на главную контакты карта сайта

Методика преподавания русского языка в средней школе. Рабочая программа курса 

                                  11
классификации методов обучения русскому языку: типы, классы и виды
методов (М.Т. Баранов).
      Система (методы) проблемного и развивающего обучения (Лернер
И.Я., Махмутов М.И., Напольнова Т.В. и др.) как основа активизации
учебной деятельности учащихся на уроках русского языка: создание
проблемной ситуации, частично-поисковый, исследовательский методы.
      Роль и место занимательности на уроках русского языка.
Лингвистические игры и методика их проведения.
      Специфика программированного обучения, применение ЭВМ на
уроках русского языка. Алгоритмы и опорные конспекты, блочная подача
материала как составляющая современных технологий.
      Средства обучения (СО) языку. Общешкольная система СО,
типология современных СО языку, их характеристика.
      Учебный и учебно-методический комплекс (УК и УМК) как
основные средства обучения языку. Структурные элементы УМК:
программа, учебники, рабочие тетради, методические рекомендации
составителей (авторов) учебников, дидактические материалы, материалы
из опыта работы учителей, справочники, словари, различные наглядные
пособия.
      Учебник (учебное пособие) как ведущее средство обучения,
конкретно реализующее программу. Основы теории учебника, принципы
его построения. Основные функции учебников: информативная,
систематизирующая, трансформационная. Структура учебника. Способы
подачи материала в учебниках разных классов: индуктивный, индуктивно-
дедуктивный и дедуктивный; соотношение и особенности изложения
теоретического и практического материала в разных учебниках.
      Назначение и характеристика других включенных в УМК пособий.
      Анализ и характеристика действующих в современной школе
основных УК и УМК для 5-9 классов (стабильных и параллельных), для
10-11 классов. УК и УМК для углубленного изучения языка в 5-9-11
классах. Другие учебники русского языка (включая учебники нового
поколения под ред. П.А. Леканта, под ред. А.А. Леонтьева и учебные
пособия для школы по культуре речи, стилистике, риторике, русской
словесности. Анализ пособий по изучению отдельных разделов русского
языка.
      Использование средств наглядности, ТСО и ПЭВМ в современном
преподавании русского языка.
      Кабинет русского языка в школе, его значение и оборудование.
      2. Методика преподавания разделов курса русского языка
      Методика преподавания фонетики и графики.
      Значение, задачи и место изучения фонетики в школе. Содержание и
структура раздела.
      Звук. Звуковая система русского языка. Классификация гласных.
Сильная и слабая позиция гласных, их редукция. Классификация


                                  12
согласных. Звонкие и глухие (сонорные и шумные), твердые и мягкие
согласные.
      Вопрос о расширении содержания раздела фонетики за счет
включения в него лингвистических понятий: фонема, позиционные
изменения гласных звуков (редукция) и чередования согласных звуков
(позиционное смягчение, озвончение, оглушение, уподобление и
расподобление звуков).
      Слог и его разновидности, характеристика слогов. Ударение и его
особенности в русском языке.
      Дальнейшее     формирование     (углубление)  представления    о
соотношении звука речи и буквы, графической системе русского языка.
Двойная функция йотированных букв. Связь фонетики с орфографией.
Понятие об ассимилятивной и исконной (фонемной) мягкости и
обозначение мягкости согласных на письме.
      Наблюдение над звучащей речью, выполнение устных упражнений
как основное требование к обучению фонетике в школе. Основные виды
упражнений по фонетике.
      Фонетический разбор как основной вид упражнений по фонетике,
методика его проведения.
      Реализация знаний по фонетике при изучении других разделов
школьного курса русского языка.
      Формирование орфоэпических и акцентологических умений и
навыков, знакомство с основными нормами русского произношения и
ударения, работа над их усвоением учащимися. Использование в работе
основных словарей и справочников.
      Методика преподавания лексики и фразеологии.
      Значение, задачи и место изучения лексики и фразеологии в
школьном курсе русского языка.
      Основные принципы изучения раздела: экстралингвистический,
лексико-грамматический, семантический, диахронический.
      Содержание и этапы работы по изучению лексики и фразеологии.
Связь понятий «многозначность слова» и «переносное значение слова».
Способы разграничения многозначных слов и омонимов. Синонимы и
антонимы. Типы фразеологизмов.
      Методы и приемы изучения лексики и фразеологии. Система и виды
упражнений, используемых в процессе овладения ЗУНами. Роль и
методика лексического разбора.
      Работа над лексическими нормами. Словарная и словарно-
стилистическая работа, обогащение словарного запаса, работа над
тематическими группами слов. Работа со словарями.
      Методика преподавания морфемики и словообразования.
      Значение, задачи и место изучения морфемики и словообразования в
школе.
      Содержание раздела. Работа над составом слова. Морфема и ее
разновидности. Определение морфемы как наименьшей значимой (в


