на главную контакты карта сайта

Литература. 6 класс: Методические советы  

М. М. ЗОЩЕНКО

 «Галоша». «Встреча»

Что необходимо иметь в виду учителю, приступающему к изучению рассказов М. М. Зощенко? На что следует обратить особое внимание? В чем состоит природа творчества этого оригинального писателя?  «На долю Михаила Михайловича Зощенко выпала слава, редкая для человека литературной профессии. Ему понадобилось всего лишь три-четыре года работы, чтобы в один прекрасный день вдруг ощутить себя знаменитым не только в писательских кругах, но и в совершенно не поддающейся учету массе читателей. Журналы оспаривали право печатать его новые рассказы. Его книги, одна опережая другую, издавались и переиздавались чуть ли не во всех издательствах, а попав на прилавок, раскупались с молниеносной быстротой. Со всех эстрадных подмостков под восторженный смех публики читали Зощенко. Чем же объяснить столь небывалую для нашей литературы известность писателя? Чем объяснить, что Маяковский, такой придирчивый и скупой на высокую оценку, когда дело касалось кого-либо └из литературной братии⌠ , называл Зощенко └большим, квалифицированным и самым популярным писателем…⌠, что Есенин еще в 1922 году… написал, что └в нем есть что-то от Чехова и от Гоголя⌠ и └будущее этого писателя весьма огромно⌠ , а Чуковский, вспоминая время вхождения в литературу «Серапионовых братьев»… подчеркнул, что именно на книги незаметного с виду конторщика Михаила Зощенко с каждым годом все возрастал └ненасытный читательский спрос⌠ ?..

Он родился в Петербурге, в семье небогатого художника-передвижника Михаила Ивановича Зощенко и Елены Осиповны Суриной… С раннего возраста, а особенно после смерти отца (мальчику было 12 лет), когда Елена Осиповна, страдая от унижения, обивала пороги присутственных мест с просьбой о пособии для своих восьмерых детей, будущий писатель уже хорошо понял, что мир, в котором ему довелось родиться, устроен несправедливо, и при первой возможности отправился этот несправедливый мир изучать. Он еще гимназистом мечтал о писательстве — и вот за невзнос платы его исключили из Университета; нужен ли более веский предлог для ухода из дома — в └люди⌠ ? …Контролер поездов на железнодорожной линии Кисловодск — Минеральные Воды; в окопах 1914 года — командир взвода, прапорщик, а в канун февральской революции — командир батальона, раненый, отравленный газами, кавалер четырех боевых орденов, штабс-капитан; при Временном правительстве — начальник почт и телеграфа, комендант Главного почтамта в Петрограде, адъютант дружины и секретарь полкового суда в Архангельске; после Октябрьской революции — пограничник в Стрельне, Кронштадте, затем добровольцем пошедший в Красную Армию — командир пулеметной команды и полковой адъютант под Нарвой и Ямбургом; после демобилизации (болезнь сердца, порок, приобретенный в результате отравления газами) — агент уголовного розыска в Петрограде, инструктор по кролиководству и куроводству в совхозе Маньково Смоленской губернии, милиционер в Лигове, снова в столице — сапожник, конторщик и помощник бухгалтера в Петроградском порту └Новая Голландия⌠ . Вот перечень того, кем был и что делал Зощенко, куда бросала его жизнь, прежде чем он сел за писательский стол»5.

«Михаил Зощенко нередко воспринимается лишь как писатель-юморист. Действительно, читать Зощенко порою безудержно смешно. Язык рассказчика, особенно в ранних произведениях, выделывает удивительные коленца, а персонажи попадают из одного забавного или нелепого положения в другое, еще более смешное и нелепое. └Зощенковский язык⌠, └зощенковские персонажи⌠ — эти выражения давно стали синонимами смешного. Но, отсмеявшись, вдруг останавливаешься и видишь: а ведь Зощенко-то вовсе не смеется вместе с нами. Лицо его задумчиво, глаза смотрят на людей внимательно и сострадающе… Почему же рассказы Зощенко были смешными? Потому что в нем необыкновенно живым и чутким было ощущение здоровой и чистой человеческой нормы. Словно сквозь увеличительное стекло смотрел писатель на жизнь, подносил это стекло к глазам читателя, и тот видел, как уродливы все отступления от нормы и, смеясь над этими отступлениями, над собою, постепенно пересоздавал себя в другого прекрасного человека…»6

В учебную хрестоматию включены два рассказа М. М. Зощенко: «Галоша» и «Встреча», а для самостоятельного чтения и обсуждения рекомендуется рассказ «Монтер».

Учитель сам определит, какое количество часов потребуется ему на знакомство с жизнью писателя, его литературной деятельностью, а также на изучение этих трех рассказов. Нам представляется, что на изучение рассказов М. М. Зощенко целесообразно выделить 2—3 часа, включая урок на чтение и обсуждение рассказа «Монтер». У шестиклассников еще не вполне сложился художественный вкус, поэтому именно в этом возрасте важно внимание к юмористическим и сатирическим произведениям, что, безусловно, поможет преодолеть однобокость восприятия художественного произведения.

Работа над юмористическими произведениями имеет большое воспитательное значение. Важно именно в этом возрасте, когда формируются устои нравственности, знакомить школьников через литературу с дурным и хорошим, прекрасным и безобразным, чтобы они научились правильно оценивать эти категории.

С чего следует начать изучение рассказов М. М. Зощенко? Очень важно дать представление о личности писателя, особенностях его творчества, о том, как воспринимали рассказы М. М. Зощенко его современники. С этой целью можно прочитать помещенные в хрестоматии воспоминания о писателе его современника Л. О. Утесова.

После прочтения можно задать вопросы:
1. Каким предстал перед вами М. М. Зощенко в воспоминаниях Л. О. Утесова?
2. Почему свой рассказ о писателе автор назвал «Большой человек»? Можно воспользоваться также и другими воспоминаниями, например К. И. Чуковского, которые имеются в книге «Михаил Зощенко в воспоминаниях современников» (М.: Сов. писатель, 1981).

Важно также познакомить учащихся с жизнью М. М. Зощенко, рассказав о ней или выразительно прочитав «Автобиографию» писателя. Можно использовать также автобиографический рассказ «Как я пошел сражаться за советскую власть» и прочитать его в сокращении.

Следующий этап урока — знакомство с рассказом М. М. Зощенко «Галоша». Лучше, если рассказ прочтет сам учитель. Очень многое будет зависеть от этого чтения, поэтому следует заранее хорошо подготовить его. Каждый рассказ писателя — это остросюжетная жизненная сценка, поэтому исполнение ее требует актерских данных. Особое внимание, как правило, следует обратить на самого рассказчика, его язык. 

