на главную контакты карта сайта

Поурочные разработки к учебнику "История России. XIX век". 8 класс  

У р о к 6. Внутренняя политика Александра I в 1815—1825 гг.

Цель урока: показать и объяснить противоречивость внутриполитического курса Александра I в послевоенные годы.

План урока:
1. Перемены во внутренней политике.
2. Польская конституция.
3. Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева.
4. Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг. XIX в.
5. Основные итоги внутренней политики Александра I.

Основные понятия: конституция; неприкосновенность личности; гражданские свободы; независимость; самостоятельность; автономия; мистицизм; иезуиты.

Основные даты:
1815 г. — принятие польской конституции;
1820 г. — проект «Уставной грамоты» Новосильцева;
1822 г. — запрет деятельности тайных организаций.

Персоналии: Александр I; Н. Н. Новосильцев.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век».

Литература для учителя: Российские самодержцы (1801—1917). — М. 1994; Мироненко С. В. Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале XIX в. — М., 1989.

Методические приемы организации урока

Повторение; тестирование; опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения; рекомендация литературы по теме для самостоятельного изучения; работа с документальным источником; постановка вопросов и задания для последующего обсуждения (собеседования); понятийный диктант; подготовка докладов и сообщений.

Дополнительный материал для учителя

 Конституции в Финляндии и Польше, отмена крепостного права в прибалтийских губерниях дают основание думать, что Александр I в это время решил попытаться начать постепенные преобразования с окраинных провинций империи, чтобы уж затем перейти к собственно России. Об этом свидетельствуют и его действия в отношении Украины: в 1816 г. при назначении нового генерал-губернатора Малороссии было объявлено о реставрации в Полтавской и Черниговской губерниях органов казацкого самоуправления, ликвидированных в свое время Екатериной II. Имеются данные о разработке проекта освобождения украинских крепостных. В 1817—1818 гг. Александр дал поручение сразу нескольким сановникам о разработке проектов отмены крепостного права и в России. Одним из разработчиков был А. А. Аракчеев, который предлагал государству скупать у помещиков их имения, выделяя на эти цели по 5 млн рублей в год из государственного бюджета. По подсчетам историка С. В. Мироненко, в случае осуществления такого проекта ликвидация крепостного права должна была растянуться почти на 200 лет и завершиться к 2018 г. Однако проект Аракчеева был, по-видимому, одобрен царем. Другой проект по крестьянскому вопросу был подготовлен министром финансов Д. А. Гурьевым, причем изучение соответствующих документов позволило С. В. Мироненко предположить, что Гурьев возглавлял даже некий секретный комитет по рассмотрению крестьянского вопроса.

Реализация подготовленных проектов зависела от успеха другого, более глобального документа, а именно — проекта конституции. В марте 1818 г. Александр I прибыл в Польшу на открытие сейма, где произнес речь, которая произвела впечатление разорвавшейся бомбы. Царь объявил, что «законно-свободные учреждения», которые он «даровал» Польше, были предметом его постоянных «помышлений» и что он надеется распространить их на всю страну. Царь ясно давал понять, что от успеха польского эксперимента зависит и судьба конституции в России. Работа над ней началась в конце того же года под руководством Н. Н. Новосильцева. К октябрю следующего, 1819 г., документ был готов и одобрен Александром I. Затем еще в течение года шла доработка. По новому проекту Российская империя должна была приобрести федеративное устройство и состоять из 10—12 крупных единиц — наместничеств во главе с генерал-губернаторами. Каждое наместничество должно было управляться своим сеймом из двух палат, а законодательная власть в стране в целом передавалась общероссийскому, также двухпалатному, сейму, осуществляющему законодательные функции совместно с государем.

Проект предусматривал передачу исполнительной власти Государственному совету совместно с министерствами; судебная же власть окончательно отделялась от двух прочих. Работа над проектом была закончена к концу 1820 г., и он был вновь одобрен императором. Однако теперь царь решил, что одной конституции тоже недостаточно, и она должна, в свою очередь, стать частью более крупного свода законов. В результате принятие конституции было отсрочено на неопределенное время. Правда, в качестве эксперимента было создано одно наместничество, а в 1821 г. возвращенному в Петербург из ссылки М. М. Сперанскому царь поручил написать «Проект учреждения наместничеств». Но к этому времени сам Александр уже почти отказался от надежды когда-нибудь воплотить свои замыслы в жизнь. Что же все-таки помешало императору и почему более чем 20-летние усилия так и не реализовались на практике? Ведь не вызывает сомнений, что русское общество этого времени было уже совсем иным, чем в начале века, ушли со сцены «екатерининские старики», выросла и активно заявила о себе дворянская молодежь, участвовавшая в заграничных походах русской армии, воспитанная на идеях демократии и политических свобод и уже в это время создававшая тайные общества, в которых обсуждались различные проблемы переустройства государства и ликвидации крепостного права. Показательно, что Александр I знал о существовании обществ будущих декабристов и ничего не предпринял ни для их разгона, ни для привлечения их членов к конституционной работе. А ведь они могли бы стать его социальной опорой — той, в которой он так нуждался. Увы, к этому времени император, видимо, и сам стал думать, что его замыслы неосуществимы и даже вредны. В этом его убеждали волнения военных поселенцев и солдат Семеновского полка, революционные события в Южной Европе, произведшие, судя по многочисленным свидетельствам, очень сильное впечатление на императора. Ему стало казаться, что введение конституции и уж тем более отмена крепостного права могут послужить катализатором дальнейших потрясений, еще более страшных и непредсказуемых. Близким людям Александр жаловался на отсутствие помощников, говорил, что не может найти губернаторов для будущих наместничеств.

Конституция, «истинная монархия», устроенная по принципам Монтескье, постепенно превращалась для императора в просто юношеский идеал, несовместимый с реальностью. Учреждение для эстляндских крестьян Общие постановления об обнародовании и применении положения для эстляндских крестьян I. Эстляндское рыцарство, отрекаясь от всех доселе принадлежащих ему крепостных наследственных прав на крестьян, на основании изданного о будущем состоянии их положения, предоставляет себе токмо право собственности на земли так, чтобы впредь уже свободные от крепостной зависимости крестьяне вступать могли в такие токмо с помещиками отношения, которые проистекать могут из взаимных договоров, на согласии основанных и действию гражданских законов подлежащих. II. Но как при внезапном переходе крестьян из крепостной зависимости в новое их состояние свободы могли бы возникнуть разные недоумения и затруднения в частных и государственных повинностях и обязанностях; то, дабы учреждения при таковой перемене политического и гражданского состояния крестьян, по разным частям управления нужные, привести в действо благопоспешнее и намереваемой цели соответственнее, постановляется совершить дело сие постепенным порядком, так, чтобы мирские крестьянские общества с принадлежащими полицейскими и судными властями и начальствами не прежде, как в течение 14-ти лет достигли полного своего образования, крестьяне же к новым правам своим мало-помалу привыкали и таким образом ни в сельском хозяйстве, ни в сборе податей, ниже в иных общественных и частных отношениях (которые все вообще доселе были весьма в тесной связи с крепостною зависимостью) не произошло остановки, крайне вредной и для самых крестьян...

