслях производства; 1872 г. — стачка рабочих на Кренгольмской мануфактуре.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»; Градскова Е. П., Самсонов А. И. Школьный атлас по истории России. — М., 1997. Литература для учителя: Кузьмичев А. Д., Шапкин И. Н. Отечественное предпринимательство: Очерки истории. — М., 1995; Соловьева А. М. Промышленная революция в России в XIX в. — М., 1990.

Методические приемы организации урока

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно также провести индивидуальное проверочное тестирование. Какое событие стало причиной корректировки некоторых реформ: а) массовые крестьянские выступления; б) покушение на Александра II; в) смерть Я. И. Ростовцева?

Какие реформы подверглись наиболее серьезному пересмотру: а) военные; б) судебные; в) среднего и высшего образования?

12 февраля 1880 г. после очередного покушения на Александра II была создана Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия. Кто ее возглавил: а) М. Т. Лорис-Меликов; б) К. П. Победоносцев; в) Д. А. Толстой?

Какие меры предложил М. Т. Лорис-Меликов в своем докладе царю 28 февраля 1881 г.: а) реорганизацию и усиление репрессивных органов; б) создание двухпалатного парламента; в) введение в Государственный совет определенного количества выборных представителей?

1. Первый вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника. Перед объяснением он формулирует задание для учащихся: в ходе объяснения нового материала определите причины медленного перехода сельского хозяйства на буржуазные рельсы после отмены крепостного права и запишите их в виде кратких тезисов в тетрадях по истории. После своего рассказа учитель организует коллективное обсуждение задания.

Примерные ответы:
1. Нежелание помещиков перестраивать свои хозяйства на новый лад.
2. Недостаток средств у многих помещиков для перестройки своих хозяйств.
3. Распространение отработочной системы.
4. Временнообязанное положение крестьян.
5. Неурегулируемость арендных отношений между помещиком и крестьянами.
6. Обремененность крестьянских хозяйств огромными платежами.
7. Существование крестьянской общины.
8. Ущемление крестьян в гражданских правах.

2. Второй вопрос можно изучить методом эвристической беседы: какие категории людей трудились на промышленных предприятиях до отмены крепостного права? Почему крепостное право тормозило развитие промышленности? Как вы думаете, какова была реакция подневольных рабочих на объявление свободы? Почему большая часть из них предпочли покинуть насиженные места? Как это отразилось на развитии промышленности? Далее учитель объясняет причины сокращения хлопчатобумажного производства, основанного на вольном труде. В заключение учитель констатирует, что русской промышленности потребовалось почти 10 лет, чтобы приспособиться к новым условиям, и активную помощь, в этом оказывала экономическая политика правительства.

3. Третий вопрос можно изучить путем сочетания рассказа учителя, работы с картой и документом. В классах с высоким уровнем подготовки учащихся финансовую политику правительства можно изучить самостоятельно путем чтения учебника и выполнения задания 3 (§ 23) в рабочей тетради. Рассказ о железнодорожном строительстве в классах с высоким уровнем подготовки учитель может предварить обсуждением проблемы: в странах Западной Европы железнодорожное строительство завершало промышленный переворот, в России же он начинался с возведения железных дорог. Как вы думаете, почему? В ходе рассказа учителя учащиеся находят на карте сооруженные в послереформенные годы железные дороги и отвечают на вопрос, каково экономическое значение этих железных дорог. В заключение можно предложить учащимся прочитать документ 2, помещенный в конце параграфа, и ответить на вопрос к нему (4).

4. Четвертый вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника и активное привлечение карты. В конце объяснения проводится беседа: как вы думаете, почему наибольшее значение правительство уделяло развитию тяжелой промышленности? В каких районах страны появились новые металлургические центры? Где развивались топливные отрасли промышленности? Какие районы стали крупными машиностроительными центрами? В чем заключается значение появления в России собственной машиностроительной промышленности? Какие черты были характерны для развития хлопчатобумажной промышленности? Каковы социальные последствия промышленного переворота?

Домашнее задание: § 23 учебника и вопросы к нему; задания к документу 1, помещенному в конце параграфа. Выучить новые термины. Выполнить задания 1, 2, 4, 5, 6 § 23 в рабочей тетради. Повторить § 13 (консервативное движение, либеральное движение).