«Зощенко был наделен абсолютным слухом и блестящей памятью. За годы, проведенные в гуще людей, он сумел проникнуть в тайну их разговорной конструкции, сумел перенять интонацию их речи, их выражения, обороты, словечки — он до тонкости изучил этот язык и уже с первых шагов в литературе стал пользоваться им легко и непринужденно, будто этот язык — его собственный, кровный, впитанный с молоком матери…»7

Зощенко писал о своем языке: «Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая. Доступная бедным. Может быть, поэтому у меня много читателей…» Не мало ли для такого успеха? Не мало. Если принять во внимание тот «воздух», который содержат эти короткие фразы…

«Воздух» — это громадная работа Зощенко над переводом просторечного говора в русло литературного языка… Язык Зощенко был собирательным; он вобрал в себя все самое характерное, самое яркое из расхожего языка масс и в отжатом, концентрированном виде вышел на страницы зощенковских рассказов. Тогда-то и стал он литературным языком — неповторимым языком народного писателя Зощенко. При подготовке к выразительному чтению важно это учесть. Не менее важно, однако, выбрать и манеру чтения рассказа.

Интересно узнать при этом, как читал свои рассказы Зощенко и другие исполнители. Ю. Нагибин в своих воспоминаниях «О Зощенко» пишет: «Читал Михаил Михайлович изумительно. Ильф хохотал тихо, но до изнеможения, до слез. Петров грохотал, булькал и чуть не упал со стула. А фокус был в том, что Зощенко, вроде бы, никак не читал, просто добросовестно и внятно произносил текст. Но контраст между невероятно смешным и серьезным, чуть печальным смугловатым лицом производил гомерический эффект. Его чтение было полной противоположностью манере Владимира Хенкина, который в те годы почти монополизировал Зощенко. Хенкин играл, в особенно смешных местах подмигивал публике, нес отсебятину, ломался, говорил на разные голоса и тратил столько артистического темперамента, что хватило бы на пять Гамлетов. Хенкин был талантливейшим комиком, но при всем уважении к его памяти это чтение было примером того, как не следует читать Зощенко. Михаилу Михайловичу был задан вопрос, кто, по его мнению, лучше всех читает его рассказы. └Вне всякого сомнения, Игорь Владимирович Ильинский⌠ , — сказал Зощенко… Потом появился еще один большой артист, который тоже будет превосходно читать Зощенко, быть может, лучше Ильинского, — Владимир Яхонтов. У Ильинского в манере преобладало └синебрюховское⌠ простодушие. Яхонтов был куда жестче, шел в ту глубь, где веселые рассказы становились страшными. И все же ни тот ни другой не могли сравниться с самим Михаилом Михайловичем»8. 

Все это важно иметь в виду при подготовке к выразительному чтению. После чтения рассказа можно задать следующие вопросы: кто действующие лица рассказа? Какими вы их представляете? Что вам помогает при этом? Дома учащиеся готовят выразительное чтение рассказа «Галоша». Желающие могут подготовить чтение в лицах и подумать над вопросами: почему вы смеялись, читая этот рассказ? В чем современность этого рассказа?

На следующем уроке после проверки домашнего задания читается рассказ «Встреча». После небольшой беседы о героях рассказа, их поведении, внешнем виде, особенностях языка персонажей и месте действия происходит распределение ролей и чтение рассказа учащимися, которое может завершиться инсценировкой. Это даст возможность заинтересовать и активизировать весь класс, принять участие в работе большему количеству учащихся.

Заканчивается урок беседой по вопросам из учебника-хрестоматии:
1. В рассказах Зощенко совсем не слышно привычного для читателя голоса автора. Что узнали вы о героях из их рассказов о себе?
2. Как писатель высмеивает волокиту, бюрократизм?
3. Что вы можете сказать об авторе?
4. Прочитайте эпиграф к главе и объясните, как вы его понимаете.

В заключение учащимся предлагается прочитать в хрестоматии высказывание К. И. Чуковского о языке зощенковских героев и ответить на заданные вопросы.

Дома учащиеся самостоятельно читают рассказ «Монтер» (можно предложить и другие рассказы на выбор). Вопросы типа: «Что вы можете сказать о рассказчике?», «Почему, по-вашему, он защищает монтера?», «Обратите внимание на то, какие доказательства приводит он в своей речи» и др. — дадут возможность организовать работу в классе.

М. М. ПРИШВИН

«Кладовая солнца»

Изучение «Кладовой солнца» следует рассматривать как продолжение и развитие темы «Родная природа». Задача учителя в данном случае осложняется тем, что сказка-быль «Кладовая солнца» не просто произведение о природе. В дневниковой записи М. Пришвин рассказывает: «В „Кладовой солнца“ я написал, что правда есть суровая борьба за любовь…»

Пришвин создает сказку «для всех». Заложенный в ней смысл глубок. Подобно тому как солнце откладывало свою энергию в торфяных залежах, писатель вместил в «Кладовую солнца» все, что накопил за долгие годы: доброе отношение к людям, любовь к природе… Правда — не просто любовь к человеку. Она заключена в суровой борьбе за любовь и раскрывается в столкновении двух начал: зла и любви.

«На одной стороне полукруга воет собака, на другой воет волк… Какой это жалобный вой. Но ты, прохожий человек, если услышишь и у тебя поднимется ответное чувство, не верь жалости: воет не собака, вернейший друг человека, — это волк, злейший 88 враг его, самой злобой своей обреченный на гибель. Ты, прохожий, побереги свою жалость не для того, кто о себе воет, как волк, а для того, кто, как собака, потерявшая хозяина, воет, не зная, кому же теперь, после него, ей послужить»9.

Зло, стремящееся удовлетворить хищные инстинкты, наталкивается на силу любви, на страстное желание выжить. Поэтому сказка Пришвина светится не только любовью — в ней борьба, в ней столкновение добра и зла. Автором использованы некоторые приемы традиционной сказки. Здесь есть стечения почти сказочных случайностей и совпадений. Активное участие в судьбе детей принимают животные. Ворон, ядовитая змея, сорока, волк по кличке Серый Помещик враждебны детям. Собака Травка — представитель «доброй природы» — верно служит человеку.

Интересно отметить, что первоначально сказка называлась «Друг человека». Все философские рассуждения автора о «правде истинной» помещены в главах, повествующих о Травке. И вместе с тем события в произведении имеют реальную основу. «Кладовая солнца» была написана в 1945 году, после окончания Великой Отечественной войны. А «еще в 1940 году автор говорил о своем намерении работать над рассказом о том, как поссорились двое детей и как пошли они двумя разделившимися дорогами, не зная, что в лесу сплошь да рядом такие дороги-обходы снова соединяются в одну общую. Дети встретились, и дорога сама их примирила»10 (по воспоминаниям В. Д. Пришвиной). Прием слияния сказочного и реального дал возможность писателю выразить свой идеал, мечту о высоком назначении человека, о его ответственности перед всем живым на земле.