Вопросы и задания для собеседования:
1. Какие открывались перспективы для продолжения реформ в России после окончания Отечественной войны?
2. Каково было отношение к продолжению реформ в высших кругах общества, в среде крестьян?
3. Чего ожидали от царя после окончания войны крестьяне, офицерство, поместное дворянство?
4. Почему Александр I не воспользовался этой ситуацией для продолжения реформ?
5. Чем можно объяснить усиление противодействия реформам в высших слоях общества после окончания войны?
6. Чем можно объяснить разработку и принятие Александром I демократической конституции Польши 1815 г.?
7. Что вы считаете главным в проекте «Уставной грамоты Российской империи»? Почему?
8. К каким последствиям для страны могло бы привести принятие этой реформы?
9. Почему этот проект так и не был реализован?
10. Чем можно объяснить отказ Александра I от проведения реформ в стране в начале 20-х гг. XIX в.? Отметьте отдельно объективные и субъективные причины.
11. Как был воспринят курс императора на свертывание реформ в высших кругах общества, в среде крестьян?
12. Дайте общую оценку внутренней политики Александра I.
13. Какие реформы его царствования вы считаете главными? Почему?
14. Что дало стране царствование Александра I?

Темы докладов и сообщений:
1. Проект «Уставной грамоты Российской империи» Н. Н. Новосильцева.
2. Польская конституция 1815 г.
3. Реформы Александра I и их значение.
4. Итоги внутренней политики Александра I.

Домашнее задание: § 6 учебника; задания в конце параграфа; задания из рабочей тетради к § 6.

У р о к 7. Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.

Цель урока: на конкретных примерах показать начало нового этапа в социально- экономическом развитии страны, при котором становилась очевидной, с одной стороны, неэффективность крепостного труда, а с другой — растущие возможности развития фабричного производства, основанного на применении паровых машин.

План урока:
1. Экономический кризис 1812—1815 гг.
2. Отмена крепостного права в Прибалтике.
3. Аграрный проект А. А. Аракчеева.
4. Развитие промышленности и торговли.

Основные понятия: экономический кризис; тарифный устав; военные поселения; легкая промышленность; промышленные центры; паровые машины; полуфабрикаты.

Основные даты:
1812—1815 гг. — экономический кризис в России;
1816— 1819 гг. — законы об отмене крепостного права в Эстляндии, Курляндии и Лифляндии.

Персоналии: А. А. Аракчеев.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»; Градскова Е. П., Самсонов А. И. Школьный атлас по истории России — М., 1997.

Литература для учителя: Кузьмичев А. Д., Шапкин И. Н. Отечественное предпринимательство: Очерки истории. — М., 1995; Соловьева А. М. Промышленная революция в России в XIX в. — М., 1990.

Методические приемы организации урока 

Повторение; тестирование; опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения; рекомендация литературы по теме для самостоятельного изучения; работа с документальным источником; постановка вопросов и задания для последующего обсуждения (собеседования); понятийный диктант; подготовка докладов и сообщений.

Дополнительный материал для учителя

Хлебопашество могло обеспечить лишь внутренние потребности вотчины. Основой же хозяйства Аракчеева и его крестьян было животноводство как наиболее доходная отрасль для данной местности. Здесь имелись обширные пойменные луга. Значительная часть сена шла на продажу. Немаловажной статьей дохода для владельца имения был лес — предмет его постоянных забот. В начале XIX в. продажа леса давала Аракчееву до 10 тыс. рублей в год, а поставка сена для интендантства — до 20 тыс. рублей. К сожалению, не известны доходы как его, так и его крестьян от продажи продукции животноводства. Крестьяне Аракчеева состояли преимущественно на оброке, и лишь малая часть их выполняла барщинные работы — обычно отрабатывала долги по ссудам. «Я не беру большого оброка, — говаривал Аракчеев, — лес и луга — вот мой доход; но я недавно выдумал новый — мои крестьяне имеют большое скотоводство». Собственно, с продажи животноводческой продукции, а также работ по найму в отходе крестьяне Аракчеева и могли уплачивать ему оброк. Несмотря на заверения владельца о небольших оброках, размеры их непрерывно росли: если в 1797 г. с души взималось по 4 рубля 75 копеек (18,7 тыс. со всей вотчины), то к 1818 г. — уже по 18 рублей. В 1826 г. крестьяне заплатили ему в общей сложности 43,1 тыс. рублей оброка.

Для обслуживания нужд вотчины были построены мельницы, кирпичные и черепичные заводы, лесопильни, различного рода мастерские. Казенные повинности крестьян уплачивались за счет процентов с капитала, помещенного Аракчеевым в Государственном банке. Аракчеев очень гордился этой льготой, предоставляемой крестьянам, равно как и своим покровительством их торгово-промысловых занятий.

Любопытно его следующее заявление: «В понятии моем помещик или владелец обязан, по праву человечества, наблюдать главные правила: 1) не мыслить о своем обогащении, а более заботиться о благосостоянии крестьян, вверенных Богом и правительством его попечению; 2) доходы, с них получаемые и составляемые всегда ценою пота и крови их, обращать главнейше на улучшение их положения». Он брал разные казенные подряды, которые выполнялись его крестьянами. Часть полученных средств шла в сельский Заемный банк и на помощь бедным крестьянам, остальная — самому помещику. Аракчеев стремился уравнять в имущественном отношении богатых и бедных, требуя от первых помогать последним. Казенные подряды давали Аракчееву значительные выгоды, иногда превосходившие все доходные статьи его имения. Так, постройка казенного шоссе на участке от Грузина до Чудова принесла Аракчееву до 600 тыс. рублей ассигнациями, а его крестьянам — 400 тыс., которые были положены в сельский Заемный банк. Имея значительные средства, Аракчеев возвел великолепные усадебные постройки в Грузине.

По свидетельству Е. Ф. фон Брадке, барский дом представлял собой «двухэтажное каменное здание», выстроенное и отделанное «с роскошным комфортом». В этом доме можно было увидеть «драгоценнейшие предметы из Парижа, Лондона и Италии, великолепнейшие картины и образцовые произведения знаменитейших ваятелей — большею частью подарки государя и царской фамилии». По проекту архитектора Минута был воздвигнут великолепный собор с богатым внутренним убранством. Аракчеев составил подробные предписания, как ходить с крестным ходом, какие церковные облачения одевать священнику при разных церковных церемониях, когда и в какие колокола звонить (предписания были согласованы с Синодом). Был разбит обширный парк с прудами, беседками, каналами, через которые были перекинуты затейливые мостики. Аракчеев завел большой фруктовый сад и оранжереи. В саду — обилие разных видов цветов, которые очень любил хозяин Грузина. Для ухода за садово-парковым хозяйством был нанят садовник-немец, который получал от Аракчеева 1200 рублей годового жалованья на готовом содержании. Любил Аракчеев хороших лошадей, которых поставляли ему с конских заводов. В Грузине разводили белых и черных лебедей, павлинов. Для гостей в Грузине были выстроены специальные домики. По начертанному им плану перестраивались села и деревни его имения. Для крестьян строились симметрично новые каменные дома. Некоторые из них были покрыты железом (у наиболее зажиточных и за их счет). Селения были соединены хорошими шоссейными дорогами с Грузиным и с Петербургским трактом. По обеим сторонам каждой дороги было приказано посадить березки. Свою усадьбу Аракчеев называл «мызой». В течение всех 38 лет владения Аракчеевым Грузинской вотчиной продолжались в ней обширные строительные работы, стоившие огромных сил и средств, которые добывались не только за счет возрастающих доходов с хорошо налаженного хозяйства, но и казенных подрядов, выгодных банковских операций. Аракчеев любил показывать свое хозяйство посещавшим его в Грузине высоким гостям. Так, весной 1810 г. впервые посетил Грузино Александр I. Аракчеев расценил это (и справедливо) как знак особой к себе милости императора. Он тотчас сообщил об этом в письме к своей матери: «Он (император. — А. Д.) изволил на обратном пути от Твери в Чудово поворотить и, переправясь чрез разлив версты три водою, приехал ко мне ввечеру в Духов день в Грузине и изволил ночевать, а на другой день все утро гулял в саду и по деревням ездил; изволил откушать и после полудней, часу в 7-м, отправиться в Петербург. Государь был чрезмерно весел, и все и везде ему чрезмерно понравилось; эта милость очень важная, что государь посещает нарочно своего подданного». Сам Александр по возвращении в Петербург в своем письме к Аракчееву с большой похвалой отозвался о его хозяйстве. «Быв лично свидетелем того обилия и благоустройства, которые в краткое время, без принуждения, одним умеренным и правильным распределением крестьянских повинностей и тщательным ко всем их нуждам вниманием успели вы ввести в ваших селениях, я поспешаю изъявить вам истинную признательность за удовольствие, кое вы мне доставили».