У р о к 24. Общественное движение: либералы и консерваторы

Цель урока: сформировать представление об эволюции, происходившей в российском либерализме в 50—70-х гг. XIX в.; уяснить, что особенностью общественно-политической ситуации конца 50-х — начала 60-х гг. XIX в. стало формирование союза между либеральной частью общества, в том числе либерального чиновничества, и властью, что во многом обусловило успех реформаторского процесса; показать, что непоследовательность власти в реализации реформ привела к формированию либеральной оппозиции и некоторой радикализации либерального движения; вскрыть причины слабости либерального движения в России; сформировать представление о сущности и роли консервативного движения в 60—70-х гг. XIX в.

План урока:
1. Особенности российского либерализма середины 50-х — начала 60- х гг.
2. Тверской адрес 1862 г.
3. Разногласия в либеральном движении.
4. Земское движение конца 70-х гг.
5. Консерваторы.

Основные знания: особенности российского либерализма середины 50-х — начала 60-х гг.; разработка и основные положения программы либерального движения; радикальное крыло либерального движения; Тверской адрес 1862 г.; разногласия в либеральном движении; характеристика земского движения конца 70-х гг. XIX в.; особенности российского консерватизма 60—70-х гг. XIX в.; деятельность М. Н. Каткова.

Основные понятия: либералы; земский конституционализм; консерваторы. Персоналии: К. Д. Кавелин; Б. Н. Чичерин; М. Н. Катков; П. А. Шувалов. Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век».

 Литература для учителя: Политическая история: Россия — СССР — Российская Федерация. — М., 1996. — Т. 1. — Гл. 5. Эволюция либерализма // Российские консерваторы. — М., 1997; Секиринский С. С., Филиппова Т. А. Родословная российской свободы. — М., 1993.

Методические приемы организации урока

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Так как значительный объем домашнего задания связан с выполнением письменных заданий в рабочей тетради, целесообразно организовать их коллективное обсуждение; часть рабочих тетрадей учитель может взять на проверку.

1. Изучение нового материала можно начать с повторения. Учитель сообщает тему урока, а затем организует беседу: кто такие либералы? Назовите известных либеральных деятелей первой половины XIX в. Кто такие консерваторы? Назовите  известных консервативных деятелей первой половины XIX в. Объясните понятие «общественное движение». Изучение первого вопроса можно провести, сочетая рассказ учителя с беседой и работой с документами, помещенными в конце параграфа. Раскрыв основные положения программы либерального движения, учитель спрашивает: какое важное требование отсутствовало в этой программе? Затем учащиеся читают документ 1 и отвечают на вопрос: почему видные либеральные деятели второй половины 50-х — начала 60-х гг. XIX в. были против введения в России народного представительства? Вопрос о деятельности либералов в период подготовки реформ можно провести путем эвристической беседы: каковы были основные формы деятельности либералов в 50-е гг. XIX в.? Какой вклад внесли либеральные деятели в процесс поворота России на путь реформ? Какие новые формы деятельности открылись для либералов в период подготовки реформ? Чем либеральное движение конца 50-х — начала 60-х гг. XIX в. принципиально отличается от предшествующего периода? Далее учитель констатирует, что счастливый для России период, когда власть и передовые слои общества находились в единении и согласии и совместно работали над проектом реформ, длился недолго. Очень скоро среди либералов начались разногласия.

