на главную контакты карта сайта

Литература. 6 класс: Методические советы  

Уроки внеклассного чтения по теме «Произведения писателей XX века»

Особое место в системе литературного образования школьников занимают уроки внеклассного чтения по произведениям писателей XX века.

В центре внимания — произведения, которые затрагивают общечеловеческие ценности, вопросы нравственного воспитания. Это прежде всего относится к произведениям о родной природе. На этих уроках следует не только помочь увидеть и пережить красоту, пополнить и обогатить знания о природе — задача этих уроков состоит прежде всего в том, чтобы сделать школьников духовно богаче.

Возможностей для проведения урока внеклассного чтения по произведениям о родной природе множество. Учащимся, например, можно предложить прочитать рассказы М. Пришвина «Таинственный ящик», «Синий лапоть», «Золотой луг» и другие и подумать, чем эти рассказы отличаются от «Кладовой солнца». Что в них общего?

Урок внеклассного чтения можно провести по любой из книг, рекомендованных учащимся для самостоятельного чтения: Б. Житков. «Звери и птицы земного шара», М. Пришвин. «Этажи леса», «Лоси», «Остров спасения», «Ужасная встреча», «Предательская колбаса», Г. Скребицкий. «За лесной завесой», «От первых проталин до первой грозы» и др.

Очень важным нам представляется обращение к произведениям научно- художественного жанра, которые не только закрепляют интерес учащихся к произведениям о родной природе, но и во многом развивают и расширяют его, так как сочетают в себе достоинства высокохудожественных произведений и познавательные ценности. К таким книгам относится «Лесная газета» В. В. Бианки. «Лесная газета» содержит очень богатый материал из жизни природы, преимущественно нашей средней полосы.

Автор «Лесной газеты» находит «ключ не только к изучению и познанию природы, но и к творческому раскрытию ее». Поэтому одна из задач урока внеклассного чтения состоит в том, чтобы помочь школьникам участвовать в этом творческом раскрытии так же напряженно и активно, как это делает сам писатель. Учитель при этом не должен забывать, что, кроме фактов и сведений, вся книга пронизана настоящей поэзией.

Учитывая специфику этого произведения, невозможно раскрыть все особенности научно-художественного жанра, однако не следует забывать поэтическую основу этого произведения и превращать урок внеклассного чтения по произведению В. Бианки в дополнение, иллюстрацию к уроку естествознания.

Основная трудность, с которой встретится учитель, — это большой объем книги, вернее, колоссальное количество информации, которую учащиеся шестого класса усвоить сразу не могут. Поэтому не следует требовать, чтобы дети в обязательном порядке целиком прочли всю книгу. Очень важно сначала заинтересовать ею учащихся и пробудить к ней интерес.

Урок внеклассного чтения по «Лесной газете» можно провести по-разному, но при этом не следует забывать, что надо отобрать лишь часть материала и систематизировать его. Так, например, можно предварительно разбить всех учащихся на четыре группы и поручить каждой из них прочитать ту часть «Лесной газеты», которая относится к временам года: весне, лету, осени, зиме. Помимо этого, они должны выписать в тетрадь и объяснить названия всех месяцев соответствующего сезона, ответить на вопросы Тира, остроглаза и написать сочинение на тему «Неожиданное происшествие» или «На рыбалке».

Отдельным учащимся можно поручить подготовить цикл рассказов о Сысое Сысоиче. Спустя две-три недели, когда это произведение в основном будет прочитано, из каждой группы шестиклассников выделяется тот, кто к уроку внеклассного чтения готовит сообщение-рассказ о самом интересном из жизни растений, птиц и животных в одно из времен года.

Очень важно при этом, чтобы сообщения были короткими и интересными, в противном случае они затянут время и утомят учащихся. Поэтому при подготовке к уроку учитель постоянно консультирует учащихся, помогает отобрать нужное и интересное, предварительно выписать и составить план рассказа. К этому времени учащиеся должны написать домашнее сочинение, которое нужно проверить, а лучшие используются для специального выпуска «Лесной газеты».

Начать урок можно с истории создания «Лесной газеты» по воспоминаниям самого писателя. «У меня было два отца, — вспоминает В. Бианки, — └зимний⌠ и └летний⌠. └Летний⌠, Валентин Львович, — орнитолог, ученый, хранитель Зоологического музея Академии наук, а └зимний отец⌠ — мой старший брат, Лев Валентинович, — энтомолог. Первый стал отцом идеи └Лесной газеты⌠, а второй — ее крестным отцом.

В 1913 году, в начале лета, мы с отцом, как обычно, искали гнезда птиц, устали и присели отдохнуть на дивном пригорке над ручейком, делящим светлый лес и └глушь⌠. Отец, любуясь лесом, сказал (точно помню): └А все-таки это лучшая пора года. Смотри, сколько птиц и у всех гнезда⌠. И правда: пели дрозды — певчий и белобровик, иволга свистала, кикал дятел, синицы перепархивали с дерева на дерево — лес полнился расцветающей творческой жизнью, — волшебный был день!

Я не согласился с отцом, стал спорить, что лучшая пора года — это ранняя весна, когда, просыпаясь в городе, слышишь звон металла о камень: дворники скалывают лед с панели (тротуара), а в деревне пролетает на вечерней зорьке первый вальдшнеп… Отец не возражал мне, но сказал: └Да, все времена года, все связанные друг с другом отдельные моменты жизни хороши по-своему⌠. Задумался. Потом прибавил: └Вот — научись как следует писать и напиши книгу о колесе года, о том, что кругом нас творится из года в год, — о лесном годе⌠. И почему-то этот заказ отца стал вспоминаться мне каждую весну. И когда в 1923 году, после моего возвращения с Алтая, Маршак предложил мне отдел └Из месяца в месяц⌠ в журнале └Воробей⌠, я первым делом ухватился за мысль отца. Жил я тогда у брата на экскурсионной станции близ станции Саблино. Поделился с ним заманчивым предложением и своими мыслями, как я хочу вести свой отдел — фенологическую хронику — в журнале. Стали вместе подбирать название, и брат предложил назвать отдел просто └Лесная газета⌠. И дал сразу же какой-то материал в нее: например, для заметки └Босиком по снегу⌠ — о снежных мухах-падурах. Постепенно отдел приобрел специфические газетные черты. Опубликованный в журнале материал послужил основой книги └Лесная газета⌠, которая впервые была опубликована в 1928 году и сразу получила признание читателей и критики…» Такова история возникновения «Лесной газеты».

После сообщения учителя каждая группа учащихся рассказывает о жизни птиц, животных, растений в одно из времен года по «Лесной газете». Начать рассказ можно не в той последовательности, в какой он представлен в произведении, а в зависимости от того, в какое время года проводится урок: весной, летом, осенью или зимой. Это обострит внимание учащихся и в еще большей степени заинтересует их. Так, например, в одном из шестых классов урок внеклассного чтения проходил весной. Он начался с рассказа о птицах по следующему плану:
1. Перелеты птиц. Что узнали вы о перелетах птиц?
2. Какие птицы прилетают первыми?
3. Последние птицы в наших краях.
4. Где и как они устраивают гнезда?
5. Песни и игры птиц.
6. Как можно, по мнению В. Бианки, помочь им?
7. Как писатель изображает птиц? Какие он находит для этого особенные слова и выражения?
8. Какие чувства вызывают рассказы о птицах? Из этого сообщения ученики узнали о том, какие птицы летят весной на север и восток, кто из Европы пришел к нам пешком, как писатель относится к изображаемому, каким образом он достигает выразительности и живописности.

Другой ученик рассказывал о том, как воспитываются зайчата, и про солнечные ванны гадюки, третий — о первых цветах и насекомых. Обобщая сообщения учащихся, учитель подведет их к мысли, что «Лесная газета» по обилию и разнообразию природоведческого материала является своеобразной энциклопедией природы, так как в каждом очерке, даже информации заложен очень большой и интересный материал.