Летом того же года посетила Грузино и великая княгиня Екатерина Павловна. Как потом сообщал в письме к брату Петру Аракчеев о ее посещении, «она везде гуляла и отменно всем была довольна». Какими методами Аракчеев создавал такое образцовое хозяйство, восхищавшее высоких особ, можно судить по его инструкциям, приказам, «правилам» и предписаниям. Вот, например, «Правила о содержании домов». «Чрез каждые три года хозяин должен на свой счет выкрасить за один раз красной краской на вареном постном масле железную крышу на дому и на крыльце; коль скоро случится в доме разбитое стекло, то тогда же вставить вместо него новое, и всякий раз обязанность хозяина смотреть все рамы, нет ли отставшей замазки, а если окажется, то замазать новою... все печи в доме осматривать чаще, не окажется ли где трещины, в таком случае немедленно дочинивать, а сверх того каждую неделю один раз трубочисту должно чистить трубы... хозяин обязан мостовую на дворе всегда держать в чистоте, то есть каждый день мести, а во время грязи чистить оную деревянными лопатами и вывозить в огород, и все вещи во дворе содержать в порядке... дрова, бревна и колья содержать на задних улицах позади двора, телеги же и дровни на дворах... каждую весну всякий хозяин дома должен выбелить известкою все каменные заборы и столбы, стены кухни внутри и снаружи, печи и трубы в доме и фундамент у дома во дворе; иметь в домах кровати с занавесками и постели с кроватей не снимать, и завести для оных одеяла... каждый день, когда метут избы, отворять форточки и стирать во всех местах пыль». Эти же «правила» предписывали домохозяевам следить за исправностью дверных петель, крючков, засовов, при вставке в окна зимних рам следить, чтобы «оные хорошо были вымыты и вытерты», а при выставлении их весной и «уборке» до следующей зимы отмечать на каждой раме «черной краской нумера». Запрещалось выходить во двор с фонарями без стекол и тем более с лучиной (ее разрешалось зажигать только на кухне). Крестьяне, нарушившие «правила», наказывались взысканием штрафа от 4 до 10 рублей, работами «в саду» или подвергались телесному наказанию. Особый штат слуг следил за строгим исполнением всех этих мелочных предписаний. (Подробнее см.: Федоров В. А., М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев. — М., 1997).

Вопросы и задания для собеседования:
1. В чем вы видите основное отличие экономического кризиса в России 1812—1815 гг. от экономических кризисов в странах Западной Европы?
2. Каковы были основные причины экономического кризиса в России?
3. Какие секторы экономики пострадали от кризиса в большей мере? Почему?
4. При помощи каких мер пытались преодолеть последствия кризиса помещики, центральная власть?
5. На каких условиях произошло освобождение крестьян в Прибалтике от крепостной зависимости?
6. Почему такой вариант ликвидации крепостничества не был принят во всей стране?
7. В чем состояла сущность аграрного проекта Аракчеева?
8. Почему проект Аракчеева так и не был принят царем?
9. Какие экономические задачи пытались решить власти с помощью организации военных поселений?
10. Удалось ли им решить поставленные задачи?
11. Каковы были особенности развития отечественной промышленности в первой четверти XIX в.?
12. Какие новые черты появились в развитии отечественной торговли в эти годы?

Темы докладов и сообщений:
1. Экономический кризис 1812—1815 гг.: истоки, сущность, последствия.
2. Отмена крепостного права в Прибалтике и ее значение для экономики страны.
3. Аграрный проект А. А. Аракчеева.
4. Военные поселения в России.
5. Новые черты в развитии промышленности и торговли.

Домашнее задание: § 7 учебника; вопросы и задания в конце параграфа; вопросы и задания к документам; задания к § 7 из рабочей тетради.

У р о к 8. Общественное движение при Александре I

Цель урока: показать учащимся причины зарождения, идейные основы и основные этапы эволюции общественного движения в стране в первой четверти XIX в.

План урока:
1. Зарождение организованного общественного движения.
2. Первые тайные общества.
3. Южное общество.
4. Северное общество.
5. Власть и тайные общества.

Основные понятия: общественное движение; либерализм; масонство; тайное общество; разделение властей; конституция.

Основные даты: 1816—1818 гг. — Союз спасения; 1821—1822 гг. — создание Южного и Северного обществ; 1822 г. — указ о запрете тайных организаций. Персоналии: А. Н. Муравьев; С. П. Трубецкой; Н. М. Муравьев; К. Ф. Рылеев; П. И. Пестель; С. И. Муравьев-Апостол; М. П. Бестужев-Рюмин.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век, — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век».

Литература для учителя: Дружинин Н. М. Революционное движение в России в XIX веке. — М., 1985; Леонтович В. В. История либерализма в России. 1762— 1914. — М., 1995; Федоров В. А. Декабристы и их время. — М., 1992.

Методические приемы организации урока

Повторение; тестирование; опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения; рекомендация литературы по теме для самостоятельного изучения; работа с документальным источником; постановка вопросов и задания для последующего обсуждения (собеседования); понятийный диктант; подготовка докладов и сообщений.