                                  13
лексическом или грамматическом плане) части слова. Введение понятия
нулевого аффикса. Корневые морфемы и служебные. Основа слова как
часть слова без окончания и формообразующих суффиксов. Выработка у
учащихся умения выделять значимые части слова (морфемы).
      Предмет и основные понятия синхронного словообразования:
производная и производящая основы, словообразующее средство,
словообразовательный тип, способ словообразования (аффиксальные и
безаффиксные). Трудности изучения данного раздела, методы и приемы
работы      над      ним.     Система      упражнений.       Морфемный,
словообразовательный и этимологический виды разбора, их задачи,
различия и методика проведения.
      Методика преподавания грамматики.
      Грамматика как раздел школьного курса русского языка, его
значение, содержание и структура. Формирование целостного
представления о грамматическом строе русского языка как конечная цель
преподавания грамматики. Роль грамматики в усвоении норм
литературного языка, развитии мышления, овладении орфографическими и
пунктуационными умениями и навыками.
      Содержание работы по морфологии. Особенности изучения частей
речи и их категорий. Вопрос о количестве частей речи, их классификация.
      Упражнения по морфологии. Особенности морфологического
разбора, методика его проведения.
      Связь морфологии и синтаксиса. Принцип изучения морфологии на
синтаксической основе и синтаксиса на основе морфологии.
      Значение, задачи и содержание синтаксиса как раздела грамматики.
      Пропедевтическое и систематическое изучение синтаксиса в школе.
Особенности формирования синтаксических понятий (словосочетание и
предложение, виды связи в словосочетании и предложении, понятие о
членах предложения и его грамматической основе, простое (полное,
распространенное и осложненное) и сложное предложение, типы простых
и сложных предложений, их классификация) и методика их изучения.
Упражнения по синтаксису. Синтаксический разбор, методика его
проведения. Модели различных предложений. Построение линейных и
вертикальных схем, отражающих структуру предложений.
      Основные грамматические (морфологические и синтаксические)
нормы;     способы     предупреждения     и    преодоления     типичных
грамматических ошибок. Обогащение речи учащихся изучаемыми
синтаксическими      конструкциями,    работа     над    синонимичными
конструкциями. Наблюдение над готовым текстом и самостоятельное
конструирование предложений изучаемого типа.
      Методика обучения правописанию.
      Правописание, его нормы как обязательный атрибут письменной
формы литературного языка. Соблюдение правил правописания как
необходимый компонент письменной речи. Формирование умений и