И вместе с тем «Лесная газета» — это энциклопедия творчества В. Бианки. В ней собраны и систематизированы все наблюдения над природой, рассыпанные по отдельным произведениям писателя. Поэтому учитель может предложить назвать заметки, сообщения и очерки «Лесной газеты», которые соответствовали бы художественным произведениям В. Бианки.

Учащиеся без особого труда называют сообщения о «Любителе холодных ванн» («Лесная газета», № 12) и рассказ «Сумасшедшая птица», заметку «Храбрая рыбешка» («Лесная газета», № 4) и сказку «Рыбий дом», очерк «Страшный птенчик» («Лесная газета», № 5) и рассказ «Кукушонок» и др. В конце урока следует провести викторину из вопросов Тира и остроглаза. Лучше, если викторину составит сам учитель или один-два специально подготовленных учащихся, так как это будет новым и неожиданным.

Викторина может иметь следующие вопросы:
1. Какой день по календарю считается началом весны?
2. Кто раньше появляется весной — летучие мыши или летучие насекомые?
3. Где устраивают себе гнезда скворцы, для которых не хватило скворечен? (В рощах, садах, дуплах.)
4. Какие птицы страдают от весеннего разлива? (Те, которые вьют гнезда в траве, в кустах.)
5. Весной или летом цветет сирень? (Весной, лето считается со времени отцветания сирени.)
6. Почему собака, когда ей жарко, высовывает язык, а лошадь нет? (Потому что у собаки на теле нет потовых желез, как у лошади. Она высовывает язык для охлаждения его поверхности.)
7. Как узнать о приближении дождя, наблюдая муравейник? (Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в него.)
8. Вьют ли гнезда наши перелетные птицы зимой на юге? (Гнезд не вьют, птенцов не выводят.)
9. Каким зверям холоднее — большим или маленьким? (Маленьким. Чем больше объем тела, тем больше в нем тепла.)

В учебной хрестоматии рекомендуется один из уроков внеклассного чтения отвести сборнику рассказов В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Следуя принципу вариативности, можно остановиться не на всем сборнике, а лишь на одном-двух рассказах, например «Монах в новых штанах» или «Фотография, на которой меня нет», что даст возможность более обстоятельно рассмотреть характер главного героя, о котором шла речь на уроках. Это вызывает неизменный интерес школьников.

Примерные вопросы для беседы помогут организовать урок.
— От лица кого ведется повествование? Каким настроением пронизан весь рассказ?
— Почему приезд фотографа в село произвел такое сильное впечатление? Вспомните детали, подтверждающие вашу мысль.
— Как отнеслись к этому событию школьники? Почему их решение было особенно тяжелым для рассказчика и Саньки Левонтьева? — Почему герой рассказа не оказался на школьной фотографии? Как подчеркивает писатель отчаяние мальчика?
— Какие события и люди оказывали наиболее сильное влияние на формирование характера героя?
— Что означало для рассказчика постоянное общение с бабушкой? В чем состояли ее нравственные уроки?
— Что вы узнали из рассказа о труде сельского учителя?
— «…Никогда не смеюсь я над деревенскими фотографиями… Деревенская фотография — это своеобычная летопись нашего народа, настенная история его». Как вы понимаете это выражение писателя?

Большой интерес проявляют шестиклассники к произведениям об их сверстниках, в которых показано становление характера юного героя, поднимаются важные нравственные проблемы. Этой теме можно отвести один-два урока по произведениям таких современных писателей, как Ю. М. Нагибин («Мальчики», «Трудное счастье»), В. К. Железников («Путешественник с багажом», «Каждый мечтает о собаке»), Р. П. Погодин («Сколько стоит долг», «Алфред», «Тишина»).

Важным моментом в читательской биографии шестиклассников является знакомство с книгами современных детских писателей. Поэтому один из уроков внеклассного чтения можно посвятить Р. П. Погодину (1925—1993). К уроку внеклассного чтения учащиеся читают рассказ «Тишина». Можно рекомендовать и другие произведения писателя, например «Перейти речку вброд», «Лазоревый петух моего детства», «Рассказы о веселых людях и хорошей погоде», «Ожидание» и др.

В начале урока можно сообщить сведения о жизни и творчестве писателя, так как они имеют большое воспитательное значение для подростков (это может сделать заранее подготовленный ученик).

Биография Р. Погодина — это биография его поколения. Она обыкновенна и удивительна. Она такая же, как у многих его сверстников, и — неповторима. Она привела его в литературу для детей и юношества. И путь этот был закономерным. Интересно, например, школьникам будет узнать, что читать и писать Радий Погодин выучился в четыре-пять лет. Он посещал курсы ликбеза вместе с бабушкой, так как мальчика не с кем было оставить дома. И вскоре оба быстро пристрастились к чтению.

 В V или VI классе Р. Погодин прочел роман «Дон Кихот» с иллюстрациями Доре. Книга Сервантеса потрясла его. Уже став известным писателем, на вопрос товарища по перу, какие пять книг он взял бы с собой, доведись одному на целый год отправиться в космический полет, Погодин без колебаний ответил: «Одну возьму: „Дон Кихота“. А вместо остальных — чистой бумаги. „Дон Кихота“ мне хватило бы». Война застала Радия Погодина в Ленинграде, откуда его вывезли на носилках: от голода он не мог двигаться. В январе 1943 года семнадцатилетний Радий Погодин стал солдатом. Его боевой путь начался с форсирования Днепра и закончился участием в штурме Берлина. Прежде чем стать писателем, Радий Погодин много и упорно учился, много успел повидать. Он побывал в Крыму и Молдавии, Карелии и Заполярье, на Урале и в Казахстане, Поволжье и Москве. За эти годы ему пришлось работать грузчиком, лесорубом, пионервожатым в детском санатории, обрубщиком в литейном цеху, штамповщиком по металлу, пожарником, художником-оформителем, молотобойцем, слесарем-механиком, рабочим на строительстве железной дороги, журналистом.

Следующий этап работы в классе — небольшая беседа о том, какие произведения Р. Погодина шестиклассники читали, какие телепередачи по его произведениям видели, какое впечатление произвело то или иное произведение, что особенно взволновало ребят, встречались ли подобные герои в ранее прочитанных книгах, хотелось ли прочитать другие произведения этого писателя.

После беседы — чтение вслух заранее подготовленными учащимися по ролям некоторых сцен рассказа «Тишина». Это даст возможность войти в мир писателя, почувствовать его своеобразный лиризм и юмор, яснее представить характеры героев.

Цель беседы на уроке внеклассного чтения — понять мотивы поступков и действий главного героя, уяснить авторское отношение к нему, составить представление о его характере, а также разобраться в идейно-художественной специфике рассказа Р. Погодина. Характер Гришки кажется на первый взгляд простым, но, чтобы глубже понять его, требуется внимательное отношение к тексту произведения. Критик И. Мотяшов пишет: «Этот персонаж является читателю во всем обаянии детской наивности, непосредственности, чистоты и максимализма. И его ненасытная, сжигающая, неуемная жажда все узнать, все опробовать собственными руками, все сделать самому — детская, мальчишечья. Он из тех ребят, какие, по выражению взрослых, всюду суют свой нос… Сам Гришка убежден в обратном. В том, что и сооружение водонапорной башни, и переборка блока мотора колхозного грузовика, и правка борон, и прокладка электролинии, и сломавшаяся машинка └Зингер⌠ у бабки Татьяны… — все это его личные дела и заботы… У Гришки уже определилось вполне отчетливое └я⌠, опирающееся на понимание своей трудовой, а стало быть, и социальной значимости. У этого └я⌠ имеются все признаки личностного сознания: самостоятельность и ответственность, чувство собственного достоинства и рабочая гордость… Оттого и стоит маленький Гришка на земле удивительно прочно… силу дают мальчишке его знания, умения, его убежденность в том, что человек, делающий нужное другим дело, бескорыстно и по справедливости, нужен миру»21.