Дополнительный материал для учителя

Организация «Союза спасения» (из воспоминаний участника): Некоторые молодые люди, бывшие за отечество и царя своего на поле чести, хотели быть верной дружиной вождя своего и на поприще мира. Они дали друг другу обещание словом и делом содействовать государю своему во всех начертаниях его для блага своего народа. Их было мало, но они уверены были, что круг их будет ежедневно увеличиваться, что другие, им подобные, не захотят ограничиться славою военных подвигов и пожелают оказать усердие свое и любовь к отечеству не одним исполнением возложенных службою обязанностей, но посвящением всех средств и способностей своих на содействие общему благу во всех его видах. От поступающих в это маленькое общество требовалось: 1-е, строгое исполнение обязанностей по службе; 2-е, честное, благородное и безукоризненное поведение в частной жизни; 3-е, подкрепление словом всех мер и предположений государя к общему благу; 4-е, разглашение похвальных дел и осуждение злоупотребления лиц по их должностям. Действие общества должно было основываться на том рассуждении, что многие из правительственных лиц и частных людей будут восставать против некоторых намерений императора (как, например, было касательно свободы крестьян), и, следовательно, как бы ни был слаб голос тех, которые стали бы их оправдывать, но беспрерывное склонение в обществе разговора на известный предмет и оправдание его убедит многих, даст силу правительству привести в исполнение свое благое намерение. Сначала молодые люди ограничивались только разговорами между собою. Еще неизвестно было, что именно государь намерен был сделать; но в уверенности, что он искренно желает устроить благо России, решено было дать форму обществу и определить порядок действий, которыми намерены были поддерживать и подкреплять предположения государя. 9 февраля 1816 года Павел Пестель, Никита Муравьев, Сергей Шипов и Сергей Трубецкой положили основание обществу. К ним пристали Александр Николаевич Муравьев, Николай Новиков (бывший правитель канцелярии у кн. Репнина), Илья Бибиков, князь Илья Долгорукий, Федор Николаевич Глинка, Сергей и Матвей Муравьевы-Апостол, князь Павел Петрович Лопухин и Дмитрий Якушкин. Пестелю, Долгорукову и Трубецкому поручено было написать устав общества. Последний занялся правилами принятия членов и порядком действия их в обществе; Долгорукий — целью общества и занятиями его для ее достижения; Пестель — формою принятия и внутренним образованием. Он имел пристрастие к формам масонским и хотел, чтобы некоторые подобные были введены для торжественности. При первом общем заседании для прочтения и утверждения устава Пестель поселил в некоторых членах некоторую недоверчивость к себе; в прочитанном им вступлении он сказал, что Франция блаженствовала под управлением комитета общественной безопасности.

Восстание против этого было всеобщее, и оно оставило невыгодное для него впечатление, которое никогда не могло истребиться и которое навсегда поселило к нему недоверчивость. Масонские формы, введенные в заседаниях и в принятии членов, затрудняли действие общества и вводили какую-то таинственность, которая была в противности с характером большой части членов. Они хотели действия явного и открытого, хотя и положено было не разглашать намерение, в котором они соединялись, чтобы не вооружить против себя неблагонамеренных. Общих собраний не требовалось, но только частные свидания для сообщения предметов, требовавших распространения сведений о них в публике. И потому положено было чрез непродолжительное время изменить в этом отношении устав как признанный неудобным в приложении. Дележ земель (по «Русской правде» П. И. Пестеля) I) У кого есть 1000 душ и более. 1) Есть ли на каждую душу имеется по 10 или более десятин земли, тогда половина земли останется за помещиком, а другая половина отберется для волости без всякого помещику возмездия. 2) Есть ли на каждую душу менее 10 десятин земли, но не менее пяти, тогда половина земли останется за помещиком, а другая половина отберется для волости, а за оную получит помещик возмездие...

Таким образом, что ему додается к его земле из казенных земель нужное число десятин, дабы итог всех его земель составлял 5000 десятин. 3) Есть ли на каждую душу имеется менее 5-ти десятин земли, тогда к половине, остающейся за помещиком, додается точно такое же число десятин, каковое от него отберется.
1) Есть ли у помещика имеется 10 000 десятин земли или более, тогда отбирается у него половина земли без всякого возмездия.
2) Есть ли у помещика имеется менее 10 000, но не менее 5000 десятин земли, тогда за отбираемую половину земли дается ему возмездие, состоящее в таком числе десятин земли, чтобы итог возмездной земли и за ним остающейся земли составлял всего-навсего 5000 десятин. 
3) Есть ли у помещика имеется менее 5000 десятин земли, тогда ему дается за отбираемую для волости землю таковое же точно число десятин возмездной земли.
4) Число десятин возмездной земли может быть выдано из казны помещику деньгами или натурою. Есть ли выдаваться будет деньгами, то ценность определится показанием волости или помещика.

Вопросы и задания для собеседования:
1. Каковы были основные причины зарождения организованного общественного движения в России?
2. Чем отличалось общественное движение в России в эти годы от общественного движения в Западной Европе?
3. В чем вы видите принципиальную разницу первых масонских организаций послевоенного времени от тайных обществ начала 20-х гг. XIX в.?
4. Какие положения программы Южного общества вы считаете главными? Почему?
5. Какие положения политической программы Северного общества вы считаете определяющими? Почему?
6. В чем вы видите сходство и различие программных документов Северного и Южного обществ?
7. На достижение каких конечных целей они были направлены?
8. Какие положения политической программы декабристов, на ваш взгляд, были наименее разработаны? 9. Каков был социальный состав участников тайных обществ? Чем это можно объяснить?
10. Как власть реагировала на существование тайных организаций? Почему?
11. В чем вы видите черты сходства и различия в проектах реформ властей и проектах программы декабристов?

Темы докладов и сообщений:
1. Предпосылки формирования организованного общественного движения.
2. «Конституция» Никиты Муравьева.
3. «Русская правда» Пестеля.
4. Н. М. Муравьев.
5. П. И. Пестель.

Домашнее задание: § 8 учебника; вопросы и задания к параграфу и приведенным документам; задания к § 8 из рабочей тетради.

У р о к 9. Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов

Цель урока: на примере восстания декабристов показать наличие в российском обществе глубоких противоречий, порожденных отжившей феодально- крепостнической системой; отметить мысль о том, что разрешение этих противоречий было возможно лишь на пути реформ; оценить историческое значение восстания декабристов.

План урока:
1. Династический кризис.
2. Восстание 14 декабря 1825 г.
3. Следствие и суд над декабристами.
4. Историческое значение и последствия восстания.

Основные понятия: династический кризис; присяга; диктатор восстания; временное правительство; картечь.

Основные даты: 14 декабря 1825 г. — восстание на Сенатской площади. 

Персоналии: великий князь Константин Павлович; великий князь Николай Павлович; Н. С. Мордвинов; М. А. Милорадович; С. П. Трубецкой; П. Г. Каховский.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»; Градскова Е. П., Самсонов А. И. Школьный атлас по истории России. — М., 1997.

Литература для учителя: Федоров В. А. Декабристы и их время. — М., 1992.

Методические приемы организации урока

Повторение; тестирование; опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения; рекомендация литературы по теме для самостоятельного изучения; работа с документальным источником; постановка вопросов и задания для последующего обсуждения (собеседования); понятийный диктант; подготовка докладов и сообщений.

Дополнительный материал для учителя

Сообщение военного министра А. И. Татищева командующему 2-й армией фельдмаршалу П. X. Витгенштейну:
Декабря 14-го поутру Государь император извещен был начальником штаба Гвардейского корпуса, что несколько рот лейб-гвардии Московского полка отказались от должной Его Величеству присяги и, завлеченные буйством своих капитанов, овладевши знаменами, принесенными к полку для присяги, изранили своего бригадного командира генерал-майора Шеншина и полкового командира генерал-майора Фредерикса, что толпа сия в величайшем неистовстве взяла направление к Исаакиевской площади, увлекая силою встречающихся офицеров, но другая часть полка осталась покорная и в порядке.

