на главную контакты карта сайта

3-я версия федерального закона "Об образовании" 

Глава 13. Экономическая деятельность в сфере образования

Статья 101. Принципы экономической деятельности в сфере образования

Экономическая деятельность в сфере образования основывается на принципах:
1) признания равенства и конкуренции субъектов, осуществляющих образовательную деятельность (организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и лиц, ведущих индивидуальную педагогическую деятельность);
2) признания свободы граждан в принятии решения о получении образования соответствующего уровня и направленности, в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, лица, ведущего индивидуальную педагогическую деятельность, образовательной программы, формы обучения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом;
3) обеспечения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, лицами, ведущими индивидуальную педагогическую деятельность, открытости, общедоступности и полноты информации о ведущейся ими образовательной деятельности для потребителей образовательных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 102. Финансовое обеспечение образовательной деятельности

1. Финансовое обеспечение образовательной деятельности в Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в соответствии с расходными обязательствами в сфере образования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, городских округов, а также за счет средств физических и юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг.

2. Финансовое обеспечение образовательной деятельности за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется на основе нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, размер которых должен обеспечивать государственные гарантии на получение гражданами образования. Нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности определяются по каждому уровню образования, виду и направленности образовательных программ с учетом форм обучения, типа образовательной организации, иных особенностей организации образовательного процесса в расчете на одного обучающегося.

Для образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы и отнесенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации к малокомплектным и (или) сельским, норматив финансового обеспечения образовательной деятельности должен учитывать затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся.

3. Нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности за счет средств федерального бюджета устанавливаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются в порядке, определенном органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности за счет средств бюджетов муниципальных районов и городских округов устанавливаются в порядке, определенном органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

4. Образовательные организации вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательной организации услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств в соответствии с абзацем первым настоящей части не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров финансового обеспечения его деятельности за счет средств учредителя.

5. Если порядком предоставления средств не установлено иное, государственные и муниципальные образовательные организации (за исключением образовательных организаций, созданных в форме казенных учреждений) самостоятельно определяют направления и порядок использования средств, в том числе их долю, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование работников образовательных организаций.

6. Для модернизации материально-технической базы, развития кадрового потенциала, обновления содержания образовательных программ, развития и проведения научных исследований и для решения иных задач, обеспечивающих повышение качества предоставляемого образования, органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться на конкурсной основе финансирование программ развития государственных и муниципальных образовательных организаций. Финансирование программ развития государственных и муниципальных образовательных организаций предусматривается соответствующим бюджетом бюджетной системы Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Орган государственной власти (орган местного самоуправления), выполняющий функции и полномочия учредителя государственных или муниципальных образовательных организаций, определяет требования к программе развития подведомственных ему образовательных организаций, учреждает комиссию по оценке и отбору проектов программ развития и утверждает регламент деятельности комиссии, организует проведение контроля за реализацией программ развития.

Статья 103. Распределение контрольных цифр приема граждан на обучение за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

1. Число обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, устанавливаемыми университетами, определяется на основе контрольных цифр приема граждан на обучение по указанным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

За счет средств федерального бюджета финансируется обучение в аккредитованных образовательных организациях высшего образования не менее чем восьмисот студентов на каждые десять тысяч человек в возрасте от семнадцати до тридцати лет, проживающих в Российской Федерации. Данное положение не ограничивает права лиц другого возраста на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования

2. Контрольные цифры приема граждан на обучение по основным образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации распределяются на конкурсной основе и устанавливаются организациям, осуществляющим образовательную деятельность, вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности по аккредитованным образовательным программам.

Порядок и критерии распределения, порядок установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по аккредитованным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования контрольных цифр приема граждан на обучение за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за счет средств местных бюджетов – органами местного самоуправления.

3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации основных профессиональных образовательных программ, вправе осуществлять в пределах установленных им контрольных цифр приема граждан целевой прием по направлениям органов государственной власти или органов местного самоуправления в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего уровня образования в порядке, установленном в соответствии с частью 7 статьи 57 настоящего Федерального закона.