Сказка-быль пронизана оптимистической верой писателя в близость и возможность осуществления этой мечты, если искать ее воплощение в реальной жизни, среди обыкновенных на первый взгляд людей. Эту мысль писатель прежде всего выразил в главных героях произведения — Насте и Митраше. Своеобразие произведения — раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе. Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Возможное распределение материала по урокам

Часть первого урока отводится знакомству с отдельными фактами биографии М. М. Пришвина, а также его произведениям. Это позволит пробудить интерес к творчеству писателя, с которым большинство шестиклассников познакомятся впервые. В этом случае можно было бы заранее предложить учащимся прочитать отдельные его произведения — рассказы в сборниках «Лесная капель», «Этажи леса», «Золотой луг», «Лесной доктор» и др., а затем в небольшой беседе в начале урока высказать свое мнение или прочесть отзыв о прочитанной книге.

М. М. Пришвин родился в 1873 году неподалеку от Ельца, в дворянском имении Хрущево, принадлежащем его отцу, происходившему из елецких купцов. Он рос среди крестьянских детей, учился в елецкой гимназии и был исключен оттуда с «волчьим билетом» за крупную ссору с учителем. Потом Пришвин учился в реальном училище в Тюмени, сдал экстерном экзамены за курс классической гимназии, поступил в Рижский политехнический институт. За участие в социал-демократической студенческой организации был арестован и после годичного заключения выслан на родину под гласный надзор полиции.

В 1899 году Пришвин едет в Германию, в Лейпциг, откуда возвращается четыре года спустя с дипломом агронома. Он работает на опытной сельскохозяйственной станции, готовит себя к научно-педагогической деятельности в лаборатории академика Д. Н. Прянишникова. Но пробудившийся интерес к литературе заставляет его резко изменить свою судьбу. С 1905 года Пришвин становится писателем-путешественником, этнографом, очеркистом. Выпускает книги. Активно сотрудничает в газетах. Ездит и ходит пешком по стране. Такой образ жизни он сохранил до глубокой старости.

Пришвин не раз признавался, что воплотил в нем мечты и сказки собственного детства… В детской литературе Пришвин остался как автор нескольких сборников рассказов («Лисичкин хлеб», «Зверь бурундук», «Дедушкин валенок», «Рассказы егеря Михаила Михалыча» и др.), сказки-были «Кладовая солнца» и замечательного переложения автобиографической повести канадского индейца Вэша Куоннэзина «Серая Сова»11. Вместо рассказа о биографии можно прочесть отрывки из «Золотой розы» К. Г. Паустовского (глава «Михаил Пришвин»). Вторая часть урока отводится чтению вслух (учителем или заранее подготовленным учеником) начала сказки-были «Кладовая солнца». Дома шестиклассники дочитывают произведение М. Пришвина до конца. В

торой урок можно посвятить первоначальному знакомству с идейно- художественными особенностями сказки-были «Кладовая солнца», характерами ее главных героев — Насти и Митраши. Цель этого урока — уяснить, почему «Кладовая солнца» называется «сказка-быль». Вопрос этот очень сложный, поэтому не следует на уроке добиваться исчерпывающих ответов.

На данном этапе учащиеся лишь укажут, что здесь можно отнести к сказке, а что к были. С этой целью предлагаются следующие вопросы:
1. Где и когда происходит действие в произведении М. Пришвина «Кладовая солнца»?
2. Чем начало произведения напоминает сказку?
3. Вспомните художественные образы, отдельные эпизоды, которые можно назвать сказочными. Подумайте, какую роль они играют в произведении.
4. Что в «Кладовой солнца» является былью?

Выделяя сказочные и реалистические элементы, обратим внимание учащихся на то, что сказочные элементы в произведении Пришвина не более, но и не менее сказочны, чем все остальные образы произведения. Следовательно, здесь все можно назвать сказкой и одновременно былью. Здесь важно отметить и особенности стиля писателя: когда говорится о чем-то волшебном, Пришвин осторожно заметит «кажется», «как будто», «похоже», а если речь идет о реальном, писатель обязательно подчеркнет волшебные свойства доброты и трудолюбия. Таким образом, при анализе важно сосредоточить внимание учащихся на том, что в произведении «Кладовая солнца» «быль и сказка никогда не становятся разными образами, разными компонентами повествования — суть пришвинской манеры как раз в том, что они отчетливо ощутимы и абсолютно неразделимы в каждой детали текста»12.

Следующий этап урока — работа над характеристиками Насти и Митраши. Примерные вопросы для беседы:
1. Что автор говорит о Насте и Митраше в самом начале своего повествования? Какие чувства вкладывает он в слова «золотая курочка», «мужичок в мешочке»?
2. Выделите сравнения и эпитеты, которые помогают понять авторское отношение к Насте и Митраше. Какие, по-вашему, свойства характеров этих детей особенно дороги автору?
3. Вспомните, как жили Настя и Митраша после смерти матери. Какие отношения сложились между ними? Что, на ваш взгляд, было особенно удивительным в их жизни?

Основное содержание следующего урока — осмысление конфликта между Настей и Митрашей, его причин и следствий; одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Для понимания конфликта между Настей и Митрашей некоторые методисты предлагают организовать дискуссию, которая помогает вызвать интерес к прочитанному, а также способствует осознанному пониманию произведения.

Основные вопросы урока: кто прав — Настя или Митраша? На чьей стороне рассказчик? Возможен и другой путь — «вслед за автором». В этом случае мы предлагаем беседу с постоянным обращением к тексту.

Примерные вопросы и задания:
1. Перескажите своими словами, а затем прочитайте сцену спора Насти и Митраши. Обратите внимание, как «ведет» себя природа. Можно ли определить, на чьей стороне автор?
2. Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду? Как автор относится к Митраше в этой истории? Что помогло Митраше выйти победителем из всего случившегося? Ваши предположения подтвердите деталями текста.
3. Как вела себя Настя, оказавшись одна? Почему она забыла о брате? Что осуждает автор в поведении Насти? Найдите художественный образ, который помогает понять отношение автора к Насте.
4. Зачем писатель вставляет в свое повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе? Почему этот рассказ помещен перед появлением детей в лесу?
5. Прочитайте описание природы после эпизода ссоры детей (со слов «Тогда серая хмарь плотно надвинулась…» до слов «завыли, застонали…»). Подумайте, как автор помогает понять значение того, что происходит. Каково отношение автора к этому?
6. Почему Травка пришла на помощь человеку? Уместно специально не только вспомнить, что такое олицетворение, но и провести работу, которая поможет расширить и закрепить это понятие.

Учащиеся приводят примеры из «Кладовой солнца», когда неодушевленные предметы наделяются признаками живых существ, растения и животные словно бы приобретают человеческие свойства: тетерев-косач приветствует солнце, сторожевой ворон зовет на близкий бой, сосна и ель, растущие вместе старушки-елочки мешают Митраше и др.

 Важно дать понять учащимся, что во всем ходе повествования чувствуется стремление человека осмыслить и одушевить природу, сделать ее понятной, близкой и родной людям.

Дома учащиеся должны письменно ответить на один из вопросов, предложенных для беседы на уроке.

На следующем уроке после проверки домашнего задания можно приступить к обобщению изученного. Главная цель урока — определить основную идею произведения.