Примерные вопросы и задания для беседы в классе
— Почему Гришка рано утром появился в доме у Кирилла и Анатолия?
— «На одной ноге у него была калоша, перевязанная веревочкой, другая нога босая. Между пальцев застряла соломина» — таким увидели Гришку Кирилл и Анатолий.

Вспомните другие детали, которые помогли Кириллу и Анатолию описать портрет Гришки, когда они его разыскивали.
— Вспомните сцену начала работы. Как она характеризует Гришку?
— Почему, по-вашему, двое взрослых людей слушались Гришку и выполняли все его требования? Какие мысли и чувства они при этом испытывали?
— Когда впервые изменилось Гришкино отношение к Кириллу и Анатолию? В чем выразилась эта перемена?
— Как автор относится к своему герою? Из чего это видно?
— Вспомните самые смешные эпизоды рассказа. Почему вы смеялись, читая их?
— Какой смысл вкладывает писатель в название этого рассказа? Последний вопрос не имеет однозначного ответа и требует раздумий учащихся.

Вот что пишет И. Мотяшов по поводу заглавия этого произведения: «…В заглавии просматривается некоторая полемичность. Тишина, которой стремились насладиться два городских интеллигента, ассоциируется с инерцией, косностью, застоем старых, привычных и кому-то удобных представлений о жизни. Тишина — когда трактор стоит с заглушенным мотором… Тишина — когда владельцы новых домов: животноводы, полеводы и механизаторы — идут на поклон к единственному печнику… Тишина — когда приехавшие отдохнуть дачники, считаясь со сложившимся положением, взамен печки удовлетворяются └мебелью⌠ — табуреткой. Такая тишина — признак социальной и психологической энтропии — безусловно отрицается автором. И надо, чтобы появился возмутитель подобной тишины… Именно эту болотную, инертную тишину пугает └своим веселым, обжитым видом⌠ лесной домик со сложенной Гришкой и затопленной печкой. Огонь в Тришкиной печке горит, как факел, в честь справедливой победы умения, труда и человеческого единения над своекорыстием └жлобов⌠. Но именно с этим огнем и входит в рассказ н а с т о я щ а я , благотворная для человека т и ш и н а : гармония человеческого общежития, основанная на гуманных, разумных, деятельных и взаимоответственных отношениях…»22

Урок заканчивается раздумьями учащихся над вопросами: «С какими героями прочитанных вами книг вы могли бы сравнить Гришку? Что у них общего?» — и работой (если позволит время) над устными иллюстрациями к рассказу «Тишина».

Фазиль Искандер.

Рассказы. Повести.

«Веселье и труд украшают землю», — пишет Ф. Искандер в одном из рассказов. Эти две темы — веселье и труд, — переплетаясь и вырастая одна из другой, и определяют творчество автора, солнечную тональность его книг, раскрывают истинную природу человека-созидателя.

Основные книги Ф. Искандера написаны для взрослых. Это «Созвездие Козлотура», «Кролики и удавы», «Сандро из Чегема» и др. Для юного читателя предназначены такие книги, как «Первое дело», «Дерево моего детства», «День и ночь Чика» и др. Для урока внеклассного чтения можно рекомендовать любую из этих книг, все будет зависеть от возможностей класса и состояния самостоятельного чтения учащихся. Одним из вариантов урока внеклассного чтения может быть урок по сборнику рассказов Ф. Искандера «Первое дело».

Учитель заранее рекомендует прочитать один или несколько рассказов из сборника «Первое дело», приготовить отзыв об одном из рассказов. Заранее можно подготовить инсценировку одного или двух рассказов, например «Мученики сцены». В начале урока внеклассного чтения надо познакомить шестиклассников более обстоятельно с Фазилем Искандером, писателем и человеком. Для этого можно прочитать в сокращении его автобиографический рассказ «Начало».

Чтение (в сокращении) этого рассказа займет десять — двенадцать минут. Вот как начинается этот рассказ: «Одно из забавных свойств человеческой природы заключается в том, что каждый человек стремится доигрывать собственный образ, навязанный ему окружающими людьми. Иной пищит, а доигрывает… Однажды, когда я учился в школе, мы всем классом работали на одном приморском пустыре, стараясь превратить его в место для культурного отдыха. Как это ни странно, в самом деле превратили… Но дело не в этом. Дело в том, что в тот давний день, когда мы возделывали пустырь, один из ребят обратил внимание остальных на то, как я держу носилки, на которых мы перетаскивали землю. Военрук, присматривавший за нами, тоже обратил внимание на то, как я держу носилки. Надо было найти повод для веселья, и повод был найден. Оказалось, что я держу носилки, как Отъявленный Лентяй… Теперь все работало на образ. Если я на контрольной по математике сидел, никому не мешая, спокойно дожидаясь, покамест мой товарищ решит задачу, то все приписывали это моей лени, а не тупости. Естественно, я не пытался в этом кого-нибудь разуверить. Когда же я по русскому письменному писал прямо из головы, не пользуясь учебниками и шпаргалками, это тем более служило доказательством моей неисправимой лени… Развитие образа привело к тому, что я вынужден был перестать делать домашние уроки. При этом, чтобы сохранить остроту положения, я должен был достаточно хорошо учиться. По этой причине я каждый день, как только начиналось объяснение материала по гуманитарным предметам, ложился на парту и делал вид, что дремлю. Если учителя возмущались моей позой, я говорил, что заболел, но не хочу пропускать занятий, чтобы не отстать. Лежа на парте, я внимательно слушал голос учителя, не отвлекаясь на обычные шалости и стараясь запомнить все, что он говорит. После объяснения нового материала, если оставалось время, я вызывался отвечать в счет будущего урока… Учитель ставил мне в журнал хорошую оценку, звенел звонок, и все были довольны. И никто, кроме меня, не знал, что только что зафиксированные знания рушатся из моей  головы, как рушится штанга из рук штангиста после того, как прозвучит судейское: └Вес взят!..⌠ Тогда ко мне решили применить метод массированного воспитания, модный в те годы.

Суть его заключалась в том, что все учителя неожиданно наваливались на одного нерадивого ученика и, пользуясь его растерянностью, доводили его успеваемость до образцово-показательного блеска…» Если учитель изберет первый вариант урока и в классе разговор будет идти по сборнику рассказов «Первое дело», то урок можно начать с беседы о впечатлении, которое произвели прочитанные рассказы.

Следующий этап урока — прослушивание отзывов о самостоятельно прочитанных рассказах. Учитель может заранее познакомиться с подготовленными отзывами, выбрать наиболее удачные и в классе прочитать их. При этом важно не просто познакомить с лучшими отзывами, но и проанализировать их, т. е. показать, почему эти отзывы можно назвать удачными.

Работу с отзывами учитель может заменить беседой в классе по прочитанным дома рассказам Ф. Искандера. В этом случае желательно, чтобы учащиеся прочли как можно больше рассказов из сборника «Первое дело». Вот примерные вопросы для беседы по прочитанным рассказам.

«Р а с с к а з о м о р е »
1. С каким настроением читали вы рассказ?
2. Как вы понимаете слова: «Так он и ушел навсегда со своей девушкой, ушел, мимоходом вернув мне жизнь»?
3. Как можно было бы назвать рассказ по-другому?

«П е р в о е д е л о »
 1. Почему этот день становится событием в жизни героя?
2. Как отнесся мальчик к поручению? Из чего это видно?
3. Какие чувства испытывал рассказчик? Какое из них, по-вашему, было самым главным?

«З а п р е т н ы й п л о д »
1. О каком «греховном соблазне» мечтал рассказчик и почему он всегда гордо преодолевал искушение?
2. В какой момент и почему мальчик рассказывает о «падении» сестры? Как вы оцениваете его поступок?
3. Как отнесся отец к рассказу сына?

