на главную контакты карта сайта

Программа коррекционной работы 

7. Программа коррекционной работы

Цель программы

Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего об разования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа коррекционной работы предусматривает созда ние специальных условий обучения и воспитания, позволяю щих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством инди видуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа коррекционной работы может предусматривать как вариативные формы получения образования, так и раз личные варианты специального сопровождения детей с огра ниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или в специальном (коррекционном) классе по общей образовательной програм ме начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или) дистанцион ной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.

Задачи программы

— Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

— определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инва лидов;

— определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структу рой нарушения развития и степенью его выраженности;

1 Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

— дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признан ные в установленном порядке детьми инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

2 Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых труд ностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их воз можностям индивидуальной программы обучения или использования спе циальных образовательных программ. 

— создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образова тельной программы начального общего образования и их ин теграции в образовательном учреждении;

— осуществление индивидуально ориентированной психо лого медико педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психическо го и (или) физического развития, индивидуальных возмож ностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого медико педагогической комиссии);

— разработка и реализация индивидуальных учебных пла нов, организация индивидуальных и (или) групповых заня тий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения; — обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

— реализация системы мероприятий по социальной адап тации детей с ограниченными возможностями здоровья;

— оказание консультативной и методической помощи ро дителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, пра вовым и другим вопросам.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ре бёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

— Системность. Принцип обеспечивает единство диаг ностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений де тей с ограниченными возможностями здоровья, а также все сторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помо щи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

— Вариативность. Принцип предполагает создание вари ативных условий для получения образования детьми, имею щими различные недостатки в физическом и (или) психичес ком развитии. 

— Рекомендательный характер оказания помощи.

Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законо дательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обяза тельное согласование с родителями (законными представите лями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограничен ными возможностями здоровья в специальные (коррекцион ные) образовательные учреждения (классы, группы).

Направления работы

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные на правления. Данные направления отражают её основное содер жание:

— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого медико педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

— коррекционно развивающая работа обеспечивает свое временную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

 — консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого педагогических условий обу чения, воспитания, коррекции, развития и социализации обу чающихся;

— информационно просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными пред ставителями), педагогическими работниками.

Характеристика содержания

Диагностическая работа включает: — своевременное выявление детей, нуждающихся в спе циализированной помощи;

— раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образо вательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации; 

— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного про филя;

— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

— изучение развития эмоционально волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

— системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

— анализ успешности коррекционно развивающей работы.

Коррекционно развивающая работа включает:

— выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

— организацию и проведение специалистами индивиду альных и групповых коррекционно развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудно стей обучения;

— системное воздействие на учебно познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

— коррекцию и развитие высших психических функций;

— развитие эмоционально волевой и личностной сфер ре бёнка и психокоррекцию его поведения; — социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

— выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограничен ными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

 — консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

 Информационно просветительская работа предусматривает:

— различные формы просветительской деятельности (лек ции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представи телям), педагогическим работникам,

— вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Этап сбора и анализа информации (информационно аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно методического обеспечения, материально технической и кадровой базы учреждения.

Этап планирования, организации, координации (органи зационно исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно развивающую направлен ность и процесс специального сопровождения детей с огра ниченными возможностями здоровья при специально создан ных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Этап диагностики коррекционно развивающей образо вательной среды (контрольно диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных ус ловий и выбранных коррекционно развивающих и образова тельных программ особым образовательным потребностям ре бёнка.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно коррек тировочная деятельность). Результатом является внесение не обходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здо ровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Такое взаимодействие включает:

 — комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

— составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно познавательной, речевой, эмоциональной волевой и личностной сфер ребёнка.

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы поз волит обеспечить систему комплексного психолого медико педагогического сопровождения и эффективно решать проб лемы ребёнка.

Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе — это консилиумы и службы сопровож дения образовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (закон ным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограничен ными возможностями здоровья.

В качестве ещё одного механизма реализации коррекци онной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие об разовательного учреждения с внешними ресурсами (организа циями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).

Социальное партнёрство включает:

— сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, разви тия и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;

 — сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с об щественными объединениями инвалидов, организациями ро дителей детей с ограниченными возможностями здоровья;

— сотрудничество с родительской общественностью.

Требования к условиям реализации программы

Психолого педагогическое обеспечение:

— обеспечение дифференцированных условий (оптималь ный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого медико педагогической комис сии; 

 — обеспечение психолого педагогических условий (кор рекционная направленность учебно воспитательного процес са; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе инфор мационных, компьютерных для оптимизации образовательно го процесса, повышения его эффективности, доступности);

— обеспечение специализированных условий (выдвиже ние комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные по требности детей; дифференцированное и индивидуализиро ванное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуще ствляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

— обеспечение здоровьесберегающих условий (оздорови тельный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умствен ных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно гигиенических правил и норм);

— обеспечение участия всех детей с ограниченными воз можностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающими ся детьми в проведении воспитательных, культурно развлека тельных, спортивно оздоровительных и иных досуговых ме роприятий; — развитие системы обучения и воспитания детей, имею щих сложные нарушения психического и (или) физического развития. При организации работы в данном направлении целесообразно руко водствоваться разработанными на федеральном уровне методическими ре комендациями, учитывающими специфику образовательного и реабилитаци онного процесса для таких детей. Специальные (коррекционные) образова тельные учреждения могут выполнять функции учебно методических центров, обеспечивающих оказание методической помощи педагогическим работникам образовательных учреждений общего типа, консультативной и психолого педагогической помощи обучающимся и их родителям (законным представителям)

Программно методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно развивающие программы, диагностический и коррекционно развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессио нальной деятельности учителя, педагога психолога, социаль ного педагога, учителя логопеда, учителя дефектолога и др.

В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуаль ному учебному плану целесообразным является использова ние специальных (коррекционных) образовательных про грамм, учебников и учебных пособий для специальных (кор рекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.

Кадровое обеспечение

Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная рабо та должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или дру гие виды профессиональной подготовки в рамках обозначен ной темы.

С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной програм мы начального общего образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития следует вво дить в штатное расписание общеобразовательных учреждений ставки педагогических (учителя дефектологи, учителя логопе ды, педагоги психологи, социальные педагоги и др.) и медицинских работников.

Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой долж ности должен соответствовать квалификационным характе ристикам по соответствующей должности. Специфика организации образовательной и коррекцион ной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обус ловливает необходимость специальной подготовки педагоги ческого коллектива общеобразовательного учреждения. Для этого необходимо обеспечить на постоянной основе подготов ку, переподготовку и повышение квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением во просов образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Педагогические работники образовательного учреждения должны иметь чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.

Материально техническое обеспечение

Материально техническое обеспечение заключается в соз дании надлежащей материально технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно развивающую среды образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и коллективного пользования, для органи зации коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно профилактических мероприятий, хозяйственно бытового и санитарно гигиенического обслуживания).

Информационное обеспечение

Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, име ющих трудности в передвижении, с использованием совре менных информационно коммуникационных технологий.

Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источ никам информации, к информационно методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио и видеоматери алов.

Назад