Системой вопросов учитель подведет шестиклассников к выводу — «правда» жизни, ее важнейший смысл заключаются в единстве человека и природы, в родственном мудром отношении человека к природе. На примере главных героев писатель стремится показать силу, красоту человека, его могущество и огромные возможности. Название произведения связано не только с залежами торфа. Автор имеет в виду духовные сокровища человека, который живет в природе, является ее другом. П

римерные вопросы для беседы
1. Почему писатель назвал свое произведение сказкой-былью? Какой смысл он вкладывал в эти слова? После ответа на этот вопрос уместно будет прочитать посвящение писателя, помещенное в одном из первых изданий для детей «Кладовой солнца», которое поможет лучше понять смысл всего произведения: «Содержание обыкновенной сказки — это борьба человека-героя с каким-нибудь злодеем (Ивана-царевича со Змеем-Горынычем). И в заключение борьбы непременно должна быть победа, и сказка в этом смысле есть выражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым. С этой верой я проходил свой долгий литературный путь, с этой верой надеюсь его закончить и передать ее по наследству вам, мои молодые друзья и товарищи»13.
2. Какое значение в произведении имеет история Травки?
3. Какой смысл вкладывает писатель в слова «кладовая солнца»?
4. Какое значение имеет в произведении спор Насти и Митраши? Как эта история связана со словами: «Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь»?
5. Каким вы представляете рассказчика?
6. Прочитайте эпиграф к главе. Как он характеризует писателя?

В заключение можно рассказать о том, что после появления «Кладовой солнца» киностудия «Мосфильм» предложила Пришвину написать киносценарий по этому произведению. Фильм так и не был создан, но киноповесть под названием «Серый Помещик» была опубликована в сборнике произведений М. М. Пришвина в 1957 году.

Для самостоятельного чтения можно рекомендовать учащимся произведение Пришвина «Корабельная чаща», где они вновь встретятся с Настей и Митрашей. 

Ю. М. НАГИБИН

«Мой первый друг, мой друг бесценный»

Основная цель урока по рассказу Ю. М. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный» определяется словами самого писателя. О своих автобиографических рассказах он писал: «В последнее время самые разные люди спрашивали в письмах, чем объясняется такая преданность месту и дням своего начала. Конечно, интерес этот не только литературного плана, вернее, вовсе не литературного плана. Он связан с тревогой нынешнего дня: как растить человека, как укрепить, сохранить в молодой душе те хрупкие нравственные ценности, без которых даже самая благополучная жизнь нища и пуста»14.

Рассказ Ю. Нагибина относится к тем произведениям, которые помогают воспитывать в юных читателях эти духовные ценности. На изучение рассказа «Мой первый друг, мой друг бесценный» следует отвести не менее двух уроков.

Сначала в классе можно прочесть автобиографию писателя, которая помещена в хрестоматии. Если учитель имеет возможность, следует заранее предложить некоторым учащимся прочесть автобиографические рассказы писателя, например из «Книги детства»: «Дом № 7», «Не в ту сторону», «Меломаны», «Почему я не стал футболистом». Или из книги «Чистые пруды»: «Я изучаю языки», «Шампиньоны», «Торпедный катер» и др. Коротенькие рассказы отдельных эпизодов или чтение отрывков даст более цельное представление о детстве писателя и заинтересует учащихся.

Приступая к изучению рассказа «Мой первый друг, мой друг бесценный», учитель будет иметь в виду, что изучение и восприятие этого произведения потребуют особой подготовки. В записках о себе Ю. М. Нагибин сказал: «Я почти никогда не писал специально для детей, и вместе с тем ряд моих книг был издан Детгизом… Выходит, что некоторые мои произведения представляют интерес для детей школьного возраста…» Это тот случай в школьной практике, когда юным читателям «надо еще тянуться». Поэтому потребуется специальная предварительная работа над языком произведения, так как в рассказе много незнакомых слов.

Целый ряд слов можно заранее выписать с объяснениями на доске и предварительно познакомить с ними учащихся, например: инстинкт (самосохранения) — врожденная способность совершать целесообразные действия; индивидуальность — особенности характера; велеречие — высокопарный язык; фарс — пьеса пошлого содержания, фальшивая игра; нравственный кодекс — свод законов, совокупность правил, убеждений; целомудрие — чистота; летаргия — болезненный сон и др. Остальные слова учитель может объяснять репликами при чтении. Лучше, если рассказ прочтет сам учитель.

Выразительное чтение произведет на учащихся более сильное впечатление. Это оправдано еще и тем, что в рассказе есть такие места, которые потребуют попутных дополнительных комментариев. После чтения рассказа можно поговорить о том, как перекликается биография писателя и его рассказ, что нового узнали школьники о жизни писателя из этого произведения. Закончить эту часть урока можно рассуждениями о том, что такое автобиографический рассказ и какие еще произведения подобного жанра известны шестиклассникам.

Отвечая на эти вопросы, учащиеся вспомнят произведения М. М. Зощенко («Золотые слова», «Великие путешественники»), В. П. Астафьева («Васюткино озеро»), М. Горького и др. В заключительной части урока можно поговорить о том впечатлении, которое рассказ произвел на учащихся. Дома ребятам предлагается еще раз прочитать те места из рассказа, которые относятся к Мите Гребенникову, и ответить на вопросы. — Почему свою дружбу с Митей Гребенниковым рассказчик назвал мнимой дружбой? Что такое мнимая дружба? Отвечая на эти вопросы на следующем уроке, ученики расскажут, когда началась дружба ребят, почему рассказчик называет Митю «закадычным» другом, каково было поведение Мити, чем особенно он раздражал.

Следует обратить внимание на портрет Мити, в котором чувствуется отношение автора: «чернявый, густоволосый, подстриженный под девочку»; «влажные, темные, как чернослив, глаза», а также речь Мити: «Наша дружба больше нас самих, мы не имеем права терять ее», «драгоценная дружба».

Все это поможет понять, что такое мнимая дружба и почему, сблизившись с Павликом, рассказчик долго не догадывался, что появилась иная, настоящая дружба. Основное внимание на уроке будет обращено на главного героя рассказа — Павлика, его дружбу с рассказчиком, становление характера, героический подвиг.

