2.5.1. Числа и величины
Выпускник научится:
• читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
• устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять после довательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
• читать, записывать и сравнивать величины (массу, вре мя, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Выпускник получит возможность научиться:
• классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
• выбирать единицу для измерения данной величины (дли ны, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
2.5.2. Арифметические действия
Выпускник научится:
• выполнять письменно действия с многозначными чис лами (сложение, вычитание, умножение и деление на одно значное, двузначное числа в пределах 10 000) с использова нием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов пись менных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
• выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в слу чаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
• выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
• вычислять значение числового выражения (содержаще го 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять действия с величинами;
• использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
• проводить проверку правильности вычислений (с по мощью обратного действия, прикидки и оценки результа та действия и др.).
2.5.3. Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
• анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения за дачи, выбирать и объяснять выбор действий;
• решать учебные задачи и задачи, связанные с повсе дневной жизнью, арифметическим способом (в 1—2 дейст вия);
• оценивать правильность хода решения и реальность от вета на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
• решать задачи на нахождение доли величины и ве личины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
• решать задачи в 3—4 действия;
• находить разные способы решения задачи.
2.5.4. Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Выпускник научится:
• описывать взаимное расположение предметов в прост ранстве и на плоскости;
• распознавать, называть, изображать геометрические фи гуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
• выполнять построение геометрических фигур с задан ными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с по мощью линейки, угольника; • использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
• распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
• соотносить реальные объекты с моделями геометричес ких фигур.
Выпускник получит возможность научиться распозна вать, различать и называть геометрические тела: парал лелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
2.5.5. Геометрические величины
Выпускник научится:
• измерять длину отрезка;
• вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
• оценивать размеры геометрических объектов, расстоя ния приближённо (на глаз). Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.
2.5.6. Работа с информацией
Выпускник научится:
• устанавливать истинность (верно, неверно) утверждений о числах, величинах, геометрических фигурах;
• читать несложные готовые таблицы;
• заполнять несложные готовые таблицы;
• читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
• читать несложные готовые круговые диаграммы;
• достраивать несложную готовую столбчатую диа грамму;
• сравнивать и обобщать информацию, представлен ную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
• понимать простейшие выражения, содержащие логи ческие связки и слова («… и …», «если… то…», «верно/не верно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
• составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
• распознавать одну и ту же информацию, представ ленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
• планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
• интерпретировать информацию, полученную при про ведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
2.6. Окружающий мир
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучаю щиеся на ступени начального общего образования:
• получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико ориентированных знаний о природе, че ловеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способству ющих формированию российской гражданской идентич ности;
• приобретут опыт эмоционально окрашенного, личност ного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие яв лений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окру жении;
• получат возможность осознать своё место в мире на ос нове единства рационально научного познания и эмоцио нально ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважи тельного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
• познакомятся с некоторыми способами изучения приро ды и общества, начнут осваивать умения проводить наблюде ния в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно следственные связи в окружающем ми ре и неизбежность его изменения под воздействием челове ка, в том числе на многообразном материале природы и куль туры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развива ющемся мире;
• получат возможность приобрести базовые умения рабо ты с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, гото вить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
• примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятель ности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представ лений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фунда мент своей экологической и культурологической грамотнос ти, получат возможность научиться соблюдать правила пове дения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
2.6.1. Человек и природа
Выпускник научится:
• узнавать изученные объекты и явления живой и нежи вой природы;
• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное обору дование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
• использовать естественно научные тексты (на бумажных и электронных носятелях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
• использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на ос нове иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
• использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использо вать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
• определять характер взаимоотношений человека и при роды, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
• понимать необходимость здорового образа жизни, со блюдения правил безопасного поведения; использовать зна ния о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить не большие презентации по результатам наблюдений и опытов;
• моделировать объекты и отдельные процессы реаль ного мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
• осознавать ценность природы и необходимость нес ти ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля са мочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной ги гиены;
• выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при не сложных несчастных случаях;
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соот ветствии с поставленной задачей и условиями её реализа ции.
2.6.2. Человек и общество
Выпускник научится:
• узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с ве ком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
• используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
• оценивать характер взаимоотношений людей в различ ных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброже лательности и эмоционально нравственной отзывчивости, по нимания чувств других людей и сопереживания им;
• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литерату ру о человеке и обществе с целью поиска познавательной ин формации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразны ми окружающими социальными группами;
• ориентироваться в важнейших для страны и личнос ти событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
• наблюдать и описывать проявления богатства внут реннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
• проявлять уважение и готовность выполнять совме стно установленные договорённости и правила, в том чи сле правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной обра зовательной среде;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в со вместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
2.7. Музыка
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие; развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального ис кусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; начнут развиваться образ ное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно творческие способ ности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся воспринимать музыку и размыш лять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отноше ние к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жиз ненный оптимизм. Они смогут воплощать музыкальные обра зы при создании театрализованных и музыкально пластичес ких композиций, разучивании и исполнении вокально хоровых произведений, игре на элементарных детских музы кальных инструментах. У них проявится способность вставать на позицию друго го человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значи мых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; импровизировать в разнообразных видах музыкально творческой деятельности. Они смогут реализовать собственный творческий потенци ал, применяя музыкальные знания и представления о музы кальном искусстве для выполнения учебных и художествен но практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно творческих ситуаций в повседневной жизни.