«М у ч е н и к и с ц е н ы »
1. Сформулируйте кратко, о чем этот рассказ.
2. Какова его главная мысль?
3. Рассказ кончается словами: «Но стоит ли говорить о том, что я потом испытал дома?..» Расскажите о том, что было, по-вашему, дома по возвращении рассказчика?
4. А как вы оцениваете поведение рассказчика?

«Л о ш а д ь д я д и К а з ы м а »
1. Чем была знаменита лошадь дяди Казыма?
2. Как относился к ней дядя Казым?
3. Почему он не согласился на предложение лошадника Мустафы заменить лошадь?
4. Почему дядя Казым не подходил больше к лошади после ее возвращения?
5. Вспомните, как объяснил состояние лошади дедушка и что сказал о ней дядя Казым.
6. Обратите внимание на слова, которые подчеркивают переживания дяди Казыма.

«Д е д у ш к а »
1. Почему рассказ так называется?
2. Что особенно запомнилось внуку из его общения с дедом?
3. «…Вдруг горячая жалость к дедушке пронизывает меня». Почему у мальчика появилось это чувство? В связи с чем оно возникло?

В заключение можно задать вопросы обобщающего характера, например:
1. Вспомните рассказ «Первое дело». В чем его главный смысл? Почему, по-вашему, писатель назвал так весь сборник рассказов?
2. Какие места при чтении вам показались особенно смешными?
3. В чем и когда проявилась авторская ирония?
4. Какие рассказы вам особенно понравились? Какие из них вы хотели бы еще раз перечитать?

Есть у Искандера герой, который как бы наследует все лучшее, что было воплощено в характерах героев предшествующих произведений. Этот герой — Чик. Поэтому в качестве варианта можно взять одну из повестей Искандера, например «День Чика», и провести по ней урок внеклассного чтения.

Примерные вопросы для беседы
— Почему дети «выбирают» Чика предводителем двора? 
— Кого и почему взял с собою Чик в великий поход за мастикой?
— Какие опасности ожидали Чика и его компанию в этом походе?
— Кто такие «рыжие волчата»? Почему Чик избегал встречи с ними?
— Какие отношения у Чика были с соседскими ребятами?
— Когда и в связи с чем пошатнулся авторитет Чика? Как он отнесся к этому?
— Как Чик победил Бого? Расскажите о его поведении после драки.
— Как характеризуют Чика его отношения с Никой, Лесиком и другими его товарищами?
— Что вы можете сказать о характере Чика? Кого из героев прочитанных рассказов Ф. Искандера напоминает Чик?

1 Ш е н т а л и н с к и й В. Неизданные произведения Андрея Платонова // Огонек. — 1990. — № 19. — С. 20.
2 Ч а л м а е в В. А. Андрей Платонов. — М., 1978. — С. 92.
3 Ш е н т а л и н с к и й В. Неизданные произведения Андрея Платонова // Огонек. — 1990. — № 19. — С. 20.
4 Ч а л м а е в В. А. Андрей Платонов. — М., 1978. — С.
5 Т о м а ш е в с к и й Ю. Рассказы и повести Михаила Зощенко // Зощенко М. Собр. соч. В 3 т. — Л., 1986. — Т. 1. — С. 5—6 (вступит. статья).
6 А к и м о в В. Михаил Зощенко и его книги // Зощенко М. Избранное. — Л., 1984. — С. 571 (вступит. статья).
7 Т о м а ш е в с к и й Ю. Рассказы и повести Михаила Зощенко // Зощенко М. Собр. соч. В 3 т. — Л., 1986. — Т. 1. — С. 8 (вступит. статья).
8 Н а г и б и н Ю. О Зощенко // Книжное обозрение. — 1989. — № 26. — 30 июня. — С. 8, 9.
9 Т и м р о т А. Пришвин в Московском крае. — М., 1973. — С. 143
10 Там же. — С. 142.
11 М о т я ш о в И. Михаил Пришвин // Детская литература. — 1968. — № 11. — С. 56.
12 К а ч у р и н М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся. — М., 1988. — С. 29.
13 П р и ш в и н М. М. Кладовая солнца. — М. — Л., 1946. — С. 2.
14 Н а г и б и н Ю. М. Московская книга. — М., 1985. — С. 363.
15 Л о щ и ц Ю. У жизненных начал: Штрихи к портрету В. Астафьева // Литература в школе. — 1979. — № 1. — С. 6.
16 См.: М и ш л и м о в и ч М. Я. Уроки мужества и доброты (Рассказ В. Распутина «Уроки французского» в VIII классе) // Литература в школе. — 1985. — № 6. — С. 43—46.
17 Книжное обозрение. —1987. — № 35. — 28 августа. — С. 6.
18 И в а н о в а Н. Смех против страха, или Фазиль Искандер. — М., 1990. — С. 6.
19 И в а н о в а Н. Смех против страха, или Фазиль Искандер. — М., 1990. — С. 89.
20 Там же. — С. 82.
21 М о т я ш о в И. Радий Погодин. — М., 1983. — С. 36—38.
22 М о т я ш о в И. Радий Погодин. — М., 1983. — С. 38—39.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

МАРК ТВЕН «Приключения Гекльберри Финна»

В хрестоматии предлагаются для чтения две главы из произведения Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна». Эти главы можно считать лишь основой, на которой развернется работа, связанная с чтением всего произведения Марка Твена, а также проведение урока внеклассного чтения.

Предварительно учащимся (2—3 человека) предлагается подготовить краткий пересказ произведения Марка Твена «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна», чтобы главы XXXIV и XXXV, помещенные в хрестоматии, были восприняты на уроке как единое целое с предшествующим повествованием. Было бы желательно заранее прослушать подготовленные сообщения учащихся: учитель в этом случае может дать необходимые советы, чтобы эти пересказы были в достаточной степени интересными.

 Урок можно начать с сообщения учащегося, который готовил дома рассказ о жизни Марка Твена, при этом желательно вспомнить то, что учащимся стало известно из прошлогодних уроков по литературе, когда изучались главы из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Далее читается вступительная статья в хрестоматии о памятнике героям Марка Твена — Тому Сойеру и Геку Финну — и рассматривается изображение этого памятника (скульптор Б. Хаббард). Чтобы связать зрительные впечатления учащихся с прочитанными произведениями, задается вопрос: «Как вы думаете, в какой момент изображены герои?» Можно предложить учащимся попытаться найти слова в произведении, которые они написали бы на этом памятнике. Хорошо бы попросить ребят вспомнить иные памятники литературным героям.

Особенно большое оживление вызывает вопрос: «Какому, по-вашему, герою литературного произведения надо было бы поставить памятник?» Учащиеся не только называют любимых героев, но и рассказывают, как должен выглядеть этот памятник, из какого материала он будет сделан, какай потребуется пьедестал. Следующий этап урока — прослушивание заранее подготовленных кратких рассказов по произведениям «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна». Если это задание покажется слишком трудоемким и занимающим много времени на уроке, можно ограничиться подготовкой краткого пересказа одного лишь произведения — «Приключения Гекльберри Финна». Вместо пересказов произведений Марка Твена было бы уместно задать несколько вопросов, которые дадут возможность вспомнить предшествующие события, например:

1. Какие приключения произошли с Томом и Геком, прежде чем они вновь встретились?
2. Вспомните, кто такой Джим и как он оказался в заключении.

После этой беседы — выразительное чтение глав XXXIV, XXXV, помещенных в хрестоматии, которые повествуют о том, как Том и Гек готовились освободить Джима. Вместо чтения вслух можно заранее подготовить чтение по ролям одной или двух из указанных глав. Это в значительной степени оживит урок, вызовет активность учащихся, будет способствовать развитию их творческого воображения. В этом случае было бы желательно инсценировать предложенные главы. Характер литературного материала вполне располагает к этому.

С целью оживления урока, пробуждения активности учащихся следует дать возможность выступить большему количеству школьников. Поэтому роли Тома и Гека должны исполнять несколько человек.