2. При объяснении второго вопроса необходимо использовать полностью или выборочно текст «Всеподданнейшего адреса» тверского дворянства и организовать беседу по содержанию этого документа. Ваше императорское величество, всемилостивейший государь! Собравшись в первый раз после обнародования законоположений 19 февраля 1861 г., тверское дворянство приветствует русского царя, который приступил к освобождению крестьян и искоренению всякой неправды на земле Русской. Тверское дворянство объявляет торжественно, что оно искренно сочувствует добрым начинаниям в.и.в. и готово следовать за Вами путем, ведущим к благоденствию русского народа. В доказательство нашей готовности и полного доверия к лицу в.и.в. мы решаемся представить на Ваше благоусмотрение откровенное изложение наших мыслей без всякой лжи и утайки. Манифест 19 февраля, объявивший волю народу, улучшив несколько материальное благосостояние крестьян, не освободил их от крепостной зависимости и не уничтожил всех беззаконий, порожденных крепостным правом. Здравый смысл народа не может согласить объявленной в. в. воли с существующими обязательными отношениями к помещикам и с искусственным разделением сословий. Народ видит, что он со временем может освободиться только от обязательного труда, но должен остаться вечным оброчным, преданным во власть тех же помещиков, названных мировыми посредниками. Государь! Мы признаемся откровенно, что сами не понимаем этого положения. Такое громадное недоразумение ставит все общество в безвыходное положение, грозящее гибелью государству. Что же мешает устранить его? В обязательном предоставлении земли в собственность  крестьян мы не только не видим нарушения наших прав, но считаем это единственным средством обеспечить спокойствие страны и наши собственные имущественные интересы. Мы просим привести немедленно в исполнение эту меру общими силами государства, не полагая всей ее тяжести на одних крестьян, которые менее других виноваты в существовании крепостного права. Дворянство, в силу сословных преимуществ, избавлялось до сих пор от исполнения важнейших общественных повинностей. Государь! Мы считаем кровным грехом пользоваться благами общественного порядка за счет других сословий; неправеден тот порядок вещей, при котором бедный платит рубль, а богатый — ни копейки. Это могло быть терпимо только при крепостном праве, но теперь ставит нас в положение тунеядцев, совершенно бесполезных родине. Мы не желаем пользоваться таким позорным преимуществом и дальнейшее существование его не принимаем на свою ответственность. Всеподданнейше просим в.и.в. разрешить нам принять на себя часть государственных податей, соответственных состоянию каждого. Кроме имущественных привилегий, мы пользуемся исключительным правом поставлять людей для управления народом. В настоящее время мы считаем беззаконием исключительность этого права и просим распространить его на все сословия. Всемилостивейший государь! Мы твердо уверены, что Вы искренно желаете блага России, и потому считаем священным долгом высказать откровенно, что между нами и правительством в. в. существует странное недоразумение, которое препятствует осуществлению Ваших благих намерений. Вместо действительного осуществления обещанной Вами русскому народу воли ваши сановники изобрели временно-обязанное положение, невыносимое как для крестьян, так и для помещиков. Вместо одновременного и обязательного обращения крестьян в свободных поземельных собственников ваши сановники изобрели систему добровольных соглашений, которые грозят довести до крайнего разорения и крестьян, и помещиков. Они находят необходимым сохранение дворянских привилегий, тогда как мы сами, более всех заинтересованные в этом деле, желаем их отменения. Этот всеобщий разлад служит лучшим доказательством, что преобразование, требующееся ныне крайнею необходимостью, не может быть совершено бюрократическим порядком. Мы сами не беремся говорить за весь народ, несмотря на то, что стоим к нему ближе, и твердо уверены, что недостаточно одной благонамеренности не только для удовлетворения, но даже и для указания народных потребностей. Мы уверены, что все преобразования останутся безуспешными потому, что предпринимаются без спроса и ведома народа. Собрание выборных всей земли русской представляет единственное средство к удовлетворительному разрешению вопросов, возбужденных, но не разрешенных «Положением 19 февраля». Представляя на благоусмотрение в.и.в. всеподданнейшее прошение о создании Земского Собрания, мы надеемся, что искреннее желание общего блага, одушевляющее тверское дворянство, не подвергнется превратному толкованию...

В чем видят авторы этого документа недостатки крестьянской реформы? Какие меры по отношению к дворянству они предлагают осуществить? Какими способами они предлагают ликвидировать существующие в стране социальные противоречия? Затем учитель сообщает, что видные теоретики либерализма К. Д. Кавелин и Б. Н. Чичерин, а также некоторые либеральные чиновники отрицательно отнеслись к этому документу. Как вы думаете, почему?

3. Третий вопрос учитель излагает сам. Он подчеркивает, что, помимо Тверского адреса, разногласия среди либералов проявились и в отношении других событий. Помимо фактов, приведенных в учебнике, учитель может рассказать о появившихся прокламациях революционного содержания и вслед за ними — о волне поджогов, охвативших Петербург, ряд поволжских городов, создавших панику среди населения. На эти события правительство отреагировало очень резко. Прошли массовые аресты, был приостановлен выпуск ряда изданий.