Государь император, дав повеление генерал-майору Нейдгарту велеть лейб-гвардии Семеновскому полку немедленно идти унять бунтующих, а Конной гвардии — быть готовой по востребованию, сам изволил сойти на дворцовую главную гауптвахту, где караул был от лейб-гвардии Финляндского полка, и приказал им зарядить ружья и занять главные ворота дворца. Между тем доходили до Государя императора сведения, что роты бунтовавшие были 5-я и 6-я Московского полка, что они уже вошли на площадь против Сената и что при них находится толпа разных людей в самом буйственном виде. Государь император изволил приказать тогда же первому баталиону лейб-гвардии Преображенского полка немедленно прийти к Его Величеству на Дворцовую площадь, что им и исполнено в неимоверной скорости, — тогда же прибыл к Государю императору военный генерал-губернатор Милорадович с известием, что толпа произносит крик и восклицания «Ура, Константин!» и что он полагает, что сие иное не может быть как предлог к самым пагубным намерениям, для которых нужно без отлагательства взять строжайшие меры. 

Тогда послано от Его Величества повеление прибыть 3-м ротам лейб- гвардии Павловского полка, свободным от караула, и лейб-гвардии Саперному баталиону, которому занять Зимний дворец, а третьему баталиону лейб-гвардии Преображенского полка прибыть немедленно к Его Величеству. Между тем сам Государь император с первым баталионом Преображенского полка пошел навстречу бунтующим, дабы предупредить всякое покушение на дворец, в коем изволили находиться их императорские величества Государыни императрицы и прочие члены императорской фамилии. Прибыв против дома княгини Лобановой, государь император услышал выстрелы, и тогда же донесено Его Императорскому Величеству, что военный генерал-губернатор граф Милорадович ранен смертельно бунтовщиками; в то же время прибыл к Государю императору Конно-гвардейский полк и вслед за ним три роты лейб-гвардии Павловского полка, вскоре потом и его высочество Михаил Павлович привел баталион лейб-гвардии Московского полка, который с большим усердием просил позволения смыть кровию бунтующих срам и бесчестие мундиру своему нанесенное, но Государь император, не желая проливать крови, предпочел меры кротости и увещания, но ни уважение Его Величества, ни присутствие митрополита, ни угрозы не могли склонить их к сдаче. Напротив того, буйство приметно возрастало и к шайке прибыли разные толпы лейб-гвардии Гренадерского полка солдат с тремя офицерами и знаменем оного и тогда же начали стрелять из среды шайки. Посему решено было Его Величеством прибегнуть к мерам строгости, тем необходимейшим, что чернь, подкупаемая деньгами и подносимым вином, начинала приставать к бунтующим... Прежде, однако ж, нежели приступить к последним мерам строгости, Государь император изволил повелеть лейб- гвардии Конному и Кавалергардскому полкам сделать покушение устрашить бунтовщиков атакою, весьма трудною, впрочем, по тесному месту и выгодному расположению мятежной шайки, усиленною уже большею частью баталиона Гвардейского экипажа, но сия мера не имела желаемого успеха, мятежники стояли твердо и, пользуясь выгодою своего места, продолжали свое неистовство, тогда Его Величество решился с душевным прискорбием вывести против мятежной толпы четыре орудия, приказав зарядить картечью, послав в последний раз им сказать, чтоб они предались милости Государя императора, но, получив решительный отказ, повелел начать стрельбу.
По второму выстрелу шайка рассыпалась... Цит. по: Гордин Я. А. Мятеж реформаторов. — Л., 1989.
Из воспоминаний декабриста генерал-майора М. А. Фонвизина: 13 декабря казалось, что все было приготовлено тайным обществом к решительному действию: оно считало на гвардейские полки, в которых было много членов, ручавшихся за успех, как один член Союза, адъютант начальника гвардейской пехоты генерала Бистрома, поручик Ростовцев, не из корыстных видов, а испуганный мыслию о междоусобном кровопролитии, идет во дворец и открывает великому князю Николаю намерения и надежды тайного общества воспрепятствовать его восшествию на трон. Великий князь в ту же ночь созывает во дворец 35 начальников гвардейских полков (в числе их был один член тайного общества генерал Шипров) и льстивыми убеждениями, обещаниями наград и т. п. преклоняет их к присяге императору Николаю I, зная, что этим они свяжут совесть своих солдат. Этой счастливой проделкой Николай Павлович удачно избегает опасности, ему угрожавшей. Тайное общество могло тогда считать на части лейб-гвардии Московского и Гренадерского полков и на баталион Гвардейского морского экипажа, которые твердо решились стоять за права великого князя Константина, полагая, что жизнь его в опасности. Декабря 14-го на рассвете этот малочисленный отряд, над которым приняли начальство военные члены тайного общества, собирается на Сенатской площади в уверенности, что гвардия его поддержит. Но гвардейские полки, так недавно связанные присягою, данною Николаю I, хотя не с большим усердием, а по приказанию начальников, идут против отряда, собравшегося на Сенатской площади, к которому присоединилась большая толпа народа. Император посылает уговаривать солдат положить оружие. Неустрашимый генерал-губернатор граф Милорадович с тем же намерением скачет к отряду, но в ту же минуту, смертельно раненный пулей, падает. Трепеща от страха, петербургский митрополит Серафим в угождение царю, окруженный своей свитой, подходит к отряду, начинает убеждать солдат, но напрасно теряет слова. Конная гвардия идет в атаку на инсургентов, и они опрокидывают ее батальонным огнем. Наконец подвозят шесть батарейных орудий (ultima-ratio — последний довод) и несколько картечных выстрелов с близкого расстояния расстраивают ряды инсургентов и заставляют их рассеяться. Если б отряд, вышедший на Сенатскую площадь, имел предприимчивого и отважного начальника и, вместо того чтобы оставаться в бездействии на Сенатской площади, он смело повел бы o его до прибытия гвардейских полков ко дворцу, то мог бы легко захватить в плен всю императорскую фамилию. А имея в руках таких заложников, окончательная победа могла бы остаться на стороне тайного общества. Цит. по: Гордин Я. А.Указ. соч.

Из воспоминаний А. X. Бенкендорфа:
Император Николай стремился к искоренению злоупотреблений, вкравшихся во многие части управления, и убедился из внезапно открытого заговора, обагрившего кровью первые минуты нового царствования, в необходимости повсеместного, более бдительного надзора, который окончательно стекался бы в одно средоточие; государь избрал меня для образования высшей полиции, которая бы покровительствовала утеснимым и наблюдала за злоупотреблениями и людьми, к ним склонными. Число последних возросло до ужасающей степени с тех пор, как множество французских искателей приключений, овладев у нас воспитанием юношества, занесли в Россию революционные начала своего отечества и еще более со времени последней войны через сближение наших офицеров с либералами тех стран Европы, куда заводили нас наши победы. Никогда не думав готовиться к этому роду службы, я имел о нем лишь самое  поверхностное понятие, но благородные и благодетельные побуждения, давшие повод к этому учреждению, и желание быть полезным новому нашему государю не позволили мне уклониться от принятия образованной им должности, к которой призвало меня высокое его доверие. Решено было учредить под моим начальством корпус жандармов. Всю империю разделили в сем отношении на семь округов; каждый округ подчинен генералу, и в каждую губернию назначено по одному штаб-офицеру; дальнейшее же развитие и образование нового установления было предоставлено времени и указаниям опыта. Учрежденное в то время Третье отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии представляло под моим начальством средоточие этого нового управления и вместе высшей секретной полиции, которая в лице тайных агентов должна была помогать и способствовать действиям жандармов... Цит. по: Шильдер Н. К. Император Николай I.

