на главную контакты карта сайта

Используемые понятия, обозначения и сокращения 

Используемые понятия, обозначения и сокращения

Базовые национальные ценности — основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие единство и успешное развитие страны в со временных условиях.

Гражданское общество — общество, способное к само организации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выра жающее свои запросы и интересы как через свободно и де мократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся прежде всего общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путём контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нём ответственного гражданина, воспитание которого явля ется главной целью образования.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Духовно нравственное воспитание — педагогически орга низованный процесс усвоения и принятия обучающимся базо вых национальных ценностей, освоение системы общечелове ческих ценностей и культурных, духовных и нравственных цен ностей многонационального народа Российской Федерации. Духовно нравственное развитие — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно смысловой сферы личности, формиро вание способности человека оценивать и сознательно вы страивать на основе традиционных моральных норм и нрав ственных идеалов отношения к себе, другим людям, общест ву, государству, Отечеству, миру в целом.

ИКТ — информационные и коммуникационные технологии — современные средства обработки и передачи инфор 190 мации, включая соответствующее оборудование, программ ное обеспечение, модели, методы и регламенты их примене ния. ИКТ компетентность (или информационная компетент ность) профессиональная (для учителя) — умение, способ ность и готовность решать профессиональные задачи, исполь зуя распространённые в данной профессиональной области средства ИКТ. ИКТ компетентность учебная (для учащегося) — уме ние, способность и готовность решать учебные задачи квали фицированным образом, используя средства ИКТ.

Индивидуальная образовательная траектория обучающегося — в обязательной части учебного плана: совместный выбор учителем, обучающимся и его родителями (законными представителями) уровня освоения программ учебных предме тов; в части, формируемой участниками образовательного процесса: выбор обучающимся и его родителями (законными представителями) дополнительных учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности.

Инновационная профессиональная деятельность — создание и распространение новшеств (технических, потреби тельских и иных), нового или усовершенствованного процес са на основе результатов научных исследований, научных раз работок или иных научных достижений.

Инновационная экономика — экономика, основанная на знаниях, создании, внедрении и использовании инноваций.

Информационная деятельность — поиск, запись, сбор, анализ, организация, представление, передача информации, проектирование и моделирование, осуществляемые челове ком; информация при этом представляется в виде взаимосвя занной системы текстов, числовых данных, программных ко дов, изображений, звуков, видео.

Информационное общество — историческая фаза разви тия цивилизации, в которой главными продуктами производ ства становятся информация и знания. Отличительной чертой является создание глобального информационного простран ства, обеспечивающего эффективное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовле творение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Компетентность — качественная характеристика реализа ции человеком сформированных в образовательном процессе знаний, обобщённых способов деятельности, познавательных и практических умений, компетенций, отражающих способ ность (готовность) человека активно и творчески использо вать полученное образование для решения личностно и соци ально значимых образовательных и практических задач, эф фективного достижения жизненных целей.

Компетенция — актуализированная в освоенных областях образования система ценностей, знаний и умений (навыков), способная адекватно воплощаться в деятельности человека при решении возникающих проблем.

Концепция духовно нравственного развития и воспи тания личности гражданина России — методологическая основа разработки и реализации Стандарта, определяющая характер современного национального воспитательного идеа ла, цели и задачи духовно нравственного развития и воспи тания детей и молодёжи, основные социально педагогические условия и принципы духовно нравственного развития и вос питания обучающихся.

Национальное самосознание (гражданская идентич ность) — разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национального самосознания (иден тичности) составляют базовые национальные ценности и об щая историческая судьба.

Образовательная среда — дидактическое понятие, сово купность внутренних и внешних условий и ресурсов развития и образования обучающихся. Образовательная среда нацелена на создание целостности педагогических условий для реше ния задач обучения, развития и воспитания обучающихся.

Патриотизм — чувство и сформировавшаяся гражданская позиция верности своей стране и солидарности с её народом, гордости за своё Отечество, город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался, готовности к служе нию Отечеству.

Планируемые результаты — система обобщённых лич ностно ориентированных целей образования, уточнённых и дифференцированных по учебным предметам, для определе ния и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке, с учётом ведущих целевых установок изучения каж дого учебного предмета, а также возрастной специфики уча щихся.

Программа формирования универсальных учебных действий — программа, регулирующая различные аспекты освоения метапредметных знаний и способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Содержит описание ценностных ориентиров на каждой ступени общего образования, связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, а также характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникатив ных универсальных учебных действий.

Социализация — усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных  связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы об щественных отношений.

Стандарт — федеральный государственный образователь ный стандарт начального общего образования.

Толерантность — терпимость к чужим мнениям, верова ниям, поведению.

Учебная деятельность — систематически организованная педагогом деятельность обучающихся, направленная на пре образование и расширение их собственного опыта на основе воссоздания и опробования культурных форм и способов действия.

Федеральные государственные образовательные стандарты — нормативные правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ на чального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Назад