Далее проводится беседа по следующим вопросам:
1. Почему Гека удивило желание Тома участвовать в спасении негра Джима? Как Гек отнесся к этому?
2. Почему Том был заинтересован в этом? Что его особенно привлекало?
3. Почему план спасения Джима, предложенный Геком, не понравился Тому? Что его в этом плане не устраивало?
4. А как оценил Гек план Тома?
5. Как характеризует Тома и Гека их поведение во время подготовки к спасению Джима?

В заключение этой части урока можно предложить учащимся рассказать историю освобождения Джима от лица Тома Сойера.

Изучение отдельных глав «Приключений Гекльберри Финна» тесно связано с внеклассным чтением школьников.

Учитель может заранее предложить прочитать все произведение Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» к программным урокам или провести специальный урок внеклассного чтения.

Вопросы, предлагаемые для беседы, помогут организовать работу по всему роману Марка Твена:
1. Какое «предупреждение» стоит перед произведением «Приключения Гекльберри Финна» и на какой лад оно настраивает читателя?
2. Кто из ребят входил в компанию Тома Сойера? Какая у них была программа?
3. Когда и почему Гек разочаровался в выдумках Тома?
4. При каких обстоятельствах Гек встретил негра Джима и почему они отправились в плавание?
5. Чем осложнилось плавание Гека и Джима и как они выходили из трудных положений? Чем привлекают вас эти герои?
6. Когда и при каких обстоятельствах герои вспоминают Тома?
7. Какие приключения случались с Геком и как он вел себя в критических случаях?
8. Какие герои произведения вам несимпатичны? Почему? Нарисуйте (устно) их портреты.
9. Как вновь встретились Гек и Том?
10. Как характеризует Тома участие в «побеге» Джима? Ведь он заранее знал, что Джим уже получил вольную.
11. Какие места при чтении вызвали смех? Перескажите их.

В конце беседы можно прочесть раздел хрестоматии «Подумаем вместе», где утверждается, что «Том — это маленький Дон Кихот, начитавшийся… приключенческих книг и стремящийся воплотить прочитанное в жизнь. Его приятель Гек напоминает Санчо Пансу…».

Завершается урок рекомендацией прочитать произведения Марка Твена из той же серии: «Том Сойер за границей», «Том Сойер — сыщик».

ДЖЕК ЛОНДОН

 «Любовь к жизни»

Знакомство с жизнью и произведениями выдающегося американского писателя Джека Лондона (полное имя Джон Гриффит Лондон) — значительное явление в жизни подростков. Многие из них к этому времени уже читали рассказы и повести этого писателя. Поэтому с самого начала надо познакомить ребят с его жизнью, так как она представляет большой интерес для юных читателей.

Можно заранее рекомендовать шестиклассникам прочесть некоторые книги, например: С т о у н Ирвин. Джек Лондон: Моряк в седле. — М., 1962. — (Сер. «ЖЗЛ»); Б ы к о в В. М. Джек Лондон. — М.: Изд-во Московского университета, 1964, и др.

Урок можно начать с чтения статьи Б. Полевого о Джеке Лондоне в учебнике- хрестоматии, после чего дети по желанию могут дополнить сведения о жизни этого писателя из самостоятельно прочитанных книг. Биография писателя явится своеобразным прологом к изучению его произведений. Вторая часть урока посвящается чтению рассказа «Любовь к жизни». Читает сам учитель или заранее подготовленный ученик. До конца урока обычно прочитывается половина произведения.

Дома учащиеся дочитывают рассказ до конца и отвечают на первые два вопроса хрестоматии:
1. Вам известны многие произведения о смелых и мужественных людях, вспомните их. Чем рассказ «Любовь к жизни» отличается от ранее прочитанных вами?
2. Что вам больше всего понравилось в нем? Желающие выбирают одну из сцен многодневного пути героя и готовят ее выразительное чтение. Другая группа учащихся подготавливает рассказ о встрече с волком от лица героя.

Приступая к анализу рассказа «Любовь к жизни», необходимо постоянно обращаться к тексту произведения. На это рассчитаны прежде всего вопросы и задания в учебной хрестоматии. Учащиеся перечитывают начало рассказа, обращают внимание на обстоятельства, при которых впервые знакомится читатель с героями этого произведения. Уже много дней герои рассказа в пути. Кажется, каждый из них предельно измотан.

Особо выделяются детали, которые подтверждают эту мысль: «лица их выражали терпеливую покорность — след долгих лишений», «плечи оттягивали тяжелые тюки», «оба шли сгорбившись, низко нагнув голову и не поднимая глаз», «голос звучал вяло», «говорил равнодушно» и др. Что еще можно сказать о героях? Один из них попадает в беду. А другой — Билл — оставляет своего товарища, испугавшись, что тот будет для него обузой, рассчитывая на то, что в одиночку легче спасти жизнь.

При описании состояния героя, покинутого товарищем, важно обратить внимание на чувства, которые он испытывал. Учащиеся выделяют: «…и хотя его лицо оставалось по-прежнему тупым, в глазах появилась тоска, словно у раненого оленя». «Губы у него так сильно дрожали, что шевелились жесткие рыжие усы над ними. — Билл! — крикнул он. Это была отчаянная мольба человека, попавшего в беду…»

Описание природы помогает в еще большей степени понять одиночество и безнадежность попавшего в беду человека, угнетенность его чувств: «Над самым горизонтом тускло светило солнце, едва видное сквозь туман, который лежал плотной пеленой, без видимых границ и очертаний…» «Он взглянул на юг, соображая, что где-то там, за этими мрачными холмами, лежит большое Медвежье озеро и что в том же направлении проходит по канадской равнине страшный путь Полярного круга». И еще: «Он снова окинул взглядом тот круг вселенной, в котором остался теперь один. Картина была невеселая. Низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линией. Ни деревьев, ни кустов, ни травы — ничего, кроме беспредельной и страшной пустыни, — и в его глазах появилось выражение страха». Что поддерживало путника после того, как Билл оставил его? Какой надеждой жил герой в начале своего пути без Билла? После ответа на эти вопросы учащиеся прослеживают день за днем тот путь, который прошел герой рассказа. На конкретных примерах показывают, как постепенно нарастает трагизм его положения.

Выразительно читаются подготовленные дома сцены многодневного пути героя. При этом обращается внимание на то, какое чувство вызывает герой в тот или иной момент. Вот эти сцены: начало пути без Билла; чувство голода и встреча с куропатками; герой освобождается от всего лишнего; встреча с медведем; «наступили страшные дни дождей и снега»; герой увидел океан; встреча с волком. Вместо зачитывания ключевых сцен можно предложить составить план того пути, который прошел герой рассказа (план может быть цитатный).

 Вот примерные его пункты: 

 1. «Стараясь идти по следам Билла, путник перебирался от озерка к озерку по камням, торчавшим во мху, как островки».
2. «…Как ни трудно ему было идти, еще труднее было уверить себя в том, что Билл его не бросил, что Билл, конечно, ждет его у тайника. Он должен был так думать, иначе не имело никакого смысла бороться дальше, — оставалось только лечь на землю и умереть».
3. «Он распаковал тюк и прежде всего сосчитал, сколько у него спичек. Их было шестьдесят семь. Чтобы не ошибиться, он пересчитал три раза».
4. «Он услышал громкое фырканье и увидел большого оленя».
5. «И когда он поднялся на ноги и поплелся дальше, мешочек лежал в тюке у него за спиной».
6. «Он полз по мокрому мху; одежда его намокла, тело зябло, но он не замечал ничего, так сильно терзал его голод. А белые куропатки все вспархивали вокруг него…»
7. «Он заглядывал в каждую лужу и наконец с наступлением сумерек увидел в такой луже одну-единственную рыбку величиной с пескаря».
8. «Наступил день — серый день без солнца… Теперь чувство голода у путника притупилось… Мысли у него прояснились, и он опять думал о Стране Маленьких Палок и о своем тайнике у реки Диз».
9. «В этот день он прошел не более десяти миль, а на следующий, двигаясь только когда позволяло сердце, не больше пяти».
10. «Он разделил золото пополам; одну половину спрятал на видном издалека выступе скалы, завернув в кусок одеяла, а другую всыпал обратно в мешочек… Но ружье он все еще не бросил».
11. «Он опять разделил золото, на этот раз просто высыпав половину на землю. К вечеру он выбросил и другую половину, оставив себе только обрывок одеяла, жестяное ведерко и ружье».
12. «Медведь отступил в сторону, угрожающе рыча, в испуге перед этим таинственным существом, которое стояло прямо и не боялось его».
13. «Наступили страшные дни дождей и снега. Он уже не помнил, когда останавливался на ночь и когда снова пускался в путь…»
14. «Там, внизу, текла широкая, медленная река. Она была ему незнакома, и это его удивило».
15. «Опять послышалось сопение и кашель, и между двумя островерхими камнями, не больше чем шагах в двадцати от себя, он увидел серую голову волка».
16. «Он шел по следам другого человека, того, который тащился на четвереньках, и скоро увидел конец его пути».
17. «…И только усилием воли он заставил себя терпеть. Потом человек перекатился на спину и уснул».