Вот примерные вопросы для беседы в классе.
— Когда рассказчик «впервые приметил» Павлика? Какое Павлик произвел впечатление и чем можно было это объяснить?
— Как выглядел он? Нарисуйте его портрет. («Длинный, тонкий, бледно-веснушчатый мальчик с большими серо-голубыми глазами в пол-лица… скупо улыбался особо залихватским выходкам, слабый румянец скованного возбуждения окрашивал его щеки».)
— Как относился рассказчик к Павлику в первое время их знакомства? («Мне казалось, что я просто покровительствую робкому «чужаку».)
— Почему «у дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик ведомым»? А как было на самом деле?
— Что такое «душевное превосходство»?
— Как вы понимаете выражения: «Его нравственный кодекс был строже и чище моего», «Павлик не понимал сделок с совестью, тут он становился беспощаден»? Опишите, как рассказчик «на своей шкуре испытал, каким непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик». Из-за чего возник конфликт между друзьями? Когда и почему возобновилась их дружба?
— «Я знаю, что привлекло Павлика ко мне и чем явился для меня он в начале наших отношений». Найдите и прочитайте в рассказе, чем привлекал героя рассказа Павлик.
— Как осуществлялись друзьями «поиски своего лица»? Сопоставьте эти факты с биографией писателя. Чем они дополняют друг друга? 
— Как погиб Павлик? Почему рассказчик связывает смерть Павлика со всей его жизнью?
— «Если мерить мою жизнь последним поступком Павлика, разве могу я считать, что ни в чем не виноват? Нет. Виноват». О какой вине говорит писатель? Перечитайте соответствующий отрывок в рассказе. Как вы понимаете смысл этих слов?
— Вспомните стихотворение А. С. Пушкина, которое начинается словами: «Мой первый друг, мой друг бесценный…». Кому оно посвящено? Как вы думаете, почему Ю. Нагибин так же назвал свой рассказ? (Сначала рассказ назывался «Павлик».)
— Как связан рассказ Ю. Нагибина с нашим временем? Какие чувства волновали вас при его чтении?

Дома учащимся предлагается написать рассказ о своем друге.

 В заключение можно обратить внимание шестиклассников на строки из рассказа Ю. Нагибина: «Когда мы недавно собирались в нашем старом дворе… вспоминали Ивана, вспоминали Арсенова, Толю Симакова, Борьку Соломатина…»

О судьбе этих и других ребят, с кем прошло детство писателя, можно прочитать в «Книге детства» Ю. Нагибина: это рассказы «Дом № 7», «Иван», «Непобедимый Арсенов», «Ливень».

В. П. АСТАФЬЕВ

«Конь с розовой гривой»

Рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой» — одно из самых замечательных произведений писателя, созданных для детей. Он дал это название всему сборнику рассказов, вышедшему в 1972 г.

Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер, передает искреннюю и доверчивую интонацию автора. Произведение В. Астафьева «Конь с розовой гривой» (как и большинство из того, что создано писателем) во многом автобиографично. Это воспоминание о собственном детстве, точнее, случае, происшедшем в детские годы.

Анализируя особенности прозы писателя, критик Ю. Лощиц отмечает в ней главное: «…Имея ярко индивидуальную окраску, автобиографическую мотивировку, проза Астафьева в вершинных ее проявлениях воспринимается не как личностное творчество, а как стихийное самовыражение народного сознания, опыта многих поколений»15. Это утверждение исследователя целиком можно отнести и к произведению Астафьева «Конь с розовой гривой».

В центре внимания писателя семья героя (вернее, то, что осталось от нее: мать утонула, отец — неизвестно где) и многодетная семья Левонтьевых. Живые и сочные описания бытовых подробностей дают возможность представить жизнь народа в первые годы советской власти в одном из отдаленных сибирских сел. Вместе с этим писатель ставит в рассказе важные нравственные вопросы, заставляя читателя задуматься о дружбе и долге, честности и правдивости, об истинной доброте и человечности. Поэтому рассказ В. Астафьева приобщает юных читателей к тем лучшим духовным ценностям, которые были выработаны всей многовековой историей народа. 95 С этим обстоятельством связано и внимание учителя на уроках литературы к языку рассказа В. Астафьева. В нем есть «сибирские» диалектизмы, необычные просторечия, что во многом связано с раскрытием нового пласта народной жизни. Вместе с тем язык произведения В. Астафьева передает красоту и аромат народной речи, ребята обязательно обратят внимание на звучание живого народного слова.

Учащимся нравится рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой». Они с интересом следят за ребячьим походом в лес, с вниманием наблюдают за поведением главного героя, живо воспринимают юмор писателя и откликаются на него. Главная же трудность в работе над этим произведением заключается прежде всего в постижении шестиклассниками необычности изображенного писателем места и времени действия (действие происходит в одной из сибирских деревень на берегу Енисея в первые годы после Гражданской войны). Увлеченные сюжетом рассказа, школьники часто не совсем понимают, в каких условиях проходит детство героя и его сверстников, что стоит за деталями быта многодетной семьи Левонтьевых, почему рассказчик принимает столько мук за один лишь пряник конем. Внимание именно к этим вопросам поможет понять характеры детей и взрослых, мотивы их поведения, затронуть глубокие нравственные проблемы, показать красоту и выразительность художественного слова писателя. На изучение рассказа В. Астафьева отводится два-три урока.

Первый урок можно начать с краткого вступительного слова учителя, которое поможет ввести учащихся в атмосферу жизни, изображенной писателем, подчеркнет автобиографический характер этого произведения. Рассказ учителя можно заменить чтением вступительной статьи хрестоматии, сопровождая его небольшими комментариями. В произведении В. Астафьева, как об этом уже говорилось, живая разговорная речь, встречаются диалектизмы и просторечия, которые создают своеобразный «сибирский» колорит. Поэтому, чтобы учащиеся почувствовали аромат народного слова, его выразительность, важно, чтобы рассказ прочел сам учитель (чтение занимает около 30 минут).

Чтение нам представляется особенно ответственной частью работы над этим произведением. Иногда можно использовать заранее подготовленных учеников. В оставшееся время можно задать учащимся вопросы, которые дадут возможность проверить, как воспринят рассказ, что осталось в нем непонятным, обратить внимание на некоторые особенности композиции произведения.

Вопросы эти могут быть примерно такими:
1. В какое время и где происходят события рассказа? Найдите в тексте приметы этого времени и места действия.
2. Какие слова вам были непонятны или показались необычными? Что вы можете сказать о характере этих слов? Почему писатель, по-вашему, использовал их в своем произведении, а не заменил другими словами?
3. От чьего лица ведется повествование?
4. Кто из детей вам больше всего запомнился? Чем именно?

Дома учащимся предлагается выполнить следующие задания (по выбору):
1. Выделите и перескажите эпизоды рассказа, которые помогают понять, как герой был втянут в тяжкий обман.
2. Сравните поведение Саньки и рассказчика в эпизоде с ягодами. Что вы можете сказать о каждом из них?
3. Составьте небольшой словарь «сибирских» местных слов. Желающие рисуют устно или письменно одну из иллюстраций к рассказу и озаглавливают ее.

Цель следующего урока — продолжение анализа рассказа. В центре внимания семья Левонтьевых, характеристика рассказчика, его бабушки и в связи с этим постановка таких нравственных вопросов, как: что такое честность, долг, истинная доброта и требовательность к человеку. Урок можно начать с беседы по вопросам, которые во многом будут подготовлены домашним заданием.