Обучающиеся научатся понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельнос ти; получат представление об эстетических идеалах человече ства, духовных, культурных отечественных традициях, этни ческой самобытности музыкального искусства разных народов.
2.7.1. Музыка в жизни человека
Выпускник научится:
• воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных ви дах музыкально творческой деятельности;
• ориентироваться в музыкально поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том чис ле родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
• воплощать художественно образное содержание и инто национно мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
• реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
• организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально творческую деятельность, музицировать.
2.7.2. Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
• соотносить выразительные и изобразительные интона ции, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполни тельской деятельности на основе полученных знаний;
• наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
• общаться и взаимодействовать в процессе ансамблево го, коллективного (хорового и инструментального) воплоще ния различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
• реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и ин терпретации музыки, игре на детских элементарных му зыкальных инструментах, музыкально пластическом дви жении и импровизации);
• использовать систему графических знаков для ориен тации в нотном письме при пении простейших мелодий;
• владеть певческим голосом как инструментом духов ного самовыражения и участвовать в коллективной твор ческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
2.7.3. Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
• исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движе ние, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
• определять виды музыки, сопоставлять музыкальные об разы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
• оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
• адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессиональ ного и музыкально поэтического творчества народов мира;
• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно массовых мероприятий, представ лять широкой публике результаты собственной музыкаль но творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкаль ные коллекции (фонотека, видеотека).
2.8. Изобразительное искусство
В результате изучения изобразительного искусства на сту пени начального общего образования у обучающихся: • будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, по требность в художественном творчестве и в общении с искус ством, первоначальные понятия о выразительных возможнос тях языка искусства; • начнут развиваться образное мышление, наблюдатель ность и воображение, учебно творческие способности, эсте тические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художест венный вкус;
• сформируются основы духовно нравственных ценностей личности — способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, во площённых в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, ко торые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нрав ственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, — любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о млад ших и старших, ответственности за другого человека;
• появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно продук тивной деятельности, разовьётся трудолюбие, оптимизм, спо собность к преодолению трудностей, открытость миру, диа логичность;
• установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно истори ческой, социальной и духовной жизни родного края, на полнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационально го народа Российской Федерации, зародится целостный, со циально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и рели гий;
• будут заложены основы российской гражданской иден тичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответ ственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
• овладеют практическими умениями и навыками в вос приятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), жи вописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструи ровании, декоративно прикладном искусстве;
• смогут понимать образную природу искусства; давать эс тетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и общест ву; воплощать художественные образы в различных формах художественно творческой деятельности;
• научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учеб ных и художественно практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ средств;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
• смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно практических задач, действовать самостоятельно при разреше нии проблемно творческих ситуаций в повседневной жизни.
2.8.1. Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструиро вание и дизайн, декоративно прикладное искусство) и участ вовать в художественно творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ни ми для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
• эмоционально ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно твор ческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образно го языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и ми рового искусства, изображающие природу, человека, различ ные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружа ющего мира и жизненных явлений;
• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выра зительных средств, различать сюжет и содержание в зна комых произведениях;
• видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту); • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
2.8.2. Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплоще ния собственного художественно творческого замысла;
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с по мощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы раз личной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, ху дожественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно прикладно го искусства, художественного конструирования в собственной художественно творческой деятельности; пе редавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и постро ек средствами изобразительного искусства и компьютер ной графики;
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
2.8.3. Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно творческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, че ловека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
• видеть, чувствовать и изображать красоту и раз нообразие природы, человека, зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных куль турах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, вы ражая к ним своё отношение;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
2.9. Технология
В результате изучения курса «Технологии» обучающиеся на ступени начального общего образования:
• получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно преобразующей дея тельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно эстетического и социально исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отно шения к ним в целях сохранения и развития культурных тра диций;
• получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
• получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;
• научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно декоративных и других изделий.
Решение конструкторских, художественно конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представ лений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.
Обучающиеся:
• в результате выполнения под руководством учителя кол лективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов получат первоначальный опыт ис пользования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в це лях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчинённых, распреде ление общего объёма работы, приобретение навыков сотруд ничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважитель ного общения со сверстниками и взрослыми;
• овладеют начальными формами познавательных уни версальных учебных действий — исследовательскими и ло гическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
• получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию;
• познакомятся с персональным компьютером как техни ческим средством, с его основными устройствами, их назна чением; приобретут первоначальный опыт работы с прос тыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио и видеофрагментами; овладеют приёмами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами;
• получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяй ству.