Статья 104. Осуществление образовательной деятельности за счет средств физических и юридических лиц

1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять образовательную деятельность за счет средств физических и юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг (платные образовательные услуги).

Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по реализации образовательных программ (части образовательной программы) по заданию и за счет физического или юридического лица (заказчика) на основании договора оказания платных образовательных услуг. Доход от платных образовательных услуг используется такой организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставными целями.

2. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются в соответствующий бюджет.

3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации основных образовательных программ за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, вправе осуществлять образовательную деятельность за счет средств физических и юридических лиц (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, репетиторство и другие образовательные услуги), не предусмотренную соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, устанавливаемыми университетами.

4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации основных профессиональных программ за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, вправе также оказывать платные образовательные услуги за пределами установленных им контрольных цифр приема граждан на обучение по соответствующим образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Статья 105. Имущество образовательных организаций

1. Образовательные организации наделяются в зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности на праве собственности или оперативного управления имуществом, необходимым для осуществления образовательной деятельности, а также связанной с ней иной предусмотренной уставом деятельности. Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Государственные или муниципальные образовательные организации вправе без проведения конкурса или аукциона предоставлять во владение и (или) пользование движимое и недвижимое имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью и закрепленное за ними на праве оперативного управления, на возмездной или безвозмездной основе:
1) медицинской организации для охраны здоровья обучающихся, медицинского обслуживания работников образовательной организации;
2) организации общественного питания для обеспечения обучающихся и работников образовательной организации питанием;
3) научной организации для ведения деятельности, соответствующей уставным целям образовательной организации;
4) физкультурно-спортивной организации в целях организации физкультурно-спортивной работы с обучающимися;
5) иной образовательной организации в рамках осуществления сетевого взаимодействия. Государственная или муниципальная образовательная организация предоставляет во владение и (или) пользование движимое и недвижимое имущество с согласия учредителя или без такого согласия, если данная образовательная организация вправе распоряжаться соответствующим имуществом самостоятельно.

3. Государственное и муниципальное имущество, используемое для осуществления образовательной деятельности, подлежит включению в единый государственный реестр объектов образовательной деятельности. Единый государственный реестр объектов образовательной деятельности представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя федеральный и региональные банки данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра.

Положение о едином государственном реестре объектов образовательной деятельности, включающее порядок формирования и ведения указанного реестра, включения в него и исключения из него государственного и муниципального имущества, используемого для осуществления образовательной деятельности, утверждается Правительством Российской Федерации.

4. Государственное и муниципальное имущество, включенное в единый государственный реестр объектов образовательной деятельности, должно использоваться для целей образования. Изменение целевого назначения имущества, включенного в единый государственный реестр объектов образовательной деятельности, возможно только после исключения соответствующего имущества из данного реестра. Физические или юридические лица вправе получать информацию, содержащуюся в едином государственном реестре объектов образовательной деятельности, в порядке, установленном положением об этом реестре в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

5. Образовательная организация несет ответственность перед собственником имущества за сохранность и эффективное использование закрепленного за этой организацией имущества. Контроль деятельности образовательной организации в этой части осуществляется ее учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником имущества.

Статья 106. Особенности распоряжения результатами интеллектуальной деятельности образовательных организаций

1. Образовательные организации могут обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности. Образовательные организации своими силами и за свой счет осуществляют учет творческого труда работников и обучающихся по созданию результатов интеллектуальной деятельности, а в отношении результатов интеллектуальной деятельности, обладателем исключительных прав на которые является образовательная организация, – также оформление прав на них.

2. Образовательные организации вправе свободно распоряжаться исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе предоставлять право пользования результатами интеллектуальной деятельности, отчуждать исключительное право, передавать данное право в залог, вносить в качестве взноса в уставный (складочный) капитал, в случае если в соответствии с законом и договорами обладателем исключительного права на результат интеллектуальной деятельности является образовательная организация.

Доходы от использования результатов интеллектуальной деятельности и распоряжения исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности поступают в самостоятельное распоряжение государственного (муниципального) автономного или бюджетного образовательного учреждения.

3. Образовательные организации высшего образования, являющиеся бюджетными учреждениями, и созданные государственными академиями наук образовательные организации высшего образования имеют право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат данным высшим учебным заведениям.