Вопросы и задания для собеседования:
1. В связи с чем возник династический кризис 1825 г.?
2. Что вы считаете главной причиной этого кризиса?
3. Что предполагали совершить руководители восстания для реализации своих программных установок?
4. Почему они скрыли от солдат, выведенных на Сенатскую площадь, истинные причины выступления?
5. Знал ли о готовящемся восстании Николай Павлович?
6. Что он предпринял для предотвращения выступления?
7. Насколько эффективны были его шаги?
8. Какую позицию в ходе восстания заняли представители церкви? Почему?
9. Что представлял собой «Манифест» восставших?
10. В чьих интересах были предложенные в нем меры?
11. Какое положение «Манифеста» вы считаете главным и почему?
12. В чем вы видите главную причину поражения восставших?
13. Каково, на ваш взгляд, значение восстания 14 декабря 1825 г.?

 Темы докладов и сообщений:
1. Династический кризис 1825 г.
2. Восстание 14 декабря 1825 г.
3. Восстание Черниговского полка.
4. Следствие и суд над декабристами.
5. Историческое значение восстания декабристов.

Домашнее задание: § 9 учебника; вопросы и задания в конце параграфа; задания и вопросы к документам в конце параграфа; задания к § 9 из рабочей тетради.

У р о к 10. Внутренняя политика Николая I

Цель урока: сформировать у учащихся представление об особенностях внутренней политики Николая I, ее основных направлениях; показать ее конечный результат.

План урока:
1. Личность Николая I.
2. Укрепление государственного аппарата.
3. Укрепление социальной базы самодержавной власти.
4. Попытки решения аграрного вопроса.
5. Усиление борьбы с революционными настроениями.
6. Русская Православная Церковь и государство.

Основные понятия: канцелярия; кабинет министров; свод законов; бюрократический аппарат; социальная база; государственные крестьяне; общественная запашка; картофельные бунты; обязанные крестьяне; старец; корпус жандармов. 

Основные даты:
1825—1855 гг. — правление императора Николая I;
1826 г. — создание III Отделения царской канцелярии;
1833 г. — опубликован Свод действующих законов государства;
1837—1841 гг. — реформа управления государственными крестьянами.

Персоналии: А. Х. Бенкендорф; М. М. Сперанский; В. П. Кочубей; П. Д. Киселев; Серафим Саровский.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век». Литература для учителя: Российские самодержцы (1801—1917). — М., 1994; Политическая история России / Отв. ред. В. В. Журавлев. — М., 1998.

Методические приемы организации урока

Повторение; тестирование; опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения; рекомендация литературы по теме для самостоятельного изучения; работа с документальным источником; постановка вопросов и задания для последующего обсуждения (собеседования); понятийный диктант; подготовка докладов и сообщений.

Дополнительный материал для учителя

Исследователь истории III Отделения И. М. Троцкий пишет:
Само по себе III Отделение являлось учреждением с сравнительно небольшим аппаратом. Первоначально личный состав был определен в 16 человек, которые должны были обслуживать все четыре экспедиции. Функции между этими экспедициями распределялись следующим образом. I экспедиция ведала всеми политическими делами — «предметами высшей полиции и сведениями о лицах, состоящих под полицейским надзором». II экспедиция — раскольниками, сектантами, фальшивомонетчиками, уголовными убийствами, местами заключения и... крестьянским вопросом. III экспедиция занималась специально иностранцами. IV экспедиция вела переписку о «всех вообще происшествиях», ведала личным составом, пожалованиями и т. п. Постепенно работа III Отделения усложнилась. В 1828 году к кругу его деятельности была причислена и театральная цензура, в 1842 году выделенная в специальную V экспедицию. Увеличивалось число служащих: к концу николаевского царствования штат состоял из 40 человек. Тем не менее строгого размежевания дел между экспедициями не было, в течение долгого времени не было и установленной формы переписки. Наиболее же секретные дела, в том числе и работа тайной агентуры, были подчинены непосредственно управляющему III Отделением — сначала М. Я. фон Фоку, потом А. Н. Мордвинову и Л. В. Дубельту. Управляющий Отделением вместе с двумя-тремя наиболее ответственными сотрудниками собственно и являлся центральным двигателем всей системы. Он непосредственно сносился с тайными агентами, на его имя поступали многочисленные доносы и жалобы, от него зависело дать делу тот или иной оборот, так или иначе средактировать всеподданнейший доклад и т. п.  Троцкий И. М. III Отделение при Николае I. — Л., 1990.

Вопросы и задания для собеседования:
1. Как вы думаете, каким образом могли повлиять на характер внутренней политики Николая I обстоятельства его вступления на престол?
2. Какие стороны внутренней политики говорят о ее реакционном характере?
3. Какие мероприятия Николая I свидетельствуют о продолжении им реформаторского курса?
4. С какой целью Николай I предпринял меры по укреплению материального положения дворянства?
5. С какой целью было создано III Отделение собственной е.и.в. канцелярии?
6. Какие функции должен был выполнять корпус жандармов?
7. Какой главный результат имела реформа системы государственного управления?
8. Для чего понадобилось проводить реформу управления государственными крестьянами?
9. Каковы были ее основные идеи?
10. Как строились отношения между государством и церковью при Николае I?

Темы докладов и сообщений:
1. Личность Николая I.
2. III Отделение при Николае I.
3. Крестьянская реформа П. Д. Киселева.
4. Серафим Саровский.
5. Дворянское сословие при Николае I.

Домашнее задание: § 10 учебника, вопросы и задания к нему; документы и вопросы к документам в конце параграфа; рабочая тетрадь: задания к § 10.

У р о к 11. Социально-экономическое развитие в 1820—1850- е гг.

Цель урока: показать неэффективность крепостнической системы хозяйства в условиях начавшегося промышленного переворота и развития капиталистических отношений в промышленности и торговле.

План урока:
1. Противоречия хозяйственного развития.
2. Начало промышленного переворота.
3. Помещичье и крестьянское хозяйство.
4. Финансовая политика Е. Ф. Канкрина.
5. Торговля.
6. Итоги социально-экономического развития.

Основные понятия: кризис крепостнической системы; мануфактура; фабрика; промышленный переворот; расслоение крестьянства; машинное производство; экономический уклад; рабочий класс; буржуазия; товарно-денежные отношения; «капиталистые» крестьяне; ассигнации.

Основные даты:
1830—1840-е гг. — начало промышленного переворота в России;
1837 г. — ввод в строй первой железной дороги в России;
1839—1843 гг. — финансовая реформа Е. Ф. Канкрина.

Персоналии: Е. Ф. Канкрин; Морозовы; Гарелины.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»; Градскова Е. П., Самсонов А. И. Школьный атлас по истории России. — М., 1997. Литература для учителя: Бурышкин П. А. Москва купеческая. — М., 1990; Кузьмичев А., Петров Р. Русские миллионщики: Семейные хроники. — М., 1993; Предпринимательство и предприниматели России: От истоков до начала XX в. — 39 М., 1997; Соловьева А. М. Промышленная революция в России в XIX в. — М., 1990; Энциклопедия купеческих родов. — М., 1997.

Методические приемы организации урока

Повторение; тестирование; опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения; рекомендация литературы по теме для самостоятельного изучения; работа с документальным источником; постановка вопросов и задания для последующего обсуждения (собеседования); понятийный диктант; подготовка докладов и сообщений.