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
2.9.1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Выпускник научится:
• иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёс лах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
• понимать общие правила создания предметов рукотвор ного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функ циональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
• планировать и выполнять практическое задание (прак тическую работу) с опорой на инструкционную карту; при не обходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
• выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
• уважительно относиться к труду людей;
• понимать культурно историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
• понимать особенности проектной деятельности, осу ществлять под руководством учителя элементарную про ектную деятельность в малых группах: разрабатывать за мысел, искать пути его реализации, воплощать его в про дукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
2.9.2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Выпускник научится:
• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно художест венным и конструктивным свойствам в соответствии с по ставленной задачей;
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их вы делении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
• применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
• выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавли вать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам. Выпускник получит возможность научиться:
• отбирать и выстраивать оптимальную технологи ческую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
• прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно художественной задачей.
2.9.3. Конструирование и моделирование
Выпускник научится:
• анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на до страивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
• изготавливать несложные конструкции изделий по ри сунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступ ным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
• соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
• создавать мысленный образ конструкции с целью ре шения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
2.9.4. Практика работы на компьютере
Выпускник научится:
• соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться пер сональным компьютером для воспроизведения и поиска не обходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско технологических задач;
• использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания; • создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными спосо бами её получения, хранения, переработки.
2.10. Физическая культура (для обучающихся, не имеющих противопоказаний для занятий физической культурой или существенных ограничений по нагрузке)
В результате обучения обучающиеся на ступени начально го общего образования:
• начнут понимать значение занятий физической культу рой для укрепления здоровья, физического развития и физи ческой подготовленности, для трудовой деятельности, воен ной практики;
• начнут осознанно использовать знания, полученные в курсе «Физическая культура», при планировании и соблюде нии режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге;
• узнают о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообраще ния, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур.
Обучающиеся:
• освоят первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно оздоровитель ных мероприятий в течение учебного дня, во время подвиж ных игр в помещении и на открытом воздухе; • научатся составлять комплексы оздоровительных и об щеразвивающих упражнений, использовать простейший спор тивный инвентарь и оборудование;
• освоят правила поведения и безопасности во время за нятий физическими упражнениями, правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;
• научатся наблюдать за изменением собственного роста, массы тела и показателей развития основных физических ка честв; оценивать величину физической нагрузки по частоте пульса во время выполнения физических упражнений;
• научатся выполнять комплексы специальных упражне ний, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения;
• приобретут жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого челове ка: бегать и прыгать различными способами; метать и бросать мячи; лазать и перелезать через препятствия; выполнять акробатические и гимнастические упражнения, простейшие комбинации; передвигаться на лыжах (в снежных районах России) и плавать простейшими способами; будут демонстри ровать постоянный прирост показателей развития основных физических качеств;
• освоят навыки организации и проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игр в футбол, баскетбол и волейбол; в процессе игровой и соревнова тельной деятельности будут использовать навыки коллектив ного общения и взаимодействия.
2.10.1. Знания о физической культуре
Выпускник научится:
• ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней заряд ки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвиж ных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
• раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
• ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быст роту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
• организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреж дения травматизма во время занятий физическими упражне ниями.
Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
• характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
2.10.2. Способы физкультурной деятельности
Выпускник научится:
• отбирать и выполнять комплексы упражнений для ут ренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изучен ными правилами;
• организовывать и проводить подвижные игры и сорев нования во время отдыха на открытом воздухе и в помеще нии (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать прави ла взаимодействия с игроками;
• измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносли вость, гибкость), вести систематические наблюдения за их ди намикой.
Выпускник получит возможность научиться:
• вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкульт минуток, общеразвивающих упражнений для индивидуаль ных занятий, результатов наблюдений за динамикой ос новных показателей физического развития и физической подготовленности;
• целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических ка честв;
• выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
2.10.3. Физическое совершенствование
Выпускник научится:
• выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физи ческих качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
• выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств;
• выполнять организующие строевые команды и приёмы;
• выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
• выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (низкие перекладина и брусья, напольное гимнасти ческое бревно);
• выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);
• выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Выпускник получит возможность научиться:
• сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
• выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
• играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам;
• выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
• плавать, в том числе спортивными способами;
• выполнять передвижения на лыжах (для снежных регионов России).
Планируемые результаты освоения учебных программ по всем учебным предметам на ступени начального общего об разования с примерами заданий для итоговой оценки дости жения планируемых результатов представлены в Приложении к данной Примерной основной образовательной программе начального общего образования1.
1 См.: Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.; под. ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009.
Предыдущая страница
Назад