Следующий этап урока — рассказ, приготовленный дома, о встрече с волком от лица героя рассказа. В беседе после этого обращается особое внимание на то, почему в этой смертельной схватке умирающий, обессиленный человек одерживает победу. Выделяются следующие места повествования: «Он уже не ощущал боли. Желудок и нервы словно дремали. Однако жизнь, еще теплившаяся в нем, гнала его вперед. Он очень устал, но жизнь в нем не хотела гибнуть; и потому, что она не хотела гибнуть, человек все еще ел болотные ягоды и пескарей, пил кипяток и следил за больным волком, не спуская с него глаз». «Оглянувшись как-то, он увидел, что волк с жадностью лижет этот кровавый след, и ясно представил себе, каков будет его конец, если он сам не убьет волка. И тогда началась самая жестокая борьба, какая только бывает в жизни: больной человек на четвереньках и больной волк, ковылявший за ним, — оба они, полумертвые, тащились через пустыню, подстерегая друг друга. Будь то здоровый волк, человек не стал бы так сопротивляться, но ему было неприятно думать, что он попадет в утробу этой мерзкой твари, почти падали. Ему стало противно…» «Он знал, что не проползет и полумили. И все-таки ему хотелось жить. Было бы глупо умереть после всего, что он перенес. Судьба требовала от него слишком многого. Даже умирая, он не покорялся смерти. Возможно, это было чистое безумие, но в когтях смерти он бросал ей вызов и боролся с ней».

Рассуждения об этом кончаются ответом на вопросы, которые подводят итог беседе: Почему герой оказался победителем? В чем смысл рассказа «Любовь к жизни» и почему он так называется? К следующему уроку учащимся предлагается сравнить героя рассказа Дж. Лондона и одного из героев самостоятельно прочитанных книг.

Желающие составляют сценарий на тему «Путь к кораблю». Урок начинается прослушиванием сценария, после чего класс приступает к сравнительной характеристике героя рассказа Джека Лондона и самостоятельно выбранного героя. Главное в этой работе — избегать жесткости и регламентации, не дать сделать этот материал скучным. В основе должны быть свободные высказывания учащихся на основе личных впечатлений.

Предлагаемые вопросы являются лишь самым примерным ориентиром:
1. В каких обстоятельствах оказались герои?
2. Как они вели себя? Что общего в их поведении?
3. Чем они отличаются друг от друга?

В оставшееся время учащиеся рассматривают иллюстрации к рассказу, помещенные в хрестоматии, а также в отдельных изданиях, принесенных из дома, размышляют надтем, кто из художников наиболее удачно и выразительно изобразил героя. Называют эпизоды, которые можно было бы взять для иллюстраций. Некоторые учащиеся более подробно рассказывают о том, как они представляют себе эти рисунки.

ЭРНЕСТ СЕТОН-ТОМПСОН

«Снап. История бультерьера»

Канадский писатель-анималист Эрнест Сетон-Томпсон (1860—1946) в самом конце XIX—XX в. создал себе мировую славу многочисленными книгами о животных, основанными на научном подходе к изображению четвероногих и пернатых героев. Он с детских лет жил в Канаде, и там проходила вся его работа по изучению диких животных в естественных условиях.

 Первый сборник своих рассказов под общим названием «Животные, которых я знал» был издан в самом конце XIX века (1898). Эта книга, принесшая автору известность, содержит восемь увлекательно написанных «биографий» разных зверей. Замечательны рисунки автора — легкие наброски на полях книги. Они поясняют текст и сливаются с ним в одно целое.

Основная цель, которую поставил перед собой писатель, — «остановить, по возможности, бессмысленное и бесцельное истребление диких животных». Сетон-Томпсон утверждал, что все его рассказы основаны на невыдуманных фактах. Уже первой книгой писатель положил начало реалистическому направлению в литературе о животных. Затем он создает такие книги, как «Животные-герои», «Из жизни гонимых», «Нравы и психология диких животных», «Маленькие дикари, или Повесть о том, как два мальчика вели в лесу жизнь индейцев и чему они научились». Эта книга, написанная в форме приключенческого романа, является художественной энциклопедией для юных натуралистов.

В конце жизни Сетон-Томпсон издал интересную автобиографию «Путь художника- натуралиста» (1940). У нас эта книга вышла в сокращенном виде под заглавием «Моя жизнь» (1946). Книга показывает, как точны и достоверны были наблюдения писателя и с каким упорством он накапливает материал для своих произведений. В книге очень много выдержек из дневников, которые Сетон-Томпсон вел в течение всей своей жизни. У него накопилось около пятидесяти томов дневниковых записей, которые он частично использовал в своих произведениях. Эмоциональная напряженность, героическая патетика и острая сюжетность делают рассказы Сетона-Томпсона очень популярными среди детей и подростков.

Сетон-Томпсон покоряет своим гуманизмом и художественным мастерством. Созданные им выразительные портреты и захватывающе интересные биографии животных живут в сознании юных читателей наряду с героями любимых книг. Произведения Сетона-Томпсона представляют для детей и юношества огромную познавательную и воспитательную ценность. Для чтения и обсуждения в классе предлагается рассказ Сетона-Томпсона «Снап. История бультерьера».

Сама биография Сетона-Томпсона представляет большой интерес для школьников. Поэтому в классе читается вступительная статья В. В. Бианки и Н. И. Сладкова к теме — статья (в сокращении) последователей и продолжателей дела этого удивительного писателя. Статья написана просто, интересно, эмоционально и вполне доступна школьникам. Поэтому школьники могут прочитать ее дома, а в классе пересказать и ответить на вопросы хрестоматии.

Если учитель располагает временем, статья читается в классе, а затем проводится небольшая беседа по вопросам:
1. В чем состоит заслуга Сетона-Томпсона как писателя? Чем можно объяснить быстрое распространение его книг во всех странах мира?
2. Что показалось вам интересным и необычным в рассказе о Сетоне-Томпсоне?
3. Прочитайте еще раз строки из автобиографии писателя о выборе своего жизненного пути. Как вы понимаете эти слова?
4. Какие произведения Сетона-Томпсона вы читали и что вам особенно в них понравилось? Рассказ читается в классе.

В отдельных случаях он может быть прочитан учащимися дома самостоятельно.