Далее учитель спрашивает: как вы думаете, как эти события сказались на либеральном движении? Рассказ о разногласиях по поводу событий в Польше можно иллюстрировать отрывком из «Записок революционера» князя П. А. Кропоткина: В январе 1863 года Польша восстала против русского владычества. Образовались отряды повстанцев, и началась война, продолжавшаяся полтора года... Никогда раньше польскому делу так много не сочувствовали в России, как тогда. Я не говорю о революционерах. Даже многие умеренные люди открыто высказывались в те годы, что России выгоднее иметь Польшу хорошим соседом, чем враждебно настроенной подчиненной страной...

Но вот среди общего возбуждения распространилось известие, что в ночь на 10 января повстанцы напали на солдат, квартировавших по деревням, и, перерезали сонных, хотя накануне казалось, что отношения между населением и войсками дружеские. Происшествие было несколько преувеличено, но, к сожалению, в этом известии была и доля правды. Оно произвело, конечно, самое удручающее впечатление на общество...

...В то же время стало известно, что революционный комитет требует восстановления Польши в старых границах, со включением Украины, православное население которой ненавидит панов и не раз в течение трех последних веков начинало восстание против них кровавой резней. Кроме того, Наполеон III и Англия стали угрожать России новой войной, и эта пустая угроза принесла полякам больше вреда, чем все остальные причины, вместе взятые. Наконец, радикальная часть русского общества с сожалением убедилась, что в Польше берут верх чисто националистические стремления. Революционное правительство меньше всего думало о наделении крепостных землей, и этой ошибкой русское правительство не преминуло воспользоваться, чтобы выступить в роли защитника холопов против польских панов...

Александр II послал Н. Милютина в Польшу с полномочием освободить крестьян по тому плану, который последний думал осуществить в России, не считаясь с тем, разорит ли такое освобождение помещиков или нет... И Милютин вместе с князем Черкасским и многими другими действительно сделал все возможное, чтобы отнять землю у помещиков и дать крестьянам большие наделы... Как только они освободили крестьян и дали им землю, все сразу изменилось. Крестьяне перешли на нашу сторону и стали помогать нам ловить повстанцев. Революция кончилась.

4. Четвертый вопрос учитель объясняет сам, опираясь на материал учебника и предварительно сформулировав проблемное задание: какие новые черты появились в либеральном движении в конце 70-х гг. XIX в.? После обсуждения проблемного задания учитель поясняет проблему слабости либерального движения в России.

 5. При рассмотрении пятого вопроса учитель предлагает учащимся прочитать раздел «Консерваторы» в § 24 учебника, после чего организует беседу: в чем заключалась двойственность положения консерваторов в период разработки либеральных реформ? Как вы думаете, почему консерваторам удалось вытеснить «красных бюрократов» из окружения Александра II? Как вы думаете, почему М. Н. Катков изменил свои либеральные взгляды и стал одним из видных консерваторов? В чем обвиняли консерваторы либералов? Как вы думаете, почему взгляды консерваторов не находили широкой поддержки в русском обществе?

Для закрепления нового материала можно предложить учащимся выполнить задания 1, 3, 4, 5, 6, 7 § 24 в рабочей тетради.

Домашнее задание: § 24 учебника и вопросы к нему; задания к документу 2, помещенному в конце параграфа. Выучить новые термины. Выполнить задания 2 и 8 в рабочей тетради. Повторить § 13 (революционное движение).

У р о к 25. Зарождение революционного народничества и его идеология

Цель урока: сформировать представление о сущности революционного народничества, об особенностях теоретических воззрений идеологов «действенного» народничества М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова, П. Н. Ткачева.

 План урока:
1. Причины роста революционного движения в пореформенный период.
2. Теоретические воззрения и деятельность Н. Г. Чернышевского.
3. Политическая программа и деятельность тайной революционной организации «Земля и воля».
4. Теоретики революционного народничества М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев.

Основные знания: причины роста радикальных настроений в обществе; теоретические воззрения и деятельность Н. Г. Чернышевского; политическая программа и деятельность тайной революционной организации «Земля и воля»; сущность теоретических воззрений М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова, П. Н. Ткачева.