При этом уведомление о создании хозяйственного общества должно быть направлено указанной в настоящей части образовательной организацией высшего образования в течение семи дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества. Денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении данных образовательных организаций высшего образования, могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы создаваемых хозяйственных обществ в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

4. Указанные в части 3 настоящей статьи образовательные организации высшего образования в качестве вклада в уставные капиталы таких хозяйственных обществ вносят право использования результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые сохраняются за данными высшими учебными заведениями.

Денежная оценка права, вносимого в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества по лицензионному договору, утверждается решением общего собрания учредителей (участников) хозяйственного общества, принимаемым всеми учредителями (участниками) хозяйственного общества единогласно.

Если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли или акций участника хозяйственного общества в уставном капитале хозяйственного общества, оплачиваемых таким вкладом, составляет более чем пятьсот тысяч рублей, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.

5. Указанные в части 3 настоящей статьи образовательные организации высшего образования вправе привлекать других лиц в качестве учредителей (участников) хозяйственного общества, если доля образовательной организации высшего образования в уставном капитале акционерного общества составит более чем двадцать пять процентов или в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью – более чем одну треть. При этом доля (акции) других лиц в уставном капитале хозяйственного общества должна быть оплачена денежными средствами не менее чем наполовину. Оставшаяся часть доли (акций) других лиц в уставном капитале хозяйственного общества может быть оплачена исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, правом использования результатов интеллектуальной деятельности, материалами, оборудованием или иным имуществом, необходимыми для практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые либо право использования которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества.

6. Указанные в части 3 настоящей статьи образовательные организации высшего образования вправе распоряжаться долями (акциями) в уставном капитале хозяйственных обществ, владельцами которых данные образовательные организации высшего образования являются, только с предварительного согласия соответствующих собственников. Данные образовательные организации высшего образования осуществляют управление долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ в качестве участников в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. При этом права участников хозяйственных обществ от имени данных высших учебных заведений осуществляют их руководители.

Доходы от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, учредителями (участниками) которых являются указанные в части 3 настоящей статьи образовательные организации высшего образования, часть прибыли хозяйственных обществ, полученная этими образовательными организациями высшего образования (дивиденды), поступают в их самостоятельное распоряжение, учитываются на отдельном балансе и направляются только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности данных образовательных организаций высшего образования.

Статья 107. Образовательное кредитование

1. Образовательные кредиты предоставляются гражданам, поступившим в образовательную организацию для обучения по соответствующим образовательным программам, и являются целевыми.

2. Образовательные кредиты могут быть направлены на оплату обучения в образовательной организации в размере стоимости обучения (основной образовательный кредит) и (или) на оплату проживания, питания, приобретения учебной и научной литературы и другие бытовые нужды в период обучения (сопутствующий образовательный кредит).

3. Основной образовательный кредит предоставляется гражданам, которые полностью или частично оплачивают свое обучение в образовательной организации. Сопутствующий образовательный кредит может предоставляться гражданам, обучающимся в образовательной организации как за плату, так и бесплатно.

4. В Российской Федерации предоставляется государственная поддержка образовательного кредитования граждан, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам. Условия, размеры и порядок предоставления государственной поддержки образовательного кредитования определяются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 108. Частно-государственное партнерство в сфере образования

1. Частно-государственное партнерство в сфере образования осуществляется в целях повышения качества образования, более полного удовлетворения потребностей в образовании, а также эффективного использования бюджетных средств, выделяемых в соответствии с расходными обязательствами соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2. Формами частно-государственного партнерства в сфере образования могут быть концессионные соглашения о строительстве, эксплуатации и управлении объектов образовательной деятельности, передача в доверительное управление управляющим компаниям государственного и муниципального имущества, относящегося к объектам образовательной деятельности, взаимное предоставление в пользование имущества, в том числе на безвозмездной основе, совместная деятельность на основе договора о совместной деятельности.

3. При осуществлении частно-государственного партнерства в сфере образования не допускается передача организацией, осуществляющей образовательную деятельность, функций по осуществлению образовательной деятельности.

Назад