                                 14
навыков правописания. Методика работы над теоретическим и
практическим материалом.
      Алгоритм как эффективный способ обучения применению
изученного правила. Виды упражнений и письменных работ. Списывание
готового текста, усложненное списывание, самодиктант, письмо по
памяти, программированные упражнения, диктанты, их типология и
классификация.
      Диктанты с грамматическим заданием. Контрольные, итоговые
диктанты. Требования к текстам диктантов. Целесообразность
использования и методика проведения диктантов разных видов.
      Обучение орфографии и пунктуации с компьютерной поддержкой.
Типы орфографических и пунктуационных ошибок и их классификация:
грубые/негрубые, однотипные, повторяющиеся. Исправляемые и
учитываемые ошибки. Ошибки и описки. Разграничение орфографических
и грамматических ошибок.
      Нормы оценки диктантов, письменных работ.
      Тестирование как средство проверки уровня грамотности.
Особенности оценки тестирования.
      Учет ошибок, их классификация и работа над ними.
      Методика орфографии. Роль и место изучения орфографии в
школьном курсе русского языка. Основные принципы русской
орфографии. Зависимость методов и приемов обучения орфографии от
принципов ее построения. Природа орфографического навыка и
психологические основы его формирования. Орфографическая зоркость,
способы ее развития. Понятие об орфограмме; типы и виды орфограмм,
изучаемых в школе.       Орфографическое правило, особенности его
структуры, этапы изучения. Орфографический разбор, методика его
поведения. Работа с орфографическим словарем. Обобщающая работа по
орфографии ее значение для повышения грамотности учащихся.
      Методика пунктуации. Значение, место и задачи пунктуационной
работы в школе, ее содержание. Основы русской пунктуации и ее
принципы: смысловой, интонационный, грамматический. Связь между
пунктуационными правилами и синтаксической структурой предложения.
      Понятие о пунктограмме и ее типах. Пунктуационные правила.
Методика их изучения и работы над формированием пунктуационных
навыков. Принципы обучения пунктуации :принцип анализа строения,
состава и типов предложения, смысловых и синтаксических отношений
между словами, предложениями и частями предложения; принцип
развития речевого слуха учащихся; принцип выразительного «чтения»
знаков препинания; принцип развития навыков расстановки знаков
препинания в процессе письма; принцип системности и систематичности
работы над пунктуацией.
      Система упражнений (упражнения аналитические и синтетические),
отбор дидактического материала для них. Пунктуационный разбор.


                                  15
      Трудные случаи пунктуации и методика работы над ними.
Ознакомление учащихся с вариативным и факультативным употреблением
знаков препинания с целью расширения их лингвистического кругозора.
      Вопрос об орфографическом и пунктуационном минимуме в средней
школе (А.В. Текучев).
      Методика развития речи.
      Развитие речи – обязательный компонент обучения родному языку.
Язык и речь. Речь как процесс речевой деятельности. Виды речевой
деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Текст как продукт
речевой деятельности.
      Формирование коммуникативной компетенции, владения видами
речевой деятельности на основе речеведческих знаний – одна из основных
задач современной школы.
      Методика формирования базовых речеведческих понятий. Речь как
использование средств языка для целей общения. Условия общения.
Разновидности речи: устная и письменная формы речи, диалогическая и
монологическая речь.
      Методические     принципы      формирования      коммуникативной
компетенции: 1) принцип единства развития речи и мышления; 2) принцип
взаимосвязи в развитии устной и письменной речи; 3) принцип связи
речевой работы с изучением грамматики и правописания, с занятиями по
литературе; 4) принцип взаимосвязанности обучения языковым операциям,
текстовым действиям и коммуникативной деятельности в рамках речевых
ситуаций различных типов.
      Основные направления работы по развитию речи учащихся на
уроках русского языка, составляющие единое целое: 1) овладение
нормами русского литературного языка; 2) обогащение словарного запаса
и грамматического строя речи учащихся; 3) формирование умений и
навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
      Система работы по развитию речи: работа над развитием речи в
процессе изучения языкового материала (формирования языковой
компетенции) и работа на специальных уроках по развитию речи.
      Культура речи как две ступени овладения литературным языком:
речь правильная и речь хорошая (коммуникативно целесообразная).
Нормализаторский, текстовый и собственно коммуникативный аспекты
речевой культуры. Формирование основ культуры речевого поведения,
обучение речевому этикету.
      Методика работы над словом и обогащением словарного запаса
учащихся.
      Стилистический аспект, стилистическая направленность обучения
русскому языку в школе. Значение, задачи, место и содержание работы по
стилистике. Методика формирования основных стилистических понятий и
изучения       функциональных      стилей:      научного,     делового,
публицистического, художественного и разговорного.