В классе предлагается провести беседу по следующим вопросам.
1. Как вел себя Снап при первом знакомстве с новым хозяином?
2. Какой способ воспитания Снапа избрал рассказчик?
3. «В телеграмме он [Снап] не зря был назван замечательным щенком». Когда и при каких обстоятельствах Снап оправдал хвалебную телеграмму?
4. «У гончих прекрасные носы, у борзых быстрые ноги, волкодавы и доги — силачи, но все они ничего не стоят, потому что беззаветное мужество есть только у бультерьера». Когда рассказчик пришел к такому выводу?
5. Что заставило старого Пенруфа пробормотать дрогнувшим голосом: «Лучше бы у меня пропало двадцать быков»?
6. Подумайте, какие слова из рассказа можно было бы поставить эпиграфом к этому произведению.
7. Книгам Сетона-Томпсона предрекали долгую жизнь: «Пока одно поколение вырастет, другое уже будет готово слушать тебя». Эти слова оправдались. Как они связаны с эпиграфом к теме?

Завершающим моментом беседы по рассказу «Снап» явится обращение к рисункам самого писателя. Их показывают при помощи эпидиаскопа. Ребята рассматривают их, а затем отвечают на вопрос: «Как удалось Сетону-Томпсону передать в рисунках характер Снапа?» Учащиеся более обстоятельно останавливаются на этих рисунках.

Задача урока состоит не только в том, чтобы познакомить детей с замечательным канадским писателем Сетоном-Томпсоном, прочитать рассказ «Снап», но и в том, чтобы заинтересовать учащихся, вызвать у них желание читать произведения писателя.

Поэтому в заключение можно рекомендовать шестиклассникам прочитать статью В. Пескова  «В гостях у Сетона-Томпсона», помещенную в хрестоматии, в которой перечисляются книги писателя. Дома учащиеся пишут небольшое сочинение о каком-либо домашнем животном на тему «Случай из моей жизни».

РЕЙ БРЭДБЕРИ

«Каникулы». «Зеленое утро»

 Завершается изучение литературы в VI классе двумя научно-фантастическими рассказами выдающегося американского писателя Рея Брэдбери «Каникулы» и «Зеленое утро». Научно-фантастическая литература пользуется особой популярностью у юных читателей. Ее популярность увеличивается с возрастом учащихся. Так, если в пятых классах фантастика неразрывно связана со сказками, то в шестых-седьмых классах школьники отчетливо выделяют в своем чтении научно-фантастическую литературу.

Читая произведения научной фантастики самостоятельно, ребята чаще всего увлекаются лишь занимательностью сюжета и необычностью ситуаций. Глубина изложения, научный поиск, художественность произведения, как правило, остаются за пределами внимания юных читателей.

Включение научно-фантастической литературы в круг чтения подростков требует руководства этим чтением со стороны педагога. Вмешательство учителя поможет разобраться в произведении, выявить действительно ценное в нем, подлинно научное и художественное и в дальнейшем, при самостоятельном чтении, научит отличать настоящее художественное произведение от ремесленной поделки, которыми изобилует научно-фантастическая литература.

Помещенные в учебнике рассказы Рея Брэдбери «Каникулы» и «Зеленое утро» как нельзя лучше отражают насущные проблемы современности. В учебнике-хрестоматии помещена небольшая вступительная статья о писателе, которая дает представление о том, когда и где родился писатель, рекомендует некоторые произведения писателя для чтения. Рей Дуглас Брэдбери (1920) писать начал очень рано. Еще совсем молодым человеком он заслужил славу одного из самых крупных писателей Соединенных Штатов Америки. В настоящее время его книги переведены во всех странах.

Очень широк мир писателя- фантаста Рея Брэдбери. Но главное в нем — это космос. «Когда я был мальчишкой, — писал позднее Рей Брэдбери, — и жил на Среднем Западе, я любил ночью выйти из дома — посмотреть на звезды и подумать об их загадках. Наверно, каждый мальчишка так делал. …Я рос, все больше увлекаясь ракетами и космосом в свои двенадцать, тринадцать и четырнадцать лет». Он вырос в маленьком иллинойсском городке и увидел, как наступил Космический Век, как сбылись его мечты и надежды. «Звезды твои, если твоя голова, руки и сердце созданы для звезд», — писал Рей Брэдбери. 125 «Зачем нужно покорять космос? Для чего?.. Космос — это попытка человека стать причастным вселенной. Наша жизнь и будущее человечества зависят от этого», — говорит Рей Брэдбери. «Два года назад я впервые приехал на мыс Канаверал. Я поднялся на самый верх пусковой установки, все осмотрел. И до конца дня плакал от радости. Я был там, в мире, который ощущаю своим, в котором я родился и который — невероятный парадокс — не существовал в момент моего рождения… Не спрашивайте себя больше, глядя на ракету: „Зачем все это? Когда же это кончится?“ Да, конец наступит. Земля не вечна. Прах или звезды. Выбирайте. Я выбираю звезды»1. И вместе с тем учащимся будет интересно узнать, что Рея Брэдбери некоторые на Западе считают врагом технологии, противником телевидения, автомобиля и самолета. Вот что ответил на это писатель: «Это слегка преувеличено. У нас дома телевизор — с 1954 года. До того времени мы не могли оплачивать его. Когда мы — я, моя жена и две старшие дочки — оказались дома на карантине из-за свинки и перечитали все книги из нашей библиотеки, я взял телевизор напрокат. Мы посмотрели фильм о Шерлоке Холмсе на маленьком экране и… оставили у себя телевизор! Я испытываю страх перед автомобилем, к тому же из меня вышел бы плохой водитель. Лучше избавить уж шоссе от одного убийцы. Что же касается самолета, то мне просто-напросто не очень нравится такая высота. В 1954 году я три дня не мог решиться подняться на Эйфелеву башню, несмотря на насмешки моих дочерей. Я находился там не более двух минут».

Очень широк круг знаний, который питает неуемную фантазию писателя. «Я интересуюсь всеми областями знания, — говорит Рей Брэдбери. — Я изучал разные вещи, иногда довольно поверхностно, но спектр моих поисков широк, а некоторые области я знаю особенно хорошо: психиатрию, философию, поэзию, литературу. Постоянно читаю и перечитываю Бернарда Шоу, прочел всего Мольера. Среди романистов на меня особенно сильно повлияли Сомерсет Моэм, Киплинг, Стейнбек. С детства люблю детективы. Очень интересуюсь искусством Ренессанса, греческой и латинской цивилизациями, особенно Пиранези, страстный поклонник кино. Таким образом, у меня очень широкие культурные интересы… Мысли, которые мы черпаем из столь разных дисциплин, скапливаются и дают вспышку в мозгу, подобную ядерной реакции. В одну секунду из слона рождается муха! Или наоборот». Рей Брэдбери воспринял лучшие традиции предшествующей и современной ему фантастической литературы и достиг в этой области новых высот.

Сам писатель однажды шутливо заметил: «Жюль Верн был моим отцом. Уэллс — мудрым дядюшкой, Эдгар Аллан По приходится мне двоюродным братом… Ну кем я еще мог стать, как не писателем-фантастом — в такой-то семейке!»2 После небольшого вступительного слова о Брэдбери и чтения о нем статьи в учебнике знакомимся с рассказом «Каникулы», который вместе с другим рассказом в хрестоматии — «Зеленое утро» — заключает в себе одну из основных гуманистических идей: надо уметь ценить жизнь и видеть в ней прежде всего хорошее. А еще делать добро даже тогда, когда, казалось бы, нет надежды получить отдачу. Хорошее в жизни не пропадает бесследно.