Дополнительный материал для учителя

Царскосельская железная дорога в России (1837 г.) соединила Петербург с Царским Селом (ныне г. Пушкин) и Павловском. Ниже дано описание этой дороги, составленное на основании свидетельства современников. Царскосельская дорога открыта для движения в 1837 г. и является, таким образом, первой железной дорогой в России. Поезда по ней ходили еще с осени 1836 г., но только от Царского Села до Павловска, и, за неприбытием из Англии паровозов, тяга была конная. Положение об учреждении общества акционеров для сооружения дороги было высочайше утверждено 21 марта 1836 г. Учредителями, церемониймейстером гр. Алексеем Бобринским, негоциантами Бенедиктом Крамером, Иваном-Конрадом Плитом и австрийским дворянином Герстнером был собран капитал в 3 милл. р. При утверждении положения учредители обязались подпиской иметь на «паровых экипажах» колокольчики или другие «предвещательные знаки» и не допускать приезжающих в С.-Петербург по железной дороге выходить из экипажей на расстоянии между заставой, в которую они въедут, и конторою, где будут осматривать их виды. 5 сентября 1838 г. в 11 часов ночи поезд раздавил крестьянина Петрова, вследствие чего состоялось высочайшее повеление не дозволять паровозам ездить позднее 9 часов вечера. Торжественное открытие дороги, в присутствии всех министров и дипломатического корпуса, состоялось 30 октября 1837 г.
Первым поездом управлял сам Герстнер. Плата за проезд в первые годы была до Царского Села 2 р. 50 к. ассигнациями в карете 1-го рода, 1 р. 80 к. — в дилижансе и 80 к. в простом открытом дилижансе «для простого народа», соответственно нынешним разделениям вагонов по классам. Известен рассказ о том, как имп. Николай Павлович первый раз проехал по новой железной дороге: государь приказал поставить на платформу свой экипаж, сел в него и поехал из Царского в Павловск. Впоследствии император ездил обыкновенно по железной дороге в отдельном купе 1 класса. Сохранилось довольно любопытное описание движения поездов в первые годы открытия дороги от Царского до Павловска, сделанное Бурьяновым: «Теперь отправимся к прекрасному павильону, построенному у выезда из Царского Села в Павловск; он деревянный, щегольской архитектуры, окружен клумбами благоухающих цветов и «эспланадами», покрытыми красным песком. Здесь можно найти обширные залы для прогулки, вкусный обед, блестящее приятное общество. Для чего тут собралась публика? — Для того, чтобы ехать по «железной» дороге в Павловск в экипажах, движимых паровой машиной или «паровозом», как называет эту машину писатель наш Н. И. Греч, наименовавший судно, движимое на воде силою паров, «пароходом», которому это название сохранилось...
В Англии, Америке, Франции, отчасти в Австрии ныне устроены железные дороги, которые, как и здесь, состоят из насыпи, покрытой поперечными бревнами; на них лежат чрезвычайно длинные железные колеи с уступами для колес экипажей, в которых ездят путешественники. У нас в 1836 г. г. Герстнер, английский дворянин, устроил отличную железную дорогу между Царским Селом и Павловском и между Петербургом и Царским Селом. Со временем Москва соединится с Петербургом также посредством железной дороги. Вот идет «паровоз» с трубой, из которой валит дым; машина тащит за собой несколько повозок, в которых помещается более 300 человек; сила равна силе 40 лошадей; в один час она пробегает пространство в 30 верст. От Царского до Павловска 5 верст пробегает ровно в 71/2 минут. К машине приделана труба другого рода, в нее, в продолжение пути, кондуктор трубит, остерегая зрителей. Длинная вереница экипажей прилажена к паровозу: вот огромный дилижанс, вот берлины, шарабаны, широкие крытые повозки с 6 рядами скамеек, на 5 человек каждая; вагоны, повозки, открытые для помещения такого же числа пассажиров; вот огромные фуры и телеги для разной клади; вот ряд роспусков для перевозки животных, как- то: лошадей, коров, овец, телят и птиц домашних; вот чаны для разных жидкостей, буфеты для съестных припасов. Сядем в один из экипажей. Знак подан. Музыка заиграла, дым повалил из чугунной трубы паровоза; деревянные дома, речка промелькнули и убежали назад... Часовая стрелка едва успела пройти 7 1/2 минут, и мы в Павловске. Посмотрите на колеса наших экипажей: средняя часть, или внутренность, состоит из чугуна, а наружность выкована из железа, чтобы они при быстрой езде не лопнули».

Вопросы и задания для собеседования:
1. Какие черты свидетельствуют о дальнейшем кризисе крепостнической системы?
2. Как соотнести эти черты с неуклонным поступательным развитием российской экономики в эти годы?
3. Какие принципиально новые черты появились в эти годы в развитии отечественной экономики?
4. Какие новые явления появились в эти годы в социальном развитии России?
5. Что вы знаете о многоукладной экономике?
6. Какие уклады хозяйства преобладали в экономике России в эти годы? Почему?
7. Назовите особенности промышленного переворота в России. Чем их можно объяснить?
8. С каких отраслей хозяйства начался промышленный переворот в России? Почему?
9. Какая железнодорожная линия в России стала первой? Почему именно это направление было избрано первым?
10. К каким итогам привело начало промышленного переворота в России?
11. Какие капиталистические черты приобрело в эти годы помещичье и крестьянское хозяйство? Чем это можно объяснить?
12. В чем состояло главное звено финансовой реформы Е. Ф. Канкрина?
13. Какие новые явления происходили в развитии торговли? Что свидетельствовало о развитии капиталистических отношений в этой сфере?
14. Что такое фабричные центры? Чем они отличались  от городов, от сел?
15. Дайте общую оценку социально-экономического развития России в 1825—1855 гг.

Темы докладов и сообщений:
1. Кризис крепостнической экономики России во второй половине XIX в.
2. Начало промышленного переворота в России. 3. Первые железные дороги России.
4. Российское купечество в первой половине XIX в.
5. Внешняя торговля России в первой половине XIX в.

Домашнее задание: § 11 учебника, вопросы и задания к нему; документы и задания к ним в конце параграфа. Рабочая тетрадь: задания и упражнения к § 11.

У р о к 12. Внешняя политика Николая I в 1826—1849 гг.

Цель урока: оценить международное положение России в указанные годы и, исходя из этого, рассмотреть основные, направления внешней политики страны. Показать истоки кризиса в отношениях между Россией и ведущими странами Запада в эти годы.

План урока:
1. Россия и революции в Европе.
2. Русско-иранская война 1826— 1828 гг.
3. Русско-турецкая война 1828—1829 гг. 4. Обострение русско-английских отношений.
5. Кавказская война.
6. Россия и Центральная Азия.

Основные понятия: автономия; парламент; «международный жандарм»; уния; горцы; мюридизм; имам; имамат; газават.

Основные даты:
1830—1831 гг. — польское восстание;
1826—1828 гг. — русско- иранская война;
1828—1829 гг. — русско-турецкая война;
1817 г. — начало Кавказской войны.

Персоналии: К. В. Нессельроде; И. Ф. Паскевич; А. П. Ермолов; И. И. Дибич; П. Х. Витгенштейн; Шамиль; В. А. Перовский.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»; Градскова Е. П., Самсонов А. И. Школьный атлас по истории России. — М., 1997.

Литература для учителя: Киняпина Н. С. Внешняя политика России первой половины XIX века. — М., 1963; Блиев М. М., Дегоев В. В. Кавказская война. — М., 1994.

Методические приемы организации урока

Повторение; тестирование; опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения; рекомендация литературы по теме для самостоятельного изучения; работа с документальным источником; постановка вопросов и задания для последующего обсуждения (собеседования); понятийный диктант; подготовка докладов и сообщений.