Основные понятия: социализм; «общинный» социализм; народничество; революционеры; разночинцы; анархизм. Основные даты: 1861—1864 гг. — деятельность тайной революционной организации «Земля и воля». Персоналии: Н. Г. Чернышевский; М. А. Бакунин; П. Л. Лавров; П. Н. Ткачев. Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век». Литература для учителя: Итенберг Б. С. Лавров в русском революционном движении. — М., 1988; Кропоткин П. А. Записки революционера (любое издание); Пантин И. К., Плимак Е. Г., Хорос В. Г. Революционная традиция в России. 1783— 1883. — М., 1986; Пирумова Н. М. Социальная доктрина М. А. Бакунина. — М., 1990; Шахматов Б. М. П. Н. Ткачев: Этюды к творческому портрету. — М., 1981.

Методические приемы организации урока

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно также провести индивидуальное проверочное тестирование. Изучение нового материала необходимо начать с повторения путем организации беседы: кто такие революционеры? Имела ли Россия опыт революционных выступлений? Какие цели ставили перед собой революционеры? Кто такие социалисты? Можно ли ставить знак равенства между социалистами и революционерами? Можно ли считать, что декабристы были социалистами? Чем отличаются социалисты от либералов? Назовите известных общественных деятелей, придерживающихся социалистических взглядов. В чем суть теории «общинного», или, как его еще называли, «русского» социализма?

1. Подведя итог ответам учащихся, учитель, опираясь на материал учебника, объясняет причины парадоксальной на первый взгляд ситуации, сложившейся при Александре II: с одной стороны, власть проводит коренные преобразования, с другой стороны, наблюдается небывалый всплеск революционного движения. В классах с высоким уровнем подготовки учащихся учитель может предложить обсудить проблему: император Александр II вошел в русскую историю как царь- освободитель (кстати, так впервые его назвал А. И. Герцен), царь-реформатор. Однако его царствование характеризуется и небывалым всплеском революционного движения. Как вы думаете, почему?

2. Изучение второго вопроса можно организовать путем сочетания рассказа учителя с выполнением задания 3 (§ 25) в рабочей тетради.

3. Третий вопрос учащиеся изучают самостоятельно, читая соответствующий текст учебника и выполняя задание 4 (§ 25) в рабочей тетради.

4. Четвертый вопрос достаточно сложный, он должен занять значительную часть времени, отводимого на изучение нового материала. Учитель излагает его сам, опираясь на материал учебника. Изложив суть народнической доктрины и назвав трех крупнейших ее теоретиков, учитель формулирует задание: в ходе объяснения  нового материала заполните таблицу «Теория революционного народничества: способы перехода к социалистическому обществу»: М. А. Бакунин П. Л. Лавров П. Н. Ткачев Для закрепления нового материала можно предложить выполнить задания 5, 6, 7 (§ 25) в рабочей тетради.

Домашнее задание: § 25 учебника и вопросы к нему; задания к документу, помещенному в конце параграфа. Выполнить задания 1, 2, 3, 8 (§ 25) в рабочей тетради.

У р о к 26. Революционное народничество второй половины 60- х — начала 80-х гг. XIX в. Цель урока: сформировать представление об эволюции тактики народников; уяснить суть и формы революционного террора; дать нравственную оценку тактике революционного террора.

План урока:
1. Народнические организации второй половины 60-х — начала 70- х гг. XIX в.
2. «Хождение в народ».
3. «Земля и воля»: политическая программа и особенности тактической деятельности. Раскол «Земли и воли».
4. Первые рабочие организации.
5. Деятельность «Народной воли». Убийство Александра II.

Основные знания: появление подпольных народнических организаций, их программа и тактика; деятельность кружка С. Г. Нечаева, сущность нечаевщины; причины перехода к тактике «хождения в народ» и ее неудача; программа и тактика «Земли и воли», причины ее раскола; деятельность «Народной воли»; появление первых рабочих организаций. Основные понятия: нечаевщина; «хождение в народ»; агитация; пропаганда; революционный террор.

Основные даты: 1874—1875 гг. — «хождение в народ»; 1876—1879 гг. — деятельность революционной народнической организации «Земля и воля»; 1879 г. — раскол «Земли и воли». Персоналии: С. Г. Нечаев; С. Н. Халтурин; А. И. Желябов. Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век». Литература для учителя: Ляшенко Л. М. Революционные народники. — М., 1989.

 Методические приемы организации урока

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. 