Во время беседы учащиеся должны постоянно обращаться к тексту произведения.
1. Почему пряник конем для героя рассказа был особенно желанным подарком?
2. Подготовьте рассказ о семье дяди Левонтия? Чем она отличалась от других семей?
3. Прочитайте отрывок, рисующий семью дяди Левонтия. Какое впечатление она оставила у рассказчика? Найдите детали текста, которые наиболее выразительно подчеркивают это впечатление бедности и бесхозяйственности («ничто не мешало смотреть на свет белый», «кое-как застекленные окна», «все исчезало в утробе русской печки», «истюканный топором чурбак, изображавший крыльцо»).
4. Объясните, почему героя рассказа неудержимо тянуло к Левонтьевым. Что привлекало его в этой семье?
5. Прочитайте отрывок о том, как вели себя левонтьевские ребятишки по дороге в лес, что они делали. Найдите в тексте слова, которые передают отношение писателя к этим детям («левонтьевские орлы»). Вспомните подобные выражения в других эпизодах, которые использует автор с этой же целью («бьются братья Левонтьевы», «левонтьевская орда»). Какой смысл вкладывает в них писатель в каждом конкретном случае?
6. Кому из левонтьевских ребятишек писатель уделяет больше внимания? Прочитайте отрывок, рисующий портрет Саньки. Согласны ли вы с героем рассказа, который закончил его словами: «Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят»? А как, по-вашему, относится к нему писатель?
7. Каким образом герой рассказа был втянут в тяжкий обман? 
8. Проследите, как менялось его настроение после того, как он вернулся домой, и на следующий день. Как это отразилось в речи рассказчика, ее интонации, поведении героя?
9. Когда, по-вашему, переживания героя особенно обострились? С чем это было связано?
10. Каким вы представляете героя рассказа? Нарисуйте его портрет.
11. А что вы можете рассказать о его бабушке?
12. Как вы думаете, почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему пряник конем? Какие ее качества проявились в этом эпизоде?
13. Какой жизненный урок извлек герой из рассказанной им истории? Как с этим обстоятельством связаны заключительные строки произведения: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой»?

Завершить урок можно рекомендацией учителя прочитать к уроку внеклассного чтения весь сборник рассказов В. Астафьева «Конь с розовой гривой» и ответить на вопросы:
1. Какой рассказ вам особенно понравился и чем именно?
2. Почему писатель дал такое название всему сборнику рассказов?

В. Г. РАСПУТИН

«Уроки французского»

Среди методических работ есть опыт изучения рассказа В. Распутина «Уроки французского» в VIII классе16. Мы считаем, что рассказ этот вполне доступен шестиклассникам, так как вопросы нравственного воспитания, затрагиваемые в этом произведении, в равной мере интересны учащимся как среднего, так и старшего возраста. Недаром В. Распутин завершил свою статью «Уроки доброты» словами: «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя».

Повесть В. Распутина интересна для юного читателя прежде всего духовными ценностями, которые в ней содержатся. Писатель не просто создает интересный характер героя, показывает его сложный внутренний мир, но помогает юному читателю обнаружить и в себе неисчерпаемые запасы доброты и настоящей красоты. Основная цель уроков, посвященных рассказу В. Распутина, состоит в раскрытии этих духовных ценностей, которые делают человека богаче и щедрее. Урок можно начать с краткого сообщения о писателе.

Для рассказа о нем можно использовать материалы в следующих изданиях:
Р а с п у т и н В. Повести (предисловие С. Залыгина);
Р а с п у т и н В. Избранные произведения. В 2 т. — Т. 1 (предисловие А. Овчаренко);
Собеседник: Литературно-критический ежегодник (1981. — Вып. 1);
К у з н е ц о в Ф. Перекличка эпох: Очерки, статьи, портреты (М., 1980. — С. 289—301);
С и д о р о в Е. На пути к синтезу (М., 1979. — С. 120—136);
С о л о у х и н В. Боль его и надежда (Огонек. — 1987. — № 13. — С. 23);
П а н к е е в И. А. Валентин Распутин (М., 1990).

Валентин Григорьевич Распутин родился в приангарской деревне в 1937 году. Он закончил Иркутский государственный университет, а затем стал работать журналистом. Известность приходит к писателю после опубликования его повести «Деньги для Марии». Затем были написаны повести «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой», «Пожар», каждая из которых становится значительным явлением в литературе наших дней. В. Г. Распутин удостоен Государственной премии. Вместо краткого рассказа о писателе можно ограничиться чтением статьи В. Распутина «Уроки доброты», помещенной в хрестоматии. Автор повествует об истории создания рассказа и приоткрывает некоторые факты своей биографии. Может быть, учащимся будет интересно узнать, почему в «Уроках французского» В. Распутин рассказывает о своей учительнице Лидии Михайловне, а посвящение адресовано другому человеку — Анастасии Прокопьевне. О том, кто она такая, ребята узнают из статьи самого писателя, которая дана в хрестоматии в сокращенном виде: «…Мне кажется, что профессию человека можно узнать по его лицу. По какому-то очень усталому, строгому, почти лишенному надежды взгляду нередко угадывал я учителей. Угадывал и думал, что учителя иссушает его работа, что очень трудно ему сохранить живой интерес к детям, душевную мягкость и теплоту.

Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице — Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жесткого выражения, для которого вроде уже настала пора. Рассказ └Уроки французского⌠ был впервые опубликован в 1973 году в нашей иркутской комсомольской газете └Советская молодежь⌠ в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна — его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщине, нестаревшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой»17.

После чтения статьи «Уроки доброты» можно спросить у ребят, как они понимают слова: «духовная память», «духовный опыт» человека. Далее читается рассказ «Уроки французского». Лучше, если он будет прочитан самим учителем. Отдельные фрагменты (например: «С французским у меня не ладилось из-за произношения…», «Голод здесь совсем не походил на голод в деревне…» и др.), заранее подготовленные, могут быть прочитаны в классе учащимися.

Дома ребята дочитают рассказ до конца и постараются ответить на вопросы:
1. Какие мысли и чувства вызвал рассказ?
2. Что главное в характере мальчика?
3. Как автор относится к герою? 

В качестве индивидуальных заданий можно предложить подготовить рассказ о самостоятельной жизни мальчика вдали от родного дома, используя вопросы учебника: когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? Какие испытания ожидали его? Что означает признание мальчика: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»? Расскажите об этом подробнее. Второе задание — подготовить рассказ о том, почему мальчик стал играть в «чику». (Вопросы: «Как относились к этой игре Вадик и рассказчик?», «Почему Вадик и Птаха избили мальчика?»)

После небольшой беседы, в которой ребята делятся своими впечатлениями от рассказа, некоторые из них выступают с подготовленными сообщениями о самостоятельной жизни мальчика в районном центре, о том, как он начал играть на деньги в «чику». Рассказы дополняются другими учащимися, зачитываются отдельные отрывки текста.

Важно обратить внимание на описание природы в тот момент, когда мальчик впервые выиграл. Природа как бы соответствует настроению героя: она передает его радость и удовольствие, и вместе с тем автор отдельными штрихами настораживает читателя, как бы предупреждает его, что что-то должно случиться: «Небо синело совсем по- летнему, но стало словно бы уже»; «горьковатый, дурманящий запах сухой полыни».