Дополнительный материал для учителя К. В. Нессельроде о внешней политике России при Николае I. Отрывки из мемуаров русского министра иностранных дел, канцлера К. В. Нессельроде (1780—1862), написанных в 1854 г. ...Эту систему предписывали своим министрам императоры: Павел, Александр и Николай. Даже императрица Екатерина, в последние годы своего царствования, в ту минуту, когда французская революция внезапно заменила вопросами общественными дела чисто политические, была принуждена направить всю тяжесть своих сил на поддержание принципа порядка. Его величество император Николай, менее нежели который-либо из его предшественников, мог принять иную систему. Царствование свое начал он подавлением в самой России ужасного бунта. Через пять лет ему пришлось укрощать возмущение в Польше, более опасное и ожесточенное. С этой минуты его путь явственно был ему начертан. Соседние державы: Австрия, Пруссия, Германия — были средоточием или целью революционных предприятий, подобных предыдущим, и он по необходимости был принужден заключить союз с государями и материальными силами поддерживать их против безначалия. Вследствие этой же самой причины на его нравственную опору могли полагаться и все прочие государи, как бы они ни были отделены от нас, если только вступали в борьбу с безначалием — общим врагом всех престолов. Следуя этой политике и подчиняя ей свои союзы, император не делал выбора: он невольно повиновался не чувствам личного предпочтения, но требованиям, внушаемым ему чувствами самосохранения. Ненадежное положение Польши, происки эмиграции вменяли ему это решение, и он поставил его себе в непреложный закон. Государь не добровольно, как выражается автор, служил Австрии и Пруссии. Он нисколько не жертвовал Россиею выгодам Австрии или Пруссии. Он только отстаивал свой собственный дом, утушая пожар у соседей. Вот настоящая, практическая точка зрения, с которой должно смотреть на принцип действия нашей политики. Она достаточно выясняет положение, принятое императором относительно Европы, и в особенности те услуги, которые его величество оказал Австрии, нравственно — в Италии, и материально — в Венгрии... ...Воздержимся от всякого крутого поворота в образе действия; в особенности будем избегать всякого пути, который шел бы вразрез с консервативными началами, составляющими нашу силу. Поступать иначе значило бы хвататься за ненадежное, опасное оружие, рано или поздно обращающееся против тех же правительств, которые им действуют. Правила армии Шамиля Около 1845 г. Шамиль созвал в Авдии съезд командного состава своей армии. На этом съезде был принят письменный наказ о правилах, действующих в армии Шамиля. Правила эти составлены советником Шамиля Гаджи-Юсуфом. Ниже приводится часть этих правил — «Положение о наибах» (наиб — один из старших военачальников, предводитель крупного отряда). Подлинный текст написан по-арабски, русский перевод сделан при помощи Амир- хана, в продолжение 20 лет бывшего секретарем Шамиля. Положение о наибах
1. Должно быть исполняемо приказание имама, все равно — будет ли оно выражено словесно или письменно, или другими какими-либо знаками; будет ли оно согласно с мыслями получившего приказание, или не согласно, или даже в том случае, если б исполнитель считал себя умнее, воздержнее и религиознее имама.
2. Должно быть приводимо в исполнение приказание его по всем необходимым делам, как, напр., выход на войну или на работу, подобно тому, как исполняется приказание самого имама, без лицемерия. Неисполнивший сего наиб низводится на должность начальника сотни.
3. Когда в чьем-либо наибстве произойдет несчастье, прочие наибы должны спешить на помощь, как только узнают о том, без замедления, и оказать должную помощь, забыв все враждебные отношения друг к другу. Не исполнивший сего наиб низводится на должность начальника сотни.
4. Не должно быть оставляемо без взыскания, когда кто будет порицать имама или этот низам, или службу наибов. Виновный в таком порицании наказывается выговором при народе.
5. Не должно наговаривать [одному наибу на другого] перед имамом, хотя бы они знали друг о друге в действительности предосудительные поступки.
6. Не должно быть беспечными относительно охранения страны своей и границ днем и ночью, не взирая на то, находятся ли границы в безопасности или в опасности от вторжения неприятеля.
7. Не должны одобрительно относиться к мнению народа, клонящемуся к нарушению порядка в делах необходимых, как-то: в постройке оборонительных стен, в защищении границ, пресечении неприятелю путей и прочего. Виновный в этом наиб низводится на должность начальника сотни.
8. Должны удерживать себя и сослуживцев своих от взяточничества, потому что взяточничество есть причина разрушения государства и порядка. Взятка отбирается, поступок оглашается и виновный арестовывается на 10 дней и 10 ночей.
9. Если войска отправятся в какую-нибудь страну с имамом или с тем, кому он поручит предводительство над ними, то они должны идти в порядке, куда поведет их старший, — каждая часть под значком наиба своего, отнюдь не смешиваясь с другими частями. Нарушитель порядка сего наказывается публичным выговором.
10. Если случится, что обстоятельства сражения заставят сделать нападение или обратиться в бегство, то этого не следует делать врассыпную, в беспорядке, и не должны оставлять сзади себя имама или его поверенного на произвол судьбы; напротив, должны окружить его и не делать без него ни одного шагу вперед. Виновный наиб смещается и записывается в низам [т. е. в рядовые].

Вопросы и задания для собеседования:
1. Чем можно объяснить тот факт, что при Николае I Россия играла ведущую роль в европейской политике?
2. Почему Николай I считал своим «важнейшим долгом» подавление революционного движения в других странах Европы? На какие международные договоренности при этом он опирался?
3. Почему восточное направление внешней политики стало при Николае I одним из важнейших?
4. Чем можно объяснить резко отрицательную реакцию Николая I на попытки заключения унии 15 немецких государств в 1849 г.?
5. Какие международные последствия имела победа России в войне с Ираном?
6. Какие международные последствия имело заключение Адрианопольского мирного договора?
7. Как вы считаете, мог ли быть долговечным союзнический договор между Россией и Турцией 1833 г.? Почему?
8. Чем вы можете объяснить причины обострения англо-русских противоречий в 30-е гг. XIX в.? К каким последствиям оно привело?
9. В чем вы видите причины начала Кавказской войны?
10. Что было главным положением идеологии мюридизма?
11. Какие последствия имела Кавказская война для России, для горских народов?
12. Почему интересы России и Англии столкнулись в Центральной Азии?
13. В чем вы видите причины активного продвижения России в Центральную Азию при Николае I?
14. Каковы, на ваш взгляд, итоги и результаты внешней политики России в эпоху Николая I?
15. Чего удалось и чего не удалось добиться императору Николаю I во внешней политике?
16. Как, на ваш взгляд, были взаимосвязаны активная внешняя политика и устойчивое поступательное развитие России в эти годы?

Темы докладов и сообщений:
1. К. В. Нессельроде.
2. Россия и революционная Европа при Николае I.
3. Генерал А. П. Ермолов.
4. Истоки Кавказской войны.
5. Поход В. А. Перовского на Хиву.

Домашнее задание: § 12 учебника, вопросы и задания; документы и задания к ним в конце параграфа. Рабочая тетрадь: задания к § 12. Атлас: показать основные события внешней политики 1825—1855 гг.

Назад 1 2 3 4 5 6 Далее 

Назад

Обучение в Англии: получите качественное образование вместе с Bright Каникулярные программы Президентской школы