                                   16
      Понятие о сфере употребления, задача, целях и условиях общения;
стилевых чертах, языковых средствах. Виды стилистических упражнений,
их типология, последовательность проведения.
      Связная речь как методическое понятие. Значение, задачи,
содержание и этапы работы по развитию связной речи учащихся.
      Системное формирование у учащихся рецептивных, репродуктивных
и продуктивных текстовых умений (содержательных, композиционных,
стилистико-языковых).
      Лингвистические основы работы над связной речью. Усвоение
основных речеведческих понятий («текст», «типы текста» и др.).
      Основные характеристики текста, тема и основная мысль; развитие
мысли в тексте, «данное» и «новое» в предложениях текста, цепной и
параллельный способы связи предложений, деление текста на абзацы;
строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка; план текста простой и
сложный; композиция целого текста.
      Методика обучения анализу и созданию текстов основных
функционально-смысловых типов речи: повествования, описания,
рассуждения. Методика обучения различным речевым жанрам.
Упражнения по развитию письменной и устной связной речи учащихся.
Изложения и сочинения, их типы и классификация. Методика подготовки
к изложениям и сочинениям и методика их проведения.
      Нормы оценки изложений, сочинений, устных высказываний
учащихся. Ошибки речевые, стилистические, фактические, логические.
      Значение работы на уроках развития речи со словарями различных
типов.
      Место, задачи и методика лингвистического, стилистического,
лингвостилистического и комплексного анализов текста на уроках
русского языка.

                      Рекомендуемая литература

                         Основная литература

Учебники и учебные пособия по методике преподавания русского языка

1. Методика преподавания русского языка/ Под ред. М.Т.Баранова. –
   М.,1991; М., 2000.
2. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – 3-е изд. – М.,
   1980.
3. Методика       преподавания       русского языка:  руководство      к
   самостоятельной работе над курсом/ Под ред. М.С.Соловейчик.-
   М.,1988.
4. Основы методики русского языка в 4-8 классах/ Под ред. А.В.Текучева
   и др. – М., 1978. – 2-е изд. – М.,1983.
5. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1983.


                                    17
6. Власенков А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней
   школе. - М., 1973.
7. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедева В.И. Методика преподавания
   русского языка. – М.,1974.
8. Блинов Г.И., Панов Б.Т. Практические и лабораторные занятия по
   методике русского языка. – М.,1986.
9. Напольнова Т.В., Пустовалов П.С. Практикум по методике
   преподавания русского языка. – М., 1976.

                     Справочники и хрестоматии

10. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. –
   М.,1988. – 2-е изд. – М., 1997, 2000.
11. Хрестоматия по методике русского языка: Русский язык как предмет
   преподавания/ Сост. А.В.Текучев. – М., 1982.
12. Хрестоматия по методике русского языка: Организация учебного
   процесса по русскому языку в школе/ Авт.-сост. Б.Т.Панов,
   Л.Б.Яковлева. – М., 1991.
13. Хрестоматия по методике русского языка: Преподавание орфографии и
   пунктуации в общеобразовательных учебных заведениях/ Авт.-сост.
   В.Ф.Иванова, Б.И.Осипов. – М.,1995.
14. Хрестоматия по методике русского языка: Методы обучения русскому
   языку в общеобразовательных учреждениях/ Авт.-сост. М.Р.Львов. –
   М., 1996.
15. Методика преподавания русского языка. Хрестоматия/ Сост.
   М.С.Лапатухин. – М., 1960.