 1. Первый вопрос учитель излагает сам. В ходе рассказа учителя учащиеся заполняют таблицу «Народнические организации второй половины 60-х — начала 70-х гг.»: Практическая Название Время деятельности Политические цели деятельность Рассказывая о деятельности общества «Народная расправа», необходимо использовать документ, помещенный в конце § 26, организовав беседу по вопросам к документу. 2. Второй вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника. 3. Третий вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника. В ходе объяснения нового материала учащиеся заполняют схемы в рабочей тетради (задания 4 и 6 § 26).

 Учитель может использовать выдержки из программы «Земли и воли», составленной не ранее конца 1876 г.: Признавая, с одной стороны, что партия может быть влиятельною и сильною только тогда, когда она опирается на народные требования и не насилует выработанного историею экономического и политического народного идеала, а с другой — что коренные черты характера русского народа настолько социалистичны, что если бы желания и стремления народа были в данное время осуществлены, то это легло бы крепким фундаментом дальнейшего успешного хода социального дела в России, мы думаем, что деятельность наша должна опираться на следующие основания.

1. Правовые народные воззрения признают несправедливым тот порядок, при котором земля отчуждается в частную собственность; по народному понятию «земля Божья», каждый земледелец имеет право на землю в том количестве, которое он своим трудом может обработать. Поэтому мы должны требовать перехода всей земли в руки сельского рабочего сословия и равномерного ее распределения.

2. Существующий ныне государственный строй противоречит духу русского народа, который в течение истории доказал свое стремление к полной автономии общин и свободной интеграции общин в волости, губы, земли и т. п. Поэтому мы должны добиваться перенесения всех общественных функций в руки общины, т. е. о полном ее самоуправлении...

3. В состав теперешней России входят такие местности и даже национальности, которые тяготятся этим объединением и при первой возможности готовы отделиться, каковы, например, Малороссия, Польша, Кавказ и пр. Поэтому мы не должны препятствовать разделению теперешней Российской империи на части соответственно местным желаниям. <...> Из предыдущего вытекают две главные общие задачи, на которые должно быть устремлено все внимание революционной партии: 1) помочь организоваться понимающим уже необходимость того революционным элементам в народе и слиться с существующими уже народными  организациями революционного характера и 2) ослабить, расшатать, т.е. дезорганизовать, силу государства, без чего, по нашему мнению, не будет обеспечен успех никакого, даже самого широкого и хорошо задуманного, плана восстания. Отсюда таковы наши ближайшие практические задачи.

 А. Часть организаторская
а) Тесная и стройная организация уже готовых революционеров, согласных действовать в духе вышеизложенной программы...
б) Сближение и даже слияние с враждебными правительству сектами религиозно-революционного характера...
в) Заведение возможно более широких и прочных связей в местностях, где недовольство наиболее заострено, и устройство прочных поселений среди крестьянского населения этих районов.
г) Привлечение на свою сторону по временам появляющихся в разных местностях разбойничьих шаек...
д) Заведение... связей в центрах скопления промышленных рабочих, заводских и фабричных...
е) Пропаганда и агитация в университетских центрах среди интеллигенции, которая в первое время является главным контингентом для пополнения рядов нашей организации.
ж) Заведение связей с либералами с целью их эксплуатации в свою пользу.
з) Пропаганда наших идей и агитация литературою: издание собственного органа и распространение листков зажигательного характера в возможно большем количестве.

Б. Часть дезорганизаторская
а) Заведение связей и организации в войсках, и главным образом среди офицерства.
б) Привлечение на свою сторону лиц, служащих в тех или других правительственных учреждениях.
в) Систематическое истребление наиболее зловредных или выдающихся лиц из правительства.
г) В дни расчета массовое истребление правительства и вообще людей, которыми держится или может держаться тот или другой ненавистный нам порядок. Каковы основные требования, выдвигаемые программой? Какие принципы лежат в основе этих требований? В чем специфика практической деятельности этой организации? Что вам нравится и что не нравится в программе «Земли и воли»?

4. Четвертый вопрос учащиеся изучают самостоятельно, читая соответствующий раздел § 26 и выполняя задание 5 в рабочей тетради (§ 26). Можно выполнить эту работу в качестве домашнего задания.

5. Пятый вопрос учитель излагает сам. Рассказывая об убийстве Александра II, необходимо использовать иллюстрацию на с. 168 учебника:

Назад 1 2 3 4 5 6 Далее 

Назад