Беседа в классе организуется следующими вопросами: 
1. Прочитайте начало рассказа. Какое впечатление оно оставляет и почему? Уже первые строки рассказа вызывают чувство настороженности, ожидание чего-то непонятного, скорее всего страшного. Это создается такими художественными образами, как «свежесть», «тишина», «море было неспокойно», «море молчало», «безмолвие срасталось с безмолвием», «одинокий дрозд», «черный дрозд», «великое безмолвие».
2. Почему рассказ называется «Каникулы»? Кто произносит это слово и какой смысл он вкладывает в него?
3. Какой увидели герои землю в то утро, когда исполнилось их желание? Какие чувства испытывали они?
4. По каким признакам можно судить, что самым большим желанием всех героев рассказа была надежда на встречу с человеком? Следует обратить внимание на некоторые детали, например: «Мать и сын уже сидели перед расстеленной скатертью, когда мужчина спустился к ним: на нем был строгий костюм с жилетом, галстук и шляпа, как будто он ожидал кого-то встретить в пути». Или еще: когда отец строил планы на будущее, вдруг «он смолк… что-то светлое мелькнуло в воздухе и упало на бумагу». Это была слеза. Когда мальчик увидел след от слезы, то «он вздохнул. — Папа, тебе тоже не с кем играть?»
5. Почему мать боялась, что желание ее сына не совпадет с ее желанием?
6. Как вы думаете, что написал в записке мальчик? А что написали бы вы, будь на его месте?
7. В чем, по-вашему, смысл этого рассказа? Завершается беседа предложением попробовать свои силы и выполнить задание для самостоятельной работы по сценарию мультипликационного фильма современного писателя-фантаста Кира Булычева «Тайна третьей планеты».

Школьники хорошо знают этого писателя по таким научно-фантастическим произведениям, как «Миллион приключений», «Девочка с планеты Земля», «Сто лет тому вперед». Работу выполняют не все учащиеся, а только те, кто желает. Учитель знакомится с содержанием сочинений, отбирает лучшие и прочитывает их в классе.

Некоторые из них помещаются в классном рукописном журнале. Следующий урок посвящается чтению рассказа «Зеленое утро» и беседе о нем по следующим вопросам:
1. Что заставило Бенджамена Дрисколла остаться на опасной для него планете?
2. Почему в течение целого месяца он ни разу не поворачивался «лицом в ту сторону, откуда пришел»?
3. В чем смысл рассказа «Зеленое утро»? С какими произведениями, прочитанными вами ранее, вы могли бы его поставить рядом? Что у них общего?  Спешите делать добро — таков смысл рассказа «Зеленое утро». Дети вспоминают другие произведения, например «Уроки французского» В. Распутина, «Конь с розовой гривой» В. Астафьева и т. д.
4. Что объединяет прочитанные вами рассказы Рея Брэдбери? Почему они называются фантастическими?
5. В чем, по-вашему, смысл эпиграфа: «Я выбираю звезды»? Как он связан с содержанием рассказов «Каникулы» и «Зеленое утро»?

Уроки внеклассного чтения по теме «Произведения зарубежных писателей» Романы Жюля Верна При организации уроков внеклассного чтения по произведениям научной фантастики учителю помогут списки книг для внеклассного чтения, имеющиеся в программе, а также рекомендательные списки детских и юношеских библиотек. Однако надо иметь в виду, что читают учащиеся значительно больше научно-фантастических произведений, чем указано в этих списках.

В числе любимых писателей-фантастов в первой пятерке находятся А. Беляев, К. Булычев, А. Толстой, Ж. Верн, Г. Уэллс. На уроках внеклассного чтения наиболее целесообразно рассмотреть творчество тех писателей-фантастов, которые на различных этапах истории научно-фантастической литературы оказали решающее влияние на ее развитие, обогащали содержание и находили новые, современные формы.

Особую роль в руководстве самостоятельным чтением подростков должна сыграть система уроков внеклассного чтения, которая поможет глубже понять своеобразие научно-фантастической литературы и вместе с тем активизирует ее воспитательное и познавательное воздействие на школьников.

Намечая систему уроков внеклассного чтения в V—VIII классах по произведениям научной фантастики, следует прежде всего учитывать реальные возможности, которыми располагает учитель для проведения уроков внеклассного чтения: подготовленность класса, наличие художественной литературы, интересы учащихся и т. д.

С самого начала следует оговориться, что научно-фантастическим произведениям можно посвятить один, в отдельных случаях — два урока внеклассного чтения в каждой возрастной параллели. В VI классе следует рассмотреть на уроке внеклассного чтения произведения Жюля Верна. Причем задача этого урока состоит в том, чтобы не только провести беседу по одному из его произведений, но и дать представление о творчестве писателя-фантаста. Такой подход поможет вызвать интерес к творчеству писателя и наметить перспективу для чтения шестиклассников.

Учитывая повышенный интерес подростков к произведениям Жюля Верна, можно организовать беседу по двум-трем произведениям писателя, например по его трилогии: «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров». Предварительно класс разбивается на три группы, каждая из которых по желанию читает один из указанных романов писателя. Один-два ученика получают индивидуальные задания — подготовить рассказ о жизни и творчестве Жюля Верна.

К уроку готовится выставка книг писателя, выпускается литературная газета с отзывами учащихся о прочитанных книгах. Урок начинается с сообщения учащихся о жизни и творчестве Жюля Верна. В отдельных случаях учитель сам может рассказать о писателе. Приводим примерное содержание этого сообщения3.

Шестьдесят пять романов, входящих в серию «Необыкновенные путешествия», — это гимн завоеваниям науки и техники. Борьба человека за овладение Вселенной составляет главное содержание произведений Жюля Верна. История науки, ее современное состояние и перспективы — главная тема его произведений, в которых поэтическая фантазия опирается на реальные успехи изобретательской и научной мысли XIX в. Жюль-Габриэль Верн родился во Франции в 1828 году в старинном приморском городе Нанте. Отец писателя Пьер Верн был потомственным адвокатом. Безудержное влечение к морю и кораблям появилось у Жюля Верна столь же рано, как и отвращение к профессии юриста, которую прочил ему отец. Романтика моря имела для него такую притягательную силу, что в одиннадцатилетнем возрасте он убежал из дому с небольшим запасом сухарей и нанялся на парусник «Корали», державший путь в Индию.

 По окончании лицея Жюль Верн едет в Париж держать экзамен для получения адвокатского звания. В то же время Жюль Верн постоянно интересуется точными науками и техникой, читает труды по истории и географии, навигации и воздухоплаванию, заводит особую тетрадь, куда заносит любопытные сведения о научных открытиях и изобретениях. Первые шаги на литературном поприще Жюлю Верну помог сделать Александр Дюма. «С моим отцом его роднит воображение, молодой задор, чудесный юмор, неистощимая выдумка, здоровый дух, ясность мысли и еще одна добродетель, которую не признают слабосильные, — „плодовитость“», — писал о Жюле Верне Александр Дюма-сын.

В 1862 году Жюль Верн оставляет службу и посвящает себя литературе. В одном из писем он писал: «Я напал на счастливую мысль: пишу роман в совершенно новом роде, нечто очень своеобразное. Мне кажется, я нашел свою золотую жилу». Это был роман «Пять недель на воздушном шаре», опубликованный издателем Этцелем, с которым Жюль Верн связал всю свою последующую литературную работу. Этцель составил своеобразный договор на 20 лет вперед, писатель брал на себя обязательство ежегодно за 20 000 франков передавать издателю два новых романа или один двухтомный. — Теперь, дорогой месье Верн, вы будете писать книгу за книгой, роман за романом. Длинная серия ваших книг… — Мы назовем ее, — ответил Жюль Верн… «Необыкновенные путешествия».

Роман «Дети капитана Гранта» был уже закончен, устройство подводного корабля «Наутилус» тщательно продумано, образ Немо, бесстрашного командира подводного корабля, не давал покоя, тревожил даже по ночам, были уже набросаны первые страницы нового романа «Двадцать тысяч лье под водой», когда Жюлю Верну было предложено довести до конца обширный труд «Иллюстрированная география Франции и ее колоний».

Труд этот создал знаменитому романисту репутацию серьезного ученого. Позднее Жюль Верн написал еще шеститомную «Всеобщую историю великих путешествий и великих путешественников». Автор привлекает тысячи географических названий и дает сведения о жизни и деятельности сотен путешественников. Он показывает, как постепенно люди открывали землю, как на ней оставалось все меньше «белых пятен», какие величайшие подвиги совершали Колумбы разных стран и народов и какие громадные трудности они преодолели, обогащая человечество географическими познаниями.

1  2  3  4  5  6  7 Далее

Назад