Информационно- инструктивные материалы, методические письма,
                         концепции

16. О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к
    проведению работ и проверке тетрадей. Методическое письмо// РЯШ. –
    1981. - №1.
17. О преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях.
    Информационно-методическое письмо Министерства общего и
    профессионального образования РФ // РЯШ. – 1998. - №6. О
    преподавании русского языка в ощеобразовательных учреждениях РФ в
    1999 – 2001 учебном году // РЯШ. – 1999. – №4. Или: РЯ. – 1999. - №30.
18. Рыбченкова     Л.М.     Об     экзамене   по   русскому     языку    в
    общеобразовательных учреждениях РФ в 1999/2000 учебном году //
    РЯШ. – 2000. – №2.
19. Изложение с элементами сочинения – аттестационная форма контроля:
    Методическое письмо (№478 от 22.05.96, рекомендованное
    управлением развития общего среднего образования МО РФ) // РЯШ. –
    1996. - №6. Или: РЯ. – 1997. – №17.


                                    18
20. О проведении экспериментального письменного экзамена по литературе
    в 11 классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации
    в 2000/2001 учебном году // РЯ. – 2001. – №1.
21. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.
    Пособие для учителя/ Сост. В.И.Капинос, Г.А.Костяева. – М.,1978. – 2-е
    изд. – М.,1986. Или: Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
    по русскому языку // Хрестоматия по методике русского языка:
    Преподавание орфографии и пунктуации в общеобразовательных
    учебных заведениях / Авт.-сост. В.Ф.Ива-нова, Б.И.Осипов. – М., 1995.
    – С.30-36.
22. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся (проект) // РЯШ. –
    1993 – №4.
23. Баранов М.Т. Современные критерии и нормативы оценки знаний,
    умений и навыков учащихся по русскому языку (о проекте) // РЯШ. –
    1994. – №3.
24. Концепция образовательной области “Филология” в 12-летней школе //
    Содержание образования в двенадцатилетней школе. – М.,2000.
25. Проект “Концепции образовательной области “Филология” в 12-летней
    школе” и “Концепции образования по русскому (родному) языку в 12-
    летней школе (основное и среднее (полное)общее образование)” //
    РЯШ. – 2000. – №2.
26. Концепция образовательной области “Филология” в 12-летней школе
    (для национальных школ с нерусским языком обучения) // РС. – 2000. -
    №3.
27. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в
    12-летней школе) // РС. – 2000. – №2. Или: УГ. – 1999. - №50.

Государственные образовательные стандарты и школьные программы
                        по русскому языку

28. Государственный общеобразовательный стандарт по русскому
    (родному) языку // Учебные стандарты школ России. – М., 1998.
29. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта
    начального общего, основного общего и среднего (полного)
    образования. Образовательная область “Язык и литература” (Русский
    язык /родной/). – М., 1996 //РЯ. – 1996. - №44.
30. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта
    (ГОС) начального общего, основного общего и среднего (полного)
    образования. Образовательная область “Язык и литература” (Русский
    язык как государственный). М., 1996 // РЯ. – 1996. - №45.
31. Обязательный минимум содержания образовательных программ
    основной общеобразовательной школы по русскому языку // РЯШ. –
    1997. - №5. –С.102-104; см. также: УГ. – 1997. – №32. – С. 4-8; ПС. –
    1997. – №79. – С. 3-6.


                                  19
32. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего
   образования: Образовательная область “Филология”: Русский язык как
   государственный; Русский язык как родной // УГ. – 1999. – №27; см.
   также: РС. – 1999. – №5.
33. Программно-методические материалы: Русский язык: V-IX классы /
   Сост. Л.М.Рыбченкова. – М., 1998.
34. Программно-методические материалы: Русский язык: X-XI классы /
   Сост. Л.М.Рыбченкова. – М., 1998.
35. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев:
   Русский язык. – М., 1999.
36. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык: Для
   классов гуманитарного профиля. – М., 1994.
37. Программы для общеобразовательных учебных заведений: Русский
   язык. Ч.I, II, III. – М., 1992.
38. Бабайцева В.В. Программа по русскому языку для V-XI классов
   учебных заведений с углубленным изучением русского языка. // РС. –
   1999. – №1. – С. 32-37.
39. Программа по русскому языку для средней школы / Ред. М.В.Панов //
   РЯ. – 1997. – №43. – С. 5-10.
40. Программа “Русский язык. 5-9 классы” (обновленная, к стабильному
   учебному комплексу под ред. Н.М.Шанского). 5 класс // РЯШ. – 1999. –
   №4. – С. 122-124.
41. Экспериментальная программа развивающего обучения русскому
   языку. 5-7 классы (к экспериментальному учебнику В.В.Репкина
   “Русский язык”. 5 класс; 6 класс; 7 класс). – ННМЦ “Развивающее
   обучение”. – Харьков (ротапринт).
42. Богданова Г.А. Программа по русскому языку для X-XI классов
   общеобразовательной школы. // РС. – 2000. – №6. – С. 60-62.
43. Программы средней общеобразовательной школы: Факульта-тивные
   курсы. – М., 1990.