Отвечая на вопрос о том, почему герой рассказа стал играть в «чику», учащиеся должны подчеркнуть разницу мотивов поведения Вадика и юного героя, который постоянно испытывал голод. Ему было нужно выиграть рубль, чтобы купить баночку молока. «Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока… обедал и садился за уроки. Досыта все равно я не наедался, но уже одна мысль, что я пью молоко, прибавляла мне силы и смиряла голод…»

Рассуждения учащихся завершаются ответом на вопросы: «Как вел себя мальчик во время драки? Как это его характеризует?» — и чтением следующих слов: «Минут пять я стоял и, всхлипывая, смотрел на полянку, где снова началась игра, затем спустился по другой стороне холма к ложбине, затянутой вокруг черной крапивой, упал на жесткую сухую траву и, не сдерживаясь больше, горько, навзрыд заплакал. Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня». Предлагается обратить внимание на пейзаж и его роль в этой сцене.

Следующая часть урока — беседа по вопросам:
1. Почему именно героя рассказа выбрала Лидия Михайловна для специальных занятий? Случайно ли это? Ведь, как утверждает герой рассказа, «в школе сколько угодно было ребят, которые говорили по-французски ничуть не лучше, чем я, однако они гуляли на свободе, делали, что хотели, а я, как проклятый, отдувался один за всех». Мальчик еще не понял, что учительница почувствовала неладное со своим учеником. Она увидела его избитым, а Тишкин проболтался, что ребята играют на деньги. Когда Лидия Михайловна увидела своего ученика избитым во второй раз, то решила во что бы то ни стало вмешаться, помочь ему. А когда мальчик разгадал секрет с посылкой, она объяснила ему: «Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем ничего не соображают, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».
2. Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок? Очень важно при этом обратить внимание на детали, которые выдавали учительницу во время игры. Тогда станет ясно, что мальчик все-таки понял истинный смысл игры, которую предложила ему учительница.

Дома школьники готовят сообщение о герое по плану, предложенному в хрестоматии. Желающие могут попробовать самостоятельно составить на выбор цитатный план к рассказу о герое или составить план самого рассказа (простой или цитатный). Следующий урок начинается с обсуждения плана к рассказу о герое и плана произведения В. Распутина.

Вот примерный план рассказа «Уроки французского».

              Простой план                                Цитатный план
                                               1. «Но едва я оставался один, сразу
                                            наваливалась тоска».
  1. Одиночество мальчика.
                                               2. «Не было в тот день и не могло быть во всем
                                            белом свете человека несчастнее меня».
  2. Драка.
                                               3. «Но больше всего подгонял голод. Мне
  3. Снова избили.
                                            нужен был рубль — уже не на молоко, а на хлеб».
  4. Занятия французским языком.
                                               4. «Я шел туда как на пытку».
  5. Игра в «замеряшки».
                                               5. «Что ж, давайте играть по-настоящему,
                                            Лидия Михайловна, если хотите».
  6. Лидия Михайловна уехала.
                                                6. «Раньше я видел яблоки только
                                            на картинках, но догадался, что это они».

Рассказ о герое завершается беседой с учащимися и ответом на вопросы: «Почему рассказ называется „Уроки французского“? В чем смысл этого произведения?».

Для ответа на эти вопросы привлекается материал вступительной статьи «Уроки доброты», где В. Распутин заостряет внимание на нравственном, духовном опыте человека как наиболее ценном, чем владеют люди, что скрепляет поколения.

К уроку можно предложить шестиклассникам принести различные издания книги В. Распутина «Уроки французского», чтобы иметь возможность рассмотреть иллюстрации разных художников: В. Гальдяева, Ю. Тризны, А. Шпирко и др. Беседа проходит примерно по следующим вопросам: «Каким каждый из художников изобразил главного героя? Кто, по-вашему, точнее и глубже раскрыл его характер?» Если дети видели телепостановку рассказа «Уроки французского», то можно предложить им подумать над вопросами: «Какие сцены вам показались особенно удачными? Какое впечатление произвел главный герой? Таким ли вы его представляли ранее? Совпали ли ваши представления от прочитанного с увиденным?»

Дома учащиеся пишут самостоятельную работу по выбору:

1. Герой рассказа В. Распутина «Уроки французского».

2. Приходилось ли вам встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро? Расскажите о нем и его делах.

 Ф. А. ИСКАНДЕР

«Тринадцатый подвиг Геракла»

Мало кто из шестиклассников знаком с произведениями Фазиля Искандера. Поэтому урок должен быть построен так, чтобы учащиеся могли познакомиться с этим интересным писателем, с его произведениями. Творчество Фазиля Искандера прочно связано с его родиной, с абхазскими горами, яркими красками южного неба и моря, с воспоминаниями детства. Герои книг — по большей части земляки автора. Это великие труженики, простые, веселые и гордые люди. Много в этих книгах и товарищей его детства. Сам писатель так сказал о себе: «Я русский писатель, но певец Абхазии».

В одном из интервью Искандер заметил об этом так: «Я никогда не задумываюсь о том, чтобы быть ярко национальным абхазским писателем. Это должно получаться само собой. Я беру тот или иной момент абхазской жизни не потому, что он абхазский, а потому, что вижу в этом талант действительности. „Вот это интересно, — я говорю, — об этом интересно поговорить“. А потом это уже оказывается и национально наиболее ярким»18.

Фазиль Абдулович Искандер родился в 1929 году в Сухуми. Детство его прошло в горном селе и в сухумском дворике, куда он приезжал на лето к родным. Отец был служащим. Еще с дореволюционных времен у него был иранский паспорт, поэтому в 1938 году он был депортирован за пределы СССР вместе с другими лицами иранского происхождения. Больше никогда Фазиль Искандер не видел своего отца. Уже будучи взрослым, он узнал о том, что по прибытии в Иран отец был арестован и отправлен на каторжные работы. Окончив школу, Искандер отправляется в Москву, где хочет поступить в Университет на философский факультет. Это ему не удается. Он становится студентом Государственного библиотечного института. Он пишет стихи и в 1951 году переходит в Литературный институт имени Горького, который заканчивает в 1954 году. В 1957 году вышла первая книга стихов Ф. Искандера «Горные тропы».

Но настоящая известность пришла к нему с прозой. Еще в 1956 году в журнале «Пионер» был напечатан рассказ «Первое дело». Через шесть лет в «Юности» появляются два его новых рассказа — «Рассказ о море» и «Петух». В 1964 году в журнале «Сельская молодежь» был напечатан рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». И в этом же году восемь рассказов Искандера были включены в пятитомник «Библиотеки произведений советских писателей».

Проза Искандера началась с рассказов о детстве. В небольших смешных и трогательных рассказах писатель ставит серьезные нравственные вопросы: что такое честь и бесчестие, достоинство и трусость, в чем состоит коварство, как выражается предательство? Эти вопросы станут в дальнейшем  главными в творчестве Ф. Искандера. Обращение к детству не снижает глобальности этих вопросов, а лишь делает их более близкими читателю.

Рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» рекомендуется программой для чтения и обсуждения в классе. Поэтому все учащиеся дома прочитают его и постараются ответить на вопросы: «Какой смысл вкладывает писатель в название своего рассказа? Какое из прочитанных произведений вспоминается при этом?» Задача урока по рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла» не должна исчерпываться разговором только об этом произведении. Еще важнее познакомить учащихся с другими рассказами писателя, пробудить у них желание и интерес читать их. Поэтому учитель заранее советует желающим прочитать к уроку и другие рассказы писателя, например: «Рассказ о море», «Первое дело», «Мученики сцены», «Дедушка», «Лошадь дяди Казыма», «Запретный плод», «Петух» и др., чтобы затем высказать свое мнение. Такая беседа в классе имеет большое значение, так как она не только даст возможность высказать свои впечатления о прочитанном, но и явится хорошей рекомендацией для тех учеников, которые еще плохо знакомы с творчеством писателя. Если учитель имеет возможность, хорошо было бы на такую беседу отвести целый урок.

 Урок по рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла» может быть построен по-разному, это будет зависеть от желания учителя и возможностей класса. Но при всех обстоятельствах надо в начале урока познакомить с биографией писателя. В одном случае это будет краткое вступительное слово учителя, в другом — чтение (в сокращении) учителем или заранее подготовленным учеником интересного юмористического автобиографического рассказа «Начало» (чтение занимает 10—12 минут).

Следующий этап урока — обмен впечатлениями от прочитанных дома рассказов Ф. Искандера. Хотелось бы при этом привести мнение критика: «К рассказам Искандера о детстве возможно два отношения… иной читатель воспримет их как пустяковые, юмористические легкие историйки, забавные эпизоды. И второе — понимание того, что за благополучием и юмором, за внешней „пустяшностью“ скрывается драматическая сущность, а художественная сила воздействия основана на противоречии между праздником и трагедией, „пустяком“ и проблемой, в которой увязаешь, как только начинаешь этот „пустяк“ распутывать»19. И еще: «Не надо думать, что если герои — маленькие, если сюжеты — камерные, то и проблемы соответственно малы.

Искандер обладает способностью не только „делать из мухи слона“, но и исследовать „муху“ так, что на ней будет показана серьезнейшая, пожалуй, и сегодня актуальная проблематика»20. Для того чтобы ученики не прошли мимо главного в прочитанных рассказах, можно беседу в классе сопровождать отдельными вопросами, например такими: «Какое настроение вызвал у вас „Рассказ о море“? Как можно было бы назвать его по-другому? Почему день, описанный в рассказе „Первое дело“, становится событием в жизни героя?

Сформулируйте кратко, о чем рассказ „Мученики сцены“. Какова его главная мысль?» Было бы хорошо, если бы учитель выделил время и рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» был прочитан в классе. Это дало бы возможность почувствовать своеобразие прозы писателя, особенность его стиля, силу и обаяние юмора. Если же придется ограничиться домашним чтением рассказа, то очень важно так организовать работу в классе, чтобы постоянно звучал текст на уроке. 

Рассказ Искандера изучается в конце учебного года, когда учащиеся уже овладели необходимыми знаниями и литературными умениями. Поэтому анализ этого произведения будет своеобразной проверкой того, что знают и что уже умеют делать учащиеся. При этом следует отметить, что лишь на первый взгляд рассказ этот кажется простым. Он повествует вроде бы всего лишь о том, как мальчик пытался обвести вокруг пальца своего учителя, чтобы не получить двойку. Развитие этой, казалось бы, простой истории преображает ее в глубоко философский рассказ о том, что такое смех и как он противостоит обману, фальши, лжи. Понимание этого поможет правильно ответить на вопрос, в чем состоит главная идея этого произведения, и сформулировать ее.

Останавливаясь на своеобразии этого рассказа, уместно обратиться к статье учебной хрестоматии «Юмор», предложить учащимся выделить юмористические эпизоды в рассказе и подумать, как, каким образом писателю удается в каждом конкретном случае вызвать смех.

Обращаясь к вопросу, предложенному учащимся в качестве домашнего задания («Какой смысл вкладывает писатель в название своего рассказа? Какое из прочитанных произведений вспоминается при этом?»), учащиеся говорят о мифах Древней Греции — «Двенадцати подвигах Геракла» — и делают вывод, что название этого произведения (как и отчество учителя — Диогенович) еще в большей степени увеличивает юмористическое его звучание. Завершить разговор можно следующим заданием: «Предположим, что этот рассказ будет иллюстрировать художник. Какие, на ваш взгляд, эпизоды выберет он, чтобы точно передать суть рассказа?» Дома учащимся предлагается написать сочинение о том, каким они представляют рассказчика. Предварительно нужно выделить эпизоды, поступки, слова, наиболее яркие для его характеристики.

Сочинение следует озаглавить.

План (примерный)
1. Кто такой рассказчик?
2. Как он относится к товарищам по классу?
3. Почему Харлампий Диогенович сравнил его с Гераклом?
4. Как сам герой оценивает свои поступки?
5. Каково авторское отношение к нему?

В заключение урока учитель может сообщить учащимся о том, что есть у Искандера герой, который как бы наследует все лучшее, что было воплощено в характерах героев предшествующих рассказов. Его зовут Чик. Ф. Искандер создал целый цикл повестей и рассказов о Чике, которые складываются в отдельную книгу, где повести и рассказы, как главы, продолжают и дополняют друг друга.

Учащимся рекомендуются эти книги для самостоятельного чтения: «День Чика», «Ночь и день Чика», «Возмездие», «Защита Чика», «Чаепитие и любовь к морю», «Животные в городе», «Чик на охоте», «Подвиг Чика». 

Уроки внеклассного чтения по теме «Произведения писателей XX века»

Особое место в системе литературного образования школьников занимают уроки внеклассного чтения по произведениям писателей XX века. В центре внимания — произведения, которые затрагивают общечеловеческие ценности, вопросы нравственного воспитания. Это прежде всего относится к произведениям о родной природе. На этих уроках следует не только помочь увидеть и пережить красоту, пополнить и обогатить знания о природе — задача этих уроков состоит прежде всего в том, чтобы сделать школьников духовно богаче.

Возможностей для проведения урока внеклассного чтения по произведениям о родной природе множество. Учащимся, например, можно предложить прочитать рассказы М. Пришвина «Таинственный ящик», «Синий лапоть», «Золотой луг» и другие и подумать, чем эти рассказы отличаются от «Кладовой солнца». Что в них общего? Урок внеклассного чтения можно провести по любой из книг, рекомендованных учащимся для самостоятельного чтения: Б. Житков. «Звери и птицы земного шара», М. Пришвин. «Этажи леса», «Лоси», «Остров спасения», «Ужасная встреча», «Предательская колбаса», Г. Скребицкий. «За лесной завесой», «От первых проталин до первой грозы» и др.

Очень важным нам представляется обращение к произведениям научно- художественного жанра, которые не только закрепляют интерес учащихся к произведениям о родной природе, но и во многом развивают и расширяют его, так как сочетают в себе достоинства высокохудожественных произведений и познавательные ценности. К таким книгам относится «Лесная газета» В. В. Бианки.

1  2  3  4  5  6  7 Далее

Назад