Школьные учебные комплексы, учебники и учебные пособия по русскому
     языку и дополнительным лингвистическим дисциплинам

44. Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т.,
   Кулибаба И.И. Русский язык. 5 класс / Науч. ред. Н.М.Шанский. – 26-е
   изд. – М., 1999.
45. Баранов М. Т.,Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т.,
   Кулибаба И.И. Русский язык. 6 класс / Науч. ред. Н.М.Шанский. – 21-е
   изд. – М., 1999.
46. Баранов М. Т.,Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т.,
   Кулибаба И.И. Русский язык. 7 класс / Науч. ред. Н.М.Шанский. – 20-е
   изд. – М., 1999.
47. Бархударов С. Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский
   язык. 8 класс. – 22-е изд. – М.,2000.


                                   20
48. Бархударов С. Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский
   язык. 9 класс. – 22-е изд. – М.,2000.
49. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5 – 9 классы.
   Учебник. – М., 1999, 2000.
50. Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений. 5 класс / Сост.
   А.Ю.Купалова; Науч. редактор В.В.Бабайцева. – М., 1999, 2000.
51. Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений. 6-7 классы /
   Сост.     Г.К.Лидман-Орлова,        С.Н.Пименова;   Науч.     редактор
   В.В.Бабайцева. – М., 1999, 2000.
52. Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений. 8-9 классы /
   Сост. Ю.С.Пичугов; Науч. редактор В.В.Бабайцева. – М., 1999, 2000.
53. Никитина Е.И. Русская речь. 5-7 классы / Науч. редактор
   В.В.Бабайцева. – М., 1999, 2000.
54. Никитина Е.И. Русская речь. 8-9 классы / Науч. редактор
   В.В.Бабайцева. – М., 1999, 2000.*
55. Разумовская М.М., Львова С.И., Богданова Г.А., Капинос В.И. и др.
   Русский язык. 5 класс / Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 5-е
   изд. – М., 1998-2000.
56. Разумовская М.М. и др. Русский язык: Сборник задач и упражнений. 5
   класс. – М., 1995.
57. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. 6
   класс / Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 4-е изд. – М., 2000.
58. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. 7
   класс / Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 3-е изд. – М., 1997-
   2000.
59. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. Русский
   язык. 8 класс / Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. –М., 1998-
   2000.
60. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. Русский
   язык. 9 класс / Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. –М., 1999-
   2000.
61. Лекант П.А., Леденева В.В., Маркелова Т.В., Монина Т.С., Самсонова
   Н.Б. Русский язык: Теория. Практика. Речь. 5 класс / Под ред.
   П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2000.
62. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский
   язык. 5класс/ Ред. А.А. Леонтьев. – М., 1999.
63. Власенков А.В., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст.
   Стили речи: учебное пособие для X-XI классов общеобразовательных
   учреждений. – 4-е изд. – М., 1997-2000.

*
В 2000 г. издательским домом “Дрофа” подготовлено и полностью
выпущено в свет существенно обновленное, доработанное и дополненное
издание данного комплекса (научный редактор В.В.Бабайцева), в который
входит теперь 11 книг: пособия “Русский язык. Практика” (5 книг) и
“Русская речь” (5 книг) изданы отдельно для 5,6,7,8,9 классов.
Далее

Назад

Ломоносовская частная школа Обучение в Англии: получите качественное образование вместе с Bright
Каникулярные программы Президентской школы